Что такое евразийский экономический союз – Евразийский экономический союз. Справка — РИА Новости, 20.05.2016

Содержание

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

3,2%в структуре мирового ВВП

2,2%мирового промышленного производства

2,8%мирового экспорта

Общеэкономические показатели

  • Валовой внутренний продукт в ЕАЭС —
    1,9 трлн долларов
  • Промышленное производство в 2017 году —
    101,8% к 2016
  • Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году — 877,6 млрд долларов США
    (2,8% мирового экспорта, 1,9% мирового импорта)

2,4%от мировой численности населения

2,8%от мировой численности

на 2,2%ниже уровня ЕС

Население

  • Численность населения —
    183,8 млн человек
  • Численность экономически активного
    населения — 94,3 млн человек
  • Уровень безработицы — 5,4% (ЕС – 7,6%, США – 4,4%, Мир – 5,5%)

14,5%мировой выработки

20,2%мировой выработки

4,9%мировой выработки

Энергетика

  • Добыча нефти — 634,2 млн тонн
  • Добыча газа — 744,7 млрд куб м
  • Выработка электроэнергии — 1 255,0 млрд кВт ч

5,0%мировой выработки

16,6%мировой выработки

4,7%мировой выработки

Промышленность

  • Производство стали —
    83,1 млн тонн
  • Производство минеральных удобрений —
    31,3 млн тонн
  • Производство чугуна —
    55,9 млн тонн

8%место в мире

4,7%место в мире

3,9%мировых пользователей интернета

Инфраструктура

  • Длина железнодорожных
    путей — 109,7 тыс км 7,8% от мировой протяженности
  • Протяженность автомобильных
    дорог — 1712,7 тыс км 2,6% от мировой протяженности
  • Доля населения, имеющая доступ
    к сети интернет — 86,0% населения

5,5%мировой выработки

5,3%мировой выработки

6,9%мировой выработки

Сельское хозяйство

  • Сельскохозяйственное производство —
    123,9 млрд долл США
  • Валовой сбор зерновых и зернобобовых
    культур — 166,1 млн тонн
  • Производство молока — 46,3 млн тонн

Евразийский
экономический
союз

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

www.eaeunion.org

Евразийский экономический союз — это… Что такое Евразийский экономический союз?

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Сотрудничество в сфере межгосударственной интеграции в сфере экономики на постсоветском пространстве ведется с конца 1990-х годов.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Данный документ без конкретизации сроков реализации предполагал отмену таможенного контроля на внутренних границах, проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

10 октября 2000 года было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (договор вступил в силу 30 мая 2001 года). В состав ЕврАзЭС вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В 2006 году были подписаны протоколы о присоединении к Договору об учреждении ЕврАзЭС Узбекистана. В 2008 году членство Узбекистана в ЕврАзЭС было приостановлено.

В 2002 году статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Украина и Молдавия, в 2003 году — Армения. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза (ТС) трех государств — Белоруссии, Казахстана и России.

27 ноября 2009 года Договор о Таможенном кодексе был подписан. Были утверждены Единый таможенный тариф ТС (введен в действие с 1 января 2010 года), Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие международные документы, направленные на осуществление единого таможенно-тарифного регулирования. Принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС. 6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.

С 1 июля 2011 года Таможенный союз начал функционировать полноценно: был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном, все виды таможенного контроля и оформления были перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

19 декабря 2009 года в Алма-Ате (Казахстан) на неформальной встрече глав государств-членов Таможенного союза было принято решение об утверждении Плана действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России. С 1 января 2012 года в действие был введен пакет из 17 базовых соглашений, формирующих ЕЭП.

2 февраля 2012 года начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП.

18 ноября 2011 года в ходе встречи президентов России, Белоруссии и Казахстана в Москве была подписана декларация о Евразийской экономической интеграции, в которой в качестве одной из основных перспективных целей евразийской экономической интеграции было провозглашено создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

29 мая 2014 года в Астане Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступает в силу 1 января 2015 года.

26 сентября 2014 года договор ратифицировала Государственная Дума РФ.

1 октября 2014 года Совет Федерации ратифицировал Договор о ЕАЭС.

В этот же день депутаты мажилиса (нижняя палата) парламента Казахстана на своем пленарном заседании одобрили законопроект «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

О намерении присоединиться к евразийской интеграции заявили Армения и Киргизия.

2 октября 2014 года правительство Армении одобрило проект Договора о присоединении республики к ЕАЭС.

В октябре также планируется ратификация Договора о создании ЕАЭС парламентом Белоруссии. В Палату представителей Национального собрания Белоруссии документ поступил 30 сентября.

10 октября в Минске ожидаются переговоры, в рамках которых планируется решить вопрос о принятии в Евразийский экономический союз Армении и Киргизии.

Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд ЕАЭС — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.

Переход на единую валюту в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может произойти не ранее 2025 года.

Президенты России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев перед заседанием Высшего Евразийского экономического совета

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Кто входит в евразийский экономический союз, ЕАЭС состав

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

Список стран-участников Таможенного союза в 2018 году

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

21.12.2017

Евразийский экономический союз

1. Участие в работе по совершенствованию таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе в разработке и реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС

Основное направление сотрудничества таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время – это совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС.

Вопрос 36. Евразийский экономический союз: задачи и значение.

Начала функционировать со 2 февраля 2012 года.

Основное назначение ЕЭК — обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

С первого января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. ФТС России активно участвует в работе по подготовке проектов решений ЕЭК, предусмотренных новым кодексом.

Таможенные службы 5 стран осуществляют тесное взаимодействие в рамках заседаний Консультативного комитета по таможенному регулированию при ЕЭК, а также в работе по согласованию проектов решений ЕЭК.

2. Участие в работе Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза

Объединённая коллегия таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Объединенная коллегия) координирует практические действия таможенных служб государств – членов ЕАЭС в рамках применения единых принципов таможенного администрирования, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела.

Объединенная коллегия образована в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22.06.2011. В 2015 году к Договору присоединились Армения и Киргизия.

Председатель Объединенной коллегии — руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Заместителями Председателя Объединенной коллегии являются руководители таможенных служб всех государств – членов ЕАЭС.

Функции рабочего аппарата – Секретариата Объединенной коллегии выполняет таможенная служба Российской Федерации.

Основными задачами Объединенной коллегии являются:

— координация деятельности таможенных служб стран в рамках ЕАЭС;

— участие в формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальных таможенных служб;

— обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции;

— обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС.

При Объединенной коллегии создано 9 рабочих групп по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе по вопросам классификации товаров, защиты интеллектуальной собственности, по таможенной экспертизе и экспертным исследованиям, по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров, по вопросам совершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, и другим вопросам.

Создание  Объединенной коллегии позволило эффективно, оперативно и на единых принципах решать широкий спектр практических вопросов функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и единообразно их применять.

В 2017 году проведено 4 заседания Объединенной коллегии, по итогам которых принято 99 решений по вопросам практического взаимодействия между таможенными службами государств – членов ЕАЭС, упрощения таможенного администрирования и единства правоприменительной практики.

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

EREPORT.RU

kvartal-sobitii.ru

Евразийский экономический союз — что это? Страны-участницы ЕАЭС :: BusinessMan.ru

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, — углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз — итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет — орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

businessman.ru

Что такое ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Создание экономического интеграционного объединения — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — призвано обеспечить экономические интересы объединения в целом, а также всех его участников.

29 мая 2014 года в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.

Документ объемом почти 1000 страниц состоит из четырех частей, включающих в себя 28 разделов, 118 статей и 32 приложения. При разработке Договора проведена работа по систематизации международных договоров, заключенных в рамках ТС и ЕЭП, то есть были исключены противоречия, оптимизированы и актуализированы действующие нормы, восполнены пробелы и сформирован единый понятийный аппарат. В Договор были включены нормы и правила ЕврАзЭС, отвечающие целям и задачам Союза по обеспечению свободы перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Положения договорно-правовой базы ТС и ЕЭП были приведены в соответствие с правилами и нормами ВТО.

Договор о ЕАЭС основан на кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства (68 международных договоров), а также дополнен новыми темами интеграционного «строительства». Дискуссия по согласованию наиболее чувствительных позиций была напряженной, но Комиссия во взаимодействии с партнерами из государств-членов уверенно и целенаправленно решила поставленную Президентами задачу.

В рамках Договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Евразийский экономический союз основывается на принципах международного права, среди которых наиболее значимые — суверенное равенство государств-членов, уважение особенностей политического устройства участников объединения, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, соблюдение принципов рыночной экономики и функционирования, как правило, без изъятий и ограничений.

