Административные правоотношения примеры – понятие, виды, важные черты и примеры

Содержание

понятие, виды, важные черты и примеры

Административные правоотношения — это такие взаимоотношения в обществе, которые происходят при организационном взаимодействии, а также когда необходимо урегулирование законодательных норм. Данные отношения обладают своими отличительными чертами.

Черты административного правоотношения

  • По своей сущности они властные, потому что появляются при исполнении государственно-управленческих обязанностей и государственного контроля. В этом случае одна сторона влияет на вторую. Происходит такой процесс, чтобы достичь определенной цели. В таких ситуациях всегда участвует орган государства, определенное властное лицо, которое имеет компетенцию управленческой направленности.
  • Административные правоотношения возникают, когда не нужно согласие другой стороны.
  • Появляются, когда требуется надзор.
  • Если одно лицо не выполняет функции, которые на него возложены, то ответственность за такое поведение наступает перед органом государственного реагирования.
  • Споры, которые происходят между сторонами рассматриваются во время судебных или административных заседаний. Для того чтобы рассмотреть их в рамках производства необязательно, чтобы было дано согласие другой стороны. Заседание может проходить при отсутствии сторон.

Таковы основополагающие черты административного правоотношения. Благодаря им можно понять в чем заключается основная сущность правовых отношений. Также можно проследить взаимосвязь между ними.

Субъекты

Это не только граждане, но и организации. Это различные отраслевые предприятия или профессиональные учреждения. Они не зависят от того в какой форме находится их собственность. Нужно обладать дееспособностью в административном смысле, чтобы стать субъектом. То есть возможность выполнять функций, которые есть у каждого гражданина. Таким образом, становится понятно, кто может быть субъектом административных правоотношений.

Объекты правоотношений

Это то, ради чего появляются такие правовые отношения. А возникают они ради гражданского сознания, поведения, воли и материальных ценностей.

Содержанием правоотношений являются юридические права, а также обязанности. Юридические права — совокупность поступков, которые дозволены и контролируются государством. Например, право на обращение к органу, свобода перемещения.

Критерии при возникновении правоотношений

Правовые действия. То есть ситуации, которые могут появляться, меняться и заканчиваться. Эти действия во всем своем проявлении юридические, потому что их наступление зависит от правовых норм.

Действия появляются в результате того, что возникает волеизъявление у субъекта.

Если действия находятся в рамках законности, то они будут соответствовать нормам административного характера. Это могут быть действия граждан или других субъектов. Например, когда гражданин подает жалобу, то его действие несет за собой определенное правоотношение. Оно возникает между органом, куда он подает жалобу и непосредственно самим гражданином.

Особенность фактов

В юридическом смысле получается то, что первоначальным видом действий выступают региональные правовые акты, которые обладают индивидуальным характером. То есть акты, которые обязательно нужно исполнять конкретному лицу. Последствиями юридических действий является тот факт, что они могут появляться, изменяться и прекращаться в совокупности правовых отношений.

Можно привести пример: когда гражданин поступает на определенную службу, издается документ и это влечет за собой то, что появились служебные отношения. Они только один вид из множества административных взаимоотношений. Неправомерные действия нарушают все нормы, которые не соотносятся с их требованиями. К таким обычно относятся нарушения, связанные с правопорядком. Они больше всего характерны для деятельности, осуществляющейся при управлении. Также они способствуют появлению юрисдикционных ситуаций. Здесь имеется в виду определенное бездействие, когда органы внутреннего контроля не принимают попыток, чтобы обеспечить общественный порядок.

Управленческие правоотношения могут подразделяться по различным критериям. Существует большое количество классификаций. Для каждого вида правоотношений можно подобрать примеры. Так можно понять, как будут регулироваться те или иные сферы жизни со стороны нормы права или определенных управляющих органов власти. Все административные правоотношения можно разделить по характеристикам.

В зависимости от характера

  • Регулятивные могут появляться в ситуациях, которые не противоречат законным нормам. Такие правовые отношения обычно выступают в договорах, касающихся продажи какого-либо предмета. Таким образом, получается что одна сторона покупает, а другая продает. Они в своих действиях напрямую между собой связаны. От порядочности стороны зависит результат.
  • Охранительные появляются вследствие действий, противоречащих нормам правового регулирования. Например, Верховный совет отменяет указ высшего должностного лица своим заключением, которое выдал Конституционный суд Российской Федерации.

По содержанию действий

  • Активные, которые имеют положительное действие.
  • Пассивные, когда происходит воздержание от совершения определенных действий. Например: запрет на нарушение правопорядка, общественной безопасности.

В зависимости от правоохранительной направленности

  • Вертикальные. Они сочетают в себе полномочия государственно-властного направления. То есть, когда директор предприятия имеет полномочия перед теми должностными лицами, которые у него работают. В основном присутствуют у соподчиненных сторон. Но у одной стороны полномочий может быть при этом меньше, а иногда их нет вовсе. Например: правительство имеет больше властных полномочий, чем министерство. Отсутствовать они могут также и у рядового гражданина.
  • Горизонтальные. Как их еще называют координационные, характеризуются равноправием сторон. Появляются у исполнительных органов власти. Служащие этих учреждений имеют равный должностной уровень с руководителем учреждения.

По своему назначению

  • Материальные. То есть, когда административные отношения регулируются материально-административными нормами. Объекты в данном случае — это земля, лес. Те которые существуют сами по себе.
  • Процессуальные по аналогии контролируются процессуальным правом. Они возникают например, у суда и лица, которое участвует в судебном процессе. Таким образом, лицо которое считает, что нарушены его права может прийти в суд и отстоять свои законные интересы.

По наличию участников, находящихся в составе правоотношений

  • Внутриаппаратные. Их нормы как бы объединяют совокупность органов власти, контроль службы в них, полномочия служащих их общественные взаимоотношения, методы работы в государственных организациях. Они представляют интересы всех звеньев власти, которые могут быть у руководителя и его аппарата управления или у департамента и любого министерства.
  • Внеаппаратные. Такой вид отношений характеризуется воздействием на те объекты, которые не входят в механизм органов власти. Например, меры воздействия могут применяться к гражданам, организациям, если они занимаются коммерческой деятельностью. Сюда входят и разные частные фирмы, поэтому можно проанализировать и понять, какие общественные правоотношения называют административными.

По характеру обязанностей

  • Основные. Появляются при управленческом воздействии. Возникают у вышестоящих звеньев государственного механизма над нижестоящими, когда руководитель и его подчиненные по службе исполняют идентичные обязанности, административно-управленческого характера. Это важнейшие черты административных правоотношений, потому что в управленческой сфере такие моменты считаются наиболее распространенными.
  • Неосновные. Находятся вне рамок воздействия, но связаны с осуществлением контрольных функций. Когда два министерства вместе работают над созданием какого-либо документа или согласовывают различные управленческие вопросы.

В зависимости от субъекта управления

  • Субординационные. Они выстраиваются на основе властных действий управленческого субъекта. Например, когда орган власти следит за работой нижестоящих организаций. Министерство финансов контролирует работу министерств, занимающихся вопросами выделения средств на развитие регионов. Министр имеет полномочия, которые заключаются в том, чтобы контролировать должностных лиц, ведь они являются его подчиненными.
  • Координационные. Это так называемые связи, когда определенная авторитарность отсутствует. Таким образом, можно сделать отсылку к контролирующим органам власти. Если бы основа координации одинаково трактовалось, то такой итог было бы допустимым. Но нет содержательных оснований. Координация обычно проявляется в контролирующей функции органов управленческой власти. То есть сопровождается властными характерными действиями. Можно привести следующие примеры административных правоотношений: деятельность администраций регионов контролирует Правительство Российской Федерации. Также оно проверяет работу городов, областей которые входят в федеральный состав. Координационная деятельность в таком случае осуществляется в форме законодательных актов юридической направленности. Еще можно подобрать следующий пример: Министерство природных ресурсов Российской Федерации регулирует работу министерств, а также ведомств, занимающихся вопросами защиты природных ресурсов. Причем решения, которые принимает этот орган являются обязательными и для других законодательных органов. Координация характеризуется наличием властных волеизъявлений. Проявляется это во взаимоотношениях вышестоящих органов с нижестоящими, а также не соподчиненных с органами, которые выполняют исполнительные функции. Значит, координационная деятельность может применяться в отношении субъекта управления.

При попытках дать характеристики управленческим отношениям не нужно опираться только на виды административных правоотношений, потому что на практике управленческая сущность многозначна. Поэтому при осуществлении управленческих функций можно полагаться на самые основные виды, приведенные ранее.

К признакам относится неравное положение сторон как фактов ведущего показателя, то есть властные отношения сосредоточены в руках властвующей стороны, которая управляет и имеет свои властные полномочия.

Неравенство предполагает, что одна сторона управляет, другая исполняет разные решения. Но подчиненность не всегда ярко выражена. Например, негосударственное учреждение напрямую не подчиняется субъекту органов исполнительной власти.

При взаимоотношениях отдельных звеньев в механизме органов власти, выполняющих исполнение решений и, когда одно звено механизма подчиняется другому, очень часто подчиненности не наблюдается. Можно привести в пример ситуацию, чтобы понять в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений, когда центральный региональный орган не подчиняется непосредственным органам федеральной правительственной власти, а разные предприятия не подчиняются надзорным службам.

Если описывать подчиненность, которая характерна для сторон в административной сфере нужно иметь в виду иерархичную подчиненность. Она наиболее часто встречается в вертикали управления и проявляется в работе вышестоящих и нижестоящих звеньев власти. Можно указать на относительную деятельность исполнительной власти и тех предприятий, учреждений которые ей подведомственны.

Можно проанализировать характеристику обществознания административных правоотношений, которая является обобщенной на предмет содержания. Они направлены на то, чтобы урегулировать нормы права.

Сущность правоотношений

  • Происходит реализация основной работы и обязанностей государственных органов.
  • Присутствует внутриорганизационный характер, который появляется в работе управленческих органов власти и субъектов законодательства, а также органов прокурорского надзора.
  • Обязанности возникают при участии региональных субъектов.
  • Появление приходится на сферу внутренних отношений, разных профессиональных объединений и других формирований, а также, возникающих при осуществлении этими учреждениями, контролирующих задач и полномочий.

Административные отношения являются очень важным аспектом, потому что они значимы в общественной жизни людей. Специфика их масштабна и разнообразна, если рассматривать их функции и учитывать совокупность характеристик этих правоотношений.

www.nastroy.net

Тема 3: Административные правоотношения.

  1. Понятие, особенности и структура административных ПО.

  2. Виды административных правоотношений.

I. Административные правоотношения — это общественное отношение, возникающие в сфере государственного управления и урегулированные нормами административного права.

Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

  1. они, как правило, являются «властными», поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; — обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;

  2. они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

  3. административные правоотношения — это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

  4. в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

  5. спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.

Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).

Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.

Административная правоспособность — это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Административная дееспособность — это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо — вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.

Административная деликтоспособность — это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет — для призывников).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права — это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.).

Юридические обязанности — мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Основанием возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.

По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие.

По волевому признаку они делятся на событии и действия. События — это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия, в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные:

— юридические акты индивидуального характера — указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;

— юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;

неправомерные: административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.

studfiles.net

Административные правоотношения


   Основой для возникновения административных правоотношений служит наличие административного права, в рамках которого управленческие правоотношения начинают позиционироваться как административно-правовые.
   Чтобы административные правоотношения могли считаться таковыми необходимо наличие двух субъектов, один из которых должен являться субъектом управления. В его роли может выступать лицо, представляющее государство и наделенное властными полномочиями (госслужащие, органы местного самоуправления или исполнительной власти и т.п.), в роли второго субъекта административных правоотношений может выступать кто угодно, независимо от имеющихся полномочий.  

   Все споры и разногласия, которые возникают в рамках административно-правовых отношений, в большинстве своем решаются во внесудебном порядке и могут рассматриваться как уполномоченными органами исполнительной власти, так и в суде, но для правовых государств более предпочтительным является именно судебный порядок. Здесь стоит отметить, что в случае фиксирования нарушения одной из сторон общепринятых

административно-правовых норм, она будет нести ответственность перед государством, а не перед второй стороной.

   В качестве примера административных правоотношений можно привести ситуацию с нарушением правил дорожного движения (ПДД), где в качестве субъекта власти выступает полицейский, а в качестве субъекта подчинения нарушитель. Рассмотрение административных дел связанных с ПДД занимает огромную нишу в сфере адвокатской деятельности, т.к. довольно часто такие дела сопровождаются множеством спорных ситуаций, в которых нарушителю приходится отстаивать свою правоту с помощью адвоката.  

   Отдельного внимания заслуживает вопрос привлечения к административной ответственности юридических лиц. Сложность заключается в том, что к юридическому лицу нельзя применить традиционное понимание вины, т.к. это не человек, а организация. Поэтому здесь было бы совершенно бессмысленно пытаться установить вину юридического лица с позиции злого умысла или неосторожности, т.к. само по себе юридическое лицо не обладает рассудком и сознанием. На сегодняшний день вина юридического лица с точки зрения административного права рассматривается по двум направлениям:

субъективная и объективная. Под объективной подразумевается вина организации, определяемая по характеру совершенного юридическим лицом противоправного действия, т.е. она обуславливается объективной стороной состава преступления. В то время как субъективная определяется отношением представителей организации (руководство, администрация, рядовые сотрудники и т.д.) к нарушению, совершенному данной организацией.  

   Несмотря на тот факт, что каждый год закон об административной ответственности юридических лиц корректируется и дополняется, этот вопрос все также остается животрепещущей темой для дискуссий. Из этого вытекает множество спорных ситуаций, которые порой не так просто разрешить, как может показаться на первый взгляд.

   Юристы компании «Вы и Право» помогут вам разобраться с любыми административно-правовыми делами в отношении как физических, так и юридических лиц. Здесь вы всегда можете рассчитывать на квалифицированную помощь и юридическую поддержку.

vyipravo.ru

II.Виды административных правоотношений

Административные правоотношения характеризуются большим разнообразием в зависимости от субъектного состава, характера и видов управленческой деятельности, от того, какие функции государственного управления реализуются и т.п.

По своему характеру административные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Первые возникают из таких жизненных ситуаций, которые не противоречат нормам права. Возникновение вторых связано с действиями, которые противоречат определенным нормам права.

В зависимости от характера обязанностей правоотношения делятся на пассивные и активные. В правоотношениях активного типа содержанием обязанностей является осуществление определенных положительных активных действий (свидетельское показание, выполнение своих обязанностей и др.). Правоотношения пассивного типа предусматривают воздержание от совершения определенных действий (не нарушать общественный порядок и общественную безопасность и др.).

Общепринято выделять такие виды административных правоотношений как вертикальные и горизонтальные. Вертикальные правоотношения характеризуются наличием у одной стороны государственно-властных полномочий относительно второй стороны отношений (например, работник ГАИ наделен государственно-властными полномочиями в отношении лица, которое управляет транспортным средством, при нарушении им правил дорожного движения). Именно вертикальные правоотношения ярче выражают сущность административно-правового регулирования и особенности административного права. Для данного вида отношений характерно: неравенство сторон, подчиненность одной стороны другой, наличие организационной подчиненности и его отсутствие; подконтрольность и поднадзорность, неравенство сторон в юридическом понимании.

Основной особенностью горизонтальных административных правоотношений является то, что стороны непосредственно не подчиняются одна одной, занимают, как правило, одинаковое правовое положение (например, два министерства координируют свою деятельность относительно решения конкретного вопроса).

В зависимости от методов административно-правового регулирования выделяют субординацийные, координационные и реординацийные административные правоотношения. Субординацийные правоотношения возникают тогда, когда одна из сторон правомочна осуществлять распорядительные или контрольные полномочия в отношении другой стороны (например, в государственной службе). Координационные правоотношения характеризуются тем, что государственно-властные полномочия сторон направляются на совместную деятельность для достижения определенной цели или решения общих задач (например, Министерство внутренних дел Украины и Служба безопасности Украины координируют свою деятельность в борьбе с коррупцией). Особенность реординационных правоотношений состоит в том, что объект управления, наделенный правом обращаться к субъекту управления относительно осуществления ним определенных действий, то есть имеет место обратная связь в государственном управлении (например, для выполнения государственной задачи, объект управления правомочный требовать от субъекта управления ее финансирования).

studfiles.net

Административные правоотношения понятие основные признаки структура виды

Административные правоотношения: понятие, основные признаки, структура, виды

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.

Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.

Особенности административно-правовых отношений:

Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.

Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.

В административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.

Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. С одной стороны – авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой — подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов, в которых участвуют люди, наделенные волей и сознанием.

Таким образом, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти

Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.

Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны. Условиями возникновения являются также: наличие административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и ответственность сторон; их дееспособность; юридический факт.

Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.

Действующее законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.

Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

Виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:

— Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).

— Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).

— правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:

— внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)

— внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., — вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

— материальные (административно-правовые),

— административно-процессуальные,

— административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:

— защищаемые в административном порядке;

— защищаемые в судебном порядке.

studfiles.net

Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

  1. Понятие и особенности административно-правовых норм. Их структура.

  2. Виды административно-правовых норм. Критерии классификации.

  3. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений.

  4. Источники административного права.

1. Понятие и особенности административно-правовых норм. Их структура.

Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право – одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально-политической сущности, роли и общественного предназначения. Но наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права.

Главная их особенность заключается в их собственном предмете регулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права, о чем шла речь в ходе предыдущей лекции. Административно-правовая норма – это урегулированный юридическими средствами порядок возникновения, приостановления, изменения и прекращения общественных отношений в сфере исполнительных отношений. Нормы административного права представляют собой указание субъекту правоотношения, выраженное в императивной или факультативной форме, побуждающее объект к действию или бездействию.

Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлением гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действия и поведения.

Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Они, как и все другие правовые нормы, всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

2. Виды административно-правовых норм. Критерии классификации.

1) Административно-правовые нормы различаются по своей юридической силе, в зависимости от источника, в котором они выражены. Это могут быть нормы, выраженные в актах, принятых на референдуме; Конституции РФ, Федеративном договоре, изменяющих их актах; федеральных конституционных законах, федеральных законах; указах и распоряжениях Президента РФ; постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и, наконец, в актах, принятых в единой системе исполнительной власти (акты федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им территориальных органов в субъектах РФ, а также акты, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ).

2) По способу воздействия на поведение субъектов административных правоотношений выделяют следующие виды административно-правовых норм

Обязывающие нормы прямо предписывают обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компеиенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, причем в установленные названным Законом сроки.

Запретительные (запрещающие, интердикционные (от лат. interdicere – запрещать), нормы содержат прямой либо косвенный запрет. Прямой запрет, в частности, определен статьями КоАП РФ, предусматривающими применение санкций за указанные в правовой норме деяния, содержащие признаки административного правонарушения (в форме прямого запрета определено большинство предписаний, предусмотренных в гл.20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность»). Прямой запрет, в отличие от косвенного (опосредованного) запрета, предусматривает недвусмысленное запрещение действия (бездействия), которое может привести к административному деликту. В частности, в силу указания ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Целью косвенного запрета также является предотвращение совершения правонарушения, однако не в форме запрещающего предписания, а опосредованным методом государственного регулирования, например методом введения специального разрешительного порядка: гражданин (юридическое лицо) получает право заниматься предпринимательской (коммерческой) деятельностью, получив лицензию, сертификат соответствия, свидетельство о государственной регистрации. В некоторых случаях специальное разрешение органов исполнительной власти необходимо и при осуществлении некоммерческой деятельности (получение лицензии на осуществление образовательной деятельности и др.).

К управомочивающим нормам относятся нормы, предоставляющие полномочия органам и должностным лицам и определенные права гражданам, которые они могут использовать по своему усмотрению, а могут отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.). В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти. Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст. ст. 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах». В соответствии со ст. 18 данного Закона судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие:

для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, — когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

для пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

для отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

для пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Так, статьей 41.6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что за примерное исполнение работниками прокуратуры их служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в ее органах и учреждениях, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

объявление благодарности;

награждение почетной грамотой;

занесение на Доску почета, в Книгу почета;

выдача денежной премии;

награждение подарком;

награждение ценным подарком;

награждение именным оружием;

досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ.

Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами РФ.

Рекомендательные нормы. Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров. Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090). Абзацем 4 п. 4.1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Как видим, данная норма предлагает определенной категории субъектов административно-правовых отношений (пешеходам) возможный вариант поведения. Однако решение о том, руководствоваться именно этим вариантом либо отвергнуть его, предоставлено исключительно тем субъектам, к которым относится рекомендация. В приведенном примере каждый пешеход решает для себя сам: использовать ли ему рекомендацию Правил дорожного движения, например путем приобретения соответствующей одежды или самостоятельной нашивки на одежду светоотражающих элементов, либо нет. Отказ от предлагаемого рекомендательной нормой варианта поведения не влечет негативных последствий, например, в виде административного наказания. Пожалуй, в такие рекомендательные нормы облекается элементарный здравый смысл, транслируемый законодателем или органом, полномочным издавать подобные нормы. Кроме того, нельзя исключать ситуаций, когда с течением времени, доказав свою обоснованность, рекомендательные нормы могут трансформироваться в обязывающие.

Иногда рекомендательные по форме нормы, по сути, носят характер обязывающих. Так, Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» <1> рекомендовано лицам, замещающим государственные должности РФ, ее субъектов и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных данным Указом в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц. В частности, предусмотрено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

———————————

<1> Российская газета. 2002. N 152.

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.

Однако если мы ознакомимся с законодательством, регламентирующим государственную службу, то увидим, что те нормы, которые предложены в качестве рекомендательных, имеют обязательный характер.

Другой пример рекомендательно-обязывающих норм мы можем найти в Наставлении по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (утверждено Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297). Так, в частности, к сотрудникам дорожно-патрульной службы обращены следующие рекомендации:

не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к дорожно-транспортному происшествию. При этом сотрудник дорожно-патрульной службы должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений;

распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются;

разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения РФ и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения;

замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития;

с документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.

Как видим, при внешней рекомендательной форме, данные нормы, по сути, носят обязывающий характер. Поэтому полагаем уместным выделить дополнительную разновидность административно-правовых норм — рекомендательно-обязывающие. Они содержат, с одной стороны, рекомендуемую модель поведения, конкретная реализация которой возлагается на адресата данной нормы (например, найти предлог для разговора с водителем, подозреваемым в совершении преступления), с другой — четко выраженную обязанность (например, не сообщать об истинных причинах остановки транспортного средства, водитель которого подозревается в совершении преступления).

3) По своей юридической природе административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или, наоборот, не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения. Например, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» <1>, предусматривающее, что организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Другой пример — норма ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», дающая определение того, что понимается под дорожно-транспортным происшествием. В соответствии с названной нормой им является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

———————————

<1> Российская газета. 2004. N 131.

Но формой жизни закона является процесс его применения и каждая материальная норма живет лишь в процессе ее применения. Поэтому каждой группе материальных норм должна корреспондировать соответствующая группа процессуальных норм, устанавливающих порядок применения и реализации материальных правовых норм.

Процессуальные нормы, определяя порядок, процедуру реализации материальных правовых норм, отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник соответствующего правоотношения, каким образом он может и должен реализовывать свои права, обязанности и полномочия, предоставленные ему или возлагаемые на него материальной правовой нормой. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Особую многочисленную группу составляют процессуальные нормы, связанные с административной ответственностью, в частности регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Материальные нормы закрепляют в статичной форме права и обязанности участников административно-правового отношения, тогда как административно-процессуальные нормы отражают динамику реализации этих прав и обязанностей, регламентируя порядок и процесс (процедуру) разрешения конкретных индивидуальных дел в различных областях организационной деятельности государства.

4) По функциям правового регулирования административно-правовые нормы могут быть регулятивными и охранительными.

5) По действию во времени:

срочные, для которых определен срок действия. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 15 марта 2006 г. N 63 «Об охране автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области в весенний период 2006 года» <1> на автомобильных дорогах общего пользования Ленинградской области на время оттаивания земляного полотна в весенний период 2006 г. введено временное ограничение движения автотранспортных средств, у которых нагрузка на ось превышает:

———————————

<1> Вестник Правительства Ленинградской области. 2006. N 13.

пять тонн — на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием;

четыре тонны — на автомобильных дорогах с гравийным покрытием;

три тонны (для односкатных транспортных средств) — на автомобильных дорогах с асфальтобетонным и гравийным покрытием.

Как видим, действие нормы, вводящей ограничение на движение большегрузных автомобилей, распространяется на определенный временной промежуток — весенний период 2006 г.

Срочный характер имеют нормы актов, принимаемых при режиме чрезвычайного положения.

Бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.

studfiles.net

понятие, виды, важные черты и примеры :: SYL.ru

Административные правоотношения — это такие взаимоотношения в обществе, которые происходят при организационном взаимодействии, а также когда необходимо урегулирование законодательных норм. Данные отношения обладают своими отличительными чертами.

Черты административного правоотношения

  • По своей сущности они властные, потому что появляются при исполнении государственно-управленческих обязанностей и государственного контроля. В этом случае одна сторона влияет на вторую. Происходит такой процесс, чтобы достичь определенной цели. В таких ситуациях всегда участвует орган государства, определенное властное лицо, которое имеет компетенцию управленческой направленности.
  • Административные правоотношения возникают, когда не нужно согласие другой стороны.
  • Появляются, когда требуется надзор.
  • Если одно лицо не выполняет функции, которые на него возложены, то ответственность за такое поведение наступает перед органом государственного реагирования.
  • Споры, которые происходят между сторонами рассматриваются во время судебных или административных заседаний. Для того чтобы рассмотреть их в рамках производства необязательно, чтобы было дано согласие другой стороны. Заседание может проходить при отсутствии сторон.

Таковы основополагающие черты административного правоотношения. Благодаря им можно понять в чем заключается основная сущность правовых отношений. Также можно проследить взаимосвязь между ними.

Субъекты

Это не только граждане, но и организации. Это различные отраслевые предприятия или профессиональные учреждения. Они не зависят от того в какой форме находится их собственность. Нужно обладать дееспособностью в административном смысле, чтобы стать субъектом. То есть возможность выполнять функций, которые есть у каждого гражданина. Таким образом, становится понятно, кто может быть субъектом административных правоотношений.

Объекты правоотношений

Это то, ради чего появляются такие правовые отношения. А возникают они ради гражданского сознания, поведения, воли и материальных ценностей.

Содержанием правоотношений являются юридические права, а также обязанности. Юридические права — совокупность поступков, которые дозволены и контролируются государством. Например, право на обращение к органу, свобода перемещения.

Критерии при возникновении правоотношений

Правовые действия. То есть ситуации, которые могут появляться, меняться и заканчиваться. Эти действия во всем своем проявлении юридические, потому что их наступление зависит от правовых норм.

Действия появляются в результате того, что возникает волеизъявление у субъекта.

Если действия находятся в рамках законности, то они будут соответствовать нормам административного характера. Это могут быть действия граждан или других субъектов. Например, когда гражданин подает жалобу, то его действие несет за собой определенное правоотношение. Оно возникает между органом, куда он подает жалобу и непосредственно самим гражданином.

Особенность фактов

В юридическом смысле получается то, что первоначальным видом действий выступают региональные правовые акты, которые обладают индивидуальным характером. То есть акты, которые обязательно нужно исполнять конкретному лицу. Последствиями юридических действий является тот факт, что они могут появляться, изменяться и прекращаться в совокупности правовых отношений.

Можно привести пример: когда гражданин поступает на определенную службу, издается документ и это влечет за собой то, что появились служебные отношения. Они только один вид из множества административных взаимоотношений. Неправомерные действия нарушают все нормы, которые не соотносятся с их требованиями. К таким обычно относятся нарушения, связанные с правопорядком. Они больше всего характерны для деятельности, осуществляющейся при управлении. Также они способствуют появлению юрисдикционных ситуаций. Здесь имеется в виду определенное бездействие, когда органы внутреннего контроля не принимают попыток, чтобы обеспечить общественный порядок.

Управленческие правоотношения могут подразделяться по различным критериям. Существует большое количество классификаций. Для каждого вида правоотношений можно подобрать примеры. Так можно понять, как будут регулироваться те или иные сферы жизни со стороны нормы права или определенных управляющих органов власти. Все административные правоотношения можно разделить по характеристикам.

В зависимости от характера

  • Регулятивные могут появляться в ситуациях, которые не противоречат законным нормам. Такие правовые отношения обычно выступают в договорах, касающихся продажи какого-либо предмета. Таким образом, получается что одна сторона покупает, а другая продает. Они в своих действиях напрямую между собой связаны. От порядочности стороны зависит результат.
  • Охранительные появляются вследствие действий, противоречащих нормам правового регулирования. Например, Верховный совет отменяет указ высшего должностного лица своим заключением, которое выдал Конституционный суд Российской Федерации.

По содержанию действий

  • Активные, которые имеют положительное действие.
  • Пассивные, когда происходит воздержание от совершения определенных действий. Например: запрет на нарушение правопорядка, общественной безопасности.

В зависимости от правоохранительной направленности

  • Вертикальные. Они сочетают в себе полномочия государственно-властного направления. То есть, когда директор предприятия имеет полномочия перед теми должностными лицами, которые у него работают. В основном присутствуют у соподчиненных сторон. Но у одной стороны полномочий может быть при этом меньше, а иногда их нет вовсе. Например: правительство имеет больше властных полномочий, чем министерство. Отсутствовать они могут также и у рядового гражданина.
  • Горизонтальные. Как их еще называют координационные, характеризуются равноправием сторон. Появляются у исполнительных органов власти. Служащие этих учреждений имеют равный должностной уровень с руководителем учреждения.

По своему назначению

  • Материальные. То есть, когда административные отношения регулируются материально-административными нормами. Объекты в данном случае — это земля, лес. Те которые существуют сами по себе.
  • Процессуальные по аналогии контролируются процессуальным правом. Они возникают например, у суда и лица, которое участвует в судебном процессе. Таким образом, лицо которое считает, что нарушены его права может прийти в суд и отстоять свои законные интересы.

По наличию участников, находящихся в составе правоотношений

  • Внутриаппаратные. Их нормы как бы объединяют совокупность органов власти, контроль службы в них, полномочия служащих их общественные взаимоотношения, методы работы в государственных организациях. Они представляют интересы всех звеньев власти, которые могут быть у руководителя и его аппарата управления или у департамента и любого министерства.
  • Внеаппаратные. Такой вид отношений характеризуется воздействием на те объекты, которые не входят в механизм органов власти. Например, меры воздействия могут применяться к гражданам, организациям, если они занимаются коммерческой деятельностью. Сюда входят и разные частные фирмы, поэтому можно проанализировать и понять, какие общественные правоотношения называют административными.

По характеру обязанностей

  • Основные. Появляются при управленческом воздействии. Возникают у вышестоящих звеньев государственного механизма над нижестоящими, когда руководитель и его подчиненные по службе исполняют идентичные обязанности, административно-управленческого характера. Это важнейшие черты административных правоотношений, потому что в управленческой сфере такие моменты считаются наиболее распространенными.
  • Неосновные. Находятся вне рамок воздействия, но связаны с осуществлением контрольных функций. Когда два министерства вместе работают над созданием какого-либо документа или согласовывают различные управленческие вопросы.

В зависимости от субъекта управления

  • Субординационные. Они выстраиваются на основе властных действий управленческого субъекта. Например, когда орган власти следит за работой нижестоящих организаций. Министерство финансов контролирует работу министерств, занимающихся вопросами выделения средств на развитие регионов. Министр имеет полномочия, которые заключаются в том, чтобы контролировать должностных лиц, ведь они являются его подчиненными.
  • Координационные. Это так называемые связи, когда определенная авторитарность отсутствует. Таким образом, можно сделать отсылку к контролирующим органам власти. Если бы основа координации одинаково трактовалось, то такой итог было бы допустимым. Но нет содержательных оснований. Координация обычно проявляется в контролирующей функции органов управленческой власти. То есть сопровождается властными характерными действиями. Можно привести следующие примеры административных правоотношений: деятельность администраций регионов контролирует Правительство Российской Федерации. Также оно проверяет работу городов, областей которые входят в федеральный состав. Координационная деятельность в таком случае осуществляется в форме законодательных актов юридической направленности. Еще можно подобрать следующий пример: Министерство природных ресурсов Российской Федерации регулирует работу министерств, а также ведомств, занимающихся вопросами защиты природных ресурсов. Причем решения, которые принимает этот орган являются обязательными и для других законодательных органов. Координация характеризуется наличием властных волеизъявлений. Проявляется это во взаимоотношениях вышестоящих органов с нижестоящими, а также не соподчиненных с органами, которые выполняют исполнительные функции. Значит, координационная деятельность может применяться в отношении субъекта управления.

При попытках дать характеристики управленческим отношениям не нужно опираться только на виды административных правоотношений, потому что на практике управленческая сущность многозначна. Поэтому при осуществлении управленческих функций можно полагаться на самые основные виды, приведенные ранее.

К признакам относится неравное положение сторон как фактов ведущего показателя, то есть властные отношения сосредоточены в руках властвующей стороны, которая управляет и имеет свои властные полномочия.

Неравенство предполагает, что одна сторона управляет, другая исполняет разные решения. Но подчиненность не всегда ярко выражена. Например, негосударственное учреждение напрямую не подчиняется субъекту органов исполнительной власти.

При взаимоотношениях отдельных звеньев в механизме органов власти, выполняющих исполнение решений и, когда одно звено механизма подчиняется другому, очень часто подчиненности не наблюдается. Можно привести в пример ситуацию, чтобы понять в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений, когда центральный региональный орган не подчиняется непосредственным органам федеральной правительственной власти, а разные предприятия не подчиняются надзорным службам.

Если описывать подчиненность, которая характерна для сторон в административной сфере нужно иметь в виду иерархичную подчиненность. Она наиболее часто встречается в вертикали управления и проявляется в работе вышестоящих и нижестоящих звеньев власти. Можно указать на относительную деятельность исполнительной власти и тех предприятий, учреждений которые ей подведомственны.

Можно проанализировать характеристику обществознания административных правоотношений, которая является обобщенной на предмет содержания. Они направлены на то, чтобы урегулировать нормы права.

Сущность правоотношений

  • Происходит реализация основной работы и обязанностей государственных органов.
  • Присутствует внутриорганизационный характер, который появляется в работе управленческих органов власти и субъектов законодательства, а также органов прокурорского надзора.
  • Обязанности возникают при участии региональных субъектов.
  • Появление приходится на сферу внутренних отношений, разных профессиональных объединений и других формирований, а также, возникающих при осуществлении этими учреждениями, контролирующих задач и полномочий.

Административные отношения являются очень важным аспектом, потому что они значимы в общественной жизни людей. Специфика их масштабна и разнообразна, если рассматривать их функции и учитывать совокупность характеристик этих правоотношений.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *