Определение цели и задач социального проекта — МегаЛекции
Подготовка социального проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Изучить социальную ситуацию в местном сообществе | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе |
2. | Составить подробный отчет о проведенном исследовании | Систематизированные материалы отчета |
3. | Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала | Конкретные выводы по изменению ситуации |
1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей его цели, задачи, гипотезы, а также текста анкеты. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то устанавливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие организационные вопросы.
2. Сбор первичной социологической информации.Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др. Массив этой информации зависит от масштаба проводимого исследования.
3. Обработка материала.Полученный материал обрабатывается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследования. Если предполагается ручная обработка полученных материалов, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки материалов будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные — с помощью которых информация кодируется для ввода в компьютерную программу или базу данных.
4. Анализ данных и оформление выводов.После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, докладной записки в соответствующее ведомство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное — практические действия, которые вытекают из проведенного исследования. Это и есть социальный проект, реализуемый Молодежным Клубом «Новая цивилизация».
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, то есть материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего.
Таким образом, первый шаг позволит вам изучить состояние местного сообщества и приступить к формулировке социальной проблемы, которая может стать объектом вашего пристального внимания и практический действий.
Формулировка актуальной социальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие Молодежный Клуб «Новая цивилизация» | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) |
2. | Определить причины существования данной социальной проблемы | Перечень причин появления проблемы |
а) важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села), с точки зрения жителей, т.е. по результатам социологического опроса;
б) масштабность данной проблемы, т.е. ответ на вопрос «Какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы?»;
в) возможность практической решения проблемы силами вашей общественной организации.
Изучение возможностей молодежной организации.
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Изучить возможности молодежной организации, регионального Клуба «Новая цивилизация» | Представление о возможностях организации, Молодежного Клуба в реализации социального проекта | |
Изучить возможности своей команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта | Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект. |
Определение цели и задач социального проекта
Цель — это мечта, которая должна
осуществиться к точно определенному сроку.
П. Рутт, психолог
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. | Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. | |
Сформулировать основную цель социального проекта | Четкая формулировка цели проекта. | |
В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.
Обычно каждой задаче соответствует 1-2 крупных мероприятиях плана социального проекта.
Составление плана работы
Только тот, кто планирует, и может организовать.
Аксиома менеджмента
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ — план работы | |
Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана | |
Определить ответственных за каждый пункт плана | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана | |
Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения. |
Примерная схема план работы
№ | Что сделать? | Когда? | Кто отвечает? | Что нужно? |
1. | ||||
2. |
и т.д.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Социальное проектирование
Социальный проект:
Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности вашего молодежного общественного объединения;
Это воплощение любой Вашей идеи в реальность;
Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов;
Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников;
Это решение социально – значимых проблем местного сообщества;
Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации;
Умение разрабатывать социальный проект делает работу вашей организации более качественной.
Из чего состоит социальный проект?
Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу,
считайте, что Вы на пути к Успеху!
Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.
Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корени – это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой четкую цель, — задаем направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов(крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. В социальном проектировании этот процесс называется социальный эффект. Учитывая наш пример, можно выдвинуть утверждение:
Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования деятельности молодежного общественного объединения.
Пример логической таблицы для составления проекта.
Вопросы для заполнения.
Компоненты проекта | Объективные свидетельства (данные, показатели, обснования) | Внешние условия (факторы ,предпосылки, допущения) |
Постановка проблемы 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы -приоритетная задача?
| Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?
|
|
Цель 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы? 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? | 1. Каковы средства проверки достижения цели проекта? 2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели ? 3. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? | 1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)? |
Задачи – Ожидаемые результаты 1. каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта ? 2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? 3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?
| 4. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена? 5. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 6. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?
| 2. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; Достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач;
|
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта) 1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта? 2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов? 3. Насколько экономически эффективны используемые методы? | 7. Почему выбраны именно эти методы ? 8. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов? 9. Из какого набора методов был сделан выбор? 10.Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта? | 3. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов. |
Ресурсы 1. Какие ресурсы – кадры, оборудывание, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? 2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)? | 11.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?
| 4. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов) 5. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта? |
Результат – эффект 1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи срешаемой в рамках проекта проблемой? |
|
|
Теперь мы рассмотрим каждый пункт еще более подробно.
Постановка проблемы.
Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
studfiles.net
понятие, цель, предмет и объект
Теоретические основы социального проектирования (1,4,6,8,10)
Вопросы:
Социальное проектирование: понятие, цель, предмет и объект.
Условия социального проектирования.
Концепции социально-проектной работы.
Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия или системы действий, направленных на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Основная цель социального проектирования – создание социальных проектов.
Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности – как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т.д., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.
Объект – это то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом социального проектирования является в целом социальная среда, а также отдельные системы, процессы, организация социальных связей и взаимодействий, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
Предметом социального проектирования является создание ценности.Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны: новая вещь, новые свойства старой вещи, смена функций, услуга, отрасль производства, отрасль управления и др.
2. Условия социального проектирования
Среди характеристик социального проектирования особое место занимают условия – система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность.
Проектный фон – это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.
При проектировании социальных объектов также должен учитываться субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.
Основными требованиями к проекту являются:
Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Целостность – общий смысл проекта должен быть очевиден и ясен, каждая его часть должна соответствовать общему замыслу и предполагаемому результату.
Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга.
Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта является следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
Компетентность авторов и персонала – владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем.
studfiles.net
Понятие социального проекта.
Поделись с друзьямиОсновная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социальных проектов.
В определении социального проекта необходимо выделить его ценностную природу и ведущую роль субъекта проектной деятельности. С учетом этого определение приобретает следующий вид.
Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.
Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация или сообщество.
Поясним и другие элементы определения. Воздействие формируемой ценности на людей, как обозначено в определении, признается положительным. Кем признается?
В зависимости от целей и масштаба проекта это могут быть и малая группа, и сообщество более крупное, это может быть и такой широкий круг, мнение которого принято называть общественным мнением. Объединим все эти источники признания нашего проекта неопределенным указанием: проект должен быть признан многими.
Далее. Что значит «положительное по своему социальному значению» воздействие? Будем толковать его как «полезное», «благое», «прекрасное», «желаемое» и т. д., опять-таки сообразуясь с содержанием каждого конкретного проекта. Все это ценностные характеристики.
Более простая формулировка определяемого понятия такова: социальный проект — это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления. Здесь тоже обращено внимание на тезаурус инициатора проекта («целевая авторская конструкция»).
Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:
1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;
3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.
Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:
он должен быть создан на научной основе,
не противоречить нравственным нормам,
выражать общепринятые социальные ценности,
выражать социальный заказ,
быть эффективным с точки зрения реализации,
не содержать противоречий,
должен быть предназначен для реализации.
Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.
students-library.com