Cоюз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Ранее Таможенный союз и Единое экономическое пространство функционировали в рамках институциональной структуры Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Таким образом, ЕАЭС становится значимым элементом мировой экономической архитектуры. Договором определяется, что ЕАЭС имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз может сотрудничать с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Введены нормы о соотношении Договора с иными международными договорами, о регистрации Договора в Секретариате ООН, положения о вступлении в Союз и выходе из Договора, а также положения о наблюдателях при Союзе.

Крайне важным с точки зрения повышения уровня транспарентности, сбалансированности и качества наднационального регулирования, а также развития институциональных мер по улучшению бизнес-климата является закрепление в Договоре новой внутренней процедуры — проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений Евразийской экономической комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.

Зафиксированный в Договоре Принцип «четырех свобод» как основополагающий принцип функционирования внутреннего рынка закрепил отказ от применения мер защиты внутреннего рынка во взаимной торговле. Завершение формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы — цель евразийской интеграции на данном этапе, который отличается большей глубиной интеграции в сравнении с предыдущими этапами — Таможенным союзом и Единым экономическим пространством.

Таким образом, в ходе напряженных, но конструктивных и доверительных дискуссий Стороны определили, в каких направлениях интеграция будет углубляться. Например, положениями Договора о Евразийском экономическом союзе с 1 января 2015 года устраняются 29 выявленных изъятий, барьеров и ограничений, в основном в сфере государственных закупок. Кроме того, в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе в течение различных переходных периодов устраняется 31 выявленное изъятие в сферах промышленной политики, а также санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Договором определены и в Союзе будут установлены правовые основы единого рынка услуг. Важнейшие из них — освобождение поставщика услуг от повторного учреждения в форме юридического лица с возможностью поставки услуг на основе разрешения на поставку услуг, выданного на территории государства-члена, где зарегистрирована организация-услугодатель, а также признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг. В том числе создаются условия для оказания услуги персоналом поставщика услуг одного государства-члена получателям услуг, находящимся на территории другого государства-члена. Договором закреплены гарантии для получателей услуг.

Также лидеры Беларуси, Казахстана и России договорились о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Договор предполагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики предполагается завершить к 2019 году, а общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов —в срок до 2025 года.

Договор определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий — в рамках ЕАЭС к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники). Это новые сферы интеграционного взаимодействия государств — членов Евразийского экономического союза. В целях обеспечения формирования общих рынков будут сформированы единые реестры зарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий. Общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий будут функционировать на основе решений Комиссии, устанавливающих единые правила регистрации, правила проведения исследований (испытаний), а также другие правила и требования, которые регулируют отдельные стадии обращения лекарственных средств и медицинских изделий.

В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что в первую очередь касается автомобильного и железнодорожного, воздушного, водного транспорта. Государства-члены будут реализовывать скоординированную (согласованную) транспортную политику, направленную на обеспечение экономической интеграции, формирование единого транспортного пространства. Также достигнута договоренность о формировании и реализации согласованной аграрной политики. Прогнозирование в агропромышленном комплексе, государственная поддержка сельского хозяйства, регулирование общего аграрного рынка, единые требования в сфере производства и обращения продукции, развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, научное и инновационное развитие АПК, интегрированное информационное обеспечение АПК — основные направления реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Что касается промышленной политики, Договор существенно развивает положения договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, которая регулировала только вопросы промышленных субсидий. Определены цели, задачи, принципы и механизмы промышленного сотрудничества в Союзе, в том числе предусмотрено, что при разработке и реализации политик в торговой, таможенно-тарифной, конкурентной в области государственных закупок, технического регулирования, развития предпринимательской деятельности, транспорта и инфраструктуры и других сферах учитываются интересы развития промышленности государств-членов.

Эффективное функционирование Евразийского экономического союза невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств — членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики являются формирование единых принципов функционирования экономики государств — членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

В части формирования и распространения официальной статистической информации Союза в Договоре закреплены принципы ее формирования. Кроме того, предусмотрено наделение Комиссии такими полномочиями, как разработка и утверждение методологии формирования официальной статистической информации Союза, составляемой на основе официальной статистической информации государств-членов, а также разработка совместно с уполномоченными органами государств-членов и утверждение программы развития интеграции в сфере статистики.

Договор о Союзе выводит на качественно новый уровень такое направление сотрудничества государств — членов Союза, как трудовая миграция. В целях расширения сферы возможного трудоустройства трудящимся государств-членов будет предоставлена возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда.

Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков по итогам пошаговой гармонизации законодательства государства — члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка.

В сфере налогов и налогообложения предусмотрено, что государства — члены Союза определяют направления взаимодействия налоговой политики в части гармонизации и совершенствования налогового законодательства, включая механизм взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, сближение ставок по наиболее чувствительным подакцизным товарам. В основе договоренностей заложен принцип недискриминации, который позволит избежать недобросовестной и ценовой конкуренции во взаимной торговле товарами, услугами.

Относительно сферы государственных (муниципальных) закупок Договор, сохраняя положения договорно-правовой базы ТС и ЕЭП о предоставлении национального режима, четко закрепляет, что этот режим предоставляется государствам-членам. При этом в Союзе будут расширены способы проведения закупок — введен запрос предложений, позволяющий выбирать лучшее предложение не только по критерию цены, но и по другим критериям: например, срок выполнения работ, качество работ (квалификация участников). В открытом конкурсе предусмотрена возможность использования двухэтапных процедур и предварительного квалификационного отбора.

Впервые Стороны договорились проводить согласованную политику в сфере защиты прав потребителей на территории Союза. Ранее договорно-правовая база ТС и ЕЭП не предусматривала подобных положений. Договор устанавливает, что эта политика направлена на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в рамках Союза. Определено, что граждане государств — членов Союза, а также иные лица, проживающие на их территориях, пользуются на территориях других государств-членов такой же правовой защитой в области защиты прав потребителей, что и граждане этих других государств-членов.

Помимо отраслевого содержания при разработке Договора стояли задачи по созданию институциональных основ функционирования Евразийского экономического союза. В Договоре прописана структура постоянно действующих органов Союза. Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят Главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже одного раза в год. Высший совет определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Союза и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Не реже двух раз в год собирается Евразийский межправительственный совет (ЕМПС) на уровне глав правительств. Он рассматривает по предложению Совета ЕЭК вопросы, по которым при принятии решения в Совете не был достигнут консенсус. В качестве постоянно действующего наднационального регулирующего органа Евразийского экономического союза свою работу продолжает Евразийская экономическая комиссия. Она состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Судебная ветвь представлена Судом Союза.

До создания самостоятельного судебного органа Союза вопросы разрешения споров в рамках Таможенного союза решались в Суде ЕврАзЭС. Целью деятельности Суда Союза станет обеспечение единообразного применения государствами-членами международных договоров в рамках договоров, заключенных с третьей стороной, и решений, принятых органами Союза.

1 января 2015 года — начало нового этапа в развитии евразийской экономической интеграции. Запуск полноценно функционирующего Евразийского экономического союза — это не только фиксация де-факто более глубокого уровня экономической интеграции на евразийском пространстве в сравнении с этапами Таможенного союза и Единого экономического пространства, но и утверждение легитимной стратегии для дальнейшего развития интеграции.

eurasiatourism.org

что это такое? Страны-участницы ЕАЭС

Сегодня вопросы о ЕАЭС, что это такое, какую силу может в себе заключать, постепенно находят свои ответы. Очевидно, что такие с виду устойчивые международные организации, как НАТО и Евросоюз, сплоченного западного мира приводит к логичному стягиванию аналогичного полиса силы на Востоке. И Россия стремится стать центром таких сил, создавая ЕАЭС, союз призван генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

Бездейственное СНГ

ЕАЭС – что это такое? Формально это молодое международное объединение, олицетворяющее собой восточное противостояние западным монолитам. Вместе с тем Евразийский союз отнюдь не новая идея, он был создан на базе уже существовавших, но показавших себя малоэффективными организаций. В принципе первым альянсом на данной территории можно считать известное СНГ – содружество независимых государств, которое по большей части было бездейственным союзом, имеющим крайне мало содержательности.

Второй организацией на этом пространстве стало Евразийское экономическое сообщество. Идея о его создании была подана президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. В течение пяти лет партнеры искали оптимальные решения реализации нового партнерства. И в 2000 году Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Кыргызстан подписали соответствующий договор, согласно которому партнерство вступало в силу в 2001 году.

Таможенный союз

Одним из главных вопросов ЕврАзЭс было обсуждение создания единого таможенного пространства. В итоге в начале 2010 года в рамках ЕврАзЭс начал работать Таможенный союз. Союз создавался с целью усиления торговой интеграции, создания торговых беспошлинных зон, где товарообмен не сопровождался бы какими бы то ни было экономическими ограничениями. В союз вошли все государства ЕАЭС, образование которого также активно обсуждалось с тех самых пор.

Внедрение действий единого таможенного кодекса, который был принят и ратифицирован всеми государствами участниками, не было безоблачным. Конфликт разгорелся между Кремлем и Минском, да так, что Владимир Путин пригрозил белорусскому лидеру, что действие союза начнется без него. В итоге в апреле 2011 года транспортный контроль на русско-белорусской границе был отменен. При сохраненном пограничном и миграционном контроле, экспорт из этих стран предполагает нулевую ставку НДС и отсутствие выплат по акцизам. При импорте НДС и акцизы поступают в налоговые органы Российской Федерации.

Второй шаг – к единому пространству

В конце 2011 года страны участницы создали Евразийскую экономическую комиссию. Среди главных задач комиссии было, в том числе, еще большее укрепление экономических связей в качестве плацдарма, на котором и должно было развернуться создание ЕАЭС.

В начале 2012 года было образовано Единое экономическое пространство (ЕЭП), усиливавшее взаимную интеграцию стран. Начало работы было ознаменовано ратифицированными всеми членами созданного пространства документами в количестве 17 соглашений.

Это было последним организационным этапом, результатом которого стало подписанное 29 мая прошлого года в деловом центре Казахстана Астане соглашения о создании ЕАЭС. Первого января этого года союз вступил в силу при участии России, Казахстана и Белоруссии, на день позже соглашения ратифицировала Армения. И лишь спустя четыре месяца состоялось вступление Кыргызстана.

Армянская доля

Довольно долго с присоединением к российским союзам на азиатском театре мировой геополитики тянула Армения. И хотя в новорожденное объединение страна вступила 2 января этого года, до этих пор несколько лет вытягивала для себя дополнительные преференции при любых разговорах о вступлении в тот же Таможенный союз и в более ранние организации. По итогам тактики затягивания Армения выбила 1,13 % доли от таможенных пошлин товаров, ввозимых на территорию союза. Стоит отметить при этом, что страна не имеет прямых границ ни с кем из участников Таможенного союза. Помимо этого на единые таможенные тарифы на приобретение товаров (в основном речь идет о сельскохозяйственной продукции) Армения перейдет только к 2022 году. На молочку, яйца и мед отдельные тарифы будут действовать до 2020 года, а на фрукты и орехи – до 2019-го.

Аналогичные послабления предусмотрены и в других видах продовольственных товаров. До 2018 года будут применять нулевые таможенные пошлины на бензин, единый с ЕАЭС тариф будет введен только в 2020 году. Таким же образом планируется регулировать пошлины на фармацевтику, органическую и неорганическую продукцию, удобрения, бытовую химию и некоторые другие.

Льготы для нового участника в основном легли на самого крупного игрока союза – Россию и, по подсчетам некоторых экономистов, по итогам этого года может обойтись в 5,2 $млрд. Стоит добавить, что незадолго до официального вступления Армении в ЕАЭС, Евросоюз ассигновал 77,5 млн евро.

В полку прибыло

Последним на сегодняшний день участником, вступившим в союз, стал Кыргызстан, ЕАЭС окончательно примет нового игрока 29 мая, согласно подписанным документам. О вступлении 8 мая текущего года сообщил вновь избранный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В своей речи он отметил, что все сомнения, возникавшие ранее, были сняты.

Более того, тогда же казахский лидер сообщил и о намерении, которое высказали страны ЕАЭС не так давно, заключить договор о свободной зоне торговли с Вьетнамом. Интерес к данному соглашению также проявили Турция, Азербайджан, Индия и Монголия.

Стратегия экономического развития

Хотя был долгий путь к созданию ЕАЭС, что это такое с экономической точки зрения – по-прежнему не очень ясно. Декларировалось сразу несколько интеграционных положительных моментов для национальных экономик. В частности, конечная стоимость товаров должна снижаться за счет значительно уменьшившихся издержек на перевозку товаров внутри стран, а также на продажу их за рубеж. Экономическое развитие стран-участниц должно быть на одном уровне, что позволит обеспечить «здоровую» конкуренцию. Между тем, как страны достигнут одного уровня, не пояснялось. Кроме того, ожидается, что сокращение издержек в результате отмены торговых ограничений позволит увеличить производительность труда и, как следствие, повысить зарплату.

Разрастающаяся территория ЕАЭС и экономический рост приведут к увеличению спроса, полагают адепты союза, что, в свою очередь, будет стимулировать и способствовать наращиванию объемов производства всех видов товаров. И, таким образом, благосостояние народов, входящих в союз, должно только расти с каждым годом.

Компромиссные подходы

Несмотря на декларируемые задачи, свое существование союз все же начал с обязательств облегченной формы. Так, значительно меньший спектр полномочий был оставлен за Евразийскими экономическими комиссией и судом, которые должны были отслеживать и регулировать соблюдение договоренностей. При неисполнении постановлений ЕЭК, спор переходит в судебную плоскость. Однако решения, выносимые судом, носят рекомендательный характер, а конечно решение по спорным моментам принимаются на уровне совета лидеров государств. Более того до 2025 года, а то и на неопределенный срок отложены решения по вопросам создания финансового регулятора ЕАЭС, а также единого органа управления торговлей энергоресурсами.

Контрольные органы

В рамках ЕАЭС по примеру Евросоюза были созданы соответствующие управленческие органы: Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. В состав первого управленческого органа входят лидеры стран-участниц и председатели правительств данных государств. Лидеры в рамках союза встречаются ежегодно не реже одного раза, главы правительств собираются, как правило, два раза в год. Решения принимаются на демократических основах, они обязательны к выполнению для всех членов союза. В полномочия ВЕЭС также входит определение состава и компетенции других органов союза.

ЕЭК является постоянным органом союза. Его полномочия определены в уставе ЕАЭС и подразумевают обеспечение условий для успешного интегрирования стран в единые экономические реалии. Также ЕЭК были переданы компетенции существовавшей ранее комиссии ТС. Среди них определение макроэкономической, энергетической, валютной, миграционной политики; решение вопросов тарифного регулирования и естественных монополий, субсидирования и внешней торговли и многие другие. Бюджет ЕЭК формируется за счет взносов участников союза.

Реакция Запада

Организация сильного восточного альянса, разумеется, никак не улыбается странам Запада. И Европейские державы, и США выражают свои опасения и несогласие с любыми попытками интеграции на постсоветском пространстве, а уж тем более и в прежнем составе. Вопросом «ЕАЭС – что это такое, прежде всего, с политической точки зрения» на первых порах задавались едва ли не все политологи-антагонисты.

Наиболее категоричное недовольство звучало со стороны США, которые после создания Таможенного союза и в преддверии договоренностей о ЕАЭС однозначно обозначили это как попытки России занять доминирующее положение на постсоветском пространстве. Между тем, по версии американского политолога Збигнева Бжезинского, Россия может стать мощным державой и формировать восточный полис только при условии объединения с Украиной.

Перспективы единой валюты

Евразийский союз был создан относительно недавно, однако самыми актуальными вопросами остаются валютная и финансовая интеграция, которая предполагает, в частности, создание единой валюты, которая будет укреплять единый рынок между всеми странами участницами. Уже в марте этого года Владимир Путин дал поручение Центральному банку и нижней палате парламента найти решение данных вопросов совместно с центробанками всех стран участниц союза до 1 сентября текущего года.

Среди наименований новой денежной единицы обсуждаются «алтын» (термин тюркского происхождения, уходящий в бытность Золотой Орды) и «евраз», что пересекается с евро. Эксперты, комментируя идею единой валюты, отмечают, что полноценная интеграция без таковой невозможна. Ранее высказывалась также идея создания единого евразийского ЦБ по примеру Центрального Европейского банка для Казахстана, России и Белоруссии. В подписанных по этому вопросу документах значился 2025 год. В то же время ухудшающаяся геополитическая ситуация, вероятно, толкает, в частности, Владимира Путина на ускоренные меры, полагают аналитики.

Политические амбиции

Как только речь зашла о валютной интеграции в рамках ЕАЭС, международные эксперты еще четче стали оценивать союз с точки зрения исключительно политической плоскости. Эксперты утверждают, что ускорение этого процесса при полном недоверии ни к одной из валют стран-участниц – крайне рисковая операция, и перспективы ЕАЭС вызывают в данном разрезе большие вопросы. Понимание этого, разумеется, убедит партнеров пойти навстречу Москве, но и позволит выторговать себе немало послаблений. Все страны, утверждают аналитики, готовы на совместную работу только в случае, если могут получить что-то взамен. Покрываться эти преференции будут за счет российского бюджета. А поскольку крайняя заинтересованность в союзе очевидна с российской стороны, у нее и может быть самая слабая позиция.

fb.ru

Что такое Евразийский экономический союз? (05.05.2014) | Справка | Вопрос-Ответ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не собирается подписывать 29 мая в Астане договор об образовании Евразийского экономического союза в ущерб интересам своей страны.

«Сегодня мы, ещё раз подчёркиваю, ведём диалог прежде всего с Россией, как устаканить эти вопросы… В противном случае мы не можем пойти в ущерб себе на неравных условиях в этот экономический союз», — подчеркнул Лукашенко.

29 апреля президенты России, Белоруссии и Казахстана обсудили перспективы создания Евразийского экономического союза. Что предполагает это объединение, объясняет АиФ.ru.

Что такое Евразийский экономический союз?

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз Белоруссии, России и Казахстана, который должен быть создан к 1 января 2015 года.

Идея создания Евразийского экономического союза и единой валюты — алтына — принадлежит Нурсултану Назарбаеву, президенту Казахстана. В 2012 году эту идею поддержали Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

Интеграционные процессы по расширению экономического сотрудничества начали осуществляться с 2009 года, когда участникам удалось принять и ратифицировать около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза ЕврАзЭс. В частности, 28 ноября 2009 года было подписано соглашение по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. А в декабре 2010 года, на саммите ЕврАзЭС в Москве, были достигнуты договорённости о создании уже Евразийского союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

8 ноября 2011 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о создании Евразийского союза.

Создание Евразийского экономического союза включает в себя 5 этапов:

  • этап создания зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающий беспошлинную торговлю между государствами-участниками, но при этом их самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран;
  • этап создания Таможенного союза (ТС), предполагающий образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров внутри неё и выработкой уже общей таможенной и внешнеторговой политики;
  • этап создания единого рынка (экономического пространства) (ЕЭП), предполагающий свободу движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы внутри ЕЭП;
  • этап создания экономического союза, в рамках которого государства-члены координируют экономическую политику друг с другом;
  • абсолютная экономическая интеграция, в рамках которой наднациональный орган определяет денежную, налоговую, торговую и социальную политику для всех государств-членов.

Каковы преимущества ЕАЭС?

Евразийский экономический союз подразумевает создание экономического объединения государств, в котором будут отменены ограничения на движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме этого, в рамках союза будет проводиться согласованная и единая политика, касающаяся ключевых областей экономики.

Процесс интеграции также предусматривает:

  • снижение цен на товары и уменьшение издержек на перевозки;
  • стимулирование конкуренции на общем рынке;
  • повышение производительности;
  • наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;
  • увеличение занятости населения;
  • увеличение объёма рынка.

Какие существуют разногласия по поводу создания союза?

Белоруссия и Казахстан пока не готовы подписать договор о создании Евразийского экономического союза с Россией. Обе страны требуют от России уступок в экономических вопросах. Минск — отмены всех пошлин, а Астана — равного доступа к российским транзитным газо- и нефтепроводам.

Новый торговый режим вынудит Москву предоставлять Астане и Минску субсидии на 30 миллиардов долларов в год, что в пять раз выше той суммы, которая тратится на эти цели сегодня. Компенсировать расходы придётся российской нефтегазовой отрасли.

Отказ России от пошлины, которую Белоруссия уплачивает по всем экспортируемым нефтепродуктам, произведённым из российской нефти, будет стоить Москве 3–4 млрд долларов в год. Такую цену России придётся заплатить за доступ к стратегическим видам сырья, дешёвую рабочую силу и расширение рынков сбыта.

После вхождения в Евразийский экономический союз Россия будет субсидировать энергетический сектор стран-участниц объединения. Москва будет вынуждена осуществлять поставки энергоносителей по внутренним ценам. За счёт дешёвого сырья и энергоносителей для обеспечения своей промышленности выигрывает Белоруссия. Минск также получает крупный рынок сбыта для белорусских товаров с высокой добавленной стоимостью — машин, оборудования и транспортных средств.

Материал впервые опубликован 29 апреля 2014 года

Смотрите также:

www.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *