Бакалавриат когда появился в россии – Уже через год в России появятся магистры и бакалавры — Российская газета

Содержание

Уже через год в России появятся магистры и бакалавры — Российская газета

24 октября 2007 года Владимир Путин подписал федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования.

Закон вступил в силу 27 октября 2007 года. Так что уже через год выпускники российских вузов смогут по праву надевать на торжественную церемонию вручения дипломов мантии и четырехугольные шапочки с кисточками. Потому что станут по окончании вуза бакалаврами и магистрами.

Зачем нужна реформа?

19 июня 1999 года в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Ее цель — сближение систем образования европейских государств. Россия подписала декларацию в 2003 году, с тем чтобы к 2010 году стать полноправной участницей Болонского процесса. А это значит — перейти к системе высшего образования «бакалавр-магистр», использовать единые европейские образовательные стандарты, обеспечить академическую мобильность студентов и педагогов. Таким образом, переход к бакалавриату и магистратуре — первый шаг России на пути вступления в Болонский процесс.

Плюсы и минусы

Введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени — магистратуре без проблем продолжать учебу в любом вузе Европы российским студентам, легче устраиваться на работу за рубежом, решить проблему с переизбытком на рынке труда специалистов, которые не котируются и слабо представляют себе, что должен уметь современный офисный или производственный служащий.

Минусы же у реформы следующие:

— существует опасение, что она приведет к разрушению традиционной советской модели высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала;

— российский рынок труда не готов рассматривать бакалавров как людей с законченным высшим образованием;

— если российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к «утечке мозгов».

Кто будет «почивать» на бакалаврах?

Бакалавр (от лат. baccalarius, первоначальное значение — подвассал, от baccalaria — поместье, по другой версии бакалавр — слово арабского происхождения) — академическая степень или квалификация, которая присуждается студенту после окончания базовой программы обучения. Впервые появилась в средневековых университетах Западной Европы.

В России некоторые вузы начали готовить бакалавров уже в начале 1990-х годов. Это было самостоятельным решением каждого учебного заведения. Уже практически через год такая система станет обязательной для всех российских вузов. Человек с дипломом бакалавра, по мнению авторов закона, — квалифицированный специалист, способный занимать почти все должности, требующие высшего образования, работник производственной или социально-экономической сферы. Программа бакалавриата в России рассчитана на 4 года.

Магистры — на ступеньку выше

Магистр (от лат. magister — «наставник», «учитель», «руководитель») — высшая академическая степень или начальная учебная степень после окончания программы магистратуры. Магистр — профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим складом ума и умением прогнозировать. Программа магистратуры рассчитана на 2 года.

Как заработать мантию?

Выпускник одиннадцатого класса школы, колледжа, лицея пишет заявление в вуз о приеме на программу бакалавриата по выбранному направлению, сдает вступительные экзамены в вуз, а с 2009 года — Единый госэкзамен. Внимание! По некоторым направлениям подготовки закон оставляет возможность учиться 5 лет — то есть становиться не бакалавром, а специалистом. Перечень таких направлений сейчас готовится и будет утвержден правительством РФ. в любом случае, поступая в 2009 году в вуз, студент уже точно будет знать, писать ему заявление на бакалавриат или на специалитет.

Когда диплом бакалавра получен — время задуматься: выходить ли на рынок труда или продолжать повышать свой «научный» статус и углубляться в профессию в магистратуре. Важно! В магистратуру может поступить только бакалавр, на конкурсной основе. Специалист по окончании вуза имеет право претендовать также на конкурсной основе только на место в аспирантуре. Чтобы стать магистром, придется сдать экзамены.

Чему студентов научат?

Предполагается, что в образовании бакалавра будут преобладать практические вопросы профессиональной направленности, однако это будет высшее образование, поэтому оно одновременно будет и фундаментальным, и теоретическим. Например, за четыре года студент узнает общие основы экономической теории, развития экономики в мире и своей стране. В магистратуре он уже может стать экономистом, допустим, в области сельского хозяйства.

rg.ru

Два уровня образования: магистратура и бакалавриат

Два уровня образования: магистратура и бакалавриат

Сегодня поговорим на тему бакалавриата и магистратуры. В чем различие этих понятий?

Разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру появилось относительно недавно, в связи с тем, что Россия в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу (цель процесса – расширить доступ к высшему образованию и повысить его качество). Присоединение нашей страны к Европе открывает новые возможности как для студентов, так и для преподавателей.

Бакалавриат – это первый уровень высшего образования. Срок обучения по очной форме – 4 года. Закончив бакалавриат, выпускник получает общую фундаментальную и некоторую профильную подготовку. Существует две особенности бакалавриата. Во-первых, это отсутствие узкой специализации, что дает более широкие возможности для дальнейшего обучения. Во-вторых, по окончании университета бакалавр может сделать выбор – поступить в магистратуру, если он интересуется научно-исследовательской деятельностью, или же пройти программу дополнительного профессионального образования, то есть получить специальность.

Однако стоит сказать о том, что для некоторых специальностей степень бакалавра достаточна для начала профессиональной деятельности. Такая возможность, скорее всего, относится в большей степени к гуманитарным направлениям, а что касается технических, то все гораздо сложнее.
Те студенты, которым 4 года обучения покажутся недостаточными, могут поступить в магистратуру.

Магистратура – это второй уровень. Срок обучения по очной форме – 2 года на базе бакалавриата. Магистратура предоставляет возможность в полной мере освоить исследовательскую деятельность и в дальнейшем применить эти знания при работе в КБ, НИИ, что касается серийного производства, магистерские программы окажутся избыточными, хотя лишних знаний не бывает.

В наше время приветствуются разные сочетания уровней образования. Престижно иметь диплом бакалавра в одном направлении диплом магистра в другом. Допустим, вы имеете диплом бакалавра по направлению прикладная механика и диплом магистра по направлению строительство. С таким багажом знаний вы будете более востребованным специалистом.

В Пермском Политехе производится подготовка бакалавров по 36 программам и магистров по 22 направлениям. На обоих уровнях образования есть как бюджетные места, так и платные.

Необходимо отметить, что не нужно отождествлять направления подготовки бакалавр и магистр с оставшимися в университете программами подготовки специалистов, то есть инженеров.


pstu.ru

Бакалавриат, специалитет, магистратура

Две модели высшего образования

Система высшего образования в России изначально создавалась по образцу европейской или «континентальной» модели. До недавнего времени сторонниками этой системы была большая часть европейских вузов. Ключевые признаки: пятилетняя образовательная программа, контроль государства над учебными заведениями, слабая вовлеченность системы образования в рынок.

Такая модель наилучшим образом подходила для системы образования в Советском Союзе. Вузы в течение 5-6 лет готовили специалистов-профессионалов с фундаментальными знаниями по государственному заказу. На государстве лежала и ответственность за трудоустройство выпускников. По сути, большинство тех, кто получал высшее образование, делали это один раз и на всю жизнь. Все это привело к тому, что отлично зарекомендовавшая себя система долгие годы не развивалась.

Но рыночные реалии последних десятилетий показали, что современному выпускнику мало того, чему его учат в вузе. Знания, хоть и фундаментальные, часто не отвечают требованиям, которые выдвигаются работодателями. Многим специалистам приходится заново переучиваться, и не раз.

Американские вузы разработали собственную модель образования, при которой высшее образование поделено на две ступени. Студент сначала определяет направление, в котором он хотел бы учиться, получает основные знания и навыки и только после этого, при необходимости, специализируется на том, что ему пригодится в работе. При этом участие государства минимально, а жесткая конкуренция между вузами способствует развитию образовательных программ.

Болонский процесс

Противостояние двух систем привело к тому, что, начиная с 70-х годов XX века, европейские страны стали создавать единое образовательное пространство. Первый документ в этом направлении — Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования — был принят в середине 70-х Советом Министров ЕС. Но официальной датой начала процесса, получившего название «Болонский процесс», принято считать 19 июня 1999 года. Тогда на конференции в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран Европы и Азии. Цели, которые страны-участницы заявили к 2010 году: повысить престиж европейской высшей школы, обеспечить академическую мобильность студентов и профессоров, снизить роль государства, сделать вузы конкурентноспособными и т.д.

Болонский процесс в России

В России новая двухступенчатая форма образования официально утверждена с сентября 2009 года. В 1996 году бакалавриат и магистратура уже были прописаны в законе как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как высшее образование, альтернативное традиционному. По мнению Министерства образования и науки, это необходимая и актуальная реформа, которая поможет студентам и выпускникам российских вузов работать и учиться за рубежом, а вузам — быть конкурентоспособными.

Изначально болонская модель образования предполагала только две квалификации высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Но это противоречит традиционной советской одноуровневой системе, к тому же, часть ректоров вузов была не согласна с таким вариантом.

    Поэтому на данный момент в России имеется, строго говоря, три ступени ВПО:
  • Бакалавриат (4 года),
  • Специалитет (5 лет),
  • Магистратура (2 года).

Разделение учебных планов коснется, прежде всего, гуманитарных специальностей. Исключением станут медицинские, военные и технические вузы, поскольку им сохранят непрерывное обучение в течение 5-6 лет. Также в ходе реформы планируется сокращение вузовских специальностей (около 50 направлений для бакалавриата и 200 — для магистратуры). Сокращение будет происходить путем объединения мелких специальностей в общие направления. Например, бакалавры экономики получат общий диплом, без специализации.

Обучение в России будет построено по системе «4+2» или 5 лет. В дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это напрямую связано с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах до 12 лет.

Первый уровень, бакалавриат, готовит по базовым направлениям без специализации для работы на должностях рядовых исполнителей на производстве и в экономике. Профессиональная, углубленная специализация останется только на втором уровне образования — магистратуре и в специалитете. Они же будут иметь доступ и к научной работе в аспирантуре и докторантуре.

edu.glavsprav.ru

«Бакалавр или магистр»: обучение в России

Бакалавр. История развития бакалавриата в России

Бакалавр – академическая квалификация, присуждающаяся лицам, пожелавшим и сумевшим освоить специально разработанные планы обучения.

Изначально в России, система высшего образования, создавалась по европейской модели. Сторонниками, до не давнего времени, этой модели, была большая часть европейских вузов.

Ключевые признаки европейской модели образования таковы: образовательная программа рассчитана на 5 лет, над учебными заведениями ведется контроль со стороны государства, слабая вовлеченность системы в рынок образования.

Европейская модель наилучшим образом подходила для образования в Советском союзе.На протяжении 5-6 лет высшие учебные заведения готовили по государственному заказу, специалистов-профессионалов с фундаментальными знаниями. В советское время, большинство тех, кто поступал в вуз и получал высшее образование, делали это один раз. Получать второе высшее образование в то время было не принято. Люди, устаивались по специальности на заводы, предприятия и работали там долгие годы. Данная тенденция привела к тому, что европейская модель, отлично зарекомендовавшая себя, долгие годы не развивалась из-за отсутствия как таковой надобности.

Но рыночные реалии последних десятилетий показали, что современному выпускнику мало тех знаний, которые он получает в вузе. Они, знания, хоть и фундаментальные, часто не отвечают требованиям, которые выдвигаются работодателями. Многим специалистам приходится заново переучиваться, и не раз.

Американские вузы разработали собственную модель образования, при которой высшее образование поделено на две ступени. Студент сначала определяет направление, в котором он хотел бы учиться, получает основные знания и навыки и только после этого, при необходимости, специализируется на том, что ему пригодится в работе. При этом участие государства минимально, а жесткая конкуренция между вузами способствует развитию образовательных программ.

Новая двухступенчатая форма образования в России была официально утверждена в сентябре 2009 года. Не смотря на то, что бакалавриат еще в 1996 году был прописан в законе об образовании как уровень подготовки, однако его рассматривали как высшее образование, альтернативное традиционному.

По мнению Министерства образования и науки, реформа, произведенная в 2009 году, обязана была помочь студентам и выпускникам российских вузов работать и учиться за рубежом, а вузам, быть конкурентоспособными.

Изначально болонская модель образования предполагала только две квалификации высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Но это противоречит традиционной советской одноуровневой системе, к тому же, часть ректоров вузов была не согласна с таким вариантом.

Поэтому на данный момент в России имеется, строго говоря, три ступени ВПО:

  • Бакалавриат (4 года),
  • Специалитет (5 лет),
  • Магистратура (2 года).

Первый уровень, бакалавриат, готовит по базовым направлениям без специализации для работы на должностях рядовых исполнителей на производстве и в экономике. Профессиональная, углубленная специализация останется только на втором уровне образования — магистратуре и в специалитете. Они же будут иметь доступ и к научной работе в аспирантуре и докторантуре.

Россия ввела данную ступень подготовки, установив четырехлетний срок обучения для получения данной квалификации. В результате защиты выпускной дипломной работы и сдачи Государственных экзаменов (в некоторых вузах для получения степени необходимо просто защитить итоговую работу), заседанием Государственной комиссии принимается решение о присвоении студенту заслуженного звания.

Граждане РФ, получившие степень «бакалавра» могут занимать должности в соответствующих Гос. структурах, для которых квалификационные требования предполагают наличие высшего образования. Все, кто получил степень «Бакалавр» имеют право подать документы для защиты диссертации на получение высшей ученой степени – кандидата наук.

Получение «бакалавра» дистанционно: фантастика или реальность?

С тех самых пор, когда в Минобразования России было принято решение о возможности получения образования без обязательного посещения аудиторий, граждане государства стали активно подавать документы в вузы, предлагающие такие условия обучения.

Сегодня Единый Центр Высшего Дистанционного Образования предлагает каждому желающему получить квалификацию «бакалавр» в одном из лучших учебных заведений страны:

  • Московский Государственный Индустриальный Университет;
  • Евразийский Открытый Институт;
  • Московский Технологический Институт «ВТУ»;
  • Московский институт экономики, политики и права

Каждое из вышеперечисленных учебных заведений выдает диплом государственного образца, позволяющий выпускникам работать по специальности в любом уголке России.

Магистр. История магистратуры в России

Магистр – академическое звание, квалификация, полученная после окончания магистратуры. Данная степень дается после бакалавра и позволяет получить более углубленные знания в своей профессиональной сфере.

Слово «магистр» имеет латинское происхождение и в буквальном смысле означает «наставник», «руководитель», «учитель». В русском переводе «магистр» означает «мастер своего дела».Понятие «магистр» зародилось в Древнем Риме, которое означало важное должностное лицо. В Византии понятие «магистр» имело иное значение и понималось как высший титул служебной знати.

В январе 1803 года в России был издан специальный императорский указ, на основании которого присваивалась учёная степень магистра наряду с учёными степенями кандидата наук. В скорее, в начале 1884 года, произошла реформа в система образования и учёная степень кандидата наук была отменена. С этого времени в России присуждались только две ученые степени, такие как «магистр» и «доктор наук». Лица, получившие степень магистра, имели полное право заведовать кафедрой и помимо этого, получали академические знаки, как и доктора наук, но не золотые, а серебряные. Следует заметить, что на основании магистерских диссертаций, в то время, открывалось много научных направлений.

Приблизительно с середины 1917 года, опять произошла реформа в сфере образования и Декретом Совнаркома РСФСР было принято решение отменить звания «магистр» и «доктор наук». На протяжение долгих 17 лет шли споры и разногласия по поводу данной отмены учёных степеней и осенью 1934 года были восстановлены учёные степени, но кандитана наук и доктора наук. Степень магистра с 1917 года до 1993 года не присуждалась. В 1993 году в России все же восстановили степень магистра наук. Утверждения, подобные тому, что вид образования (магистратура) пришел в Россию с Запада, звучат неправильно.

Магистратура сегодня.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 10 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования.

В структуре современного Российского высшего образования, степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу (Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

Степень магистра присуждается по окончании обучения по соответствующей образовательно-профессиональной (магистерской) программе в рамках выбранного направления, которая ориентирована на образовательную, научно-исследовательскую,научно-педагогическую деятельность и практическую деятельность.

В России магистратура является одной из двух систем квалификации. Очная форма обучения даст студенту возможность получить «магистра» за 2 года обучения, но предварительно он должен будет 4 года учиться для получения степени «бакалавр» или 5 лет для освоения программы «специалист». После защиты диссертации магистра, Государственная аттестационная комиссия предоставит всем желающим право на поступление в аспирантуру.

Дистанционное обучения на магистра в России.

Всем желающим сделать карьеру в той или иной профессиональной сфере, но не имеющим времени на проведение нескольких лет своей жизни за партами в учебных аудиториях, предоставляется возможность исполнить свое желание с помощью вузов, предлагающих дистанционное обучение.

Так, основными направлениями на получение магистра являются следующие специальности предлагает получить степень магистра по таким специальностям:

  • логистика;
  • общий и стратегический менеджмент;
  • банки и банковская деятельность, пр.

Двухступенчатое образование в РФ.

Переход на двухступенчатую систему образования в России назревал не одно десятилетие. Это связано с общепризнанным явлением: каждая отдельная ступень образования повышает спрос на покорение следующей.

Еще одним аргументом в пользу разделения стало мнение экспертов о том, что это расширяет возможности каждого учащегося, давая возможность сделать самостоятельный выбор своего жизненного пути. Многим студентам вполне достаточно получить степень «бакалавра» для спокойного существования, другие желают достичь более высоких результатов, продолжая обучение на «магистра». Свобода выбора, предоставленная государством, дает возможность каждому члену общества сделать осознанный выбор.

Учиться, учиться, учиться… на бакалавра.

Выпускники школ озабочены своим будущим и стараются заблаговременно выбрать вуз для дальнейшего обучения. Многие из них точно знают, какую специальность осваивать, некоторые не могут определиться с выбором буквально до последнего дня. Есть и третья категория абитуриентов – те, кто хочет одновременно получить два высших образования. Но как это сделать, если одновременно в двух местах появиться попросту невозможно, а тем более, найти время на одновременное изучение огромного количества информации. На помощь всем без исключения придут вузы с дистанционным способом обучения. Каждое такое учебное заведение дает возможность получить квалификацию «бакалавра». При этом можно одновременно обучаться в двух или трех местах, совершенно независимых друг от друга.

Получение степени «бакалавра» теперь доступно не только молодым людям, недавно окончившим школу, но и всем, кто в свое время не смог поступить в вузы по различным причинам.

Получить степень бакалавра можно по любой специальности:

  • охрана природной среды и ресурсоснабжение;
  • безопасность труда;
  • инженерная защита окружающей среды;
  • наземные транспортно-технологические комплексы;
  • юриспруденция;
  • прикладная информатика в экономике;
  • прочие востребованные специальности.

Преимущества бакалавра: идти или не идти учиться?

Квалификация «бакалавр» принята по международной классификации и понятна работодателю во всем мире. Мировая практика показывает, что наличие диплома бакалавра, позволяет найти работу не только в нашей стране, но и за рубежом, т.к. бакалавриат признан по всему миру.

Одно из главных преимуществ бакалавриата, пожалуй, состоит в том, что высшее образование можно получить за 4 года ( в отличие от советского времени, когда получение высшего образования составлял 5-6 лет) и после приступить к профессиональной деятельности, обрести финансовую независимость.

Многие выпускники Вуза со степенью бакалавра, не только начинают работать, но и заниматься научной деятельность, продолжив обучение в магистратуре.

Те, фундаментальные знания, полученные за 4 года обучения, позволяют легко адаптироваться к изменениям на рынке труда, а так же при необходимости выпускник-бакалавр может освоить смежную профессию, поступая на магистратуру иного профиля или на второе высшее образование (в этом случае будет сокращенный срок обучения).

Получение «магистра»: кому нужно?

Всем, кто желает расширить свои знания по выбранной специальности и всем, кто хочет в скором времени поступить в аспирантуру, необходимо получение квалификации «магистр». Магистратура позволит не просто расширить свой кругозор и изучить максимум новой, интересной и важной информации. В первую очередь – это широкие возможности для трудоустройства на любые должности, соответствующие выбранной специальности.

  • управление маркетингом;
  • управление человеческими ресурсами;
  • банки и банковская деятельность;
  • международная экономика;
  • учет, анализ и аудит;
  • финансы;
  • прочие специальности.

Мировой опыт обучения на бакалавриате и магистратуре.

Болонский процесс позволил всему миру узнать о таких квалификациях, как бакалавр и магистр. Это общепризнанные степени, каждая из которых востребована по-своему. Так, обучаться на бакалавра идут практически все бывшие школьники мира, а вот степень магистра получает только некоторая часть из успешных выпускников вузов. Это происходит потому, что каждый отдельный человек вправе сам определять степень важности высшего образования для себя.

В европейских странах количество желающих получить степень магистра на порядок выше, нежели в России. Наиболее вероятной причиной такого поведения студентов считается нестабильная экономика страны (наши сограждане торопятся начать зарабатывать средства к существованию).

Преимущества магистратуры: идти или не идти учиться?

Каждый, кто хочет углубить свои знания, имеет возможность и желание заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, творческой работой, должен попробовать свои силы в получении звания «магистр».фундоментальные знания. Заниматься наукой.

Это не только возможность реализовать свои способности в будущем, но и право гордиться собой, своими достижениями, способностями. Магистратура – это начало карьерного роста со студенческой скамьи. Это возможность получить от жизни тот максимум, на который рассчитываешь.Ученье – свет. А обучение в магистратуре – это яркое освещение всего вашего жизненного пути.

Выбор за вами.

Без сомнения современная двухуровневая система образования «бакалавриат – магистратура» обладает рядом преимуществ. Основным преимуществом является то, что за четыре года обучения, получая степень «бакалавр», студент наиболее четко и ясно понимает свои интересы и потребности, максимально точно может выбрать ту или иную узкую специальность для получения степени «магистра». Иногда студент может получить 2 специальности, а такой работник пользуется большим спросом на современном рынке труда. Еще одним преимуществом является то, что закончить бакалавриат можно в одном вузе, а получать степень магистра в другом вузе.

Также важным преимуществом выступает факт упрощения признания дипломов магистра и бакалавра заграницей. Нередки случаи, когда человек получает степень «бакалавра» в РФ, а за степень «магистра» он поступает в зарубежный вуз.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Международный Университет

Высший юридический колледж

Современная научно-технологическая академия

Учебный Центр «Промстройгаз»

www.ecvdo.ru

Бакалавр — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бакала́вр — уровень образования, присуждаемый лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования.

Этимология

В русском языке слово «бакалавр» известно с XVIII века — впервые оно упоминается в форме «бакалаврей» в 1758 году в «Московских ведомостях». Происходит от средневекового лат. baccalaureus < baccalarius — «бедный или молодой рыцарь, владелец поместья». Латинское слово некоторые филологи (такие как Брюкнер, Младенов, Фасмер) выводили из лат. baccalaureatus — «украшенный лавром», от bacca laurea — «лавровая ветвь». Другие филологи (в частности, Блох и Доза) ставили под сомнение возможность перехода baccalarius в baccalaureus и считали такую трактовку народной этимологией[1].

Несмотря на большое количество версий происхождения, слово бакалавр в русском языке используется как официальный юридический перевод с английского языка «bachelor’s degree» — степень бакалавра. И в современном русском языке слово бакалавр используется как международная степень о высшем образовании[2].

Диплом бакалавра

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии у имеющего его лица высшего профессионального образования[4] и является документом, которым подтверждается завершение высшего профессионального образования[3][5].

Почётное звание

В Канаде, Ирландии, Великобритании и других странах степень бакалавра подразделяется на Pass Degree (простая степень) и Honours Degree (почётная степень)[6]. В качестве почётного звания встречается в некоторых научных обществах[7] и лицеях[8].

В России

История

Низшая учёная степень. Присваивалась в Московском университете в XVIII веке по аналогии с европейскими университетами вне уставных законоположений. Звание бакалавра философии Московского университета впервые получено в 1764 г. В 1779 году была открыта семинария (Учительский институт) для подготовки учителей университетской гимназии. Семинария содержалась на средства благотворителей. Переходившим на её содержание студентам университета присваивалось звание бакалавров. В ходе реформ начала XIX века опыт педагогической семинарии был учтён при создании в российских университетах Педагогических институтов. Место бакалавров в Московском университете по Уставу 1804 года заняли казённокоштные кандидаты Педагогического института[9].

После революции

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году[10]. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавра» в России — это свидетельство о высшем профессиональном образовании. Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование[3]. Лица со степенью бакалавра могут быть допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, согласно постановлению правительства Российской Федерации «О порядке присуждения учёных степеней» и решению министерства образования и науки Российской Федерации [11][4].

Подготовка бакалавров в России началась с 22 августа 1996 года, но после 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.

В Европейском союзе и англоязычных странах

В различных странах и по различным направлениям сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет. Срок обучения зависит от особенностей школьной и довузовской подготовки в различных странах, а также от сложности получаемой специальности. В Европейском союзе, Канаде и США — 4 года на большинстве специальностей, но на медицинских направлениях подготовки обычно от 5 до 6 лет[5]. После получения степени «бакалавр» выпускник имеет право работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, а также имеет право продолжить обучение по желанию в магистратуре. Большинство выпускников высших учебных заведений в странах Европейского союза и Северной Америки после бакалавриата не продолжает обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования[5]. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе[12][13].

Во Франции слово «бакалавриат» (фр. baccalauréat, разг. bac) из-за исторической особенности французского языка имеет иное значение — в этой стране оно означает аттестат о среднем образовании[14]. Тем не менее, поскольку Франция участвует в Болонском процессе, в её образовательной системе существует понятие лиценциата (фр. licence)[15], соответствующее бакалавру в других странах[16]. В иноязычных (прежде всего — англоязычных) источниках лицензиат иногда называется «бакалавриатом» (англ. bachelor’s degree)[17].

В Казахстане

Лица, завершившие обучение по профессиональной учебной программе высшего образования с присуждением академической степени «бакалавр», могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования[18]. Содержание профессиональных учебных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим специальностям. Каждый цикл дисциплин состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору. Дисциплины из компонента по выбору обучающегося в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины обязательного компонента. Университеты вправе на конкурсной основе разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы, содержащие новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения. Срок освоения профессиональных учебных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования и должен составлять не менее 4 лет[18].

В Грузии

Бакалавр — обладатель той академической степени, которая присуждается лицу в результате освоения им количества кредитов, установленных для первой ступени академической высшей образовательной программы — бакалавриата. Бакалавриат – образовательная программа первой ступени академического высшего образования, предусматривающая изучение теоретических основ соответствующей специальности, необходимых для работы лица по полученной квалификации и дальнейшей учебы в магистратуре[19].

В Азербайджане

Бакалавр – высшая профессионально-квалификационная степень, присваиваемая лицам, закончившим бакалавриат. Бакалавриат – первый уровень высшего образования, осуществляющий подготовку специалистов широкого профиля по соответствующим специальностям. На образовательном уровне бакалавриата готовятся специалисты с высшим образованием широкого профиля по образовательным программам отдельных специальностей на базе полного среднего образования и среднего специального образования. Лицо, завершившее образование в бакалавриате, признается лицом с высшим образованием. Выпускникам, закончившим бакалавриат, присваивается высшая профессиональная квалификационная степень «бакалавр». Сфера трудовой деятельности выпускников охватывает все сферы деятельности за исключением научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности в высших образовательных учреждениях. Содержание и порядок организации образования в бакалавриате устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти [20].

См. также

Напишите отзыв о статье «Бакалавр»

Примечания

  1. Этимологический словарь русского языка Московского университета / Автор-составитель Н. М. Шанский. — Москва: Издательство Московского университета, 1965. — Т. I, выпуск 2. — С. 13—14. — 272 с. — 20 000 экз.
  2. [www.classes.ru/dictionary-russian-english-law-term-1219.htm Русско-английский юридический словарь]
  3. 1 2 3 4 Закон РФ от 1 марта 2012 654[минобрнауки.рф/документы/885 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»]
  4. 1 2 [www.tusur.ru/ru/education/education-news.html?path=2012/04/02.html Письмо Минобрнауки № 09-484 от 4 апреля 2012 г. «О требованиях к уровню образования соискателей ученых степеней»]
  5. 1 2 3 [webarchive.nationalarchives.gov.uk/20121015000000/www.direct.gov.uk/en/EducationAndLearning/QualificationsExplained/DG_10039021 Bachelors degrees] (англ.)
  6. [petrolingua.com.ru/bachelors_degree Bachelor’s Degree — Степень Бакалавра] // Петролингва.
  7. [zmiev-societas.at.ua/index/0-82 Почётное звание «Почётный бакалавр Змиевского научного краеведческого общества».]
  8. [www.sochuroki.com/pozdravlenie-bakalavram/ Поздравление бакалаврам!] // ProEdu.
  9. Андреев А. Ю. БАКАЛАВР (рус.) // Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 46. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  10. [www.russia.edu.ru/information/legal/law/fz/125_fz/ Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (первая версия закона с степенью бакалавр,но уже принят обновлённый закон)]
  11. [vak.ed.gov.ru/documents/10179/19990/%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B9.docx/bc493f7c-1e87-4f26-885f-df66d64039c9?version=1.0 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 сентября 2013 г. N 842 О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ]
  12. [webarchive.nationalarchives.gov.uk/20121015000000/www.direct.gov.uk/en/EducationAndLearning/QualificationsExplained/DG_10039030 Postgraduate qualifications] (англ.)
  13. [en.wikipedia.org/wiki/Bachelor’s_degree_or_higher Bachelor’s degree or higher (англ.)]
  14. [www.larousse.fr/dictionnaires/francais/baccalauréat/7328 Baccalauréat] (фр.). Dictionnaire de français Larousse. Проверено 19 марта 2016.
  15. [www.larousse.fr/dictionnaires/francais/licence/47031?q=Licence#46955 Licence] (фр.). Dictionnaire de français Larousse.
  16. National Institution for Academic Degrees and University Evaluation. [www.niad.ac.jp/english/overview_fr_e.pdf Overview of the Quality Assurance System in Higher Education: France]. — 2012. — С. 5.</span>
  17. [www.diplomatie.gouv.fr/en/coming-to-france/studying-in-france/presentation-1988/the-french-education-system/article/the-higher-education-system The French Education System  (англ.)]
  18. 1 2 [www.zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27.html Закон Казахстана о высшем образовании]
  19. [matsne.gov.ge/ru/document/download/32830/45/ru/pdf Закон Грузии О высшем образовании (21.07. 2010 N 3528)]
  20. [edu.gov.az/ru/page/72/4297 Закон Азербайджанской Республики об Образовании]
  21. </ol>

Отрывок, характеризующий Бакалавр

– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.
– Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться.
«Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».
– Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне.
– Ты куда ходила? – спросила Наташа.
– Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
– Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?
– Спит, кажется.
– Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее.
«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
– А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его , дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…

wiki-org.ru

Зачем нужны бакалавры и магистры?

Про бакалавров и магистров в нашей стране говорят уже не первый год. Все началось с того, что еще в 2003-м Россия вступила в Болонскую конвенцию. Напомним: это соглашение о том, что дипломы вузов будут признаваться во всех странах, подписавших конвенцию. Другими словами, на территории четырех десятков государств, ратифицировавших Болонскую конвенцию, создается единое образовательное пространство.

Несколько дней назад целесообразность введения у нас многоступенчатой системы высшего образования обсуждал Кабинет министров и все-таки утвердил законопроект, представленный Министерством образования и науки (см. «КП» от 10.03.07). После того как система заработает, наши ребята смогут без проблем поступать в европейские университеты или устраиваться на работу в западные компании. Именно для этого отечественные вузы и пытаются перевести на двухуровневую, давно проверенную за рубежом систему — бакалавриат и магистратуру. К тому же, обещают идейные вдохновители проекта, у молодых людей появится реальный выбор — как, чему и сколько учиться.

Больше вариантов

Бакалавриат — это полноценное высшее образование, но учеба заточена на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных специалистов. Студент в течение 4 лет получает общие навыки по выбранной специальности. А тонкости профессии осваивает уже непосредственно в компании или на дополнительных курсах.

Подготовка магистров — более фундаментальная. Она рассчитана на молодых людей, которые мечтают стать учеными или преподавателями. И дополнительные два года учебы как раз и помогут им углубить узкоспециальные знания.

Кстати, помимо этой схемы учебы (11-й класс школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие (см. рисунок). Например, подросток может после 9-го класса поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра парню или девушке придется учиться уже не четыре, а три года.

Привычная для России модель образования (11 лет школы, 5 лет вуза и диплом специалиста в итоге) уже давно не соответствует ни времени, ни запросам работодателей. Правда, это не значит, что так называемый «специалитет» вымрет полностью. Эту форму подготовки решили оставить в медицинских, военных и инженерных вузах.

Для примера: только 25 процентов новоиспеченных обладателей корочек институтов и университетов устраиваются работать по специальности. Почему? А дело в том, что уровень их подготовки не соответствует тому, что нужно уметь, чтобы работать в офисе или на промышленном предприятии.

— У нас ведь как принято: после школы родители определили ребенка в вуз, а через 5 лет молодой человек вдруг понимает, что профессия ему не нравится, — рассуждает начальник отдела профессионального образования Департамента государственной политики в образовании Нэлли РОЗИНА. — Приходится переквалифицироваться, тратить время, деньги. Если же сначала выпускник школы пойдет учиться на бакалавра (где по сравнению с программой подготовки специалиста получит более общее образование), то после окончания вуза сам сможет выбрать: идти работать или учиться дальше — заниматься научными исследованиями, писать диссертацию и т. д. К тому же бакалавру совсем необязательно сразу поступать в магистратуру: сначала он сможет спокойно попробовать себя на рынке труда, выбрать интересное для себя направление, а потом снова сесть за парту.

Недоучившиеся студенты?

Казалось бы, многоуровневое образование — проект во всех отношениях чудесный. Но почему же тогда у него так много противников?

Есть мнение, что бакалавры — это, попросту говоря, «недоучки». Но по всем программам, подготовленным Минобрнауки, бакалавриат является полноценным высшим образованием. Более того, многие передовые вузы, не дожидаясь появления закона, давно перешли на новую систему подготовки специалистов. Это неплохо удалось МГИМО, Бауманке, РУДН, Санкт-Петербургскому госуниверситету, Высшей школе экономики и другим.

— По нашим данным, — комментирует Нэлли Розина, — лицензии на подготовку бакалавров имеют около 50 процентов государственных и частных вузов. А вот выпускников с такими дипломами пока гораздо меньше — всего около 3 процентов от общего числа обладателей корочек вузов.

Есть и другие сложности. Многие работодатели до сих пор считают бакалавров «диковинными зверушками» и с опаской приглашают на собеседования. Большинство мам и пап нынешних и будущих студентов твердо уверены: реформу придумали только для того, чтобы выкачивать с них деньги на получение степени магистра.

Определенная доля правды в этом мнении есть, ведь мест в магистратуре гораздо меньше, чем в бакалавриате. И продолжать обучение, естественно, смогут далеко не все желающие.

Так что проблема вовсе не в том, плохая это идея или хорошая — переводить наше образование на одни рельсы с западным. А в том, что пока мало представляет, как будет выглядеть проект в реальной жизни.

Впрочем, время, чтобы как следует разобраться в этом, еще есть. Ведь нововведение, пока не узаконенное до конца, только предстоит обсуждать Государственной Думе.

КОММЕНТАРИЙ ВУЗА

Работодатели довольны!

Профессор, научный руководитель факультета психологии Государственного университета Высшая школы экономики Владимир ШАДРИКОВ:

— В нашем вузе двухуровневая система образования успешно существует уже несколько лет. Во-первых, она позволяет внедрять более гибкие учебные курсы. Например, на факультете психологии на одну бакалаврскую программу приходится три узкоспециализированных магистрских.

А во-вторых, можно будет гораздо раньше включать молодого человека в трудовую деятельность. Мы уверены, что за 4 года вполне реально подготовить достойного профессионала. По крайней мере компании, куда устраивались наши выпускники с дипломами бакалавров, на уровень их подготовки не жаловались. Это подтверждает и международный опыт. В экономике США почти 80 процентов всех специалистов имеют диплом бакалавра.

Единственное, на мой взгляд, на что стоит обратить внимание: нельзя, чтобы все учебные заведения, имеющие лицензии на подготовку бакалавров, могли обучать студентов и по магистрским программам. В той же самой Америке этим занимается только четвертая часть всех университетов.

www.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *