Демократия политический режим – 6.1. Демократический политический режим: понятие, признаки, виды

Демократический политический режим

Содержание

Введение

1.Сущность демократического политического режима

2. Основные формы демократии

3. Теоретические модели демократии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На мой взгляд, данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

1. Сущность демократического политического режима

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos — народ, cratos — власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как «правление всех». Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия «все» и «народ» не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была «первобытная демократия», где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании «большинства». Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: «Ты — лучше нас, а нам не нужно лучших». Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях — в феодальных городах-республиках.

Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) — были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия — это «понятие, решительно не поддающееся определению»1. Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин — один голос» раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода — это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав — необходимое условие обеспечения политическ

mirznanii.com

Демократия как политический режим.

Политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

2. Народ является единственно легитимным источником власти

3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

Одной из распространённых целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Исторически в представлениях о демократии преобладали две базовые модели. При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Практические реализации демократии стали развитием этих представлений, причём ранние модели с течением времени подвергались дискредитации и сегодня рассматриваются лишь как этапы к современным формам народовластия]:

Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении государством и гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвергается имущественным ограничениям. Родственной моделью является плутократия, где правящий класс проводит политику преимущественно в интересах крупного капитала.

Эгалитарная демократия имеет своей целью осуществление политики в интересах всей нации и ставит их выше интересов меньшинства или отдельного гражданина. Националистические варианты этой модели трактуют нацию в этническом смысле, а не в гражданском, и наделяют полными правами только лица определённых национальностей[.

Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, однако сфокусирована на воле простого народа. Она предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства.

Либеральная (также буржуазная и конституционная) демократия основана на ряде принципов:

  • Правление с согласия народа на основе волеизъявления большинства
  • Мирная смена власти путём периодических выборов
  • Общественный компромисс и поиск консенсуса
  • Информационная открытость процесса принятия политических решений
  • Влияние граждан на принятие решений
  • Система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства
  • Верховенство права
  • Гарантии политических, гражданских и социальных прав человека
  • Гарантии прав оппозиции

Имитационная демократия имеет ряд внешних атрибутов народовластия, однако фактически влияние граждан на процесс принятия решений крайне мало. Это может быть связано с тем, что часть граждан лишена избирательного права, либо избранные представители не определяют всю политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Разновидностью этой модели является система с доминирующей партией.

27. Признаки и виды авторитарных режимов.

Авторитари́зм как форма политической власти часто сочетается с Автократией (Форма отношения к власти) и Диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).

2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).

3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).

4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Белоруссия, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;

Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

1. довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

2. такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

3. ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса;

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

Расовая, или этническая, квазидемократия — это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Демократия как политический режим

Введение.

Понятие “политический режим” – одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства, поскольку в пределах одной формы правления на разных этапах ее развития политическая жизнь может существенно видоизменяться. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикалами, теократическими и др.

Сегодня нет четкого определения понятия «политического режима», однако можно выделить ряд основных толкований:

система средств и методов осуществления политической власти;

модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;

совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества.

Любой политический режим определяется тремя основными факторами:

процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;

стилем принятия общественно-политических решений;

отношениями между политической властью и гражданами.

Кроме этого понятия “политический режим” охватывает:

порядок формирования представительских учреждений;

положение и условия деятельности политических партий и общественных организаций;

правовой статус личности, права и обязанности граждан;

уровень экономико-хозяйственного развития;

порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.

Политический режим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций политических режимов. Любая классификация является условной, потому как “чистых” и завершенных политических режимов в политической практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале XX ст., но до 60-х годов XX ст. чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский, использовав выводы Р. Даля о многополярности власти и о том, что ни одно государство не достигло демократии, выделил тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран, доведя, что в большинстве из них функционировали авторитарные политические режимы. Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.

Самой распространенной является трехчленная классификация режимов на: тоталитарные; авторитарные; демократические.

Понятие, сущность, исторические типы и формы демократии.

Слово «демократия» трактуется в самом широком смысле — как форма устройства и способ функциони­рования любой социальной организации, основанной на принципах равноправия ее членов, реального уча­стия в разработке, обсуждении, принятии и осуществ­лении управленческих решений, выборности руково­дящих органов и их периодической отчетности перед членами организации. В этом значении демократии, демократичность являются главной характеристикой, основой деятельности политических партий, массовых общественных движений, профессиональных союзов, творческих организаций и т.д. На принципах демок­ратии могут строиться и функционировать различные экономические организации, научно-исследовательские учреждения, различные соци­альные институты, учебные заведения. В широком спектре этих разновидностей демократии особое место занимает политическая демократия. Ее сущностной характеристикой является то, что она отражает политическую сторону жизни общества, представляет собой форму его политической органи­зации, связана с механизмом осуществления в стране государственной власти. Это общее значение термина «политическая демократия». Конкретно, в содержатель­ном плане он употребляется для обозначения следую­щих состояний политической жизни общества.

Во-первых, как форма государственного правле­ния, при которой политические решения принимают­ся всеми гражданами страны на различных народных собраниях, массовых митингах, во время референду­мов. Народ официально признается главным источ­ником власти. Решения принимаются простым боль­шинством голосов. Такая форма демократии называется непосредственной или прямой демократией.

Во-вторых, как разновидность такого государствен­но-политического устройства, где власть большинства народа, его политическая воля реализуется в рамках конституционных положений, системы юридических норм, которые гарантируют права и свободы меньшин­ству народа, т. е. каждому гражданину. Такая форма политической демократии называется либеральной.

В-третьих, понятие «политическая демократия» употребляется для обозначения формы государствен­ного правления, при которой члены общества осуще­ствляют свое право участия в управлении государством не прямо, не непосредственно, а через представите­лей, которых они периодически избирают в органы власти и кото­рым делегируют свои властные полномочия, передают индивидуальную волю общества воле — государству. Эта форма политической демократии – представительная демократия.

В-четвертых, содержание политической демокра­тии как социального явления используется для харак­теристики сущностной стороны народных движений, ведущихся против тоталитарных режимов, за демокра­тическое обновление общества в той или иной стране и прежде всего за утверждение демократических прин­ципов в механизме государственной власти.

Утверждение демократических форм общественно­-политической жизни — процесс сложный и даже бо­лезненный. Народ той или иной страны, привыкший десятилетиями, веками жить в условиях авторитариз­ма, диктаторских режимов, не сразу, не безоговорочно воспринимает демократические перемены. Его верно­подданническая социальная психология объективно не может в короткое время перестроиться и принять но­вые условия политической жизни. Поэтому процесс демократизации общества растягивается порой на многие годы, остатки прежнего режима еще долго соседствуют с утверждающимися демократическими новациями. Переход к политической демократии, ее функцио­нирование осуществляется при определенных услови­ях, которые выступают объективными основами демок­ратии и в которых заложены гарантии соблюдения ее основных принципов.

Экономические основы включают в себя формы собственности, общественное разделение труда, уро­вень материального производства, которые обусловли­вают условия жизни людей, их материальное положе­ние, позволяющие гражданам участвовать или затруд­няющие это участие их в управлении делами общества и государства; экономические и финансовые возмож­ности государства, обеспечивающие нормальное фун­кционирование в стране демократических политичес­ких институтов, осуществление прав и свобод граж­дан, формирование выборных государственных органов на демократической основе.

Социальными основами политической демократии является наличие в стране социальной справедливости в самом широком смысле этого слова. Она означает установление равных стартовых возможностей граждан во всех сферах общественной жизни; справедливое распределение материальных и духовных благ в соот­ветствии с вкладом человека в производство общественного продукта.

Государственно-правовые основы политической демократии охватывают широкий круг юридических условий и средств, обеспечивающих реализацию дек­ларируемых демократических принципов в политичес­кой сфере. Госу­дарственно-правовые основы политической демокра­тии представляют собой систему законов, в которых провозглашаются гарантии свободы мысли и слова граждан, общедоступность образования, свобода твор­чества, неприкосновенность собственности, в том чис­ле собственности интеллектуальной. Важное значение для политической демократии имеет законопослуш­ность граждан, строгое соблюдение ими конституци­онных обязанностей.

Духовно-идеологическими основами политической демократии выступают: высокий уровень культуры об­щества, прежде всего культуры политической и право­вой; наличие в стране идейного плюрализма, уважение различных мнений людей, недопустимость навязывания кому бы то ни было мировоззренческих, идеологичес­ких штампов; свобода деятельности средств массовой информации, доступность информации для всех граж­дан; учет в работе органов власти общественного мне­ния по тому или иному вопросу жизненной практики.

Исторически первым типом политической демок­ратии была демократия, существовавшая в античном мире, прежде всего в Древней Греции и Древнем Риме.

Это была прямая демократия, т. е. как форма управле­ния государственными и общественными делами, в котором участвовало все взрослое население данной территории, за исключе­нием рабов. На собраниях народа, на городских пло­щадях обсуждались и решались путем открытого голо­сования важнейшие политические вопросы: принима­лись государственные законы, объявлялись войны и принимались решения по заключению мирных дого­воров и установлению дипломатических отношений с другими государствами, назначались должностные лица в органы власти, вершились судебные дела.

mirznanii.com

Демократический политический режим — Онлайн библиотека

Понятие «демократия» является многогранным:в широком смысле — это форма внутреннего устройства любой общественной организации, а в узком смысле оно имеет только политическую направленность и означает власть народа. Понимание демократии как народовластие основывается на признании народа единственным источником и верховным носителем власти в обществе, субъектом определение характера и содержания властных функций, в отношении которых государственная власть играет обслуживающую роль.

Важными составляющими процесса демократического осуществления власти в обществе есть универсальные демократические процедуры, которые характеризуют современную демократию и заключаются в следующем: высший политический, законодательный орган должен быть избран народом; рядом с ним должны существовать выборные органы власти и управления менее высоких уровней, вплоть до самоуправления; избиратели должны быть равными в правах, а избирательное право — общим; все избиратели должны иметь равное право голоса; голосование должно быть свободным; выбор из ряда альтернатив должен исключать голосование списком; выборы должны осуществляться на всех уровнях большинством голосов, хотя такое значение этого большинства может определяться различным образом; решение большинства ограничивает права меньшинства; орган власти должен пользоваться доверием других органов власти; отношения общества и избранных им органов власти должны быть взаимными и симметричными, с гарантированной законом и реакциями избирателей ответственностью носителей власти; демократия существует под непрерывным и постоянным общественным контролем; государство и общество нарабатывают действенные механизмы предупреждения и устранения конфликтов на всех социальных и политических уровнях: между разделенными властями, между большинством и меньшинством, социальными группами, нациями, городом и селом.

Обеспечение этих демократических процедур предусматривает конституционализм, то есть наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизмы их формирования, определяет правовой статус человека и принципы равенства перед законом и разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с определением функциональных прерогатив каждой из них. Важной составляющей демократического политического режима является многопартийность, свободная деятельность политических и общественных организаций, в том числе оппозиционных.

Демократия дает каждому отдельному лицу определенную степень свободы, право действовать по собственному усмотрению в личной жизни, свободу выбора и избрания представителей власти, свободу слова, собраний, ассоциаций и т.д. Она означает отрицание таких порядков, которые бы ограничивали законные права и свободы людей. Однако демократия — это не вседозволенность, не анархия и не охлократия (власть толпы). Признаком демократического режима является четкое определение всех процедур и процессов принятия политических решений. Демократия требует жесткой системы государственной субординации с четким распределением полномочий, которые придерживаются не только благодаря декретам и постановлениям, а и через силовые структуры верховных органов, избранных народом и поддерживаемых им.

Демократия предусматривает процедуры принятия государственных решений в соответствии с волей большинства, но с признанием и уважением прав и потребностей меньшинстве. Она требует культуры соблюдения закона и конституционного порядка, толерантного отношения к другим мнений и позиций, готовности к компромиссу в решении спорных вопросов.

Демократический политический режим наиболее полно проявляется по республиканской формы государственного правления парламентарного ли президентского типа. Вполне демократическими могут быть и парламентарні монархии. Однако за любой формы государственного правления к числу важных-общих черт демократических режимов принадлежит приоритет прав человека над правами государства, что означает признание приоритета гражданского общества над государством. В этом заключается принципиальное отличие в отношениях между государством и гражданским обществом по демократического политического режима. Если за авторитарного режима гражданское общество сохраняется, но подчиняется государству, то в условиях демократии государство и гражданское общество выступают партнерами. Они на паритетных началах участвуют в решении тех или иных общественных проблем.

За демократического политического режима гражданское общество осуществляет эффективный контроль над государством через средства прямой и представительной демократии, свои политические институты — политические парты, группы интересов, средства массовой информации.

На практике каждый из трех основных типов политических режимов редко случается в, так сказать, чистом виде. Чаще всего политический режим в каждой стране выступает как сочетание в той или иной пропорции признаков различных типов, прежде всего демократического и авторитарного, с преобладанием признаков того или иного режима. В связи с этим выделяют также жестко авторитарный, авторитарно-демократический и демократично-авторитарный, развернуто-демократический и анархо-демократический (искаженно демократический, который приводит к дезорганизации общественной жизни и в конечном итоге перерастает в тоталитаризм или жесткий авторитаризм) режимы.

banauka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *