Биографическое интервью пример – Биографическое интервью: Расскажите что-нибудь о себе

Биографическое интервью: Расскажите что-нибудь о себе

Представьте, что вы приходите на собеседование, и менеджер по подбору персонала встречает Вас фразой: «Расскажите что-нибудь о себе». Вы можете подумать, что ваше резюме не читали либо не поняли, и наверняка ошибетесь. Вопросы, касающиеся вашего прошлого опыта и информации написанной в резюме, означает, что вы попали на биографическое собеседование.  

Стандартное биографическое интервью представляет собой ряд вопросов, цель которых установить достоверность информации указанной в CVи получить подробные сведения об образовании, опыте работы и компетенциях соискателя.

            Успех на таком собеседовании — четкий и логический рассказ о себе, о своей профессиональной деятельности.

            Сегодня вероятность столкнуться с биографическим интервью не превышает 15% для претендентов на высшие позиции. Логика его проведения такова: чем выше позиция, занимаемая человеком, тем большее влияние на результаты его работы оказывают личностные качества, мотивация и жизненные ценности.

            Обычно биографическое интервью проводит специалист по оценке персонала с психологическим образованием. В крупных компаниях этим обычно занимается отдельный сотрудник, а в мелких и средних это приглашенный специалист из компании-провайдера услуг по оценке персонала. В основном такой метод интервью проводят люди, которые обладают опытом от 1 до 3 лет. Как правило, к профессиональным интервью готовятся, и сразу видно, что человек готовился. Но иногда бывают случаи, когда биографическое интервью проводит  HR, который несколько не в теме, о чем пойдет разговор в данной отрасли.

Итак, вас просят: «Расскажите о себе..». У Вас есть два варианта ответа:

  1. Сделайте рекламное сообщение за  30 секунд. Ваша самопрезентация должна быть продаваема и интересна. В ней — вся ваша трудовая деятельность. Сделайте акцент на захватывающем начале и эффектном конце. Но главное, чтобы две эти части были как можно ближе друг к другу.            Не надо затягивать свой рассказ. Известно, что в то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить — и ничего не сказать.

            Реклама — величайшее искусство XX века, а создание хорошей репутации стоит в любые времена очень дорого. Поэтому нужно лишь оговорить последний опыт работы, причем самый яркий. Если такового нет – расскажите о своих достижениях в учебе. Своим успехом каждый человек в значительной степени обязан мнению, которое он сам о себе создал. Вспомните такого персонажа как Казанова, его репутация, которую он сам себе создал, прежде всего ассоциируется с его любовными похождениями, а имя стало нарицательным, и таких примеров множество и в бизнес-среде.

  1. Переведите беседу в диалог. Конечно, интервьюер обладает правом, на то, чтобы вести встречу, но Вам необходимо перевести разговор в то русло, которое наиболее комфортно для Вас. Если Вы начнете свое повествование в форме монолога, затянувшееся на 3-7 минут, то станет скучно. В ваших силах переключать русло разговора, например, таким образом:

 «Мне рассказать о достижениях более подробно или же мы обсудим в привязке к той вакансии, которой посвящена наша встреча?»

Вопросы только ненавязчивого характера. Никого не надо заставлять много думать, только показывать Вашу готовность и интерес к позиции. 

Структура биографического интервью

Как уже говорилось выше, работодателя прежде всего интересует ваш опыт на прежних местах работы и по каждому месту он должен выяснить следующее:

  1. Даты – в какой точно период времени кандидат работал в данной организации, на какой позиции (или на каких позициях).
  2. Должностные обязанности – в чем непосредственно заключалась работа.
  3. Достижения – весьма важная характеристика в современном мире. На них и нужно делать акцент!
  4. Причина ухода – ухода уже состоявшегося или только планируемого.
  5. Образование кандидата и любая дополнительная деятельность (например, членство в общественных организациях).
  6. Обсуждение предлагаемой позиции.

Биографическое собеседование может быть разным…

Выделяют три вида биографического интервью, которые различаются по структуре и содержанию:

 

Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу по­дойти к определенной теме и ее продолжить, чтобы усердие рас­сказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями.

Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рас­сказать историю своей жизни в свободной форме, но в хроно­логической последовательности событий.

Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного раз­говора — задает наводящие вопросы.

Какие вопросы задают?

Вне зависимости от видов интервью, существует общие вопросы,  цель которых — выявить особенности характера и мотивации, которые человек проявляет в большинстве ситуаций.

Поэтому вас будут спрашивать о детстве и студенчестве:

«Что вспоминается из детства?»

 «Какие предметы вам лучше всего удавались в школе?»

«Каким видом спорта занимались?»

«Как проводили свободное время?»

Вам нужно, чтобы слова не расходились с делами. На собеседовании особое внимание обращайте не только на факты вашей биографии, но и на то, КАК их рассказываете.

 

Интересный факт

В трудовом законодательстве Великобритании рекомендуется избегать следующих вопросов:

«Откуда Вы приехали?»

«Где Вы родились?»

«Кто Ваши родители по национальности?»

«К какой религии Вы принадлежите?»

«Вы женаты/замужем?»

«У Вас есть дети?»

«Где работает Ваш муж/жена?»

«Есть ли у Вас физический недостаток?»

«Подводные камни» биографического интервью

 

Существуют вещи, о которых лучше умолчать. Нужно постараться, чтобы во время собеседования разговор о невыгодных сторонах биографии не зашел, но в любом случае нужно заранее подготовить «правильное» объяснение подобных эпизодов. Но и выглядеть суперменом в глазах работодателя не стоит, идеальный со всех сторон кандидат может насторожить HR-а и навести на мысль о вашей нечестности.

Проверять все сведения, предоставленные соискателем во время биографического интервью, скорее всего, никто не будет, поэтому некоторые неприятные или проблемные места в биографии можно подкорректировать.

 

Вспомните о тех эпизодах детства и юности, о которых вы думаете с гордостью, о них как раз и стоит рассказать на биографическом интервью.

Также подготовьте ответ на вопрос о тех случаях, которые вызывают у вас сожаление, и проанализируйте их с точки зрения вашего потенциального работодателя.

 

Можете рассказать о том, что компания не выполнила взятых на себя обязательств или что эта работа не приносит Вам удовлетворения, а компания не могла предложить большего.

Самое главное – говорите о ваших достижениях!

Медиахолдинг «Пронто-Москва»

hr-portal.ru

Биографическое интервью

Биографическое интервью

Биографическое интервью

 

Как правильно рассказать о своем прошлом?

 Сегодня вероятность столкнуться с биографическим интервью не превышает 10% для претендентов на высшие позиции. Но ситуация постепенно меняется. Компаниям хочется больше знать о кандидатах на ключевые должности, и, следовательно, все чаще используется биографический метод оценки. Иногда это происходит спонтанно — сам руководитель говорит с соискателем о его жизни, а чаще всего — с помощью экспертов по оценке персонала. Логика здесь проста: чем выше позиция, занимаемая человеком, тем большее влияние на результаты его работы оказывают личностные качества, мотивация и жизненные ценности.

 

Евгения Варламова, кандидат психологических наук, член SHRM, директор по персоналу интернет-магазина «Озон».

Один из самых необычных методов оценки соискателя, имеющийся в арсенале эйчар-менеджера, – биографическое интервью. Хотя он может показаться самым естественным, используют его довольно редко. Объясняется это, с одной стороны, тем, что не все компании считают себя вправе интересоваться личной жизнью кандидата, а с другой – этот метод проверки является одним из наиболее дорогих, так как требует до 12 часов работы специалиста высокой квалификации по оценке персонала.

Задача менеджера по персоналу – не просто оценить знания, умения и навыки соискателя, а определить, что он представляет собой как личность, его индивидуальные особенности.

Все больше современных компаний приходят к пониманию того, что очень важно задействовать в работе не только профессиональные, но и личные качества человека, его эмоции, интересы, мотивацию, жизненные ценности. Для организаций важно, чтобы сотрудник был целиком погружен в свою деятельность, выполнял работу увлеченно, проявлял готовность брать на себя дополнительную ответственность и испытывал при этом удовольствие. Задача менеджера по персоналу – не просто оценить знания, умения и навыки соискателя, а определить, что он представляет собой как личность, его индивидуальные особенности.

Вопросы и процедура

В ходе проведения биографических интервью я заметила одну интересную деталь: большинство топ-менеджеров в детстве серьезно занимались спортом и достигали высоких результатов. Если анализировать только профессиональную жизнь человека, то есть риск принять единичный поступок за характерное поведение. Цель же биографического интервью – выявить те стойкие особенности характера, мотивации, целеполагания, которые человек проявляет в большинстве ситуаций. Поэтому в процессе подобной беседы задается много вопросов, связанных с детством и студенческим периодом жизни, к примеру: «Что вспоминается из детства?», «Кто был любимым сказочным героем?», «Какие предметы вам лучше всего удавались в школе?», «Каким видом спорта занимались?», «Как проводили свободное время?», «Как к вам относились близкие люди?».

Биографическое интервью проводит специалист по оценке персонала с психологическим образованием. В крупных компаниях этим обычно занимается отдельный сотрудник, а в мелких и средних это приглашенный специалист из компании-провайдера услуг по оценке персонала. В Москве такой деятельностью занимаются, например, «Экопси Консалтинг», «ММ-Класс», SHL. В связи с тем, что биографическое интервью – сложная и дорогостоящая процедура, длящаяся в течение 2–4 часов (интервью), плюс 4–8 часов уходит на обработку полученных данных, его проводят в том случае, когда кандидат претендует на высокую позицию, либо при отборе сотрудников в кадровый резерв компании. То есть в тех случаях, когда ошибка может стоить очень дорого.

Методы оценки

Слова у людей довольно часто расходятся с делами. Задача специалиста по оценке – узнать не мнение человека или то, как он хочет выглядеть в глазах работодателя, а выявить объективные особенности его характера и мотивации. Внимание может быть обращено на отдельный факт биографии, а также на то, как сотрудник рассказывает о своей жизни. Например, региональный руководитель одной крупной сырьевой компании всячески подчеркивал свою малозначимость. С его слов, большинство успехов его подразделения были связаны с удачным стечением обстоятельств либо с мудрыми решениями начальства. Вид нефтяника был характерный – «помятый» жизнью уже немолодой советский производственник. Когда речь зашла о ситуациях, связанных с опасностью, он очень прозаически рассказал, как ему пришлось, ликвидируя аварию на трубопроводе, вести сварочные работы с риском для жизни. При этом сам он воспринимал свое поведение не как героическое, а всего лишь как обычную рабочую ситуацию, в которой «каждый бы так поступил на его месте». Подробное описание этой истории позволило выявить такие качества, как готовность брать на себя ответственность, способность принимать решения в экстренных обстоятельствах, организовать людей в стрессовой ситуации.

Если соискатель постарается предстать исключительно положительным персонажем, то это насторожит специалиста по оценке персонала.

Бывает и наоборот: человек очень хорошо характеризуется на работе, у него идеальное резюме, но биографическое интервью выявляет серьезные изъяны в его менеджерских качествах. Например, сотрудник строительной компании, отлично прошедший интервью по компетенциям, хорошо характеризовался по службе и воспринимался руководством как очень перспективный управленец. Однако в ходе биографического интервью выяснилось, что ни в школе, ни в институте он ничем не выделялся, избегал ответственности, в своих неудачах привык винить других, а успехи приписывал себе. Так, объясняя свои неудачи в школе, он то и дело говорил: учительница непонятно объясняла, придиралась, у меня не оставалось времени на спорт и так далее. Точно такие же объяснения были и о неблестящей успеваемости в институте. У этого человека явно сформировался «внешний локус контроля». Успехи такого сотрудника по службе могли объясняться чьей-то поддержкой, удачным стечением обстоятельств или следованием принципу «не высовываться». Но компетенции успешного управленца у него были еще не сформированы.

Если соискатель рассказывает о том, что в детстве он часто затевал драки, в школе был организатором и вдохновителем художественной самодеятельности, в институте – командиром в стройотрядах, то для специалиста по оценке это верный признак: данный кандидат обладает яркими лидерскими качествами. Можно прогнозировать, что и на работе он будет проявлять инициативу и брать на себя ответственность за общий результат. Если же кандидат в общественной жизни школы был сначала звеньевым, потом комсоргом, далее председателем комитета комсомола, затем членом райкома партии, то это означает, что он с легкостью впишется в иерархическую структуру, и ему не трудно будет выполнять корпоративные нормы и правила, какими бы абсурдными они ни казались. Из него выйдет прекрасный администратор в жесткой системе, не берущий на себя лишнюю ответственность, но зато проявляющий исключительную надежность и минимизирующий риски. Однако если человек претендует на должность, связанную с творческой деятельностью, то его биография должна быть совсем иной. Тут дополнительным плюсом будут эпизоды, в которых соискатель проявил себя как личность, не зависящая от системы и готовая идти с ней на конфликт. Любимыми школьными предметами у него должны были быть те, которые оставляли максимальную степень свободы (например, живопись или музыка).

Есть ли проверка?

Можно ли лгать во время биографического интервью? Хотя основной рекомендацией для кандидатов, готовящихся к прохождению биографического интервью, является совет говорить правду, существуют все же вещи, о которых лучше умолчать. Любая компания ценит преданность. И если вы каким-либо образом проявляли нелояльность к системе, преступали этические принципы организации, то это серьезный минус в глазах будущего работодателя. Даже когда что-то подобное имело место, нужно постараться, чтобы во время собеседования разговор об этом не зашел, но в любом случае нужно заранее подготовить «правильное» объяснение подобных эпизодов. В то же время, если соискатель постарается предстать исключительно положительным персонажем, то это насторожит специалиста по оценке персонала. Идеальных людей не бывает, и если кто-то пытается себя таким показать, то он, очевидно, лукавит.

Для того чтобы подготовиться к прохождению биографического интервью, вспомните о тех эпизодах детства и юности, о которых вы думаете с гордостью. Подумайте над тем, какая именно мотивация и какие личностные качества проявились в данных ситуациях. Если это те качества, которые предположительно оценит ваш будущий работодатель на искомой должности, то, значит, об этих эпизодах стоит рассказать на биографическом интервью. Параллельно подготовьте ответ на вопрос о тех случаях, которые вызывают у вас сожаление, и проанализируйте их с точки зрения вашего потенциального работодателя. Вам все равно придется обсуждать неприятные фрагменты детства и юности, поэтому лучше выбрать минимально отталкивающие для работодателя. Ваш образ должен выглядеть объемным и открытым, вы же живой человек, поэтому естественно, что вы обладаете положительными качествами, и в то же время вам есть, куда развиваться. Вообще, существенным образом вам не удастся подкорректировать свой образ, поскольку от глаза опытного психолога все равно все не утаишь, да это и не имеет смысла. Ведь лучше работать в той компании, где будут ценить ваши достоинства, чем в той, где вам придется все силы тратить на то, чтобы прятать недостатки. Так что совместимость вашей личности и корпоративной культуры – это критично для вашей успешной карьеры.

Проверять все сведения, предоставленные соискателем во время биографического интервью, скорее всего, никто не будет. Это практически невозможно либо очень дорого. Поэтому некоторые неприятные или проблемные места в биографии можно подкорректировать. Например, довольно важно правильно преподнести историю своего увольнения с предыдущего места работы. Бывают ситуации, когда компания и увольняющийся сотрудник не хотят портить отношения друг с другом, но работа все равно не клеится, и через непродолжительное время их пути расходятся. Специалист по оценке персонала поинтересуется, почему человек проработал там так недолго. В ответ соискатель может рассказать о том, что компания не выполнила взятых на себя обязательств или что эта работа не приносит ему удовлетворения, а компания не могла предложить большего. Достоверность обеих версий практически не поддается проверке. Поэтому для специалиста окажется более значимым даже не сам факт из прошлого соискателя, а то, как последний сумеет ответить на этот вопрос. Таким образом, проверяются коммуникативные навыки, которые кандидат проявит на новом месте работы.

Читайте также

kdpconsulting.ru

Биографическое интервью

Сегодня вероятность столкнуться с биографическим интервью не превышает 10% для претендентов на высшие позиции. Но ситуация постепенно меняется. Компаниям хочется больше знать о кандидатах на ключевые должности, и, следовательно, все чаще используется биографический метод оценки. Иногда это происходит спонтанно — сам руководитель говорит с соискателем о его жизни, а чаще всего — с помощью экспертов по оценке персонала. Логика здесь проста: чем выше позиция, занимаемая человеком, тем большее влияние на результаты его работы оказывают личностные качества, мотивация и жизненные ценности.

Один из самых необычных методов оценки соискателя, имеющийся в арсенале эйчар-менеджера, – биографическое интервью. Хотя он может показаться самым естественным, используют его довольно редко. Объясняется это, с одной стороны, тем, что не все компании считают себя вправе интересоваться личной жизнью кандидата, а с другой – этот метод проверки является одним из наиболее дорогих, так как требует до 12 часов работы специалиста высокой квалификации по оценке персонала.

Задача менеджера по персоналу – не просто оценить знания, умения и навыки соискателя, а определить, что он представляет собой как личность, его индивидуальные особенности.

Все больше современных компаний приходят к пониманию того, что очень важно задействовать в работе не только профессиональные, но и личные качества человека, его эмоции, интересы, мотивацию, жизненные ценности. Для организаций важно, чтобы сотрудник был целиком погружен в свою деятельность, выполнял работу увлеченно, проявлял готовность брать на себя дополнительную ответственность и испытывал при этом удовольствие. Задача менеджера по персоналу – не просто оценить знания, умения и навыки соискателя, а определить, что он представляет собой как личность, его индивидуальные особенности.

Вопросы и процедура

В ходе проведения биографических интервью я заметила одну интересную деталь: большинство топ-менеджеров в детстве серьезно занимались спортом и достигали высоких результатов. Если анализировать только профессиональную жизнь человека, то есть риск принять единичный поступок за характерное поведение. Цель же биографического интервью – выявить те стойкие особенности характера, мотивации, целеполагания, которые человек проявляет в большинстве ситуаций. Поэтому в процессе подобной беседы задается много вопросов, связанных с детством и студенческим периодом жизни, к примеру: «Что вспоминается из детства?», «Кто был любимым сказочным героем?», «Какие предметы вам лучше всего удавались в школе?», «Каким видом спорта занимались?», «Как проводили свободное время?», «Как к вам относились близкие люди?».

Биографическое интервью проводит специалист по оценке персонала с психологическим образованием. В крупных компаниях этим обычно занимается отдельный сотрудник, а в мелких и средних это приглашенный специалист из компании-провайдера услуг по оценке персонала. В Москве такой деятельностью занимаются, например, «Экопси Консалтинг» , «ММ-Класс» , SHL . В связи с тем, что биографическое интервью – сложная и дорогостоящая процедура, длящаяся в течение 2–4 часов (интервью), плюс 4–8 часов уходит на обработку полученных данных, его проводят в том случае, когда кандидат претендует на высокую позицию, либо при отборе сотрудников в кадровый резерв компании. То есть в тех случаях, когда ошибка может стоить очень дорого.

Методы оценки

Слова у людей довольно часто расходятся с делами. Задача специалиста по оценке – узнать не мнение человека или то, как он хочет выглядеть в глазах работодателя, а выявить объективные особенности его характера и мотивации. Внимание может быть обращено на отдельный факт биографии, а также на то,

как сотрудник рассказывает о своей жизни. Например, региональный руководитель одной крупной сырьевой компании всячески подчеркивал свою малозначимость. С его слов, большинство успехов его подразделения были связаны с удачным стечением обстоятельств либо с мудрыми решениями начальства. Вид нефтяника был характерный – «помятый» жизнью уже немолодой советский производственник. Когда речь зашла о ситуациях, связанных с опасностью, он очень прозаически рассказал, как ему пришлось, ликвидируя аварию на трубопроводе, вести сварочные работы с риском для жизни. При этом сам он воспринимал свое поведение не как героическое, а всего лишь как обычную рабочую ситуацию, в которой «каждый бы так поступил на его месте». Подробное описание этой истории позволило выявить такие качества, как готовность брать на себя ответственность, способность принимать решения в экстренных обстоятельствах, организовать людей в стрессовой ситуации.

Если соискатель постарается предстать исключительно положительным персонажем, то это насторожит специалиста по оценке персонала.

Бывает и наоборот: человек очень хорошо характеризуется на работе, у него идеальное резюме, но биографическое интервью выявляет серьезные изъяны в его менеджерских качествах. Например, сотрудник строительной компании, отлично прошедший интервью по компетенциям, хорошо характеризовался по службе и воспринимался руководством как очень перспективный управленец. Однако в ходе биографического интервью выяснилось, что ни в школе, ни в институте он ничем не выделялся, избегал ответственности, в своих неудачах привык винить других, а успехи приписывал себе. Так, объясняя свои неудачи в школе, он то и дело говорил: учительница непонятно объясняла, придиралась, у меня не оставалось времени на спорт и так далее. Точно такие же объяснения были и о неблестящей успеваемости в институте. У этого человека явно сформировался «внешний локус контроля». Успехи такого сотрудника по службе могли объясняться чьей-то поддержкой, удачным стечением обстоятельств или следованием принципу «не высовываться». Но компетенции успешного управленца у него были еще не сформированы.

Если соискатель рассказывает о том, что в детстве он часто затевал драки, в школе был организатором и вдохновителем художественной самодеятельности, в институте – командиром в стройотрядах, то для специалиста по оценке это верный признак: данный кандидат обладает яркими лидерскими качествами. Можно прогнозировать, что и на работе он будет проявлять инициативу и брать на себя ответственность за общий результат. Если же кандидат в общественной жизни школы был сначала звеньевым, потом комсоргом, далее председателем комитета комсомола, затем членом райкома партии, то это означает, что он с легкостью впишется в иерархическую структуру, и ему не трудно будет выполнять корпоративные нормы и правила, какими бы абсурдными они ни казались. Из него выйдет прекрасный администратор в жесткой системе, не берущий на себя лишнюю ответственность, но зато проявляющий исключительную надежность и минимизирующий риски. Однако если человек претендует на должность, связанную с творческой деятельностью, то его биография должна быть совсем иной. Тут дополнительным плюсом будут эпизоды, в которых соискатель проявил себя как личность, не зависящая от системы и готовая идти с ней на конфликт. Любимыми школьными предметами у него должны были быть те, которые оставляли максимальную степень свободы (например, живопись или музыка).

Есть ли проверка?

Можно ли лгать во время биографического интервью? Хотя основной рекомендацией для кандидатов, готовящихся к прохождению биографического интервью, является совет говорить правду, существуют все же вещи, о которых лучше умолчать. Любая компания ценит преданность. И если вы каким-либо образом проявляли нелояльность к системе, преступали этические принципы организации, то это серьезный минус в глазах будущего работодателя. Даже когда что-то подобное имело место, нужно постараться, чтобы во время собеседования разговор об этом не зашел, но в любом случае нужно заранее подготовить «правильное» объяснение подобных эпизодов. В то же время, если соискатель постарается предстать исключительно положительным персонажем, то это насторожит специалиста по оценке персонала. Идеальных людей не бывает, и если кто-то пытается себя таким показать, то он, очевидно, лукавит.

Для того чтобы подготовиться к прохождению биографического интервью, вспомните о тех эпизодах детства и юности, о которых вы думаете с гордостью. Подумайте над тем, какая именно мотивация и какие личностные качества проявились в данных ситуациях. Если это те качества, которые предположительно оценит ваш будущий работодатель на искомой должности, то, значит, об этих эпизодах стоит рассказать на биографическом интервью. Параллельно подготовьте ответ на вопрос о тех случаях, которые вызывают у вас сожаление, и проанализируйте их с точки зрения вашего потенциального работодателя. Вам все равно придется обсуждать неприятные фрагменты детства и юности, поэтому лучше выбрать минимально отталкивающие для работодателя. Ваш образ должен выглядеть объемным и открытым, вы же живой человек, поэтому естественно, что вы обладаете положительными качествами, и в то же время вам есть, куда развиваться. Вообще, существенным образом вам не удастся подкорректировать свой образ, поскольку от глаза опытного психолога все равно все не утаишь, да это и не имеет смысла. Ведь лучше работать в той компании, где будут ценить ваши достоинства, чем в той, где вам придется все силы тратить на то, чтобы прятать недостатки. Так что совместимость вашей личности и корпоративной культуры – это критично для вашей успешной карьеры.

Проверять все сведения, предоставленные соискателем во время биографического интервью, скорее всего, никто не будет. Это практически невозможно либо очень дорого. Поэтому некоторые неприятные или проблемные места в биографии можно подкорректировать. Например, довольно важно правильно преподнести историю своего увольнения с предыдущего места работы. Бывают ситуации, когда компания и увольняющийся сотрудник не хотят портить отношения друг с другом, но работа все равно не клеится, и через непродолжительное время их пути расходятся. Специалист по оценке персонала поинтересуется, почему человек проработал там так недолго. В ответ соискатель может рассказать о том, что компания не выполнила взятых на себя обязательств или что эта работа не приносит ему удовлетворения, а компания не могла предложить большего. Достоверность обеих версий практически не поддается проверке. Поэтому для специалиста окажется более значимым даже не сам факт из прошлого соискателя, а то, как последний сумеет ответить на этот вопрос. Таким образом, проверяются коммуникативные навыки, которые кандидат проявит на новом месте работы.

Евгения Варламова

hr-portal.ru

Биографическое интервью

Сегодня вероятность столкнуться с биографическим интервью не превышает 10% для претендентов на высшие позиции. Но ситуация постепенно меняется. Компаниям хочется больше знать о кандидатах на ключевые должности, и, следовательно, все чаще используется биографический метод оценки. Иногда это происходит спонтанно — сам руководитель говорит с соискателем о его жизни, а чаще всего — с помощью экспертов по оценке персонала. Логика здесь проста: чем выше позиция, занимаемая человеком, тем большее влияние на результаты его работы оказывают личностные качества, мотивация и жизненные ценности.

Один из самых необычных методов оценки соискателя, имеющийся в арсенале эйчар-менеджера, – биографическое интервью. Хотя он может показаться самым естественным, используют его довольно редко. Объясняется это, с одной стороны, тем, что не все компании считают себя вправе интересоваться личной жизнью кандидата, а с другой – этот метод проверки является одним из наиболее дорогих, так как требует до 12 часов работы специалиста высокой квалификации по оценке персонала.

Задача менеджера по персоналу – не просто оценить знания, умения и навыки соискателя, а определить, что он представляет собой как личность, его индивидуальные особенности.

Все больше современных компаний приходят к пониманию того, что очень важно задействовать в работе не только профессиональные, но и личные качества человека, его эмоции, интересы, мотивацию, жизненные ценности. Для организаций важно, чтобы сотрудник был целиком погружен в свою деятельность, выполнял работу увлеченно, проявлял готовность брать на себя дополнительную ответственность и испытывал при этом удовольствие. Задача менеджера по персоналу – не просто оценить знания, умения и навыки соискателя, а определить, что он представляет собой как личность, его индивидуальные особенности.

Вопросы и процедура

В ходе проведения биографических интервью я заметила одну интересную деталь: большинство топ-менеджеров в детстве серьезно занимались спортом и достигали высоких результатов. Если анализировать только профессиональную жизнь человека, то есть риск принять единичный поступок за характерное поведение. Цель же биографического интервью – выявить те стойкие особенности характера, мотивации, целеполагания, которые человек проявляет в большинстве ситуаций. Поэтому в процессе подобной беседы задается много вопросов, связанных с детством и студенческим периодом жизни, к примеру: «Что вспоминается из детства?», «Кто был любимым сказочным героем?», «Какие предметы вам лучше всего удавались в школе?», «Каким видом спорта занимались?», «Как проводили свободное время?», «Как к вам относились близкие люди?».

Биографическое интервью проводит специалист по оценке персонала с психологическим образованием. В крупных компаниях этим обычно занимается отдельный сотрудник, а в мелких и средних это приглашенный специалист из компании-провайдера услуг по оценке персонала. В Москве такой деятельностью занимаются, например, «Экопси Консалтинг», «ММ-Класс», SHL. В связи с тем, что биографическое интервью – сложная и дорогостоящая процедура, длящаяся в течение 2–4 часов (интервью), плюс 4–8 часов уходит на обработку полученных данных, его проводят в том случае, когда кандидат претендует на высокую позицию, либо при отборе сотрудников в кадровый резерв компании. То есть в тех случаях, когда ошибка может стоить очень дорого.

Методы оценки

Слова у людей довольно часто расходятся с делами. Задача специалиста по оценке – узнать не мнение человека или то, как он хочет выглядеть в глазах работодателя, а выявить объективные особенности его характера и мотивации. Внимание может быть обращено на отдельный факт биографии, а также на то, как сотрудник рассказывает о своей жизни. Например, региональный руководитель одной крупной сырьевой компании всячески подчеркивал свою малозначимость. С его слов, большинство успехов его подразделения были связаны с удачным стечением обстоятельств либо с мудрыми решениями начальства. Вид нефтяника был характерный – «помятый» жизнью уже немолодой советский производственник. Когда речь зашла о ситуациях, связанных с опасностью, он очень прозаически рассказал, как ему пришлось, ликвидируя аварию на трубопроводе, вести сварочные работы с риском для жизни. При этом сам он воспринимал свое поведение не как героическое, а всего лишь как обычную рабочую ситуацию, в которой «каждый бы так поступил на его месте». Подробное описание этой истории позволило выявить такие качества, как готовность брать на себя ответственность, способность принимать решения в экстренных обстоятельствах, организовать людей в стрессовой ситуации.

Если соискатель постарается предстать исключительно положительным персонажем, то это насторожит специалиста по оценке персонала.

Бывает и наоборот: человек очень хорошо характеризуется на работе, у него идеальное резюме, но биографическое интервью выявляет серьезные изъяны в его менеджерских качествах. Например, сотрудник строительной компании, отлично прошедший интервью по компетенциям, хорошо характеризовался по службе и воспринимался руководством как очень перспективный управленец. Однако в ходе биографического интервью выяснилось, что ни в школе, ни в институте он ничем не выделялся, избегал ответственности, в своих неудачах привык винить других, а успехи приписывал себе. Так, объясняя свои неудачи в школе, он то и дело говорил: учительница непонятно объясняла, придиралась, у меня не оставалось времени на спорт и так далее. Точно такие же объяснения были и о неблестящей успеваемости в институте. У этого человека явно сформировался «внешний локус контроля». Успехи такого сотрудника по службе могли объясняться чьей-то поддержкой, удачным стечением обстоятельств или следованием принципу «не высовываться». Но компетенции успешного управленца у него были еще не сформированы.

Если соискатель рассказывает о том, что в детстве он часто затевал драки, в школе был организатором и вдохновителем художественной самодеятельности, в институте – командиром в стройотрядах, то для специалиста по оценке это верный признак: данный кандидат обладает яркими лидерскими качествами. Можно прогнозировать, что и на работе он будет проявлять инициативу и брать на себя ответственность за общий результат. Если же кандидат в общественной жизни школы был сначала звеньевым, потом комсоргом, далее председателем комитета комсомола, затем членом райкома партии, то это означает, что он с легкостью впишется в иерархическую структуру, и ему не трудно будет выполнять корпоративные нормы и правила, какими бы абсурдными они ни казались. Из него выйдет прекрасный администратор в жесткой системе, не берущий на себя лишнюю ответственность, но зато проявляющий исключительную надежность и минимизирующий риски. Однако если человек претендует на должность, связанную с творческой деятельностью, то его биография должна быть совсем иной. Тут дополнительным плюсом будут эпизоды, в которых соискатель проявил себя как личность, не зависящая от системы и готовая идти с ней на конфликт. Любимыми школьными предметами у него должны были быть те, которые оставляли максимальную степень свободы (например, живопись или музыка).

Есть ли проверка?

Можно ли лгать во время биографического интервью? Хотя основной рекомендацией для кандидатов, готовящихся к прохождению биографического интервью, является совет говорить правду, существуют все же вещи, о которых лучше умолчать. Любая компания ценит преданность. И если вы каким-либо образом проявляли нелояльность к системе, преступали этические принципы организации, то это серьезный минус в глазах будущего работодателя. Даже когда что-то подобное имело место, нужно постараться, чтобы во время собеседования разговор об этом не зашел, но в любом случае нужно заранее подготовить «правильное» объяснение подобных эпизодов. В то же время, если соискатель постарается предстать исключительно положительным персонажем, то это насторожит специалиста по оценке персонала. Идеальных людей не бывает, и если кто-то пытается себя таким показать, то он, очевидно, лукавит.

Для того чтобы подготовиться к прохождению биографического интервью, вспомните о тех эпизодах детства и юности, о которых вы думаете с гордостью. Подумайте над тем, какая именно мотивация и какие личностные качества проявились в данных ситуациях. Если это те качества, которые предположительно оценит ваш будущий работодатель на искомой должности, то, значит, об этих эпизодах стоит рассказать на биографическом интервью. Параллельно подготовьте ответ на вопрос о тех случаях, которые вызывают у вас сожаление, и проанализируйте их с точки зрения вашего потенциального работодателя. Вам все равно придется обсуждать неприятные фрагменты детства и юности, поэтому лучше выбрать минимально отталкивающие для работодателя. Ваш образ должен выглядеть объемным и открытым, вы же живой человек, поэтому естественно, что вы обладаете положительными качествами, и в то же время вам есть, куда развиваться. Вообще, существенным образом вам не удастся подкорректировать свой образ, поскольку от глаза опытного психолога все равно все не утаишь, да это и не имеет смысла. Ведь лучше работать в той компании, где будут ценить ваши достоинства, чем в той, где вам придется все силы тратить на то, чтобы прятать недостатки. Так что совместимость вашей личности и корпоративной культуры – это критично для вашей успешной карьеры.

Проверять все сведения, предоставленные соискателем во время биографического интервью, скорее всего, никто не будет. Это практически невозможно либо очень дорого. Поэтому некоторые неприятные или проблемные места в биографии можно подкорректировать. Например, довольно важно правильно преподнести историю своего увольнения с предыдущего места работы. Бывают ситуации, когда компания и увольняющийся сотрудник не хотят портить отношения друг с другом, но работа все равно не клеится, и через непродолжительное время их пути расходятся. Специалист по оценке персонала поинтересуется, почему человек проработал там так недолго. В ответ соискатель может рассказать о том, что компания не выполнила взятых на себя обязательств или что эта работа не приносит ему удовлетворения, а компания не могла предложить большего. Достоверность обеих версий практически не поддается проверке. Поэтому для специалиста окажется более значимым даже не сам факт из прошлого соискателя, а то, как последний сумеет ответить на этот вопрос. Таким образом, проверяются коммуникативные навыки, которые кандидат проявит на новом месте работы.

Евгения Варламова

delovoymir.biz

расскажите что нибудь о себе

Posted On 19.11.2017

Сколько раз в неделю вам приходится вести ничего не значащие беседы на неинтересные для вас темы или обсуждать вопросы, которые вы уже обсуждали тысячу раз, из-за того, что просто нужно что-то говорить?

Обычно это происходит в моменты вынужденного ожидания чего-либо, например, в ожидании очень медленно движущегося лифта в компании собственных сослуживцев или случайных знакомых во время проведения различных мероприятий. Чтобы сделать подобные скучные разговоры более интересными, стоит задавать людям неожиданные вопросы, которые заставляют их задуматься, и на которые нельзя просто ответить «да» или «нет».

Результат, скорее всего, окажется потрясающим: вы узнаете массу интересных фактов о других людях, которых бы никогда не выудили из привычной нудной беседы. И, как дополнительный бонус, вы станете ближе друг другу. Иной раз это может оказаться по-настоящему важным!

Если вы готовы к нешаблонным действиям — просмотрите список самых удачных вопросов для поддержания беседы, который для удобства разделен на темы.

Безусловно, далеко не каждый из этих вопросов уместен для разговора с любым человеком и в любой ситуации, но, тем не менее, в этом списке представлен довольно широкий выбор, чтобы избежать неловкого молчания.

Работа

1. Если бы вы не работали здесь, чем бы тогда вероятнее всего занимались сейчас?
2. Как вы стали …(название должности)?
3. Что вас больше всего удивило на этой работе?
4. Какое самое нелепое поручение когда-либо давал вам босс?
5. Что было бы для вас более предпочтительным — работать четыре дня в неделю по 10 часов или пять дней по 8?
6. Если бы вы имели гарантированный успех на какой-либо должности, чем бы предпочли заниматься?
7. Какой была ваша первая работа? Она вам нравилась?
8. Какой наиболее ценный совет в плане профессионального развития вы когда-либо получали? А какой был наихудшим?

Развлечения

9. Вы читаете какую-либо интересную книгу сейчас? Мне бы хотелось получить какие-нибудь рекомендации. А как на счет шоу?
10. Есть ли в вашем телефоне какие-либо приложения, без которых вы уже не можете жить?
11. Если бы у вас была возможность смотреть только один из жанров кино всю оставшуюся жизнь, что бы вы выбрали? А как насчет музыкальных предпочтений?
12. Какую книгу из тех, которой все восхищались, вы ненавидели? И наоборот?
13. Есть ли у вас какие-либо рекомендации в отношении подкастов?
14. Какой из фильмов, которые вы просмотрели за последнее время, заставил вас плакать? А громко смеяться?
15. Кого бы вы хотели видеть своим партнером по реалити-шоу Amazing Race («Удивительная гонка»)? В наших реалиях можно задать аналогичный вопрос о передачах вроде «Форт Боярд» или «Последний герой».
16. Кто ваш фаворит в Instagram? И наоборот? Ах, у вас нет Instagram? Почему?

Еда

17. Если бы вам сказали, что до конца жизни вы можете есть только один продукт, что бы это было?
18. Какое самое странное блюдо вы пробовали когда-либо в своей жизни?
19. Какая привычная еда является для вас наиболее комфортной?
20. Есть ли такая еда, которую вы никогда не будете есть?
21. Посоветуйте, что можно легко и без проблем взять с собой на работу/учебу в качестве ланча, только это не должны быть бутерброды.
22. Где здесь можно недорого поесть?
23. Есть ли в вашей семье какие-либо кулинарные секреты или традиционные рецепты?
24. Какой ваш любимый ресторан/кафе из тех, которые не очень известны широкому кругу лиц?

Путешествия

25.

Есть ли где-то поблизости «райское» местечко для отдыха?
26. Если бы у вас была возможность полететь куда-либо абсолютно бесплатно, куда бы вы отправились?
27. Какое самое крутое автопутешествие вам когда-либо довелось совершить?
28. Какое путешествие вы совершили во время вашего последнего отпуска? Чем вы там занимались? Что вам запомнилось?
29.

48 вопросов, которые помогут вам сделать неуклюжую беседу проще

Какой вид отдыха вы предпочитаете — активный или релаксационный где-нибудь на уютном пляже?
30. Какое следующее путешествие уже запланировали?
31. Если бы вам удалось взять отгул, или появилась возможность поработать на удаленном доступе, куда бы вы отправились и чем занимались бы?
32. Чем вы больше всего любите заниматься на выходных?

Биография

33. Где вы раньше жили? Чем тот город отличается от вашего теперешнего места жительства?
34. Кем, будучи ребенком, вы хотели стать, когда повзрослеете?
35. Есть ли у вас какие-то скрытые таланты или неожиданные увлечения?
36. Чем вы любили заниматься в начальной школе (вне школьной программы)?
37. Какой аксессуар или предмет был вашим «must-have» в детстве/подростковом возрасте, т.е., в период взросления?
38. Что, из того, что когда-либо происходило с вами, было самым невероятным событием?
39. Кто для вас был самым значимым человеком, наставником, примером для подражания?
40. Какой из советов, который вам когда-либо давали, оказался самым ценным?

Разное

41. Если бы вам доверили выбрать восемь объектов, которые бы получили статус «8 чудес света», что бы вы внесли в этот список?
42. Что бы поместили в «капсулу времени» 15 лет назад?
43. Какой из всех полученных вами комплиментов был самым странным?
44. Вы когда-нибудь задумывались о «крутых» изобретениях или основании компаний, которые, как потом оказывалось, были уже сделаны или основаны?
45. Если бы вы могли преподавать в колледже любой курс, какой предмет вы бы выбрали?
46. Какой, абсолютно не характерный для вас, поступок вы когда-либо совершали?
47. Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать?
48. Если бы у вас была возможность завести абсолютно любое домашнее животное, кого бы вы выбрали?

Материал о вопросах для поддержания беседы был опубликован в нашем блоге: https://megamozg.ru/company/testutor/blog/23602/

« Back

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Биографическое интервью (Т.В.Андреева)

Шкалы: происхождение, профессиональное и дополнительное развитие

Назначение теста

Исследование творческого становления

Описание теста

Разработан для исследования творческого становления архитекторов. Использовался для опроса проектировщиков, реставраторов, научных сотруд¬ников, преподавателей, имеющих специальность «Архитектура» в возрасте от 25 до 60 лет. Выборка составила 100 человек обоего пола. Может использовать¬ся как биографическая анкета, но лучше проводить в виде интервью: при этом удается собрать более полные сведения (Андреева Т. В., 1989).

Инструкция к тесту

Ответьте на следующие вопросы

Тест

1. Год, место рождения, место жительства до поступления в вуз.
2.  Профессии родителей.
3.  Профессии деда, прадеда (имели ли какое-либо отношение к искусству, строительству, различным ремеслам?).
4.  Профессии родственников (дядей, теток, кузенов и т. д.) — имела ли от¬ношение к архитектуре, строительству, ремеслам, искусству деятельность тех родственников, с которыми приходилось общаться в детстве и юно¬сти? В частности, приходилось ли в детстве наблюдать работу с различ¬ными инструментами — по дереву, по металлу и т. п.?
5. Увлечения (хобби) в семье, занятия в свободное время: хобби отца, ма¬тери.

Подборка: 60 универсальных вопросов для интервью

Дополнительный вопрос: занимались ли члены семьи или другие родственники живописью, рисованием, рукоделием, конструировани¬ем, фотографией, музыкой, спортом и др.?
6.  Планы в семье относительно вашей будущей профессии: какие и в ка¬ком возрасте?
7.  Отношение к избираемой вами профессии (у родителей, друзей).
8. Чему учили в семье: знаниям, навыкам, умениям, иностранным язы-кам, прочее (языки, спорт)?
9.  Были ли попытки у родителей или родственников чем-то заинтересо-вать вас (например, любительской фотографией, спортом, игрой на му-зыкальных инструментах и т. д.)?
10. Ваше отношение к тому, чему учили в семье.
11.  Ваша успеваемость в школе:
□  в 1—4-м классах;
□  в 5—8-м классах;
□  в 9—11-м классах.

12.  Каковы ваши любимые и нелюбимые предметы?
13.  Какие предметы вам давались легче, какие тяжелее?
14. Дополнительное обучение (кружки, спецшколы, дополнительное инди¬видуальное обучение):
□  до школы;
□   1—4-е классы;
□  5-10-е классы (укажите возраст, в котором занимались в спецшко-лах, кружках и т. д.).

15. Чем вам приходилось заниматься в свободное от учебы время (перечис¬лите любые виды увлечений, включая спортивные игры)?
□  в дошкольном возрасте;
□  в 1—4-м классах;
□  в 5-8-м классах;
□  в 9—11-м классах.

16.  Читали ли вы книги, журналы по искусству, архитектуре, технике и т. д.?
17.  Вспомните, признавали ли вас способным в каком-либо виде деятель¬ности в школе, семье, кружках?
18.  Пытались ли вы поступать в художественные или иные школы и насколь¬ко успешно? Кто посоветовал?
19.  Были ли у вас какие-нибудь интересные случаи, повлиявшие на выбор профессии?
20.  Считаете ли вы, что на выбор профессии могла повлиять архитектура тех городов, в которых вы жили?
21.  Какие города и местности вам приходилось видеть в детстве и юности?
□  до школы;
□  в 1 —4-м классах;
□  в 5—8-м классах;
□  в 9—10-м (11) классах.

22.  Ваши планы относительно будущей профессии:
□  до школы:
□  в 1—4-м классах;
□  в 5—8-м классах;
□  в 9— 10-м классах.

23.  По окончании школы — планы, мотивы, повлиял ли кто-нибудь на ваш выбор. Мнение родителей, учителей, друзей о выбранной профессии.
24.  Подготовка к поступлению в вуз: велась ли специально, в чем заключа¬лась, где (в каком учреждении).
25. Успешность вашего поступления — примерно какие оценки за общеоб¬разовательные и специальные предметы.
26. Для тех, кто поступил не сразу или не поступал:
где вы работали и в течение какого времени? Мотивы дальнейших по-пыток поступить в институт.
27.  Если вы поступили сначала не на архитектурный факультет, напишите, пожалуйста, как долго и где вы учились, мотивы и обстоятельства пере¬хода на архитектурный факультет.

Учеба в вузе:
28.  Успешность обучения — какие предметы давались вам легче, какие труд¬нее.
29.  Какими предметами вы больше увлекались:
□  на 1, 2-м курсах
□  на 3—6-м курсах.

30.  Сколько времени приходилось вам тратить на архитектурное проекти¬рование (примерное количество часов в день).
31.  Увлечения помимо занятий (рисование, фото, спорт и т. д.).
32. Авторитеты в области мировой архитектуры: нравящийся стиль, направ¬ление стиля, любимые архитекторы. Стремились ли вы подражать воль¬но или невольно каким-то эталонам архитектуры?
33.  Были ли у вас любимые преподаватели в институте и если были, то кто именно?
34.  Кого из студентов вы считали наиболее способным к архитектурному проектированию и к рисунку?
35.  Поездки в студенческие годы: какие города и местности довелось вам увидеть?
36.  Успешность окончания института. Диплом: тема, оценка, приблизитель¬ный ранг по распределению.
37.  Распределение: в какую организацию, мотивы выбора места работы.
38.  В каких организациях и в какие годы довелось работать, мотивы пере¬ходов с одного места работы на другое.
39.  Проекты: какие и где (в каких городах). Есть ли у вас осуществленные строительством проекты?

Обработка и интерпретация результатов теста

1. Анализ происхождения — родительские семьи, семьи прародителей. В процентном отношении — кто повлиял на выбор кружков, школ, института. Происхождение, условия развития в семьях анализировалось также по класте¬рам, выделенным первоначально на основе кластерного анализа ценностей-целей.

2. Анализ дополнительного развития — подсчет обобщенных категорий «на¬правлений развития»: например, если за весь период детства и юности респон¬дент учился в кружках и секциях только изобразительному искусству и играл в волейбол — это расценивается как два направления. Учеба в музыкальной и художественной школе, английскому языку, хореографии в кружках, фигур¬ному катанию и гимнастике в секциях расценивается как пять направлений развития (последние две секции расцениваются как одно — спортивное — на-правление).

3.  Качественный анализ данных по мотивам выбора профессии, влиянию школ, родственников, друзей на профессиональное становление (в процент¬ном отношении).

4.  Описание по кластерам (типам направленности интересов) успешности учебы, окончания института, числу проектов, их осуществлению на практике, победах на конкурсах по проектированию представителей различных типов направленности интересов.

Источники

Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2006, с.431-434.

ᅚᅚ
ᅚᅚ
ᅚᅚ
ᅚᅚᅚᅚХм, что же тебе рассказать?
ᅚᅚᅚᅚДавай я буду брать какие-то
ᅚᅚᅚᅚᅚᅚрандомные факты.
ᅚᅚ
ᅚᅚ✾▓ᅚНачну с того, что я очень доверчивый человек, но бывает,
ᅚᅚ▓✾ᅚчто я прям очень не доверяю человеку, если он уже
ᅚᅚ✾▓ᅚобманывал меня ранее. Мне нравится черный и фиолетовый
ᅚᅚ▓✾ᅚцвета. Я очень боюсь пауков и не понимаю людей, которые
ᅚᅚ✾▓ᅚбоятся высоты или замкнутого пространства. Я собственница,
ᅚᅚ▓✾ᅚне могу делить человека с кем-то еще. Поэтому не верю в
ᅚᅚ✾▓ᅚдружбу втроем. Мне нравится бесить других людей, это прям
ᅚᅚ▓✾ᅚдоставляет мне большое удовольствие. Любимый
ᅚᅚ✾▓ᅚвидеоблогер ━ Маша Новосад, очень люблю ее видео.

Вопросы для интервью. Секрет Познера.

ᅚᅚ▓✾ᅚПрезираю людей, которые изменяют своим вторым половинкам.
ᅚᅚ✾▓ᅚЯ очень люблю мультик «Маша и медведь», хотя это странно, но
ᅚᅚ▓✾ᅚмне прям очень нравится. Ненавижу жару, но и холод я тоже не
ᅚᅚ✾▓ᅚособо люблю, мне нужно что-то среднее. У меня только два
ᅚᅚ▓✾ᅚнастоящих друга, которых я очень люблю. У меня плохое зрение,
ᅚᅚ✾▓ᅚно очки я ношу только дома, даже не знаю почему. У меня синяя
ᅚᅚ▓✾ᅚкомната, она не большая, но очень уютная. Когда мимо меня
ᅚᅚ✾▓ᅚпроходит человек, не важно девушка, парень, бабушка или
ᅚᅚ▓✾ᅚвзрослый мужик, я первым делом смотрю на жопу. Я знаю, что
ᅚᅚ✾▓ᅚэто странно. Не верю в какие-то гороскопы, но верю, что если в
ᅚᅚ▓✾ᅚновый год загадать желание, написать его на бумажке, сжечь ее
ᅚᅚ✾▓ᅚи кинуть это в шампанское, после чего выпить, желание сбудется.
ᅚᅚ▓✾ᅚОбожаю карий цвет глаз, всегда влюбляюсь именно в глаза этого
ᅚᅚ✾▓ᅚоттенка. Обожаю рыжих людей. У меня с бабушкой больше
ᅚᅚ▓✾ᅚсекретов, нежели с остальными членами семьи; моя мама не
ᅚᅚ✾▓ᅚзнает половины того, что знает моя бабушка. Умею пафосно
ᅚᅚ▓✾ᅚподнимать одну бровь. Мои друзья говорят, что я не умею быть
ᅚᅚ✾▓ᅚбесчувственной, потому что я очень светлый человек.

ᅚᅚ
ᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚВ общем думаю этого достаточно для одного раза.
ᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚᅚСпасибо за вопрос.
ᅚᅚ
ᅚᅚ
ᅚᅚ

View more

Language: English

© Ask.fm 2018

owenural.ru

9. Биографическое интервью

Обычно биографическое интервью проводит специалист по оценке персонала с психологическим образованием. В крупных компаниях этим обычно занимается отдельный сотрудник, а в мелких и средних это приглашенный специалист из компании-провайдера услуг по оценке персонала. В основном такой метод интервью проводят люди, которые обладают опытом от 1 до 3 лет. Как правило, к профессиональным интервью готовятся, и сразу видно, что человек готовился. Но иногда бывают случаи, когда биографическое интервью проводит HR, который несколько не в теме, о чем пойдет разговор в данной отрасли.

Итак, вас просят: «Расскажите о себе..». У Вас есть два варианта ответа:

  1. Сделайте рекламное сообщение за 30 секунд. Ваша самопрезентация должна быть продаваема и интересна. В ней — вся ваша трудовая деятельность. Сделайте акцент на захватывающем начале и эффектном конце. Но главное, чтобы две эти части были как можно ближе друг к другу. Не надо затягивать свой рассказ. Известно, что в то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить — и ничего не сказать.

Реклама — величайшее искусство XX века, а создание хорошей репутации стоит в любые времена очень дорого. Поэтому нужно лишь оговорить последний опыт работы, причем самый яркий. Если такового нет – расскажите о своих достижениях в учебе. Своим успехом каждый человек в значительной степени обязан мнению, которое он сам о себе создал. Вспомните такого персонажа как Казанова, его репутация, которую он сам себе создал, прежде всего ассоциируется с его любовными похождениями, а имя стало нарицательным, и таких примеров множество и в бизнес-среде.

  1. Переведите беседу в диалог. Конечно, интервьюер обладает правом, на то, чтобы вести встречу, но Вам необходимо перевести разговор в то русло, которое наиболее комфортно для Вас. Если Вы начнете свое повествование в форме монолога, затянувшееся на 3-7 минут, то станет скучно. В ваших силах переключать русло разговора, например, таким образом:

«Мне рассказать о достижениях более подробно или же мы обсудим в привязке к той вакансии, которой посвящена наша встреча?»

Вопросы только ненавязчивого характера. Никого не надо заставлять много думать, только показывать Вашу готовность и интерес к позиции.

Структура биографического интервью

Как уже говорилось выше, работодателя прежде всего интересует ваш опыт на прежних местах работы и по каждому месту он должен выяснить следующее:

  1. Даты – в какой точно период времени кандидат работал в данной организации, на какой позиции (или на каких позициях).

  2. Должностные обязанности – в чем непосредственно заключалась работа.

  3. Достижения – весьма важная характеристика в современном мире. На них и нужно делать акцент!

  4. Причина ухода – ухода уже состоявшегося или только планируемого.

  5. Образование кандидата и любая дополнительная деятельность (например, членство в общественных организациях).

  6. Обсуждение предлагаемой позиции.

Биографическое собеседование может быть разным…

Выделяют три вида биографического интервью, которые различаются по структуре и содержанию:

Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу по­дойти к определенной теме и ее продолжить, чтобы усердие рас­сказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями.

Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рас­сказать историю своей жизни в свободной форме, но в хроно­логической последовательности событий.

Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного раз­говора — задает наводящие вопросы.

studfiles.net

ИНТЕРВЬЮ В БИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ПРОЦЕДУРЫ СБОРА ДАННЫХ

НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ В БИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В.Ф.Журавлев

(Москва)

В статье рассматривается концепция нарративного (повествовательного) интервью, развиваемая немецким социологом Ф. Шюце применительно к биографическим исследованиям. Анализируются теоретические и методологические предпосылки данного метода. Описаны условия успешности нарративного биографического интервью и­ стратегия его проведения. В общем виде представлена схема содержательного анализа текстов нарративных интервью.

Ключевые слова: повествование, нарративное биографическое интервью, биографическое исследование, нарративные правила (цугцванги), нарративная компетентность, структура жизненного опыта, анализ содержания.

Общая характеристика метода

«Повествование историй занимает важное место в нашей повседневной жизни» — такими словами известный голландский лингвист Тван Дейк начинает одну из глав своей книги, посвященной теории повествования [1,с.190]. В рамках этой теории формулируются структурные категории, правила построения историй, стратегии, к которым в различных социальных контекстах прибегают люди, излагая те или иные события.

 

 

 

 

 

34

 

Нарративное интервью в биографических исследованиях

Однако рассказываемые людьми истории могут представлять­ интерес не только для теории повествования, но и давать обширный и интересный материал для социологического анализа.

Ф.Шюце, чья методология нарративного (повествовательного) интервью получила в немецкой качественной традиции большую популярность, попытался использовать до последнего времени фактически не находившую применения в социологии способность людей выступать в роли рассказчиков. Ф.Шюце считает, что рассказы (истории) — обычное и широко распространенное в повседневной жизни средство сообщения другим людям того, что касается нас самих или нами пережито, т.е. мы прибегаем к ним как к средству для передачи информации. Поэтому можно говорить о рассказах как «элементарном институте человеческой коммуникации», как о повседневной, привычной форме коммуникации [2,с.91].

На теоретические и методологические основания концепции (а это именно концепция, а не просто стратегия интервьюирования) нарративного интервью оказали влияние феноменологическая социология (А.Шюц), символический интеракционизм (Г.Мид, Г.Блумер) и этнометодология. В практическом отношении нарративное интервью воплотило разработки Чикагской школы с ее специфической исследовательской практикой (труды Р.Парка, Э.Берджеса, У.Томаса, Ф.Знанецкого, Б.Глезера и А.Штрауса, Г.Бекера и др.) [2].

Хотя наибольшую известность техника нарративного интервью приобрела как метод биографических исследований, первоначально­ она разрабатывалась Ф.Шюце в рамках социологического проекта Билефельдского университета (начиная с 1975 г.) для анализа положения дел и взаимодействия между властными структурами после объединения муниципальных округов Для получения нужной информации он обращался к муниципальным политикам с просьбой рассказать о степени их включенности в события, связанные с подобным объединением. Из этих рассказов удавалось узнать о возникающих в ходе реорганизации сложностях больше, нежели при использовании целенаправленных вопросов [3]. Подвергая перекрестному сравнению материалы нарративных интервью, проведенных с различными политиками, Ф.Шюце обнаружил, что такая процедура помогает

 

35

 

В.Ф.Журавлев

 

сравнивать выводы самих социологов, полученные на основе содержащихся в текстах формальных индикаторов (например о появляющейся в суждениях неуверенности, об уходе от детального рассмотрения тех или иных тем), с выводами, основанными на эксплицированных суждениях других информаторов.

С начала 1980-х гг. в Германии техника нарративного интервью стала активно использоваться в биографических исследованиях. Они проводились среди таких групп населения, как безработные, бездомные, пациенты психиатрических клиник, представители различных профессиональных сообществ, участники Второй мировой войны и т.д. (см., например, [4,5]).

Одной из важных теоретических предпосылок нарративного интервью является обладание каждым человеком в повседневной жизни интуитивной компетентностью относительно правил построения рассказа (неважно, касается он какого-то конкретного случая­ или целой жизни). Такого рода компетентность служит рассказчику­ гарантом, что его повествования будут приемлемы в соответствующем социальном контексте и понятны потенциальному слушателю. Одна из главных задач нарративной методологии — прояснение элементов этой компетентности.­

Другая важная предпосылка заключается в том, что рассказчик воспроизводит историю о событиях своей жизни так, как эти события были им пережиты, т.е. жизненный опыт репродуцируется исходя из той релевантности, какую он имеет для самого повествующего. Следовательно, можно говорить о гомологии формы рассказа структуре жизненного опыта [6]. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о гомологии со структурой жизненного опыта, а не с «действительными событиями», описываемыми в рассказе. Но говорить о такой гомологии и соответственно об успехе нарративного интервью, как полагает Ф.Шюце, можно лишь в случае, если, во-первых, рассказчик повествует о событиях из своей (а не чужой) жизни; во-вторых, если он лишен возможности предварительно спланировать и подготовить свое повествование, т.е. если речь идет о рассказе-экспромте (Stegreiferzahlung). Начиная рассказывать о своем жизненном пути, человек подчиняется

 

36

 

Нарративное интервью в биографических исследованиях

 

динамике процесса повествования и в меньшей степени ориентирован на возможности самопрезентации, обусловленные актуальной ситуацией интервью.

Поскольку постулируется соответствие структуры жизненного опыта и структуры рассказа, принципиальное значение придается тому, как он строится и каковы имплицитные принципы и правила, позволяющие рассказчику делать его связным и понятным для слушателя. Правила, выделенные В.Кальмейером и Ф.Шюце [7], являются подгруппой структурных элементов коммуникации, известных в литературе как «идеализации» (А.Шюц), «постулаты» или «максимы» речевого общения (А.Грайс, Б.Лакофф), «базисные правила» (Г.Гарфинкель, А.Сикурел), и относятся в первую очередь к процессу повествования. Эти имплицитные правила или требования­ (имплицитные в том смысле, что рассказчик может не отдавать себе отчет, что он действует в соответствии с ними) Ф.Шюце называет цугцвангами (Zugzwange)1 и делает акцент на трех из них [8,с.571-573].

Целостность и законченность (Gestaltschliebung). Рассказчик чувствует необходимость заканчивать начатое повествование отдельных сюжетов и эпизодов своей жизни (доводить их до завершения) и делать понятной их взаимосвязь для слушателя. Поэтому все важные и существенные для жизненного опыта рассказчика события излагаются в их целостной взаимосвязи, а каждый конкретный эпизод получает законченный вид. Сгущение (Kondensierungszwang). Поскольку рассказчик понимает, что в его распоряжении ограниченное количество времени, он вынужден останавливаться только на тех обстоятельствах и событиях своей жизни, которые он считает наиболее значимыми и имеющими решающее значение. Необходимость селекции информации таким образом проявляется в тенденции со стороны повествующего сообщать слушателю наиболее релевантную для своего жизненного опыта информацию о событиях, связях и последствиях этих событий, другими словами информацию, отвечающую критерию существенности.

 

37

.

В.Ф.Журавлев

 

Детализация (Detailierungszwang). Необходимость детализации является частным аспектом требования целостности и законченности. Вводя новую тему или говоря о каком-либо частном событии (персоне, явлении, связи между событиями и т.д.), рассказчик чувствует необходимость уточнить и прояснить конкретные обстоятельства (временные, пространственные, каузальные), сопутствующие данному событию. Поэтому события, о которых говорится, излагаются в исторической последовательности и взаимообусловленности друг с другом и с жизненным опытом рассказчика.

Подчеркивание элемента обязательности в употребляемых терминах «цугцванг» и «требование» не должно вводить в заблуждение. Речь не идет о каком-то внешнем принуждении для респондента действовать в соответствии с некими предписаниями. Действенность нарративных правил (цугцвангов) проистекает скорее из самой логики нарративного жанра, т.е. из ориентации рассказчика на понимание со стороны слушателя. Следование этим имплицитным правилам является тенденцией, а не директивой, о чем свидетельствует обилие отступлений, пропусков, разрывов и неясностей в рассказах.­

Хотя форма рассказов, конституированная нарративными правилами, зависит от конкретной ситуации, внутри которой происходит повествование, по мнению Ф.Шюце, контекстуальные моменты вносят лишь поверхностные изменения в структуру излагаемых событий. Внутренний порядок рассказа-экспромта является относительно автономным, т.е. его структура не сводима к обстоятельствам, в которых он продуцируется [6,с.79]. Из этого соображения, а также из упомянутой выше гомологии следует, что именно форма рассказа гарантирует аутентичность воспроизведения жизненного опыта субъекта. Тем самым, как замечает в этой связи Х.Буде [3,с.331], рассказ получает по сравнению с другими вербальными формами воспроизведения субъективного опыта привилегированный статус.

Для этапа сбора данных в нарративном интервью главной задачей является «превращение» интервьюируемого в рассказчика. Для этого разработана специальная стратегия.

 

 

38

 

Нарративное интервью в биографических исследованиях

 

Стратегия проведения

биографического нарративного интервью

Биографическое нарративное интервью состоит из трех этапов.

1-й этап: начало интервью и основной рассказ. Исследователь кратко формулирует просьбу или общий вопрос («нарративный­ импульс»), цель которого — стимулировать респондента к биографическому повествованию. Нет никаких универсальных рецептов относительно того, каким должен быть этот «импульс». Единственное ограничивающее условие — просьба или вопрос не должны затрагивать приватных или неприятных для респондента тем. Х.Херманс приводит следующий пример «нарративного импульса»: «Я хотел бы попросить Вас рассказать историю Вашей жизни. Лучше всего, если Вы начнете с момента Вашего рождения, с того времени, когда Вы были ребенком, и расскажете затем обо всем, что с Вами происходило вплоть до настоящего времени. Вы можете говорить даже о деталях, так как меня интересует все, что важно для Вас самого» [9,с.183].

После того, как респондент «ввязался» в рассказ, функция интервьюера сводится к роли слушателя и стимулированию продолжения повествования кивками головы и обычными для заинтересованного слушателя репликами: «Хм-хм», «Что было дальше?» и т.д. Пассивная роль интервьюера позволяет рассказчику в наибольшей степени сконцентрироваться на своем жизненном опыте. В случае, если респондент заканчивает повествование, говоря: «Вот это, пожалуй, все…», или другим подобным способом дает понять, что он закончил, интервьюер должен попытаться задать новый вопрос или сформулировать новую просьбу. Последние не должны ставить респондента перед необходимостью аргументации и оценки описанных событий. Их цель — стимулировать рассказ о периодах жизни, которые либо были недостаточно освещены, либо вообще остались не затронутыми.

Кроме этого на первом этапе интервьюеру следует внимательно следить за ходом повествования и запоминать: последовательность событий, имена вводимых персонажей, временные, факти-

 

39

.

В.Ф.Журавлев

 

ческие и логические несоответствия, пропуски и обрывы в повествовании — с тем, чтобы использовать эти моменты во второй фазе интервью.

2-й этап: «фаза нарративных расспросов«. Респонденту задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании. Опять речь не идет об оценках и аргументации. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных для него­ мест и предлагает интервьюируемому дополнить или прояснить их.

3-й этап: заключительная часть. Респондент получает слово как «теоретик», развивая аргументацию, давая оценки и объяснения по поводу событий своей жизни. Таким «теоретическим» резюме интервью завершается. После проведения серии нарративных интервью исследователь приступает к обработке и интерпретации полученного материала. Поскольку все интервью обязательно записываются на аудиопленку, этапы сбора и обработки данных опосредуются процедурой транскрибирования (расшифровки) записей.

Анализ текстов нарративных интервью

Процедура анализа данных биографических нарративных интервью включает шесть этапов или шагов [2,с.95-97]. Исходная предпосылка анализа состоит в том, что собственно нарративным (непосредственно повествующим о событиях) и ненарративным (содержащим аргументацию, описания, оценки и т.д.) фрагментам придается различное значение. Чисто нарративная структура повествования рассматривается как ситуационно независимая и конститутивная для самоидентичности рассказчика. Это разделение положено в основу процесса анализа.

1-й шаг: формальный анализ текста. Он заключается в удалении из первоначального текста всех ненарративных пассажей и фрагментов и разбивке «очищенного» текста на формально последовательные части. Под формальными частями подразумеваются куски цельного рассказа, в которых говорится о событиях, имевших свое начало, длившихся некоторое время и завершившихся.

 

40

 

Нарративное интервью в биографических исследованиях

 

2-й шаг: содержательное структурное описание самостоятельных, не пересекающихся во времени этапов жизненного пути. Выделяются высшие точки ситуаций, коллизий, драматические поворотные пункты или постепенные изменения. Результатом структурного описания являются суждения по поводу отдельных биографических этапов.

3-й шаг: «аналитическая абстракция». Результаты структурного описания (суждения по поводу отдельных этапов жизненного пути) отделяются от специфики и конкретики этих этапов, и на основании сравнения таких абстрагированных суждений вырабатывается общая для отдельной биографии «формула», в которой выражена доминирующая структура биографических процессов и жизненного опыта.

4-й шаг: «анализ знаний» (Wissensanalyse). К анализу привлекаются прежде отсеченные ненарративные фрагменты, содержащиеся как в самом повествовании, так и в заключительной «теоретической» фазе интервью. Эксплицируются и систематически анализируются выполняемые ими функции: ориентации, оправдания, вытеснения и т.д. Не зная событийного ряда, было бы невозможно определить значение, которое имеют те или иные высказывания, являющиеся продуктом «теоретической» деятельности индивида. Все четыре упомянутые выше этапа анализа осуществляются внутри каждой отдельной биографии. Только с пятого шага интерпретации начинается сравнительный анализ различных биографий.

5-й шаг: сравнительный анализ с использованием стратегий «минимального» и «максимального» контраста. Согласно первой у разных индивидов прежде всего выделяются совпадения, сходства и соответствия структур биографических процессов. Стратегия максимального контраста нацелена на поиск тех общих характеристик, которые объединяют на очень абстрактном и чисто формальном уровне различные по содержанию биографические эпизоды. Реализация последней стратегии приводит к образованию (или расширению) системы категорий, описывающих базовые характеристики биографических процессов и структур. К числу этих категорий относятся, например: биографический проект, биографическая траектория,

 

41

.

В.Ф.Журавлев

 

трансформация биографической траектории, биографический потенциал и пр.

6-й шаг: построение теоретической модели.  Она дает ответ на главный вопрос исследований, например о том, какие наиболее типичные биографические процессы характерны для людей, становящихся бездомными или пациентами психиатрических клиник.­

Ввиду ограниченного объема статьи, мы не имеем возможности подробно остановиться на критике методологии нарративного­ интервью (см., например, [3,10,11]). Отметим лишь, что такую критику можно разделить на «внешнюю», в которой подвергаются­ сомнению сами предпосылки нарративного подхода, и на «внутреннюю», разделяющую исходные предпосылки, но нацеленную на частные аспекты использования стратегии биографического нарративного интервью, в том числе на такую интересную на наш взгляд, проблему, как культурная (в широко смысле слова) обусловленность нарративной компетентности [2,с.102].

Примечания



1 Мы считаем возможным употребить кальку с немецкого Zugzwang, поскольку в таком виде она существует и в русском языке. В шахматной терминологии цугцванг означает положение, в котором один из игроков вынужден сделать очередной (как правило, невыгодный для себя) ход.

Литература

1. 1. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.

2. 2. Bonsack R. Rekonstruktive Sozialforschung. Opladen, 1991.

3. 3. Bude H. Der Sozialforscher als Narrationsanimateuer // Kollner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1985. Jg.37. N 2.

[42]

4. 4. Riemann G. Das Fremdwerden der eigenen Biographie. Narrative Interviews mit psychiatrischen Patienten. Munchen, 1987.

5. 5. Schutze F. Kollektive Verlaufskurve oder kollektiver Wandlungsprozeb — Dimensionen des Vergleichs von Kriegserfahrungen amerikanischer und deutscher Soldaten. Kassel, 1989.

6. 6. Schutze F. Kognitive Figuren des autobiographischen Stegreiferzahlens // Biographie und soziale Wirklichkeit. Stuttgart, 1984.

7. 7. Kallmeyer W., Schutze F. Konversаtionsanalyse // Studium Linguistik. 1976. N 1.

8. 8. Schutze F. Narrative Reprasentation kollektiver Schicksalbetroffenheit // Erzahlforschung: Ein Symposium. Stuttgart, 1982.

9. 9. Hermanns H. Narrative Interview // Handbuch Qualitative Sozialforschung. Munchen, 1991.

10. 10. Buchmann M., Gurny R. Wenn Subjektivitat zu Subjektivismus wird… // Kollner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1984. Jg.36. N 4.

11. 11. Matthes J. Zur Transkulturellen Relativitat erzahlanalytischer Verfahren in der empirischen Sozialforschung // Kollner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1985. Jg.37. N 2.

[43]

 

smolsoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *