Ассоциативное поведение это – Психология. Статьи по психологии и бесплатная психологическая помощь в Доме Солнца

Асоциальное поведение — это… Что такое Асоциальное поведение?


Асоциальное поведение

   см. Девиантное поведение

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Асмолов, Александр Григорьевич
  • Аспирант

Смотреть что такое «Асоциальное поведение» в других словарях:

  • Асоциальное поведение — (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по педагогической психологии

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Девиантное поведение, асоциальное поведение —     поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… …   Педагогический терминологический словарь

  • Поведение асоциальное — поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям …   Социологический словарь Socium

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… …   Социология: Энциклопедия

  • Поведение асоциальное — формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

pedagogical_dictionary.academic.ru

этология / 15. Ассоциативное поведение КУР и ИУР. Черты различия. Формирование поведения. Общие характеристики

15. Ассоциативное научение: классический и инструментальный условные рефлексы. Черты различия. Формирование поведения. Общие характеристики ассоциативного научения.

А. Классический условный рефлекс (КУР) = условный рефлекс первого рода = респондентное (

от англ. response – ответ) научение = павловский условный рефлекс.

Подробно изучался знаменитым отечественным физиологом И.П. Павловым. Поскольку это материал школьной программы, подробно останавливаться на экспериментах не будем, а только изобразим схему КУР, которую удобно будет сравнивать с другой формой ассоциативного научения.

Схема КУР

S 1(пища) R (выделение слюны)

S2 (звук) –– r (не учитывается)

Эксперимент начинается с предъявления собаке, фиксированной в станке, безусловного стимула (пищи), который вызывает безусловную реакцию (выделение слюны). Затем одновременно с пищей или чуть раньше подается еще один стимул, например, свет или звук. У него тоже есть своя безусловная реакция, например, при подаче света собака мигнет, при подаче звука насторожит уши, но в данном случае она не учитывается. При некотором количестве повторений слюна начнет выделяться при подаче только звука (света), уже без предъявления безусловного стимула (пищи). Таким образом,

возникает связь (ассоциация) между условным стимулом и безусловной реакцией (S2 – R). А безусловный стимул (пища) сыграл роль подкрепления. Подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным (например, раздражение электротоком, тогда формируется оборонительный условный рефлекс, или раздражение глаза струей воздуха, тогда при сочетании со звуком возникает ассоциация звука и мигательного рефлекса).

КУР составляет только относительно небольшую долю в поведенческом репертуаре. В чистом виде практически не проявляется. Даже в классических опытах Павлова голодная собака несется в комнату, машет хвостом, прыгает в станок, реагирует на белый халат и совершает множество других реакций.

Большое затруднение представляет контроль за чистотой КУР. Сходными явлениями являются сенситизация (см. выше) и псевдонаучение, условия для возникновения которых следует исключить при постанове эксперимента.

Псевдонаучение (псевдообусловливание)– усиление ответа на ранее не эффективный раздражитель при действии другого стимула, с которым он не сочетался.

Б. Инструментальный условный рефлекс (ИУР) = условный рефлекс второго рода = оперантное научение (лат.operatic –действие) =научение методом проб и ошибок

Этот вид условных рефлексов впервые был обнаружен и изучался англичанином, основоположником американской сравнительной психологии Э.Торндайком (эксперименты с так называемыми «проблемными ящиками»). Идею проблемного ящика Торндайк почерпнул из лекции К. Ллойда-Моргана, который рассказал о своей собаке, самостоятельно научившейся открывать садовую калитку, чтобы сбегать на прогулку. Подобная ситуация была воссоздана в запертом ящике с решетчатыми стенками, который можно было открыть, совершив какое-нибудь действие (потянув за пружину, веревку, нажав на педаль или рычаг, открывающий задвижку и т.п.). Голодное животное (чаще кошка) помещалось в ящик, откуда могло видеть и обонять приманку, которая находилась за пределами ящика и побуждала его выбраться. После множества беспорядочных движений (проб), которые были безрезультатными (ошибки), животное, наконец, совершало нужное действие (случайный успех) и открывало задвижку. Впоследствии при многократном помещении в ящик оно делало это все быстрее и точнее. Отметим, что механизм открывания ящика оказывался вне восприятия животного: оно просто не могло его видеть.

Таким образом, исходным моментом формирования ИУР является наличие проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для приспособления к которым у организма нет готового двигательного ответа. Решение проблемной ситуации происходит в непосредственном взаимодействии организма со средой, выбор действий осуществляется активно, а формирование правильной последовательности действий происходит путем упражнения.

Схема ИУР

r (царапание стен)

r (мяукание)

S1(проблемная ситуация R(нажатие на рычаг) – S2(решение проблемы–

– помещение в ящик) r (метание по клетке) – освобождение)

r (обнюхивание рычага) и др.

При формировании ИУР изначальное поведение животных избыточно: животное учится исключать из своего репертуара все, что не ведет к желаемому результату.

Связь возникает между реакцией и ее результатом.

На основании многочисленных экспериментов с проблемными ящиками Торндайк сформулировал ряд законов научения, которые оказались универсальными для всех видов, способных к такой форме научения (от беспозвоночных до человека):

  • закон упражнения – сила связи реакции на ситуацию и самой ситуации прямо пропорциональна частоте повторения совпадений;

  • закон готовности – повторение совпадений повышает готовность организма к проведению соответствующих нервных импульсов;

  • закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие при повторении ситуации приобретают способность вызывать ту же самую реакцию;

  • закон эффекта если какое-то действие (любое) в данной ситуации дает положительный эффект, то при повторении ситуации вероятность выполнения этого действия повышается. И наоборот, любое действие, приводящее в данной ситуации к отрицательному эффекту, при ее повторении появляется с меньшей вероятностью.

Примечание: первые три закона были известны в психологии и до Торндайка, но он перенес смысловой акцент с постулирования формирования ассоциаций внутри нервной системы (физиологические процессы) на установление связей между движениями и внешними стимулами (поведение).

Отличия ИУР от КУР

1. Последовательность действий в КУР определяет экспериментатор, в ИУР – само животное.

2. В КУР животное начинает с безусловной реакции на безусловный стимул, которая лишь впоследствии связывается с условным стимулом. В ИУР безусловный стимул в начале реакции отсутствует, так же как и условный. Таким образом, в КУР закрепляются рефлекторные реакции, а в ИУР – произвольные активные действия.

3. В КУР связь образуется между стимулом и реакцией, в ИУР – между реакцией и ее результатом.

Изучение ИУР и использование открытых закономерностей легло в основу бихевиоризма (на это направление зоопсихологии оказали не менее важное влияние и работы Павлова). Одним из наиболее известных бихевиористов является Б.Ф. Скиннер, профессор Гарвардского университета, автор так называемой «камеры Скиннера» – высокотехнологичного варианта «ящика Торндайка». Это сравнительно небольшая, изолированная от внешних воздействий клетка, имеющая следующие особенности

– приспособление, которым животное может манипулировать (рычаг, диск, колесо и т.п.)

– механизм, который выдает положительное подкрепление после того как задача выполнена;

– устройство для подачи светового или звукового сигнала.

Автоматизированные установки обслуживаются программным оборудованием, позволяющим исследователю не следить постоянно за ходом эксперимента. Результаты регистрируются автоматически. Скиннер назвал процесс, который происходил в этих камерах оперантным научением (обусловливанием).

При изучении ИУР чаще использовались крысы или голуби. Методом проб и ошибок можно обучить сложному поведению, если подкреплять отдельные элементы. Например, крысу можно научить нажимать на рычаг, если сначала подкреплять любые ее действия в той части клетки, где находится рычаг. Когда она обучится держаться возле рычага, подкрепление дают только при касании рычага мордой или лапой (иногда на него кладут приманку). Далее подкрепляют только четкие движения нажатия на рычаг лапой. Постепенное видоизменение поведения в результате вмешательства экспериментатора, подкрепляющего желательные элементы, называется методом последовательного приближения (МПП) или формированием поведения (shaping). При этом поведение формируется под влиянием своих последствий, что составляет сущность этой формы научения.

Обучение МПП может иметь самые неожиданные результаты. Ярким примером служит история Умного Ганса, широко известного в начале XX века.Умный Ганс – орловский рысак, хозяин которого, барон фон Остен был глубоко убежден в высоких умственных способностях лошадей. Умный Ганс был не единственным, но самым способным учеником своего хозяина, который обучил животное азбуке и счету, при этом узнавание каждой буквы или цифры оно обозначало соответствующим числом ударов копытом по специальной доске. Конь демонстрировал способность считать, производить арифметические действия, отвечать на вопросы и т.п., причем делал это настолько впечатляюще, что вводил в заблуждение не только публику, но даже членов специальных комиссий, состоящих из специалистов-психологов.

Было выяснено, что хозяин, искренне верящий в разум своего питомца, не подавал ему никаких скрытых сигналов намеренно, но постепенно заметили, что конь отвечает только на те вопросы, ответы на которые знает сам экспериментатор. В дальнейшем установили, что животное реагирует на мельчайшие непроизвольные движения (например, отклонения корпуса на миллиметры, микродвижения бровей, мимику т.п.), происходящие из-за эмоционального напряжения человека, по мере того как число ударов копытом приближалось к правильному.

Эта история

  • еще раз показала необходимость применения «канона Ллойда-Моргана», поскольку кажущееся разумным поведение «умного Ганса» базировалось не на мыслительных, а на условнорефлекторных механизмах;

  • продемонстрировала высокие возможности восприятия животных, их большую наблюдательность и способность концентрировать внимание;

  • привлекла внимание к проблеме чистоты эксперимента с точки зрения возможности неосознанного влияния экспериментатора на поведение животного.

С помощью МПП удается сформировать самые сложные навыки, он составляет основу дрессировки цирковых и служебных животных. Практика показывает, что объекты дрессировки гораздо охотнее и с большим успехом воспринимают оперантное обучение, нежели классическое респондентное. Например, церемониальный шаг у лошади можно вырабатывать по типу КУР и ИУР. В первом случае тренер стоит перед лошадью, держит ее за поводья и побуждает высоко поднимать ноги с помощью хлыста. Во втором – обучает лошадь путем подкрепления касаться нарисованного на стене кружка коленом и, перенося рисунок выше, добивается подъема ноги на нужную высоту. Какой метод обучения покажется лошади наиболее подходящим – совершенно очевидно.

Примеры:

По типу КУР обусловливается вербальный или иной стимул при формировании поведения (когда вместо пищи животное поощряют одобрительным словом, свистком и т.п.).

Если собаке в станке сначала поджимать лапу, а затем кормить (как при формировании КУР), то через некоторое время она сама начнет поджимать лапу (инструментальная реакция).

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АССОЦИАТИВНОГО НАУЧЕНИЯ

КУР и ИУР являются разными формами ассоциативоного научения и имеют общие черты.

1. Совпадение по времени действия раздражителя и подкрепления (разница должна составлять не более одной секунды). В КУР действие условного раздражителя не должно прекращаться ранее, чем за секунду до начала действия безусловного, а в ИУР вознаграждение должно действовать немедленно за реакцией. В обоих случаях даже несколько секунд отсрочки не позволят выработать УР.

1. Считалось, что совпадения по времени и наличия подкрепления достаточно, чтобы связать любой раздражитель с любым ответом. Позднее выяснилось, что определенные раздражители сочетаются только с определенными реакциями. Например, вкусовые раздражители легко сочетаются с тошнотой, а зрительные – нет, то есть легко вызвать тошноту на вкусовой стимул, но невозможно на зрительный. И наоборот, зрительные раздражители легко сочетаются с оборонительной реакцией, вызванной действием электротока, а вкусовые – нет; то есть не удастся выработать отвращение к пище путем наказания током.

2. Животные имеют склонность к определенному обучению, связанному с естественными приспособлениями, возникшими в ходе эволюции. Как правило, это часть репертуара инстинктивного поведения.

Примеры:

Пищевые КУР легко вырабатываются у кур, если от них требуется движения разрывания почвы ногами (расшаркивания).

3. Особенности двигательных реакций часто связаны с качеством вознаграждения (принцип соответствия реакции и вознаграждения).

Примеры:

Голуби, клюющие ключ в проблемной клетке, будут делать это по-разному, в зависимости от того, служит ли подкреплением вода или пища.

Таким образом, существует генетическая предрасположенность к сложным инструментальным реакциям, в тех случаях, когда они сходны с видотипичными инстинктивными движениями.

NB! Есть виды ассоциативного научения, которые оказываются успешными, хотя подкрепление отделено от реакции несколькими часами. Это так называемое аверсивное научение (при котором используются неприятные или болезненные стимулы).

2. Повторение. Иногда обучение происходит при однократном сочетании стимула и реакции, но большинство случаев требует повторений до нескольких сотен раз у разных видов в разных ситуациях.

3. Угасание. Это процесс, в течение которого приобретенные формы поведения (УР) перестают проявляться, потеряв актуальность (при отсутствии подкрепления). По непонятной пока причине КУР угасает быстрее, чем ИУР. Угасание не уничтожает первоначально выработанный УР, а только тормозит его. Доказательства:

  • при повторном обучении УР формируется гораздо быстрее;

  • может восстанавливаться спонтанно после отдыха.

Это значит, что приобретенные двигательные навыки сохраняются, даже если вы ими не пользуетесь; при необходимости учиться заново, например, ездить на велосипеде или коньках не придется.

Угасание сходно с привыканием. Разница состоит в том, что угасание развивается на приобретенные реакции, а привыкание – на врожденные.

Для угасания очень важен режим подкрепления. Он может быть:

  • постоянный (подкрепление следует всегда за правильно выполненное действие). Этот режим применяется, когда перед животным стоит задача правильного выбора одного из двух и более стимулов.

  • переменный

а) с постоянным интервалом или фиксированный (когда подкрепляется только один из серии правильных ответов.) Так, подкрепляя рыбой каждый шестой прыжок дельфина можно получить стабильные серии из шести прыжков. Трудность состоит в том, что и животное, и человек при фиксированном режиме (рыбка за каждый шестой прыжок, зарплата по пятницам) стремятся минимизировать свои усилия, чтобы только не выпасть из игры.

б) с неопределенным интервалом или вариабельный (случайный), когда подкрепления подаются в случайном, непредсказуемом порядке. В случае с дельфином, когда он научился прыгать за рыбку, можно подкрепить сначала первый прыжок, затем третий и далее наугад. Не зная, когда последует вознаграждение, животное будет прыгать чаще и сильнее, стараясь угадать «счастливый номер». В свою очередь, это позволит подкреплять выборочно наиболее сильные прыжки и улучшать их качество.

К. Прайор считает, что действенность вариативного режима подкрепления лежит в основе азартных игр и даже в основе глубоких психологических привязанностей. Так достаточно, чтобы эгоистичный человек лишь изредка одаривал своего партнера прекрасными моментами, чтобы поддерживать в нем сильную привязанность. Случайный режим подкрепления работает против угашения, то есть, если поведение длительное время не подкрепляется, но затем подкрепление все-таки последует, то поведение не только не угаснет, но может даже усилиться.

4. Генерализация. Когда у животного вырабатывается реакция на данный стимул, она проявляется и на другие сходные стимулы. Так, если у собаки выработан УР (слюноотделение) на звук высотой 1000 Гц, то слюна буде выделяться и на близкие по высоте звуки. Примером генерализации может служить поведение Умного Ганса, который ориентировался, когда прекращать стучать копытом не только по тем непроизвольным сигналам которые ему подавал хозяин, но и любой другой человек, задающий вопрос.

5. Дифференцировка. При подкреплении одних свойств раздражителя и неподкреплении других можно добиться отбора из ряда сходных раздражителей одного со строго заданными свойствами.

studfiles.net

Ассоциативные виды поведения. Диссоциативные и ассоциативные виды поведения

Адамополус (Adamopoulus, 1984) проанализировал социальное поведение, основываясь на идеях, выдвинутых Уриэлом и Эндой Фоа (Fоa, Foa, 1974). Он предположил, что ассоциация – диссоциация (например, любовь – ненависть) – это первая дискриминация, которой мы научаемся в процессе  социализации. И это научение соответствует процессу «давать или отвергать» тот или иной ресурс. После этого мы обучаемся обращать внимание на межличностную ориентацию – имеем ли мы отношение с конкретной личностью или просто с другим человеком?  Таким образом, мы научаемся различать – является ли обмениваемый ресурс конкретным или абстрактным. На этой основе формируется типология (т.е. совокупность взаимосвязанных категорий) социального поведения (рисунок 4-4), которая соответствует типологии, которая была обнаружена при изучении различных культур (например, Triandis,  1978). Это означает, что люди во всех культурах различают ассоциативные (объединяющие) виды поведения и диссоциативные (разъединяющие), субординационные (подчинение) и доминирующие (распоряжения, приказы) а также близкие и формальные виды поведения. Автор добавил еще одну категорию, которую можно найти во всех культурах – это категория «торга».

—————————

Далее ксерокс рисунка 4-4 на стр. 92 книги и перевод обозначений:

1-      дихотомия 1, категория обмена

2-      дихотомия 2, межличностная ориентация

3-      дихотомия 3, типы ресурсов

4-    поведенческие особенности

5-      давать

6-      отвергать

7-      конкретные

8-      универсальные

9-      универсальные

10-  конкретные

11-  конкретные

12-  абстрактные

13-  абстрактные

14-  конкретные

15-  конкретные

16-  абстрактные

17-  абстрактные

18-  конкретные

19-  близость (интимность)

20-  подчинение (субординация)

21-  формальность

22-  торг

23-  торг

24-  формальность

25-  доминирование

26-  близость (интимность)

27-  ассоциация – диссоциация

28-  рисунок 4-4

Теория Адамонулуса (1984) о дифференциации социального поведения. (Перепечатано с согласия автора и издательства «Saga Publications»)

—————————————–

Адамополус и Бонтемпо (Adamopoulos, Bontempo, 1986) обнаружили, что формы социального поведения развиваются в последовательности, показанной в рисунке 4-4. Анализируя содержание письменных текстов (например, «Иллиада» Гомера), они показали, что в ранних текстах много говорится об ассоциативных – диссоциативных видах поведения (например, Ахилл любил Патрокла и ненавидел Гектора), а также упоминания об отношениях «доминирования и подчинения» (например, Агамемнон доминировал, а Ахилл отвергал борьбу) и «торга» (например, лошадь обменивалась на раба). Однако в текстах почти нет описания «близости – формальности» (например, никаких ссылок на личную жизнь людей или высказываний о конкретных  доверенностях личностного плана).

Категоризация –  это функциональный процесс, поскольку он позволяет упросщать восприятие окружающей среды. Представьте, какие бы возникли трудности, если бы мы действительно каждый раз обращали внимание на 7.5 миллионов окружающих нас цветов! Однако в то же время  происходит потеря огромной информации. Из всей воспринимаемой информации игнорируется намного больше по сравнению с тем, что остается в поле нашего внимания.  Кроме этого,  распространены типичные ошибки в категоризации тех или иных событий и явлений окружающей среды. Например, когда мы относим людей к европейцам или афро-американцам, мы теряем значительный объем информации. Кроме этого, мы приписываем этим категориям определенную долю невалидной (ошибочной) информации (обычно связанную с тем, что переоцениваем собственную самооценку). Когда мы приписываем определенные характеристики той или иной категории, мы осуществляем процесс стереотипизации: можно сказать «Все профессора – рассеянные люди» или «Все американцы едят мороженное».  Вы сами знаете, что это не вполне точные утверждения, но они помогают нам упрощать процесс переработки информации. Стереотипизация происходит потому, что невозможно справится со всей доступной нам информацией.  Естественно, стереотипы – это не точное отражение восприятия окружающей среды, и мы, используя их, теряем значительную часть полученной информации. Кроме этого, мы часто приписываем категории «неправильные» аттрибуты, которые повышают нашу собственную самооценку. Авигдор (Avigdor, 1953) обнаружил, что когда две группы находятся в состоянии конкуренции, то вероятнее всего у них по отношению к друг другу будут существовать  негативные стереотипы. Когда две группы сотрудничают друг с другом, то вероятнее всего у них по отношению друг к другу будут существовать положительные стереотипы.  В этих экспериментах группы объективно были одинаковы. Единственное отличие заключалось в том, что при одних условиях они конкурировали друг с другом,  при других  сотрудничали. Таким образом, реальность состояла не в различии групп самих на себе, а в конструировании группами «реальности» взаимоотношений.  Другими словами, «конструирование реальности» служит основанием наших предпочтений (или, если хотите, предрассудков).

Большинство категорий определяется во взаимосвязи с другими категориями (Trier, 1931). Например, определение  «горячий» зависит  от определения «холодный». Не возможно полностью понять «ночь» до тех пор, пока не поймем, что такое «день».

 

обозначение цветов – предыдущая  |  следующая – содержание категорий

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление

 

vprosvet.ru

как проявляется и что с ним делать

Людям для нормального самочувствия необходимо взаимодействовать не только с отдельными людьми, но и с социумом в целом. Так человек начинает себя чувствовать членом какой-нибудь группы и лучше понимает, каково его положение в обществе. Сформированное знание о своей позиции может быть осознаваемой мотивацией для того, чтобы стараться занять в социуме как можно более высокое положение. Но иногда человек ведет себя социально неправильно. И такой образ действий называется «асоциальное поведение». Рассмотрим подробнее, что это такое.

На Западе выделяют даже особый тип неправильного развития личности. У нас официально это не принято. Но наши исследователи и западные подразумевают одно и то же под термином «асоциальное поведение». Это разрушительное поведение, характеризующееся скрытой или явной враждебностью и осознаваемой агрессией против окружающих. Существуют проявления разной степени выраженности. Возможно, все дело ограничивается лишь нарушением социальных правил, но может быть и гораздо хуже. Открытое пренебрежение приказами официальных структур и неформальных лидеров, нежелание признавать права других людей, лживость, склонность не уважать права людей вокруг, — это все признаки явления «асоциальное поведение».

Его на Западе диагностируют у детей с возраста трех лет. Если не обратить внимание на то, что ребенок склонен, например, мучить кошку, со временем дело может дойти и до людей. Так что ни в коем случае нельзя оставлять склонность к насилию без внимания.

Асоциальное поведение может быть откровенным. Оно проявляется в отношении братьев и сестер, родителей, учителей и одноклассников. Нередко в школьном возрасте оно принимает формы словесного оскорбления, склонности дразнить и бить других детей. А может быть и скрытым, то есть связанным с неуважением к собственности, например, воровство, вандализм или поджигательство. Социальная психология асоциального поведения рассматривает как скрытую его форму склонность ребенка лгать в ситуации, когда серьезного наказания не ожидается, или стремления втайне портить чужие игрушки. После того как такие «детишки» вырастают, они часто становятся клиентами наркодилеров и завсегдатаями алкогольных отделов магазинов.

Девочки в целом реже ведут себя асоциально по сравнению с мальчиками. Но они склонны к более изощренным проявлениям. Например, они организуют травлю представительниц одного с ними пола или провоцируют агрессию мальчиков в отношении друг друга. Представители сильного пола более склонны к открытым проявлениям социально неправильного поведения, к физической агрессии.

Во многом возникновение такого поведения связано с отношениями родителей в семье. Часто разрушительные стратегии общения у ребенка связаны с тем, что он протестует таким образом против насилия в семье или конфликтных отношений родителей между собой. Иногда такие дети проявляют агрессию в отношении домашних питомцев, после того как сами подвергнутся агрессии со стороны родителей или других детей. Во многом проявления неправильного поведения носят характер наследственных особенностей, особенно это касается темперамента ребенка и раздражительности. Такие дети обычно обладают низкими познавательными способностями и часто находятся в контакте с асоциальными сверстниками.

Можно ли что-нибудь сделать? Да, хороший психолог может помочь в том, чтобы обучить ребенка управлять своим гневом, понимать свои и чужие эмоции и находить компромиссные решения в тяжелых ситуациях. Часто помогают в этом групповые занятия. В тяжелых случаях используется лекарственная терапия, которая снижает частоту проявлений импульсивного поведения.

fb.ru

Асоциальное поведение — это… Что такое Асоциальное поведение?


Асоциальное поведение
— поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Словарь-справочник по педагогической психологии. М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.

  • Ассоцианизм
  • Ассоциативная психология

Смотреть что такое «Асоциальное поведение» в других словарях:

  • Асоциальное поведение — (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по педагогической психологии

  • Асоциальное поведение —    см. Девиантное поведение …   Педагогический терминологический словарь

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Девиантное поведение, асоциальное поведение —     поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… …   Педагогический терминологический словарь

  • Поведение асоциальное — поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям …   Социологический словарь Socium

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… …   Социология: Энциклопедия

  • Поведение асоциальное — формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

pedagogic_psychology.academic.ru

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это… Что такое АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?


АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

  • Ассоциация
  • АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Смотреть что такое «АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:

  • Асоциальное поведение — (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по педагогической психологии

  • Асоциальное поведение —    см. Девиантное поведение …   Педагогический терминологический словарь

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Девиантное поведение, асоциальное поведение —     поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… …   Педагогический терминологический словарь

  • Поведение асоциальное — поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям …   Социологический словарь Socium

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… …   Социология: Энциклопедия

  • Поведение асоциальное — формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

current_pedagogy.academic.ru

Асоциальное поведение детей

Определение 1

В современной научной психологической литературе под феноменом асоциального поведения понимают огромный спектр, совокупность поведенческих стратегий, нарушающих социальные нормы, противоречащих правилам человеческого общежития, социально принятым и одобряемым стереотипам поведения.

Асоциальным называется поведение, нарушающее как закрепленные на законодательном уровне уголовные, административные и пр. нормы, так и нормы, зафиксированные в структуре традиций, обычаев.

Причины асоциального поведения детей

Причины асоциального поведения ребенка кроются в особенностях его взаимосвязей, специфике системы взаимодействий с окружающей социально-природной средой, с самим собой. Формирование деструктивных форм поведения, таким образом, выступает результатом стечения, негативного влияния совокупности случайных и врожденных факторов социализации личности.

Среди причин формирования анормальных поведенческих стратегий выделяют наследственность, влияние окружающей среды, особенности воспитания ребенка, проявления его социальной активности и пр. Вся совокупность факторов, способствующих формированию асоциальных поведенческих стратегий, может быть представлена следующими группами:

  • биологические факторы выражаются в физиологических особенностях ребенка, функционировании жизненно важных систем организма, в первую очередь, нервной системы.
  • врожденные психологические факторы находят свое отражение в особенностях темперамента, личностных характеристиках, качествах и свойствах, включая повышенную внушаемость, неадекватность навыков рефлексии, саморефлексии, оценивания действий окружающих, проявлениях эмоционально-волевой сферы и пр.
  • социальные факторы находят свое отражение в специфике взаимодействия с социумом.

Роль семьи в процессе формирования асоциальных форм поведения ребенка

Семья играет огромную роль в процессе развития личности ребёнка, формирования его поведенческих паттернов, системы аксиологических модусов и пр. В семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом, неблагополучной асоциальной атмосферой риск формирования асоциальных форм поведения существенно возрастает. В результате отсутствия интересов к потребностям ребенка со стороны родителей он стремится найти эмоциональный отклик в отношениях с другими, в других видах деятельности, вследствие чего у него могут возникнуть нежелательные потребности, интересы.

Авторитарность, чрезмерное доминирование родителей также выступает одним из факторов формирования асоциальных форм поведения. Кроме того, ярко выраженный диктат матери может стать причиной возникновения у ребенка со слабой нервной системой нервно-психических заболеваний, привести к невосполнимым дефектам в развитии эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии по отношению к окружающим, проявлениям агрессии и пр.

Фактором, повышающим риск формирования форм асоциального поведения, может также выступать система поощрений и наказаний, практикуемая в рамках семьи.

Замечание 1

Следует отметить, что в отдельных случаях даже внешне благополучные семьи в ситуации нарушения межличностных внутрисемейных отношений быстро превращаются в неблагополучные, в результате чего страдает не только воспитуемый ребенок, но и социум в целом. Другими словами, осуществляется переход личностной внутрисемейной проблемы в социальную.

Причины, обуславливающие семейное неблагополучие

Все факторы, которые приводят к семейному неблагополучию, могут быть условно разделены на следующие группы:

  • социально-экономические;
  • социально-политические;
  • медико-психологические;
  • психолого-педагогические.

Таким образом, формирование ассоциативного поведения ребенка во многом обусловлено влиянием семьи, отсутствием адекватных внутрисемейных взаимоотношений, взаимодействий, что приводит к формированию семейного неблагополучия, наносит вред как воспитуемому ребенку, так и социуму в целом.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *