Аттестация педагогических работников положение – . , |

Содержание

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

— в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

— в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

— стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

— повышение качества образования;

— приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

— обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

— Ф.И.О. сотрудника;

— должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

— дата подписания специалистом трудового договора;

— уровень квалификации сотрудника;

— сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

— результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

— мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

— работники, у которых уже есть квалификационные категории;

— сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

— беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

— сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

— определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

— письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

— установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

— его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

— установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

— установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

— ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

— установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

— человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

— установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

— отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

fb.ru

Образец положения об аттестации работников 2019

Существующее законодательство не регламентирует содержание, порядок составления и утверждения Положения об аттестации. Значение этого документа, как и правильный алгоритм его принятия, переоценить сложно. Разберемся, как разработать положение об аттестации работников, образец 2019 года составим для бюджетной организации.

Для чего нужно

Положение о порядке проведения аттестации работников — это локальный нормативный акт, регламентирующий порядок подготовки и проведения проверки знаний и установления квалификационного уровня работников. Наличие такого документа в любой организации, где сотрудники должны проходить оценивание уровня знаний, имеет особое значение. Ведь согласно пункту 3 статьи 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут на основании недостаточного квалификационного уровня, подтвержденного результатами проверки. Таким образом, Положение является важным инструментом, который в случае возникновения спорных ситуаций может стать весомым аргументом, предотвращающим возникновение негативных правовых последствий.

Например, правильно составленный документ позволит избежать ситуаций, связанных с восстановлением низкоквалифицированных кадров и выплат им компенсаций. Со стороны сотрудников он поможет избежать незаконного увольнения.

Кому необходимо

Такие мероприятия характерны для бюджетных организаций, связанных с образованием, здравоохранением и опасными производствами. Необходимость оценки знаний таких работников оговорена в законодательстве. Например, некоторые детали Положения об аттестации педагогических работников регулируются статьей 49 Федерального закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Что касается других предприятий, для них аттестация работников является способом мониторинга квалификации кадров. Полученная по результатам проверки знаний информация может быть использована как основание для увольнения некомпетентных сотрудников, материальной стимуляции ценных, кадровых перестановок, а также как толчок к проведению дополнительных образовательных мероприятий.

Правила составления

Существующее законодательство не регламентирует правила составления и утверждения положения об аттестации. Тем не менее, на некоторых предприятиях в качестве норматива по его подготовке используют постановление Госкомитета по науке и технике СССР от 05.10.1973 № 470 и Госкомтруда СССР № 267 в тех частях, которые не противоречат современному законодательству. Кроме того, существуют практические наработки в этой сфере, на которые также можно опираться.

Согласно указанным нормам, рассматриваемый документ должен включать в себя следующие пункты:

  • цели и задачи проведения оценивания;
  • категории тех, кто должен проходить проверку знаний, а также, кто не должен;
  • сроки и график проведения оценки;
  • порядок проведения оценивания и состав комиссии;
  • лица, ответственные за подготовку бумаг;
  • критерии оценивания;
  • результаты проверки.

Для всех категорий сотрудников составляется один документ, в котором могут быть отдельно оговорены детали проведения оценивания каждой категории.

Образец положения об аттестации работников

Скачать

Как утвердить

После того как текст нормативного акта составлен, руководитель предприятия или уполномоченное лицо должно его утвердить. Для этого можно составить соответствующий приказ, к которому будут прикреплены сам акт, а также приложения к нему. Уполномоченное лицо ставит свою подпись и дату возле грифа «Утверждаю» непосредственно на документе. Каким образом будет утвержден документ, не имеет значения. Намного важнее, чтобы это было сделано уполномоченным лицом. В противном случае при возникновении споров по восстановлению уволенных по результатам проверки работников суд может встать на сторону сотрудников. Пример приказа представлен ниже.

Образец приказа об утверждении

Скачать

gosuchetnik.ru

Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (с изменениями на 6 августа 2009 года) (утратил силу с 01.01.2011), Приказ Минобразования России от 26 июня 2000 года №1908

Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

ПРИКАЗ

от 26 июня 2000 года N 1908

Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических
и руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений

(с изменениями на 6 августа 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2011 года на основании
приказа Минобрнауки России от 24 марта 2010 года N 209
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 6 августа 2009 года N 284 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 05.10.2009).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В настоящий приказ вносились изменения на основании приказа Минобразования России от 6 февраля 2001 года N 375.
Приказ Минобразования России от 6 февраля 2001 года N 375 не проходил регистрацию в Минюсте России и утратил силу на основании приказа Минобразования России от 18 сентября 2001 года N 3165.
— Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150) и Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст.1496)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Положение).

2. Ввести в действие настоящее Положение с 1 сентября 2000 года.

3. Управлению региональной образовательной политики (Г.А.Бредихину) совместно с Управлением экономики (Ю.В.Шленовым) и другими подразделениями Министерства привести нормативные правовые акты Минобразования России по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствие с настоящим Положением.

