Агломерации самые большие – » 10 крупнейших агломераций Мира

Содержание

» 10 крупнейших агломераций Мира

27 — Мар — 2011 8 комментариев

Серф

В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит индийскому городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Индии Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

Десятое и последнее место в этом рейтинге принадлежит агломерации города Шанхай (Китай). Количество жителей проживающих на этой территории составляет 18,6 миллионов. Площадь 7 037 км? и плотность населения 2645 человек на км?.

pro100news.info

Самые большие агломерации Земли — in-World

Под агломерацией понимается город без деления на административные единицы, представляющий собой ареал сплошной застройки. Для выделения таких урбанизированных площадей используется метод «светового отпечатка» — область искусственного освещения в городе и его пригородах, которую можно наблюдать с самолёта в ясную ночь.

Посмотрим на самые большие агломерации Земли:

Московская агломерация — 16 млн. человек

Имеет площадь в 4662 кв. км. и плотность населения 3500 чел. на 1 квадратный километр. Центром агломерации является Москва. Крупнейшая агломерация России.

Агломерация Осака — Кобе — Киото — 17,4 млн. человек

Имеет площадь в 3212 кв. км. и плотность населения 5400 чел. на 1 квадратный километр. Имеет три центра. Вторая по численности агломерация Японии.

Мумбайская агломерация — 17,7 млн. человек

Город расположен на берегу Аравийского моря. Является второй по численности агломерацией в Индии. Его площадь — 546 кв. км., а плотность населения 32400 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Мехико — 20 млн. человек

Столица Мексики является самой большой агломерацией в стране. Её площадь — 2072 кв. км. и плотность населения 9700 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сан-Паулу — 20,3 млн. человек

Самая большая бразильская агломерация включает в себя 39 муниципалитетов. Площадь агломерации — 2707 кв. км. и плотность населения 7500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Гуанчжоу — Фошань — 20,5 млн. человек

Площадь агломерации — 3432 кв. км. и плотность населения 6000 чел. на 1 квадратный километр. Расстояние между центрами городов равно 27,6 км. Третья по численности агломерация Китая.

Нью-Йоркская агломерация — 20,6 млн. человек

Нью-Йоркская агломерация считается самой крупной в США. Площадь агломерации — 11642 кв. км. и плотность населения 1800 чел. на 1 квадратный километр.

Пекинская агломерация — 21 млн. человек

Пекинская агломерация является второй по численности в Китае. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Карачи — 22,1 млн. человек

Карачи — это самый крупный город-порт в Пакистане. Площадь агломерации — 945 кв. км. и плотность населения 23400 чел. на 1 квадратный километр.

Шанхайская агломерация — 23,4 млн. человек

Шанхай — это самая крупная агломерация Китая. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сеул — Инчхон — 23,5 млн. человек

Это самая большая агломерация в Южной Корее. Её площадь — 2266 кв. км. и плотность населения 10400 чел. на 1 квадратный километр.

Манильская агломерация — 24,1 млн. человек

Столица Филиппин является четвёртой по количеству людей на нашей планете. Площадь агломерации — 1580 кв. км. и плотность населения 15300 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Дели 24,9 — млн. человек

Самая большая агломерация в Индии. Площадь агломерации — 2072 кв. км. и плотность населения 12100 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Джакарты 30,5 — млн. человек

Вторая по численности агломерация на Земле. Располагается в Индонезии. Площадь агломерации — 3225 кв. км. и плотность населения 9500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Токио — Иокогама 37,8 — млн. человек

Самая большая агломерация на планете. Располагается в Японии. Площадь агломерации — 8547 кв. км. и плотность населения 4400 чел. на 1 квадратный километр.

Читайте также:

Интересные факты о городах-миллионниках

in-w.ru

Крупнейшие агломерации мира по населению список — www.statdata.ru

Крупнейшие агломерации мира по населению список

Представлен список крупнейших городских агломераций мира. Обн: июнь 2013 г. Токио — Иокогама — крупнейшая агломерация мира с населением 37 239 000 человек. Demographia определяет городскую агломерацию как «фактический город» представляющий собой ареал сплошной застройки [1], не принимая во внимание административные границы (т.е. муниципалитет, город и т.д.), но при условии свободной миграции внутри такого города, в том числе и трудовой. [2]. В ряде случаев определение границ агломерации было условно [1]. 

Место Город Страна Население Площадь, км2  Плотность населения /км2
1 Токио — Иокогама  Япония 37 239 000 8 547 4 400
2 Джакарта  Индонезия 26 746 000 2 784 9 600
3 Сеул — Инчхон  Республика
Корея
22 868 000 2 163 10 600
4 Дели  Индия 22 826 000 1 943 11 800
5 Шанхай  КНР 21 766 000 3 497 6 200
6 Манила  Филиппины 21 241 000 1 437 14 800
7 Карачи  Пакистан 20 877 000 803 26 000
8 Нью-Йорк  США 20 673 000 11 642 1 800
9 Сан-Паулу  Бразилия 20 568 000 3 173 6 500
10 Мехико  Мексика 20 032 000 2 046 9 800
11 Пекин  КНР 18 241 000 3 497 5 200
12 Гуанчжоу — Фошань  КНР 17 681 000 3 173 5 600
13 Мумбаи  Индия 17 307 000 546 31 700
14 Осака — Кобе — Киото  Япония 17 175 000 3 212 5 300
15 Москва  Россия 15 788 000 4 403 3 600
16 Каир  Египет 15 071 000 1 658 9 100
17 Лос-Анджелес  США 15 067 000 6 299 2 400
18 Калькутта  Индия 14 630 000 1 204 12 100
19 Бангкок  Таиланд 14 544 000 2 331 6 200
20 Дакка  Бангладеш 14 399 000 324 44 500
21 Буэнос-Айрес  Аргентина 13 776 000 2 642 5 200
22 Тегеран  Иран 13 309 000 1 360 9 800
23 Стамбул  Турция 12 919 000 1 347 9 600
24 Шэньчжэнь  КНР 12 506 000 1 748 7 200
25 Лагос  Нигерия 12 090 000 907 13 300
26 Рио-де-Жанейро  Бразилия 11 616 000 2 020 5 700
27 Париж  Франция 10 869 000 2 845 3 800
28 Нагоя  Япония 10 183 000 3 820 2 700
29 Лондон  Великобритания 9 576 000 1 623 5 900
30 Лима  Перу 9 400 000 648 14 500
31 Киншаса  ДР Конго 9 387 000 583 16 100
32 Тяньцзинь  КНР 9 277 000 1 684 5 500
33 Ченнаи  Индия 9 182 000 842 10 900
34 Чикаго  США 9 104 000 6 856 1 300
35 Бангалор  Индия 9 044 000 738 12 300
36 Богота  Колумбия 9 009 000 414 21 700
37 Хошимин  Вьетнам 8 764 000 1 269 6 900
38 Дунгуань  КНР 8 591 000 1 554 5 500
39 Чэнду  КНР 8 386 000 971 8 600
40 Тайбэй  Тайвань 8 357 000 1 140 7 300
41 Хайдарабад  Индия 8 206 000 881 9 300
42 Лахор  Пакистан 7 994 000 583 13 700
43 Йоханнесбург — Экурхулени  ЮАР 7 426 000 2 694 2 800
44 Ухань  КНР 7 411 000 1 088 6 800
45 Эссен — Дюссельдорф  Германия 7 312 000 2 642 2 800
46 Гонконг  КНР 7 162 000 275 26 100
47 Ахмадабад  Индия 6 732 000 298 22 600
48 Чунцин  КНР 6 632 000 881 7 500
49 Куала-Лумпур  Малайзия 6 608 000 1 943 3 400
50 Ханчжоу  КНР 6 559 000 1 127 5 800
51 Багдад  Ирак 6 366 000 596 10 700
52 Торонто  Канада 6 184 000 2 287 2 700
53 Сантьяго  Чили 6 171 000 984 6 300
54 Мадрид  Испания 6 087 000 1 321 4 600
55 Даллас — Форт-Уэрт  США 6 022 000 5 175 1 200
56 Сан-Франциско — Сан-Хосе  США 6 020 000 2 797 2 200
57 Цюаньчжоу  КНР 5 913 000 1 399 4 200
58 Майами  США 5 504 000 3 209 1 800
59 Нанкин  КНР 5 770 000 1 140 5 100
60 Шэньян  КНР 5 631 000 881 6 400
61 Белу-Оризонти  Бразилия 5 582 000 1 088 5 100
62 Филадельфия  США 5 508 000 5 131 1 100
63 Хьюстон  США 5 485 000 4 644 1 200
64 Луанда  Ангола 5 425 000 767 7 100
65 Сиань  КНР 5 332 000 803 6 600
66 Сингапур  Сингапур 5 287 000 518 10 200
67 Пуна  Индия 5 265 000 376 14 000
68 Милан  Италия 5 248 000 1 891 2 800
69 Эр-Рияд  Саудовская Аравия 5 133 000 1 502 3 400
70 Хартум  Судан 4 919 000 932 5 300
71 Санкт-Петербург  Россия 4 899 000 1 191 4 100

Страница обновлена: июнь 2013 г.  Источники фото: Википедия. 

Список крупнейших агломераций Европы на этой странице. Источник: 1. Википедия. 2. Wikipedia (Demographia World Urban Areas (World Agglomerations): 9th Annual Edition, March 2013).

Фото городов

www.statdata.ru

Крупнейшие агломерации мира на карте

Для организации самостоятельной работы учащихся

7-й класс — опережающие задания для детей, ориентированных на географию
8—9-й класс — для «высвечивания» особенностей России на мировом фоне (особенно в части задания 4)
10-й класс — общий уровень

Десять первых городских агломераций мира

Двадцать крупнейших городских агломераций мира,
2002, млн жителей

1. Токио (Япония) 31,0
2.

Крупнейшие городские агломерации мира

Нью-Йорк—Филадельфия (США) 29,9
3. Мехико (Мексика) 21,0
4. Сеул (Республика Корея) 19,8
5. Сан-Паулу (Бразилия) 18,5
6. Осака—Кобе—Киото (Япония) 17,6
7. Джакарта (Индонезия) 17,3
8. Дели (Индия) 16,7
9. Мумбаи (Бомбей) (Индия) 16,7
10. Лос-Анджелес (США) 16,6
11. Каир (Египет) 15,5
12. Колката (Калькутта) (Индия) 13,8
13. Манила (Филиппины) 13,5
14. Буэнос-Айрес (Аргентина) 12,9
15. Москва (Россия) 12,1
16. Шанхай (Китай) 11,9
17. Рейнско-Рурская (Германия) 11,3
18. Париж (Франция) 11,3
19. Рио-де-Жанейро (Бразилия) 11,2
20. Лондон (Великобритания) 11,2

Задания

1. Базовый уровень. Выучите названия, местоположения и численность населения (с точностью до 5 млн чел.) десяти крупнейших агломераций. Нанесите на карту агломерации, занимающие места с 11-го по 20-е.
Хороший уровень. Выучите те же характеристики по двадцати крупнейшим агломерациям.
2. Базовый уровень. Воспользовавшись данными по численности населения стран мира (из учебника или справочника), рассчитайте, какая примерно доля населения соответствующих стран живет в агломерациях, входящих в первую десятку и первую двадцатку.
Хороший уровень. Попытайтесь объяснить различия между странами по полученному показателю.
Творческий уровень. Как вы полагаете, можно ли считать этот показатель хорошей характеристикой современного уровня урбанизации? В чем его преимущества перед традиционным показателем доли городского населения? В чем недостатки?
3. Базовый уровень.Выполните в тетради таблицу, где 20 крупнейших агломераций будут сгруппированы по пяти частям света.
В какой части света больше самых крупных городских сгустков? В какой части света проживает больше жителей супергородов мира?
Хороший уровень. Чем можно объяснить наблюдаемые различия?
4. Базовый уровень. Сколько из 20 крупнейших агломераций мира находится на берегу моря? Сколько находится на крупных судоходных реках? Укажите наиболее удаленную от моря агломерацию.
Хороший уровень. Объясните наблюдаемые особенности географического положения.
5. Хороший уровень. Как вы думаете, какие из перечисленных урбанизационных ядер мы можем отнести к древнейшим, а какие появились позже?
Творческий уровень. Изменится ли состав крупнейших городских агломераций мира в ближайшем будущем? Если изменится, то какие агломерации будут увеличивать население наиболее быстро?
6. Базовый уровень. Много ли в числе крупнейших городских агломераций мира нестоличных?
Творческий уровень. Как вы думаете, за счет каких условий они смогли развиться, а в некоторых случаях (укажите в каких) даже опередить столичные города?

Крупнейшие агломерации мира

  Агломерация Число жителей Включает в себя (наиболее относительно крупные) Государство
Токио 33,6 млн Йокогама, Кавасаки, Сайтама Япония
Сеул 23,4 млн Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон Южная Корея
Мехико 22,4 млн Несауалькойотль, Экатепек, Наукальпан Мексика
Нью-Йорк 21,9 млн Ньюарк, Патерсон США
Мумбаи 21,6 млн Бхиванди, Кальян, Тхане, Улхаснагар Индия
Дели 21,5 млн Фаридабад, Газиабад Индия
Сан-Паулу 20,9 млн Гуарульюс Бразилия
Лос-Анджелес 18,0 млн Риверсайд, Анахайм США
Шанхай 17,5 млн Сам город и пригороды Китай
Осака 16,7 млн Кобе, Киото Япония

2. Урбанизация

В XIX веке рост промышленных городов стал массовым, однако именно XX век считается веком урбанизации. Урбанизация– рост городов, городского населения, повышение роли городов и их населения в стране и мире, возникновение и развитие все более сложных сетей, систем городов и распространение городского образа жизни.

Динамика изменения численности городов и горожан

Год Число жителей городов Число жителей городов от общего населения Земли
220 млн 13%
736,796 млн 29%
996,298 млн 33%
1 331,783 млн 36%
1 740,551 млн 39%
2 274,554 млн 43%
2 853,909 млн 46,6%
3 164,635 млн 48,6%

В настоящее время число жителей городов от общего населения Земли превысило 50%.

Уровень урбанизации стран:

1. Высокоурбанизированные (более 50%). Россия, США, Бельгия, Германия, Франция, Кувейт, Сингапур (почти 100%), Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Монако.

2. Среднеурбанизированные (20% – 50%). Индия, Индонезия, Марокко, Боливия, Гватемала.

3. Слабоурбанизированные (менее 20%). Бурунди, Бутан, Папуа – Новая Гвинея, Нигер.

Рис. 2. Уровень урбанизации. Карта мира

3. Мегалополис

Мегалополис– наиболее крупная форма расселения, образующаяся при слиянии соседних агломераций, сплошное городское поселение.

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии. Самый крупный (около 70 млн чел.).

— Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США.

— Чипитс. Район Великих озер в США и Канаде.

— «Голубой банан» в Европе.

— Лондон – Ливерпуль в Великобритании.

— Сансан, или Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США.

Кроме того, в настоящее время формируются мегалополисы в Китае, Бразилии и Индии.

4. Сельское население

Сельские поселения– населенные места или населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений.

К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности. Людность поселений (т.е. величина их по числу жителей) связана с производственными функциями поселения, с формой расселения, с историей данного населенного пункта. Этот показатель объективно отражает суммарное действие целого ряда факторов на развитие поселения, но сам по себе не раскрывает эти факторы. В то же время величина поселений создает определенные условия для их жизни, для организации культурно-бытового обслуживания их жителей, поэтому выделение ряда характерных типов сельских поселений по данному признаку имеет научное и практическое значение. «Типология людности поселений» может рассматриваться как один из видов типологии, но наиболее эффективно может быть использована в соединении с другими типологическими линиями – функциональной, морфологической, генетической.

При классификации поселений по их людности в статистическом учете все они распределяются на большее или меньшее число групп, от мельчайших (в 1 – 5 жителей) до наиболее крупных (10 тысяч жителей и более), следуя общим принципам статистических группировок. В типологическом отношении важно выделить такие величины людности, с которыми связаны существенные качественные особенности населенных пунктов.

Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.

Основные виды сельских поселений:

Самые населённые городские агломерации

Деревня.

2. Село.

3. Фазенда.

4. Ранчо.

5. Ферма.

6. Поселки.

7. Аулы и др.

Рис. 3. Деревня в Дании

5. Значение городов и урбанизации

В отличие от сельских поселений, в городах проживает более 50% всех жителей, концентрируется ¾ всего дохода, 90% дохода обрабатывающей промышленности, почти все финансовые отношения проходят через города. При этом города оказывают серьезную нагрузку на оболочки Земли и экологическую ситуацию.

Рис. 4. Смог над городом Ухань, Китай

Рис. 5. Трущобы в Мумбае.

Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 896;

Для организации самостоятельной работы учащихся

7-й класс — опережающие задания для детей, ориентированных на географию
8—9-й класс — для «высвечивания» особенностей России на мировом фоне (особенно в части задания 4)
10-й класс — общий уровень

Десять первых городских агломераций мира

Двадцать крупнейших городских агломераций мира,
2002, млн жителей

1. Токио (Япония) 31,0
2. Нью-Йорк—Филадельфия (США) 29,9
3. Мехико (Мексика) 21,0
4. Сеул (Республика Корея) 19,8
5. Сан-Паулу (Бразилия) 18,5
6. Осака—Кобе—Киото (Япония) 17,6
7. Джакарта (Индонезия) 17,3
8. Дели (Индия) 16,7
9. Мумбаи (Бомбей) (Индия) 16,7
10. Лос-Анджелес (США) 16,6
11. Каир (Египет) 15,5
12. Колката (Калькутта) (Индия) 13,8
13. Манила (Филиппины) 13,5
14. Буэнос-Айрес (Аргентина) 12,9
15. Москва (Россия) 12,1
16. Шанхай (Китай) 11,9
17. Рейнско-Рурская (Германия) 11,3
18. Париж (Франция) 11,3
19. Рио-де-Жанейро (Бразилия) 11,2
20.

Крупнейшие агломерации мира

Лондон (Великобритания) 11,2

Задания

1. Базовый уровень. Выучите названия, местоположения и численность населения (с точностью до 5 млн чел.) десяти крупнейших агломераций. Нанесите на карту агломерации, занимающие места с 11-го по 20-е.
Хороший уровень. Выучите те же характеристики по двадцати крупнейшим агломерациям.
2. Базовый уровень. Воспользовавшись данными по численности населения стран мира (из учебника или справочника), рассчитайте, какая примерно доля населения соответствующих стран живет в агломерациях, входящих в первую десятку и первую двадцатку.
Хороший уровень. Попытайтесь объяснить различия между странами по полученному показателю.
Творческий уровень. Как вы полагаете, можно ли считать этот показатель хорошей характеристикой современного уровня урбанизации? В чем его преимущества перед традиционным показателем доли городского населения? В чем недостатки?
3. Базовый уровень.Выполните в тетради таблицу, где 20 крупнейших агломераций будут сгруппированы по пяти частям света.
В какой части света больше самых крупных городских сгустков? В какой части света проживает больше жителей супергородов мира?
Хороший уровень. Чем можно объяснить наблюдаемые различия?
4. Базовый уровень. Сколько из 20 крупнейших агломераций мира находится на берегу моря? Сколько находится на крупных судоходных реках? Укажите наиболее удаленную от моря агломерацию.
Хороший уровень. Объясните наблюдаемые особенности географического положения.
5. Хороший уровень. Как вы думаете, какие из перечисленных урбанизационных ядер мы можем отнести к древнейшим, а какие появились позже?
Творческий уровень. Изменится ли состав крупнейших городских агломераций мира в ближайшем будущем? Если изменится, то какие агломерации будут увеличивать население наиболее быстро?
6. Базовый уровень. Много ли в числе крупнейших городских агломераций мира нестоличных?
Творческий уровень. Как вы думаете, за счет каких условий они смогли развиться, а в некоторых случаях (укажите в каких) даже опередить столичные города?

Крупнейшие агломерации мира

  Агломерация Число жителей Включает в себя (наиболее относительно крупные) Государство
Токио 33,6 млн Йокогама, Кавасаки, Сайтама Япония
Сеул 23,4 млн Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон Южная Корея
Мехико 22,4 млн Несауалькойотль, Экатепек, Наукальпан Мексика
Нью-Йорк 21,9 млн Ньюарк, Патерсон США
Мумбаи 21,6 млн Бхиванди, Кальян, Тхане, Улхаснагар Индия
Дели 21,5 млн Фаридабад, Газиабад Индия
Сан-Паулу 20,9 млн Гуарульюс Бразилия
Лос-Анджелес 18,0 млн Риверсайд, Анахайм США
Шанхай 17,5 млн Сам город и пригороды Китай
Осака 16,7 млн Кобе, Киото Япония

2. Урбанизация

В XIX веке рост промышленных городов стал массовым, однако именно XX век считается веком урбанизации. Урбанизация– рост городов, городского населения, повышение роли городов и их населения в стране и мире, возникновение и развитие все более сложных сетей, систем городов и распространение городского образа жизни.

Динамика изменения численности городов и горожан

Год Число жителей городов Число жителей городов от общего населения Земли
220 млн 13%
736,796 млн 29%
996,298 млн 33%
1 331,783 млн 36%
1 740,551 млн 39%
2 274,554 млн 43%
2 853,909 млн 46,6%
3 164,635 млн 48,6%

В настоящее время число жителей городов от общего населения Земли превысило 50%.

Уровень урбанизации стран:

1. Высокоурбанизированные (более 50%). Россия, США, Бельгия, Германия, Франция, Кувейт, Сингапур (почти 100%), Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Монако.

2. Среднеурбанизированные (20% – 50%). Индия, Индонезия, Марокко, Боливия, Гватемала.

3. Слабоурбанизированные (менее 20%). Бурунди, Бутан, Папуа – Новая Гвинея, Нигер.

Рис. 2.

Десять первых городских агломераций мира

Уровень урбанизации. Карта мира

3. Мегалополис

Мегалополис– наиболее крупная форма расселения, образующаяся при слиянии соседних агломераций, сплошное городское поселение.

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии. Самый крупный (около 70 млн чел.).

— Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США.

— Чипитс. Район Великих озер в США и Канаде.

— «Голубой банан» в Европе.

— Лондон – Ливерпуль в Великобритании.

— Сансан, или Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США.

Кроме того, в настоящее время формируются мегалополисы в Китае, Бразилии и Индии.

4. Сельское население

Сельские поселения– населенные места или населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности. Людность поселений (т.е. величина их по числу жителей) связана с производственными функциями поселения, с формой расселения, с историей данного населенного пункта. Этот показатель объективно отражает суммарное действие целого ряда факторов на развитие поселения, но сам по себе не раскрывает эти факторы. В то же время величина поселений создает определенные условия для их жизни, для организации культурно-бытового обслуживания их жителей, поэтому выделение ряда характерных типов сельских поселений по данному признаку имеет научное и практическое значение. «Типология людности поселений» может рассматриваться как один из видов типологии, но наиболее эффективно может быть использована в соединении с другими типологическими линиями – функциональной, морфологической, генетической.

При классификации поселений по их людности в статистическом учете все они распределяются на большее или меньшее число групп, от мельчайших (в 1 – 5 жителей) до наиболее крупных (10 тысяч жителей и более), следуя общим принципам статистических группировок. В типологическом отношении важно выделить такие величины людности, с которыми связаны существенные качественные особенности населенных пунктов.

Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.

Основные виды сельских поселений:

1. Деревня.

2. Село.

3. Фазенда.

4. Ранчо.

5. Ферма.

6. Поселки.

7. Аулы и др.

Рис. 3. Деревня в Дании

5. Значение городов и урбанизации

В отличие от сельских поселений, в городах проживает более 50% всех жителей, концентрируется ¾ всего дохода, 90% дохода обрабатывающей промышленности, почти все финансовые отношения проходят через города. При этом города оказывают серьезную нагрузку на оболочки Земли и экологическую ситуацию.

Рис. 4. Смог над городом Ухань, Китай

Рис. 5. Трущобы в Мумбае.

Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 895;

Шанхай, Китайская Народная Республика: агломерация ХХI века

При всей масштабности обширной стратегической программы создания зоны развития Дубаи в Арабских Эмиратах, начатой в 1971 г. и рассчитанной до 2015 г., она представляет незначительный интерес в силу ее уникальности. Гигантские средства, закачанные в эту работу «с чистого листа», могут давать полную отдачу лишь при условии сохранения режима отказа от налогов с недвижимости, режима беспошлинной торговли и монархического режима, гарантирующего повышенную безопасность проживания. Это несомненно обеспечит заселение и районов вилл, и высотных отелей, однако расчеты на формирование делового центра всемирного масштаба представляются весьма сомнительными. Свобода и терпимость к иному, без чего никак нельзя себе представить подлинно современный центр высокотехнологичной деятельности, категорически несовместимы с магометанством ваххабитского толка.

К тому же есть обоснованные опасения, что насыпные острова в форме «пальм» создадут значительные сложности для поддержания экологического здоровья новой урбанизированной территории в неполных 4 тыс. кв. км.

Не будет большой потерей отказаться от рассмотрения мучительного процесса преобразования старого Акмолинска в новую столицу Казахстана Астану. Генеральный план, разработанный по эскизу японского архитектора Кисё Курокавы в традиции Гранд-стиля Кендзо Танге, был сначала одобрен, затем, в результате сложной борьбы, заменен проектом казахских архитекторов. Затем снова вернулись к проекту Курокавы. Советскую архитектуру Акмолинска наскоро «одели» в фасады из стекла и металла, новые ансамбли обращены к водоему, для наполнения которого недостает воды и т. д. Во всяком случае, очевидно, что новой Бразилиа в казахстанской степи не получится.

Гораздо интереснее новейший опыт Китая, где наряду с ускоренным строительством череды городов вдоль границы с Россией уже осуществляется масштабная программа развития агломерации Шанхая с населением порядка 20 млн. человек.

Несмотря на либерализацию китайской экономики, локомотивом модернизации Шанхая остается государство, инвестирующее в новое строительство колоссальные средства. Большой Шанхай – моноцентрическая агломерация, центральное ядро которой площадью 670 кв. км концентрирует около 10 млн. человек постоянного населения (без учета примерно 3 млн. мигрантов).

Благодаря выгодному географическому положению и мощным инвестициям из-за рубежа Шанхай с середины 90-х годов пережил стремительный экономический рост, сопровождаемый ухудшением экологического состояния, недоразвитостью транспортной инфраструктуры и растущей безработицей.

Старый городской центр, отстроенный европейскими и американскими концессионерами в 1880 – 1930-х гг., был не в состоянии вместить новый размах деловой активности. В начале 1990-х город «перешагнул» через реку Хуанпу, начав активное освоение Пудонга – обширной территории (520 кв. км), отделяющей более обжитую часть города от моря и занятой складами и деревнями, разбросанными среди рисовых полей. Деловой район Луцзяцзуй, возникший в западной части Пудонга, стал эпицентром высотного строительства в Китае, внешне выглядя как один из американских даунтаунов.

В перспективе Пудонг будет административно разделен на 4 функционально специализированных района: торгово-финансовый район Луцзяцзуй (31,78 кв. км), экспортно-перерабатывающую зону Цзинь-цяо – Циннинсы (19 кв. км), зону свободной торговли Вайгаоцяо (10 кв. км) и технопарк Бэйцай – Чжанцзян (17 кв. км). Стремительное развитие Пудонга создало мощный фокус экономической активности, побудив тысячи предприятий вывести свои производства за пределы города. На освободившихся землях строятся объекты обслуживания и жильё для нового в Китае среднего класса.

Огромный Шанхай, поначалу бессистемно расползавшийся от реки, переосмыслен теперь в конурбацию с группой больших городов-спутников.

Из-за неконтролируемого роста Шанхай оказался в плотном кольце хаотически застроенных предместий, которые заполнили все свободные пространства и усугубили транспортные проблемы. Начиная с 1920-х годов, городские власти пытались упорядочить развитие Шанхая. Однако реальные меры начали принимать лишь на рубеже 1980 – 1990-х, с началом работы над Генеральным планом реконструкции и развития Шанхайского района. Программа, рассчитанная до 2020 г., была принята в 2001 году.

Главной задачей генплана, алгоритм которого явно восходит к проекту Большого Лондона по Патрику Аберкромби, было прекращение дальнейшего расползания центрального ядра агломерации, которое предполагается окружить широким зеленым поясом. Второй целью проекта стало преобразование моноцентрической шанхайской агломерации в полицентрическую путем создания новых городов-спутников в пригородной зоне и в районах планируемой урбанизации, включая развитие существующих поселений в этой зоне. И наконец, согласно плану, развитие агломерации должно быть направлено вдоль основных железных дорог и автомагистралей, перемежая массивы высокоплотной застройки рекреационными природными пространствами. Основой транспортной сети Шанхайского района должна стать решетка из шести меридиональных и шести широтных трасс, соединенных с кольцевыми автомагистралями и выходами в порты.

В конце 90-х годов было принято решение о строительстве 34х новых городов на расстоянии от 10 до 75 км от центра Шанхая. Сначала предполагалось, что двенадцать из них к 2020 году должны достичь весьма крупных размеров (от 200 тысяч до миллиона жителей). Впоследствии число крупных городов-спутников ограничили девятью, с тем что их стиль должен отразить архитектурные стили, характерные для различных стран. Население прочих спутников планируется ограничить 50 – 100 тысячами человек. Новые поселения должны уравновесить разросшуюся метрополию, побудив ее жителей переселиться в пригороды, куда в конечном итоге будут выведены все основные производства. Кроме того, на территории ядра агломерации будут построены 4 «полусателлита» на 80 – 100 тысяч жителей, которые должны будут упорядочить развитие шанхайских предместий, сделав их дополнительными полюсами обновления пригородной зоны. Расчётная плотность населения новых городов колеблется в пределах 4,5 – 10 тысяч человек на 1 кв. км, что существенно ниже, чем в самом Шанхае (15 тысяч человек на 1 кв. км).

Таким образом, шанхайские планировщики проводят политику рассредоточенного развития, использовав три ее разные модели: систему городов-спутников Говарда-Аберкромби, концепцию полуавтономных городских районов Элиэла Сааринена, популярную в Швеции и Финляндии; и, наконец, стратегию развития города вдоль направленных осей урбанизации – по образцу Парижской агломерации.

Большинство градостроительных программ в Китае создается государственными, муниципальными или ведомственными институтами, но, по образцу Барселоны, Бильбао и Роттердама, власти Шанхая активно привлекают именитые архитектурные бюро из Европы и США.

Новые города, как правило, размещаются вблизи существующих поселений или производственных кластеров. Ценные ландшафты (реки, каналы, озера, лесные массивы, холмы) должны быть сохранены и включены в городскую композицию. Значительные размеры новых городов делают их самодостаточными, полностью обеспечивая повседневные потребности жителей. Они будут обладать развитой системой коммуникаций и разветвленной сетью объектов обслуживания и торговли. Городские кварталы изначально планируются полифункциональными, они будут состоять из зданий различных типов, включая традиционную застройку плотными кварталами из двухэтажных блокированных домов, выстроенных вдоль узких внутренних проездов и небольших квадратных двориков.

Гибкость планировочной структуры спутников допускает изменения и дальнейший рост. Вместо детального генерального плана разрабатывается планировочная схема, определяющая лишь размещение городских центров, транспортных коммуникаций, жилья, офисов, торговли, досуга, и основные векторы развития. Особое значение придается общественному транспорту, который будет осуществлять большую часть перевозок, несмотря на стремительный рост личного автопарка.

Единая схема Большого Шанхая относительно равномерно распределила города-спутники, особенно выделив те из них, что могут пользоваться достоинством береговой полосы у моря.

Крайняя спешка в процессе проектирования ведет к тому, что, как и в Дубаи или в Дохе, на первый план выступают сугубо формальные планировочные решения, авторы которых отталкиваются одновременно от литературно-символических метафор и известных планировочных образцов любой исторической эпохи.

Так, при создании центра города Сонъян в основу положена идея стилистической имитации некой обобщенной Старой Англии, тогда как в подражание «тематическим паркам» Диснея отель на 400 номеров будет возведен в заброшенном карьере глубиной 100 м. Город Гаокао в районе Пудонг будет возведен в «голландском стиле», а его новый порт и свободная экономическая зона должны стереть с лица земли город с историей в восемь веков. Небольшой город Антьинг, проект которого разработан германским бюро, основателем которого был Альберт Шпеер, обретает, естественно, стилистику германского городка, в котором смешиваются модернизм и «готика». Луодъян – в «скандинавском стиле», с тем что рядом с деловым центром обустраивается географический парк в опоре на карту Скандинавии в масштабе 1:10 тыс. Есть еще «испанский» город, «канадский» город – центр швейной промышленности; и «итальянский» (ателье Марио Греготти) – рядом с территорией ЭКСПО-2010 и копией диснеевского тематического парка Universal Studio. И собственно «китайский» город – уже как центр производства канцелярских принадлежностей.

Опережающее формирование развитой сети автострад и автодорог второго уровня явилось основой быстрого развития Большого Шанхая в расчете на стремительный рост автомобилизации в Китае.

Несколько обособленно формируется Линьян, в 75 км от центра агломерации, рядом с новым глубоководным портом на островах, уже связанным с материком мостом длиной 32 км для восьми полос движения транспорта. При проектировании Линьяна, рассчитанного на 800 тыс. жителей, германское архитектурное бюро взяло за основу литературное описание плана Александрии периода расцвета и, вместе с тем, литературную планировочную схему Говарда. Городское ядро получило радиально-концентрическую структуру, организованную вокруг большого круглого озера. Кольца застройки, разделенные на сектора, перемежаются открытыми озелененными пространствами. Вдоль озера устроен широкий променад с пляжем. Примыкающие кварталы образуют городской центр – средоточие офисов, магазинов и открытых пешеходных пространств с вкраплениями жилой застройки. Его окружает городской парк с библиотеками и школами. С внешней стороны находятся жилые микрорайоны, расположенные вдоль радиальных магистралей и «зеленых лучей». В центре каждого разбит небольшой сквер с магазинами и кафе. Более плотная застройка примыкает к транспортным магистралям, а к «зеленым лучам» выходят дома на одну семью. Крупные сооружения располагаются в юго-западной части города между вторым кольцом и берегом моря. Территории в северной и западной частях города, выходящие к внешнему транспортному кольцу, отводятся под строительство объектов высокотехнологичных отраслей промышленности. В юго-западной части, между автострадами, связывающими город с портом Яншань, расположены логистический парк и производственная зона. Первая очередь строительства, рассчитанная всего на 80 тысяч жителей, должна быть закончена к концу десятилетия.

Наконец, тоже на удалении, трудами шанхайского Института планировки и германской фирмы Stadtbauatelier, возникает Чэнцяо – на острове в устье Янцзы. Это современная версия традиционного китайского поселения, прототипами которого послужили, с одной стороны, исторические города на воде вроде Тунли и Лицзяна, а с другой – города-сады Европы и США. Высота застройки не должна превышать 4–5 этажей. Лишь отдельные участки нового городского центра и выходящих к реке зон будут застроены 20-этажными башнями.

Планировка нового города, наподобие формальных планировочных схем в России екатерининской эпохи, образована веером улиц, расходящихся от реки. Центральную ось города формирует широкий бульвар, протянувшийся с севера на юг от здания вокзала к реке, вдоль существующего канала. Вокруг него дугой выстраиваются новые городские кварталы. Северный отрезок бульвара занимает торговый квартал с пассажами, ресторанами и офисами. На полуострове, на восточном берегу канала, находится центральный деловой район, застроенный многоэтажными офисами. С юга главную ось замыкает группа из нескольких башен, расположенных в центре культурно-развлекательного квартала. На ее продолжении разбит большой парк, выходящий к берегу Янцзы широкой эспланадой и яхтенной гаванью. Кварталы, примыкающие к городскому центру, застраиваются секционными домами, на периферии же преобладают особняки или традиционный тип китайского жилища. И т. д.

В целом любопытный эксперимент, в котором рациональное строение общей структуры города-региона, современный уровень экологических требований к городской среде соединились с постмодернистским смешением всего и вся, сильно отдающим китчем диснеевского толка. В случае Шанхая одновременное отречение и от модернизма, и от Гранд-стиля, при заимствовании образцов из многовековой истории градостроительного искусства знаменует собой начало нового тысячелетия.

Самая крупная городская агломерация: рост городов

Агломерация Токио

Компактные скопления городских населенных пунктов, срастающихся и перерастающих один в другой называются агломерациями. Критерии, по которым объединяются населенные пункты, различны.

Крупнейшей в мире агломерацией признан город Токио. Согласно последним подсчетам, население в нем составляет 34-35 млн.

жителей. Официально Токио, самая крупная городская агломерация, считается не городом, а столичным округом, одной из префектур. Территориально он расположен на острове Хонсю, но кроме этого в него включены и еще мелкие южные острова и более крупные под названием Идзу и Осагавара. Городков, поселений и сельских общин в Токио насчитывается 62 единицы. Так же город включает в себя 23 района, которые сейчас сами по статусу приравниваются к городам и имеют каждый свой городской совет и мэра. Специальные районы приравниваются статусом к городам, и тем не менее управленческие их функции выполняет токийское столичное правительство.

Токийская префектура

Кроме этих районов включены в префектуру 26 городов, уезд и 4 округа, 8 сел и 5 поселков. Во главе столичного правительства стоит избираемый народом губернатор, штаб правительства находится в муниципальном центре Синдзюку. Правительство управляет всем Токио без исключения — удаленными островами, национальными парками, реками, озерами, фермами и дамбами. Так же находится в Токио и токийский императорский замок, резиденция императоров страны восходящего солнца. Материковая часть города расположена к северо-западу токийского залива, простираясь примерно на 90 км с востока на запад и 25 с севера на юг.

Восточная часть Токио врезается в префектуру Тиба, западная граничит с префектурой Яманаси, юг — с префектурой Канагава, а север с префектурой Сайтама. Эта крупная городская агломерация за свое существование перенесла несколько землетрясений. В результате произошедшего в 1923 году грандиозного землетрясения «Канто» 8,3 балла погибло, по примерным подсчетам, около 142 тысяч человек. Самый отдаленный от Токио, но входящий в него остров отстоит от города на 1850 км. Управляются острова из-за расстояния до города собственной администрацией. В Токио находятся несколько всемирно известных и очень красивых национальных парков. На Бонинских островах расположен парк Огасавара, желающий включения в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО с 2006 года.

Климат в Токио

Климат в Токио и его окрестностях можно охарактеризовать как субтропический муссонный. Снегопад в зимний период если продолжается, то недолго и не более одного раза. Токио можно считать убедительным примером того, как рост населения в городах влияет на климат. Самый жаркий месяц — август, а холоднейший — январь. В летние месяцы в Токио очень душно и жарко, заканчивается лето только к ноябрю, и весна тоже наступает только к маю, постепенно. Часто в Токио приходят тайфуны, но сильные — редко, последний наблюдался в 2007 году.

Практически государство

Самая высокая плотность населения в Японии именно в городе Токио, а самым заселенным местом является историко- административный центр города. Власть метрополии в связи с отсутствием свободной земли активно строит в Токийском заливе искусственные острова, применяя удивительные технологии. Машиностроение — основная отрасль токийской промышленности.

Население Токио больше, чем жителей всей Азиатской части России, а если бы Токио был целым государством, то находился бы по численности на 15 месте, обогнав и Турцию и Австралию.

astbusines.ru

Мегаполисы и крупнейшие агломерации мира

Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Агломерация может сформироваться вокруг одного большого города и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически развитых странах. В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация — это столица Японии, Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города — Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км2.

Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой Лондон, Лондонское графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и мегаполисы мира. В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Строительство так называемых новых городов – специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.

Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км2, а население — более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В азиатских странах также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или столица Филиппин Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.

fb.ru

Крупнейшие городские агломерации мира

Агломерация

Население,
млн. чел.

Страна

1

2

3

4

1.

Токио

31,0

Япония

2.

Мехико

21,0

Мексика

3.

Сеул

19,9

Республика
Корея

4.

Сан-Паулу

18,5

Бразилия

5.

Осака

Киото –
Кобе

17,6

Япония

6.

Джакарта

17,4

Индонезия

7.

Нью-Йорк

17,0

США

8.

Дели

16,7

Индия

9.

Бомбей

16,7

Индия

10.

Лос-Анджелес

16,6

США

11.

Каир

15,6

Египет

12.

Калькутта

13,8

Индия

13.

Манила

13,5

Филиппины

14.

Буэнос-Айрес

12,9

Аргентина

15.

Москва

12,1

Россия

16.

Шанхай

11,9

Китай

17.

Рейнско-Рурская

11,3

Германия

18.

Париж

11,3

Франция

19.

Рио-де-Жанейро

11,3

Бразилия

20.

Лондон

11,2

Великобритания

21.

Тегеран

11,0

Иран

22.

Чикаго

10,9

США

23.

Карачи

10,3

Пакистан

24.

Дакка

10,2

Бангладеш

Примечательно,
что в начале XX
в. крупнейшей агломе­рацией на Земле
являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн.
жителей), который сегодня занимает 20-е
место. Соответствен­но, за сто лет
население Лондона выросло примерно в
2,5 ра­за. А первой агломерацией с
населением свыше 10 млн. чело­век в
1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее
время находится на 7-м месте. За XX
в. население этого города выросло
примерно в 10 раз. Население сегодняшнего
лидера Токио выросло за 100 лет примерно
в 30 раз. Но население большинства
современных крупнейших городских
агломера­ций за последние 100 лет
выросло в 100 раз и более (Мехи­ко, Сеул,
Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие
темпы роста
городов в крупных развивающихся странах
(около 5% ежегодного прироста населения
в среднем за 100 лет) и сфор­мировали
современный список крупнейших агломераций
мира, почти 2/3 из которых находятся в
развивающихся странах.

С
течением времени пригородные
поселения в рамках аг­ломераций
начинают развиваться быстрее, чем
центральный город, в том числе за счет
переезда части жителей из цент­рального
города в пригороды
.
Этот процесс получил название
субурбанизации
(от латинского слова suburb

приго­род). При этом «выталкивают»
жителей из центральных го­родов
сложная экологическая ситуация, рост
преступности, высокая стоимость
недвижимости, высокие налоги и другие
условия, которые в пригородных поселениях
оказываются значительно лучше.

Необходимым
условием субурбанизации является
разви­тие транспорта для обеспечения
перевозок между местом жительства и
местом работы, так как большинство
пересе­ляющихся продолжает работать
в главном городе. Именно поэтому первые
признаки субурбанизации появились в
раз­витых странах после развития в
них пригородного железно­дорожного
сообщения. Но интенсивная
субурбанизация на­чалась только с
массовой автомобилизацией населения
,
по­скольку только личный автомобиль
обеспечивает достаточно высокую степень
свободы относительного размещения
места жительства и места работы.

Первоначально
переселяются в пригороды наиболее
обес­печенные слои населения, элита
общества. Этим они создают для остальных
слоев населения образец поведения, не
реа­лизуемый по материальным причинам.
Но по мере роста благосостояния общества
в переселение вовлекаются все бо­лее
широкие массы населения. Интенсивная
субурбанизация связана с переселением
многочисленного в развитых странах
«среднего» класса. Вслед за переселением
жителей начинает­ся перемещение в
пригороды промышленности и других сфер
занятости. Перемещение торговли и сферы
обслуживания непосредственно связано
с переселением жителей и идет практически
одновременно с ним. В некоторой степени
пере­мещаются в пригороды и управленческие
функции. Тем не менее, перемещение в
пригороды рабочих мест происходит
все-таки в меньшей степени, чем переселение
жителей.

В
настоящее время большинство развитых
стран уже прошли стадию субурбанизации.
В итоге основная часть го­родского
населения в этих странах живет в
пригородах. А кризис главных городов,
который являлся одной из причин
субурбанизации,
в ее результате еще больше усилился.
Глав­ные города лишились значительной
части налоговой базы, в них сократилось
количество рабочих мест и, соответствен­но,
выросла безработица, увеличилась
концентрация марги­нальных слоев
населения с низкими доходами и т. д.
Поэтому если в первые десятилетия после
второй мировой войны боль­шинство
развитых государств осуществляло
государствен­ные программы, направленные,
на деконцентрацию населе­ния и
хозяйства, подстегивая субурбанизацию,
то в после­дние десятилетия
государственные и местные программы
направлены на возрождение городских
центров. Хотя в ос­новном не как мест
проживания, а как мест концентрации
различных прогрессивных видов
деятельности.

Но и
городские агломерации являются не
конечной фор­мой развития городского
расселения. В некоторых районах, особенно
привлекательных для городского развития,
сосед­ние агломерации разрастаются
и сливаются своими перифе­рийными
частями. Иногда более мелкие агломерации
попа­дают в зону влияния более крупной
агломерации, становясь агломерациями
второго порядка. Образовавшиеся системы
из 3 – 5
агломераций называют урбанизированными
районами
.
В России подобные районы сформировались
вокруг Московс­кой агломерации, вдоль
Волги, вдоль восточных склонов Уральских
гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В
отдельных случаях, как правило, вдоль
важнейших транспортных полимагистралей,
количество слившихся аг­ломераций
может составлять десятки. Такие крупнейшие
на данный момент формы городского
расселения получили на­звание
урбанизированных
зон или мегалополисов (мегаполисов)

обе последние дефиниции в принципе
однозначны. Мегалополис (от греч. megas
– большой;
в
родительном падеже –
megalu – больщой и polis – город, гигантское
скопление городов)–
первоначально имя собственное первой
такой городс­кой структуры, которая
была описана в 1950-х гг. французс­ким
урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке
США. Впоследствии подобные образования
сформировались и в других регионах
Земли. Характеристики крупнейших
магаполисов Земли представлены в табл..
2.3.4.

Таблица 2.3.4

studfiles.net

3. Крупнейшие городские агломерации мира

В
1950 году из 30 крупнейших агломераций 20
располагались в Европе, Северной Америке,
Японии и только 10 – в развивающихся
странах. В1990
г.
соотношение меняется: из 30 агломераций
лишь 9 размещаются в развитых странах,
а 21 – в развивающихся. Список крупнейших
агломераций покидают Милан, Берлин,
Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь,
Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон,
Гамбург. Этот список пополняют Сеул,
Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос,
Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка
(таблица 3). 
Таблица
3. Тридцать крупнейших городских
агломераций мира в 1990 году 

Городская 
агломерация 

место 

млн.
человек 

Токио 

25,0 

Нью-Йорк 

16,1 

Мехико 

15,1 

Сан-Пауло 

14,8 

Шанхай 

13,5 

Бомбей
(Мумбаи) 

12,2 

Лос-Анджелес 

11,5 

Пекин 

10,9 

Калькутта 

10,7 

Буэнос-Айрес 

10 

10,6 

Сеул 

11 

10,6 

Осака 

12 

10,5 

Рио-де-Жанейро 

13 

9,5 

Париж 

14 

9,3 

Тяньцзин 

15 

9,3 

Джакарта 

16 

9,3 

Москва 

17 

9,0 

Каир 

18 

8,6 

Дели 

19 

8,2 

Манила 

20 

8,0 

Карачи 

21 

8,0 

Лагос 

22 

7,7 

Лондон 

23 

7,3 

Чикаго 

24 

6,8 

Стамбул 

25 

6,5 

Лима 

26 

6,5 

Эссен
(Рур) 

27 

6,4 

Тегеран 

28 

6,4 

Бангкок 

29 

5,9 

Дакка 

30 

5,9 

3.1 Зарубежная Европа

Из
истории известно, что первые города в
Европе появились еще в эпоху античности.
Затем их число значительно увеличилось
в период средних веков. Росло и число
больших городов; уже к началу XX века
Зарубежная Европа концентрировала 1/3 
всех больших городов мира. Именно этот
регион стал родиной городских агломераций,
которых уже в начале 1980-х  годов здесь
насчитывалось около 400. 

В
Германии  большинство агломераций
протягиваются цепочкой вдоль Рейна и
его притоков. Ниже всего по течению
расположена самая большая Рейнско-Рурская
полицентрическая агломерация, в свою
очередь, состоящая из 2-х основных частей
— Рурской, протягивающейся на правобережье
Рейна от Дейсбурга до Дортмунда через
Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей
в первую очередь Дюссельдорф, Кельн и
Бонн. Население этой агломерации
составляет 10-11 млн. человек. Выше
по течению Рейна расположена
Рейнско-Майнская агломерация, ядро
которой образует Франкфурт-на-Майне.
Еще выше по течению находится
Рейнско-Неккорская агломерация с
городами Мангейм и Людвигсхафен. 

В
Великобритании среди агломераций
ведущее место занимает Лондонская,
население которой, в зависимости от
того, как проводят ее границы, варьирует
в пределах от 7,6 млн. до 12,1 млн. человек.
В окрестностях Лондона построены восемь
городов-спутников. Далее идут Большой
Бирмингем (Западный Мидленд) и Большой
Манчестер с населением соответственно
3,2 и 2,6 млн. человек. 

В
Италии к категориям крупных городских
агломераций относятся Миланская (4,1
млн. человек), Неаполитанская (3,6 млн.) и
Римская (3,5 млн.) агломерации. 

Во
Франции выделяют Парижскую агломерацию
с населением 11,3 млн. человек. Эта столица
является крупным промышленным центром,
в котором широко представлены
высокотехнологические наукоемкие
отрасли, а также выпуск так называемых
«парижских изделий» (швейных, ювелирных
и др.). Именно здесь сосредоточены
крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры
монополий, ведущие научные учреждения,
а также резиденции множества международных
организаций. В окрестностях Парижа
находится пять городов-спутников. 

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о