какой статус дает такой диплом :: Статьи
В России больше не учат 6 лет на специалиста-архитектора. Теперь каждый студент выбирает сам: пройти курс за 5 лет и закончить бакалавром архитектуры, либо учиться 7 лет и стать магистром.
Система новая, поэтому выбор определяют больше эмоции: из-за страха, незнания и подстраховки «на всякий случай» студенты скорее идут в магистратуру. Такой вывод можно сделать из социологического исследования, которое по заказу МАРШа провели сотрудники ВШЭ. Редакция «Архспича» получила копию отчета и изучила мнения студентов: одни боятся, что с дипломом бакалавра не возьмут в хорошее бюро, другие — что закон не даст занять высокую должность без магистратуры, третьи не считают бакалавриат полноценным образованием.
Оправданы ли страхи студентов, спрашиваем профессионалов: как устроена учебная программа, что прописано в законе, и как бакалавров воспринимают руководители бюро.
Учебная программа
Кто такой бакалавр с позиции образования
Программу шести лет оптимизировали и привели к современным реалиям, но вопрос в другом: специалитет ужали до пяти лет или наоборот растянули еще на год? Бакалавриат или магистратура больше приближена к прошлой системе? Отвечают руководители московских школ: МАРХИ и МАРШа.
Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ:
Бакалавриат и магистратура — две абсолютно разные программы. На бакалавриате в МАРХИ мы стараемся максимально приблизить программу к обучению на специалитете. В результате мы предложили уникальное решение — 5 лет обучения. Во многих вузах это 4 года. Сегодня сокращены некоторые дисциплины — реликты советского времени — и в итоге мы подходим к тому, что уровень подготовки бакалавров приближен к уровню подготовки специалистов в советское время. Сейчас многие студенты идут в магистратуру. Там обучение проходит по индивидуальной программе, которая постоянно совершенствуется, появляются новые направления. Например, храмовое зодчество, а скоро мы введем и военную архитектуру. Магистратура — более глубокое обучение.
Никита Токарев, директор МАРШа:
Для России деление бакалавриат-магистратура — новое явление. Мы относительно недавно присоединились к Болонской конвенции. Во многом это произошло формально, без подготовки и ясного понимания дальнейших действий. В результате до сих пор отличия бакалавра от магистра трудно объяснить, ни законодательством, ни практикой они не поддержаны.
Если говорить об архитектурном образовании, то в России бакалавриат очень долгий (5 лет), это уникальное явление в мире. Фактически, это немного сокращенный курс специалитета, который существовал в Советском Союзе. После 5 лет бакалавриата еще 2 года магистратуры мало кто выдержит: ни студенты, ни преподаватели, ни родители не понимают, зачем это нужно. Магистратура воспринимается студентом и государством скорее как научная подготовка, аналог аспирантуры.
Коротко Бакалавриат — максимально приближенный курс к прошлому специалитету. Магистратуру можно считать аналогом аспирантуры, но с проектным уклоном. В ней больше самостоятельной исследовательской работы.
Правовой вопрос
Что закон позволяет делать бакалавру архитектуры
В 2011 году Союз архитекторов России предложил свой проект профстандарта архитектора. В нем разницу между бакалавром и магистром определял стаж работы. Но в любом случае документ предлагал называть архитекторами тех, кто потратил 9 лет на профессию: 5 лет обучения на бакалавра и 4 года работы, либо 7 лет до диплома магистра и два года работы после. Так было в проекте, реалии оказались несколько сложнее.
Елена Баженова, заместитель председателя Совета по архитектурному образованию в Союзе архитекторов России:
Сегодня приняты госстандарты, которые устанавливают, кто может быть ГАПом, а кто нет. Такой квалификации соответствуют только специалисты, закончившие магистратуру. На руководителя проекта, конечно, могут рассчитывать и бакалавры — но только после того, как лет 10 честно отработают и докажут свой стаж на практике.
В российской архитектуре статус бакалавриата не устоялся по двум причинам. С одной стороны, плохо выстроена цепочка профессионального образования в принципе, с другой, отечественные теоретики и практики отстают от Европы на 20 лет. Ближайшие лет 15 все будут путать этот статус бакалавриата и магистратуры, а затем процесс начнет налаживаться. Надо понять, что магистратура — это общемировой тренд, он правильный.
Никита Токарев, директор МАРШа:
Пока на законодательном уровне бакалавриат — полноценное высшее образование, которое позволяет работать без ограничений, нигде нет требования магистратуры. Сейчас, правда, ситуация меняется: появился профстандарт специальности «архитектор», подготовленный Министерством труда, там для занятия определенных должностей в гос. организациях требуется магистратура. Рынок этих изменений пока не осознал, первый выпуск бакалавров прошел всего 2-3 года назад. Пока нет определения архитектора и его деятельности, нет аттестации и других атрибутов профессии, которые соответствуют международным требованиям, ситуация не изменится.
По сроку учебы бакалавр похож на знакомого нам специалиста, так что не думаю, что работодатель заметит разницу. А вот какой будет юридический статус — пока неясно. Так как нет определения самостоятельной практики, да и вообще фигуры архитектора. Престиж только начинает формироваться, он будет зависеть от изменений в образовании. Не будет положительных изменений — не будет и престижа.
Коротко Диплом бакалавра почти не ограничивает работу, но магистр сможет в отдельных случаях развиваться быстрее. Устоявшейся практики пока нет. В любом случае важно помнить про стаж, который также играет большую роль.
Трудоустройство
Кого возьмут на работу практики: бакалавра или магистра
Студенты идут в магистратуру в том числе из страха, что со степенью бакалавра их не возьмут работать в хорошее бюро. Здесь разобраться проще, достаточно спросить самих руководителей мастерских. Публикуем два мнения из Москвы и Санкт-Петербурга.
Константин Ходнев, сооснователь архитектурной группы DNK:
Архитектору нужно много времени на получение знаний, развитие себя. Исходя из моего опыта преподавания на первом курсе магистратуры МАРШ, могу сказать, что студенты с дипломами бакалавров российских архитектурных ВУЗов далеки от «полноценного профессионализма». Поэтому соискатель, остановившийся на степени бакалавра, вызывает больше вопросов, чем окончивший магистратуру. В то же время на собеседовании мы смотрим, прежде всего, на профессиональные навыки, опыт, мышление. Соответственно от этого будет зависеть и зарплата. Поэтому при приеме на работу портфолио гораздо важнее, чем официальный диплом.
Никита Явейн, руководитель «Студии 44»:
Пять лет на обучение очень мало — нет грамотных, разносторонних специалистов, которые после такого короткого срока выдают результат. После специалитета работодателям приходилось доучивать ребят. Дипломы у старшекурсников превращались в расширенный курсовик, а не в знаковую исследовательскую работу. Не хватало опыта, знаний. Выпускались полуархитекторы. Поэтому мы решили оглянуться на Запад, сделать кальку. Однако пять лет бакалавриата и два года магистратуры — тоже неправильно. Система перехода не продумана, нет четких критериев обучения в магистратуре. Поэтому получится как всегда: ухудшение старой системы, которая превращается в новую.
Коротко Диплом бакалавра может и вызовет вопросы при знакомстве, но прежде всего потенциал оценивают по умению думать, опыту работы и грамотному портфолио.
Итоги
Что нужно знать про бакалавриат
1. Обучение на бакалавра максимально соответствует традиционной 6-летней программе.
2. Для закона магистр предпочтительнее бакалавра, но нормы только формируются. В любом случае многое зависит и от стажа.
3. У работодателя диплом бакалавра может вызвать вопросы, хотя это лишь один из критериев. Больше смотрят и на портфолио, и на опыт, и на образ мышления.
Какой путь выбрать, каждый уже решает сам. Мы же можем посоветовать два выхода. Изучить 5 принципов для портфолио архитектора как раз от практиков, кто берет на работу молодых. Либо обойти систему и стать магистром за 5 лет. Об этом читайте в материале «10 европейских школ, где обучение дешевле МАРХИ».
Изображения © marhijoz.ru
archspeech.com
Требования к квалификационной (дипломной) работе бакалавра
Квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника на получение степени бакалавра может основываться на обобщении выполненных ранее студентом-выпускником курсовых работ и проектов и готовится к публичной защите в завершающий период обучения.
Требования к итоговой государственной аттестации бакалавров установлены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки. Так, в соответствии с государственным стандартом для направления «Юриспруденция» квалификационная (дипломная) работа бакалавра представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему впоследствии самостоятельно решать профессиональные задачи.
Квалификационная (дипломная) работа бакалавра представляет собой некоторое законченное исследование, целью которого является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по применению этих знаний в решении конкретных научных задач по вопросам права; развитие навыков самостоятельной работы и применения методов исследования; выявление подготовленности студента-выпускника для самостоятельной работы в различных областях в современных условиях, а также отражает умение студента-выпускника самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.
Квалификационная (дипломная) работа бакалавра должна:
• иметь. научно-реферативный характер, основанный на использовании актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
• отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения фактического материала;
• отражать умения студента-выпускника пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации;
• иметь четкую структуру, правильное оформление библиографических ссылок, список использованных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы.
Работа бакалавра обязательно включает в себя как теоретическую часть, в которой студент-выпускник должен показать знания основ теории по предмету исследования, так и практическую часть.
Таким образом, квалификационная (дипломная) работа бакалавра показывает уровень знания студентом-выпускником методов научного исследования сложных социальных явлений, умения обобщать и делать выводы, обоснованные предложения и давать рекомендации в рамках предмета исследования.
Квалификационная (дипломная) работа бакалавра оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами. Оптимальный объем квалификационной (дипломной) работы бакалавра — 3 п.л. (40—50 стр. машинописного текста).
Требования к квалификационной (дипломной) работе специалиста
Требования к квалификационной (дипломной) работе определяются соответствующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Квалификационная (дипломная) работа специалиста должна представлять собой некоторую разработку актуальной проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, в которой показаны знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и научно-методическую часть.
Целью квалификационной (дипломной) работы специалиста являются закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в сфере права в процессе исследования и применения полученных знаний при решении конкретного исследования; развитие навыков самостоятельной работы и применение методов исследования при решении задач по проблеме исследования; выявление уровня подготовленности студента-выпускника к самостоятельной работе в различных производственных и общественных сферах.
Требования к квалификационной (дипломной) работе юриста по специальности «Юриспруденция» представляют собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем в области юриспруденции, исследуя которую студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в дальнейшей профессиональной деятельности самостоятельно решать производственные задачи.
Квалификационная (дипломная) работа юриста показывает уровень освоения студентом-выпускником методов научного исследования социальных явлении, умении делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.
Оптимальный объем квалификационной (дипломной) работы специалиста — 3,5 — 4 п.л. (50—60 стр. машинописного текста).
Выполнение дипломной работы проходит следующие этапы:
выбор темы и ее закрепление на кафедре;
составление плана;
подбор, изучение, анализ правовых актов и литературы по теме исследования;
изучение практики;
работа над текстом и его оформление;
подготовка к защите;
защита.
Приводим их в виде схемы 1.
Выбор темы — это первый и весьма ответственный момент работы над дипломной работой. От правильного выбора темы во многом зависит успех всего исследования.
Темы дипломных работ ежегодно определяются кафедрами. Студенты выполняют дипломные работы по дисциплинам в соответствии с выбранной специализацией. Тематика должна соответствовать программам курсов учебных дисциплин и учебным планам. При её составлении целесообразно учитывать сложившиеся на кафедре научные направления и возможность обеспечения студентов квалифицированным научным руководством. Темы должны обладать актуальностью, новизной, практической и теоретической значимостью.
Студентам всех форм обучения рекомендуется знакомиться с тематикой дипломных работ с первых лет обучения на факультете. Это необходимо для выбора соответствующего направления деятельности (специализации) и написания курсовых и реферативных работ в единой системе. Не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации студент обязан окончательно определиться с темой дипломного исследования, при этом предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы студентам рекомендуется учитывать некоторые объективные и субъективные факторы: объективные — её актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость, соответствие профилю работы после окончания вуза, наличие или отсутствие литературы и практических материалов; субъективные — интерес студента к выбранной теме и его возможности провести необходимые исследования.
studfiles.net
Дипломная работа бакалавра
Дипломная работа бакалавра
С 1992 года система высшего образования в Российской Федерации претерпевает кардинальные изменения. Это связано с переходом отечественного образования к западноевропейской модели. Следует отметить, что значительные сдвиги в данном направлении стали очевидны за последние три года.
В идеале, система высшего образования России, должна иметь следующую многоступенчатую структуру:
- бакалавр;
- специалист;
- магистр.
Включение такой градации в систему образования обусловлено требованиями современного общества к уровню обучения и степени квалификации выпускников высшей школы.
Каждая из перечисленных градаций имеет свои отличительные особенности: от длительности обучения до количества преподаваемых дисциплин, что позволяет студенту выбирать тот уровень самопознания и срок обучения, который устраивает его в полной мере.
Присвоение квалификационной степени «специалист» предполагает обучение в ВУЗе сроком 5-6 лет (в зависимости от формы обучения) и назначение статуса специалиста-практика (например, «учитель», «инженер», «бухгалтер» и т.п.).
Получение степени бакалавра возможно при четырёхлетнем сроке обучения. При этом, по окончании ВУЗа, выдаётся диплом об общем высшем образовании. Ошибочно считать, что степень бакалавра свидетельствует о неполном высшем образовании (неполное высшее образование получает студент, окончивший всего два курса вуза).
Отличие специалиста от магистранта заключается в следующем: назначение специалиста – профессиональная деятельность в одной отрасли, направленность магистра – научная деятельность в выбранной сфере. После получения диплома бакалавра, выпускник имеет возможность продолжить образование в магистратуре. При этом, особым преимуществом данного способа образования является то, что в магистратуру можно поступать не только по специальности, указанной в дипломе бакалавра, но и по целому ряду смежных направлений. Набор в магистратуру обычно конкурсный. Обучение на следующей ступени выбирают для себя около 20% бакалавров. В Законе РФ «Об образовании» утверждается, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
На практике, ситуация несколько иная: отечественный работодатель, как правило, предпочитает брать на работу «специалистов» или «магистров». Однако, в любой момент, при необходимости, в соответствии с государственным образовательным стандартом, бакалавр может сменить специализацию всего лишь за один год, причём бесплатно, так как обучение в магистратуре считается продолжением образования и имеет бюджетную основу. При этом, дипломированному специалисту для того, чтобы сменить специализацию, необходимо получение второго высшего образования (сроком от трёх лет на коммерческой основе).
Таким образом, в целом, структура высшего образования России в настоящее время строится следующим образом: первые два курса вуза — неполное высшее образование, через четыре года обучения по определённому «направлению» — присвоение квалификации (степени) «бакалавр», ещё через два года специализированной подготовки — квалификация (степень) «магистр». При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится «специалист» в течение 5 – 6 лет. В получении диплома бакалавра есть свои положительные моменты.
Рассмотрим основные из них:
1. Диплом бакалавра подходит тем, кто планирует уехать учиться за границу. За рубежом дипломы о пятилетнем и четырёхлетнем образовании не различаются. То есть, российский «специалист» однозначно приравнивается к иностранному «бакалавру».
2. Диплом бакалавра понятен и работодателям за рубежом. Многие иностранные компании предпочитают брать на работу именно бакалавров, так как нуждаются в служащих, умеющих работать с людьми, документацией и имеющих достаточный уровень образованности. Как правило, направление образования в таких случаях не имеет значения.
3. Однозначно, диплом бакалавра предпочтительнее для тех, кто уже имеет желаемое место работы и стремится просто получить свидетельство о высшем образовании. При этом все практические навыки (которых не даётся при получении диплома бакалавра) вырабатываются в процессе работы. И не стоит забывать о том, что всегда можно повысить свою квалификацию, поступив в магистратуру.
4. Диплом бакалавра позволяет сменить профессию в соответствии с требованиями времени в короткие сроки без особых материальных и временных затрат.
5. Сокращённый (до четырёх лет) срок обучения позволяет быстро получить диплом о высшем образовании и заняться карьерой.
Таким образом, многоступенчатая система образования в России открывает широкие возможности для получения высшего образования в соответствии с международными стандартами и современными требованиями к уровню подготовки выпускников.
uznaikak.su
Бакалавриат и дипломная работа — Book-Science
Европейская система бакалавриата и магистратуры пугает только своим названием, но перспектив у неё, несомненно, больше. После получения звания бакалавра можно сменить специализацию и поступить на бюджет в магистратуру, где доучиваться придется всего два года, а можно поработать несколько лет, а потом продолжить обучение. Таким образом, можно бесплатно в минимальные сроки получить две специальности в высшем учебном заведении. После получения диплома специалиста учиться придется только платно и не менее трех лет на очном отделении.
На самом деле требования к выпускникам практически те же, что и к специалистам. Большинство бакалавров не идут в магистратуру, так как для трудоустройства достаточно четырех лет обучения. Некоторые работодатели ошибочно считают, что бакалавриат — это неполное высшее образование, хотя на самом деле это нет так. Неполным высшим образованием считается неоконченное обучение. Например, когда студент ушел в академический отпуск по уходу за ребенком и передумал продолжать обучение или просто был отчислен за академическую задолженность.
В последний год обучения у студента, претендующего на диплом бакалавра, не должно быть академической и материальной (если речь идет о платном обучении) задолженности: в частности, должна быть сдана к установленному кафедрой сроку дипломная работа. При невозможности погасить академическую задолженность за весь период обучения в вузе студент не будет допущен до написания дипломной работы, после чего последует отчисление.
Дипломная работа бакалавра представляет собой небольшое самостоятельное исследование под руководством научного руководителя. Выбранная тема не должна совпадать с темой предыдущего диплома (не более 25%). Диплом должен обладать научной новизной и иметь оформление в соответствие с требованиями вуза. Объем для бакалавриата — 70-90 тысяч символов без списка литературы и приложений (40-50 печатных страниц).
Если в небольших частных вузах обычно разрешают срывать сроки предварительной сдачи дипломной работы на кафедру, то в крупных государственных вузах этот номер не пройдет. Диплом должен быть сдан на кафедру не позднее, чем за 10 дней до защиты, при этом на титульном листе должна стоять подпись научного руководителя, заведующего кафедрой, а также к диплому должен прилагаться письменный отзыв научного руководителя и заключение об успешной проверке текста на антиплагиат. Это необходимо для того, чтобы на кафедре к вашей работе успели написать рецензию, отметили сильные и слабые стороны.
На защиту дипломной работы дается всего десять минут на устное выступление и около двадцати минут на обсуждение и вопросы. Конечно, если защитная речь подготовлена качественно, то вопросов будет мало. Некоторые факультеты (особенно технической направленности) обязательно требуют наличие наглядного материала и презентации.
book-science.ru