Что такое деофшоризация – Процесс деофшоризации в России — законодательные моменты

Содержание

Деофшоризация российской экономики, закон о деофшоризации

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Законное использование офшоровНезаконное использование офшоров
Улучшение структуры функционирования и владения группой с иностранным капиталом.Уклонение от уплаты налогов.
Создание предприятий вследствие совместной работы с иностранными партнерами.Легализация средств, полученных вследствие преступной деятельности.
Организация благотворительной деятельности.Ведение деятельности от лица иностранного гражданина для нарушения прав других лиц и совершения мошеннических действий.
Разработка инструментов наследования и защиты имущества.Аккумулирование безналоговых доходов вне Российской Федерации.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями. Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий. В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году. Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией. Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах. Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций». Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями. Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Также интересно:

surzhyk.info

EY — Деофшоризация — EY

В мае 2016 года Федеральная налоговая служба России подписала многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.

Международный обмен налоговой информацией

Данное соглашение вводит особый механизм, по которому налоговые органы будут получать от банков и других финансовых учреждений информацию о счетах нерезидентов и передавать ее налоговым органам страны, в которой лицо является резидентом.

Помимо общей информации о владельце счета (имя, дата и место рождения, ИНН), финансовые институты должны будут раскрывать налоговым органам следующее:

  • номер счета
  • баланс счета
  • общая сумма процентного дохода, дивидендов и валовый доход от реализации (погашения) финансовых активов или валовый доход, выплачиваемый финансовым институтом (в зависимости от типа счета).

При этом раскрытию подлежат данные не только о счетах физических лиц, но также о счетах компаний и структур без образования юридического лица, бенефициарами которых являются российские резиденты (так называемые контролирующие лица).

Соглашение было подписано представителями более 80 стран, включая основные развитые страны, а также многие низконалоговые юрисдикции (такие как Панама, Бермуды, Гернси, БВО). Автоматический обмен информацией НАЧАЛСЯ в 2017 году, а первый транш данных в Россию придет уже в сентябре 2018 года от большинства юрисдикций.

Указанное соглашение является мощным инструментом налоговых органов, который дополняется множеством других (к ним относятся соглашения об избежании двойного налогообложения; соглашения об обмене налоговой информацией в рамках ОЭСР; взаимодействие в рамках международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег; конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам).

Таким образом, повышается степень детализации запрашиваемой и предоставляемой налоговыми органами информации, ужесточаются механизмы налогового администрирования как на международном уровне, так и в России, в особенности относительно зарубежных активов.

Международный обмен налоговой информацией развивается колоссальными темпами, и уже в ближайшее время практически не останется данных, недоступных для налоговых органов РФ.

Первая волна компании доказала свою состоятельность. Не упустите возможность воспользоваться вторым шансом. Более подробная информация представлена на нашем сайте.

30 января 2018 года в Государственной думе ФС РФ был утвержден пакет из трех законопроектов, призванных продлить начатую в июле 2015 года программу амнистии капиталов вплоть до 1 марта 2019 года.

Амнистия 2.0

Тезисно об основном:

  • Начался «второй этап декларирования», в рамках которого физическое лицо будет вправе представить специальную декларацию в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
  • Физическое лицо вправе представить декларацию в любой налоговый орган по своему выбору.
  • Участникам второго этапа декларирования предоставляется такой же объем гарантий, как и участникам первого этапа, включая освобождение от ответственности за налоговые и валютные правонарушения.
  • Гарантии предоставляются в общем случае в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, а по валютным правонарушениям ‒ вплоть до даты подачи декларации (с исключениями).
  • Участники имеют возможность указать в декларации не только открытые на дату представления декларации иностранные счета (вклады), но также и сведения по старым закрытым счетам / вкладам.
  • Поздние уведомления о КИК и уведомления об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией.

Контролирующие лица уже в 2017 году начали соблюдать правила отчетности и налогообложения доходов КИК, что в свою очередь требует большой подготовительной работы от администраторов, налоговых консультантов и самих бенефициаров .

Концепция контролируемых иностранных компаний

В рамках пакета законов по деофшоризации были введены понятия контролируемых иностранных компаний / структур (КИК) и контролирующих лиц. Концепция КИК внесла принципиальные изменения в налогообложение физических лиц и их зарубежных компаний в России, среди которых можно выделить следующее:

  • Введен механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний / структур путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ.
  • Установлена возможность признания иностранной организации налоговым резидентом РФ по месту ее фактического управления.
  • Введено правило фактического получателя дохода, ограничивающее применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Законодательство содержит комплексные и многоступенчатые правила определения статуса контролирующего лица иностранной организации и структуры.

При ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее нераспределенная прибыль не учитывается при налогообложении физического лица, уведомления за 2017 год не подаются (при этом 2016 год остается в КИК контуре).

Как и в прошлом году, если за 2017 год физическое лицо признано контролирующим в отношении иностранной компании / структуры, то ему необходимо быть готовым к следующим шагам:

  • Уведомление об участии в КИК – подавалось до 20 марта 2018 года.
  • Финансовая отчетность компании – составляется к началу подготовки уведомления о КИК.
  • Аудиторское заключение в отношении определенных видов КИК – должно быть готово к началу подготовки уведомления о КИК.
  • Декларация по налогу на доходы физических лиц – представляется до 30 апреля 2018 года.
  • Налог на прибыль КИК облагается по ставке 13% на уровне бенефициаров-физических лиц – срок уплаты до 15 июля 2018 года.

До 1 марта 2019 года налоговые резиденты РФ могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций и структур.

Безналоговая ликвидация иностранных организаций и структур (БНЛ) – продление

При соблюдении определенных условий доходы в виде денежных средств, имущества, полученного физическим лицом при ликвидации иностранной организации / структуры, не будут подлежать налогообложению в России.

Необходимыми условиями БНЛ являются (1) завершение процедуры ликвидации иностранной организации или структуры до 1 марта 2019 года, (2) представление налоговой декларации и заявления с указанием стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации / структуры.

В итоге бенефициары могут не только провести реорганизацию владения на льготных условиях, но и расчистить историю в преддверии автоматического обмена налоговой информацией.

Впоследствии при продаже полученного имущества декларант вправе уменьшить сумму своих доходов от продажи такого имущества на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества. Схожая льгота введена и при осуществлении имущественных прав.

Таким образом, до марта 2019 года законодатель дает возможность физическим лицам-бенефициарам реорганизовать текущую структуру владения зарубежными активами без налоговых последствий для физического лица в России, а в случае принятия решения о ликвидации структуры (или какой-то ее части) сформировать расходную базу по полученному в результате ликвидации имуществу на уровне физического лица-бенефициара. Впоследствии это должно снизить его налоговое бремя при продаже данного имущества.

Передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу (изменения в статьи 39 и 41 Налогового кодекса) — не доход для последнего.

Номинальное владение

Продлена льгота по передаче имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу. Как и ранее, такая передача не будет признаваться реализацией для номинального владельца, и доходом для фактического владельца – получателя имущества в случае, если данное имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в рамках второй волны амнистии.

Из нововведений: НК РФ был дополнен положениями, предусматривающими вычет расходов при реализации ценных бумаг / имущества / имущественных прав, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца (с учетом требования по раскрытию информации в специальной декларации). Теперь, по аналогии с льготой по БНЛ, в качестве расходов можно учесть документально подтвержденную стоимость активов по данным учета номинала на дату их передачи (но не выше рыночной стоимости). При этом временных ограничений по такой льготе не предусмотрено.

Согласно последним изменениям все граждане Российской Федерации признаются валютными резидентами. При этом было введено понятие «специального резидента», к которому не будет применяться общий запрет на совершение любых валютных операций, а также требования к представлению уведомлений и отчетов в случае пребывания за пределами РФ такого резидента более 183 дней в году.

Риски, связанные с выявлением валютных нарушений, становятся особенно актуальными для физических лиц ввиду стремительного развития международного обмена налоговой информацией.

Валютное законодательство

Российские граждане, а также иностранные граждане, которые имеют вид на жительство в России, признаются валютными резидентами (за редким исключением).

Статус валютного резидента накладывает на физическое лицо ряд обязанностей и ограничений относительно счетов в банках за рубежом. В частности, они должны:

  • уведомлять российские налоговые органы об открытии / закрытии / изменении реквизитов счетов в банках за рубежом в течение одного месяца с момента каждого такого события;
  • ежегодно ( до 1 июня) подавать в налоговую инспекцию отчет о движении средств по всем счетам в банках за рубежом;
  • осуществлять по счетам только те операции, которые прямо разрешены валютным законодательством.

www.ey.com

Деофшоризация: новая реальность, новые задачи — EY

24 ноября 2014 года был подписан закон, направленный на деофшоризацию российской экономики. Реформа касается любого российского бизнеса, использующего зарубежные холдинговые, торговые и казначейские компании, сделок российского бизнеса, традиционно структурируемых через зарубежные юрисдикции. И, что не менее важно, всех физических лиц — налоговых резидентов России, инвестирующих через иностранные компании, в том числе из офшорных стран.

Введение закона требует принципиального пересмотра иностранных корпоративных структур российского бизнеса, решения новых задач по сбору и раскрытию информации и подготовке новой отчетности, внедрения компаниями новых бизнес-процессов и дополнительных контрольных процедур, направленных на управление новыми налоговыми рисками.

Услуги в области реструктуризации

  • Инвентаризация иностранной части существующей холдинговой, финансовой, лицензионной, торговой структуры, а также структуры управления иностранными активами группы с точки зрения положений Закона. Оценка налоговых рисков в количественном выражении
  • Проработка иностранных либо российских структур, альтернативных двухуровневым структурам владения, финансирования и лицензирования
  • Разработка вариантов упрощения иностранных корпоративных структур и консолидации активов на уровне компаний, имеющих достаточную степень присутствия, проработка пошаговых планов и их осуществление. Ликвидация, исключение из структуры «лишних» иностранных компаний
  • Разработка и содействие во внедрении решений в отношении существующей системы управления, бизнес-процессов и документооборота между российскими и иностранными компаниями группы
  • Проработка персональных холдинговых механизмов, иностранных структур без образования юридического лица. В общем виде речь идет о фондах, трастах и т.д.
  • Анализ налоговых последствий для бенефициаров бизнеса (российских налоговых резидентов) при проведении реструктуризации.

Мы будем рады оказать вам содействие в отношении выполнения указанных выше задач, подготовить рекомендации по снижению уровня применимых рисков, провести анализ возможных решений, разработать детальные планы перехода, обеспечить юридическое сопровождение, осуществить получение налоговых и иных регуляторных согласований, а также реализовать иные необходимые решения и организовать мероприятия, которые повысят эффективность.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Услуги по подготовке новой отчетности

Основные направления решения новых задач – разработка соответствующих бизнес-процессов, их (частичная) автоматизация, привлечение провайдеров для выполнения части данных процессов.

Наши услуги определяются с учетом ваших потребностей и могут включать широкий спектр вопросов – от методологической поддержки до полного аутсорсинга. При этом услуги будут оказываться с применением автоматизированного решения EY.

Организация «комплаенс-офиса»:

  • Разработка групповой политики для текущего контроля за соблюдением нового законодательства
  • Разработка регламента взаимодействия «комплаенс-офиса» с бизнес-подразделениями
  • Регулярная независимая проверка соблюдения требований нового законодательства

Аутсорсинг для контролирующих компаний:

  • Подготовка уведомлений об участии в иностранной организации
  • Подготовка уведомлений о КИК, включая анализ оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения, в том числе:
    • Расчет эффективной ставки налога
    • Расчет доли пассивных доходов
    • Расчет прибыли (убытка) КИК на базе локальной аудированной финансовой отчетности или первичных документов.

Аутсорсинг для контролируемых компаний:

  • Подготовка финансовой и налоговой отчетности по локальным стандартам.

Координация:

  • Координация процесса получения необходимых данных от иностранных компаний
  • Помощь в мониторинге информации о сборе данных и подготовке локальной отчетности, а также отчетности по КИК с помощью специальных автоматизированных решений.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Услуги для частных клиентов

Планирование переезда в другую страну, включая:

  • Анализ и планирование налоговых последствий в связи с изменением персонального налогового статуса в РФ
  • Сравнительный анализ иностранных юрисдикций по налоговым, юридическим, миграционным и прочим факторам для выбора альтернативной юрисдикции для проживания (с учетом льготных режимов налогообложения: перечисления в Великобритании, пАушальное налогообложение в Швейцарии и т.д.)
  • Cопровождение при получении вида на жительства или гражданства в выбранной юрисдикции
  • Планирование переезда: помощь в реструктуризации активов и доходов до переезда с минимальным изменением налоговой нагрузки, где это возможно
  • Анализ структуры владения активами через взаимозависимых лиц (включая родственников)
  • Анализ вариантов по переводу существующих активов в РФ / в прямое владение фактического бенефициара
  • Анализ рисков валютного законодательства в отношении операций с использованием иностранных счетов
  • Подготовка отчетности: уведомлений и отчетов по КИК, уведомлений и отчетов по валютному законодательству, налоговых деклараций и уведомлений
  • Поддержка при выплате дивидендов: подготовка документов, работа с директорами, подготовка налоговой отчетности.
  • Анализ ПХМ (трастов, фондов, и т.д.) на предмет удовлетворения требованиям законодательства и возможные рекомендации по модификации структур

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

www.ey.com

Что такое «деофшоризация»? » Новости Швейцарии

В силу известных причин термин “деофшоризация / “деоффшоризация” в настоящее время особенно популярен. Одновременно остаётся непонятным, что следует понимать под данным термином.

Разумеется, лозунги о борьбе с «налоговыми гаванями», «серыми схемами» и т.п. играют популистскую роль в политическом процессе. Однако, что будет означать на практике данная борьба? Идёт ли речь о запрете или ограничении открывать счета или владеть недвижимостью за рубежом? На каких субъектов будет распространяться пресловутая деофшоризация? Каковы будут санкции? Ясно одно: ответов не просто меньше имеющихся вопросов, ответов практически нет.

В отличии от США и ЕС, которые ведут крестовый поход в поисках недополученных налоговых поступлений в свой бюджет, в России под знамёнами модного слова «деофшоризация», прежде всего, прячется попытка заставить коммерческие трансакции вернуться в российскую юрисдикцию. Целесообразность такой политики, однако, вызывает ряд сомнений, ведь для возвращения бизнеса в российскую юрисдикцию, прежде всего, необходимо осуществление

структурных преобразований (например, решение проблем коррупции и защиты права собственности).

Текущая ситуация в России и других странах СНГ самым негативным образом сказывается на предсказуемости ведения бизнеса на международном уровне. В тоже время, неоспоримым остаётся факт, что использование иностранных юрисдикций при осуществлении международных транзакций неизбежно.

Не стоит исключать, что использование иностранных юрисдикций может преследовать незаконные цели. Однако для таких случаев существуют международно-признанные механизмы (например, проведение расследования собственными силами, запрос о налоговой помощи в иностранное государство, сотрудничество в рамках международных организаций). Иными словами, для противодействия незаконным бизнес-схемам есть целый арсенал уже имеющихся средств. Поэтому обращение к административному принуждению выглядит безосновательным.

Вместе с тем, в большинстве случаев при использовании иностранных юрисдикций речь идёт о легальных операциях, осуществляемых для наилучшей организации бизнеса в условиях постоянной конкуренции. В этом случае, в пользу выбора иностранной юрисдикции говорят реальные проблемы российской правовой системы. Ни для кого не секрет, что российское законодательство и судебная система не могут предложить условия, в достаточной степени способные удовлетворить потребности бизнеса. Для многих один лишь факт отсутствия беспристрастного правосудия является достаточным основанием для выбора в пользу иностранной юрисдикции.

Однако между иностранными юрисдикциями существуют различия, порой, существенные. Именно на данное различие стоит ориентироваться при разработке концепции деофшоризации. Иными словами, во-первых, деофшоризация не должна быть направлена против всех иностранных юрисдикций,

во-вторых, меры по деофшоризации следует применять только против так называемых «серых» юрисдикций, которые не поддерживают на надлежащем уровне стандарты прозрачности при проведении транзакций.

Часто читаемое по теме: «Новости мировых финансов»

Неизбежность иностранных юрисдикций
Представьте себе ситуацию, что в каком-либо небольшом городе одно предприятие занимается производством молока. Данному предприятию сопутствует успех в масштабах своего города, и генеральный директор предприятия в один прекрасный день решает экспортировать на имеющейся грузовой машине молоко в региональный центр, в который ведут две дороги: одна объездная – длинная и ухабистая, другая – короткая и асфальтированная. Какую дорогу выбрали бы Вы, окажись на месте данного фермера? Ответ более чем очевиден.

Выбор данного примера неслучаен. Длинная и ухабистая дорога – это российские правопорядок и судебная система (аналогично – правопорядки и судебные системы других стран СНГ), которые по многим важным показателям уступают передовым иностранным юрисдикциям – коротким и асфальтированным дорогам.

Графика: www.business-swiss.ch

Если заявленная деофшоризация будет направлена против всех иностранных юрисдикций, в контексте нашего примера это будет означать, что руководству предприятия придется каждый раз отправлять молоко по длинному и некомфортному маршруту. Как это повлияет на бизнес? Очевидно, что непредвиденные (и неоправданные) расходы следует как-то покрывать. Скорее всего, их будут закладывать в стоимость молока для конечного потребителя. А теперь представьте себя жителем регионального центра, который собирается купить данное молоко. Хотите ли Вы переплачивать за молоко, то есть фактически оплачивать неоправданные затраты по преодолению навязанного длинного пути? Ответ, опять же, очевиден.

Несовершенство российских правопорядка и судебной системы – это часть коммерческих рисков, с которыми предпринимателям неизбежно приходится считаться. Такие риски закладываются в стоимость товаров, работ, услуг. Это в конечном итоге приводит к из неконкурентоспособности. В этих условиях,

уход российских компаний в иностранную юрисдикцию является обоснованным. И наоборот, заявленная деофшоризация вызывает массу вопросов.

Использование иностранных юрисдикций – коротких и асфальтированных дорог – позволяет не только устранить недостатки российской юрисдикции, но и получить целый набор преимуществ как правового, так и экономического характера. К таковым относятся, среди прочего, доступ на зарубежные рынки, оптимизация налогообложения, международно-правовая защита капиталовложений, беспристрастное правосудие, качественная правовая система.

Конкретным примером преимуществ является ситуация, связанная с заключением акционерных соглашений. С помощью акционерных соглашений участники юридического лица определяют порядок управления последним, что способствует стабильности отношений и минимизации управленческих рисков. В России действует демо-версия института таких соглашений, которая с учётом неоправданной консервативности подхода российских судов лишена предсказуемости в правоприменении. Это непосредственно влияет на предпринимательские риски.

В некоторых иностранных юрисдикциях, напротив, и хорошие дороги построены, и предприятию живется спокойнее. В Швейцарии, а также в некоторых других государств Западной Европы сложился довольно либеральный подход к заключению акционерного соглашения. В данном ключе, учреждение юридического лица, например, в Швейцарии могло бы быть оптимальным решением для участников российских юридических лиц, которые хотели бы заключить акционерное соглашение. Созданному швейцарскому юридическому лицу передавались бы 100% акций российского юридического лица; первоначальные акционеры российского лица становились бы акционерами швейцарского АО и заключали бы между собой акционерное соглашение, регулируемое швейцарским правом. В подобном соглашении акционеры могли бы прописать вопросы управления российским акционерным обществом.

Еще одним очевидным преимуществом подобной схемы было бы то, что стороны акционерного соглашения могли бы выбрать международный арбитраж (третейский суд) в качестве способа урегулирования возможных корпоративных споров и конфликтов. В России же стороны лишены подобной возможности, поскольку российские арбитражные суды склонны придерживаться позиции об исключительной подсудности корпоративных споров государственным арбитражным судам.

Приведенный пример позволяет говорить, что иностранная юрисдикция позволяет российским предпринимателям воспользоваться большей свободой действий, которую предоставляет зарубежное законодательство в сравнении со стесняющими рамками российского права.

Деофшоризация: юрисдикция юрисдикции рознь
Итак, для желающих развивать свой бизнес на российском и зарубежных рынках, реальной альтернативы иностранным юрисдикциям на текущей момент не существует. Вопрос заключается лишь в выборе наиболее подходящей.

Иностранная юрисдикция предоставляет массу преимуществ российским предпринимателям. Однако по степени прозрачности и пригодности для международный транзакций иностранные юрисдикции отличаются друг от друга. Обычно происходит противопоставление так называемых «офшоров» прочим юрисдикциям, к которым нет претензий с точки зрения степени транспарентности.

Обычно под офшором понимается юрисдикция с низкими налоговыми ставками. Однако данное определение недостаточно корректно. Выгодные налоговые ставки, конечно, сопутствуют офшорным юрисдикциям. Вместе с тем, офшорами их делает нетранспарентность.

Не всё то золото, что блестит
Действительно, не всё то, что кажется хорошим по внешним признакам, действительно хорошее. Применительно к иностранным юрисдикциям использование данного устойчивого выражения может также быть вполне оправданным. Иностранные юрисдикции, кажущиеся перспективными для ведения бизнеса (например, Гонконг или Сингапур), зачастую могут таить в себе

неожиданные и часто неприятные сюрпризы, которые наше преуспевающее молочное предприятие, стремящееся выйти на международный рынок, должно избегать.

В данной связи, Портал «Швейцария Деловая» публикует в разделе «Новости мировых финансов» краткое описание рисков, связанных с юрисдикциями, которые в той или иной степени могут считаться конкурентами Швейцарии.

Обновление от 25.11.2014: В России принят закон о деофшоризации

business-swiss.ch

Деофшоризация | Оффшоры и международное право

Кого можно считать контролирующим лицом?

Контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%, либо более 10%, если доля всех российских налоговых резидентов в уставном капитале превышает 50%. Также, определяя долю участия, нужно помнить про взаимозависимость лиц, доли участия которых суммируются для определения итоговых значений (ст. 25.13 НК РФ). Взаимозависимыми лицами, согласно Закону, признаются супруг/супруга и несовершеннолетние дети.

Если российский налоговый резидент владеет, например, 15% компании, и он не знает, сколько еще в компании российских бенефициаров, то как быть в этой ситуации? Должен ли он подавать уведомление об участии в иностранной организации?

Сергей Шаталов, Заместитель министра финансов, в одном из интервью высказал позицию Министерства касательно этого вопроса: «…Законом установлено, что одним из критериев контроля является владение 10-процентной долей в капитале иностранной компании при условии, что налоговые резиденты России в совокупности владеют долей в размере не менее 50%. Резонен вопрос: а возможна ли ситуация, когда у Вас, скажем, 11%, а о том, что есть другие резиденты, за счет которых достигаются те самые 50%, Вы не знаете? В поправках есть ответ на этот вопрос. Вы должны проинформировать налоговый орган только о своих 11%, а дальнейший анализ с последующим информированием о контроле, если он будет установлен, возлагается на налоговые органы».


Наверняка, будут еще разъяснительные письма по этому вопросу. Формально, если доля участия менее 10%, то обязанности декларировать участие в иностранной структуре не возникает.
В таком случае интересна ситуация, когда в компании 10 российских резидентов (девять участников по 9% и один — 19%). Соответственно, даже если акционер с 19% заявит о своем участии, он не будет признан контролирующим лицом, поскольку остальные 9 акционеров не заявят о своем участии, так как данного обязательства у них не возникает, и налоговый орган не сможет установить факт превышения российскими резидентами общего порога владения в 50%.

gsl.org

Деофшоризация Википедия

Деофшоризация (англ. de-offshorization, от слова offshoring) — система законодательных инициатив в Российской Федерации, направленных против сокрытия доходов российских предприятий, формально принадлежащих компаниям, находящимся в офшорах. Данная мера призвана повысить собираемость налогов, усложнить отмывание криминальных денег и привести к большей ясности о собственниках предприятий.

См. также Мировая борьба с офшорами

История возникновения и использования понятия «деофшоризация»[ | ]

Еще в декабре 2011 г. В. В. Путин, тогда Председатель Правительства Российской Федерации, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить [средства] где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара»[1].

13 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин заявил[2]: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу»[3]. Он отметил, что российских предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции», — сказал Путин[4].

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ФНС России представила первый в истории проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В этом документе предлагалось внести изменения как в Налоговый екс РФ, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы[5] также запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Термин «конечный бенефициар», использованный в законопроекте ФНС России, означал физическое либо юридическое лицо, которое напрямую или через участие в других организациях либо иным способом получает доход данной организации и обладает правом владеть, пользоваться и распоряжаться данным доходом, то есть фактическим правом на определение дальнейшей экономической судьбы дохода; либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и/или распоряжаться данным доходом. При определении конечного бенефициара организации принимается во внимание фактическое право на владение, пользование и распоряжение доходом, а не его формальное закрепление. Конечным бенефициаром не признается физическое или юридическое лицо, такое как агент, доверительный управляющий или иное уполномоченное лицо, действующее от своего имени, но за счет других заинтересованных сторон[источник не указан 560 дней

ru-wiki.ru

Деофшоризация

В связи с санкциями против России и украинской ситуацией в нашей стране активизировался процесс возвращения активов под российскую юрисдикцию. Это касается компаний, которые вели свою деятельность в России, а официально зарегистрированы были в офшорах. Это значительно снижало налоги на бизнес, а государство теряло большую часть своей казны, так как отчисления производились в тех государствах, где зарегистрирована компания. Что такое деофшоризация и какими темпами она проходит, поговорим подробнее.

Офшоры – это небольшие независимые государства за рубежом с упрощенным налогообложением для иностранных компаний. В их число входит заокеанская часть Великобритании и другие западные страны.

Понятие «деофшоризация» – это возврат капиталов российских компаний в наше государство. Причины – всемирный экономический кризис и недостаток средств в казне государства.

Немного истории

Возвращение российского капитала на родину – вопрос, который волнует государство уже не первый год. Вот основные мероприятия, которые послужили мощным толчком к возвращению отечественных капиталов:

В 2010 году инициаторами процесса возврата денег были не только Россия, но и власти других государств, например Германии. Основная причина начала деофшоризации – поддержка российской экономики в условиях всемирного кризиса. Также не стоит забывать о других процессах, так называемых «дедолларизации» и «евроскептицизме» (или в российской вариации – «америкоскептицизме»).

2013 год подстегнул российских предпринимателей Карибским кризисом. Немецкое правительство в лице Ангелы Меркель и Евросоюз поставили условия перед правительствами карибских государств, что финансовая помощь им будет оказана только в том случае, если на часть банковских вкладов будет введен налог. Это фактически привело бы к экспроприации части вкладов.

А 30% вкладов в карибских банках принадлежало российским предпринимателям. Российское правительство вторично внесло предложения предпринимателям вывести свой капитал из офшоров. Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.

Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.

В 2014 году процесс деофшоризации резко ускорился, так как кризис на Украине и санкции против России заставили предпринимателей задуматься о сохранности своего капитала за рубежом. В силу вступило антиофшорное законодательство, которое обязало сообщать в налоговую службу России о долях в зарубежном бизнесе. Был запущен механизм по налогообложению компаний, зарегистрированных в офшорах.

2016 год принес российским предпринимателям новый закон о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК), который вступил в силу 29.01.2016 и был принят в третьем чтении Госдумой. Закон дал больше возможностей для реструктуризации КИК.

Основные цели, которые преследовало российское правительство, – это вернуть российские средства из-за рубежа в казну государства и обезопасить крупный отечественный бизнес.

Какие изменения произошли и ожидают предпринимателей

Прецедентные изменения в Налоговом кодексе были внесены Законом № 150-ФЗ. В силу изменения вступили с 08.06.2015. Согласно новшествам, предприниматели должны уплачивать налог с зарубежного бизнеса, который контролируется резидентами РФ. Рассмотрим несколько основных моментов из закона о КИК:

  1. Глава 3.4 НК РФ регламентирует и запускает механизм налогообложения с прибыли компаний, которые осуществляют свою деятельность в России, а зарегистрированы в зарубежных государствах, особенно в офшорах. А также в главе рассматривается ответственность за неисполнение закона.
  2. Ст. 246.2 НК РФ регламентирует порядок, по которому организация признается резидентом России по критерию «место управления».
  3. Ст. 7 НК РФ регламентирует международные налоговые соглашения, чтобы с предпринимателя не взимался двойной налог.

Все предприниматели, которые вели свою деятельность в России, а регистрировались за рубежом, с 2015 года обязаны уплатить в казну налог на прибыль или НДФЛ.

При этом закон не запрещает нашим гражданам участвовать в иностранном бизнесе, владеть акциями и получать прибыль с этого вида деятельности. Он всего лишь обязывает резидентов РФ отчитываться о своей прибыли и вовремя уплачивать налоги.

Закон о КИК действует во всех развитых государствах: Австралии, Аргентине, США, Испании, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, Норвегии, Китае, Японии. Россия самая последняя присоединилась к общему списку.

Самые большие изменения были внесены в закон о КИК в июне 2015 года и в феврале 2016 года Законами № 150-ФЗ и № 32-ФЗ.

По первому пакету изменений юридические лица, зарегистрированные за рубежом, в том числе в офшорной зоне, не смогут получить субсидии от государства, инвестиции и госгарантии. В законопроекте отмечается, что под данный закон попадают также и те предприниматели, чья доля в офшорных организациях превышает 50%.

Предприниматели КИК наделяются правом выбора, как определить свою финансовую отчетность – по РЗ или по международным стандартам. Внесены уточнения, что юридическое лицо, являющееся одним из учредителей КИК, не имеет права признаваться контролирующим. Этим исключается двойной налог на прибыль в разных государствах.

Еще одно изменение коснулось сроков ликвидации КИК – их увеличили на один год (до 1 января 2018 года). Ранее в законопроекте указывались сроки до 1 января 2017 года. Как отмечается в пояснительной записке, факт продления обоснован объективными причинами: время на проверки, судебные тяжбы и учет прав акционеров. Но если предприниматель хочет получить привилегии, которые доступны гражданам РФ (освобождение от налога на доход), то ликвидировать компанию следует до 1 января 2017 года.

Крупные российские предприниматели сначала неохотно восприняли новый закон, но с обострением русофобии на Западе активно приступили к выводу своих средств из-за рубежа. Этот закон должен помочь нашей экономике преодолеть кризис.

zhazhda.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *