Автономные области автономные округа – Автономная область и автономный округ в рф

Автономная область и автономный округ в рф

Автономная область и автономный округ как формы национально-территориальной автономии в Российской Федерации есть государственно-правовое выражение права народов на самоопределение. Конституция Россий­ской Федерации исходя из общепризнанных принци­пов равноправия и самоопределения закрепляет «обя­занность Российской Федерации гарантировать права коренных малочисленных народов» (ст. 69).

Возникновение автономий было обусловлено необхо­димостью реального осуществления права малых народов Севера и Дальнего Востока на самостоятельное полити­ческое, экономическое и культурное развитие, потребно­стью сохранить их этнические самобытность и своеобра­зие. Юридической основой образования автономий по­служило постановление ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера».

На протяжении всего существования автономных областей и автономных округов в литературе высказы­вались различные точки зрения на их государствен­но-правовую природу. Некоторые авторы подвергали сомнению их статус как субъектов Российского феде­ративного государства, утверждая, что это обычные административно-территориальные единицы, но с осо­бым национальным составом населения, бытом, куль­турой и т. д. Другие полагали, что автономная область и автономный округ есть национально-территориаль­ные образования с некоторыми элементами государст­венности и являются субъектами Российской Федера­ции. Современное конституционное законодательство однозначно определяет статус данных единиц как национально-территориальных субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 5 и ст. 65 Конституции РФ).

Конституционно-правовой статус автономной обла­сти и автономных округов устанавливается Конститу­цией Российской Федерации и уставами, которые раз­рабатываются и принимаются их законодательными (представительными) органами государственной власти. Кроме того, как гласит п. 3 ст. 66 Конституции РФ, «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа мо­жет быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Автономная область и автономный округ нацио­нально-территориальные образования с некоторыми элементами государственности. Они не имеют своих конституций, гражданства, государственного сувере­нитета. Вместе с тем автономии обладают своей наци­ональной территорией, на которой их органы государ­ственной власти осуществляют свои властные функ­ции. Эта территория неприкосновенна. Она может быть изменена только с согласия органов государст­венной власти автономий.

Государственную власть в автономной области и авто­номном округе осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательная власть реализуется представитель­ными органами, избираемыми путем всенародного го­лосования населением территории. Именуются эти органы по-разному: в Еврейской автономной области -законодательное собрание. Законодательные органы раз­рабатывают и принимают законы и другие правовые акты в пределах своих полномочий, т. е. обеспечивают правовое регулирование тех вопросов, решение кото­рых входит в компетенцию автономий.

Исполнительная власть принадлежит администра­ции автономной области и автономного округа. Органы исполнительной власти занимаются вопросами претворения в жизнь Конституции Российской Федерации, федеральных за­конов и местного законодательства.

Судебную власть на территории автономной обла­сти, автономного округа осуществляют суды. Также имеются органы прокурорского надзора.

Компетенция органов государственной власти авто­номной области и автономного округа довольно широка. Как записано в ст. 73 Конституции РФ, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Россий­ской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Формула «обладают всей полнотой государственной власти» означает, что органы власти автономной области и автономного ок­руга в пределах своих полномочий полностью самостоятельны, независимы и проводят политику, направлен­ную на эффективное развитие экономики, культуры, науки региона с учетом своих национальных и других потребностей.

Конкретные полномочия органов государственной власти автономной области, автономного округа такие же, как и у других субъектов РФ. Предметы совмест­ного ведения органов власти Федерации и автономий закреплены в ст. 72 Конституции, а исключительные полномочия органов власти автономной области и ав­тономного округа сформулированы либо в уставе, либо в соответствующем федеральном законе.

Как и другие субъекты РФ, автономии участвуют в реализации полномочий, принадлежащих исключитель­но органам власти Федерации. Это достигается через институт представителей.

Автономная область и автономный округ субъек­ты международных отношений. Они вправе заключать договоры и соглашения, участвовать в работе между­народных организаций и объединений, обмениваться дипломатическими и консульскими представительства­ми и т. д.

Для сохранения и поддержания исторически сло­жившихся традиционных форм хозяйствования, народных промыслов, самобытной культуры, рационального ис­пользования природных ресурсов Правительство Рос­сийской Федерации постановлением от 11 октября 1993 г. утвердило перечень районов проживания малочислен­ных народов Севера. Эти территории имеют особый статус и охраняются государством.

Хотя по Конституции РФ положение автономной области и автономного округа практически не отлича­ется от статуса других субъектов России, необходимо отметить следующее. Статус данных субъектов Рос­сийской Федерации достаточно не отработан, в опре­деленной степени противоречив. Так, по ст. 5 Консти­туции все субъекты обладают равными правами. Од­нако здесь же говорится, что одни субъекты (республи­ки) — это государства со всеми вытекающими отсюда последствиями, для характеристики же других упот­ребляется термин «автономный». Существо употребля­емых терминов настолько различно, что вряд ли можно говорить 6 декларируемом равенстве.

Большинство автономных округов находятся в составе краев или областей. Получается, что один «равный» субъект территориально входит в состав другого «равного» субъекта. Противоречие на­лицо. Поэтому чтобы каким-то образом стабилизиро­вать Федерацию, снять противоречия в государствен­но-правовом статусе субъектов, нужна долгая и кро­потливая работа по совершенствованию и Федерации, и ее субъектов.

24

studfiles.net

Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов в РФ

В состав Российской Федерации в качестве субъектов входят следующие автономные округа и автономная область: Еврейская автономная область, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область представляет собой одну из форм национальной государственности народов России и выступает национально-государственным образованием.

Автономный округ является национальным государственным образованием, который отличается особым национальным составом и своеобразным бытом населения. Автономный округ выступает специфической формой национальной государственности этнических групп и малых народностей Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. В Законе от 15 декабря 1990 года автономные округа наделялись правом самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав РФ – через область, край либо непосредственно. Подобным правом воспользовался Чукотский автономный округ, в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 года он входит в состав РФ непосредственно.

В действующей Конституция России подобная возможность не нашла своего отражения. В части 4 статьи 66 Основного закона отмечено, что отношения автономных округов в составе края либо области могут регламентироваться федеральным законодательством и договором между органами государственной власти автономного округа и края либо области. В части 3 статьи 67 указано, что границы между субъектами России могут изменяться лишь при их взаимном согласии.

Автономные округа отличаются огромной территорией при относительно небольшой численности своего населения. Как правило, в нём проживает несколько народностей. Так, Ханты-Мансийский автономный округ населяют ханты, манси, ненцы и коми; Чукотский – чукчи, эвены, эскимосы, юкагиры и коряки.

Статус автономной области и округа указывается в Конституции РФ, Федеративном договоре от 31 марта 1992 года, который включает Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и органами госвласти автономных округов и области; а также в других федеральных актах.

Согласно статье 66 Конституции по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа или области может приниматься федеральный закон об автономном округе или автономной области.

Автономные округа и область характеризуются элементами учредительной власти, что проявляется в их праве принимать собственные уставы и законы, а также иные нормативно-правовые акты.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором в уставе автономного округа или области закрепляется их право решать все вопросы в рамках компетенции, принимать нормативно-правовые акты и иметь символику. Они имеют в своём составе

административный центр.

Автономные округа и область располагают своей территорией, границы которой без их согласия не могут быть изменены. Их статус области может изменяться по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта в полном соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономные округа и область формируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, при этом они должны функционировать на основе Конституции РФ, Федеративного договора, а также уставов этих регионов.

В действующей Конституции предусмотрена возможность непосредственного участия представителей автономий при решении вопросов, которые отнесены к компетенции РФ. В этой связи от них избираются депутаты в Государственную Думу РФ, а в состав Совета Федерации делегируются по два представителя. Представительные органы власти автономий наделены правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономные округа и область выступают

самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, а также соглашений с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами РФ, но при условии соблюдения положений Конституции и законов РФ. Координация международных и внешнеэкономических связей автономных округов и автономной области обеспечивается федеральными органами госвласти России.

Взаимоотношения между автономными округами в составе краев либо областей регулируются уставами данных краев и областей, а также уставами соответствующих автономных округов.

В Конституции России и уставах автономных округов и области определяются предметы ведения автономий. Часть из них формирует предметы совместного ведения РФ и автономий в её составе. Подобные вопросы разрешаются совместно федеральными органами и органами власти автономных округов и области. Вопросы из сферы ведения самих автономий, то есть находящиеся вне пределов ведения РФ, разрешаются ими самостоятельно.

В сфере государственного строительства в совместном ведении РФ и автономий находятся следующие вопросы:

– обеспечение полного соответствия уставов, законов и других нормативно- правовых актов автономных округов и области положениям Конституции России и федеральных законов;

– обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

– защита прав и свобод гражданина и человека;

– защита прав национальных меньшинств;

– защита режима пограничных зон.

К совместному ведению РФ и автономий относится широкий круг вопросов законодательного регламентирования:

– административное и административно-процессуальное законодательство;

– трудовое законодательство;

– жилищное законодательство;

– семейное законодательство;

– земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

К вопросам совместного ведения РФ и автономий также отнесены кадры правоохранительных и судебных органов, нотариат и адвокатура, установление общих принципов по построению системы органов власти и муниципального самоуправления.

В сфере экономического, социального и культурного строительства к совместному ведению отнесены следующие вопросы:

– владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и иными природными ресурсами. Эти вопросы регулируются федеральными кодексами и законами, а также правовыми актами автономных округов и области;

– разграничение объектов государственной собственности;

– природопользование;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

– защита особо охраняемых природных территорий;

– установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

– воспитание, образование, наука, культура, физическая культура и массовый спорт;

– охрана памятников культуры и истории;

– защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

– координация вопросов здравоохранения;

– защита семьи, детства, материнства, отцовства;

– социальная защита, в том числе социальное обеспечение;

– меры по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, а также ликвидация их последствий.

Согласно статье 76 Конституции России по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в полном соответствии с ними нормативно-правовые акты субъектов России.

Федеральные органы государственной власти направляют законопроекты по предметам совместного ведения автономным округам и области для обсуждения и представления ими предложений.

Полномочия государственной власти, которые не отнесены к ведению федеральных органов госвласти и к совместному ведению, реализуются органами государственной власти автономных округов или автономной области самостоятельно в соответствии с положениями Конституции России. Они выступают исключительными полномочиями органов госвласти автономий.

Федеральные органы исполнительной власти при наличии соглашения с органами исполнительной власти автономных округов и области вправе передавать им на реализацию часть своих полномочий. По соглашению с федеральными органами исполнительной власти органы исполнительной власти автономий также могут передать им на реализацию часть собственных полномочий.

lecu.ru

Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов

Ключевые слова: конституционно-правовой, статус, автономной, области, округ

В составе РФ в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский (до 1 марта 2008 г.), Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ — национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный округнациональное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации — через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав РФ.

Однако действующая Конституция РФ такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Чукотском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами РФ, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию РФ и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция РФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами РФ. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти РФ.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий РФ, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении РФ и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению РФ и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения РФ и автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению РФ и автономий в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются кодексами, законами РФ и правовыми актами автономной области, автономных округов. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий в составе РФ с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами РФ, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа.

Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются федеральными органами государственной власти автономной области, автономным округам для обсуждения и представления ими своих предложений.

Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий, осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Это исключительные полномочия органов государственной власти автономий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий. … читать далее …

newinspire.ru

Автономные области Российской Федерации Википедия

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации, в числе которых имеется одна автономная область — Еврейская автономная область.

Согласно пункту 3 статьи 66 конституции России, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Однако в настоящий момент такой закон не принят. Еврейская автономная область не может быть упразднена без пересмотра Конституции в силу упоминания в качестве субъекта РФ в ст. 5 гл. 1 Конституции РФ. Так как в 1, 2 и 9 главы внесение поправок невозможно, для исключения ЕАО из состава субъектов необходим созыв Конституционного собрания, пересмотр Конституции и всенародный референдум. Правда, существует иная трактовка данной нормы, согласно которой фраза «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов» понимается как возможность их существования в качестве субъектов РФ в её составе, то есть в случае, если статус Еврейской автономной области изменить, то это не будет нарушением Конституции.

История

Автономные области (АО) начали появляться на территории РСФСР (а позже — и СССР) после Октябрьской революции из территорий с преимущественным нерусским населением (в союзных республиках — с преимущественным нетитульным населением). Сначала АО были самостоятельными субъектами наряду с губерниями, областями, республиками (АССР), затем их вместе с губерниями стали объединять в края. В дальнейшем большинство АО были преобразованы в республики и с декабря 1936 года вновь стали самостоятельными субъектами.

Автономная область на карте России[1]

В хронологическом порядке на территории РСФСР были образованы следующие автономные области:

  • АО немцев Поволжья (1918), с 1923 года — АССР немцев Поволжья
  • Вотская АО (1920), с 1932 года — Удмуртская АО, с декабря 1936 года — Удмуртская АССР
  • Калмыцкая АО (1920, 1957), с 1935 года — Калмыцкая АССР (ликвидирована в 1943 году), с 1958 года — Калмыцкая АССР
  • Карельская трудовая коммуна (1920), с 1923 года — Карельская АССР
  • Марийская АО (1920), с декабря 1936 года — Марийская АССР
  • Чувашская АО (1920), с 1925 года — Чувашская АССР
  • Бурят-Монгольская АО (1921), с 1923 года объединена с Монголо-Бурятской АО в Бурят-Монгольскую АССР
  • Кабардинская АО (1921), с 1922 года объединена с Балкарским округом в Кабардино-Балкарскую АО
  • АО Коми (Зырян) (1921), с декабря 1936 года — Коми АССР
  • Монголо-Бурятская АО (1921), с 1923 года объединена с Бурят-Монгольской АО в Бурят-Монгольскую АССР
  • Адыгейская (Черкесская) АО (1922), первый месяц называлась Черкесская (Адыгейская) АО, в 1928 году переименована в Адыгейскую АО (по 1990 год — в составе Краснодарского края)
  • Кабардино-Балкарская АО (1922), с декабря 1936 года — Кабардино-Балкарская АССР
  • Карачаево-Черкесская АО (1922), в 1926 году разделена на Карачаевскую АО и Черкесский НО (с 1928 года — Черкесская АО), в 1943 году Карачаевская АО была ликвидирована, в 1957 году к Черкесской АО присоединена территория бывшей Карачаевской АО, и Черкесская АО переименована в Карачаево-Черкесскую АО (по 1990 год — в составе Ставропольского края)
  • Ойратская АО (1922), с 1932 года — Ойротская АО, с 1948 года — Горно-Алтайская АО (по 1990 год — в составе Алтайского края)
  • Чеченская АО (1922), в 1934 году объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО
  • Ингушская АО (1924), в 1934 году объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО
  • Кара-Киргизская АО (1924), с 1925 года — Киргизская АО, с 1926 года — Киргизская АССР, с декабря 1936 года — Киргизская ССР
  • Северо-Осетинская АО (1924), с декабря 1936 года — Северо-Осетинская АССР
  • Каракалпакская АО (1925), до 1930 года — в составе Казакской АССР, с 1932 года — Каракалпакская АССР в составе РСФСР, с декабря 1936 года — Каракалпакская АССР в составе Узбекской ССР
  • Мордовская АО (1930), с декабря 1934 года — Мордовская АССР
  • Хакасская АО (1930) (по 1990 год — в составе Красноярского края)
  • Еврейская АО (1934) (по 1990 год — в составе Хабаровского края)
  • Чечено-Ингушская АО (1934), с декабря 1936 года — Чечено-Ингушская АССР
  • Тувинская АО (1944, на присоединённой территории), с октября 1961 года — Тувинская АССР

В некоторых союзных республиках тоже были образованы автономные области: в Грузинской ССР была образована Юго-Осетинская АО (1922), в Азербайджанской ССР — Нагорно-Карабахская АО (1923), а в Таджикской ССР (фактически — в Таджикской АССР Узбекской ССР) — Горно-Бадахшанская АО (1925). Таким образом к 1990 году в составе СССР находилось восемь автономных областей: 5 в составе краёв РСФСР и 3 в союзных республиках.

15 декабря 1990 года автономные области в РСФСР были выведены из состава краёв в самостоятельные субъекты, а 16 мая 1992 года получили статус республик (кроме Еврейской АО).

На территории бывшего СССР сохранилась лишь Горно-Бадахшанская АО в составе Республики Таджикистан.

В Грузии и Азербайджане АО были официально упразднены. Однако, такое течение событий вызвало протесты жителей бывших АО, которые в итоге вылились в вооружённые конфликты и обернулись потерей контроля над частью своих территорий. На территориях бывших АО образованы де-факто независимые государства Республика Южная Осетия и Нагорно-Карабахская Республика.

Примечания

  1. ↑ в границах 1991—2014 годов
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
Уровень 4
Уровень 5
Уровень 6
  • номера (№) дома, корпуса, строения, иногда с добавлением литер (A),(Б)(В)(Д), иногда № квартиры или № абонентского ящика, офиса, телефона/факса
    (№ (д., кв., лит., строй., помещ., оф., тел/факс, нмр. абон.
  • дом офицерского состава \ номер войсковой части (ДОС. № В/Ч.), № почтового индекса (№ пчт. инд.)

wikiredia.ru

Автономная область и автономный округ.

Конституционно-правовой статус края, области, городов федерального значения.

Конституционно-правовой статус республик.

Правовой статус субъектов РФ.

Специфика российского федерализма вполне допускает наличие субъектов, построенных как по территориальному, так и по национальному признаку, разумеется, при условии их конституционного равноправия.

Все субъекты РФ равны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Один из базовых принципов государственного устройства России — ϶ᴛᴏ равенство всœех субъектов федерации. При этом в правовом статусе различных видов субъектов РФ существуют некоторые особенности, отражающиеся прежде всœего в Конституции РФ, Конституциях республик и Уставах иных субъектов федерации.

Специфика этого вида субъектов РФ состоит по сути в том, что Конституция РФ определяет их как государства. И действительно, республики по своему статусу в большей степени, чем иные субъекты, приближены к государству.

1.Территория республики не должна быть изменена без её согласия; республика имеет своего главу государства – часто он принято называть Президентом, свой высший законодательный представительный орган – парламент, высший исполнительный орган – правительство, Конституцию – основной закон республики.

2.В республике издаются (в пределах её компетенции) республиканские законы, иные нормативные акты.

3.Для республик характерно наличие второго официального языка, которым наряду с русским является, как правило, язык титульной нации.

4.Имеется гражданство республики, а также столица, гимн, герб, флаᴦ.

5.При этом республика не вправе выхода из состава РФ, не может иметь своей армии, денежной единицы, её участие в межгосударственных отношениях не должно противоречить принципам внешней политики, определяемым федеральными органами.

1.Края, области, города федерального значения имеют территорию, которая не должна быть изменена без их согласия, свой флаг, герб, своих представителœей в федеральных органах государственной власти.

2.Οʜᴎ принимают свой устав, закон.

3.Формируют свои представительные органы законодательной власти, органы исполнительной власти (правительство, администрация).

4.Нет института президентства, глава этих субъектов именуется либо губернатором, либо мэром (Москва).

5.Нет официальной столицы – а лишь административно-политический центр.

6.Отличительной чертой статуса этих субъектов является возможность вхождения в его состав другого субъекта РФ (автономного округа или автономной области).

Сегодня в РФ 1 автономная область и 10 автономных округов. Еврейская автономная область входит в состав Российской Федерации непосредственно.

Автономные округа традиционно входят в состав края или области. Только Чукотский автономный округ в 1992 году вышел из состава Магаданской области и непосредственно входит в состав РФ.

Автономная область и автономный округ, являясь субъектом федерации, входят в состав края, области. Так, на территории Красноярского края расположены 2 автономных округа – Таймырский и Эвенкийский.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края и области.

В остальном правовое положение этих субъектов федерации сходно с положением краёв и областей: они принимают свой Устав, законы, формирую свои органы законодательной и исполнительной власти.

Особенности их правового статуса заключаются в том, что помимо Устава, он может регулироваться специальным именным федеральным законом, который должна быть принят только по инициативе самого автономного образования.

Административно-территориальное устройство РФ.

Административно-территориальное устройство — ϶ᴛᴏ разделœение территорий государства на определённые части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.

Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально-экономические и культурные особенности государства и его частей.

Административно-территориальные единицы — ϶ᴛᴏ структурные части (элементы) административно-территориального устройства, не обладающие политической самостоятельностью и находящиеся в определённом соподчинœении между собой.

referatwork.ru

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ И АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ это что такое АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ И АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ: определение — Право.НЭС

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ И АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

национальные государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока возможность их сохранения и развития. В СССР А. область, А. округ — форма административной автономии, обладающая особыми правами по устройству своей территории и установлению границ своих районов (правовой статус А. области определялся Положением об автономной области, разрабатывавшимся областью и утверждавшимся Верховным Советом РСФСР). А. область и А. округа относились к административной (национально-территориальной) автономии. До 1990 г. в состав РСФСР входило 5 автономных областей — Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская. При этом все они входили в состав краев. По Закону РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» все автономные области были выведены из состава краев и включены непосредственно в состав РСФСР. В последующем четыре автономные области (кроме Еврейской) провозгласили себя республиками в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. созданная в 1934 г. в составе Хабаровского края Еврейская республика получила статус субъекта РФ. Считается, что сохранение этой А. области как формы национально-территориальной А. неоправданно, поскольку по составу населения она не отличается от территориальных субъектов РФ — краев и областей (евреи в Еврейской А.о. составляют 4%).

Как и А. область, А. округ представлял разновидность национально-территориальной (областной, административной) автономии. Правовой статус автономных округов (до 1990 г. их было 10: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий) определялся Положением о национальных округах, принимавшимся Верховным Советом РСФСР. До 1990 г. все А. округа находились в составе краев или областей. После провозглашения государственного суверенитета России все А. округа приобрели статус национально-государственных образований — субъектов РФ. При этом Законом от 15 декабря 1990 г. А. округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав РСФСР через край, область или непосредственно (таким правом воспользовался Чукотский А, округ). Особенность А. округа заключается в том, что он представляет собой национально-государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения, это форма национальной государственности малочисленных (прежде употреблялся термин «малых») народностей и этнографических групп Сибири. А. округа обладают большой территорией при незначительной численности населения. При этом, как правило, в каждом А. округе проживает несколько народностей (ханты, манси, коми, ненцы — в Ханты-Мансийском А. округе; чукчи, коряки, ительмены и ламуты — в Корякском и т.д.). Вхождение А. округа в состав другого субъекта РФ — края или области (при этом в состав Тюменской области входят два А. округа — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) определяет специфику и в известной мере противоречивость конституционного статуса А. округа. Отношения между такими А. округами (9 из 10 являются такими) и краем, областью, в состав которых они входят, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 66) могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти этих субъектов РФ. Конституционный Суд в постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» констатировал, что нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения его территории. Постановлением Конституционного Суда от 14 июля 1997 г. по делу о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ признано, что вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению автономной области и автономных округов относятся две группы вопросов: 1) в сфере совместного ведения РФ (такие полномочия закреплены в ст. 72 Конституции РФ) и 2) в сфере исключительного ведения субъекта РФ или в той сфере, которая находится за пределами сферы совместного ведения (такие полномочия определяются конституцией или уставом субъекта РФ).

(В.Ч.)

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

determiner.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *