Организационно правовая форма кфх – Как открыть КФХ с нуля: выбор организационно-правовой формы

Содержание

Форма собственности КФХ

В процессе создания форм бизнеса гражданское законодательство не делит направления на сельские или городские. Но место проживания основателя компании влияет на выбор правовой формы бизнеса. ООО или ИП считаются универсальными направлениями для ведения коммерческой деятельности и создаются в любых регионах. Форма собственности КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) подходит предпринимателям, цель которых – получить прибыль от сельскохозяйственных отраслей.

Особенности

Основным правовым документом, регулирующим работу КФХ, является Закон № 74-ФЗ. В соответствии с его указаниями, крестьянское хозяйство формируется гражданами, связанными родственными отношениями, и лицами, владеющими каким-либо общим имуществом. Бизнес создается с целью ведения хозяйственной деятельности (производство сельскохозяйственной продукции, ее продажа переработка, сбережение) с личным участием основателей компании.

Правом быть членами КФХ обладают лица, находящиеся в родственных связях с главой компании, а именно:

  • Супруг (супруга), родители обеих сторон, братья, дети, сестры, внуки.
  • Бабушки и дедушки с обеих сторон (только 3 семьи).

Дополнительно состоять в объединении КФХ могут лица без родственных связей с основателем КФХ (не более 5 человек). Учредителем КФХ может стать иностранное лицо. Малолетние родственники учредителя вступают в хозяйство по достижении 16 лет. Создать фермерское хозяйство может один гражданин.

Правовые требования

Организационно-правовая форма КФХ за время своего существования претерпела много изменений. С девяностых годов и до 2003 года фермерское хозяйство формировалось как юридическое лицо. С 2003 по 2013 год статус юридического лица КФХ отменен, организация действует как объединение участников на родственных началах.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет. Он может сформировать юридическое лицо, выступить его руководителем и единственным работником. Второй вариант – глава хозяйства встает на учет как ИП. В соответствии со ст. 86.1 ГК РФ, лица, ведущие сельскохозяйственную деятельность без формирования юридического лица (на основе соглашения), имеют право создать юридическое лицо в форме КФХ.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет.

Признаки КФХ

Бизнес, сформированный как КФХ, имеет такие признаки:

  • В официальных документах основатель хозяйства прописывается как глава КФХ.
  • Организация такого вида не имеет устава. Единственный правовой документ хозяйства – соглашение между членами КФХ.
  • Члены общества являются родственниками. Иные лица допускаются к ведению его деятельности, но не более 5 человек.
  • Имущество фермерства является собственностью его членов. При выходе одного члена ему выдается компенсация, эквивалентная стоимости его части.
  • Хозяйство занимается производством, продажей, транспортировкой сельхозпродукции.
  • В деятельности КФХ лично участвуют все члены.

Главным документом КФХ является соглашение. В нем указываются направление деятельности хозяйства, информация о его участниках, их обязанностях и полномочиях. В соглашении прописывается глава КФХ, его права и обязанности. Определяется порядок накопления имущества КФХ, условия его распоряжения, пользования. Документ устанавливает условия ввода и вывода участников хозяйства, правила распределения прибыли.

Соглашение обязаны одобрить и подписать все члены хозяйства. К соглашению прикладываются документы, подтверждающие родственные связи его членов.

В итоге

Организационно-правовая форма КФХ – отличный вариант ведения сельскохозяйственного направления бизнеса. Открывается возможность участия в муниципальных и федеральных кампаниях государственной поддержки фермерства, аренды земли на льготных правах, программах развития и субсидирования хозяйства.

Однако КФХ не подходит для бизнесменов, которые не видят себя работниками сельхозпредприятия. По закону все члены хозяйства лично участвуют в его деятельности, а гражданин может состоять в членстве только одного хозяйства в форме юридического лица. Поэтому учредителям, заинтересованным в управлении КФХ через наемного директора, лучше создать ООО или ПАО.

zhazhda.biz

Организационно-правовая форма КФХ

Поиск Лекций

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признается предпринимателем (индивидуальным) с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В свидетельстве о государственной регистрации, уведомлении о постановке на налоговый учет, платежных поручениях, а также во всех официальных документах крестьянское (фермерское) хозяйство именуется так:

В соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства создавалось юридическое лицо. После введения норм о создании фермерских хозяйств только как объединения граждан, путем регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (в дальнейшем — индивидуального предпринимателя) – были заложены первые противоречия.

Налоговые органы в срочном порядке заставляли перерегистрировать действовавшие на тот момент крестьянские хозяйства – юридические лица. В результате этого организационно-правовые формы К(Ф)Х стали прогрессивно расти. При этом стоит отметить, что более 40 тыс. К(Ф)Х сохранили статус юридического лица, и, в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ, остаются в нем и по сей день.

С принятием Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 2003 году, фермеры, как уже было отмечено выше, стали перерегистрироваться в ПБОЮЛ (ИП), а те, кто не хотел осуществлять деятельность в таком качестве, реорганизовывались в ООО, СХПК и другие формы, сохраняющие статус юридического лица. Даже сейчас у некоторых обществ можно увидеть в названии слова «фермерское хозяйство».

После очередных изменений в законодательстве о фермерах региональные налоговые органы, ввиду отсутствия единых стандартов и иных рекомендаций, стали регистрировать К(Ф)Х без образования юридического лица в следующих качествах:

— Индивидуальный предприниматель – Глава К(Ф)Х,

— Крестьянское (фермерское) хозяйство;

— Индивидуальный предприниматель, осуществляющий сельхоздеятельность, без отнесения к фермерскому хозяйству.

В результате возникли проблемы наблюдения и реального сбора данных по фермерам органами статистики, региональными органами АПК, другими ведомствами.

Впоследствии в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, по которым К(Ф)Х перестало регистрироваться как объединение граждан, а глава хозяйства стал регистрироваться в качестве ИП.

Несмотря на возможность выбора, а также плюсы той или иной формы, такое их многообразие не могло не привести к многочисленным спорам фермеров и органов государственной власти, налоговых и иных органов в рамках применения тех или иных правовых норм к фермерским хозяйствам и их членам.

Одной из первых проблем стала законодательно установленная смена главы хозяйства. В большинстве регионов налоговые органы требовали закрывать хозяйство и открывать новое – зарегистрированное на другое лицо (нового главу). И это несмотря на то, что для смены главы К(Ф)Х, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, существует определенная форма заявления.

Что уж говорить о сельхоздеятельности, которая осуществляется обычным индивидуальными предпринимателями! К примеру, исключается их участие в программе поддержки семейных животноводческих ферм.

Зачастую возникают проблемы наследования, сохранения истории кредитования, учета и регистрации сельхозтехники, земельных участков и другого имущества, используемого хозяйством. Случаются даже ситуации «фиктивного» расторжения брака для сохранения личного имущества семьи.

Другой, не менее распространенной проблемой является регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. И дело даже не в том, что регистрируется не хозяйство, а глава К(Ф)Х, как индивидуальный предприниматель. Основная проблема заключается в том, что регистрация фермера осуществляется не по месту нахождения земельного участка, предоставленного для ведения сельхоздеятельности или по месту осуществления самой деятельности, а по месту «прописки» главы К(Ф)Х, как гражданина (указанному в паспорте). Зачастую места прописки и осуществления деятельности находятся в разных регионах, а, следовательно, исключается возможность участия хозяйства в различных программах поддержки субъектов АПК, возникают проблемы налогообложения и отчетности.

Также и те крестьянские хозяйства, которые реорганизовались в ООО, СХПК и другие формы юридических лиц, сейчас не могут претендовать на государственную поддержку и льготы, представляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Вышеуказанные проблемы и противоречия должны быть решены в законодательстве, для чего необходимо пересмотреть действующие нормы, затрагивающие интересы фермерства и, в первую очередь, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс РФ.

С точки зрения организационно-правовых форм, следует изменить законодательство в части регистрации индивидуального предпринимателя – главы К(Ф)Х, только если деятельность ведется единолично. Если же планируется коллегиальное ведение деятельности – надо создавать крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо. Крестьянским хозяйствам иных организационно-правовых форм, в целях гармонизации, целесообразно перерегистрироваться в эти две наиболее подходящие фермерству формы.

Эти и другие проблемы в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств сейчас рассматриваются на заседаниях рабочей группы при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. В составе группы – депутаты, представители научного сообщества, налоговых органов, Минсельхоза России и АККОР. Мы регулярно информируем о ходе дискуссий на заседаниях группы. Приглашаем к обсуждению вопросов совершенствования организационно-правовых форм крестьянских хозяйств и вас. Пишите, с какими сложностями вы сталкиваетесь, осуществляя деятельность в той или иной организационно-правовой форме, какие меры совершенствования и уточнения статуса К(Ф)Х представляются вам целесообразными.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Крестьянское (фермерское) хозяйство

Это объединение физических лиц, которые имеют в общей собственности имущество и осуществляют хозяйственную или производственную деятельность.


Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское фермерское хозяйство – это объединение физических лиц, которые имеют в общей собственности имущество и осуществляют хозяйственную или производственную деятельность. Такова организационно-правовая форма этого объединения.

Правовое положение организации регулирует гражданское законодательство.

Если у хозяйства имеется несколько участников, то все они в установленном порядке вносят определенную сумму вклада. Так происходит формирование имущества организации, которым ее члены будут владеть на общих правах.

Организация крестьянского фермерского хозяйства имеет свои особенности.

Порядок создания и состав крестьянского (фермерского) хозяйства

Образование и развитие крестьянского хозяйства имеет свои нюансы, о которых обязательно нужно знать.

Право создавать фермерские хозяйства имеют только дееспособные граждане РФ, лица, не имеющие гражданства и иностранцы.

Это объединение может организовать только один человек, он же чаще всего становится председателем хозяйства.

В состав крестьянского хозяйства также входят родственники основателя, которые вместе трудятся для производства сельскохозяйственной продукции. В первую очередь это супруги, дети, родители и другие близкие члены семьи. Участвовать в крестьянском хозяйстве можно с 16 лет.

В состав объединения может входить не более 5 человек. Если участники хозяйства работают в нем по трудовому договору, то по закону они не признаются полноправными членами организации.

Если хозяйство решают организовать несколько основателей, то они обязаны составить специальное соглашение. Для единоличного создания крестьянского хозяйства этого не требуется.

Договор должен содержать:

  • данные обо всех участниках хозяйства;
  • их права и обязанности;
  • порядок, согласно которому формируются права владения и пользования имуществом;
  • порядок, согласно которому будет осуществляться прием и выход из членства хозяйства;
  • распределение всех полученных от данной деятельности доходов.

Далее необходимо пройти процедуру регистрации. Основатель должен подать в налоговый орган ряд необходимых документов и оплатить госпошлину.

Регистрация осуществляется в течение 5 дней. Происходит оформление свидетельства о регистрации и других документов. Кроме этого, председатель хозяйства обязан подать заявление на налог, необходимый в случае ведения сельскохозяйственной деятельности.

Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства

Создание этого объединения подразумевает наличие как прав, так и обязанностей у его членов.

Среди прав фермерского хозяйства основными являются:

  • право осуществлять деятельность хозяйства по своему усмотрению;
  • использовать все имеющиеся на территории хозяйства полезные ископаемые;
  • строить любые сооружения и производственные объекты, необходимые для нужд организации;
  • по своему усмотрению распоряжаться всеми посадками и посевами;
  • проводить все необходимые мелиоративные работы;
  • требовать от государства возмещения убытков в случаях, установленных законом.

Помимо этого, немаловажными являются и обязанности КФХ:

  • использование земельных участков в сроки, которые были предусмотрены соглашениями;
  • брать на себя ответственность за деятельность, направленную на охрану земель;
  • во время платить за аренду земли;
  • использовать природные ресурсы для производства сельскохозяйственной продукции в порядке, установленном законом;
  • согласовывать сооружение зданий и другие виды работ с соответствующими государственными учреждениями.

Имущественные правоотношения крестьянского (фермерского) хозяйства

Субъекты имущественных правоотношений – это имущество, которое используется для ведения фермерской деятельности. В понятие «имущество» входит собственность основателя крестьянского хозяйства. Это земля, дома, сельскохозяйственные постройки, транспортные средства, скот, птица, семена, а также продукция и все доходы.

Все это имущество имеет государственную защиту, так же как и другая собственность. Кроме того, ведение сельского хозяйство часто нуждается в дополнительной помощи.

В данном случае лучшим выходом может стать государственная поддержка. Существует большое количество программ, направленных именно на оказание помощи фермерам. Они подразумевают не только экономические вливания, но и перспективы развития организации.

Владение имуществом, которое принадлежит крестьянскому хозяйству, осуществляется всеми его участниками.

Основания для этого – взаимная договоренность между ними. Организация имеет право распоряжаться собственностью на правах владельца, то есть продавать, обменивать, сдавать в аренду и т. д.

Кроме этого, фермерское хозяйство может покупать и брать в аренду собственность третьих лиц. Все имущественные споры члены хозяйства решают в судебном порядке.

Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства

Образование крестьянского хозяйства осуществляется с целью получения прибыли. При этом организация самостоятельно занимается своей деятельностью. А потому члены хозяйства покрывают расходы из своих средств и сами определяют направление деятельности. При этом крестьянское хозяйство обязано соблюдать все законы.

Организация самостоятельно определяет виды деятельности, отвечает за развитие в выбранной сфере, ищет экономические пути, заключает договора, в том числе и с иностранными инвесторами, распоряжается всей произведенной продукцией и нанимает дополнительных сотрудников.

Глава фермерского хозяйства несет ответственность за безопасную работу всех участников организации и наемных работников. Это касается и норм техники безопасности, гигиены и санитарии, и т. д.

Прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства

Любая организация может прекратить свое существование. При этом для прекращения существует несколько причин:

  • отказ главы хозяйства от использования земельного участка, взятого в аренду;
  • совместное решение членов фермерского хозяйства;
  • большое количество нанятых работников;
  • незаконно использование земли, что привело к ее загрязнению или истощению природных ресурсов;
  • отказ от оплаты аренды за землю, технические средства и т. д.
  • простой земли в течение одного календарного года со дня ее аренды крестьянским хозяйством;
  • банкротство;
  • отсутствие наследников.

Ликвидация крестьянского хозяйства происходит на основаниях, предусмотренных законодательством. Решение об этом принимается государственными органами или судом.

Вся собственность фермерского хозяйства, в том числе и доходы от производства, в случае ликвидации, используется для погашения задолженностей.

advokat-malov.ru

Правовой статус КФХ

Правовой статус КФХ

Первые крестьянские (фермерские) хозяйства в современной России создавались на основе закона 1990 года. Некоторые из этих хозяйств существуют в первозданном виде и по сей день, и могут так существовать до 2010 года. Правовой статус вновь регистрируемого сегодня крестьянского (фермерского) хозяйства коренным образом отличается от статуса 90-х годов. Настоящий раздел посвящен современному правовому статусу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Сегодня крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Организационно-правовая форма КФХ

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признается предпринимателем (индивидуальным) с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В свидетельстве о государственной регистрации, уведомлении о постановке на налоговый учет, платежных поручениях, а также во всех официальных документах крестьянское (фермерское) хозяйство именуется так:

Крестьянское (фермерское) хозяйство,
главой которого является Коновалов Александр Петрович.

Ни устава, ни учредительного договора, ни собственного наименования крестьянское (фермерское) хозяйство не имеет. По сути дела, крестьянское (фермерское) хозяйство – это деятельность индивидуального предпринимателя в сфере сельского хозяйства.

И если бы крестьянское (фермерское) хозяйство всегда создавалось только одним гражданином, никаких проблем с определением его правового статуса не возникло бы – 100% копия деятельности индивидуального предпринимателя. Но крестьянское (фермерское) хозяйство, как правило, – объединение нескольких граждан, один из которых и становится главой.

Правовое положение членов КФХ

Наибольшую трудность представляет собой определение правового положения рядовых членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Единственный документ, который содержит сведения о рядовых членах крестьянского (фермерского) хозяйства – это соглашение о его создании. Он оформляется в простой письменной форме и не имеет отметок регистрирующего органа.

Таким образом, рядовой член крестьянского (фермерского) хозяйства — это участник общей собственности имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, который лично участвует в его работе и имеет право на часть доходов, полученных от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и (или) натуральной форме (личный доход).

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства. Общая собственность – это имущество, которое принадлежит двум или более лицам.

Частными случаями общей собственности являются совместная и долевая собственность.

Совместная собственность означает:
1) имущество, находится в собственности двух или нескольких лиц;
2) доли каждого из собственников не определены.

Долевая собственность означает:
1) имущество, находится в собственности двух или нескольких лиц;
2) доли каждого из собственников определены.

По умолчанию имущество КФХ находится в совместной собственности его членов. Это не всегда удобно, т.к. фактические доли членов КФХ могут быть разными. Изменить совместную собственность на долевую можно соглашением о создании КФХ. В этом случае раздел имущества и выдел из него доли осуществляется по соглашению членов КФХ.

Наиболее актуально проблема выбора между общей и долевой собственностью стоит в случае, если земельный участок (самое дорогое имущество) находится в собственности одного из членов. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Ответственность членов КФХ

Наибольший интерес и сложность вызывает ответственность членов по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае, если хозяйство не сможет расплатиться по своим обязательствам, к нему последовательно применяются несколько процедур банкротства, последняя из которых – конкурсное производство (т.е. продажа имущества крестьянского (фермерского) хозяйства для расчета с кредиторами).

В конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства (имущество, за счет продажи которого удовлетворяются требования кредиторов) включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Государственная поддержка фермеров

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Формат веб-ресурса не позволяет полностью описать все аспекты правового положения российских фермеров. Какие-то вопросы остались вне рамок изложения темы. Если у вас остались вопросы вы можете обратиться к нормативной базе и в Интернет. К сожалению, крестьянским фермерским хозяйствам посвящено очень мало сайтов: сайты нескольких общественных объединений и ссылки на рефераты и статьи в прессе – вот и все, что можно найти.

Для заполнения информационного вакуума нашими специалистами подготовлены платные консультации по правовым вопросам положения крестьянско-фермерских хозяйств. Обратившись за консультациями, вы получите полное представление о правовой основе будущего бизнеса, что позволит не совершать ошибки, последствия которых могут быть фатальными.

Источник http://www.fermer77.ru

ptica-ru.ru

Осуществление предпринимательской деятельности в форме КФХ

Осуществление предпринимательской деятельности в форме КФХ

Крестьянские (фермерскиехозяйства (далее – КФХ) занимают особое место в системе организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности.

Конституционной основой организации и деятельности крестьянских (фермерскиххозяйств служат ст.8, 9, 34, 36 Конституции РФ. Кроме этого, их деятельность регламентируется Земельном кодексом, Гражданским кодексом, другими законами и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими различные аспекты деятельности сельских товаропроизводителей в целом и субъектов малого предпринимательства.

Особое место в системе правового регулирования КФХ занимает Федеральный закон от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерскомхозяйстве» (далее – Закон о КФХ). В преамбуле названного закона установлено, что он определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и их самостоятельную деятельность.

Закон о КФХ содержит легальное определение крестьянского (фермерского) хозяйства: «Крестьянское (фермерскоехозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии».

Выделяют четыре основных аспекта этого понятия:

1) крестьянское (фермерскоехозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии;

2) фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином;

3) фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

4) фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это легальное определение фермерского хозяйства, во-первых, подводит итог дискуссии о целесообразности наделения этого хозяйства правами юридического лица, а во-вторых, о возможности образования группой лиц, не имеющих между собой родственных связей, так называемых партнерских фермерских хозяйств. Это особенно становится ясным из анализа статьи 3 Закона о КФХ, определяющего состав фермерского хозяйства.

Так, согласно п.2 ст.3 Закона о КФХ членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 15 Закона о КФХ в общей форме регламентирует права и обязанности членов фермерского хозяйства. Статьями 16-18 Закона о КФХ определено правовое положение, полномочия и порядок смены главы фермерского хозяйства, которым по взаимному согласию становится один из членов этого хозяйства, который должен действовать в интересах представляемого им хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Закон о КФХ достаточно четко и полно определяет состав и правовой режим имущества фермерского хозяйства, которое, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о КФХ распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах этого хозяйства его главой. При этом сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах (п. 3 ст. 8 Закона о КФХ), т.е. презюмируется совершение сделок главой в интересах хозяйства.

Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Поэтому полагается, что фермерское хозяйство — это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве.

После признания главы фермерского хозяйства предпринимателем в порядке, установленном законом, он приобретает предпринимательскую правоспособность и получает юридическую возможность действовать от имени соответствующего хозяйства.

Однако глава крестьянского (фермерскогохозяйства — это особый предприниматель, его вряд ли можно отождествлять с индивидуальным предпринимателем. Между указанными субъектами права имеется ряд принципиальных различий.

Во-первых, индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность, выступая под своим именем, включающим фамилию, собственно имя, а также отчество. В отличие от индивидуального предпринимателя глава фермерского хозяйства выступает в коммерческих отношениях не от своего имени, а от имени фермерского хозяйства (статья 17 Закона о КФХ), которое имеет собственное наименование.

Во-вторых, индивидуальный предприниматель действует самостоятельно, в собственных интересах, а глава фермерского хозяйства — в интересах представляемого им хозяйства (пункт 2 статьи 16 Закона о КФХ).

В-третьих, индивидуальный предприниматель сам определяет виды своей деятельности, приобретает соответствующие права и несет обязанности, а глава хозяйства осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены соглашением между членами фермерского хозяйства (статья 17 Закона о КФХ).

Таким образом, глава фермерского хозяйства — это не самостоятельный индивидуальный предприниматель, а обладающий определенной автономией участник комплексного предпринимателя, которым является фермерское хозяйство.

В свою очередь, фермерское хозяйство, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к его деятельности, обладает не общей, а специальной правоспособностью (в статье 1 Закона о КФХ перечень видов деятельности такого хозяйства сформулирован как исчерпывающий). Поэтому хозяйство вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции.

В связи с этим и правоспособность главы крестьянского хозяйства как составная часть правоспособности всего хозяйства не может рассматриваться в качестве общей, она определяется пределами правоспособности указанного хозяйства как комплексного предпринимателя.

По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах этого хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом. Члены КФХ, в том числе и глава, не несут ответственности по обязательствам, вытекающим из таких сделок. В этом еще одно отличие правового положения главы КФХ от иных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, которые несут ответственность по обязательствам, связанным с их предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом.

В целях обеспечения стабильности фермерского хозяйства пунктом 1 статьи 9 Закона о КФХ установлено, что при выходе из фермерского хозяйства одного из членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. Гражданин в случае его выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или, в случае если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать года с момента подачи членом, фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства (п. 2 ст. 9 Закона о КФХ).

Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Закон о КФХ подробно регулирует порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

Следует отметить, что оформление дополнительных земельных площадей через органы власти, до недавнего времени было очень сложной процедурой. Теперь, если фермер захочет получить землю сельскохозяйственного назначения, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, решение о предоставлении ему участка в собственность или аренду должно приниматься в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, запрещено устанавливать минимальные размеры угодий для фермеров, деятельность которых по технологии не требует больших площадей. Речь идет об овощеводах, цветоводах, виноградарях, птицеводах, рыболовах, пчеловодах и других.

В соответствии со статьей 20 Закона о КФХ фермерское хозяйство в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Использованная литература:

  1. Конституция РФ. (ИПС «Консультант плюс»)

  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. (ИПС «Консультант плюс»)

  3. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ИПС «Консультант плюс»)

  4. Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003

  5. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.

  6. Новое в правовом положении сельскохозяйственных товаропроизводителей России на современном этапе / Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: сб. науч. ст. / отв. ред. М.И. Козырь. А.И. Бобылев. — М.: ООО ИД «Право и государство», 2004.

studfiles.net

ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА: МНОГООБРАЗИЕ НЕ ВСЕГДА НА ПОЛЬЗУ

Юрисконсульт АККОР Н.Г. Струков:

Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства могут осуществлять деятельность в различных организационно-правовых формах. Это удобно, поскольку дает возможность выбора наиболее приемлемой организации деятельности. Однако на практике такое разнообразие зачастую приводит к проблемам.

В соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства создавалось юридическое лицо. После введения норм о создании фермерских хозяйств только как объединения граждан, путем регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (в дальнейшем — индивидуального предпринимателя) – были заложены первые противоречия.

Налоговые органы в срочном порядке заставляли перерегистрировать действовавшие на тот момент крестьянские хозяйства – юридические лица. В результате этого организационно-правовые формы К(Ф)Х стали прогрессивно расти. При этом стоит отметить, что более 40 тыс. К(Ф)Х сохранили статус юридического лица, и, в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ, остаются в нем и по сей день.

С принятием Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 2003 году, фермеры, как уже было отмечено выше, стали перерегистрироваться в ПБОЮЛ (ИП), а те, кто не хотел осуществлять деятельность в таком качестве, реорганизовывались в ООО, СХПК и другие формы, сохраняющие статус юридического лица. Даже сейчас у некоторых обществ можно увидеть в названии слова «фермерское хозяйство».

После очередных изменений в законодательстве о фермерах региональные налоговые органы, ввиду отсутствия единых стандартов и иных рекомендаций, стали регистрировать К(Ф)Х без образования юридического лица в следующих качествах:

— Индивидуальный предприниматель – Глава К(Ф)Х,

— Крестьянское (фермерское) хозяйство;

            — Индивидуальный предприниматель, осуществляющий сельхоздеятельность, без отнесения к фермерскому хозяйству.

В результате возникли проблемы наблюдения и реального сбора данных по фермерам органами статистики, региональными органами АПК, другими ведомствами.

Впоследствии в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, по которым К(Ф)Х перестало регистрироваться как объединение граждан, а глава хозяйства стал регистрироваться в качестве ИП.

Несмотря на возможность выбора, а также плюсы той или иной формы, такое их многообразие не могло не привести к многочисленным спорам фермеров и органов государственной власти, налоговых и иных органов в рамках применения тех или иных правовых норм к фермерским хозяйствам и их членам.

Одной из первых проблем стала законодательно установленная смена главы хозяйства. В большинстве регионов налоговые органы требовали закрывать хозяйство и открывать новое – зарегистрированное на другое лицо (нового главу). И это несмотря на то, что для смены главы К(Ф)Х, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, существует определенная форма заявления.

Что уж говорить о сельхоздеятельности, которая осуществляется обычным индивидуальными предпринимателями! К примеру, исключается их участие в программе поддержки семейных животноводческих ферм.

Зачастую возникают проблемы наследования, сохранения истории кредитования, учета и регистрации сельхозтехники, земельных участков и другого имущества, используемого хозяйством. Случаются даже ситуации «фиктивного» расторжения брака для сохранения личного имущества семьи.

Другой, не менее распространенной проблемой является регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. И дело даже не в том, что регистрируется не хозяйство, а глава К(Ф)Х, как индивидуальный предприниматель. Основная проблема заключается в том, что регистрация фермера осуществляется не по месту нахождения земельного участка, предоставленного для ведения сельхоздеятельности или по месту осуществления самой деятельности, а по месту «прописки» главы К(Ф)Х, как гражданина (указанному в паспорте). Зачастую места прописки и осуществления деятельности находятся в разных регионах, а, следовательно, исключается возможность участия хозяйства в различных программах поддержки субъектов АПК, возникают проблемы налогообложения и отчетности.

Также и те крестьянские хозяйства, которые реорганизовались в ООО, СХПК и другие формы юридических лиц, сейчас не могут претендовать на государственную поддержку и льготы, представляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам.  

Вышеуказанные проблемы и противоречия должны быть решены в законодательстве, для чего необходимо пересмотреть действующие нормы, затрагивающие интересы фермерства и, в первую очередь, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс РФ.

С точки зрения организационно-правовых форм, следует изменить законодательство в части регистрации индивидуального предпринимателя – главы К(Ф)Х, только если деятельность ведется единолично. Если же планируется коллегиальное ведение деятельности – надо создавать крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо. Крестьянским хозяйствам иных организационно-правовых форм, в целях гармонизации, целесообразно перерегистрироваться в эти две наиболее подходящие фермерству формы.

Эти и другие проблемы в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств сейчас рассматриваются на заседаниях рабочей группы при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. В составе группы – депутаты, представители научного сообщества, налоговых органов, Минсельхоза России и АККОР. Мы регулярно информируем о ходе дискуссий на заседаниях группы. Приглашаем к обсуждению вопросов совершенствования организационно-правовых форм крестьянских хозяйств и вас. Пишите, с какими сложностями вы сталкиваетесь, осуществляя деятельность в той или иной организационно-правовой форме, какие меры совершенствования и уточнения статуса К(Ф)Х представляются вам целесообразными.

www.akkor.ru

Несколько крестьянских (фермерских) хозяйств хотели бы объединиться, какую организационно-правовую форму предпочесть при объединении?…

 Здравствуйте!

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Статья 20 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает возможность объединения крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно, что фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Названный закон не содержит специальных правил об объединениях фермерских хозяйств, соответственно к порядку их создания и деятельности должны применяться соответствующие положения Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В частности, ст.121 Гражданского кодекса РФ допускает возможность объединения в форме ассоциаций или союзов лишь для юридических лиц, и не предоставляет такой возможности индивидуальным предпринимателям и иным гражданам, при этом указанная статья называет две разновидности таких объединений — объединения коммерческих организаций и объединения некоммерческих организаций. Обе разновидности объединений являются некоммерческими организациями.

Поскольку основной целью деятельности фермерского хозяйства является предпринимательская деятельность, на объединения фермерских хозяйств по аналогии с коммерческими организациями должны распространяться правила об объединениях (ассоциациях или союзах) коммерческих организаций. Целью подобных объединений является координация предпринимательской деятельности фермерских хозяйств, а также представление и защита общих имущественных интересов. Созданное фермерскими хозяйствами объединение (ассоциация или союз) будет являться юридическим лицом — некоммерческой организацией и на него будут распространяться соответствующие положения ст. 121 — 123 Гражданского кодекса РФ и регулирующие деятельность ассоциаций и союзов коммерческих организаций нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Это значит, что если по решению фермерских хозяйств-участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Учредительными документами ассоциации (союза) фермерских хозяйств являются учредительный договор, подписанный ее членами — фермерскими хозяйствами, и утвержденный ими устав.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. При этом каждый член ассоциации (союза) сохраняет свою самостоятельность и вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) также может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Одновременно следует отметить, что эксперт оказывает консультацию, которая носит информационный характер, эксперт не вправе отдавать предпочтение той или иной форме объединения, принимать решение относительно объединения в ту или иную форму фермерским хозяйствам следует самостоятельно.

Настоящая консультационная услуга оказана бесплатно по заданию Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 № 282-п.

xn—-jtbvjabi6b9c.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *