Демократический режим и антидемократический режим – 2. Характеристика демократических и антидемократических режимов

Содержание

2. Характеристика демократических и антидемократических режимов

Решая вопрос о классификации политических режимов на разных этапах развития общества, включая современный, и стремясь избежать возможной при этом в силу сложности и противоречивости самого предмета исследования путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида: демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её законных прав и интересов. Режим демократического государства выражается в следующем:

  1. Такой режим представляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

  2. Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

  3. Данный режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

  4. В демократическом государстве личность защищена от беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5. Демократический режим является следствием реального разделения властей.

6. Демократическая власть одинаково учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7. Демократичные методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

8. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства.

9. Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.

2

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный,илилиберально-демократический,который был характерен для западных государств в 19 веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах.

Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральные и марксистско-ленинский.

Еще одна главная черта традиционно-либеральной концепции демократии – предпочтение представительной демократии. Конституционность и ограничение политического господства – основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. Главное здесь – не стирание различия между правителями и управляемыми, а образование реальной основы для принятия решений. Народные представители, и те кто их избирает, одинаково конститутивны. Однако между ними четко проводится грань, — с одной стороны ответственность, с другой, — соучастие, компетентность представителя народа-депутата и полномочия, идущие от избирателя. “Традиционно-либеральная концепция демократии как представительной формы народовластия проводит принцип ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия”.

3Именно этот момент либеральной теории подвергается острой критике идентитарной концепции, поскольку, с их точки зрения, народ после избрания своих представителей оказывался под господством последних, самостоятельно принимающих любые решения.

Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений, хотя трактовка ею распыленности государственной власти и ограничение роли государства лишь арбитражем не могут быть приняты.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсунсной или социетальной демократии (ее наиболее известный представитель – Дж. Лиджпхарж). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методом компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение существует, прежде всего “сверху”, государством, государственной властью.

Концепция социальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти и имела очень сильные позиции (Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.). к тому же эта теория преувеличивает значение компромиссов и приуменьшает самостоятельность и силу государственной власти.

Третья современная теория – теория плебисцитарной демократии – была разработана на опыте Франции галлийского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытиями этой революцией возможности для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управлять профессионалами, во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. “Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научно-технической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям “вождизма” в государственной политике”.

4

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа – соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента), популистская демократия (осуществление мероприятий в интересах народа или, по крайней мере, выдвижение соответствующих лозунгов) и т.д.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

  1. Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан.

  2. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства.

  3. Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование её институтов через закрытые каналы.

  4. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа.

  5. Жестокие командно – административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие.

  6. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидации прогрессивных (как правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций.

  7. Политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведённой в ранг государственной.

  8. Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.

    5

Деспотическийрежим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тираническийрежим — также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашистскийрежим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно видеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

Кроме демократических и антидемократических политических режимов в теории государства и права выделяют переходные режимы. Переходные режимыформируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связанно с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т. д.

studfiles.net

Характеристика демократических и антидемократических режимов

Поиск Лекций

Решая вопрос о классификации политических режимов на разных этапах развития общества, включая современный, и стремясь избежать возможной при этом в силу сложности и противоречивости самого предмета исследования путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида: демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.

Демократические режимыскладываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её законных прав и интересов. Режим демократического государства выражается в следующем:

1. Такой режим представляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

2. Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

3. Данный режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

4. В демократическом государстве личность защищена от беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5. Демократический режим является следствием реального разделения властей.

6. Демократическая власть одинаково учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7. Демократичные методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

8. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства.

9. Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.[2]

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный, или либерально-демократический, который был характерен для западных государств в 19 веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах.

Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральные и марксистско-ленинский.

Еще одна главная черта традиционно-либеральной концепции демократии – предпочтение представительной демократии. Конституционность и ограничение политического господства – основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. Главное здесь – не стирание различия между правителями и управляемыми, а образование реальной основы для принятия решений. Народные представители, и те кто их избирает, одинаково конститутивны. Однако между ними четко проводится грань, — с одной стороны ответственность, с другой, — соучастие, компетентность представителя народа-депутата и полномочия, идущие от избирателя. “Традиционно-либеральная концепция демократии как представительной формы народовластия проводит принцип ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия”.[3] Именно этот момент либеральной теории подвергается острой критике идентитарной концепции, поскольку, с их точки зрения, народ после избрания своих представителей оказывался под господством последних, самостоятельно принимающих любые решения.

Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений, хотя трактовка ею распыленности государственной власти и ограничение роли государства лишь арбитражем не могут быть приняты.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсунсной или социетальной демократии (ее наиболее известный представитель – Дж. Лиджпхарж). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методом компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение существует, прежде всего “сверху”, государством, государственной властью.

Концепция социальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти и имела очень сильные позиции (Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.). к тому же эта теория преувеличивает значение компромиссов и приуменьшает самостоятельность и силу государственной власти.

Третья современная теория – теория плебисцитарной демократии – была разработана на опыте Франции галлийского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытиями этой революцией возможности для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управлять профессионалами, во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. “Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научно-технической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям “вождизма” в государственной политике”.[4]

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа – соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента), популистская демократия (осуществление мероприятий в интересах народа или, по крайней мере, выдвижение соответствующих лозунгов) и т.д.

Антидемократические режимыхарактеризуются следующими признаками:

1. Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан.

2. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства.

3. Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование её институтов через закрытые каналы.

4. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа.

5. Жестокие командно – административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие.

6. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидации прогрессивных (как правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций.

7. Политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведённой в ранг государственной.

8. Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.[5]

Деспотический режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тиранический режим — также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно видеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

Кроме демократических и антидемократических политических режимов в теории государства и права выделяют переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связанно с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т. д.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

понятие, виды, признаки :: SYL.ru

Спарта. Имущественное равенство, внешний вид по строгим нормам, как жилище и нравственность. Дети воспитывались в агелах-стадах, если власть позволила им жить. Антидемократический режим так же древен, как и демократический, точнее, стремление к последнему. Потому что демократия – идеал, к которому общество всего лишь на пути, или утопия, которой никогда не достичь. И справедливым кажется мнение, что всякая демократия имеет свои пределы.

Антидемократический режим тоже без «иммунитета» и не раз был свергнут. Иногда распускался самопроизвольно. Древний Египет, католическая Испания в Средневековье, Пруссия – истоки тоталитаризма как основного контррежима демократии.

Разбирая антидемократические режимы (понятие и виды), будем опираться на мнения политологов и историков. Именно работы этих специалистов являются наиболее авторитетными источниками.

Антидемократический режим: понятие

Чем отличает такой режим от демократии? Проще всего такое определение: антидемократический режим – антипод демократии. При таком состоянии государственной и политической жизни в обществе не работает принцип разделения властей, граждане не влияют ни на какие процессы в государстве, никак не участвуют в управлении страной.

Монополия на власть есть только у элитарной группы или одного правителя, а народ лишен ресурсов контролировать её.

Признаки антидемократического режима

Правитель государства не учитывает мнение граждан, да и не спрашивает вовсе. Методы управления – сугубо диктаторские. Сравнивая демократический и антидемократический режимы, обычно отмечают особенности последнего:

  1. Давление над личностью.
  2. Реальные права и свободы человека не реализованы в полной мере или вовсе речь о них не идет.
  3. Диктатура власти.

Есть, конечно, и множество других, мелких отличий, но это основные.

Виды антидемократических режимов

В этом вопросе мнения теоретиков государства и права разнятся. Одни делят антидемократический режим на два вида: тоталитаризм и авторитаризм. Противоположное мнение основывается на положении, что авторитаризм – это часть тоталитаризма, его разновидность. При тоталитаризме происходит монополизация власти, при авторитаризме — тоже, но здесь значение приобретает фактор политического господства одной личности. Поэтому в противовес демократическому режиму стоит тоталитаризм, выраженный разными формами, но с единой задачей.

Тоталитаризм, несмотря на многовековое свое существование, как понятие оформился в двадцатом веке. Противоположная демократии категория включает виды:

  • авторитарный;
  • деспотический;
  • расистский;
  • фашистский;
  • клирекально-фундаменталистский;
  • военно-полицейский;
  • теократический.

Почему так много? Все просто: эти виды сложились под влиянием узурпаторов власти. На что хватило их фантазии и концепций, то и стало содержанием режима.

Деспотический режим

Его еще называют абсолютистским. Формировался такой режим власти с древности и берет начало от монархической формы правления. Правитель управляет, устрашая народ. Проявление недовольства жестоко подавляется, и меры наказания не аргументированы и неоспоримы.

Этот режим проявился на первых этапах становления государственности на Ближнем Востоке и в Южной Америке.

Тиранический режим

Если власть к правителю-деспоту переходит по наследованию, то тиранический режим достигается через захват власти, переворот и смещение законного правителя. Самый яркий пример – режим Пола Пота в Кампучии. Жертвами его правления стали больше трех миллионов человек.

Власть тирана строится на устрашении и превентивном принуждении. Казни, террор, геноцид – очевидные характеристики режима.

Фашистский режим

Власть в руках партийной элиты, которой управляет диктатор. Большинство борется с меньшинством, к которым могут относиться представители какой-либо расы.

В фашистском государстве граждане объединяются вокруг цели – обретение мирового господства. Для её достижения диктатор требует от народа жертвовать и повиноваться. Пример: попытка построить Третий рейх, предпринятая Германией во главе с Адольфом Гитлером.

Реформы в социальной сфере, направленные на улучшение состояния рынка труда или повышение уровня благосостояния, отвлекают людей от прихода новой морали или религии. В той же Германии нацизм «сплели» с христианством и язычеством.

Фашистский режим в современной истории считается самым жестоким и преступным.

Расистский режим

В некоторых чертах сохранялся в США до второй половины двадцатого века. Люди белой расы провозглашались государством и единой властью, главенствующей над чернокожими. Темнокожих считали второсортными. Вешали таблички «Черным вход запрещен» и судили чернокожих пассажиров автобуса, не уступивших место белому человеку. И все это в то время, когда Юрий Гагарин полетел в космос.

Военно-политический режим

Власть, исповедующая такой режим, приходит через военный переворот. В дальнейшем тоже опирается на армию и полицию. Пример: переворот в Того и Пакистане.

Идейным вдохновителем и исполнителем переворота является военачальник. К нему и переходит после власть. Армия становится не частью власти, а самой властью. Правда, обращается к созданию государственных органов. Но они слишком переплетаются, чтобы стать различимыми. Например, в Индонезии созданные госструктуры в основном состояли из военных.

Самый иллюстрированный военный режим создал генерал Пиночет в Чили. Военная хунта с ним во главе правила больше двадцати лет, сделав своими жертвами тысячи чилийцев.

Власть опирается на насилие, загоняя народ в «казарму».

Теократический режим

Этот режим основывается на «божественном» правлении. Властитель отвечает только перед Богом. Религиозный лидер имеет статус пророка или потомка божества. Например, Микадо в древней Японии считался внуком богини. Аятолла Хомейни и король Иордании Адбалла II – потомки пророков.

Религия проникает и влияет на политику, например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс законы содержали тезисы теократии, а в современных демократиях Италии, Испании и Польше политической силой обладает католицизм.

Черты теократического режима проявляются в политике Бутана, Таиланда – на основе буддизма, в Непале – основой теократии там является иудаизм.

Конечно, Израиль наших дней – не теократическое государство, но раввин обладает исключительным авторитетом и политическим весом.

Однако больше других к теократическому режиму склонны исламские государства. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Оман. Мусульманами управляют правители, восходящие по родовой линии к пророку Мухаммеду и его соратникам. Священнослужители участвуют в принятии политических решений, создаются фетвы – документы, определяющие правило поведения со ссылками на Коран и Сунну.

Теократический режим страхует экономика, укрепленная нефтедобывающей отраслью.

Фундаменталистский режим

Разновидность теократии. Пример: Иран под правительством Аятоллы Хомейни.

Государство и граждане должны вернуться к истокам ислама и мусульманским ценностям. Режим жесток в выполнении цели и бескомпромиссен в борьбе с безбожниками. Писателя Рушди казнили за «Сатанинские стихи».

Насилие правительства над обществом легитимно, власть имеет индульгенцию на жестокость при попрании «предписаний». В таком режиме Запад – абсолютное зло, считается, что будущее только за мусульманским фундаментализмом.

Клерикально-фундаменталистский режим

Тоже разновидность теократической политической системы. Правители не претендуют на родственную связь с Богом или пророками, но, используя веру, становятся у власти государств. Пример, сначала Египет, позже Сирия, Ирак и Ливия.

Авторитарный режим

Антидемократический политический режим с целью укрепить государство, сохранить его целостность, не допустить сепаратизма и создать эффективную экономику, при сосредоточении всей власти в руках одного человека.

Режим характеризуется централизованным управлением и санкционированным государственным насилием по отношению к гражданам. Он не может существовать без всецелой поддержки полиции или армии. Оппозиция власти недопустима.

Интересы государства важнее интересов личности, нарушение прав человека становится нормой. Однако такой режим зачастую пользуется доверием народа.

Антидемократические режимы в Европе

Когда говорят о примерах недемократического режима, то чаще всего в качестве примера приводят только Советский Союз. Но несправедливо не упоминать диктатуры в Европе. Становление антидемократических режимов в Европе в разные годы было характерно для таких стран:

  1. 30-е годы – Австрия, Испания, Португалия.
  2. В 1926 г. в Польше генерал Пилсудский пришел к власти после переворота. Почти через десять лет в стране отменят парламентскую систему и введут авторитарную военную диктатуру.
  3. Югославия, Румыния и Болгария провозгласили «королевскую диктатуру».
  4. Литва, 1927 г. Анастас Сметона стал «вождем нации», используя поддержку армии и терроризм. Разогнал парламент.
  5. Премьер-министр Латвии добился единоличной власти после госпереворота и провозгласил себя «вождем и отцом нации».
  6. Эстония в середине тридцатых годов отдала власть диктатору Константину Пятсу.

Примечательно, что авторитарные государства сразу же начинают активное экономическое сотрудничество с Германией, пропагандируя милитаризм. Прямо не узнать миролюбивых европейцев, которые решили, что только в войне могут проявить свои лучшие качества: боевой дух и преданность вождю.

Вообще, в то время в демократию искренне не верили и совершенно не стеснялись заявлять о своих сомнениях во всеуслышание.

Уинстон Черчилль говорил, что желание строить демократическое общество отпадет после нескольких минут беседы со средним избирателем. Свежо и высказывание Альбера Камю, считавшего, что демократия охраняет только лишь меньшинство. Известна цитата Иосифа Сталина о монополизации Соединенными Штатами Америки самого понятия «демократия», которое трактуется как власть американского народа. И только его.

www.syl.ru

понятие и виды. Демократические и антидемократические режимы. Политический (государственный) режим современной России.

 

Политический (государственный) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

1. Демократический режим

· Народовластие

· Прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

· Признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства.

· Единственный источник власти — народ.

· Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

· Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям.

· В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

 

 

2. Недемократические режимы:

2.1. Деспотический

· Предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

 

2.2. Тиранический

· Близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

 

2.3. Тоталитарный

· Означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

 

2.4. Фашистский

· Является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

 

2.5. Авторитарный

· Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

 

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима.

Вопрос 9. Типы государства.

Типология государства с точки зрения формационного подхода.

Марксистко — ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое , теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление

2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода.

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, «в снятом виде», в виде «цивилизованного варварства»[1].

Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.

Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. «Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней», — писал К. Маркс.

Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях «цивилизация — варварство» выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства.

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко — от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы «доказать» культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его «партнеров» мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим «приговоры» народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли[3]. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.




infopedia.su

понятие и признаки (демократический, антидемократический) и их проявление.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 12Следующая ⇒

Форма государства — это его устойчивое устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми и государством в процессе управления, способов организации высших органов власти и в административно — территориальном делении государства.

Форма государства связана с признаками государства, которые являются своеобразными предпосылками формы в ходе исторического развития. В форме государства выражается природа и организация публичной власти, управляющие делами общества.

Иначе говоря, форма государства — это способ организации государственной власти. Причины разнообразия форм государства различны. Форма зависит от типа государства. Феодальному государству, например, наиболее присуща монархия, буржуазному — республика.

Важной причиной многообразия форм является соотношение классовых и социальных сил в обществе. Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократического режима. Победа реакционных сил связана с установлением антидемократических режимов.

На федеративное устройство огромное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготит к унитарному государству. Многонациональные государства с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей — к федеративному устройству.

На форму государства могут оказывать большое влияние традиции, идеология, в том числе и религиозная (ислам, например). Светский руководитель государства может быть одновременно и духовным лидером. Форма государства включает в себя 3 элемента:

• Форму правления

• Форму государственного устройства

• Политический (государственный) режим

Под формой правления подразумевается организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим выделяются монархические и республиканские формы правления.

В монархии во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало монархической династии дают выборы.

Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву. Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия, в его руках сосредоточена вся полнота верховной государственной власти. Монарх выступает источником всякого права.

В абсолютной монархии государственная власть осуществляется монархом единолично. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента.

В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры, зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето и иногда даже право роспуска парламента.

Правовое положение монарха существенно ограничено.

В республике источником власти является народное большинство.

В парламентской республике глава исполнительной власти и его кабинет назначается и контролируется парламентом. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. Президент в парламентских республиках играет незначительную роль.

В президентской республике избранный глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента, и которое он может распустить.

Президент избирается всенародно и призван отстаивать общегосударственные интересы. Смешенную республику можно охарактеризовать как парламентско-президентскую или президентско-парламентскую в зависимости от превалирования полномочий либо парламента, либо президента.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

По этому признаку государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство — это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Оно делится только на административно — территориальные части, не обладающие суверенитетом. Административно — территориальные единицы подчиняются единым общим для всей страны высшим органом власти и управления.

Федерация — союзное государство — это объединение нескольких государств, являющимися правомерными членами федерации. Соотношение между высшими органами власти и управления федерации в целом и высшими органами власти и управления каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяется на основе договора. Федерации могут строится по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Относительно конфедерации — временного юридического союза суверенных государств, созданного для реализации их общих интересов — в современный теоретико-правовой литературе нет единого мнения. Некоторые учения относят ее к форме государственного устройства, остальные убеждены, что нельзя относить конфедерацию к форме государственного устройства.

Следует обратить внимание при изучении вопроса политический (государственный режим), что эта категория появилась в государственно — правовом обороте в 60-х годах.

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Политический режим — способ реализации государства. Он состоит из методов осуществления государственной власти.

Демократические режимы обычно складываются в правовых государствах, недемократические — в тоталитарных, авторитарных.

 

Тема 1.6. Механизм государства.

Механизм государства: понятие и структура. Органы государства: понятие, признаки, виды. Государство и органы местного самоуправления. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Совершенствование механизма современного Российского государства как условие повышения эффективности его функционирования.

Понятие и структура политической системы общества. Функции политической системы. Центральное положение государства в политической системе. Взаимодействие государства с партиями, общественными объединениями и т.п.

Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции.

Механизм государства состоит из его органов. Понятие органа государства означает, что государство способно проявлять себя через свои элементы. Каждый орган — элемент предоставления государства на конкретных участках, в различных сферах общественной жизни. Согласно теории систем каждый элемент системы имеет свойства самой системы, поэтому, органы государства обладают всеми признаками системы — механизма государства.

Государственный орган — это звено в системе государственного управления, обладающее властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности, которая различается по содержанию и пространственным границам своей власти. Государственные органы имеют право издавать нормативно — правовые акты обязательные для исполнения. Для того, чтобы дать функциональную характеристику органов государства необходимо использовать понятие «компетенция». Для образования органов государства необходима правовая основа — нормативно — правовой акт. Необходимо внимательно использовать ряд принципов организации и деятельности органов государства — конституционности и законности; профессионализма; демократизма; федерализма и другие. Для характеристики органов государства следует изучить и использовать их классификацию: законодательные, исполнительные и судебные; правоохранительные органы. Особое место в системе органов государства занимает Президент, как глава государства.

Теория государства и права обычно рассматривает политическую систему как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты — государство, партии и другие общественные

организации и движения, участвующие в политике, т.е. завоевание,

удержание и использование политической власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризует политические функции.

Общественные факторы, задающие тот или иной характер политической жизни общества, являются прежде всего социологическими. Поэтому характеристику политических систем можно проводить по характеру социальной среды.

Социальная среда распределительного типа может формировать тоталитарные, закрытые политические системы обществ, рыночная социальная среда обычно формирует либерально — демократические политические системы. Возможен смешанный тип социальной среды, который породит конвергенционную политическую систему, которая характеризуется обычно нестабильностью, противоречивостью и превращается либо в тоталитарную, либо в демократическую системы.

Государство выступает в политической системе важным объектом политической борьбы. Именно через государственный механизм партийные интересы, цели могут быть представлены как общественные.

Политические партии являются формализованными политическими организациями. Следует различать парламентские, правящие партии.

Наряду с политическими партиями следует выделять политические и национальные движения. Характеризуя такие общественные организации как профсоюзы, следует отметить, что исследователи выделяют независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы, поддерживаемые государством. Особое место в политических системах занимает соотношение государства и церкви. Существуют теократические, светские государства, и смешанные их формы.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Антидемократический режим: понятие и виды

Что собой представляет антидемократический политический режим? По каким признакам он определяется? Какие особенности имеет? Как происходит становление антидемократических режимов? Вот неполный список вопросов, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Что называют политическим режимом?

Это способ организации системы связей, который отражает отношения общества и власти. Важным с данной точки зрения является уровень политической свободы и жизни в государстве. Во многом это обусловлено присутствующей культурой, традициями, историческими особенностями развития страны. Все это привело к тому, что каждое государство может похвастаться своим уникальным политическим режимом.

Но, несмотря на такие особенности, обнаружить сходные черты – дело несложное. Поэтому в научной литературе используют два обобщенных понятия: антидемократический режим и демократический. Они будут рассматриваться параллельно, чтобы с помощью сравнения получить более широкое представление о том, чем же они являются. В качестве технических особенностей необходимо сообщить читателю, что антидемократический режим дополнительно делят на авторитарный и тоталитарный.

Признаки

Чем же характеризуются политические режимы? По каким особенностям можно говорить о том, кто сейчас у власти? Признаки антидемократического режима следующие:
  1. Господствуют беззаконие и террор.
  2. Отсутствует политический плюрализм.
  3. Нет оппозиционных к власти партий.

И в качестве его антипода выступает демократический режим:

  1. Господствует закон.
  2. Существует разделение власти (исполнительная, законодательная и судебная).
  3. Существуют реальные, а не декларативные политические и социальные права и свободы граждан.
  4. Органы государственной власти являются выборными.
  5. Существуют и активно действуют в плане улучшения общественной жизни оппозиция и плюрализм.

Также давайте уделим внимание фундаментальным деталям. При авторитарном режиме политическая власть концентрируется в руках группы людей или конкретного индивида. Но вне политической сферы сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме всё находится под жестким контролем власти. Это сопровождается большим количеством надзирательных органов. При демократических режимах основным источником власти считается народ. Взаимодействие же строится на принципах свободы и равенства. Так какие особенности имеет антидемократический режим?

Авторитаризм

В данном случае, когда говорят про антидемократический государственный режим, подразумевают теократию, монархизм, неототалитаризм, правление военных или персонифицированную власть. Часто авторитаризм идёт вместе с диктатурой. Реальная политическая оппозиция отсутствует, но в других сферах (экология, медицина и так далее) сохраняется автономия личности. Можно выделить такие особенности:
  1. Власть имеет неограниченный и неподконтрольный гражданам характер и выражается в виде тирании, монархии, военной хунты и так далее.
  2. Опирается на силу. Но не факт, что авторитарный режим будет прибегать к массовым репрессиям. Он даже может пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Но в случае надобности могут быть предприняты любые действия, чтобы принудить граждан к повиновению.
  3. Монополизм политической сферы и власти.
  4. Пополнение руководящих кадров проводится благодаря кооптации, а не с использованием механизмов конкурентной борьбы. Также из-за этого есть проблемы с преемственностью и передачей власти.
  5. Отсутствует тотальный контроль над обществом. Это сопровождается определённой степенью невмешательства в сферы вне политики.

Каким бывает авторитаризм

Он делится на целую группу различных направлений со своими особенностями. Могут быть жестко авторитарные, умеренные, либеральные, популистские и национал-патриотические режимы. Каждый из них имеет свои особенности.

Первые три выделяют благодаря различной жесткости осуществления власти. Популистский авторитаризм опирается на массы. Национал-патриотический режим использует объединяющую всех (или большинство) идею построить тоталитарное или демократическое общество. То есть авторитаризм занимает промежуточное положение.

Тоталитаризм

Особенность этого режима – наличие контроля над всеми сферами жизни общества со стороны властей. Причем она является монополизированной (вождём или партией). Также особенностью считается наличие единой идеологии, что является обязательной для всех граждан. Для обеспечения отсутствия инакомыслия используется мощный контролирующий и надзорный аппарат. Широко применяются полицейские репрессии и акты устрашения. Целью тоталитарных режимов по отношению к гражданам является формирование безынициативной личности, которая склонна к подчинению. Под управление и принудительное регулирование попадает вся деятельность граждан. Какие же особенности имеет данный антидемократический государственный режим?

Признаки тоталитаризма

Их можно уместить в четырех пунктах:
  1. Существует единственная массовая партия. Как правило, во главе нее находится харизматический лидер. Также присутствует слияние, интеграция государственных и партийных структур, причем преимущество в аспекте важности имеет последняя.
  2. Централизация и монополизация власти предусматривает, что наиболее важным является лояльность партии к государству. Материальные, религиозные, эстетические и иные ценности вторичны. Причем вследствие этого исчезают границы между сферами жизни, вся страна рассматривается как единый лагерь.
  3. Наличие единой официальной идеологии. Внедряется в сознание благодаря массированному и целенаправленному навязыванию её как единственного верного способа мышления. Особенностью такой идеологии является то, что упор делается на общие ценности (раса, нация, государство, класс или клан). Присутствует нетерпимость ко всякому инакомыслию.
  4. Наличие системы психологического и физического террора. Строится полицейское государство, которое использует принцип «разрешено только то, что было приказано властью».

Вот такие особенности имеют разные виды антидемократических режимов. Но сейчас встретить что-то идеальное невозможно, обязательно присутствуют элементы других политических структур. Поэтому, чтобы понять, чем отличается демократический и антидемократический режим, рассмотрим особенности первого. Конечно, это будет проделано на идеальной модели государства.

Демократия и её признаки

С греческого термин переводится как «народовластие». Жители государства с таким строем считаются основным источником равенства.

Демократия имеет следующие признаки:

  1. Выборность. Граждане избираются в органы государственной власти на равных условиях.
  2. Разделение власти. Существуют законодательная, судебная и исполнительная ветви, которые независимы.
  3. Гражданское общество. Люди могут повлиять на власть, благодаря значительной сети добровольческих общественных организаций.
  4. Равноправие. Все обладают равными гражданскими и политическими правами.
  5. Плюрализм. Чужие мнения и идеологии уважаются. В прессе нет цензуры и царит полная гласность.
  6. Компромиссы. Отношения направлены на то, чтобы найти взаимовыгодное решение. Конфликты исчерпываются правовым путём.

Когда говорят про политические режимы: демократические и антидемократические — то могут быть проблемы с пониманием полученной информации ввиду определённых убеждений и менталитета. Наилучшим образом с этим помогает справиться длительное пребывание на территории определённой страны.

Антидемократический режим: неоднородность и особенности

Ранее уже упоминалось, что режимы различаются по своему характеру. Про антидемократический политический режим говорили ещё во времена античности: тогда популярными были деспотия и тирания. В первом случае подразумевается произвольная и неограниченная власть, которая базируется на самоуправстве. Тирания основывается на единоличном правлении, когда власть узурпируется и внедряются жестокие методы её осуществления. Особенностью данного вида является смещение законного правительства благодаря государственному перевороту с помощью насилия.

Также в рамках практической реализации интерес представляют военные режимы. Они базируются на том, что власть получают реальные руководители вооруженных сил (в качестве альтернативы — спецслужб). Устанавливается она благодаря перевороту, когда действия направлены против правления законных гражданских лиц.

Антидемократические режимы государств такого типа были очень популярны в прошлом столетии (но территориально ограничивались они Азией, Африкой, Латинской и Южной Америкой). После их установления создавался разветвленный военно-полицейский аппарат, куда включались армия, спецслужбы и ряд других органов, чтобы контролировать население, общественные объединения и так далее. Но это только общее понятие антидемократического режима такого типа. Чтобы иметь лучшую информированность, следует отдельно изучать каждый отдельный случай.

Заключение

Вот мы и разобрали, что такое демократический и антидемократический режимы, а также особенности последнего. Увы, но здесь представлена только верхушка информационного айсберга. Чтобы хорошо разобрать понятие антидемократического режима и сопровождающие его аспекты и нюансы, необходимо изучить большой объем специфической, узконаправленной литературы.

fb.ru

11. Понятие политического (государственного) режима. Демократические и антидемократические политические режимы.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Пол. режим и гос-вен­ный Пол. режим по сво­ему со­дер­жа­нию от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. Так, на­при­мер, Пол. режим — по­ня­тие бо­лее ши­ро­кое, не­же­ли гос-вен­ный Пол. режим, и вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко прие­мы и ме­то­ды по­ли­ти­че­ско­го вла­ст­во­ва­ния, но и прие­мы и ме­то­ды дея­тель­но­сти не­гос-ых полит-х ор­га­ни­за­ций (полит-х партий, сою­зов, клу­бов и т.п.). Гос-вен­ные по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы мо­гут быть де­мо­кра­ти­че­ски­ми и ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ски­ми (то­та­ли­тар­ны­ми, ав­то­ри­тар­ны­ми, ра­си­ст­ски­ми). Де­мо­кра­тия — это на­ро­до­вла­стие, оно яв­ля­ет­ся ядром де­мо­кра­ти­че­ско­го гос-го ре­жи­ма. Для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки: 1.Пре­дос­тав­ле­ние ши­ро­кой сво­бо­ды лич­но­сти, пред­при­яти­ям и ор­га­ни­за­ци­ям в сфе­ре эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, ко­то­рая при де­мо­кра­ти­че­ском по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме со­став­ля­ет ос­но­ву ма­те­ри­аль­но­го бла­го­сос­тоя­ния гра­ж­дан. 2.При­зна­ние рав­но­пра­вия гра­ж­дан. 3.Ре­аль­ная га­ран­ти­ро­ван­ность прав и сво­бод лич­но­сти и ре­аль­ная воз­мож­ность реа­ли­зо­вать дан­ные пра­ва и сво­бо­ды. 4.Воз­мож­ность ре­аль­но­го уча­стия гра­ж­дан в фор­ми­ро­ва­нии вла­ст­ных гос-ых ор­га­нов и в осу­ще­ст­в­ле­нии гос-ой вла­сти при по­мо­щи из­би­ра­тель­ной сис­те­мы и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, воз­мож­ность кон­тро­ля за дея­тель­но­стью гос-ых ор­га­нов по­сред­ст­вом ак­тив­но­го уча­стия в об­ще­ст­вен­но-полит-х ор­га­ни­за­ци­ях. 5.На­ли­чие эф­фек­тив­ной и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной су­деб­ной за­щи­ты прав и сво­бод лич­но­сти от про­из­во­ла и без­за­ко­ния со сто­ро­ны ко­го бы то ни бы­ло. 6.Ре­аль­ное раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. 7.Учет при осу­ще­ст­в­ле­нии гос-ой по­ли­ти­ки ин­те­ре­сов как боль­шин­ст­ва, так и мень­шин­ст­ва все­го на­се­ле­ния, а так­же ин­те­ре­сов со­ци­аль­ных сло­ев, со­ци­аль­ных групп и на­цио­наль­ных групп. 8.На­ли­чие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей гос-ой вла­сти. 9.Плю­ра­лизм полит-х те­че­ний и идео­ло­гий, не про­ти­во­ре­ча­щих конст-ым по­ло­же­ни­ям, де­мо­кра­ти­че­ско­му за­ко­но­да­тель­ст­ву, об­ще­че­ло­ве­че­ским нор­мам мо­ра­ли. 10.На­це­лен­ность зак-ва и гос-ой по­ли­ти­ки на удов­ле­тво­ре­ние объ­ек­тив­ных по­треб­но­стей лич­но­сти и об­ще­ст­ва в це­лом. 11.При­зна­ние и осу­ще­ст­в­ле­ние на прак­ти­ке кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

К демократическим режимам можно отнести президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы. Де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы в раз­лич­ных стра­нах име­ют свои раз­но­вид­но­сти, ко­то­рые за­ви­сят от осо­бен­но­стей по­ли­ти­че­ской сис­те­мы, от рас­ста­нов­ки полит-х сил в об­ще­ст­ве и в гос-ом ме­ха­низ­ме и т.д.

К антидемократическим режимам относятся деспотические и тиранические режимы. Деспот приходит к власти законными спосабами, а тиран – с помощью захвата. Так же сюда можно отнести конституционно-авторитарный режим, при котором ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции.

Для ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки: 1.Ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти, вос­при­пят­ст­во­ва­ние со сто­ро­ны вла­ст­ных струк­тур ее сво­бод­но­му раз­ви­тию. 2.Огос-вле­ние всех об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций. 3.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти, не­смот­ря на их за­кре­п­ле­ние в конст-ии. 4.При­мат гос-ва над пра­вом, что яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем про­из­во­ла со сто­ро­ны гос-ых ор­га­нов, а так­же след­ст­ви­ем на­ру­ше­ния за­кон­но­сти и след­ст­ви­ем ли­к­ви­да­ции пра­во­вых на­чал в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. 5.Все­объ­ем­лю­щая ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на­ли­чие во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та, под­чи­няю­ще­го все дру­гие сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. 6.От­сут­ст­вие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей вла­сти. 7.Ли­к­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма или пре­вра­ще­ние пред­ста­ви­тель­ных уч­ре­ж­де­ний в при­да­ток вла­сти од­но­го че­ло­ве­ка или уз­кой со­ци­аль­ной груп­пы. 8.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция полит-х партий и об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, кро­ме пра­вя­щей по­ли­ти­че­ской пар­тии. 9.Кон­цен­тра­ция вла­сти в ру­ках гла­вы гос-ва или пра­ви­тель­ст­ва. 10.От­каз от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти. 11.Ши­ро­кое при­ме­не­ние полит-х ре­прес­сий.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем.

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них выделяются военные режимы, при которых вся власть принадлежит военным.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах. Они могут распространяться на всю территорию государства или на его отдельные регионы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *