Инфографика: все, что нужно знать о режиме чрезвычайной ситуации | Социум | Общество
26 января премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил о введении режима чрезвычайной ситуации (ЧС) в Донецкой и Луганской областях. В то же время население остальной территории страны предупредили о том, что необходимо переходить на режим повышенной готовности к реагированию на разнообразные происшествия.
АиФ.ua изучил основные пункты Кодекса гражданской защиты. Каковы причины перехода на режим ЧС на Донбассе, что разрешается населению, каковы обязанности граждан и в чем отличие чрезвычайной ситуации от чрезвычайного положения – в нашем материале.
Режим чрезвычайной ситуации Фото: АиФ УкраинаЗачем нужно переходить в режим ЧС
Ни для кого не секрет, что украинцы в зоне проведения антитеррористической операции (АТО) ежедневно подвергают свои жизни угрозам. Все помнят волновахскую трагедию 13 января, во время которой погибли 13 мирных жителей. Потом мир всколыхнула новость о том, что на остановке общественного транспорта в Донецке взорвался снаряд, унесший жизни 13 дончан. А 24 января обстрел Мариуполя поверг мировую общественность и украинцев в шок – десятки убитых людей и сотни тяжелораненых.
В условиях, когда гибнет много людей, когда опасные явления приводят к существенным материальным убыткам, введение чрезвычайной ситуации кажется наиболее правильным и прозаичным выходом. Именно в сохранении населения заключается основной посыл ЧС. А для этого государственные органы объединяются под руководством СНБО и Кабинета министров.
Правительство создает специальную Государственную комиссию по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Такие же комиссии будут работать при облгосадминистрациях во всех регионах страны.
Что будет делать государство
При ЧС органы власти получают более широкие полномочия. Это позволит выделить из резервного фонда средства, чтобы восстановить разрушенную инфраструктуру Донбасса
«Никаких ограничений прав и свобод режим чрезвычайной ситуации за собой не несет, – цитирует губернатора Донецкой области Александра Кихтенко пресс-служба ОГА. – Он направлен в первую очередь на восстановление инфраструктуры».
Одна из обязанностей государства во время чрезвычайной ситуации – оповещение об опасных явлениях жителей Донецкой и Луганской областей. Всем нам еще со школьной скамьи известно о системе оповещения. Вой сирены четко информировал, что надо эвакуироваться из здания и переместиться в более безопасное место.
Особое место в Кодексе гражданской защиты отводится эвакуации. На государственном уровне решение о вывозе граждан с Донбасса принимается правительством, которое также берет под контроль инженерные сооружения и обеспечивает психологическую и медицинскую помощь людям.
Как себя вести при режиме ЧС
С вопросом «Что запретят населению во время режима ЧС?» мы уже разобрались. Напоминаем, по словам губернатора Донецкой области, людей не ограничат в правах. Единственное, придется очень четко следовать указаниям государственных органов, чтобы защитить себя и своих близких.
Примите во внимание: ни в коем случае не нарушайте правила поведения, безопасности и во время опасности действуйте по указаниям соответствующих служб. Если вы стали свидетелем чрезвычайной ситуации, тут же сообщите об этом в любую из экстренных служб. Напомним, в Украине действует единый номер 112 (пожарные – 101, милиция – 102, «скорая помощь» – 103, служба газа – 104).
Элементарные навыки оказания первой медицинской помощи и умение правильно надевать противогаз сослужат вам хорошую службу. Не поленитесь открыть брошюру о мерах при искусственном дыхании или правилах остановки кровотечения. Запомните элементарные правила эвакуации при пожаре и запомните, что надо делать при угрозе взрыва или перестрелке.
Чем отличается чрезвычайная ситуация от чрезвычайного положения
Ни в коем случае не путать эти два понятия, поскольку смысл у них совершенно разный. Чрезвычайное положение существенно ограничивает права и свободы населения, а госорганам и военному командованию расширяет – вплоть до введения комендантского часа.
Важно знать, что государство может жить и работать в четырех режимах. Первый – это обыденность (в Кодексе гражданской защиты называется «повседневное функционирование»). Вспомните, как жила Украина до Евромайдана и последующих событий и поймете, о чем идет речь.
Второй режим – повышенной готовности, о введении которого Арсений Яценюк объявил тоже 26 января. Он свидетельствует об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и только. Как только в стране возникает опасность, то государство переходит в режим ЧС. Четвертая ступень в единой государственной системе – режим чрезвычайного положения, когда необходимо нормализовать обстановку и устранить последствия тяжелых чрезвычайных ситуаций.
Основные отличия ЧС от ЧП
Чрезвычайная ситуация | Чрезвычайное положение |
Защита населения | Ограничение въезда/выезда, передвижения |
Защита имущества людей | Досмотр машин |
Жизнеобеспечение пострадавших | Запрет забастовок |
Предоставление экстренной медпомощи | Изъятие имущества |
Противодействие техногенным катастрофам | Усиление охраны правопорядка |
Ликвидация последствий ЧС | Введение комендантского часа |
Экстренная эвакуация людей | Запрет проводить массовые мепроприятия |
Формирование добровольных групп для гражданской защиты | Личный досмотр |
Создание укрепрайонов | Проверка документов в общественных местах |
Радиационная и химическая защита | Проверка грузов, служебных помещений, жилья |
Психологическая защита | Изъятие оружия и боеприпасов |
Контроль питьевой воды и продуктов | Ограничение связи |
Доступ к объектам для проведения аварийных работ | Регулирование работы граждански теле- и радиоцентров |
Требование придерживаться правил безопасности | Ограничение передачи данных через компьютерные сети |
www.aif.ua
Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение это что такое Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение: определение — Право.НЭС
Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение
До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».
Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры — предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.
Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, — это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению.
И чрезвычайные, и кризисные ситуации создают особые (или экстремальные) условия для деятельности всех органов государственной власти и управления, в том числе – для ПОО, требуют принятия заблаговременных организационно-правовых мер и управленческих решений, планирования и отработки государственной системы управления, должного ресурсного обеспечения, включая специальную (экстремальную) профессиональную и психологическую подготовку личного состава.
(М.П. Киреев)
Литература: О чрезвычайном положении. ФКЗ №3 от 30 мая 2001г.; О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ФЗ № 68 от 24 декабря 1994г.; Экстремальные ситуации, конфликты, согласие (Понятия и подходы) // Труды Академии управления МВД России, Институт социологии РАН.– М.,1999.
Оцените определение:
Источник: Энциклопедия современной юридической психологии
determiner.ru
Понятие «Чрезвычайные происшествия» — это… Значение, виды и последствия
Чрезвычайным происшествием (ЧП) называют состояние, в результате которого на любой объект оказывается механическое или другое воздействие. Примером такового может быть нарушение нормальных условий существования на определенной территории или акватории. Такие изменения мешают деятельности людей. Помимо этого, над их здоровьем и комфортными условиями жизни возникает угроза. Имущество населения получает ущерб, также нарушается ведение народного хозяйства и окружающая природная среда.
Источники чрезвычайных ситуаций
Под источниками принято называть какое-либо природное явление, аварию или техногенный инцидент. Также понятие «чрезвычайное происшествие» объединяет инфекционные болезни людей, животных и растений. Помимо этого, если будет применено массовое средство поражения, то его воздействие можно назвать именно данным случаем.
Классификация чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации классифицируются по большому количеству признаков. Наиболее распространенными считаются варианты по происхождению. Делятся на техногенные, антропогенные и природного характера. Также чрезвычайные ситуации разбиваются на типы и виды событий, которые лежат в основе происшествия.
Помимо этого, их классифицируют по масштабу распространения, сложности самой ситуации и тяжести результатов. В нашей стране первое условное разделение стало известно еще в 1992 году. Тогда техническим комитетом, на тот момент Советского Союза, была принята инструкция. Она регламентировала порядок обмена информацией в Российской Федерации о произошедших чрезвычайных ситуациях.
В 1994 году был принят особый закон. Он подразумевает под собой защиту населения и территорий от каких-либо ситуаций, которые произошли в результате природных и техногенных происшествий.
Чрезвычайные инциденты также классифицируются в зависимости от множества пострадавших, количества умерших, тех, у кого нарушились условия жизнедеятельности. Также по размеру причиненного материального ущерба. Еще классификация осуществляется по количеству пострадавших субъектов России. Чрезвычайные ситуации можно разделить на локальные, местные, территориальные, федеральные, региональные, трансграничные виды.
Локальные ЧП
Локальное чрезвычайное происшествие – это то, в результате которого пострадало не более 10 человек. К ним относятся также ситуации, где лишь 100 городских жителей получили ущерб или же у них нарушились жизненные условия. К локальным еще относятся инциденты, в которых убыток составляет не более 1 тыс. от минимального размера оплаты труда. При этом зона распространения происшествия не должна выходить за пределы объекта либо производственного, либо социального назначения.
Местные чрезвычайные ситуации
Местные чрезвычайные происшествия – это те ситуации, в которых пострадало не менее 10 человек, но также их общее количество не превысило 50. Что касаемо нарушения условий жизни, то данный показатель должен быть выше 100 и ниже 300 горожан. При этом материальный ущерб может составлять от 1 тыс. до 5 тыс. от минимального размера оплаты труда. Происшествие не должно распространяться за пределы города, района или же населенного пункта.
Территориальные ЧП
Территориальные чрезвычайные происшествия – это те, в которых пострадало не более 500 человек. Причем нарушены условия жизни могут быть лишь у 300-500 жителей. Материальный ущерб не выше показателя 0,5 млн от минимальных размеров оплаты труда. При этом проблема не должна выходить из зоны субъекта государства.
Региональные и федеральные чрезвычайные ситуации
Обзор чрезвычайных происшествий продолжим региональными проблемами. К данным видам можно отнести те ситуации, при которых пострадало более 500 человек. Нарушение условий жизнедеятельности должно исчисляться свыше 1 тыс. жителей, материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн и свыше 5 млн от минимального размера оплаты труда. При этом данная чрезвычайная ситуация может даже выходить за пределы Российской Федерации. Однако она не должна охватывать более двух ее субъектов.
Трансграничная чрезвычайная ситуация
Трансграничные чрезвычайные происшествия – это те, которые настолько масштабны, что выходят за пределы Российской Федерации. Причем такой же глобальной проблемой можно назвать ситуацию, произошедшую за рубежом, но при этом каким-то образом распространяющуюся на территорию государства.
Ликвидация последствий
Ликвидация последствий совершается определенными силами и предприятиями, а также учреждениями и организациями. При этом вне зависимости от органов местного самоуправления, исполнительной власти, а также значения правовой формы любого заведения, на территории которых была совершена чрезвычайная ситуация, все юридические лица должны принимать участие в спасательных работах под руководством комиссии, созданной для ликвидации последствий.
Помимо этого, к устранению всех неприятных ситуаций могут привлекаться также войска, формирования и другие серьезные лица, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Нужно заметить, что ликвидация проводится благодаря определенному списку работ. Все они выбираются в зависимости от того, какая ситуация произошла на конкретной территории.
Спасательные работы
К спасательной операции можно причислить многие неотложные работы. Следует заметить, что все они выполняются в зависимости от степени поражения. Например, если необходимо спасти людей от пожара, то нужно провести полную локализацию, нанять бригаду для тушения огня. Соответственно, сразу же следует эвакуировать жителей из горящего здания. Помимо этого, необходимо разведать полный очаг поражения. Делается это в самую первую очередь. Только так можно получить все данные о той ситуации, которая произошла. Далее следует провести розыск и полное вскрытие всех развалившихся зданий, на случай, если под ними находятся пострадавшие. Людям, которые получили травмы, необходимо оказать медицинскую помощь. Пораженных следует эвакуировать во временное жилье или больницы. Если же произошло затопление или заражение вирусным заболеванием, то нужно перевести население в район, где данная чрезвычайная ситуация не локализована.
После проведения описанных мероприятий необходимо осуществить санитарную обработку пострадавших и, если есть нужда, обеззаразить транспорт, а также все затрагиваемые объекты. Если речь идет о промышленных зданиях и их поражении, то следует провести аварийно-восстановительные работы.
Последствия
Последствия чрезвычайных происшествий – это небольшие разрушения или даже огромные ущербы. Все зависит от масштабов, причин и скорости реакции администрации города. Например, может погибнуть большое количество людей, пострадать здания, социальные объекты. Если речь идет о промышленных помещениях, то следует упомянуть о состоянии экологии. Может сильно нарушаться баланс окружающей среды. Можно хотя бы вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС. Уровень радиации по сей день в некоторых близких районах зашкаливает. Эта чрезвычайная ситуация (происшествие) до сих пор заставляет многих людей содрогаться от страха.
fb.ru
15. Понятия и виды ЧО И ЧС
Понятие чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.
В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Дополнительно приказ МВД России от 24 марта 2015 года № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах».
Чрезвычайные обстоятельства (обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ).
Причиной возникновения ЧО являются чрезвычайные ситуации (ЧС) и чрезвычайные происшествия (ЧП).
Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайное происшествие — происшествие или преступление криминального характера.
В целях ликвидации последствий ЧО может вводится чрезвычайное положение.
Чрезвычайное положение – вводимый, в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на территории РФ или в ее отдельных местностях, особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей.
Обстановка, сложившаяся в результате возникновения ЧО, введения ЧП, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории ДР и ТГ, угрозы применения или применения ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органной государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей, определяется как особые условия.
Для решения задач, связанных с возникновением ЧО и наступлением особых условий, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно – тактических способов экстренного массированного реагирования ОВД, ВВ МВД РФ и сил других ведомств на указанные процессы и явления.
studfiles.net
К вопросу о различии терминов «Чрезвычайное обстоятельство» и «Чрезвычайная ситуация» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
УДК 340.32 ББК 67.408
К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧИИ ТЕРМИНОВ «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» И «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ»
АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ ЛЕВИН,
старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки, ФГКОУ ВПО «Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя» E-mail: [email protected]; ТАМАРА НИКОЛАЕВНА ПОТЕМКИНА, начальник кабинета специальных дисциплин E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.11. — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
Рецензент: профессор кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки, ФГКОУ ВПО «Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя»,к.в.н., доцент С.Н. Зайцев
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Приводится различие понятий «чрезвычайное обстоятельство» — событие социального характера, которое носит субъективный криминальный характер и «чрезвычайная ситуация» — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. «Чрезвычайное обстоятельство» и «чрезвычайная ситуация» могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде и устранение которого невозможно без применения чрезвычайных мер.
Ключевые слова: чрезвычайное происшествие, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайная ситуация, терминология, законодательство, режим.
Annotation. The article discusses the difference between the concepts of «extraordinary circumstance» — social event, which is subjective criminal nature and «emergency» — the situation in a particular area which has developed as a result of an accident, natural hazards, disasters, natural or other disasters. «extraordinary circumstance» and «emergency» may result in loss of life, damage to human health or the environment and the elimination of which is impossible without the use of emergency measures.
Keywords: emergency, extraordinary circumstance is an emergency, terminology, legislation mode.
Проблемы использования терминов, употребляемых при различных видах чрезвычайных про-ишествий, на современном этапе развития общества должны быть упорядочены и соответствовать действующему Федеральному законодательству Российской Федерации. Термины «чрезвычайное обстоятельство» и «чрезвычайная ситуация», употребляемые в ведомственных нормативных правовых актах и научной литературе, зачастую подмянеют друг друга, что запутывает руководителей различного уровня и не способствует решению задач чрезвычайного характера.
Охватившие Россию с конца XX в. внутренние вооруженные конфликты, террористические акты, мас-
совые беспорядки, разбойные нападения на граждан и другие чрезвычайные проишествия, совершающиеся напрямую с участием человека, относятся к чрезвычайным обстоятельствам.
Отметим, что на протяжении всей истории развития цивилизации каждое государство всегда вынуждено заниматься поиском наиболее эффективных способов противодействия постоянно возникающим чрезвычайным ситуациям. На первых порах своего становления и развития основную и, пожалуй, единственную угрозу для государства и общества представляли природные катаклизмы. С развитием технического прогресса к угрожающим человечеству элементам
прибавились техногенные аварии и катастрофы.
Обратимся к смысловому значению терминов в русском языке. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова1 под лексемой «чрезвычайный» понимается «исключительный, превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, очень большой», «обстоятельство» — «явление, сопутствующее какому-нибудь другому явлению и с ним связанное». Под термином «ситуация» определяется совокупность обстоятельств, положение, обстановка. Таким образом, с точки зрения русского языка понятия «обстоятельство» и «ситуация» по своей сущности не отличаются друг от друга и могут рассматриваться как синонимы, при употреблении взаимозаменяемы.
Интересно отметить употребление этих терминов в нормативных и правовых актах Федерального законодательства. Прямого определения «чрезвычайного обстоятельства» в Федеральном законодательстве нет. Согласно Федеральному конституционному закону Российской Федерации «О чрезвычайном положении» (2001 г.) гл. 2 «Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения», ст. № 3 «Обстоятельства введения чрезвычайного положения», к чрезвычайным обстоятельствам относятся только события первой (а) группы: «чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» отнесем к чрезвычайным обстоятельствам;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могу-
щие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ»2.
Чрезвычайные ситуации второй группе (б) также влекут за собой тяжкие последствия при их возникновении. Эти события для своего устранения требуют проведения полномочными органами чрезвычайных мер по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, сохранности материальных и культурных ценностей, восстановления нормальной жизнедеятельности людей и функционирования органов государственной власти и управления, введения чрезвычайного положения.
В дополнение к общим мерам и временным ограничениям, указанным в Федеральном конституционном законе ст. 11 «Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения»; п. а) и п. б) ст. 3, в ст. 12. влекут разные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения введенного, а) при чрезвычайных обстоятельствах и б) при возникновении чрезвычайных ситуаций, что также говорит о различии данных терминов.
По мнению профессора Киреева М. П.,3 события первой группы (а) и порождаемые ими последствия являются «продуктом общественных правоотношений, складывающихся в социальной сфере в процессе умышленных целенаправленных общественно опасных деяний, запрещенных под угрозой наказания уголовным законом» относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям, события второй группы (б) возникают помимо воли и сознания людей в результате аварий, катастроф, опасных природных явлений, стихийных или иных бедствий, в том числе эпидемий и эпизоотий. Следовательно, события первой группы (а) носят субъективный (криминальный) характер: в первом случае — меры предупреждения и принуждения (например, пресечение массовых беспорядков), во втором — меры оказания помощи пострадавшим и обеспечение охраны общественного порядка при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. События второй (б) группы — носят объективный характер, потому требуют от руководителей органов исполнительной власти немедленного реагирования, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 их предупреждение и ликвидация возлагаются на МЧС России4.
Определение «чрезвычайные ситуации» (ЧС) дано в Федеральном законе Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.). Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей5.
Таким образом, понятие чрезвычайной ситуации в Федеральном законодательстве четко определено и не подвергается сомнению, что руководителям органов исполнительной власти требуется четко уяснить для решения вопросов взаимодействия при возникаюших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера.
При чрезвычайных обстоятельствах главное значение имеет источник опасности (вид события), (место и время проишествия, где и когда произошло), какие последствия в результате наступили или могут наступить (гибель или угроза гибели людей, ущерб окружающей природной среде, утрата материальных ценностей и т.п.), и какие неотложные меры необходимо принять для их устранения, т. е. определяющая роль отводится признакам чрезвычайности последствий. Как представляется, различная интерпретация указанных терминов этим и объясняется.
Также следует обратить внимание на то, что любое чрезвычайное обстоятельство, характеризуется введением особого правового режима. Так, например, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму»6 может быть введен правовой режим контртеррористической операции. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение специальных мер и временных ограничений. Отметим, что «ни один антитеррористический закон в мире не обходится без некоторого ущемления прав граждан»7.
На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавли-
ваться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения. Следовательно, чрезвычайные обстоятельства влекут за собой установление определенными должностными лицами (органами) особого правового режима, т. е. особый правовой режим — неотъемлемая часть чрезвычайных обстоятельств.
Отметим, что прямого определения термина «чрезвычайного обстоятельства» в Федеральном законодательстве нет, а ведомственных правовых актах оно на протяжении многих лет формулируется по-разному.
В научной литературе термин «чрезвычайное обстоятельство» рассматривается многими учеными. Так, Снеговой А. В. отмечает, что «ни в правовых актах, ни в трудах ученых и специалистов в рассматриваемой области единообразного определения чрезвычайных обстоятельств нет»8.
По нашему мнению, термин «чрезвычайное обстоятельство» следует рассматривать, прежде всего, как событие социального характера, признанное решением органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представляющие угрозу насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата и присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональных, межконфессиональных и религиозных конфликтах, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Определение чрезвычайных обстоятельств, как обстоятельств социального характера, позволяет сосредоточить внимание на причинах происхождения, а также последствиях и своевременном предупреждении и пресечении.
Таким образом, для организации деятельности руководителей правоохранительных органов Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах главное значение имеет источник опасности (вид и место события, т. е. что, где, когда произошло), какие последствия могут наступить или уже наступили, их масштаб (гибель людей, ущерб окружающей природной среде и т. д.), и какие неотложные меры необходимо принять для их устранения. Другими словами, в таких случаях определяющее значение имеют признаки чрезвы-
чайности последствий. Думается, что этим самым во многом и объясняется различная интерпретация чрезвычайных понятий (чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайные ситуации).
В результате произошедших чрезвычайных обстоятельств и возникникших чрезвычайных ситуаций для деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации наступают условия, которые влекут за собой необходимость создания новых нештатных структур, дополнительных органов оперативного управления, новой системы связи, введения усиленного режима несения службы, особого правового режима вплоть до чрезвычайного положения и принятие других неотложных адекватных мер.
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / И. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1989. С. 750.
2 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собр. законодательства Российской Федерации.- 2001.- № 23, ст. 2277; 2003.- № 27, ст. 2697; 2005.- № 10, ст. 753.
3 Управление органами внутренних дел в особых условиях курс лекций / М. П. Киреев и др. ; под общ. ред.: М. П. Киреева; Акад. упр. МВД России. Москва. 2004.
4 Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2014 г.).
5 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. Законодательство Российской Федерации.- 1994.- № 35. ст. 3648.
6 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп. от: 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 5 мая, 4, 28 июня 2014 г. // Рос. газета — 2006. — 10 марта.
7 Княжев В. Б., Киреев М. П. Борьба с терроризмом и права человека // Пробелы в российском законодательстве. — 2013. — № 2. — С. 198-201.
8 Снеговой А. В. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России.- 2014. — № 2. — С. 61-65.
Литература
1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЭ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001.- № 23, ст. 2277; 2003.- № 27, ст. 2697; 2005.- № 10, ст. 753.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательство Российской Федерации. — 1994. — № 35, ст. 3648.
3.Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп. от: 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 5 мая, 4, 28 июня 2014 г.) // Рос. газета — 2006. — 10 марта.
4. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2014 г.).
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1989, с. 750.
7. Княжев В. Б., Киреев М. П. Борьба с терроризмом и права человека // Пробелы в российском законодательстве. — 2013.- № 2. — С. 198-201.
8. Снеговой А. В. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 2 — С. 61-65.
8. Управление органами внутренних дел в особых условиях курс лекций / М. П. Киреев и др. ; под общ. ред.: М. П. Киреева; Акад. упр. МВД России. Москва.- 2004.
cyberleninka.ru
Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение
До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры — предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.
Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, — это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению.
И чрезвычайные, и кризисные ситуации создают особые (или экстремальные) условия для деятельности всех органов государственной власти и управления, в том числе – для ПОО, требуют принятия заблаговременных организационно-правовых мер и управленческих решений, планирования и отработки государственной системы управления, должного ресурсного обеспечения, включая специальную (экстремальную) профессиональную и психологическую подготовку личного состава.
(М.П. Киреев)
Литература: О чрезвычайном положении. ФКЗ №3 от 30 мая 2001г.; О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ФЗ № 68 от 24 декабря 1994г.; Экстремальные ситуации, конфликты, согласие (Понятия и подходы) // Труды Академии управления МВД России, Институт социологии РАН.– М.,1999.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.
legal_psychology.academic.ru
Чем отличается чрезвычайное положение от чрезвычайной ситуации
По словам главы Кабмина Арсения Яценюка, такой шаг позволит наладить координацию всех органов власти для обеспечения безопасности граждан и защиты населения.
По мнению доцента кафедры конституционного права КНУ им. Т. Шевченко Александра Москалюка, такой шаг правительства является целесообразным, передает УНИАН со ссылкой на ТСН.uа.
— Я еще в августе говорил, что необязательно использовать форму именно военного положения. Можно использовать другие формы, например, чрезвычайное положение, потому что по своим характеристикам и возможностям оно очень близко к военному положению. Но если мы вводим военное положение (хотя с точки зрения международного права это абсолютно не является объявлением войны) Российская Федерация просто может манипулировать этими понятиями, их смешивать и использовать для того, чтобы усилить конфронтацию, в том числе и для того, чтобы провести более активные действия и пытаться на международной арене показать Украину как агрессора, — отметил Александр Москалюк.
Правительство пошло немного другим путем и, воспользовавшись Кодексом гражданской защиты Украины, не ввело чрезвычайное положение, а чрезвычайную ситуацию.
Есть 4 возможных варианта
Это разные сроки, подчеркнул конституционный эксперт. И если разделить на категории, то есть четыре возможных варианта:
1. Режим повседневного функционирования в системе гражданской защиты
2. Режим повышенной готовности
3. Режим чрезвычайной ситуации
4. Режим чрезвычайного положения.
Александр Москалюк отметил, что чрезвычайная ситуация на территории Донбасса была введена в рамках правового поля и может служить переходным периодом к чрезвычайному положению.
— Кодекс гражданской защиты Украины предусматривает введение чрезвычайной ситуации с целью подготовки населения в случае определенных военных событий. Также есть основания и для введения чрезвычайного положения — в случае, если, например, существует угроза конституционному строю, — сказал он.
В чем разница между чрезвычайным положением и чрезвычайной ситуацией
Разница между чрезвычайным положением и чрезвычайной ситуацией заключается, во-первых, в механизме их внедрения.
— Для того, чтобы ввести чрезвычайную ситуацию, необходимо именно решение Кабинета министров Украины (ст. 14 Кодекса гражданской защиты). Для того, чтобы ввести чрезвычайное положение, необходимо сначала провести заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), который, соответственно, обращается к президенту, а президент подписывает указ, и затем Верховная Рада уже утверждает, — пояснил Москалюк.
Эксперт подчеркнул, что чрезвычайное положение вводит ряд ограничений прав граждан (например, трудовая повинность), однако в условиях чрезвычайной ситуации таких ограничений нет.
— То есть режим чрезвычайной ситуации больше направлен на органы власти, чтобы они привели свою деятельность в соответствие к таким условиям, — добавил эксперт.
Обязанности и права граждан во время чрезвычайной ситуации
В соответствии с Кодексом гражданской защиты Украины, граждане имеют следующие права во время действия режима чрезвычайной ситуации:
— получение информации о чрезвычайной ситуации или опасных событиях;
— обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты и их использование;
— обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
— участие в работах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе добровольных формирований гражданской защиты;
— получение заработной платы за работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в случае привлечения к таким работам в соответствии с трудовыми договорами;
— социальную защиту и возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций или проведения работ по предотвращению и ликвидации последствий;
— медицинскую помощь, социально-психологическую поддержку и медико-психологическую реабилитацию в случае получения физических и психологических травм.
Обязанности во время действия режима чрезвычайной ситуации:
— соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, охраны труда, которые могут привести к чрезвычайной ситуации;
— изучать способы защиты от чрезвычайных ситуаций и действий в случае их возникновения, предоставление домедицинской помощи пострадавшим, правила пользования средствами защиты;
— сообщать службе экстренной помощи населению о возникновении чрезвычайных ситуаций и принимать меры для спасения населения и имущества до прибытия аварийно-спасательных подразделений;
— соблюдать противоэпидемический режим, режимы радиационной защиты;
— выполнять правила пожарной безопасности.
Срок действия
Чрезвычайное положение вводится на 60 дней в отдельных местностях и на 30 дней — в случае введения на всей территории страны. Потом он еще может быть продлен на 30 дней. Но, отметил Александр Москалюк, с чрезвычайной ситуацией проще, потому что в Кодексе гражданской защиты не указаны сроки.
Относительно режима повышенной готовности, который вводится на остальной территории Украины, то это больше превентивные меры, которые прежде всего касаются органов государственной власти, местного самоуправления, соответственно правоохранителей и спасателей, добавил эксперт. Также может быть усилена охрана в местах большого скопления людей, в частности в метро.
Стоит отметить, что немало военных экспертов выступают за введение режима военного положения на территории Донбасса, где продолжаются военные действия.
Так, профессор КНУ им.Т.Шевченко, директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Григорий Перепелица отметил, что без введения военного положения сложно контролировать тылы.
— На освобожденных территориях Донбасса, где осталась власть, поддерживавшая сепаратистов, которая организовывала все эти референдумы, теперь царит хаос и беспорядок. Это означает, что в нашем тылу находится такой же враг, и в любой момент там может быть организовано что угодно. А почему? Потому что нет военного положения. И так можно многое перечислять, на что мы натыкаемся без введения военного положения, по крайней мере на территории, где ведутся боевые действия. Я уже не говорю о том, что эти люди брошены на произвол судьбы, там нет никакой эвакуации, оповещения. Это элементарные вещи гражданской обороны, которые также вводятся при наличии военного положения, — подчеркнул Григорий Перепелица.
Напомним, что кабмин принял решение о вводе режима чрезвычайной ситуации на территории Донецкой и Луганской областей.
dn.vgorode.ua