Новый Закон о бухгалтерском учете. Коротко о главном (Сизонова О.)
Все статьи Новый Закон о бухгалтерском учете. Коротко о главном (Сизонова О.)

Основная цель изменения Закона о бухгалтерском учете заключается в том, чтобы привести его в соответствие с международными (федеральными, отраслевыми) стандартами. В связи с этим, в частности, расширен и уточнен понятийный аппарат, введены новые нормы по организации и ведению бухгалтерского учета.
Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ
Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).
Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).
Понятийный аппарат
Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.
В редакции Федерального закона N 402-ФЗ |
В редакции Федерального закона N 129-ФЗ |
|||||
Бухгалтерский учет |
|
|||||
Формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций |
|
||||
Бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Бухгалтерская отчетность |
|
||||
Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ |
Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам |
|
||||
Руководитель экономического субъекта |
Руководитель организации |
|
||||
Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа |
Руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации |
|
||||
Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.
Организация и ведение бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского учета. Если раньше такими объектами являлись имущество и обязательства организаций, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, то теперь их перечень существенно расширен.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Таким образом, неизменным названием объекта бухгалтерского учета остались только обязательства. Имущество теперь называется активами, хозяйственные операции — фактами хозяйственной жизни. Другие объекты учета добавлены вновь. Наибольший интерес вызывает последний из перечисленных — иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.
Для справки. Федеральные стандарты для организаций государственного сектора разрабатывает уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона N 402-ФЗ.
Отметим, что в настоящее время федеральные стандарты для государственного сектора еще не утверждены, однако с их проектами можно ознакомиться на сайте Минфина <1>.
———————————
<1> http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/fsfo/.
Возложение обязанности ведения бухгалтерского учета. С 2013 г. изменились отдельные требования по организации бухгалтерского учета. Теперь руководитель экономического субъекта (в том числе учреждения бюджетной сферы) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ). Напомним, ранее согласно Федеральному закону N 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы руководители организации лично могли вести бухгалтерский учет. Теперь такое положение неприемлемо.
В отношении лиц, на которых могут быть возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, Федеральным законом N 402-ФЗ установлены определенные требования. Рассмотрим их в таблице.
Лица, которые могут вести бухгалтерский учет |
Требования, установленные к данным лицам |
Нормы Федерального закона N 402-ФЗ |
|
с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета |
1) наличие высшего профессионального образования; 2) наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет; 3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики |
Пункты 4, 6 ст. 7 |
|
Юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета |
должно иметь не менее одного работника, отвечающего указанным выше требованиям, с которым заключен трудовой договор |
Пункты 4, 6 ст. 7 |
|
Главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета |
в отношении главных бухгалтеров отдельных экономических субъектов РФ применяются указанные выше для физических лиц требования. При этом отметим, что на главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений данные требования не распространяются. К главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, в государственном (муниципальном) учреждении могут устанавливаться дополнительные требования другими федеральными законами |
Пункты 4, 5 ст. 7 |
|
Обратите внимание! Стоит отметить, что требования, установленные п. п. 4, 6 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на 01.01.2013 уже возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ).
Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером. В п. 8 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ введено положение, согласно которому в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее — бухгалтер):
1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Напомним, ранее в п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ содержалось аналогичное положение. В случае возникновения разногласий между главным бухгалтером и руководителем по осуществлению отдельных хозяйственных операций возможно было принятие к исполнению первичных учетных документов без подписи главного бухгалтера с письменного разрешения руководителя.
Как видим, теперь в Федеральном законе N 402-ФЗ содержится более подробный порядок урегулирования разногласий, и не только в отношении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, но и касательно бухгалтерской отчетности.
Учетная политика. В Федеральном законе N 402-ФЗ учетной политике посвящена отдельная статья (ст. 8). В ней, в частности, говорится, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В настоящее время бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкциями N 157н <2>, N 162н <3>, N 174н <4>, N 183н <5> (в зависимости от типа учреждения). Что касается указанных стандартов, как уже было отмечено выше, для учреждений бюджетного сектора они еще не утверждены.
———————————
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н учетная политика государственного (муниципального) учреждения должна содержать:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
— правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
— формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы документов. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;
— порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
— иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год. В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ изменения в учетную политику могут вноситься:
1) при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Напомним, ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ содержались аналогичные нормы, но изложены они были по-другому. Таким образом, их суть не поменялась, чего не скажешь о следующем пункте.
В п. 7 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ сказано, что изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ не было слов «если иное не…».
Отметим, до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ в практике государственных (муниципальных) учреждений имелись случаи, когда учетная политика менялась в течение года. Так, например, бюджетное учреждение сменило свой тип на автономное в середине года, соответственно, изменение учетной политики было произведено на дату изменения типа учреждения. В настоящее время данный пробел в законодательстве устранен.
Первичные учетные документы. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ говорилось, что каждая хозяйственная операция должна оформляться оправдательными документами. От того, что в данную норму внесены коррективы, суть ее не изменилась.
Важным нововведением является отсутствие в Федеральном законе N 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, однако это не распространяется на учреждения государственного сектора (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). В отношении данных учреждений в этом пункте сказано: формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. То есть государственные (муниципальные) учреждения используют в своей деятельности формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России N 173н <6>. По тем фактам хозяйственной жизни (операциям), для оформления которых унифицированные формы документов не утверждены, учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает их в составе учетной политики с указанием в них обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ. Аналогичный перечень реквизитов содержится в п. 7 Инструкции N 157н:
— наименование документа;
— дата составления документа;
— наименование экономического субъекта, составившего документ;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
— подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
———————————
<6> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Также по-новому изложена норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах (для сравнения рассмотрим ее в таблице).
В редакции Федерального закона N 402-ФЗ |
В редакции Федерального закона N 129-ФЗ |
|
В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п. 7 ст. 9) |
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (п. 5 ст. 9) |
|
Напомним, для государственных (муниципальных) учреждений порядок исправления первичных учетных документов содержится в п. 10 Инструкции N 157н. В нем сказано, что принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.
По сути, в порядке исправления документов для учреждений государственного сектора ничего не поменялось.
Инвентаризация активов и обязательств. Положения об инвентаризации в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, сокращены. Можно сказать, что теперь в Законе содержатся только основные положения об инвентаризации активов и обязательств.
Так, в соответствии со ст. 11 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Для справки. Согласно п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Хранение документов бухгалтерского учета. Несмотря на внесение изменений в нормы, предусматривающие порядок хранения документов, основные требования остались прежними. То есть первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Для справки. Хранение документов по бухгалтерскому учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
В новом Законе более подробно прописано положение о том, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ).
Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ было установлено, что ответственность за хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации.
Новый Закон такой нормы уже не содержит, однако в п. 3 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ говорится, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Внутренний контроль. Статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ введена новая норма, в соответствии с которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Однако для учреждений бюджетного сектора это не является новшеством, так как для них такое положение установлено в п. 6 Инструкции N 157н. Выше мы отмечали, что учетная политика государственных (муниципальных) учреждений должна обязательно содержать порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.
Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством (п. 4 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ). Аналогичное положение и раньше содержалось в Федеральном законе N 129-ФЗ.
В заключение отметим также, что новым Законом введены нормы, предусматривающие особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 402-ФЗ).
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Задачи и цели бухгалтерского учета. Основные требования и правила ведения. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» :: BusinessMan.ru
Система бухгалтерского учета регламентируется различными юридическими документами. В нормативных актах предусматриваются единые требования для составления отчетности для всех предприятий вне зависимости от формы их собственности. Рассмотрим далее основы бухгалтерского учета.
Общие сведения
Система бухгалтерского учета предусматривает использование двойной записи при отражении состава имущества, обязательств, хозяйственных операций. Для составления проводок используются взаимосвязанные счета, включенные в рабочий план. Он принимается предприятиями самостоятельно. При этом он должен соответствовать утвержденному уполномоченными госорганами Плану счетов. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в национальной валюте – рублях. Фиксирование хозяйственных действий, состава имущества, обязательств производится на русском языке.
Ключевые требования
На предприятиях должна разрабатываться и утверждаться бухгалтерская учетная политика. Ее соблюдение в течение всего отчетного периода является обязательным для компаний. В основы бухгалтерского учета предприятия закладываются определенные требования:
- Полнота, своевременность, осмотрительность.
- Приоритетность содержания над формой. Этот принцип предполагает необходимость исходить не столько из правовой ситуации, сколько из экономической сути фактов.
- Непротиворечивость. Бухгалтерский учет и анализ счетов должны показывать равенство данных по обороту и остаткам на последнюю календарную дату месяца.
- Рациональность. Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться в соответствии со спецификой деятельности и масштабом предприятия.
Прочие положения
Первичный бухгалтерский учет текущих производственных затрат, расходов на выполнение работ, предоставление услуг, издержки, связанные с капвложениями, осуществляется раздельно. Имущество, которое принадлежит предприятию по праву собственности, отражается обособленно от материальных ценностей иных юрлиц, находящихся у него. Бухучет ведется непрерывно с даты регистрации компании до ее ликвидации либо реорганизации в порядке, предусмотренном в законодательстве. Ответственность за составление и предоставление отчетности, соблюдение нормативных предписаний в процессе осуществления хозяйственной деятельности, обеспечение установленных случаях выполнения аудиторской проверки возлагается на руководителей предприятий.
Цели бухгалтерского учета
На предприятии должно осуществляться формирование достоверной и полной информации о его работе и имущественном состоянии. Для этого составляются документы бухгалтерского учета. Они предназначены как для внутренних пользователей – руководителей, участникам, учредителям, собственникам, так и для внешних – кредиторов, инвесторов и так далее. В цели бухгалтерского учета входит обеспечение данных заинтересованных лиц для осуществления ими контроля соблюдения компанией действующих нормативных актов в процессе работы. Внутренние и внешние пользователи отчетности проверяют целесообразность применения, сохранность материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Используя средства бухгалтерского учета, специалисты выявляют негативные тенденции в функционировании предприятия, выявляют и мобилизуют внутрихозяйственные резервы. С помощью отчетности прогнозируются результаты деятельности компании на перспективу.
Качественные характеристики данных
Для обеспечения достижения ключевой цели бухгалтерского учета – предоставления заинтересованным пользователям необходимых сведений для принятия управленческих решений – информация, содержащаяся в отчетности, должна быть уместной. Эта характеристика предполагает возможность внутренних и внешних пользователей оценить предыдущие, текущие, будущие события. Цели бухгалтерского учета достигаются, если данные, приведенные в отчетности, будут надежными. Такими являются сведения, которые не содержат существенных ошибок. Для обеспечения надежности операции бухгалтерского учета должны отражаться объективно. Как выше было указано, события и факты хозяйственной жизни компании должны фиксироваться в отчетности в соответствии не столько с правовой их формой, сколько с экономическим их содержанием и условиями деятельности.
Надежность сведений
Она обеспечивается:
- Правдивостью – объективным представлением реального положения дел.
- Нейтральностью. Сведения должны быть свободны от односторонности и не должны влиять на оценки и решения заинтересованных лиц для достижения ими предопределенных результатов.
- Осмотрительностью. При составлении отчетности не допускается завышения доходов, увеличения имущества, занижения расходов и обязательств, а также формирование скрытых резервов. В качестве одного из конкретных проявлений осторожности выступает отражение дохода в бухучете только после осуществления операций, а убытка – с момента появления предположения о вероятности его возникновения.
- Полнотой. Данные, которые формируются в бухучете, должны отражать все факты хозяйственной жизни компании.
Указанные условия конкретизируются и в нормативных актах. В частности, требования о полноте, достоверности, надежности сведений отчетности содержатся в ФЗ «О бухгалтерском учете».
Сравнимость информации
Она означает, что внутренние и внешние пользователи отчетности имеют возможность сопоставлять сведения за различные временные промежутки. Это необходимо для определения тенденций в финансовом состоянии и результатах работы компании. Заинтересованные лица должны иметь возможность сравнивать данные о разных предприятиях для сопоставления их имущественного положения и изменений в нем. Исполнение этого требования обеспечивается за счет того, что, в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», внешние и внутренние пользователи должны быть проинформированы о состоянии дел и планах компании. В нормах предусматривается обязанность компаний знакомить заинтересованных лиц с любыми изменениями и корректировками, вносимыми в финансовые программы.
Принципы
402 ФЗ устанавливает правила составления отчетности и отражения информации в ней. В соответствии с нормативным актом, разрабатываются инструкции и методические рекомендации, правила для специалистов. Все они отражают принципы ведения бухучета на любом предприятии. К ключевым из них следует отнести:
- Автономность.
- Двойную запись.
- Принцип работающей организации.
- Объективность.
- Осмотрительность.
- Принцип начислений.
- Периодичность.
- Конфиденциальность.
Автономность
В соответствии с 402 ФЗ, сведения отчетности представляют собой единый комплекс, используемый для решения задач по управлению имуществом, событиями хозяйственной жизни, обязательствами компании. Те элементы, которые не оказывают влияния на процессы, происходящие в компании, исключены из структуры как лишние. В балансе и учете должны отражаться только те объекты имущества, которые признаны собственностью конкретного предприятия.
Принцип действующей компании
Он предполагает, что предприятие нормально функционирует, сохраняя свое положение в обозримом будущем, погашает обязательства перед потребителями и поставщиками, а также прочими партнерами в установленном нормами порядке. Данный принцип обуславливает необходимость связывания активов компании с ее предстоящими доходами, которые могут извлекаться с их помощью. Особое значение он приобретает в процессе оценки обязательств и имущества предприятия.
Объективность
Этот принцип указывает, что все операции должны отражаться в учете. Их необходимо регистрировать на протяжении всех стадий составления отчетности. При этом каждый факт должен подтверждаться соответствующими документами.
Принцип начисления
Для достижения целей бухучета все факты и события записываются по мере их появления/осуществления, а не на момент оплаты. При этом они должны относиться к тому периоду, в которых имели место. Данное положение разделяется на принципы:
- Регистрации выручки. В соответствии с ним, доход отражается тогда, когда он признан, а не в тот период, в который была произведена оплата.
- Соответствия. Доходы в отчетном периоде должны соотноситься с расходами, за счет которых они были получены. При этом затраты/поступления, относящиеся к прибыли/издержкам, признанным в каждом временном промежутке, учитываются обособленно.
Периодичность и конфиденциальность
В нормативных актах определено, что балансовое обобщение информации должно осуществляться регулярно. По итогам конкретных периодов – полугодия, года, месяца, квартала – составляется баланс и прочие формы отчетности. Этот принцип обеспечивает сопоставимость сведений, позволяет рассчитать финансовые результаты, что, в свою очередь, служит целям бухучета. Положение о конфиденциальности состоит в том, что содержание данных отчетности относится к коммерческой тайне. За ее разглашение и возникновение вследствие этого ущерба интересам предприятия предусмотрена ответственность.
Важный момент
Учетные принципы выступают в качестве основы, общей концепции бухучета. Они способствуют выработке его стандартов. Нарушение либо несоблюдение указанных принципов приводит к существенным искажениям информации, потере объективности и достоверности. Соответственно, такие сведения не могут использоваться в ходе принятия решений, ориентированных на совершенствование порядка функционирования предприятия.
Особенности хранения информации
Первичная учетная документация, регистры, отчетность, заключения аудиторов должны находиться на предприятии на протяжении сроков, определенных в правилах организации архивного дела. При этом периоды не могут быть меньше 5-ти лет с момента окончания отчетного года. Хозяйствующий субъект обязан обеспечивать безопасные условия для хранения документации. Он также должен предпринять необходимые меры по предотвращению изменений в ее содержании. Сведения об учетной политике, стандарты, прочие акты, касающиеся бухучета, должны храниться субъектом не меньше 5-ти лет. Такой же срок установлен и для объектов, которыми обеспечивается воспроизведение данных в электронном виде, проверка подлинности цифровых подписей. Исчисление пятилетнего срока осуществляется после окончания года, в котором их использовали для формирования отчетности. В случае смены руководителя предприятия должна быть обеспечена передача бухгалтерской учетной документации. Порядок, в соответствии с которым она будет осуществляться, определяется компанией самостоятельно.
Нюанс
Экономические субъекты обязаны вести бухучет в соответствии с нормативными предписаниями. Однако существует несколько исключений. В частности, 402 ФЗ определяет, что от бухучета освобождаются:
- Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой. Указанные субъекты могут не вести бухучет, если по НК они составляют отчетность по доходам или поступлениям и расходам либо иным объектам налогообложения/физическим показателям, характеризующим конкретный вид коммерческой деятельности.
- Филиалы, представительства и прочие структурные подразделения предприятия, сформированного в соответствии с нормативными актами иностранного государства, находящиеся на территории РФ. Данные субъекты могут освобождаться от обязанности вести учет, если составляют отчетность по поступлениям/доходам и расходам либо иным объектам обложения в порядке, предусмотренном в НК.
Заключение
На практике для достижения целей бухучета зачастую возникает необходимость выбора между различными требованиями. Задача заключается в формировании оптимального соотношения между предписаниями. В частности, при обобщении информации в бухучете необходимо принимать во внимание факторы, которыми ограничивается уместность и надежность полученных данных. В качестве одного из них выступает своевременность сведений. Излишняя просрочка в предоставлении информации внешним или внутренним заинтересованным лицам может повлечь утрату ее уместности. Для обеспечения своевременности данных зачастую ее необходимо обнародовать до того, как станут известны все стороны хозяйственной деятельности. В результате причиняется ущерб надежности собранных сведений. Вместе с этим ожидание наступления момента, когда будут известны все аспекты работы, может сделать информацию малополезной для заинтересованных пользователей, поскольку она утратит свою уместность.
Необходимо сказать, что польза, которая извлекается из данных бухучета, должна быть выше расходов на ее получение или подготовку. Это положение означает, что составление отчетности не должно быть слишком трудоемким. Затраты на ведение бухучета должны быть ниже, чем стоимость результатов, которые ожидаются при использовании данных. Субъект, в обязанности которого входит составление отчетности, должен возложить выполнение этой работы на соответствующего штатного специалиста. Нормативные акты допускают привлечение к ведению бухучета компетентных сторонних физлиц и компаний. При этом должен заключаться соответствующий договор на оказание таких услуг. Специалист, который занимается ведением бухучета, должен иметь высшее образование, стаж работы по специальности. Кроме этого, у него не должно быть судимости (непогашенной или неснятой) за преступления в сфере экономической деятельности. В нормативных актах могут предусматриваться и иные требования к специалистам, осуществляющим ведение бухучета на предприятии. При привлечении к деятельности стороннего юридического лица в его штате должно быть не менее одного работника, отвечающего перечисленным выше условиям.
businessman.ru
Новый Федеральный закон о бухгалтерском учете
Содержание статьи:
Федеральный закон о бухгалтерском учете – это свод положений, помогающий вести все финансовые операции по единому плану. Таким образом, он позволяет держать денежную отчётность в полном порядке. Кроме того, данный закон применим ко всем видам организаций:
- Коммерческие и государственные структуры.
- Главный банк Российской Федерации.
- Индивидуальные предприниматели.
- Частно практикующие врачи, адвокаты и прочие.
Таким образом, данный закон действует на всех. Однако, существуют исключения из правил: положение о бух учёте не распространяется на тех субъектов, которым не требуется отчетность.
Принятие закона
Впервые закон об учёте в бухгалтерии был принят 19 лет назад. С тех пор он пережил большое количество изменений и дополнений. Связано это с темпом развития в области экономики, которая и определяет всю финансовую картину страны. Последнее принятие закона состоялось в январе 2013 года.
Положение о бух учёте содержит в себе следующие значения:
- Отчёт по передвижениям денежных средств. В этом пункте отображаются все финансовые операции, влияющие на развитие предприятия.
- Уполномоченный орган Федерации. К такому понятию относится государственный орган правления, отслеживают политику финансовых операций.
- Стандарты международные и в бух учёте. В данном законе установлены минимальные требования к отчёту в России и за границей.
- Периодичность отчёта. Рассматривается бухгалтерия за определённый промежуток времени.
- Различные события или сделки, приводящие к изменению финансовой ситуации на предприятии.
- План счетов в бух учёте. В нём указывается весь перечень операций, производимых в бухгалтерии.
- Руководитель экономического субъекта. К таковому можно отнести три категории лиц:
- Единоличный владелец.
- Ответственный за экономическую сторону вопроса.
- Управляющий с широкими полномочиями.
Таким образом, закон о бух отчёте направлен на различного рода финансовые операции.
Область изменений в положении о бухгалтерском учете
Как уже было отмечено выше, за все время своего существования закон о финансовом учете претерпел большое количество изменений. В последнем, принятым к действию, положение о бух учете были внесены следующие перемены:
- Для всех организаций, ведущих упрощенную систему налогообложения, появились новые требования. Им необходимо составлять финансовую отчетность и вести бухучет.
- Если раньше бухгалтерскими бумагами и операциями, связанными с ними, могли заниматься сами руководители, то с вводом изменений в закон о финансовом отчете этим могут заниматься только бухгалтера либо аудиторы из посторонних организаций. Однако, в этом пункте есть исключения. Они касаются тех предпринимателей, у которых небольшой бизнес.
- На должность бухгалтера разрешено принимать только тех, кто имеет высшее образование, а также имеет стаж работы не менее 3 лет. Однако, для тех, кто не имеет профессионального образования, стаж увеличен до 5 лет.
- Закон о бухгалтерском учете разрешает разрабатывать собственную первичную бухгалтерию. Она может вестись в электронном виде. Однако, на случай крайней необходимости должны присутствовать и бумажные оригиналы документов.
- Изменилось ведение бухгалтерии. Появились новые статьи расходов и доходов, а также изменилось название имущественных ценностей в бухгалтерском учете.
- Составление отчета должно происходить раз в год. В нем должна проставляться дата: последний день отчетного периода.
- Бухгалтерский отчет составляется в двух экземплярах. Один из них передается в органы статистики.
Как видно, изменения, по большей части, незначительные, но приводящие бухгалтерию к общему порядку.
Что регулирует закон о бухучете?
Для чего необходимо регулирование в финансовом отчете? Он отвечает за следующие пункты:
- Создание единой формы для ведения бухгалтерского учета.
- Упрощения в ведении бухгалтерии.
- Применение различных стандартов для разработки отраслей в разных видах деятельности.
Федеральный закон о бухгалтерском учёте занимается регулированием в области документной деятельности и с субъектами.
К документам финансового регулирования относится большое количество бумаг, однако мы отметим только основные:
- Федеральные и отраслевые стандарты.
- Рекомендации в сфере финансовых операций.
- Стандарты экономического субъекта.
Что же касается субъектов регулирования, то к ним можно отнести:
- Уполномоченный государственный орган. К его функциям относятся следующие пункты: утверждает форму разработки стандартов в области экономики; организует экспертную группу для одобрения проектов; представляет Российскую Федерацию в международных предприятиях; выполняет иные, предусмотренные Законодательством РФ, мероприятия, связанные с Законом о бух учете.
- Центральный банк Российской Федерации. В его обязанности входят: разрабатывает и утверждает стандарты в отраслях; участвует в экспертной группе и так далее.
- Саморегулируемые организации. К таковым относятся те предприниматели, которые хотят заниматься регулировкой отчетности в бух учете. А также некоммерческие структуры, желающие развивать регулирование.
Таким образом, закон о бух отчете за 2013 год – это более усовершенствованное и отвечающее современным требованиям положение, призванное привести всю бух отчетность в порядок и к единому образцу. Это, в свою очередь, необходимо для наилучшего отслеживания передвижения денежных средств.
Понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях
cleverbuh.ru
Нормы Федерального закона |
Разъяснения Минфина |
Правила ведения бухгалтерского учета |
|
До утверждения органами |
Указанные правила ведения бухгалтерского |
Первичные учетные документы |
|
Формы первичных учетных |
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»). Формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта. После 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами в соответствии и на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 N 383-П |
Каждый факт хозяйственной |
Исходя из данной нормы, а также с учетом |
Обязательными реквизитами настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 2 ст. 9) |
Включенные в этот перечень реквизиты по Федерального закона N 129-ФЗ. Законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации и др.) |
Регистры бухгалтерского учета |
|
Формы регистров Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются: 1) наименование регистра; 2) наименование экономического субъекта, составившего регистр; 3) даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; 4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; 5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; 6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; 7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 4 ст. 10) |
С 1 января 2013 г. формы регистров |
Данные, содержащиеся в |
Не подлежат регистрации в регистрах |
Бухгалтерский учет ведется |
Не допускается ведение счетов бухгалтерского |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность |
|
Бухгалтерская (финансовая) |
Исходя из данной нормы, а также на основании |
До утверждения органами |
До утверждения органами государственного составления отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах применяются правила составления соответственно отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ |
Бухгалтерская (финансовая) |
Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает |
Обязанные составлять |
Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает |
Утверждение и опубликование |
Утверждение бухгалтерской (финансовой) закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы. Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» |
Промежуточная бухгалтерская |
Например, необходимость составления 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора; — в случаях, установленных Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию. Исходя из ст. 23 НК РФ с 1 января 2013 г. квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется |
Внутренний контроль |
|
Экономический субъект обязан |
Законодательством РФ о бухгалтерском учете |
www.mosbuhuslugi.ru
Федеральный закон о бухгалтерском учете
Деятельность по ведению бухгалтерского учета на сегодняшний день осуществляется в соответствии с действующим Федеральным законом № 129-ФЗ от 21.11 1996года «О бухгалтерском учете». Однако, уже с 01 января 2015года в силу вступит новый законодательный акт – Федеральный закон № 403-ФЗ от 06 декабря 2011года, подписанный Президентом РФ Дмитрием Медведевым, принятым и одобренным Государственной Думой и Советом Федерации РФ. Рассмотрим его более подробно!
Новый Федеральный закон о бухгалтерском учете имеет в своей структуре 4 главы и подразделяется на 32 статьи. Относительно других федеральных российских законов, этот документ считается относительно небольшим. Так, например, закон о государственной гражданской службе содержит 17 глав, закон о полиции — 11 глав.
Первая глава федерального закона о бухгалтерском учете подразделяется на 4 статьи, одна из них устанавливает цели и предмет данного законодательного акта, вторая – сферу действия закона, статья 3 дает определения основным понятиям, которые используются в настоящем законе, четвертая регламентирует законодательство в сфере бухгалтерского учета.
Общие требования к бухгалтерскому учету закреплены статьями главы 2 закона. Статьи определяют объекты бухгалтерского учета, обязанность и организацию ведения бухгалтерского учета, форму учетной политики, первичных документов, регистры бухгалтерского учета, инвентаризацию обязательств и активов. Кроме того, статьи этой главы регламентируют денежное измерение объектов учета, общие требования и состав бухгалтерской отчетности, форму и дату отчетного периода, особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, виды внутреннего контроля и обязательный экземпляр финансовой отчетности. При этом, понятие бухгалтерской отчетности закреплено в статье 3 настоящего закона — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со статьями 20-28 главы 3 федерального закона о бухгалтерском учете. Статья 20 определяет принципы регулирования учета, виды документов в области регулирования регламентирует статья 21 закона. Субъекты регулирования учета зафиксированы в статье 22 закона, статьи 23-24 содержат функции органов государственного регулирования и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Статья 25 определяет совет по стандартам бухгалтерского учета, программу разработки федеральных стандартов, сама разработка и утверждение федеральных стандартов осуществляется посредством статьей 26-27 настоящего закона. При этом разработка стандартов уполномоченными федеральными органами регламентируется статьей 28 закона о бухгалтерском учете.
Заключительное положение федерального закона о бухгалтерском учете содержится в четвертой главе законодательного акта, который вскоре вступит в законную силу. Статьей 29 закона определяются требования к хранению документов бухгалтерского учета, остальные статьи этой главы регламентируют порядок вступления закона в силу и особенности его применения в определенной сфере. Так, статья 31 повествует о признании утративших силу отдельных законов и нормативно-правовых актов РФ, статья 32 регламентирует вступление настоящего Федерального закона в силу.
Скачать Федеральный закон о бухгалтерском учете
mosadvokat.org
Учебники по экономике |
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» В 1996 г. принят и вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете». |
eclib.net