Чем отличается учебная практика от производственной практики – особенности и характеристики :: BusinessMan.ru

Содержание

особенности и характеристики :: BusinessMan.ru

Попробуем выяснить, чем отличается учебная практика от производственной. Многие студенты отечественных академий и университетов сталкивались с подобными вопросами, пытались самостоятельно найти на них ответ.

Что представляет собой отчет

Оформление отчета по ознакомительной практике — это анализ материалов, которые были собраны студентом в процессе его деятельности.

В настоящее время практика является составным элементом программ обучения. Стажировка и производственная практика необходимы для того, чтобы будущий специалист мог получить практические навыки. А также закрепить теоретические знания, заложенные в процессе лекционных занятий в аудитории.

Организация и проведение учебной практики во многих учебных заведениях — это обязательный этап обучения. Далеко не всегда, к сожалению, в реальной жизни студентам предоставляется хорошая база для закрепления знаний. В некоторых случаях и сами студенты не заинтересованы в том, чтобы быть практикантами. В любом случае после ее окончания ими оформляется полноценный отчет о проделанной работе.

Разновидности практик

Рассмотрим, какие существуют варианты практик, а также, чем отличается учебная практика от производственной. В зависимости от срока проведения, а также предназначения, в наши дни выделяют три варианта практик.

Что такое учебная практика? Это самая простая форма, организуемая на базе конкретного учебного заведения. Ее целью является первоначальное закрепление теоретической информации.

Специфика прохождения стажировки

В чем отличие учебной практики от производственной? Если первая разновидность проводится на базе университета или академии, то производственный вид связан с приобретением начальных производственных (профессиональных) навыков.

Ее организуют на тех производствах, в которых есть профильные специальности. Кроме того, у студента есть право самостоятельного поиска компании, в которой он будет проходить стажировку.

Часто появляются проблемы, которые связаны с тем, что на практикантов сотрудники компании стараются переложить рутинную незначительную работу. В таком случае о полноценной профессиональной подготовке речи не идет.

Заключительной является преддипломная практика. Ее студенты проходят непосредственно перед защитой итоговой работы. Основным предназначением этого вида стажировки является сбор необходимого материала для написания диплома.

Если организация учебной и производственной практики допускается на базе университета, то преддипломная форма невозможна без работы на производстве, которое связано с темой дипломной работы.

Содержание отчета

Рассуждая над тем, чем отличается учебная практика от производственной формы, отметим специфику предоставляемого отчета.

Существуют базовые правила, которые необходимо соблюдать при составлении отчета по пройденной практике.

И производственная, и учебная, и преддипломная форма стажировок предполагают предоставление характеристики организации, в которой находился студент.

В отчет о прохождении учебной практики необходимо включать общую характеристику компании, главных управленческих процессов, системы безопасности, описание технологических процессов. В зависимости от специфики направления, в отчет могут быть включены некоторые дополнительные пункты.

Отчет по производственной практике невозможен без описания производства, расчетов экономических показателей, анализа деятельности, оценки деятельности конкурентов, перспектив развития компании.

Отчет по преддипломной практике предполагает характеристику управленческой и экономической деятельности компании, детальный анализ конкретной проблемы, выявление нюансов, позитивных параметров, чтобы впоследующем можно было устранить недостатки. Этот отчет будет основой аналитической части диплома.

Особенности составления отчета

Чем отличается учебная практика от производственной? Первый вариант не связан с приобретением профессиональных навыков, допускает составление формального отчета.

Производственная стажировка является более серьезной и ответственной, поэтому по ее итогам составляется полноценное описание.

Для начала нужно дать подробную характеристику компании. Далее описываются ее экономические показатели, бухгалтерская отчетность. Не забывайте о том, что отчет должен быть заверен фирменной печатью организации, а также подписью руководителя.

Для того чтобы у студента не возникало проблем в учебном заведении, важно следить за тем, чтобы дневник практики совпадал с содержанием отчета.

Приветствуется наличие приложений, например должностная инструкция, также в него можно включить копии уставных документов компании.

Значимость стажировок

Учебная практика позволяет студентам оценить качество знаний, приобретенных ими на лекционных занятиях в аудитории, «попробовать» себя в разнообразных непредвиденных ситуациях, соотнести реальные параметры выбранной профессии.

При ее подготовке и проведении ответственную роль играют все ее участники: специалисты отрасли, субъекты образования.

В качестве субъектов принято называть профессоров, преподавателей, а также самих практикантов. Руководителя практики назначают на профильной кафедре. От него во многом зависит результативность и эффективность практического совершенствования студентом теоретических знаний и навыков.

Кроме того, на успешность стажировки влияет и та организация, на базе которой она проводится. Если представители компании заинтересованы в молодом специалисте, ему будут созданы оптимальные условия для получения практических навыков, «погружения» в будущую специальность, чтобы после завершения обучения дипломированный специалист вернулся в организацию уже в качестве полноценного сотрудника.

Продолжительность практики

Время проведения, а также продолжительность разных видов практик определяются кафедрой. Они удовлетворяют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в высшее российское образование.

Учебная практика, которую организует университет, институт, академия, в полной мере должна соответствовать той учебной программе, по которой осуществляется образовательный процесс. Между сторонней организацией, на базе которой будет она проводиться, и учебным заведением высшего звена заключается специальный договор о сотрудничестве.

Важные моменты

Цель учебной практики в первичном знакомстве с функционированием предприятия, его строением, структурой, управленческим аппаратом, правовой и организационной формой. В ходе составления отчета о ее прохождении практикант изучает нормативные и правовые документы, которые касаются управления компанией.

В ходе производственной практики студенты получают право на самостоятельную деятельность, что позволяет им приобретать начальные профессиональные качества.

Учебная стажировка представлена тремя видами:

  • ознакомительная форма направлена на многочисленные экскурсии по тем предприятиям, которые имеют прямое отношение к выбранной профессии;
  • предметно-методический вид связан с беседами и лекциями, касающимися профессиональной области;
  • практика по получению первоначальных профессиональных навыков, примером ее можно считать работу в дошкольном либо школьном учебном заведении.

Заключение

В зависимости от специфики профессии, по которой осуществляется практика, могут быть определенные нюансы в составлении отчета. Но, независимо от того, в какой организации или на производстве будет осуществляться стажировка, после ее завершения практикант обязан составить дневник, приложить к нему отчет, и всю эту документацию предоставить своему руководителю.

Многие российские студенты стараются выбирать именно то направление для своей учебной и производственной стажировки, которое будет связано с тематикой дипломной работы. Например, если студент педагогического университета планирует написание итоговой работы по специфике организации внеурочной деятельности, при прохождении практики он уделяет внимание именно внеклассным мероприятиям.

Любая современная специальность, которая подразумевает техническую направленность, невозможна без закрепления теоретических знаний путем практической деятельности на производстве. Трудно себе представить квалифицированного инженера, который никогда не видел того оборудования, разработкой и обслуживанием которого он будет заниматься на рабочем месте.

businessman.ru

Чем отличается учебная практика от производственной

Организация практической части: важные моменты

Тонкости организации практической подготовки учащихся вузов прописываются в Положении о практике, принятом приказом Минобразования № 1154 от 2003 года. Документ защищает законные интересы студентов и право на получение качественной теоретической и практической базы. В нем выделены следующие моменты, которым должно отвечать оформление производственной практики:

  • На время ее прохождения студентам обязательно выплачивается стипендия. Неважно, получают ли они зарплату на месте временного трудоустройства.
  • Практика организуется на основании договоров, заключаемых вузами, колледжами и техникумами, с компаниями определенного рода деятельности и отраслевой направленности.
  • Если прохождение практики подразумевает выезд из региона, где находится учебное заведение, вуз обязан возместить своему ученику полную стоимость билетов туда и обратно и выплатить за дни отсутствия командировочные в размере 50% от нормы, установленной законодательно для работников предприятий.

«Правила игры» для колледжей и техникумов, организующих практику, устанавливаются Приказом Минобразования №1991 от 1999 года. Они аналогичны принципам, действующим для вузов.

Чем отличается учебная практика от производственной?

Практика, организуемая для упрочения и углубления теоретических познаний, возможна в трех форматах:

  • Учебная – имеет целью упрочить теоретическую базу, полученную учащимися, привить навыки самостоятельной и исследовательской работы, познакомить с современным оборудованием. Такие программы разрабатываются для студентов младших курсов. Основные мероприятия для их реализации – экскурсии на производство, наблюдение за работой компании, консультации у ее специалистов, практическая деятельность на рабочем месте.
  • Учебно-производственная – чаще всего проводится на 3-4 курсе. Ее цель – познакомить учащегося с содержанием будущей профессии. Для этого он отправляется на предприятие, где выполняет роль помощника основного специалиста (например, помощник бухгалтера, ассистент маркетолога и т.д.).
  • Производственная – предназначена для студентов старших курсов. Они полностью вливаются в работу на конкретном участке в рамках выбранной специальности, учатся управлению и контролю согласно составленному заранее плану и графику. Знания и навыки, полученные в ходе практики, в дальнейшем могут использоваться при написании дипломной работы.

Как правило, любой вид практики предваряется встречей-конференцией с руководителем, на которой до сведения учащихся доводится назначение предстоящего мероприятия, его смысл и график. По завершении цикла студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные знания и опыт.

Чем отличается производственная практика от преддипломной?

Выводы, сделанные в ходе производственной практики, могут использоваться для написания выпускной работы на степень магистра или бакалавра. Однако она не всегда является заключительной для образовательного цикла и потому не всегда называется преддипломной.

Одна из основных задач преддипломного цикла – провести аналитику и исследование, сделать выводы, на основании которых впоследствии будет написан диплом. Цикл призван стать логическим завершением учебной подготовки, толчком для студента в успешную профессиональную жизнь.

Задачи цикла – это:

  • закрепить знания и опыт, полученные в ходе производственной практики;
  • собрать эмпирические сведения, которые будут положены в основу для написания диплома.

График и содержание преддипломной практики всегда согласовывается для каждого студента в отдельности согласно теме выбранной им выпускной работы.

Оформление практики для студентов: пример

Законодательство предусматривает два варианта оформления практики: в виде контракта между студентом и временным работодателем или соглашения между вузом (сузом) и компанией, готовой взять молодые кадры. Можно использовать любой из этих форматов.

Согласно действующему законодательству, организация практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется на основании договоров вуза или среднего учебного заведения с компаниями соответствующего профиля.

Организации, берущие студентов «под крыло», обязаны заключать с ними трудовые контракты только при условии наличия вакантных позиций. Закон допускает возможность оформления учащегося в штат организации, только если предлагаемая ему должность соответствует программе практики.

Компания не вправе заключить со студентом трудовое соглашение на неопределенный период. Оно обязательно должно быть срочным с обоснованием необходимости трудоустройства. Например, в документе прописывается: «Договор заключен на три месяца в целях прохождения преддипломной практики».

Большое количество нюансов при оформлении студентов традиционно вызывает у «срочных» работодателей вопросы и неясности. Разберем тонкости оформления возникающих правоотношений на примерах.

Ситуация 1

Студент Иванов А.Б. просится в компанию «Ромашка» для прохождения практики на бесплатной основе. Ему необходимо получить знания и опыт, чтобы написать дипломную работу. Нужно ли заключать с ним срочный трудовой договор?

Согласно ст. 37 Конституции России, любой труд должен быть оплачен не ниже минимального уровня, устанавливаемого законодательно. Это означает, что нельзя заключить трудовое соглашение, предполагающее работу на безвозмездной основе.

Закон не обязывает «Ромашку» подписывать договор с практикантом. Он может проходить обучение в компании без этого документа.

Ситуация 2

В компании «Гамма» отсутствуют открытые вакансии. Фирма берет на практику студентов вузов и техникумов. Должна ли она производить оформление преддипломной практики трудовыми договорами? Что следует прописать в приказе о приеме?

Практика по бух учету на предприятии

Поскольку в организации нет открытых вакансий, она не обязана заключать трудовые контракты со студентами. Они могут трудиться на основании приказа. В последнем недопустимо использовать формулировку «Принять на работу без зачисления в штат». Оптимальный вариант – указать, что человек принимается на прохождение производственной (преддипломной) практики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

raszp.ru

Отличие преддипломной практики студентов от учебной и производственной *

Прохождение практики – неотъемлемый образовательный процесс, в ходе которого студенты получают реальные навыки ведения работы, знакомятся со своей специальностью, учатся применять полученные знания в жизни. За время обучения в ВУЗе или ином образовательном учреждении учащиеся проходят три вида практики: учебная (ознакомительная), производственная и преддипломная. Рассмотрим особенности каждой из них.

Учебная практика

Учебная практика организуется для студентов 2-3 курсов. Объект практики (место, где они будут ее проходить) может предоставлять ВУЗ или студент будет искать его самостоятельно.

Цель этого мероприятия заключается в укреплении теоретических знаний, полученных в ходе лекций и семинаров в стенах ВУЗа, выработке навыков по сбору и обработке информации, знакомство с предприятием и специалистами конкретного профиля.

Во время учебной практики студенты проходят инструктаж на предприятии, знакомятся с компанией в ходе экскурсии. На первом этапе они собирают информацию об организации: чем занимается, сколько лет действует на рынке, что предлагает потребителям, изучают устав и внутренние правила и пр.

Во время прохождения практики студенты должны выполнить задание, полученное от научного руководителя на кафедре. Оно может заключаться в анализе текущего положения предприятия, предоставления краткой характеристики объекта практики и т.д. Обязательно к отчету по практике должен быть приложен дневник, в котором будут указаны все действия, которые студент выполнял на ежедневной основе (поручения руководителя от организации).

Производственная практика

Данный этап проходят студенты старших курсов (примерно 3-4 курс). Миссия производственной практики – закрепление полученных знаний на практике, «вливание» в специальность.

В ходе прохождения производственной практики студент может зарекомендовать себя в качестве квалифицированного и ответственного специалиста, добиться доверия со стороны работодателя и обеспечить себя рабочим местом.

На производственной практике студент располагает достаточными базовыми знаниями в рамках своей специальности и получает серьезные задания, которые посильны ему. Он учится работать в коллективе, выполнять конкретные поручения руководителя от предприятия. В то же время ему необходимо в обязательном порядке выполнить план производственной практики, утвержденный на кафедре куратором от ВУЗа.

На этом этапе студенты знакомятся с организационной структурой предприятия, анализируют систему управления, основные коэффициенты эффективности, ликвидности, платежеспособности и пр. Здесь учащиеся получают конкретные реальные данные о компании: в отделе кадров, экономическом отделе и иных ведомствах.

Во время производственной практики происходит формирование реальных навыков и умений студента по специальности, он изучает свой профиль «изнутри», в жизни.

Для защиты студенту потребуется предоставить научному руководителю от ВУЗа отчет по практике с выполненным заданием, а также характеристику из организации, дневник производственной практики.

К выбору места для прохождения производственной практики следует подойти с особым вниманием и ответственностью. Нередко данные производственной практики ложатся в основу практической главы диплома, где требуется дать характеристику компании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Преддипломная практика

Этот этап один из важнейших в жизни каждого студента, так как практику он проходит в компании, по которой будет писаться дипломный проект. Важно, чтобы выбранная тема и деятельность организации подходили друг другу.

Во время преддипломной практики студенту необходимо собрать как можно больше данных о компании, чтобы проанализировать ее текущее положение, выявить первоочередную проблему и разработать план по ее решению. Здесь он может зарекомендовать себя, как высококвалифицированный специалист, который в состоянии принимать оперативные решения самостоятельно, решать различные вопросы, добросовестно выполнять свои обязанности.

Цель преддипломной практики – сформировать и закрепить реальные навыки работы по специальности, применять имеющиеся знания в жизни.

Основные отличия учебной, производственной и преддипломной практики

  1. Цель.

Учебная практика призвана лишь познакомить студентов с реальностью, закрепить их знания в выбранной области, показать, как и что действует в жизни, как применять полученные знания.

Производственная практика призвана подключить студентов к работе компании, выполнять небольшие поручения, вовлекать их в деятельность предприятия, нарабатывать опыт.

Преддипломная практика призвана усовершенствовать знания и навыки, сформировать и закрепить самостоятельность, профессионализм и иные качества, полученные ранее в ходе обучения.

По сути, три вида практики сливаются в одно единое полномасштабное мероприятие – формирование высококвалифицированного специалиста. Их можно представить в идее матрешки: учебная практика + производственная практика + преддипломная практика. Каждый последующий этап включает в себя действия всех предыдущих стадий: утверждение задания на практику в ВУЗе, знакомство с предприятием и персоналом, сбор и обработка информации, анализ деятельности компании, выполнение поручений заданий о научного руководителя от предприятия, формирование отчета и внесение данных с практики в дипломный проект.

  1. Период прохождения.

Учебная практика призвана познакомить студентов с реалиями на первых курсах (2-3 курс). Производственная практика организуется на старших курсах – 3-4 курсах. Преддипломная практика напрямую связана с выполнение дипломного проекта, ее проходят на последних курсах обучения.

  1. Получаемые навыки и выполняемые поручения.

В ходе учебной практики студенты лишь поверхностно знакомятся с компанией, серьезных заданий им не выдают, так как основных профильных дисциплин они еще не изучали. Этот вид помогает определить учащимся, правильно ли они выбрали специальность, интересна ли она им, смогут ли они работать в подобных структурах и пр.

Производственная практика помогает закрепить теорию и внедрять ее на практике. Здесь учащиеся получают определенный опыт работы, выполняют поручения различной сложности.

Преддипломная практика призвана продемонстрировать все знания и умения выпускника, показать уровень его компетентности и профессионализма. Главными мероприятиями этого образовательного этапа является проведение качественного анализа деятельности компании и выявление проблем зон, умение сопоставлять данные, аргументировать свою позицию и разрабатывать алгоритм действий по устранению уязвимых мест.

Не менее важно грамотно и правильно отразить все полученные сведения и ход исследования, предложения на бумаге, а затем достойно защитить дипломный проект перед комиссией.

disshelp.ru

Производственная практика и стажировка

Задать вопрос эксперту ClubTK