4. Установить, что:

формы и процедуры проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, определенные органами управления образованием субъектов Российской Федерации, до утверждения в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации, применяются в части, не противоречащей настоящему Положению;

квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие настоящего Положения, сохраняются в течение срока, на который они присвоены.

5. Управлению региональной образовательной политики (Г.А.Бредихину) в месячный срок представить руководству Минобразования России предложения о составе временного творческого коллектива для разработки вариативных форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

6. Управлению развития и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову) предусмотреть на III-IV кварталы 2000 года финансирование временного творческого коллектива по разработке вариативных форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

7. Департаменту общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлению дошкольного образования (Р.Б.Стеркиной), Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной), Управлению специального образования (Д.С.Шилову), Управлению инспекционно-аналитической работы (В.Ф.Сауткину) разработать до 01.11.2000 критерии определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников соответствующих типов и видов образовательных учреждений требованиям к их квалификации при присвоении квалификационных категорий.

8. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В.Безлепкину) до 01.12.2000 разработать требования к содержанию программ курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

9. Считать утратившим силу с 01.09.2000 приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 N 256 «Об утверждении Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 15.07.93, регистрационный N 304.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф.Киселева.

Министр
В.Филиппов


Зарегистрирован
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 июля 2000 года,
регистрационный N 2322

Приложение. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Приложение
к приказу
Минобразования РФ
от 26 июня 2000 года N 1908

(с изменениями на 6 августа 2009 года)

____________________________________________________________________
Настоящее Положение не применяется в части проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования — см. пункт 2 приказа Минобрнауки России от 6 августа 2009 года N 284.
____________________________________________________________________

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности (далее — образовательные учреждения), по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.

1.2. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

1.3. Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

1.4. Основными принципами аттестации являются:

добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;

обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;

открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

1.5. Нормативной основой для аттестации являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

настоящее Положение.

1.6. Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.

1.7. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют Министерство образования Российской Федерации, другие федеральные ведомственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием и соответствующие профсоюзные органы.

1.8. Установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации не допускается.

II. Организация и сроки проведения аттестации

2.1. Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника. Представление иных документов не требуется.

Заявление по установленной форме (приложение 1) подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня.

2.2. Аттестация работников осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля.

Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника (далее — аттестуемый) устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Положения.

2.3. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.

2.4. Основанием для проведения аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию является представление в соответствующую аттестационную комиссию:

— руководителей органов управления образованием — на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений,

— руководителей образовательных учреждений — на заместителей руководителей образовательных учреждений, руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, старших мастеров.

Представление должно содержать всестороннюю оценку профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности.

Аттестуемый должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации, срок проведения которой определяется соответствующим органом управления образованием.

2.5. Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию в соответствии с настоящим Положением. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

2.6. Работники, выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с настоящим Положением.

III. Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы

3.1. Аттестация проводится аттестационными комиссиями:

центральной, создаваемой Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории; *3.1.1.1)

главной, создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, — для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;

муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;

аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

При аттестационных комиссиях могут быть образованы экспертные группы.

3.2. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения (кроме директоров, начальников, заведующих) на высшую и первую квалификационные категории по согласованию Министерства образования Российской Федерации, федеральных ведомственных органов управления образованием с органами управления образованием субъектов Российской Федерации может осуществляться главными или муниципальными аттестационными комиссиями по месту нахождения образовательного учреждения. Присвоение квалификационных категорий в указанном случае осуществляется соответствующими органами управления образованием по подчиненности образовательных учреждений или органами управления образованием субъектов Российской Федерации, или местными (муниципальными) органами управления образованием.

Проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на первую квалификационную категорию (кроме директоров, начальников, заведующих) и присвоение им указанной квалификационной категории может быть делегировано непосредственно образовательным учреждениям.

3.3. В случаях когда в образовательном учреждении аттестационная комиссия не может быть создана по объективным причинам, по распоряжению местного (муниципального) органа управления образованием аттестация педагогических работников может осуществляться аттестационной комиссией другого образовательного учреждения.

3.4. Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию.

3.5. Председателем аттестационной комиссии является руководитель (или заместитель руководителя) органа управления образованием или образовательного учреждения, создающего аттестационную комиссию.

3.6. Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций.

3.7. Аттестация педагогических и руководящих работников осуществляется за счет средств соответствующего органа управления образованием и образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, которые могут включать и средства на оплату труда работников, привлекаемых к проведению аттестации.

3.8. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения:

а) соответствует заявленной квалификационной категории;

б) не соответствует заявленной квалификационной категории;

в) соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»;

г) не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель».

3.9. Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается ему сразу после голосования.

При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.

3.10. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

3.11. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист (приложение 2), подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой — выдается ему на руки.

IV. Реализация решений аттестационной комиссии

4.1. Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.

В аттестационный лист вносится запись о присвоенной квалификационной категории, указывается дата и номер приказа. Аттестационный лист подписывается руководителем органа управления образованием или образовательного учреждения и заверяется печатью.

4.2. В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные настоящим Положением.

4.3. Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

Приложение 1. Заявление

Приложение 1
к Положению о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений

______________________________________
(наименование аттестационной комиссии)

______________________________________

от ____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

______________________________________

(должность, место работы)

Прошу аттестовать меня в 20____ году на ________________________________

квалификационную категорию по должности (должностям) _______________________

_________________________.

С Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников

государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен(а).

Наличие квалификационной категории, срок ее действия ___________________.

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную

категорию считаю следующие результаты работы: ______________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Считаю наиболее приемлемым прохождение аттестации в форме ___________

_________________________________________________________________________

Сообщаю о себе следующие сведения:

образование (какое образовательное учреждение окончил, полученная

специальность и квалификация) _____________________________________________

_________________________________________________________________________

стаж педагогической работы (по специальности) ______________ лет, в данной

должности _____________ лет

стаж работы в данном учреждении _________________

наличие наград, званий, ученой степени, ученого звания ____________________

_________________________________________________________________________

Сведения о повышении квалификации ___________________________________

_________________________________________________________________________

» __ » _____________ 20_____

Подпись ___________________________

Телефон дом. _______________________

сл. __________________

Приложение 2. Аттестационный лист

Приложение 2
к Положению о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений

1. Фамилия, имя, отчество _____________________________________________

2. Год и дата рождения _______________________________________________

3. Сведения об образовании и повышении квалификации ___________________

_________________________________________________________________________

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, звание, ученая степень, ученое звание и др.)

4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту

должность _______________________________________________________________

5. Общий трудовой стаж _______________________________________________

6. Стаж педагогической работы (работы по специальности) _________________

_________________________________________________________________________

7. Решение аттестационной комиссии ___________________________________

_________________________________________________________________________

8. Результат голосования.

Количество голосов: за _______________, против ______________

9. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым

они даются) ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Примечания ______________________________________________________

Дата аттестации » ____ » ________________ __________________ г.

Председатель аттестационной комиссии /подпись/

Секретарь аттестационной комиссии /подпись/

* * *

Присвоена ___________________ квалификационная категория сроком на 5 лет

_________________________________________________________________________

(дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения)

М.П.

Подпись руководителя

С аттестационным листом ознакомлен (а) _____________________________________

(подпись работника и дата)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

docs.cntd.ru

Положение об аттестации педагогических работников

Положение об аттестации педагогических работников

Положение о порядке аттестации педагогических работников | Образец

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников МОУ Одинцовской СОШ № 16 по должностям которых тарифно — квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.

1.2. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических  работников требованиям к квалификации при присвоении им второй квалификационной  категории.

1.3. Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

обеспечение педагогическим работникам школы возможности повышения уровня оплаты труда.

1.4. Основными принципами аттестации являются:

добровольность аттестации на вторую квалификационную;

открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам.

1.5. Нормативной основой для аттестации являются:

Закон Российской Федерации \»Об образовании\»;

настоящее Положение.

1.6. Вторая квалификационная  категория педагогическим работникам присваиваются сроком на пять лет.

 

II. Организация и сроки проведения аттестации

 

2.1. Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию является заявление работника. Представление иных документов не требуется.

Заявление по установленной форме подается работником в школьную  аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 15 сентября.

2.2. Аттестация работников осуществляется в период с 1 октября по 30 марта.

Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Положения.

2.3. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.

2.4. Педагогические работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию, в соответствии с  «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

2.5. Работники, выполняющие педагогическую работу  на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с настоящим Положением.

 

III. Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы

 

3.1. Аттестация проводится аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные группы.

3.2. Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяется  школой самостоятельно и закрепляется приказом директора .

3.3. Председателем аттестационной комиссии является директор или заместитель директора школы.

3.4. Аттестационная комиссия формируется из работников школы, представителей профсоюзных органов, методических служб

3.5.  По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения:

а) соответствует заявленной квалификационной категории;

б) не соответствует заявленной квалификационной категории;

3.6. Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается ему сразу после голосования.

При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.

3.7. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

3.8. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист, подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой — выдается ему на руки.

 

IV. Реализация решений аттестационной комиссии

 

4.1. Директор школы на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.

В аттестационный лист вносится запись о присвоенной квалификационной категории, указывается дата и номер приказа. Аттестационный лист подписывается директором школы и заверяется печатью.

4.2. В случае признания педагогического работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные настоящим Положением.

4.3. Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

Пожалуйста поделитесь с коллегами:

kdpconsulting.ru

Материал на тему: Аттестация педагогических работников

ОБРАЗЕЦ !!!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Утверждено приказом директора ОУ

от ___________________________    

Порядок

аттестации  заместителей руководителя  и руководителей структурных подразделений …………..учреждения  «…………..».

I.   Общие положения

1. Настоящий Порядок регулирует процедуру аттестации заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений  ОУ.

Процедуре аттестации вновь назначаемых  на должность заместителей  руководителя и руководителей структурных подразделений предшествует заключение  трудового договора.

2. Нормативной основой аттестации назначаемых на должность заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений являются  Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.35 п.3), Трудовой кодекс Российской Федерации, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.08.2011 N 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».  

3. Аттестация заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений, в том числе и вновь назначаемых на должность, является обязательной и проводится в порядке и на условиях, определяемых  руководителем ОУ.

4. Аттестация вновь назначаемых на должность заместителей руководителя  и руководителей структурных подразделений проводится на «соответствие требованиям квалификационной характеристики к должности заместителя руководителя и руководителя структурного подразделения» до момента назначения на должность и действует в течение одного года.

 Аттестация заместителя руководителя и руководителей структурных подразделений ОУ, ранее имеющих квалификационную категорию по должности заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения проводится на «соответствие занимаемой должности» один раз в три года.

  Аттестации не подлежат беременные женщины.

Заместители руководителя и руководители структурных подразделений учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу.

         5.  Целью аттестации вновь назначаемых на должность заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения является определение возможностей аттестуемого по управлению образовательным учреждением с учетом:

  • уровня базового образования;
  • стажа работы на педагогических и руководящих должностях;
  • сложившегося опыта предыдущей педагогической  или (и) методической руководящей работы;
  •  знаний основ государственного и муниципального управления, управления менеджментом, управления персоналом, управления технологией;
  •  морально-волевых качеств и уровня коммуникативной культуры.

6. При назначении лиц на должности заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений ОУ   пользуются предпочтением кандидатуры   из числа наиболее перспективных, инициативных педагогических работников, эффективно организующих процесс обучения и воспитания, при этом показывающих высокие результаты в процессе своей педагогической деятельности и регулярно повышающих свою профессиональную квалификацию.

7. Целями аттестации  ранее аттестованных заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения  являются:

а) объективная оценка деятельности заместителя руководителя и руководителей структурных подразделений ОУ  и определение их соответствия занимаемой должности;

б) оказание содействия в повышении эффективности работы учреждений;

в) стимулирование профессионального роста заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения .

II.  Организация проведения аттестации заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения.

8. Для проведения аттестации заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения руководитель:

а) образует аттестационную комиссию;

б) составляет списки заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений, подлежащих аттестации, и график ее проведения;

в) готовит необходимые документы для работы аттестационной комиссии;

        9. Основанием для проведения аттестации лиц, назначаемых на должности заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения, является представление-характеристика в аттестационную комиссию ОУ (приложение 1):

— на должность заместителей руководителя – директора ОУ ;

— на должность руководителя структурного подразделения -курирующего заместителя директора.

10. Представление – характеристика на лиц, назначаемых на должности  заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения,  должно содержать всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным характеристикам должностей работников образования, его возможностей управления образовательным учреждением, опыта работы, знаний основ управленческой деятельности по следующим направлениям:

а)   опыт и результаты предыдущей педагогической работы;

б) сформированность представлений об основах управления образовательным учреждением;

в)  личностные, профессионально-педагогические, морально-волевые качества, авторитет среди коллег, учащихся, родителей (законных представителей), уровень коммуникативной культуры.

11. В  целях  всесторонней оценки деятельности ранее аттестованных  на должность заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения в аттестационную комиссию представляется отзыв  об  исполнении  ими   должностных   обязанностей   за  межаттестационный  период (далее – отзыв).

Отзыв готовится:

  • на заместителя директора — руководителем ОУ;
  • на руководителей структурных подразделений — курирующим заместитем директора ОУ.

        Готовящие отзыв предлагают форму проведения аттестации заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений учреждения (тестовые испытания и (или) собеседование).

Отзыв должен содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств аттестуемого, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении аттестуемым повышения квалификации (приложение  2).

    Ответственный за отзыв знакомит аттестуемого с отзывом под роспись и представляет его в  аттестационную комиссию не менее чем за две недели до начала аттестации.

      Отказ аттестуемого ознакомиться с отзывом и (или) поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом (приложение  3).

12. Для  проведения  аттестации заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений издается  приказ по ОУ   об утверждении Положения об аттестации данной категории педработников, состава аттестационной комиссии, графика проведения аттестации, в котором указываются:

  1. список заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений, подлежащих аттестации;
  2. дата, время и место проведения аттестации;
  3. дата  представления  в  аттестационную  комиссию необходимых   документов.

13. Заместители руководителя и руководители структурных подразделений учреждения,  подлежащие  аттестации,  должны  быть ознакомлены  под роспись с графиком проведения аттестации не менее чем за две недели до начала аттестации.

14.  В состав материалов, предоставляемых в аттестационную комиссию аттестуемым, в том числе и вновь назначаемым на должность, входят копии документов о  повышении квалификации, аттестационный лист аттестуемого с данными предыдущей аттестации.

15. Ранее аттестованные заместители руководителя и руководители структурных подразделений учреждения, подлежащие аттестации, вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв.

16. Аттестация проводится в одной из следующих форм: тестирование на бумажном или электронном носителях, собеседование и др.

17. Аттестация может проводиться с приглашением аттестуемого на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки аттестуемого  на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины данный заместитель руководителя и руководитель структурного подразделения учреждения привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится на более поздний срок.

    Уважительными причинами являются:

1) болезнь аттестуемого, подтвержденная больничным листом;

2) командировка аттестуемого;

3) ежегодный очередной оплачиваемый отпуск аттестуемого ;

4) иные случаи отсутствия, которые аттестационная комиссия может посчитать уважительными.

        18. Профессиональная деятельность аттестуемого оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям, решения им поставленных задач, эффективности и результативности проводимой работы по основной деятельности. При этом учитываются организаторские способности, профессиональные знания и опыт работы аттестуемого.

19. По итогам аттестации издается приказ по ОУ и заполняется аттестационный лист (приложение 4). Аттестационный лист заполняется в одном экземпляре, вручается работнику, проходящему аттестацию. Копия аттестационного листа хранится в личном деле  аттестуемого довые споры по вопросам аттестации   рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

Приложение 1

к  Порядку аттестации  

заместителей руководителя и

руководителей структурных подразделений

   

В аттестационную  комиссию

по  аттестации заместителей руководителя

и руководителей структурных подразделений

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

__________________________________________________________________________

                                          (наименование образовательного учреждения)

1.____________________________________________________________________________________

Ф.И. О. (полностью):

представляется для аттестации ____________________________________________

                                                                        ( указать должность и наименование) __________________________________________________________________

________________________________________________________________-

(образовательного учреждения)

2.  Год и дата рождения         

3. Сведения об образовании (какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, звание, ученая степень, ученое звание, почетное звание, правительственные награды и др.)

4. Сведения о повышении  квалификации за последние 5 лет (наименование   учреждения, дата и сроки обучения, название курсов или факультета, количество учебных часов, номер и дата выдачи удостоверения или диплома)

5. Занимаемая должность и место работы на момент аттестации, дата назначения на эту должность

6. Общий трудовой стаж (по сведениям трудовой книжки) __________________

7.  Стаж педагогической работы (по специальности) ____________________________

8.         Основанием для аттестации лица, претендующего на………….  должность, являются:

8.1. Опыт и результаты предыдущей работы;        

8.2. Оценка уровня сформированности представления об основах управления образовательным учреждением;

8.3. Личностные   организационно-педагогические,   морально-волевые   качества,   уровень коммуникативной культуры, наличие авторитета среди коллег, учащихся и родителей.

9. Заключительный вывод: Ф.И.О. (полностью) рекомендуется (не рекомендуется) на соответствие требованиям квалификационной характеристики по должности _______________________________________________ ________________________

Должность руководителя                             (подпись)                                               (ф.и.о.)

  М.П.                                                                                                                                                      «______»______20___  г.

Ознакомлен ______________________________________________________

                                                                       (подпись)               (ф.и.о.)

«______»______20___  г

  Приложение 2

к  Порядку аттестации  

Отзыв

об исполнении должностных обязанностей подлежащим аттестации заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений

 

______________________________________________________________

(наименование учреждения в соответствии с уставом)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

назначен на должность ______________________________________________

                                                                                                                                полное наименование должности  _____________________________________

с  «___»____________ ____ года.  

                           дата назначения

Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания (когда и какое учебное заведение закончил, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, звание).

Мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной деятельности руководителя учреждения (профессиональные знания и опыт, знание нормативных правовых актов применительно к выполнению должностных обязанностей, деловые качества, стиль и методы работы, повышение квалификации, результативность работы).

Должность руководителя _______________________________________

                                                                                                         (подпись, расшифровка подписи)

 «__» ________________ 20__ г.

 

С отзывом ознакомлен(а) ____________________________________________

                                                                     (подпись, расшифровка подписи)

 «__» ________________ 20__ г.

  Приложение 3

к  Порядку аттестации 

АКТ

«___»______________20__г.

об отказе от подписи в ознакомлении с отзывом  

об  исполнении     должностных   обязанностей  

подлежащим аттестации…………..

____________________________________________________

(наименование учреждения в соответствии с уставом)

Настоящим актом удостоверяем, что в нашем присутствии ______________ ________________________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы  начальника отдела, сектора управления образования, иных сотрудников)

_________________________________________________________________

ознакомил __________________________________________________________________

(место, дата, время)

__________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

с отзывом  об  исполнении должностных обязанностей подлежащим аттестации руководителя ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

(указать существо вопроса)

__________________________________________________________________

Аттестуемый __________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

отказался расписаться в том, что он ознакомлен с отзывом об  исполнении     должностных   обязанностей   от «____»___________20__г.

Содержание данного акта подтверждаем личными подписями:

____________________        _______________         _______________________

(должность)        (подпись)        (расшифровка подписи)

____________________        _______________        _______________________

(должность)        (подпись)        (расшифровка подписи)

Настоящий акт составил:

____________________        _______________        _______________________

(должность руководителя)                (подпись)                (расшифровка подписи)

  Приложение 4

к  Порядку аттестации  

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________

2. Год, число и месяц рождения______________________________________

3. Занимаемая  должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность ________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Сведения  о  профессиональном  образовании,   наличии   ученой степени, ученого звания_____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание)

5.  Сведения о повышении квалификации за последние 3 года до прохождения аттестации ____________________________________________

__________________________________________________________________6.  Стаж  руководящей работы (работы по специальности) ______

7. Общий трудовой стаж _____________________________________________

8. Рекомендации аттестационной комиссии ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Решение аттестационной комиссии: _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Количественный состав аттестационной комиссии ____________________

На заседании присутствовало _______ членов аттестационной комиссии

Количество голосов за _____, против ______

11. Дата принятия решения аттестационной комиссией ___________________

Председатель аттестационной комиссии _______________________________

                                                                                                                         (подпись)         (расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной комиссии __________________________________

                                                                                                                         (подпись)        (расшифровка подписи)

ПриказОУ   от ________ 20__      № ___________

Директор ОУ  ____________________________________________________

                                                                                              (подпись)         (расшифровка подписи)

 М.П.  

                             

С аттестационным листом ознакомлен (а): ______________________________

                                                                                   (подпись работника, дата)

С решением аттестационной комиссии согласен (не согласен) (согласна, (не согласна)) _______________                 __________________________

                                            (подпись)                                                           (расшифровка подписи)

nsportal.ru

Аттестация педагогических кадров: цель и порядок проведения

Во исполнение положений ФЗ № 273 введено обязательное повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Эти процедуры проводятся в отношении всех работников учебных заведений, в том числе совместителей.

Нормативная база

Регулярное повышение квалификации и аттестация педагогических кадров направлены на стимулирование профессионального и личностного роста, повышение зарплат, улучшение качества образовательного процесса.

Впервые порядок аттестации педагогических кадров был утвержден в 2010 г. В 2014 г. он был пересмотрен и откорректирован. 7 апреля 2014 г. Минобрнауки утвердило Приказ об аттестации педагогических кадров. В Минюсте документ зарегистрирован под № 16999.

Новый порядок проведения аттестации педагогических кадров учитывает требования ФГОС к условиям реализации программ обучения. В Положении установлены высокие требования к квалификации преподавателей и их личностным качествам.

Сущность аттестации педагогических кадров

Аттестацией называют процедуру, в рамках которой определяется уровень профессиональной компетенции педагогического работника, а также проверяются результаты его деятельности на основании комплексной оценки труда.

Цель аттестации педагогических кадров состоит в установлении соответствия сотрудника учебного заведения квалификационной категории и занимаемой должности.

Классификация

Аттестация педагогических кадров в образовании может быть:

  1. Добровольной. Оценка проводится по желанию сотрудника учебного заведения для установления первой либо высшей категории.
  2. Обязательной. Такая аттестация педагогических кадров проводится для подтверждения соответствия лиц занимаемым ими должностям на основе анализа их профессиональной деятельности.

Значение оценки

В настоящее время отмечается тенденция по усовершенствованию образовательного процесса. В соответствии с этим должен повышаться профессионализм преподавателей и квалификация. Аттестация педагогических кадров позволяет выявить слабые места в системе подготовки сотрудников.

В настоящее время педагог должен не просто владеть содержанием преподаваемой дисциплины и ориентироваться в сферах обучения, воспитания, психологии. Ему необходимо формировать условия для создания учебно-познавательных компетенций, развития личностных качеств обучающихся. При этом свой предмет он должен использовать в качестве средства реализации поставленных задач. Для этого необходимы и соответствующие личностные качества педагога, и квалификация.

Аттестация педагогических кадров: изменения в правилах

В соответствии с новым Положением:

  1. Комиссии для оценки соответствия работников занимаемым должностям создаются в образовательном учреждении.
  2. Периодичность аттестации педагогических кадров – 1 раз в 5 лет. При этом период действия категории не продлевается.

Изменены федеральные требования к квалификации работников, претендующих на первую или высшую категории.

Первая категория

По результатам анализа аттестации педагогических кадров 1-я квалификационная категория присваивается сотрудникам:

  1. Обеспечивающим стабильные показатели освоения учащимися программ по итогам мониторинга, осуществляемого как самой организацией, так и в порядке, предусмотренном правительственным постановлением № 662 от 5 авг. 2013 г.
  2. Вносящим личный вклад в улучшение качества образовательного процесса, совершенствующим методы воспитания и обучения, передающим собственный положительный опыт коллегам, принимающим активное участие в деятельности методических объединений педработников организации.
  3. Обеспечивающим выявление и развитие у учащихся способностей к интеллектуальной, физкультурно-спортивной, творческой деятельности.

Присвоение высшей категории

Оно осуществляется сотрудникам:

  1. Обеспечивающим достижение учащимися положительной динамики уровня освоения программ по итогам мониторинга как осуществляемого организацией, так и проводимого в порядке, предусмотренном правительственным постановлением № 662.
  2. Вносящим личный вклад в процесс повышения качества образования на основе применения более совершенных методов, продуктивного применения технологий, передающим свой положительный опыт, в том числе инновационной и экспериментальной работы педагогическим коллективам.
  3. Принимающим активное участие в деятельности методических объединений, разработке программно-методических рекомендаций, профессиональных конкурсах.

Формы предъявления результатов работы

В каждом субъекте РФ Министерство общего и профобразования издает приказ, на основании которого осуществляется аттестация педагогических кадров. В документе указываются формы предъявления сотрудниками результатов их работы. Для подтверждения соответствия работников должностям, которые они занимают, в качестве форм выступают:

  1. Рабочая программа, билеты, тестирование, конспект урока.
  2. Образовательный проект.
  3. Исследовательская (творческая) работа.
  4. Модель деятельности по любому актуальному направлению развития образовательного процесса.

Для оценки уровня квалификации и определения его соответствия установленным требованиям, формы предоставления результатов следующие:

  1. Аналитический отчет.
  2. Презентация пособий, авторских образовательных программ и методических пособий.
  3. Научно-практическая конференция.
  4. Публичная защита экспериментальных разработок.

Для оценки качества должен быть представлен собственный педагогический опыт на личном сайте или в блоге. Под личной понимают страницу, которая может входить в состав образовательного портала, в том числе и учебного заведения. Информация, размещенная в социальных сетях («В Контакте», «Одноклассники» и пр.), не учитывается.

Приложения к заявлению

В соответствии с Положением об аттестации педагогических кадров, перечень документов, прилагаемых к заявке на первую/высшую категорию, включает в себя:

  1. Экспертные заключения.
  2. Отзыв о занятии/уроке с детьми, педагогический анализ.
  3. Анализ мероприятия (с родителями, педагогами, социальными партнерами).
  4. Отзыв на занятия педагога доп. образования и алгоритм анализа занятия.
  5. Отзыв о занятии учителя-логопеда, дефектолога, педагогический анализ урока (для сотрудников ДОУ компенсирующего типа или учителей, работающих с детьми, имеющими сложную структуру дефектов).

При подаче заявления:

  1. На первую категорию необходимо иметь паспорт.
  2. На высшую – паспорт и копию аттестационного листа по предыдущей проверке, заверенную работодателем.

В обязательном порядке также предоставляются копии:

  • Дипломов о среднем или высшем профобразовании.
  • Документов о смене Ф. И. О., если она имела место.
  • Сопроводительное письмо (характеристика), подтверждающее уровень компетенции и профессионализма. Оно формируется руководителем образовательного учреждения.

Документы в папку собираются в соответствии с требованиями, закрепленными в экспертном заключении.

Подача заявления осуществляется за 3 мес., а индивидуальная папка формируется за 2 мес. до завершения периода действия категории.

Продолжительность процедуры

Аттестация педагогических кадров осуществляется в течение 2-х мес. Дополнительно предусмотрен месяц для вынесения решения комиссией.

По результатам аттестации констатируется соответствие или несоответствие работником замещаемой должности.

МРКО

Отраслевыми нормативными актами предусмотрена упрощенная форма аттестации научно-педагогических кадров. Для этого используется личный кабинет в Московском регистре качества образования (МРКО).

Аттестация педагогических кадров осуществляется по следующей схеме:

  • Педработник подает заявление через свой личный кабинет.
  • Лицо, ответственное за сопровождение процедуры, видит заявку и прикрепляет к ней копию прежнего аттестационного листа и сопроводительное письмо. Оно подтверждает достоверность аттестационного листа и отсутствие у педработника нарушений в соответствии с 48 статьей ФЗ 273. После этого ответственное лицо согласует процедуру упрощенной аттестации.
  • После завершения сопровождения заявления педагогический работник самостоятельно отправляет документы в ГАК (комиссию). Для этого следует нажать на кнопку «Отправить».
  • После рассмотрения документов ГАК устанавливает категорию. Приказ об этом размещается в системе после подписания.

Нюансы

В соответствии с изменениями, внесенными Минобрнауки, присвоенные категории, а также педагогические звания по результатам прошлой аттестации, проведенной в отношении работников, преподающих 2 и более предмета, не прошедших повышение квалификации до вступления в силу изменений, распространяются на всю нагрузку до следующей проверки.

Сотрудники, имеющие нагрузку по нескольким дисциплинам, аттестуются по той, которую они преподают по специальности. Квалификационная категория при этом распространяется на все предметы.

Критерии проверки

К действовавшим ранее показателям добавились результаты оценки специалистами Минобрнауки деятельности педагогов в образовательном учреждении. Преподаватели должны не только подготовить 2-3-х лучших учащихся, но и стремиться к выявлению и развитию способностей у всех детей, стараться помочь отстающим.

В соответствии с новыми правилами, экспертные заключения о присвоении первой/высшей категории должны публиковаться на сайтах госорганов в Интернете. Работники, которым отказано в присвоении высшей квалификации, вправе подать повторную заявку через год.

Внеочередная аттестация для повышения квалификации может проводиться не раньше, чем через 2 года после получения предыдущей категории.

Аттестационная комиссия

В ее состав должны входить председатель, его заместитель, члены и секретарь. Кроме того, в комиссии должен присутствовать представитель первичного профсоюза, если он сформирован.

Члены комиссии, не согласные с принятым экспертным решением, вправе добавить в протокол отдельное мнение.

Кто не проходит аттестацию?

От обязательной проверки освобождаются работники:

  • занимающие должность меньше 2-х лет;
  • болевшие больше 4-х мес.;
  • беременные педагоги/находящиеся в декретном отпуске.

Однако если работник изъявит желание пройти аттестацию, ему не может быть отказано в этом.

Подтверждение соответствия должности

В ходе этого этапа комиссия оценивает и проверяет умения, навыки, знания педагога. Анализируется методика и профессионализм общения с обучающимися.

В результате принимается решение о профпригодности педагога.

Получение категории

Подать заявление на первую категорию могут работники, имеющие вторую категорию или первую, период действия которой истекает.

Для высшей категории педагог должен иметь первую квалификацию в течение 2-х лет или высшую, период действия которой завершается.

Дополнительные особенности процедуры

Заявления о прохождении аттестации для присвоения категории подаются работниками вне зависимости от продолжительности их деятельности в образовательном учреждении, в том числе и во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком.

Окончание периода действия высшей категории не лишает сотрудника права обратиться впоследствии в аттестационную комиссию с заявкой об установлении высшей категории по этой же должности в рамках аттестации.

В случае перехода работника в другое учреждение, в том числе и расположенное в другом регионе РФ категория, установленная ему, сохраняется до завершения срока ее действия.

Итоги аттестации сотрудник может обжаловать по правилам, предусмотренным законодательством РФ.

Модель организации аттестации

Она разрабатывается в каждом регионе РФ. К примеру, в Свердловской области модель организации процедуры включает в себя:

  1. Фиксацию итогов профессиональной деятельности, контрольных мероприятий в течение межаттестационого периода (от 2-х до 5-ти лет).
  2. Повышение квалификации. Курсы должны организовываться не реже одного раза в 3 года.
  3. Ознакомление с нормативной документацией по вопросам, касающимся проведения аттестации, выбор ее вида.
  4. Составление листа самооценки.
  5. Направление заявления на прохождение аттестации.
  6. Составление индивидуального графика проверки, создание аттестационного дела.
  7. Указание вида аттестации, формирование заявки в электронной системе.
  8. Оформление аттестационного паспорта.
  9. Определение формы предоставления результатов работы за межаттестационный период.
  10. Утверждение руководителем образовательного учреждения об организации аттестации.
  11. Подготовка приказа МОиПО (Министерства общего и профобразования) на базе которого инициировано формирование ЦКИ (центра квалификационных испытаний) и представительств ГАК (государственной комиссии).
  12. Письменное уведомление работников о времени, месте и дате аттестации.
  13. Экспертиза итогов профессиональной деятельности для проверки соответствия квалификационного уровня каждого сотрудника требованиям, предусмотренным к первой/высшей категориям.
  14. Фиксация результатов в аттестационном паспорте и протоколе экспертной комиссии.
  15. Предоставление материалов в ГАК.
  16. Заседания государственной комиссии, оформление приказа об утверждении решения.

Работа по аттестации на соответствие должности: схема

Для проверки соответствия работника замещаемой им должности разрабатываются и утверждаются локальные акты образовательной организации в порядке, закрепленном в уставе. В их числе: график аттестации, формы представления и распорядительного акта, протокола заседания комиссии и выписки из него.

Далее производятся следующие действия:

  1. Педработники должны быть ознакомлены с порядком проведения аттестации и другими нормативными документами, относящимися к процедуре.
  2. Разрабатывается технология осуществления проверки на основании Порядка, утвержденного Минобрнауки.
  3. Формируется список педагогических работников, которые должны пройти аттестацию, а также график проведения процедуры.
  4. Информация, касающаяся осуществления проверки, размещается на официальном портале учебного заведения.
  5. Ознакомление педработника с представлением под его роспись.
  6. Проведение квалификационных испытаний итогов профессиональной работы за межаттестационный период.
  7. Формирование пакета документов, в который входят: приказ учебного заведения об утверждении комиссии, представление на аттестуемого работника, приказ об утверждении решения комиссии, протокол экспертного заключения, экспертные листы.

Заключение

В задачи методического отдела образовательного учреждения входит донесение до педагогических работников информации о принятых изменениях. Необходимо сформировать у сотрудников четкое понимание того факта, что без аттестации они не смогут работать в сфере образования.

Комиссия должна увидеть стопроцентную подготовку педагогического работника. Сотруднику необходимо показать и раскрыть все знания, которые у него имеются. Вопросу подготовки к аттестации необходимо уделить особое внимание. Большое значение будет иметь правильность оформления документов.

Вся ответственность за результаты проверки лежит исключительно на самих преподавателях. Успешное прохождение проверки гарантирует не только повышение зарплаты, но и авторитета в коллективе.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *