Бюрократия это в социологии – CGI script error

Социология бюрократии

Основы изучения бюрократии как социального явления

Бюрократия выступает в качестве отдельной социально-профессиональной группы, которая обладает рядом специализированных знаний и подготовкой. Она осуществляет свою деятельность в системе современного общества, выраженную в отдельной функции – функции управления.

По своей природе очень многие современные организации, будь то социальные, политические или экономические, обладают бюрократическими чертами. Именно бюрократия занимает управленческие должности в аппарате государственной исполнительной власти, а также в ряде предприятий и учреждений как государственного, так и частного секторов экономики.

Замечание 1

Согласно социологическому словарю, бюрократия – это особый вид организации, который основан на безличных письменных инструкциях. Данные инструкции представлены четкой иерархией должностей: если человек пропустит одну из ступеней, то не сможет перейти к следующему этапу своей деятельности.

Впервые понятие «бюрократия» было использовано социологом и экономистом Максом Вебером, который довольно глубоко изучил его и описал основные принципы и признаки.

Согласно Максу Веберу и его теории бюрократии, разработки автора могут послужить настоящей теоретической основой для исследования организационного устройства, а также для формирования в дальнейшем дисциплины «социология бюрократии». В буквальном смысле Вебер определил бюрократию как управление должностными лицами на уровне отдельной организации. В целом, анализируя это понятие, социолог в большей степени опирается на теорию власти, господства и легитимности власти.

Идеальная бюрократия по Веберу включает в себя сразу несколько основных элементов:

  • Во-первых, наличие господства одних категорий населения над другими категориями. Основа господства – письменные инструкции, без которых практически невозможно действие в иерархии бюрократических структур;
  • Во-вторых, регулярное восполнение бюрократической организации совершенно новыми кадрами. Основа данного действия – квалификация: каждый человек должен обладать значительными навыками и знаниями в своей профессии, чтобы продержаться на должности, не быть уволенным и иметь доступ к благам и привилегиям организации;
  • В-третьих, наличие обезличенных ведомств. Они отделены от общего числа служащих, а также от частной жизни и от частной собственности. Такая автономия не несет им никакой пользы, поэтому большая часть людей стремятся попасть в господствующие категории и избежать подобного «обезличивания».

Социология бюрократии

Как социальное явление, а также как объект социологических исследований бюрократия рассматривается в качестве одного из следствий процесса рационализации, правящего в современном обществе.

Замечание 2

С социологической точки зрения, бюрократия имеет две стороны. С одной стороны, она рациональная и достаточно эффективна в современной иерархии ведомств, но с другой стороны она также может стать угрозой дегуманизации демократии и личностной свободе, за которую борются в современном мире.

Как тип социальной организации, бюрократия неизбежна, даже в тех случаях государственного устройства, где она по сути невозможна (например, при социализме). Исследуя феномен бюрократии, многие авторы рассматривают ее в неразрывной связи с теорией государства. Тем не менее, многие до сих пор склоняются к мнению о том, что она скорее несет паразитирующий результат, который выгоден правящему классу.

Бюрократическая концепция подчинена также некоторым принципам, которые делают ее обоснованной и довольно специализированной. Во-первых, она отличается иерархическим построением организации (наличие высшего, среднего и низшего слоев). Во-вторых, иерархия приказа, которая построена на легальной власти. Каждый руководитель имеет право использовать свою власть над подчиненными для достижения какой-либо цели. Очень важно, чтобы эта цель, в первую очередь, была во благо всего учреждения, а уже затем удовлетворяла потребности самого руководителя.

В социологии бюрократии делается акцент на исследовании принципов подчинения нижестоящих работников вышестоящим. При этом руководитель несет ответственность не только за собственные решения, действия и поведение, но и за своих подчиненных. В данном случае рассматриваются особенности личности руководителя, его мотивация, стремление к развитию и работа во благо чего-то большего.

Очень важна специализация, а также разделение труда в соответствии с функциями и обязанностями. Поэтому в крупных организациях существуют отделы, каждый из которых направлен на работу в соответствии со своей спецификой. Между ними происходит постоянная коммуникация, что позволяет регулировать процессы в каждом отделе, работать слаженно и синхронно. Опять же, данная ответственность ложится на плечи руководства, поскольку именно оно ставит перед работниками цели, обрисовывает задачи и дальнейшие перспективы.

Социология также делает акцент на функциях бюрократии. Сюда относятся следующие:

  • Обеспечение максимальной защиты интересов правящей элиты, а также соответствующего социального, экономического и политического строя;
  • Создание благоприятных условий и предоставление возможностей для самореализации и развития представителям элитных групп и подразделений. Сюда же относятся представители массы, которые отличились эффективностью своей деятельности;
  • Согласование деятельности субъектов власти посредством формализованных процедур права в системе государственной политики;
  • Согласование интересов, противоречащих друг другу, или даже конкурирующих друг с другом посредством правовых основ, законодательных актов;
  • Компетентное и профессиональное управление на каждом уровне организации;
  • Сбор, обработка, сохранение и передача информации для того, чтобы принимать наиболее важные властные решения структурами государства. Сюда же относится информация, которая может тем или иным образом контролировать эффективность принятых решений на различных уровнях.

spravochnick.ru

Бюрократия как тип социальной организации - Социология

Все современные формальные социальные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. Слово «бюрократия» было введено в 1745 году де Турне. Он добавил к слову «бюро», что означало как учреждение, так и письменный стол, часть, происходящую от греческого глагола «управлять». «Бюрократия», таким образом, означает власть чиновников.

Вначале это слово применялось только по отношению к правительственным учреждениям, но постепенно его значение расширилось и теперь применяется к любым большим организациям.

С самого начала это понятие и его изобретателем, и другими употреблялось в уничижительном смысле. Де Турне говорил о нарастающей силе чиновников как о «болезни под названием бюромания». Французский писатель Оноре де Бальзак говорил о бюрократии как о «гигантской власти, управляемой пигмеями». Такой взгляд сохранился и до нашего времени. Бюрократия часто ассоциируется с волокитой, неэффективностью и расточительностью.

Современная наука считает, что бюрократия является наиболее эффективной формой социальной организации, которую выработало человечество. Впервые научный анализ бюрократии осуществил немецкий социолог М. Вебер. Согласно Веберу, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти — это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Однако Вебер считает, что бюрократии присущи некоторые крупные недостатки, оказывающие серьезное влияние на природу нынешней общественной жизни. 

Бюрократия —  высшая точка длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы социального управления, предпочтя им бюрократическое.

Чиновники впервые появились не в Европе, а в Китае. Уже в VII в. в Китае была сделана попытка отдать управление на откуп профессионально подготовленным чиновникам. Но в Китае были сильны сословные механизмы, затруднена вертикальная мобильность, главными оставались феодальные привилегии и правила родства.

Одним из основных типов бюрократии в традиционном обществе была армия. В капиталистической Европе категория «привилегия» заменяется категорией «компетентность», поклонение и преданность личности правителя — служебной дисциплиной и корпоративным духом.

Вебер создает идеальный тип бюрократии. Идеальный тип — это абстрактное описание, в котором усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.

Основные характеристики бюрократии идеального типа

 1. Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует «цепочка управления» от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.

2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. Это не означает, что бюрократические обязанности являются рутинным делом на всех уровнях управления. Чем выше пост, тем большее число случаев должны охватывать соответствующие правила, и тем больше гибкости требуется при их интерпретации.

3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает связанную с ним четко определенную и фиксированную заработную плату. От индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. Продвижение может происходить на основе способностей, срока службы или сочетания того и другого.

4. Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. «Частная жизнь» должностного лица отличается от его деятельности на рабочем месте, а также физически отделена от места работы.

5. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. С развитием бюрократии работники отделяются от контроля над средствами производства. В традиционных общинах фермеры и ремесленники обычно имели возможность управлять процессами производства и владели используемыми в производстве инструментами и инвентарем. В бюрократиях должностные лица не владеют теми офисами, в которых они работают, конторскими столами, за которыми сидят, или офисным оборудованием, которое используют.

По мнению Вебера, современная бюрократия является высокоэффективным способом организации больших объединений людей.

Причины эффективности бюрократии:

1. Бюрократические процедуры могут ограничивать инициативу, но они при этом обеспечивают принятие решений согласно общему критерию, а не по личному произволу и капризу.

2. Подготовка должностных лиц для того, чтобы они стали специалистами в той области, к которой относятся их служебные обязанности, отсекает «талантливых любителей», но обеспечивает должный уровень общей компетентности.

3. То, что на официальных должностях требуется занятость в течение полного рабочего дня и предоставляется должностной оклад, уменьшает, хотя и не устраняет полностью, возможность коррупции. Традиционные системы власти в значительной степени основывались на том, что мы называем сегодня «практикой коррупции». Чиновники использовали свое положение, например, чтобы облагать данью тех, кем они управляли, и присваивать большую часть денег себе.

4. Оценка деятельности путем проверок или других открытых средств снижает, хотя и не устраняет полностью, возможность получения должностей на основе личных привязанностей или родственных связей.

Воплощение бюрократии — государственный аппарат управления. Основной закон государственной бюрократии состоит в четком и безошибочном функционировании, направленном на максимальную эффективность.

Достигается это при следующих условиях:

1)                       организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости;

2) работники могут быть взаимозаменимы, поэтому каждый должен выполнять только свою задачу;

3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования;

4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности во взаимоотношениях.

Главное в рациональном устройстве — не вера в харизму (божественный дар) начальника или личная зависимость от него, а распределение задач организации среди различных позиций как официальных обязанностей.

Современная Россия еще долго будет преодолевать пережитки «социалистической» организации общества. М. Вебер утверждал, что социализм в гораздо большей мере, чем рыночный капитализм, требует бюрократии. Для этого имеется несколько причин, во-первых, наличие централизованного политического контроля над «бюджетной» экономикой, во-вторых, иерархической структурой пропитаны не отдельные клеточки, а весь организм общества.

Государство — основной поставщик бюрократии — пронизывает при социализме сначала институт собственности (огосударствление собственности), а затем производство и социальную жизнь. Государственное распределение ресурсов и продуктов труда ведет к нарастанию иррациональности в управлении. Негативное влияние оказывают уравнительные тенденции в общественной психологии. В таких условиях бюрократия из института рационального управления, технического инструмента эффективного руководства превращается в господствующую силу — «монократическую бюрократию».

Вебер полагал, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она будет справляться с задачами, для решения которых была создана. Он часто сравнивал бюрократии со сложными механизмами. Тем не менее, он признавал, что бюрократия порождает проблему «канцелярщины», и допускал, что многие бюрократические процедуры утомительны и дают мало возможностей для применения творческих способностей. Бюрократическая рутина и власть чиновников в нашей жизни становятся ценой, которую мы платим за техническую эффективность бюрократических организаций.

При анализе бюрократии Вебер основное внимание уделял формальным отношениям внутри организации. Чем более бюрократизирована социальная организация, тем более определенными и детализированными являются ее задачи. Он ничего не говорил относительно неформальных связей и отношений внутри малых групп, существующих во всех организациях.

Роль и значение неформальных отношений в рамках бюрократической социальной организации исследовал П. Блау.

Он пришел к выводу, что в бюрократиях неформальные способы деятельности зачастую являются основным средством, благодаря которому достигается определенная степень гибкости. В бюрократических социальных организациях формируются неформальные группы, вырабатываются неформальные процедуры, допускающие гораздо больше инициативы и ответственности, чем предусмотрено формальными правилами, принятыми в бюрократических организациях. Неформальные сети отношений могут развиваться на всех уровнях организации.

Личные связи и взаимоотношения могут играть гораздо большую роль в реальной структуре власти, чем те формальные ситуации, в которых, как считается, принимаются решения. Люди остаются людьми, даже занимая самые подчас ответственные формальные должности. Они не могут отказаться от естественных чувств, эмоций, симпатий, антипатий. Поэтому руководитель формальной бюрократической организации должен стремиться изучать сеть неформальных отношений, складывающихся в подведомственной ему бюрократической организации, чтобы по возможности уменьшать их негативное воздействие и использовать позитивные возможности в деятельности бюрократической организации.

Наиболее распространенными в рамках бюрократической организации являются:

неформальные группы совместного проведения досуга,

неформальные карьерные группы и

неформальные коррупционные группы.

Опасность для деятельность бюрократической организации может представлять любая из них. Вместе с тем, их можно и использовать в интересах бюрократической организации.

Распределение власти в бюрократических организациях исследовал Роберт Михельс.

Большая организация подобна пирамиде, в основании которой находится большинство, обладающее незначительной властью. Власть, как правило, концентрируется на вершине. Р. Михельс использовал это наблюдение и вывел то, что он назвал «железным законом олигархии».

Олигархия означает власть немногих. Чем больше организация и чем выше степень ее бюрократизации, тем больше власти сосредотачивается в руках небольшого числа людей, занимающих высшие посты. Власть немногих — просто неизбежный аспект бюрократической природы больших организаций. Основной источник напряженности в современном обществе связан с противоречием между стремлением к бюрократии, с одной стороны, и развитием демократии — с другой. Массовая демократия может существовать только при наличии регулярных процедур голосования и хорошо развитых партийных организаций, они же, в свою очередь, приводят к появлению бюрократии, так как для руководства партиями требуются занятые полный рабочий день функционеры.

Считается, что демократия способствует массовому участию в политической деятельности; однако само существование демократических партий приводит к появлению больших бюрократических партийных машин, которыми руководят небольшие группы лидеров. Те, кто находится на нижнем и среднем уровнях, не могут оказывать значительное влияние на общую политику, которая вырабатывается наверху

С другой стороны, из-за присущей бюрократии специализации, связанной с компетентностью в конкретном вопросе, люди, находящиеся на верхушке бюрократической иерархии, зачастую теряют контроль над многими административными решениями, которые принимаются на нижних этажах иерархии. Работники, занимающие подчиненное положение, всегда могут в той или иной степени управлять своими начальниками.

Современная социология выяснила, что экономические успехи Японии являются следствием особенных характеристик крупных японских корпораций, которые существенно отличаются от большинства западных фирм.

Для японских компаний не характерны черты, которые Вебер связал с бюрократией.

1. В крупных японских корпорациях нет пирамидальной структуры власти, когда каждый уровень несет ответственность только перед вышестоящим. В японских фирмах с рабочими, занимающими невысокое положение в организации, консультируются относительно политики, проводимой управляющими, и даже руководители высших рангов регулярно встречаются с рабочими. Японцы называют такую систему принятием решений по принципу «снизу вверх».

2. В японских организациях служащие обладают гораздо меньшей степенью специализации, чем их коллеги на Западе. Продвижение по службе происходит не по вертикальному, а по «спиралевидному» вектору, т.е. каждое повышение в должности сопровождается переводом в другое подразделение.

3. В крупных японских корпорациях принята пожизненная занятость — сотрудникам гарантируется работа. Заработная плата и ответственность зависят от старшинства, от того, сколько лет сотрудник проработал в фирме, а не от конкурентной борьбы за продвижение по службе. На всех уровнях корпорации служащие объединены в небольшие «команды», или рабочие группы. При этом оценивается эффективность работы всей группы, а не отдельных ее членов. В отличие от их аналогов на Западе, в Японии на схемах, отражающих структуру власти в организации, изображаются только группы, а не отдельные должности.

4. В японских корпорациях отсутствует четкое различие между работой человека в организации и его деятельностью за ее пределами. В большинстве западных корпораций отношения между фирмой и служащим носят большей частью экономический характер. Напротив, в японских корпорациях проявляется забота о многих сторонах жизни служащих, поэтому корпорации ожидают от своих сотрудников большей лояльности. Японские служащие часто носят униформу компании не на работе. Каждое утро они собираются вместе, чтобы спеть гимн компании, и регулярно участвуют в мероприятиях по проведению досуга, организуемых корпорацией по выходным дням. Работники получают различные материальные вознаграждения и помимо своей заработной платы. Компания предоставляет кредиты для обучения детей и оказывает материальную помощь в случае свадеб и похорон.

Современная социология выявила основные факторы, влияющие на организации в современном мире:

1.Квалификация специалистов

2.Информационные технологии

3.Физическая среда организаций

4.Надзор и дисциплина в организациях.

1.Современные бюрократические организации все более нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Специалисты, работающие в крупных организациях, не вполне вписываются в иерархию власти. Они обычно обладают большей независимостью, чем те, кто работает на нижних и средних уровнях иерархии. В значительной степени они находятся вне бюрократической иерархии. Поскольку организациям все чаще приходится основываться на специальных знаниях и навыках, иерархические системы бюрократического типа испытывают все большее напряжение.

2. Существует устойчивая тенденция к тому, чтобы переложить многие задачи, решаемые в учреждениях, на электронику. Текстовые редакторы, компьютерные сети, факсимильная связь и другие электронные системы уже в значительной степени изменили природу управленческого труда. С исчезновением большей части рутинных процессов крупные организации будут уменьшаться в размерах, что породит тенденцию к меньшим по размеру, более гибким типам предпринимательства. Организации могут стать гораздо более децентрализованными, чем в настоящее время. Значительная часть управленческой работы может проводиться вне помещений организации с помощью компьютерных терминалов, связанных друг с другом посредством систем телекоммуникации.

3. Многие современные организации на Западе функционируют в специально созданных физических условиях. Здания, в которых расположены организации, обладают специфическими особенностями, связанными с их деятельностью; однако имеются и общие архитектурные черты. Здания крупных фирм нередко образуют иерархию в физическом пространстве; чем выше положение человека в структуре власти, тем ближе его кабинет к вершине небоскреба. «География» организации влияет на ее деятельность и иными способами, особенно в тех случаях, когда функционирование системы существенно зависит от неформальных связей. Расположение по соседству, например, с местами проживания части сотрудников, местами торговли и отдыха способствует образованию неформальных групп, тогда как физическая удаленность от этих мест не способствует их образованию.

4. Из-за монотонного, повторяющегося характера некоторых производственных процессов, например, при работе на сборочной линии, для поддержания рабочего ритма необходимо постоянное наблюдение. Насколько деятельность подчиненных становится видимой их начальникам, определяет, могут ли они легко стать объектом того, что называют надзором. Надзор подразумевает наблюдение за деятельностью в организации. В современных организациях каждый, даже занимающий относительно высокое положение, является объектом надзора; но чем более низкое положение человек занимает в иерархии власти, тем строже наблюдение за его деятельностью.

Надзор в организациях принимает две формы:

прямое наблюдение старших за работой подчиненных и

ведение личных дел, досье и послужных списков работников.

Дисциплина — координированное регулирование поведения людей в организации. Сотрудники должны отработать определенное число часов каждый день. Дисциплина поддерживается как физическими условиями в организациях, так и строгой очередностью действий, обеспечиваемой подробными расписаниями.

socialworkstud.ru

Краткий словарь по социологии - бюрократия

Бюрократия

бюрократия

— организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

См. в других словарях

1.

  правление и/или социальная группа  чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления). ...

Социологический словарь

2.

  (bureaucracy) — 1. Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между "ведомством" и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. Понятие впервые было систематически определено Вебером (см. Идеальный тип), заложившим основу множества социологических исследований современных крупных организаций. 2. (Буквально) управление должностными лицами. Следовательно, бюрократы или "бюрократия" обозначают лиц, которые проводят в жизнь правила или фактически "правят". Использование термина в данном значении восходит к французским физиократам 18-го столетия и было принято скорее в политической теории, чем в социологии (Олброу, 1970). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, "бюрократизма" и процедур, съедающих время. Идея о том, что бюрократия — синоним неэффективности, часто упоминается в повседневном языке, а также в критике идеального типа "рациональной бюрократии" Вебера. Вебер анализирует бюрократию в рамках теории власти, господства и легитимности (см. Легитимный...

Большой толковый социологический словарь

3.

  (фр. bureaucratie, буквально господство канцелярии, от фр. bureau бюро, канцелярия и греч.: kratos сила, власть, господство) способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность. Бюрократическая рационализация управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером , выделившим признаки идеального...

Социологическая энциклопедия

4.

  организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Система аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. ...

Краткий социологический словарь

5.

  организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. ...

Словарь ключевых социологических терминов

6.

  (от франц. bureau канцелярия и греч. kratos власть, господство, сила) одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся об-ве, важный элемент механизма интеграции и соц. регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности профессионализирующихся в управлении лиц. Сущностная характеристика Б. состоит в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновничества, стремящегося избежать или ослабить демократич. контроль за своей деятельностью. Этот процесс проявляется в трансформации объективно необходимых для нормального функционирования механизма соц. управления инструментальных функций аппарата в целеполагающие и превращении аппарата в самодовлеющую силу об-ва. Б. сложное соц. явление. Оно может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных планах. Прежде всего как разновидность организации публичной власти в условиях развитой соц. дифференциации об-ва, т. е. система соц. управления, отчужденная от управляемых и стоящая над ними. Структуры публичной власти формируются в историч. длительном процессе обществ. разделения труда, приводящего к образованию новой его...

Российская социологическая энциклопедия

7.

  – особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории бюрократия введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип  рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями: 1. строго иерархическая структура; 2. формальное статусное подчинение; 3. управление по формальным, безличным правилам; 4. эмоциональная нейтральность  отношений. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает...

Глоссарий по социологии

8.

  англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система управления, в к-рой решающую роль выполняет бюрократический аппарат. 2. По М. Веберу тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений;  отделение административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализм, канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита.   ...

Большой словарь по социологии

9.

  – организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом. ...

Социология глоссарий к книге

10.

  (BUREAUCRACY) Особая система управления. Исторически связана с осуществлением исполнительной власти правительством и государственными чиновниками, однако социологи обнаруживают эту форму управления и в рамках организаций, преследующих более широкие цели. Использование «бюрократии» в качестве специального социологического термина связано с именем М. Вебера, который дал ему точное определение, утверждая, что бюрократия — это наилучшая форма управления для рационального или эффективного достижения организационных целей. Веберовский идеальный тип  бюрократии включает в себя следующие элементы: (1) высокую степень специализации, четко выраженное разделение труда  и распределение задач в качестве официальных обязанностей; (2) иерархическую структуру авторитета при четко очерченных областях распоряжения и ответственности; (3) установление формального набора правил для управления действиями организации; (4) письменную документацию в качестве основы администрирования; (5) обезличенность отношений как между членами организации, так и между организацией и ее клиентами; (6) отбор персонала на основе способностей и...

Большой социологический словарь

11.

  социальная структура,  состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип  рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективностью управления. ...

Социология права словарь специальных терминов

12.

  – организационная модель, рационально выстроенная для эффективного выполнения задач. ...

Словарь справочник по социальной работе

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Большой словарь по социологии - бюрократия

Бюрократия

бюрократия

англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система управления, в к-рой решающую роль выполняет бюрократический аппарат. 2. По М. Веберу тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений;  отделение административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализм, канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита.  

См. в других словарях

1.

  – особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории бюрократия введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип  рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями: 1. строго иерархическая структура; 2. формальное статусное подчинение; 3. управление по формальным, безличным правилам; 4. эмоциональная нейтральность  отношений. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает...

Глоссарий по социологии

2.

  (от франц. bureau канцелярия и греч. kratos власть, господство, сила) одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся об-ве, важный элемент механизма интеграции и соц. регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности профессионализирующихся в управлении лиц. Сущностная характеристика Б. состоит в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновничества, стремящегося избежать или ослабить демократич. контроль за своей деятельностью. Этот процесс проявляется в трансформации объективно необходимых для нормального функционирования механизма соц. управления инструментальных функций аппарата в целеполагающие и превращении аппарата в самодовлеющую силу об-ва. Б. сложное соц. явление. Оно может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных планах. Прежде всего как разновидность организации публичной власти в условиях развитой соц. дифференциации об-ва, т. е. система соц. управления, отчужденная от управляемых и стоящая над ними. Структуры публичной власти формируются в историч. длительном процессе обществ. разделения труда, приводящего к образованию новой его...

Российская социологическая энциклопедия

3.

  организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. ...

Словарь ключевых социологических терминов

4.

  организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Система аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. ...

Краткий социологический словарь

5.

  (фр. bureaucratie, буквально господство канцелярии, от фр. bureau бюро, канцелярия и греч.: kratos сила, власть, господство) способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность. Бюрократическая рационализация управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером , выделившим признаки идеального...

Социологическая энциклопедия

6.

  (bureaucracy) — 1. Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между "ведомством" и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. Понятие впервые было систематически определено Вебером (см. Идеальный тип), заложившим основу множества социологических исследований современных крупных организаций. 2. (Буквально) управление должностными лицами. Следовательно, бюрократы или "бюрократия" обозначают лиц, которые проводят в жизнь правила или фактически "правят". Использование термина в данном значении восходит к французским физиократам 18-го столетия и было принято скорее в политической теории, чем в социологии (Олброу, 1970). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, "бюрократизма" и процедур, съедающих время. Идея о том, что бюрократия — синоним неэффективности, часто упоминается в повседневном языке, а также в критике идеального типа "рациональной бюрократии" Вебера. Вебер анализирует бюрократию в рамках теории власти, господства и легитимности (см. Легитимный...

Большой толковый социологический словарь

7.

  правление и/или социальная группа  чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления). ...

Социологический словарь

8.

  — организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. ...

Краткий словарь по социологии

9.

  – организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом. ...

Социология глоссарий к книге

10.

  (BUREAUCRACY) Особая система управления. Исторически связана с осуществлением исполнительной власти правительством и государственными чиновниками, однако социологи обнаруживают эту форму управления и в рамках организаций, преследующих более широкие цели. Использование «бюрократии» в качестве специального социологического термина связано с именем М. Вебера, который дал ему точное определение, утверждая, что бюрократия — это наилучшая форма управления для рационального или эффективного достижения организационных целей. Веберовский идеальный тип  бюрократии включает в себя следующие элементы: (1) высокую степень специализации, четко выраженное разделение труда  и распределение задач в качестве официальных обязанностей; (2) иерархическую структуру авторитета при четко очерченных областях распоряжения и ответственности; (3) установление формального набора правил для управления действиями организации; (4) письменную документацию в качестве основы администрирования; (5) обезличенность отношений как между членами организации, так и между организацией и ее клиентами; (6) отбор персонала на основе способностей и...

Большой социологический словарь

11.

  социальная структура,  состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип  рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективностью управления. ...

Социология права словарь специальных терминов

12.

  – организационная модель, рационально выстроенная для эффективного выполнения задач. ...

Словарь справочник по социальной работе

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *