Что представляет собой механизм правового регулирования – ?

понятие, стадии и элементы — Мегаобучалка

Одна из основных социальных функций права — регулирование общественных отношений. Сложные социальные связи и отношения всегда требуют своего упорядочения и регулирования.Правовое регулирование — это осуществляемое с помощью системы юридических средств и приемов воздействие субъектов права на общественные отношения. Правовое регулирование всегда вводит фактические отношения в определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит их под защиту государства. Предмет правового регулирования — общественные отношения, требующие правового воздействия.

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Правовое воздействие включает в себя правовое регулирование, правовое воспитание, правовую пропаганду и др. Правовое регулирование одновременно является и правовым воздействием, является одной из форм воздействия права на общественные отношения. Правовое воздействие –это влияние на предмет воздействия с помощью системы действий, а правовое регулирование –это упорядочение влияния правовых средств и форм на поведение субъектов права.

Стадии правового регулирования:

1 стадия – нормативная регламентация общественных отношений (это деятельность компетентных субъектов правотворчества по принятию, изменению и отмене правовых норм)

2 стадия— индивидуальная регламентация общественных отношений.Устанавливает характер конкретной юридической связи между субъектами права посредством определения взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к 3 лицам. На данном этапе на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений определенного вида. Иногда необходима специальная правоприменительная деятельность государства (необходимо специальное властное предписание, — напр, взять разрешение)

3 стадия— реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей посредством соблюдения, исполнения или использования предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей.



Указанным стадиям соответствуют элементы правового регулирования, составляющие структуру механизма правового регулирования:- нормы права;- юридические факты, в том числе и акты правоотношения; -правоотношение;- акты реализации прав и обязанностей;

— акты правоприменения, акты толкования.

Механизм правового регулирования — система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Норма права закрепляет модель поведения, она конкретизируется в правоотношении, а реализация прав может быть или непосредственной, или опосредованной — через правоприменение. Акты реализации юридических прав и обязанностей проявляются через следующие

основные формы реализации права: использование правовых возможностей, исполнение правовых предписаний, соблюдение правовых запретов.

Основными способами правового регулирования выступают дозволение, обязывание и запрещение.

По элементам механизма правового регулирования различают простое (на основе одного акта применения) и сложное регулирование (на основе двух и более актов государственно-властного характера).

Правовое регулирование — это, осуществляемое при помощи особой системы правовых средств, воздействие права на общественные отношения, представляющее собой длительный процесс распадающийся на стадии.

Приемы правового регулирования:

1) авторитарный прием (субординации, подчинения) — основа на императивном методе, отношения субъектов характеризуются прямым подчинением одного другому. Характерен для регулирования отношений в сфере власти и подчинения, для сферы публичного права.

2) автономный прием (координации, равноправия) — основан на диспозитивном методе, отношения субъектов характеризуются равноправием и возможностью реализации непосредственного регулирования отношений самими участниками общественных отношений. Характерен для частного права.

Стадии правового регулирования:

-регулирование общественных отношений (норма права)

-возникновение правоотношения (юридический факт, правоотношение)

Механизм правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Элементы механизма правового регулирования:

1. Нормативные правовые обобщения и нормы права. Они выступают образцами наиболее общего (цели, задачи, принципы права) и конкретного (нормы права) поведения, В них устанавливается, что можно, нужно, и что нельзя делать, а также меры стимулирования и правового принуждения. Нормативные правовые обобщения и нормы права — фундамент механизма правового регулирования, все остальные элементы производны от них.

2. Нормативно-правовые акты – официальные документы, посредством которых нормативные правовые обобщения и правовые нормы вводятся в действие, изменяются и отменяются. Нормативные акты являются носителями правовой информации, юридическим источником права, как и правовой обычай, нормативный договор, судебный прецедент. Значение последних источников в механизме правового регулирования всё более возрастает.

3. Акты официального толкования – юридические документы, издаваемые государственными органами (например, Конституционным Судом РФ), в которых разъясняется смысл нормативных правовых обобщений и правовых норм.

4. Юридические факты — предусмотренные в праве жизненные обстоятельства, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

5. Правоотношения — выступают средством перевода общих прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленных в объективном праве, в субъективные права, свободы и субъективные обязанности.

6. Акты реализации права — правомерное поведение участников правовых отношений (носителей прав и обязанностей) по воплощению в жизнь нормативных правовых обобщений и норм права. Если никаких препятствий не было, то здесь заканчивается работа механизма правового регулирования, достигается запланированный юридический результат.

7. Акты применения права — официальные документы, действия компетентных органов, направленные на создание наиболее благоприятных условий для непосредственной реализации субъективных прав, свобод и обязанностей. Они относятся к средствам индивидуального правового регулирования.

8. Правосознание.

9. Правовая культура.

10. Законность.

megaobuchalka.ru

Механизм правового регулирования

Итак, механизм правового регулирования – это система правовых средств, посредством которых обеспечивается правовое регулирование, т. е. воздействие права на общественные отношения.

Обратим внимание, что речь идет не о совокупности средств, а именно о их системе (отсюда и образованный с их помощью механизм). С другой стороны, речь идет о системе именно правовых средств, т. е. специфических юридических феноменов (сюда не включаются субъекты, участники отношений, органы и т. д.)

Рассмотрим эти элементы.

На первой стадии таковыми являются нормы права. Именно они составляют основу (базу) правового регулирования. А поскольку речь идет о позитивном праве в нормативистском его понимании, то эти нормы закрепляются и «живут» в нормативных актах.

На второй стадии осуществляется уточнение, конкретизация общих нормативных предписаний применительно к конкретным случаям, отношениям и конкретным субъектам. Здесь основным средством выступает правовое отношение (правоотношение), т. е. отношение между конкретными субъектами. Но для образования правоотношений недостаточно наличия только норм права. Здесь необходим еще юридический факт, своеобразный «ключик» для включения нормы в действие.

В итоге в рамках правоотношения субъекты, участники правоотношений, получают субъективные права и юридические обязанности.

На третьей стадии средством реализации этих субъективных прав и обязанностей выступают специфические правовые акты – акты их реализации.

Кроме того, в необходимых случаях государство вновь вмешивается в действие механизма правового регулирования. В процессе правоприменения оно помогает осуществлению регулирования путем издания правоприменительных актов, являющихся важным (отнюдь не вспомогательным) элементом механизма правового регулирования.

Характеристика механизма правового регулирования будет неполной, если помимо указанных правовых средств, его составляющих, не указать средства обеспечения его эффективности. Сюда относятся такие правовые явления, как правосознание и законность.

Участники правового регулирования должны знать, понимать содержание правовых актов. Эти знания характеризуются правосознанием субъектов. С другой стороны, юридическим фактором, обеспечивающим функционирование всего механизма на всех его стадиях, выступает режим законности.

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на примере.

Ст. 43 Конституции гласит, что в Российской Федерации каждый имеет право на образование. Кроме того, в каждом учебном заведении имеются Устав и правила приема, содержащие нормы, регламентирующие порядок приема и обучения.

Непосредственно реализовать это право человек может не абстрактно, а лишь поступив в соответствующее учебное заведение. Для этого он предъявляет в приемную комиссию учебного заведения соответствующие документы об образовании, сдает вступительные экзамены (это и будут юридические факты). На основании их ректор института издает приказ о зачислении в учебное заведение (правоприменительный акт). На основе юридических фактов и приказа возникает образовательное правоотношение, сторонами которого является гражданин (студент) и учебное заведение. Гражданин теперь имеет не просто право на образование, а право на обучение в конкретном институте, на конкретном факультете, в конкретной академической группе. Администрация института обязана обеспечить его методическими материалами, преподавателями, предоставить учебные аудитории и т. д. В итоге, реализуя эти права и обязанности, студент реализует свое конституционное (общее для всех) право на образование. Если же он нарушает свои субъективные юридические обязанности (прогуливает занятия, не готовится к ним), ректор института объявляет ему письменно выговор в приказе (правоприменительный акт). Если он оказывает на студента влияние, тот исправляется и реализует свое право и обязанности.

Естественно, для того чтобы реализовать свои права и обязанности, создать нужный юридический факт, гражданин должен знать соответствующие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. В этом и заключается суть правосознания. Кроме того, весь процесс правового регулирования осуществляется в рамках законодательства и не должен нарушаться. В этом заключается суть законности.

Таким образом, во взаимодействии указанных средств и осуществляется процесс правового регулирования.

В рамках науки теории права как раз и изучаются последовательно все указанные элементы, средства (нормы, формы, правоотношения, акты применения и т. д.), т. е. теорию права можно определить и как теорию правового регулирования.

investobserver.info

Механизм правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования

 

Понятие механизма правового регулирования. В самом начале главы, при освещении вопроса о понятии правового регулирования, отмечалось, что нормы права и другие правовые средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, в совокупности своей составляют механизм правового регулирования. Понятию «механизм правового регулирования» в отечественной теории государства и права даются разные определения, но при всем их различии подмеханизмом правового регулированияобычно понимаютвзятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

Правовые средства – это различные правовые явления, которые задействованы в правовом регулировании и призваны обеспечить его нормальное функционирование. То есть правовые средства – это не любые правовые явления, а только те, которые используются в процессе правового регулирования как инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочивающее воздействие на общественные отношения.

Элементы механизма правового регулирования. Правовые средства, составляющие в своем единстве механизм правового регулирования, принято рассматривать в качестве элементов этого механизма. Данные элементы чаще всего подразделяют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права. К вспомогательнымвсе остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.).

Основные элементы считаются таковыми потому, что в механизме правового регулирования они являются узловыми звеньями и образуют его основу, каркас всей системы правового регулирования. Причем каждый из названных основных элементов является главным, определяющим на соответствующей стадии процесса правового регулирования, когда осуществляется фактическое регулирующее воздействие на общественные отношения, т. е. при его узкой трактовке. В частности, нормы праваявляются главным элементом на первой стадии – стадии общего действия норм права. Будучи правилами поведения общего характера, они выступают в качестве образцов, моделей поведения для неопределенного множества участников регулируемых нормами права общественных отношений. Они являются исходными, базовыми элементами механизма правового регулирования, определяют общую программу правового регулирования соответствующих видов общественных отношений. Правоотношения выступают главным элементом на второй стадии – стадии возникновения субъективных прав и обязанностей. Они являются средством перевода общих нормативных предписаний, образцов, моделей поведения, содержащихся в нормах права, в плоскость конкретных общественных отношений, где регулирующую роль играют уже не столько нормы права, сколько вытекающие из них субъективные права и обязанности, выступающие в качестве меры соответственно возможного и должного поведения конкретных участников конкретных общественных отношений. Акты реализации субъективных прав и обязанностей являются главным элементом третьей, заключительной стадии – стадии реализации субъективных прав и обязанностей. Они выражаются в фактическом поведении участников конкретных общественных отношений, связанном с осуществлением ими своих прав и обязанностей. К актам реализации субъективных прав и обязанностей относятся акты соблюдения, исполнения и использования права, в которых реализуются соответственно правовые запреты, обязывания и дозволения. Наконец, акты применения права являются главным элементом на дополнительной стадии – стадии применения права. В них определяется мера поведения (либо субъективные права, либо субъективные обязанности, либо то и другое одновременно) участников конкретных общественных отношений.



Вспомогательные элементы механизма правового регулирования участвуют в правовом регулировании совместно с основными. Они как бы примыкают к основным элементам, образуя с каждым из них целый блок правовых средств, обеспечивающий процесс правового регулирования на том или ином его этапе. Например, к нормам права примыкают такие элементы, как нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, правовая культура и некоторые другие, к правоотношениям – юридические факты, к актам реализации субъективных прав и обязанностей – акты толкования права, правосознание, правовая культура, к актам применения права – акты толкования права, правосознание, правовая культура. Надо заметить, что вспомогательные элементы механизма правового регулирования не всегда жестко привязаны к той или иной стадии процесса правового регулирования. Некоторые из них (например, акты толкования права, правосознание, правовая культура) могут включаться в процесс правового регулирования на разных его стадиях.

Деление правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, на основные и вспомогательные является главным, но не единственным. В литературе можно встретить и другие их классификации. Например, в зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, административными, уголовными, гражданскимии т. д.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивнымии охранительными; в зависимости от степени персонализации – нормативными (общими) и индивидуальными (персональными); в зависимости от информационно-психологической направленности – стимулирующими(поощрения, льготы, субъективные права) и ограничивающими(наказания, запреты, обязанности). Возможны и другие классификации.

Механизм правового регулирования и механизм действия права. Механизм правового регулирования как взятые в единстве и взаимодействии юридические средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений, не следует отождествлять с так называемым социальным механизмом действия права, о котором нередко упоминается в литературе. Социальный механизм действия права– понятие более широкое, чем механизм правового регулирования. В его структуре обычно выделяют такие элементы, как: 1) доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, 2) направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, 3) формирование правом социально полезных образцов поведения, 4) социально-правовой контроль. Эти элементы характеризуют не процесс правового регулирования, а в целом процесс правового воздействия, и ни по названию, ни по содержанию они с элементами механизма правового регулирования не совпадают.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под правовым регулированием и каковы его признаки? Как соотносятся между собой понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие»?

2. Какие виды правового регулирования можно выделить исходя из средств правового регулирования, субъектов, степени централизованности, сферы действия права?

3. Что следует понимать под предметом, сферой и пределами правового регулирования?

4. Как действуют нормы права и нормативные правовые акты во времени? Что такое обратная сила и «переживание» закона? Как действуют нормы права и нормативные правовые акты в пространстве и по кругу лиц?

5. Какие существуют методы, способы и типы правового регулирования и что под ними следует понимать?

6. Как протекает процесс правового регулирования с учетом широкой и узкой его трактовок?

7. Что представляет собой механизм правового регулирования, и каковы его элементы?

 

 

Литература

Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. – М. : Юрид. лит., 1966. – 188 с.

Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С. С. Алексеев. – М. : Юрид. лит., 1989. – 288 с.

Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование (теоретическое исследование) / Л. И. Антонова. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. – 152 с.

Витченко А. М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений / А. М. Витченко. – Саратов : Саратов. юрид. ин-т, 1974. – 161с.

Гойман В. И. Действие права: методологический анализ / В. И. Гойман. – М. : Акад. МВД РФ, 1992. – 181 с.

Кашанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Сов. государство и право. – 1992. – № 1. – С. 122–130.

Кашанина Т. В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Изв. вузов. Правоведение. – 1991. – № 4. – С. 54–64.

Краснояружский С. Г. Индивидуальное правовое регулирование. (Общетеоретический аспект) // Государство и право. – 1993. – № 7. – С. 127–135.

Минникес И. А. Индивидуальное правовое регулирование: понятие и виды : учеб. пособие / И. А. Минникес. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – 64 с.

Протасов В. Н. Что и как регулирует право / В. Н. Протасов. – М. : Юрист, 1995. – 95 с.

Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы / В. Д. Сорокин. – М. : Юрид. лит., 1976. – 142 с.

ГЛАВА 7

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *