Командно-административная система управления. История и современность
Командно-административная система — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.
Командно-административная система управления — это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев — СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 176 с.
В нашей стране административное управление хозяйством было установлено в конце 1918г., когда началась гражданская война и иностранная интервенция. 30 ноября 1918г. был создан Совет рабочей и крестьянской обороны, который стал главным военно-хозяйственным и планирующим центром. Нужды обороны потребовали централизации управления страной. Была введена продразверстка (у крестьян отбирались все излишки продовольствия). Промышленность не выпускала товаров для населения, и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Руководство промышленностью сосредоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их материальными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.
Значит, командно-административную систему управления можно признать — как это ни покажется парадоксальным — нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.
Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой становится ненужным, изживает себя и, как правило, Устраняется. Приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х — начале 30-х годов вновь произошло полное огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату, и вновь установилась тоталитарная система командования народным хозяйством.
В начале хозяйственного строительства сверх централизованное управление давало определенный результат. Ибо объем выпуска всей продукции был еще очень невелик, а структура промышленности — сравнительно простой. Когда же производство достигло современных масштабов, эффективно руководить им из центра стало невозможно. Если в 20-х годах у нас насчитывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале 90-х годов имеется свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность выпускала свыше 24 млн наименований видов продукции. Насонов В. Я. Административное право Российской Федерации. / В. Я. Насонов, В. А. Коньшин, К. С. Петров. — СПб., Академия, 2003 г.- 108 с.
Разве можно компетентно, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных проблем, связанных с развитием такого хозяйства? Разумеется, нельзя.
Центральные плановые органы были не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Приблизительно и упрощенно увязывались лишь главные задания плана с имеющимся количеством наиболее важных и ограниченных ресурсов (например, в 80-х годах Госплан охватывал не более 5% всех пропорций в экономике). Более детально общегосударственный план дорабатывался механически — путем применения стандартных нормативов, основанных на прошлом опыте. Как правило, ставилась задача — наращивать производство, исходя “от достигнутого”: отталкиваясь не от реального совокупного спроса, а от того уровня экономических показателей, которыми завершался предыдущий плановый период.
Госплан ограничивался разработкой одного варианта государственного плана, не пытаясь путем многовариантных расчетов найти наиболее эффективные экономические решения. После того как план был официально утвержден, он по указаниям руководящих органов многократно переделывался по объективным и субъективным причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефицитная экономика, а нормально необходимые для воспроизводства резервы (свободные производственные мощности, сырье, финансовые средства) всегда отсутствовали, то план представлял собой некое подобие не раз перекроенного “тришкина кафтана”.
Его окончательная доводка и исправление проводились в ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось выполнять “любой ценой”.
И тогда неизбежно обнаруживались явные ошибки в расчетах и диспропорции, заложенные в самом плане.
То добывалось слишком большое количество железной руды, а для выплавки металла не хватало кокса.
Или же мало было выпущено запасных частей для поддержания в рабочем состоянии станков, установленных на новом заводе. Не случайно народнохозяйственные планы — вопреки победным официальным сообщениям — очень часто не выполнялись.
Лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев дал реалистическую оценку основного способа планирования, примененного командной системой управления: “Что касается метода экономического планирования в России, то его вполне можно охарактеризовать, вспомнив высказывание о говорящей лошади: удивительно не то, о чем она говорит, а то, что она вообще может разговаривать. Западные экономисты часто пытались раскрыть “принцип” советского метода планирования.
Они так и не добились успеха, так как до сих пор такого метода вообще не существует”. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев — СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 256 с.
За более чем 50-летнее существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.
Сформировать высокоэффективный механизм управления можно, если освоить и использовать все то положительное, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ переживает процесс иного рода, связанный с отказом от командно-административной системы, основанной на директивном ценообразовании и централизованном распределении ресурсов, и перех
kapitalists.ru
Основные экономические системы. Административно-командная экономика
Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило, государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Материальная заинтересованность в результате труда подрывается тем, что руководство хозяйственной деятельностью государственный аппарат производит с помощью преимущественно административно-распорядительных методов.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с командно-административной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.
Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.
Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.
При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.
Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.
В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.
Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.
В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.
Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:
- — экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
- — Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
- — Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.
- — Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.
- — Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.
В командной экономике складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная
kapitalists.ru
Административно-командная система. Командно административная экономическая система
Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.
Отношения частной собственности предполагают обособление собственника, который независимо от других людей осуществляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффективность частной собственности.
Коллективная собственность основана на объединении индивидуальных собственников. Кооперативная собственность — коллективный вид собственности, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член кооператива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пайщика.
Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владении, распоряжении, но исключает индивидуальное. Общественная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных организаций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему самоуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам потребления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.
Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
Командно административная экономическая система
Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом.
Черты: 1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 2) Все средства производства принадлежат государству 3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе
Вывод: Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики.
Плюсы: 1) Развитие экономики без экономи
crashlink.ru
Отличия рыночной и командно-административной экономик. Рыночная, командная и смешанная экономика
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Экономические системыСовременные экономические системы
Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .
Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .
Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .
Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.
В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.
Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос «КАК? » производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.
Вопрос «ДЛЯ КОГО? » решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.
Командная экономическая система
Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
Смешанная экономическая система
Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных
kredzaim.ru
Мюррей Букчин: Реконструкция обществаБукчин Мюррей «Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему»- Нижний Новгород: «Третий Путь». 1996.- 190с. |
aitrus.info
От социальной справедливости до праведного государства — II
Русранд 27.02.2018 6:08 | Политика 46В Центре Сулакшина подготовлена к печати коллективная монография «Государство справедливости — праведное государство (от теории к проекту)», являющаяся важнейшей вехой в теории государствогенеза и формулировании путей грядущей эволюции государственности России.
Предлагаем читателям окончание раздела 1.6 «Активно-деятельностный контекст категории справедливость».
Первую часть читать здесь.
#ПрограммаСулакшина
Государство справедливости реализует принцип «каждый человек равен другому», но не в материальном смысле, не в смысле индивидуальных, трудовых, физических или интеллектуальных возможностей, а в одном-единственном смысле — равенства в достоинстве каждого.
Актуальна ли подобная постановка вопроса в современной России, в которой правит бал либерализм, когда идет деволюция и общества, и институтов? Тем более актуальна, поскольку страну фактически необходимо и перенаправить в ее управлении, и переустроить. В России уже рождаются политические инструменты, создана Партия нового типа, которая целеполагает именно такую идеологию. Фактически речь начинает идти не только о Партии нового типа, но и о Государстве нового типа!
Государство справедливости, устремленное к идеалу праведного государства, становится практической политической целью. Начинают разрабатываться устройства такого государства во всех его сферах устроения, управления и бытия. На пути его проектирования и воплощения рождаются системная идеология и мировоззрение, формируется и воспитывается новая культура и поведение человека. Фактически в современном секулярном виде воспроизводится ценностный целеполагающий развитие арсенал человечества, система нравственных табу, которая издревле преподавалась мировыми религиями.
Такова логическая схема настоящей работы, которая завершается конструктом Государства справедливости. Как видим, уточнилась и терминология. Справедливость уточнилась как, в принципе, имплицитно социальная. Другой, несоциальной, справедливости попросту не бывает. Но, тем не менее, термин «социальная справедливость» существует, привычен и, в общем-то, целесообразен. Социальная справедливость исторически относится чуть назад, на эволюционный этап социального государства, когда доминировал императив материальной справедливости «в распределении». Тот тип государства в основном был сориентирован на материальные перераспределительные решения. Какие в пространстве нематериальных потоков человеческих отношений, конструктов, функций, механизмов, процедур, порядков, структурных пропорций и т.д. решения должны быть найдены в связи с этим главным принципом государства справедливости?
Это вопрос, на который предстоит отвечать.
Приведенная постановка порождает ряд вопросов, часть из которых относится к содержанию предстоящего исследования.
1. Как связан концепт нравственного государства и государства справедливости?
Нравственное государство в связи с продвижением по футурологической шкале эволюции государства в стадии справедливости и нравственности становится в этой шкале отчасти полусамостоятельным, этапным. Нравственное государство и государство справедливости развести нельзя. Почему? Потому что нравственным государством мы называли государство, которое генерирует в человеке и обществе нравственность. То есть это довольно целенаправленный секторальный подход. Он сводится к вопросу как устроить все институции, чтобы человек и общество становились нравственными. Надо наверное согласиться, что такая постановка вопроса на полтона ниже, чем сами эволюционные типы государства. Наряду с этапом нравственного государства в эволюционном развитии усматривается все большее приближение человечества, человека, общества и государства к образу и подобию, т.е. к максимуму ценностного белого пакета, как меры очеловеченности человека и общества. Значит, соответственно, разорвать их нельзя. Мы здесь должны нарисовать для уточнения позиции еще одну ось, на которой должны в свою очередь указать » Мера очеловеченности человека и общества». Рис. 1.6.6.
Рис. 1.6.6. Эволюционные типы государства отвечают росту белого пакета человека и человечества
Значит, соответственно, правовое государство, социальное государство, нравственное государство, государство справедливости и в конце концов праведное государство — это как бы подэтапы единого прогресса формы организации общественного бытия. Последние просматриваемые этапы — выглядят как ускорение перехода человека и человечества к истинному образу и подобию, как проекция на устроение всех потоков и отношений, материальных ранее, нематериальных и всех остальных в последующем и, соответственно, устроения институтов государства. При этом основное определение справедливости в виде равенства ожидаемого и воздаваемого в части ожидаемого с очевидностью выходит за рамки материального и связано с нравственностью, запросами человека, нестяжанием человека.
2. Может ли быть справедливо то, что не очеловечивает, а то, что очеловечивает — быть несправедливо? Есть ли жесткая связь равенства (ожидаемое-воздаваемое) и нравственного?
Есть и отыскивается она в связи с пониманием принципа равенства в достоинстве. Он означает, что иного быть не может. Какого иного? «Справедливо то, что расчеловечивает, и несправедливо то, что очеловечивает». Отсюда вытекает другой принцип: Справедливо только то, что очеловечивает, и все, что расчеловечивает — несправедливо, потому что это неправильно с точки зрения продвижения к образу и подобию, к идеальному целеполаганию в природной эволюции разума (души) человека. Это против направления эволюции. Формула справедливости «ожидаемое=воздаваемое» апеллирует к психологии человека и мерному критерию при государственном конструировании механизма, реализующего справедливость. Но справедливость через свой корень «прав — правильное — праведное» проецируется на весь процесс эволюции, дающий критерий этой самой правильности.
Эти корневые связки, видимо, глубоки, не случайны, не поверхностны.
3. Все же в чем отличие нравственного государства, государства справедливости и праведного государства?
Нравственное государство — это более технократический конструктивный момент, заключающейся в том, что доминирующие требования к устроению государственных институтов таковы, что они должны быть настроены на воспитание в человеке и обществе нравственности. Государство справедливости сложнее, оно реализует принцип «равенства в достоинстве» при разнородности миллионов людей. Все они в равной степени должны оказаться в комфорте.
При этом совершенно ясно, что хотя будут различные материальные и нематериальные потоки на каждую личность, но комфорт должен быть одинаковым. Устроить это довольно сложно.
Поэтому, государство справедливости, как конструктивный технократический объект будет существенно сложнее нравственного. Но они взаимоувязаны, потому что они направлены в сторону конечного идеала — государства праведного. Праведное государство — это конечно идеальное понятие, конечная категория, как образ и подобие при очеловечивании человека в его эволюции от обезьяны с хвостиком до образа и подобия истинного человека, категориального человека, что мы описали с помощью белого пакета. При этом собственно государственное устроение не может не быть соединено с иным состоянием общества. Например, массовая политическая партия станет институтом не только борьбы за власть, но и инструментом реализации власти в нравственном справедливом государстве, создавая дополнительные обратные связи и механизмы и компенсируя ограничения государства, как института.
Справедливо, что выстраивая новый словарь надо будет увязать соотношение новых терминов «нравственное государство», «государство справедливости», «праведное государство» с известными: «социальным государством» и «государством социальной справедливости».
4. Если справедливость связана с психологическим комфортом каждого, то как быть с девиантами? Им комфортно прямо от противоположного нравственному и нормальному?
Да, кто-то удовлетворен тогда, когда ему плохо. Есть мазохисты. Есть садисты. Но, создавая концепт нравственного человека авторы ввели понятие нечеловека и античеловека [151]. Это пункт борьбы, а не ориентации в устроении государства. Как известно без зла не было бы добра. Без борьбы противоположностей не может быть развития. Черный и белый пакет, как мера очеловеченности человека, также как Христос и Антихрист, позитивное и негативное, будет всегда, и всегда будет испытывать нравственное и справедливое устроение государства в виде атак девиантного меньшинства. Зло будет всегда. Борьба с ним также будет всегда.
5. Нет ли подмены понятия человека категориального и всего лишь психологического состояния конкретного человека при определении критерия для устроения государства?
Нет. Если у человека его бытие на уровне животном — дай ему кусок мяса, самку и бутылку водки… И он будет счастлив? Но будет ли он при этом человеком? Связь нравственного и справедливого в нашем формализме сущностна и неразрывна.
6. Если одним из средств создания государства справедливого будет воспитание, не будет ли получаться так, что мы будем штамповать, условно говоря, одинаковых людей, у которых должны быть примерно одинаковые потребности, чтобы они удовлетворялись малым, условно, были бы нестяжательны. Не исчезнет ли индивидуальность человека?
На самом деле люди всегда и очень разные, у них разные потребности, и получается, чтобы сделать то, о чем мы говорим, нужно выяснить потребности каждого человека, дать ему то, что ему нужно. Но здесь надо учитывать, что когда человек получает то, что ему нужно — он опять не удовлетворен.
Этот вопрос — хороший вызов, хорошая провокация. Но почему «штамповать самым тоталитарным образом всех под одну гребенку», которая называется «человек хороший», — неправильно? Почему «за все хорошее и против всего плохого» — неправильно? Конечно, правильно. А вот вопрос о различиях в потребностях, как в материальных, так и в нематериальных, например, потребностях творчества для художника — это одно, для ученого, изобретателя — это другое. У кого-то это в меньшей степени выражено, он просто интересуется спокойствием и уверенностью в судьбе своих детей, их будущим. Вот этот предельный массово-дифференцированный учет потребностей человека в рамках признанного очеловеченного пакета потребностей, да — это вызов, и очень серьезный вызов построению государства. То есть, принцип: «Государство должно знать все законные интересы всех законных групп интересов», доводит мысль до технологического постулата, а именно, «должно знать интересы каждого человека и уважать этот отдельный интерес. Знать и уважать». Тут тоталитаризмом и не пахнет. Тут «пахнет» как раз индивидуальным дифференцированным подходом, который сложно устроить, но это и есть вызов социальной инженерии по конструированию соответствующего государства.
Как это обустроить? До какого уровня детализации и как властные институты должны дойти, чтобы работать с отдельным человеком? Будет нужен закон о трудовом коллективе, о поправках к «Закону о партиях». Конечное звено, в котором человека можно вообще увидеть — это в основном в его коллективной жизни. А где она происходит? Для пожилых людей, неработающих — во дворе, «бабушки на лавочках». Но ведь это тоже «коллектив». Причем, во Франции, например, такое решение подсказано — в каждом квартале муниципальные органы создают клуб для пожилых, куда пожилые люди идут проводить свой день. У них общение со своими сверстниками, у них там внимание медсестер, у них развлекательные мероприятия и т.д. И там, в этом квартале, каждого пожилого человека государство через этот инструментарий наблюдает.
В работоспособном возрасте люди в основном где? Они по месту работы, в трудовом коллективе. Когда либералы отменили принцип возможности организации партийной ячейки на производстве, они хорошо понимали, что делали. Они разрушали коллегиальность и увязанность института принятия решения на уровне предприятия с каждым индивидуальным работником. И пусть это предприятия частное, но оно все равно должно быть в поле тех нормативных решений, в которых оно обязано каждого человека видеть и мониторировать, счастлив он или нет. Вызывать и спрашивать, как раньше это делалось в парткоме, в профкоме, в комитете комсомола. «Василий Петрович, что-то на тебе лица нет. Что происходит? Чем помочь? А-а, с жильем там. Ну, давай, вот…» — и т.д. Так будет воплощаться принцип «люди разные с разными возможностями и потребностями», но под зонтиком принципа равенства человеческого достоинства. Государство будет доходить до каждого и дифференцированным образом обеспечивать ему это равенство.
7. Возможно ли теоретически достижение равенства ожидаемого и воздаваемого?
Конечно, это реализуемо и называется такая ситуация коммунизм. «Каждому по потребностям, от каждого по возможностям». Говорите, что это — распределительный вариант? Да, если традиционно понимать под потребностями только материальную составляющую. А если понимать под потребностями еще и желаемое психологическое ощущение, состояние комфорта, удовлетворенности, то речь идет по сути о счастье человека.
Рождается новая формулировка уже провозглашенного принципа. Главная функция государства — обеспечить счастье каждого человека.
8. А если потребности человека невелики и убоги? Если он аскет?
То их надо развивать. У человека должен быть мотив для роста, развития. То есть воспитывать потребности надо как с точки зрения того, чтобы они не были завышены, так и с точки зрения их должного уровня. Они не должны быть и занижены. Наличие потребностей формирует цели, мотивации к действию, к свершению.
9. А все равно — какое-то неравенство формируется. Вот, например, человек с высокими потребностями. Ему нужна самая классная машина, большой дом, бассейн и т.п. А есть другой человек, у которого ожидания маленькие. Ему нужна маленькая квартирка и подобное. Получается опять неравенство, источник социального недовольства.
Во-первых, тот, кто захотел себе машину с 5-литровым двигателем, пусть платит налог, за счет которого больные и слабые содержатся. В этом и заключается социальный аспект справедливости. То есть, каждое такое удовлетворение должно человека еще и обязывать к чему-то. Ведь в формуле справедливости в знаке равенства стрелка с двумя направлениями. Человек должен и отдавать другому человеку, обществу и государству в той мере, в которой они ожидают от человека некоего воздаяния.
10. А что понимать под человеческим достоинством?
Это самоощущение собственной значимости, уникальности, оснований для уважения к самому себе и настолько это должно быть сильно, чтобы становиться самым важным для человека, иногда даже важнее жизни, тюрьмы или чего-нибудь подобного.
Образно говоря — достоинство человека это его естественное право на счастье.
Активно-деятельностный подход к справедливости ведет к специфическому построению государственного управления. На рис. 1.6.7. показано какие новые, необычные функции управления возникают при этом.
Рис. 1.6.7. Функционально-организационная схема государства справедливости
Главная новая функция — это знание самочувствия каждого человека и способность принять меры по содействию ему в рамках возможностей государства и общества в случае, если человек попал в несправедливые условия жизни.
Есть ли способ обеспечить такую, кажется, сложнейшую задачу? Решение вытекает из формулы «не было бы добра, да худо помогло». Вспомним однопартийную систему КПСС. Она была плоха, потому что сужала пространство дискуссий, вводила монополию на мысль, что дорого обошлось СССР. Но ее опыт кое-что подсказывает.
Куда в либеральной России может пойти рядовой российский человек и пожаловаться на какие-то семейно-бытовые проблемы? В Советском Союзе можно было пойти в партком КПСС, в профсоюзный комитет, в домком, в комитет комсомола, были товарищеские и общественные суды. А куда в либеральной России можно пойти? В приемную «Единой России»? Даже не смешно. В суд? Но целый ряд жизненных вопросов не подпадает под юрисдикцию судов.
Получается, что в государстве справедливости должна быть организована система (и даже общественно-политическая, а не только административная), которая бы защищала человека любого уровня от нападок, угроз, несуразицы, бездушья, недееспособности властей всех уровней и иных неурядиц. Доходила бы до каждого человека. Государство, обеспечивая общественную безопасность, создает систему участковых уполномоченных в полиции. Но самочувствие и ощущение, которое определено как справедливость, разве менее важно, чем безопасность? Напрашивается идея государственной службы «по делам человека», как аналог Службы по правам человека.
Технически эта идея требует мониторинга состояния каждого человека, механизмов апелляции в полномочные инстанции для принятия решений. Как уже объяснялось во вводном разделе, государство выстраивает подсистему воспитания у человека праведного объема ожиданий относительно воздаваемого. Одновременно должна быть и подсистема обеспечения самого воздаваемого. Во всех функциях государства справедливости есть место взаимодействию государственных и общественных структур. Если правящая партия имеет в своей политической доктрине концепт государства справедливости, то она органично выстраивает структуру и функциональное поле государственного управления, как свое собственное ежедневное дело.
Видно, что реализация концепта государства справедливости преобразует современный тип государства в более сложно устроенный организм, который соединяет вопросы материального бытия человека с вопросами его духовной жизни, что безусловно представляет собой эволюционный скачок вперед, в направлении прогресса человечества. А проект государства справедливости обретает черты плана государственного строительства и государственно-общественного взаимодействия. В заключительной части работы подобный проект будет рассмотрен более детально.
ПРИМЕЧАНИЯ
[151] Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., и др. Нравственное государство. От теории к проекту./ под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Наука и политика, 2015. С. 424.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Власть для богатых: о ком забыло российское государство
Тупиковые исторические флуктуации государства
Россия преодолеет всё
Нравственное государство и общее благо
«Конструкционная» постановка вопроса о модели страны
Государство справедливости как желаемый облик страны
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов»
Сейчас на главной-
Политика
С.С.Сулакшин Самое интересное
Подпиши петицию: С.Сулакшин: «Президент Путин, дай России шанс развиваться, уйди в добровольную отставку!»
Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 ле
oren.narzur.ru