Административный контроль и надзор – Административный контроль и надзор

Административный контроль и надзор, их особенности — Мегаобучалка

Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,

гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес

действий исполнительного органа (должностного лица). Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый

процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения

возможных административно-правовых споров. Как правило, такого рода споры

разрешаются в административном, то есть во внесудебном порядке. Это означает, что

основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного

управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности.

Суть его — в принятии полномочным исполнительным органом (должностным лицом)

юридически-властного решения по предмету спора, каковым является законность

оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию. На первый план выдвигается присущая административно-правовому регулированию односторонность действий субъекта управления, юридически-властным решением которого по существу и разрешается данный спор. Гражданин оспаривает решение другой стороны административно-правового отношения, используя, как правило, институт административного обжалования. Нижестоящие звенья системы государственного управления в случае возникновения спораобращаются к вышестоящему по отношению к спорящим сторонам исполнительному органу (должностному лицу) и т. п. Во всех подобных случаях оценка правомерности оспариваемых действий — прерогатива только компетентного, специально уполномоченного на это органа или должностного лица, хотя, как правило, подобными полномочиями наделен каждый из них. Наиболее детально административный порядок разрешения административно-правовых споров регламентирован, например, КоАП1.



Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободу совести, свободу

вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания

индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим основные параметры правового положения

таких объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе

совести и религиозных объединениях»1. Он отражает принципиальные позиции

государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по

отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих

объединений. 1 ВВС РФ. 1990. № 21. Ст. 240; см. также СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346.

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать

наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу

вероисповедания, во-вторых, не допустить злоупотребления этим правом,

посягательства на личность, права и свободы граждан. В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство, хотя и определяет правовой режим

осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само

государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения

гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных

объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных

функций На территории РФ не могут учреждаться органы исполнительной власти и

государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов,

связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповедания.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государственной власти

определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет

реквизиты устава (положения) религиозного объединения. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства. Регистрация уставов (положений) входит в исключительную компетенцию

Министерства юстиции РФ, органов управления в области юстиции субъектов РФ по

правилам, установленным законом.

Административный контроль и надзор, их особенности

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б)

ведомственный; в) надведомственный. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью

органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств

республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных

органов государственной власти субъектов РФ. Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и испол-

нения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за

профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями,

учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной

безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он

осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор России по ядерной и

радиационной безопасности), государственные инспекции (Государственная инспекция

по безопасности дорожного движения и др.). Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть

деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты,

независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно,

административный надзор по своему характеру является надведомственным. Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими Надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов,

осуществляющих административный надзор:

1. Полномочия по предупреждению правонарушений.

2. Полномочия по пресечению правонарушений.

3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц.

4. Полномочия по нормотворчеству.

Подавляющее большинство органов административного надзора наделены правом

привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей

компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об

административных правонарушениях, налагают административные наказания. Перечень

органов административного надзора, имеющих право рассматривать дела об

административных правонарушениях, дан в гл. 23 КоАП. В нем также определена

подведомственность дел каждого из этих органов.

megaobuchalka.ru

Административный надзор как функция органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 351/354

Тищенко Г.И.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ФУНКЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В статье проводится анализ административного надзора в научных аспектах. Также проведено сравнение понятий и способов применения административного надзора в советский и современный периоды существования нашего государства. Рассмотрены наиболее известные концепции административного надзора.

Ключевые слова: административный надзор, теории административного надзора, административный надзор в СССР, концепции административного надзора в Российской Федерации.

* * *

Tishchenko G.I.

ADMINISTRATIVE SUPERVISION AS FUNCTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES

In article the analysis of administrative supervision in scientific aspects is carried out. Comparison of concepts and methods of application of administrative supervision is carried also out to the Soviet and modern periods of existence of our state. The most known concepts of administrative supervision are considered.

Key words: administrative supervision, theories of administrative supervision, administrative supervision in the USSR, concepts of administrative supervision in the Russian Federation.

*

Административный надзор — надведом-ственный, специализированный, систематический контроль госуцарственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм [5].

Административный надзор в науке административного права является особой формой исполнительной власти, осуществляющей функции по обеспечению законности и соблюдению конституционных прав и свобод граждан, общественных организаций и юридических лиц, а также безопасности в деятельности организационно неподчиненных государственных органов власти и их должностных лиц.

С целью достижения определенного результата эта форма может быть и способом управленческого воздействия. Также административный надзор является способом осуществления контроля власти и дисцип-

* *

лины в государстве.

Концепция административного надзора на данном этапе должна иметь более четко выраженную дефиницию этого административно-правового явления. Для этого должно быть выработано общее понимание административного надзора, отобразить его признаки, формы, критерии, классификации и качество административно-надзорной деятельности.

Административному надзору следовало бы использовать материальные административно-правовые нормы, устанавливающие статус административно-надзорной деятельности органов и должностных лиц (материальные источники) и процессуальные административно-правовые нормы. Они бы могли регулировать порядок административно-надзорных действий и оформление результатов данной деятельности.

Такие административно-правовые нормы могут быть основаны на определенных принципах данного вида надзора, которые обязаны обусловливать структуру института административного надзора.

В Российской Федерации на данный момент существуют несколько типов надзора: прокурорский, судебный, административный.

Административный — самый большой по разнообразию надзор. Существует множество его отличий от прокурорского или судебного.

Подразделения государственной администрации, а также субъекты публичной исполнительной власти являются властными субъектами надзорной деятельности.

Если главная цель судебного и прокурорского надзора — обеспечение законности в стране, то у административного надзора обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Это является важным отличием этих видов надзора. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т.д.), уменьшения тяжести их последствий [см.: 5].

Административный надзор более специфичен, так как занимается соблюдением специальных правил (ветеринарных, санитарных, таможенных, торговли и др.), а не соблюдением законности в целом.

Административный надзор имеет систематичный характер так как он проводится не только из-за поступления сигнала, но и в плановом порядке.

Также административным принуждением характерен административный надзор, так как надзорные структуры наделены полномочиями административного пресечения и наказания.

Можно выделить три разновидности в системе регулярного надзора:

• за неопределенным количеством субъектов;

• за получившими лицензии и разрешения лицами;

• за лицами, освобожденными их мест лишения свободы.

Этот вид носит принудительный характер и осуществляется органами внутренних дел [9].

На три группы можно разделить большое количество надзорных служб государственной администрации:

— надзорные ведомства, главной задачей которых является системный надведом-ственный контроль за соблюдением специальных правил;

— входящие в состав федеральных органов исполнительной власти государственные инспекции и иные подразделения;

— разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.

Следует упомянуть и о том, что понятие административного надзора к нам пришло из советского периода, где он выступал в качестве важного метода обеспечения законности. В большей степени административный надзор понимался как надведом-ственный контроль, представлял собой форму активного наблюдения и в определенных случаях мер административно-властного характера [см.: 3; 7; 18].

Чаще всего административный надзор относили к органам милиции, которые осуществляли надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за иной, строго определенной законом категорией граждан [14, с. 275278; 12, с. 69-78].

Стоит подчеркнуть, что во всех концепциях советского административного надзора отсутствовало строгое разделение контроля и административного надзора. То есть контроль отождествлялся с административным надзором, поэтому административный надзор считался разновидностью контроля.

Именно из-за этой теоретической двусмысленности данных понятий произошло смешение надзора и контроля, которое тянется до российского законодательства.

Административное право современной России не разрешило сложившихся противоречий административного надзора, он стал рассматриваться как правовое явление, имеющее много функций, осуществляемое различными органами государственной власти.

Имеет место быть теория о том, что органом надзора является только прокуратура, а все остальные, именуемые «надзором», следовало бы называть контрольными органами [13, с. 189].

М.С. Шалумов утверждает, что термин «надзор», сохранившийся в наименовании многих контрольных органов, лишь вводит в замешательство при понимании государственных функций органов контроля и надзора [15, с. 85].

Также ряд ученых считают, что функции реализации ответственности не может выполнять надзорная деятельность. Выходит за рамки надзорной деятельности процесс применения любого наказания, что представляет собой самостоятельную форму административной ответственности. Это доказывает то, что не совпадают две формы деятельности, осуществляемые одним субъектом [16, с. 3233; 6, с. 92; 17, с. 88-90].

Достаточно распространенной является научная позиция о том, что стоит относить юрисдикционную деятельность в содержание административного надзора, а административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Довольно известные правоведы, такие как Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов и др., утверждают, что надзорные структу-

ры наделены юрисдикционными полномочиями, а также административный надзор связан с широким применением мер административного принуждения [см: 4, с. 356, с. 364; 8, с. 543-545; 1, с. 474-475; 2, с. 411; 11, с. 203; 10, с. 427 и др.].

Современные подходы к трактовке административного надзора являются довольно дискуссионными среди ученых в области административного права. Многие авторы указывают на то, что административный надзор имеет исключительно правоохранительную природу, а никак не управленческую. По этой теории к правоохранительным органам относятся все государственные инспектора различных ведомств. Данные предположения могут служить лишь для выведения подразделов административного надзора, так как имеют недостаточную аргументацию.

Между правоведами существует много споров по поводу природы административного надзора, поэтому его развитие имеет малопродуктивный характер. Административно-правовая наука в Российской Федерации не предложила единого подхода к пониманию административного надзора, сочетавшегося с законодательными положениями, которые устанавливали бы статус и порядок осуществления административно-надзорной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на данный момент в Российской Федерации нет единого правового акта, который закреплял хотя бы основы административного надзора, но существуют федеральные законы, которые регулируют разные виды надзора. А также нет единого мнения о природе административного надзора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. М., 2008.

2. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2008.

3. Асадов А.М. Конституционные основы государственного финансового администрирования // Административное право и процесс. 2011. №7. С. 16-20.

4. Бахрах Д. H. Административное право России: Учебник. M., 2011.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. M.: Эксмо, 2009.

6. Еропкин M.^ Управление в области охраны общественного порядка. M., 1965.

7. Кармолицкий А.А. Правовое регулирование полномочий государственных инспекций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. M., 1976.

8. Козлов ЮМ. Административное право: Учебник. M., 2007.

9. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс» Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. M., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

10. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007.

11. Овсянко ДМ. Административное право: Учебное пособие. M., 2002.

12. Разаренов Ф.С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы советского административного права на современном этапе. M., 1963.

13. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. СПб., 2003.

14. Советское административное право (Общая и особенные части). M., 1973.

15. Шалумов M.Q Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 1999. №1.

16. Шергин А.П. Административная юрисдикция. M., 1979.

17. Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты): Дис. на соиск. уч. степ. д.ю.н.. Ростов-на-Дону. 2011.

18. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. M., 1981.

REFERENCE

1. Administrativnoye pravo i protsess: polnyy kurs / YU.A. Tikhomirov. M., 2008.

2. Administrativnoye pravo: uchebnik / Pod red. L.L. Popova, M.S. Studenikinoy. M., 2008.

3. Asadov A.M. Konstitutsionnyye osnovy gosudarstvennogo finansovogo administrirovaniya // Administrativnoye pravo i protsess. 2011. № 7. S. 16-20.

4. Bakhrakh D.N. Administrativnoye pravo Rossii: uchebnik. M., 2011.

5. Bakhrakh D.N. Administrativnoye pravo Rossii: Uchebnik / D.N. Bakhrakh, V.G. Tataryan. M.: Eksmo, 2009.

6. Yeropkin M.I. Upravleniye v oblasti okhrany obshchestvennogo poryadka. M., 1965.

7. Karmolitskiy A.A. Pravovoye regulirovaniye polnomochiy gosudarstvennykh inspektsiy: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 1976.

8. Kozlov YU.M. Administrativnoye pravo: uchebnik. M., 2007.

9. Federal’nyy zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // SPS «Konsul’tantPlyus «. Versiya Prof, setevaya. Elektron. dan. M., 2012. Dostup iz lokal’noy seti Nauch. b-ki Tom. gos. un-ta.

10. Obshcheye administrativnoye pravo: Uchebnik / Pod red. YU.N. Starilova. Voronezh, 2007.

11. Ovsyanko D.M. Administrativnoye pravo: Uchebnoye posobiye. M., 2002.

12. Razarenov F.S. O sushchnosti i znachenii administrativnogo nadzora v sovetskom gosudarstvennom upravlenii // Voprosy sovetskogo administrativnogo prava na sovremennom etape. M., 1963.

13. Rokhlin V.I. Prokurorskiy nadzor i gosudarstvennyy kontrol’ : istoriya, razvitiye, ponyatiye, sootnosheniye. SPb., 2003.

14. Sovetskoye administrativnoye pravo (Obshchaya i osobennyye chasti). M., 1973.

15. Shalumov M.S. Prokurorskiy nadzor i gosudarstvennyy kontrol’ za ispolneniyem zakonov: razgranicheniye kompetentsii i otvetstvennosti // Gosudarstvo i pravo. 1999. №1.

16. Shergin A.P. Administrativnaya yurisdiktsiya. M., 1979.

17. Shmaliy O.V. Pravovoye obespecheniye effektivnosti ispolnitel’noy vlasti (teoretiko-metodologicheskiye aspekty): Dis. na soisk. uch. step. d.yu.n. Rostov-na-Donu, 2011.

18. Shorina Ye.V. Kontrol’ za deyatel’nost’yu organov gosudarstvennogo upravleniya v SSSR. M., 1981.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ТИЩЕНКО Георгий Игоревич, студент 2 курса юридического факультета заочной формы обучения, Южно-Российский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону.

E-mail: [email protected]

Рецензент:

доктор юридических наук, доцент

Шмалий О.В.

E-mail: [email protected]

cyberleninka.ru

56. Контроль органов исполнительной власти, административный надзор.

Административный надзор контроль органов и.в. три вида: общий (осуществляют органы общей компетенции., ведомственный и надведомственный контроль.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ. Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры,

науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.)Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями. Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Ведомственный – контроль вышестоящих над деятельностью нижестоящих, то есть связанный с подчиненностью. Проверка исполнения – функция управления.

Надведомственный контроль – в отношении неподчиненных, отсутствует административная подчиненность. Это разновидность административного надзора. Осуществляют два вида органов: 1. Федеральные службы, не обладающие административными полномочиями (Федеральная служба по надзору в сфере образования), 2. Обладающие административными полномочиями (государственная противопожарная служба).

ФЗ «О защите прав юр лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора)» от 8.08.2001г. – это и есть административный надзор, то есть когда контроль приравнивается к надзору имеется ввиду административный надзор.

Административный надзор – разновидность надведомственного контроля – осуществление наблюдения за исполнением специальных правил и требований. Административный надзор осуществляют специальные созданные для этого, органы. Объектами административного надзора являются отношение охранительного характера (санитарно эпидемиологическое благополучие населения, государственная охрана общества, личной безопасностью, охрана и рациональное использование земли, природных ресурсов, ценности, созданные трудом человека). В силу специфики отношений, они регулируются не только нормами права, но и разнообразными нормативами, то есть техническими, санитарными и т.д. Осуществляют специально составляемые органы. Важность указанного ФЗ: контроль и надзор равнозначны, то есть это контрольно-надзорная деятельность. Положения данного закона не применяются во многих случаях (налоговый, транспортный контроль, защиты государственной тайны, ветеринарный контроль и т.д.). Плановые проверки – 1 раз в 3 года. Это не исключает возможность проведения внеплановых проверок по сообщениям. Поскольку административный надзор осуществляют спец. органы, они наделены спец полномочиями: 1. Полномочия, по проведению мероприятий, связанных с получением информации, то есть для этих целей государственные служащие вправе беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, также, проводить проверки, получать всевозможные материалы и проч. 2. Полномочия, по даче, обязательных к исполнению, указаний/предписаний. То есть в обязанности органов административного контроля входит не только выявление нарушений, но и предотвращение. Указы/предписания оформляются постановлением и носят юр. обязательный характер. 3. Полномочия по применению административно-правового принуждения.

!!!Отличия контроля от надзора

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.

Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.

Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.

Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.

Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

надзор можно определить как ограниченный контроль, а основные различия между ними можно свести к следующему: — органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех субъектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; — в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; а в процессе надзора — меры административного воздействия; — органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов, а органы надзора проверяют соблюдение специальных правил. Сравнение контроля и надзора приводит к вполне конкретному выводу о том, что понятие контроля является более широким, чем понятие надзора, и имеет свои, специфические, признаки; а органы, осуществляющие государственный контроль, наделены более широкими полномочиями, нежели надзорные органы.

Административный надзор отличается от прокурорского мерами воздействия. При осуществлении административного надзора применяю меры административно-правового принуждения. Органы административного надзора имеют полномочия на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность в плане соблюдения ими общеобязательных административных правил.

studfiles.net

Контроль органов исполнительной власти. Административный надзор.

Важную роль в достижении целей, поставленных перед субъектами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т. е. надзор.

Известно, что контроль — атрибут управления, одна из важнейших его функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки правовыми актами контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля надзором необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.

В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству роль надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля.

Административный надзор осуществляется специальными ведомствами, ведомственными службами, органами, для которых такая функция является важнейшей или даже главной(1). Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями, их деятельность — разновидность межотраслевого управления (2). Его субъектами могут быть как государственные, так и общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также граждане (3). Административный надзор, как правило, состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и подзаконными актами, многие из которых к тому же относятся к технико-юридическим (4). Осуществляется он систематически и обычно по инициативе властных субъектов (5). И, важная особенность: он, как правило, связан с применением административного принуждения (6).

Административный надзор — надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм. С одной стороны, — это часть управленческого контроля, особый вид исполнительно-распорядительной деятельности. Если же подойти к нему с позиций обеспечения законности, — это одно из средств охраны такого режима, разновидность государственного надзора, который включает в себя еще и прокурорский, судебный, конституционный.

Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Во многих ведомствах есть специализированные надзорные службы, большинство из которых называются государственными инспекциями, а некоторые носят названия регистров, служб, управлений. В их числе: государственная ветеринарная, автомобильная, торговая, охотничья инспекции, главное управление государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики; морской, речной, авиационный регистры; Главное управление охраны общественного порядка МВД РФ.

Специализированные надзорные ведомства подчинены Правительству РФ, а ведомственные службы — соответствующим центральным федеральным органам специальной компетенции.

Главные задачи административного надзора состоят в том, чтобы обеспечить:

1) безопасность граждан, общества, государства;

2) надлежащее качество продукции и услуг.

А для этого необходима охрана соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. И лишь потом необходимо выявить виновных и решать вопросы об их ответственности. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

admin-laws.ru

73. Государственный контроль и административный надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении.

Сущность и виды контроля в государственном управлении

Контроль, являясь частью государственного управления, осуществляется от имени государства с использованием соответствующих властных полномочий. Он призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины исполнительными органами, их должностными лицами, а также физическими и юридическими лицами. Сущность государственного контроля составляют:

1. Наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта

2. Получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины

3. Принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4. Выявление причин и условий, способствующих правонарушениям

5. Принятие мер по привлечению к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Государственный контроль в зависимости от объема проверяемой деятельности подразделяется на общий и специальный. Общий предполагает проверку всего комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта. Специальный предполагает проверку деятельности субъекта по отдельным вопросам его компетенции. В зависимости от стадии проведения контроля выделяют :

1. Предварительный

Он обеспечивает предупреждение и профилактику правонарушения

2. Текущий

В данном случае оценке подлежит законность совершаемых действий

3. Последующий

Целью данного контроля является проверка исполнения соответствующих решений и предписаний контролирующих органов

В зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее на подведомственные структуры государственный контроль подразделяется:

1. внутренний

2. внешний.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий выделяется контроль, осуществляемый:

1. Президентом РФ

Данный контроль, как главы государства осуществляется в 2 основных формах:

А) непосредственный контроль Президента

Осуществляется Президентов в области подборки и расстановки кадров на федеральном уровне, в частности при формировании Правительства федерации, назначает по представлению премьер-министра на должность руководителей министерств, представителей РФ в иностранных государствах. Возможность участия в заседаниях Правительства РФ дает возможность президенту контролировать принимаемые решения этим органам; контроль за законностью актов органов исполнительной власти (Правительства РФ).

В) Президентский контроль через соответствующие структуры

К числу президентских структур обеспечивающих возможность осуществления государственного президентского контроля относятся:

1. Администрация Президента, важнейшей функцией которой является контроль за деятельностью органов исполнительной власти,

2. Контрольное управление президента осуществляет контроль за исполнением федеральными и региональными органами государственной власти, К РФ, ФЗ, указов и распоряжений Президента, контроль за реализацией национальный проектов и проверку исполнения поручений президента.

3. Полномочные представители президента в федеральных округах. Они обеспечивают организацию контроля за исполнением федерального законодательства, а также контроль за реализацией федеральных целевых программ и т.д.

2. Органами законодательной (представительной) власти

Контроль органов законодательной (представительной) власти регламентирован К РФ. В частности Совет федерации осуществляет контроль при утверждении указов президента о введение военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территорий РФ.

К числу контрольных полномочий Государственной Думы относятся:

— Дача согласия Президенту на назначение председателя правительства

— Решение вопросов о доверии Правительству

— Выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности

Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью является рассмотрение и утверждение Парламентом РФ представляемого Правительством бюджета. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует счетную палату. Контрольные полномочия счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, на все организации и объединения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы или преимущества.

3. Органами исполнительной власти

Контроль подразделяется на :

1) Общий

Осуществляется органами общей компетенции (Правительством РФ – руководит и контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе в сфере образования, реорганизации и ликвидации их территориальных подразделений, контролирует исполнение нормативно-правовых актов; исполнительные органы субъектов РФ). Целью осуществления общего контроля является обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных органов. Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им служб и агентств.

2) Надведомственнный

Осуществляется преимущественно органами специальной компетенции.

4. Органами судебной власти

Субъектами является КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Содержанием данного вида контроля является правовая оценка действий и решений должностных лиц и органов исполнительной власти, выявление нарушений законности, условий и причин, порождающих нарушение законодательства, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

В зависимости от времени осуществления контроля:

Плановый – проводится в соответствии с заранее утверждённым графиком, Внеплановый – по следующим основаниям

а. По поступлениям информации о нарушениях действующего законодательства.

б. При проверке выполнения предписаний сделанных при проведении планового контроля.

Административный надзор и его содержание

Надзор в государственном управлении имеет выражение в 2 формах: административный надзор и надзор органов прокуратуры.

Административный надзор – деятельность, специально уполномоченных на ее осуществление органов исполнительной власти и иных субъектов государственного управления в отношении неподчиненных им субъектов. Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий, в отношении внутренней деятельности поднадзорных. В отличие от контроля надзор касается только их внешней деятельности. Субъект надзора вправе применять меры административного принуждения к субъектам, в отношении которых надзор осуществляется.

Виды административного надзора:

1. Осуществляемый специальными федеральными службами (федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральная служба финансово бюджетного надзора, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, РосТехНадзор)

2. Государственные инспекции, обладающие надведомственными полномочиями

А) обладающих полномочиями в рамках нескольких ведомств

В) обладающих полномочиями в рамках одного ведомства

3. Административный надзор милиции:

а) общий

б) специальный

1. Независимо от вида общей задачей для перечисленных органов является обеспечение законности в управлении, ее решение осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушения и привлечения виновных к ответственности.

Органы административного надзора имеют право:

1. Фиксировать факты нарушения законодательства

2. Давать обязательные к исполнению указания

3. Разрешать и запрещать отдельные действий

4. Ограничивать выполнение отдельных видов работ

Прокурорский надзор

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории нашей страны.

В целях обеспечения законности в государственном управлении прокуратура осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов

Основными формами прокурорского реагирования при осуществлении данного вида надзора являются:

1. Протест

2. Представление

3. Возбуждение дела об административном правонарушении

4. Предостережение

(допускается использование и иных форм, таких как обжалование актов органов судебной власти, их опротестование и т.д.)

studfiles.net

1. Понятия «контроль» и «надзор» в административной деятельности органов внутренних дел и их соотношение : Учебник по административной деятельности ОВД. Общая часть

Проблематика понятий и соотношения контроля и надзора в административной деятельности ближе всего тяготеет к вопросу о методах государственного управления, т. е. к вопросу о том, каким образом наиболее эффективно и с точки зрения закона наиболее правильно решаются управленческие дела.

Рассмотрение вопроса о понятии контроля и напора и административной деятельности органов внутренних дел предполагает обращение к «классической» административно-правовой проблеме о соотношении контроля и надзора в государственном управлении.

С точки зрения П.И. Кононова, административный надзор — это специальный вид государственного контроля, осуществляемый компетентными административными органами в отношении не подчиненных им организационно физических и юридических лиц посредством наблюдения, проведения проверок, применения мер административного принуждения в целях обеспечения исполнения этими лицами действующего законодательства, установленных им специальных правил и требований, определяющих в совокупности надлежащий режим законности, безопасности государства и общества.

Логичен ответ ученого на вопрос о том, имеется ли необходимость разграничивать указанные понятия в законодательстве. Исходя из того, что административный надзор представляет собой специальный вид контроля, а именно, внешнего надведомственного контроля административных органов за соблюдением не подчиненными им организационно физическими и юридическими лицами действующих правовых и технико-юридических норм, по мнению П.И. Кононова, нет необходимости проводить в законодательстве специальное разграничение данных понятий. Вместе с тем в целях единообразного понимания содержания административного надзора в правоохранительной деятельности различных административных органов необходимо сформулировать в нормативном акте, определяющем общие начала административно-процессуального законодательства, единое понятие административного надзора как специального вида государственного контроля, установить основные правила контрольно-надзорного производства. «Только в этом случае будет исключаться возможность вольной трактовки терминов «контроль» и «надзор», используемых в нормативных актах, регулирующих различные специальные виды внешней контрольной деятельности административных органов».

Административные надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах, порой смешиваются. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой (т.е., по сути, контролем) знаний правил дорожного движения водителями, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью. Надзору милиции в сферах обеспечения безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка и других также сопутствуют разнообразные «индивидуализированные» и «неиндивидуализированные» контрольно-проверочные мероприятия. Правовые формы осуществления административного надзора и контроля органов внутренних дел, ФМС России отличаются большой спецификой. В частности, они могут быть связаны с оформлением и предоставлением физическим и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, других необходимых документов (например, заграничных паспортов, согласований разрешений на распространение наружной рекламы, размещение объектов дорожного сервиса и иных объектов в пределах дорог и улиц, в полосах отвода и придорожных полосах дорог, заключений о возможности открытия маршрутов регулярного движения общественного транспорта

и т.п.), совершением административно-правовых действий, позволяющим им реализовать свои полномочия в той или иной сфере государственного управления. В то же время очевидно, что для административного надзора основными методами являются постоянное непосредственное наблюдение за соответствующими объектами, проверки по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе.

Рассмотрим некоторые законы, нормирующие проведение органами внутренних дел (милицией) тех или иных видов контроля и надзора.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», оперируя термином «контроль за оборотом оружия» (ст. 28), исходит из его широкого понимания. Среди субъектов контроля, помимо органов внутренних дел, называются органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации. Таким образом, в организационно-правовом смысле надзор охватывается понятием «контроль» и является составной частью (сегментом) последнего.

В то же время анализ прав должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять такой контроль (осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения; изъятия и уничтожения оружия в установленном порядке; требовать от юридических лиц и граждан представления документов, письменной или устной информации; при выявлении нарушений давать обязательные для исполнения предписания об устранении этих нарушений), с достаточной степенью ясности характеризует его как систематически осуществляемый специально организованный надзор.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» употребляет термины «контроль» и «надзор» в контексте их распространения на частную детективную и охранную деятельность (ст. 20). В то же время, говоря о соответствующих полномочиях МВД России, других министерств и ведомств, подчиненных им органов и подразделений, должностных лиц данный закон оперирует понятиями «контроль», «контрольные функции». Слово «надзор» употребляется здесь лишь в смысле наблюдения за исполнением закона со стороны Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» используется понятие «государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения», но его «наполнение» никак не объясняется. Из текста нормы следует, что правовая основа данных видов деятельности является двухуровневой, поскольку они «организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Что касается содержания терминов, то законодатель в этом, как и во многих других случаях ограничивается лишь целеуказанием: «государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения» (ст. 30).

Очевидно, что значимость административного надзора в современный период становления рыночных отношений значительно возросла, что нашло свое отражение в преобразованиях, связанных с административной реформой, и, соответственно, в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в Указе Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Контрольно-надзорную деятельность регламентируют сразу несколько положений данных указов. Кроме того, признано, что наиболее важным преобразованием системы органов исполнительной власти явилось создание практически при каждом министерстве служб, наделенных полномочиями в сфере контрольно-надзорной деятельности. Формально-юридический анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод, что в системе МВД России наиболее ярко выраженными полномочиями в сфере контроля и надзора обладает подведомственная ему Федеральная миграционная служба России. Действительно, в соответствии с Указом Президента РФ °т 19 июля 2004 г. №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» ФМС России, в частности, осуществляет следующие полномочия по осуществлению контроля и надзора:

— за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

— за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;

— за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда. При этом установлено, что ФМС России в целях реализации своих полномочий имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности.

Очевидно, что в данном случае использована терминология нормативных документов административной реформы. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» необходимо разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законодательных и других нормативных актов, «это позволит надзор сосредоточить в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке. Для этого после принятия соответствующих нормативных правовых актов предстоит выделить из действующих надзорных органов лаборатории, исследовательские и испытательные центры, сократить численность государственных служащих».

Подобная трактовка рассматриваемых понятий Правительством РФ позволяет выделить следующий закрепленный в нормативных правовых актах подход к разграничению рассматриваемых понятий: надзор есть контрольная функция государственных органов, а контроль — функция по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемая субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке.

Как видно из приведенного анализа, понятия «контроль» и «надзор» прочно вошли в нашу жизнь, но до настоящего времени четко не разграничены.

Суммируя сказанное, можно сделать общий вывод о том, что надзор — это специально организованное систематическое наблюдение за кем-либо или чем-либо, за соблюдением каких-либо правил. Но (что очень важно с точки зрения его юридической характеристики как метода административной деятельности органов внутренних дел) наблюдение не отстраненное, а заинтересованное, именно с целью контроля; не отдаленное, а приближенное к его объекту. Важно также отметить, что конкретный орган (служба, подразделение) или должностное лицо органов внутренних дел, осуществляющие надзор, несут ответственность за состояние дел, охватываемых его предметом. Надзирать - означает заниматься наблюдением, присмотром, неся за это ответственность. При этом объем такой ответственности существенно выше, чем при контроле. Если надзирающий орган (должностное лицо) отвечает за состояние поднадзорного объекта (субъекта), во всяком случае, за его многие аспекты, то контролирующий — лишь за качество контроля, т. е. своей собственной деятельности.

Надзор как метод административной деятельности органов внутренних дел является основным организационно-правовым средством государственного контроля (понимаемого в широком смысле) в сфере общественного порядка и безопасности. Его наиболее существенная задача — добиваться правильности поднадзорной деятельности с точки зрения соблюдения всеми субъектами установленных правовыми актами норм, стандартов, правил, обязанностей, ограничений, требований, направленных на регламентацию общественных отношений в указанной сфере.

Надзор характеризуется концентрацией внимания органов внутренних дел на конкретной деятельности определенных лиц и, в свою очередь, сопровождается проведением разнообразных контрольно-проверочных мероприятий. Его проведение отражается в документации, также подлежащей контролю.

www.adhdportal.com

Контроль органов исполнительной власти, административный надзор. — КиберПедия

Административный надзор контроль органов и.в.три вида: общий (осуществляют органы общей компетенции., ведомственный и надведомственный контроль.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ. Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры,

науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.)Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями. Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.



 

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.



 

Ведомственный – контроль вышестоящих над деятельностью нижестоящих, то есть связанный с подчиненностью. Проверка исполнения – функция управления.

Надведомственный контроль – в отношении неподчиненных, отсутствует административная подчиненность. Это разновидность административного надзора. Осуществляют два вида органов: 1. Федеральные службы, не обладающие административными полномочиями (Федеральная служба по надзору в сфере образования), 2. Обладающие административными полномочиями (государственная противопожарная служба).

ФЗ «О защите прав юр лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора)» от 8.08.2001г. – это и есть административный надзор, то есть когда контроль приравнивается к надзору имеется ввиду административный надзор.

Административный надзор – разновидность надведомственного контроля – осуществление наблюдения за исполнением специальных правил и требований. Административный надзор осуществляют специальные созданные для этого, органы. Объектами административного надзора являются отношение охранительного характера (санитарно эпидемиологическое благополучие населения, государственная охрана общества, личной безопасностью, охрана и рациональное использование земли, природных ресурсов, ценности, созданные трудом человека). В силу специфики отношений, они регулируются не только нормами права, но и разнообразными нормативами, то есть техническими, санитарными и т.д. Осуществляют специально составляемые органы. Важность указанного ФЗ: контроль и надзор равнозначны, то есть это контрольно-надзорная деятельность. Положения данного закона не применяются во многих случаях (налоговый, транспортный контроль, защиты государственной тайны, ветеринарный контроль и т.д.). Плановые проверки – 1 раз в 3 года. Это не исключает возможность проведения внеплановых проверок по сообщениям. Поскольку административный надзор осуществляют спец. органы, они наделены спец полномочиями: 1. Полномочия, по проведению мероприятий, связанных с получением информации, то есть для этих целей государственные служащие вправе беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, также, проводить проверки, получать всевозможные материалы и проч. 2. Полномочия, по даче, обязательных к исполнению, указаний/предписаний. То есть в обязанности органов административного контроля входит не только выявление нарушений, но и предотвращение. Указы/предписания оформляются постановлением и носят юр. обязательный характер. 3. Полномочия по применению административно-правового принуждения.

!!!Отличия контроля от надзора

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.

Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.

Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.

Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.

Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

надзор можно определить как ограниченный контроль, а основные различия между ними можно свести к следующему:
— органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех субъектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
— в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; а в процессе надзора — меры административного воздействия;
— органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов, а органы надзора проверяют соблюдение специальных правил.
Сравнение контроля и надзора приводит к вполне конкретному выводу о том, что понятие контроля является более широким, чем понятие надзора, и имеет свои, специфические, признаки; а органы, осуществляющие государственный контроль, наделены более широкими полномочиями, нежели надзорные органы.

Административный надзор отличается от прокурорскогомерами воздействия. При осуществлении административного надзора применяю меры административно-правового принуждения. Органы административного надзора имеют полномочия на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность в плане соблюдения ими общеобязательных административных правил.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *