Для командной экономики характерно – Элементы командной экономики

Содержание

Элементы командной экономики

Элементы экономики

Каждая экономическая система характеризуется набором элементов, отличающих ее от систем других типов, Среди них:

  • специфика социально-экономических отношений;
  • преобладающие организационно-правовые формы хозяйствования;
  • отношение участников экономического процесса к собственности;
  • специфика хозяйственных механизмов;
  • система стимулирования и мотивации участников;
  • специфика экономических связей предприятий и организаций.

Характеристика элементов командной экономики

Кроме того, основные элементы такой экономической системы характеризуются специфической формой монополизации — и бюрократизации, при этом основой хозяйственного механизма является централизованное планирование.

Элементы командной экономики имеют ряд особенностей:

  1. Все субъекты хозяйствования непосредственно управляются из единого центра, который представлен высшими эшелонами государственной власти. Это существенно минимизирует степень самостоятельности хозяйственных субъектов.
  2. Полный контроль со стороны государства производства и распределения продукции„что становится причиной исключения свободных рыночных взаимосвязей отдельных хозяйств.
  3. Использование государственным аппаратом в процессе руководства хозяйственной деятельностью по большей части административно-распорядительных методов, подрывающих материальную заинтересованность в высоких результатах труда.

Замечание 2

При полном огосударствлении хозяйства возникает невиданная по своему масштабу монополизация производственных и сбытовых процессов.

Народное хозяйство представлено гигантскими монополиями, утвердившимися в каждой области народного хозяйства и поддерживаемыми ведомствами и министерствами. При минимальной или нулевой конкуренции такие монополии не слишком озабочены внедрением технических и технологических новинок. Порождаемая монополией дефицитная экономика характеризуется отсутствием нормальных людских и материальных резервов на случай «разбалансированности» хозяйства.

Командная экономика характеризуется также специфическими особенностями при решении общеэкономических задач. Зачастую господствующие идеологические установки ставят задачу расчета структуры продукции на слишком высокий уровень, с такой значимостью, что сами непосредственные производители не могут с ней справиться.

Процессы централизованного распределения материальных благ, финансовых и трудовых ресурсов осуществляются в обход непосредственных потребителей и производителей, согласно заранее выбранным как общественным целям и критериям, посредством централизованного планирования. Значительную долю ресурсов при этом необходимо направлять на развитие отраслей военно-промышленного комплекса.

Распределяется созданная продукция между участниками производства также в соответствии с жесткими регламентами центральных органов с помощью повсеместно используемой системы тарифов, утверждаемых централизованно нормативов.

Отличительные черты командной экономики

Основными чертами хозяйственного механизма командной экономики являются:

  • непосредственное управление из единого центра всеми субъектами хозяйствования;
  • полный контроль государством производства и распределения продукции;
  • преимущественное использование административно-командных методов в управлении хозяйственной деятельностью.

spravochnick.ru

3.3. Особенности командной экономической системы

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

-государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

-сильная монополизация и бюрократизация экономики;

-централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

-непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

-государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

-государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

studfiles.net

Вопрос 7.

7.Рыночная, административно-командная и смешанная экономические системы, их характерные черты. Переходная экономика.

Типы экономических систем

клас­сификация экономических систем:

структурообразующие, т.е. со стороны структурных элементов экономических системсоциально-экономические — на основе вы­деления содержательных сторонкритерии сложности: простые системы — по формам хозяйства, сложные — формационные системы, наи­более сложные — цивилизационные

Рыночная экономика. Характеризуется господством част­ной собственности и использованием системы рынков и цен для управления экономической деятельностью решений.

Важнейшими чертами рыночной экономики являются:

— наличие рыночного механизма как основного регуля­тора экономики. Каждый товаропроизводитель под воздей­ствием ценовых факторов, рыночного спроса и предложения ведет свое хозяйство, руководствуясь своими экономически­ми интересами;

— экономическая самостоятельность предприниматель­ской деятельности. Предоставлена широкая свобода предпри­нимателям в выборе целей производства, методов работы, форм стимулирования труда, в распределении полученного дохода после уплаты налогов

— конкуренция между товаропроизводителями как мощ­ная движущая сила эффективной работы. Наличие множе­ства самостоятельных предприятий, многообразия форм хо­зяйствования создает здоровую конкурентную среду для раз­вития предпринимательства;

— приоритет потребителя по отношению к производите­лю. Производство подчинено спросу потребителей, удовлет­ворению их потребностей. Основой для этого служит конку­ренция между производителями.

преимущества:

а) эффективное распреде­ление ресурсов, которые с помощью конкуренции направля­ются в производство тех товаров и услуг, в которых обще­ство больше всего нуждается; б) интенсивная экономика и более высокие темпы ее роста; в) высокая ответственность и заинтересованность каждого производителя в результатах своей работы; г) отсутствие дефицита в обществе, т.е. про­исходит опережающий рост производства товаров и услуг по сравнению со спросом на них.

недостатками: 1) угасание конкуренции по причине образования моно­полий, которые всегда стремятся ограничить конкурентную борьбу на рынке2) расточительное производ­ство и неравное распределение доходов. 3) наруше­ние рыночного механизма за счет внешних факторов.4) неустойчивость экономики, связанная с ее такими бо­лезнями, как кризисы, инфляция, безработица.

Административно-командная экономика. Основана на общей собственности и коллективном принятии экономичес­ких решений посредством централизованного планирования.

характерные черты:

  • директивное государственное планирование всей эко­номики ,когда сверху указывается: что, сколько и для кого производить

  • централизованное распределение ресурсов по установ­ленному плану, практически бесплатно, что не заинтересо­вывает предприятия в их экономии, а обеспечивает действие затратного механизма в экономике;

  • монопольное положение производителя, который дик­тует свои условия потребителю, так как отсутствует конку­ренция.

  • уравнительное распределение доходов в обществе. По­лученный доход на предприятии в основном изымается в пользу общества, а затем общество в лице государственного аппарата распределяет совокупный доход по статьям расхо­дов

преимущества: оптимальные темпы экономи­ческого роста при отсутствии глубоких экономических кри­зисов; относительно стабильные и низкие цены при мини­мально скрытой инфляции; отсутствие банкротства предпри­ятий; полная занятость и отсутствие открытой безработицы;

недостатки: неэффективное централизованное распределение экономических ресурсов,; экстенсивный тип экономического роста при низкой эффективности обще­ственного производства; дефицитная экономика, произ­водство товаров и услуг не поспевает за спросом населения, при относительно низких ценах;

Смешанная экономика. Представляет собой разновид­ность рыночной экономики, в которой происходит сочетание государственной и частной собственности, действие рыночного и государственного механизмов.

ос­новные черты:

  • наличие рынка и рыночного механизма, обеспечиваю­щего свободное регулирование экономики;

  • действие конкуренции между всеми товаропроизводи­телями;

  • присутствие монополии в экономике, которая стремит­ся упрочить свои позиции путем ослабления конкуренции;

  • участие государства в регулировании экономики.

Монополия в ряде случаев вы­ступает тормозом свободной конкуренции.

В развитых западных странах наибольшее распростране­ние получили две основные модели смешанной экономики: неоклассическая либеральная исоциально ориентированная. Первая модель присуща американской экономике. Социально ориентированная модель — это ярко выражен­ная «смешанная экономика, которая имеет большее распрос­транение в европейских странах. В ней преобладает государ­ственное регулирование экономики, доходов и занятости на­селения.

Переходная экономика это процесс социально-эко­номических преобразований, качественных сдвигов в су­ществующей экономике, когда в течение продолжитель­ного периода времени осуществляется переход от одной экономической системы к другой.

Для переходной экономики характерны общие черты:

  • кардинальные изменения отношений собственности, смена одного господствующего типа собственности на другой и связанное с этим изменение баланса экономических инте­ресов субъектов хозяйствования;

  • существенное изменение в уровне либерализации, эко­номической свободы обособленных товаропроизводителей;

  • качественное изменение роли государства, объема его функций и характера их реализации.

Особенцостя-ми- трансформационных процессов в переход­ной экономике России 90-х годов XXв. являются:

  • институциональное реформирование, инициируемое государством: формирование институтов рынка — частной собственности, коммерческих банков и бирж, кооперативов, акционерных обществ и фирм, рынка труда, ценных бумаг и др.;

  • «шоковый» метод, быстрый переход к рыночным от­ношениям с помощью либерализации цен и приватизации

  • значительное возрастание степени «открытости» россий­ской экономики, что выразилось в быстром увеличении экс­порта и импорта как товаров, так и капиталов

В переходной экономике возможны два варианта разви­тия институтов рынка:

  • генетический, когда новые формальные нормы фикси­руют тенденции, уже сложившиеся в виде традиций и обы­чаев

  • радикальный, т.е. использование эффективных в прош­лом страны, существующих в других странах норм или построение институтов в соответствии с разработанной теоретической моделью.

Основные направления перехода от административно-ко­мандной к рыночной экономике в России состояли в следу­ющем:

  1. приватизация, формирование многообразия форм соб­ственности и многоукладной структуры экономики;

  2. либерализация хозяйственной жизни — создание ры­ночной среды, конкурентных рынков, основанных на свобод­ном ценообразовании,

  3. макроэкономическая стабилизация, преодоление дис­пропорций в экономике, особенно в денежно-кредитной сфе­ре, обеспечение устойчивости национальной валюты, борьба с инфляцией;

  4. структурное реформирование, направленное на изме­нение воспроизводственных пропорций, межотраслевых и внутриотраслевых соотношений, преодоление структурного кризиса, развитие рыночной инфраструктуры.

studfiles.net

Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­че­скую си­сте­му?

Спpоcu тyт <a rel=»nofollow» href=»https://vk.cc/5XDlE1″ target=»_blank» >сnрoсиTYT</a>

Сnpосu тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk.cc/5XDlE1″ target=»_blank» >cnрoсиTYT</a>

Сnpосu тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk.cc/5XDlE1″ target=»_blank» >cпpocuTYT</a>

Сnpоcu тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk.cc/5XDlE1″ target=»_blank» >спpocuTYT</a>

Сnpосu тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk.cc/5XDlE1″ target=»_blank» >cnpoсuTYT</a>

Для ко­манд­ной эко­но­ми­ки ха­рак­тер­но — цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние. Все осталь­ное от­но­сит­ся к ры­ноч­ной!!!!

touch.otvet.mail.ru

Командная экономика и ее характерные черты

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Командная экономика и ее характерные черты……………………4

1.1 Начало формирования административно – командной экономики…4

1.2 Сущность командно – административной экономики СССР………..6

1.3Положительные и отрицательные стороны административно – командной экономики……………………………………………………………………9

2. Реформирование командой экономики в России………………….13

2.1 Начало реформирования командной экономики…………………….13

2.2 Последствия реформирования командной экономики………………22

2.3 Перестройка и ее итоги………………………………..……………….25

Заключение…………………………………………………………………29

Библиографический список……………………………………………..30

Введение

Экономическая система – упорядоченная связь между товаропроизводителями материальных и нематериальных благ. [6.c.10]

В каждой экономической системе есть своя экономическая основа. Собственность на ресурсы и результаты, есть свои организаторские отношения, свой способ регулирования хозяйственной деятельности людей, своя системе материального и морального поощрения людей, своя мотивация хозяйственной деятельности, свои законы и правила, свои традиции, опыты, обычаи. Классификация экономических систем в разных направлениях экономической мысли своя.

Особое место в классификации экономических систем занимает командно – административная экономика или тоталитарная система хозяйствования.

При такой системе хозяйствования в сфере производства существовала общенародная форма собственности. В масштабах всего общества воспроизводилась цеховая организация, т.е. все абсолютно решалось государством: устанавливались твердые объёмы производства, ассортимент товаров и услуг, устанавливались неизменные цены, устанавливались объемы реализации, устанавливалась твердая заработная плата. Такая система предусматривала удовлетворению минимальных потребностей людей. В этой системе административный аппарат собирал в своих руках все функции работодателя. Данная система предполагала высокую степень монополизации в лице министерства ведомства. В этой системе слабо действовали экономические законы.

В командной экономике доминирует государственная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Рассмотрим данный тип системы хозяйствования более широко. Ярким примером того является развитие командной экономики в СССР.

Глава I . Командная экономика и её характерные черты.

1.1 Начало формирования Административно-командной экономики в СССР.

Процесс свертывания нэпа и формирование командно- административной системы.

Процесс свертывания нэпа начался постепенно. Экономическое развитие страны в 1924-1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в деревню нужного количества своей продукции. Сельское хозяйство, в свою очередь, с перебоями снабжало города сырьем и продовольствием, а также сдавало недостаточное количество зерна на экспорт для закупок за границей необходимого промышленного оборудования. Таким образом, осенний кризис хлебозаготовок, который произошел в 1925 году, был не случайным, а закономерным явлением. Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились дороже, и ощущался их дефицит.

Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны дальше. Еще в конце 1925 года был созван XIV съезд РКП (б), где был утвержден «курс на индустриализацию». В открытых выступлениях Сталин требовал того, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечают социалистическим идеалам.

Итак, заготовительные кризисы 1926-1928 годов означали полное свертывание Нэпа, поскольку она вписывалась лишь в обстановку «гражданского мира». Командная же система могла существовать только в условиях чрезвычайного напряжения сил, путем устрашения, террора, всеобщего подчинения приказам, что противоречило сущности нэпа.

Целенаправленное свертывание нэпа в стране шло по всем направлениям. Уже в 1927 году для промышленных предприятий стал устанавливаться государственный производственный план. В конце 1929 года тресты потеряли хозяйственную самостоятельность и постепенно превратились в посредническое звено системы управления. Синдикатам, напротив, были переданы дополнительные функции в сфере планового регулирования деятельности предприятий. Синдикаты уже больше не занимались оптовой торговлей, поскольку ее заменили централизованным распределением по фондам и нарядам.

В начале 1930-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. На протяжении 1930-1932 годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение.

Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения.

Итак, начиная с 1929 года, в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике «военного коммунизма», но уже в новых условиях. Директивное плановое распределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения. К концу первой пятилетки полностью сформировалось сверх централизованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.

Советская экономика в годы войны.

Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов – в три раза, цветных металлов – в 430 раз и т.д.

В это тяжелое время достаточно оперативно и энергично проявила себя сверх централизованная директивная система управления. Под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны, созданного 30 июня 1941 года, была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы.

В целом, несмотря на большое неравенство экономического потенциала СССР и Германии к началу войны, советская экономика в этот период оказалась более эффективной. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений. Каждая тонна металла, цемента, угля, каждый киловатт электроэнергии, каждая единица оборудования использовались у нас лучше, чем в германской экономике. В расчете на тысячу тонн выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность.

Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) было восставлено и построено заново 6 тысяч крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения.

Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны.

Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Выросла целая армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов, обор

mirznanii.com

виды и признаки :: SYL.ru

Сегодня превалирующей является рыночная экономика, но это не единственный способ ведения хозяйства в масштабах страны. История знала и некоторые другие модели, которые имели свои преимущества и недостатки. Чем отличаются рыночная и административно-командная экономика? Каковы их характерные черты?

Формы экономической организации

Как доказала история, хозяйственную деятельность можно вести по-разному. Даже сейчас ведутся споры по поводу того, какой стиль организации этого процесса более эффективен и жизнеспособен. Кое-где, кстати, до сих пор действуют те формы, которые в наиболее развитых странах уже давно считаются устаревшими. Что удивительно, ведь эти, казалось бы, отжившие модели иногда функционируют вполне эффективно.

Современная наука в основном различает четыре системы, это:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика;
  • смешанная модель.

Все они имеют свои характерные черты и особенности. И каждая из них заслуживает отдельного и чуть более подробного рассмотрения, чтобы можно было понять, чем они отличаются друг от друга.

Традиционная модель

Наиболее простой и примитивной считается патриархальная экономика. Также ее называют традиционной, и она является наиболее древним способом ведения хозяйственной деятельности.

Ее отличают следующие характерные черты:

  • совместное владение некоторыми средствами производства;
  • преобладание ручного труда;
  • натуральное хозяйство;
  • крепкие социальные связи;
  • совместное решение ключевых экономических проблем;
  • торговля в зачаточном состоянии.

Такой способ хозяйствования не слишком эффективен с точки зрения накопления запасов пищи и разделения труда. Этот тип характерен для первобытных обществ и в современном мире сохранился лишь в некоторых обособленных от остального мира сельскохозяйственных районах Африки, Южной Америки и Азии.

Рыночная

Наиболее совершенной, хотя и не лишенной своих недостатков, считается такая система, которая регулирует большей частью себя сама. Все процессы в экономике взаимосвязаны, а государство должно лишь выполнять роль наблюдателя. Именно для рыночной системы характерны всем известные законы, а еще развитые товарно-денежные отношения, причем не только в сфере купли-продажи реальных товаров.

Царит полная свобода: люди вольны выбирать себе любые профессии, но никто не обязан их трудоустраивать. Производители в ценообразовании и контроле качества обязаны ориентироваться только на мнение покупателей. Те же самые принципы господствуют и в других сферах. Очевидно, что в чистом виде рыночная экономика не слишком применима к жизни, поскольку она в этом случае вступает в противоречие с некоторыми функциями государства. Именно поэтому под этим термином обычно подразумевают систему, которая следует этим принципам лишь в большей части. В основном, во избежание серьезных перекосов в производстве и разрыва в доходах населения, применяются некоторые социальные механизмы, позволяющие несколько компенсировать действие рыночных законов. Но вмешательство должно быть серьезно ограничено, иначе речь пойдет о совершенно другой концепции.

Командно-административная экономика

Модель, в какой-то мере противоположная предыдущей и предполагающая планирование и контроль практически всех процессов, не выглядит так уж глупо, по крайней мере, нет ощущения, что все пущено на самотек. Это действительно может быть очень разумным, особенно в определенных условиях, так что те или иные черты, которыми известна административно-командная система экономики, так или иначе проглядываются во многих современных странах. И все же стоит остановиться на этой модели чуть подробнее, ведь на протяжении долгого времени страны бывшего СССР жили в соответствии именно с этой системой.

История концепции

Некоторые экономисты рассматривают эту систему как развитую форму натурального хозяйства. Такой подход не лишен логики, поскольку командно-административная экономика стала довольно логичным продолжением традиционной. Но существует и другой взгляд, согласно которому плановая модель — искусственно созданная концепция, которая возможна лишь в определенных условиях.

Если говорить о правильности первого подхода, командная система возникла очень давно — во времена первобытных общин или в эпоху рабовладельческих латифундий. Если же принять за истинный общепринятый подход, то обычно говорят о ее появлении одновременно со становлением Советского Союза. Не так уж и важно, что из этого правда, хотя стоит признать, что еще до появления СССР во многих сообществах наблюдались некие черты, которые сегодня приписывают именно этой форме организации экономических отношений.

Характерные черты

  • Признаки командной экономики прежде всего включают в себя преобладание государственной или иной формы коллективной собственности на большую часть стратегически важных ресурсов и средств производства. Это своеобразный индикатор данной модели, поскольку его присутствие в других системах просто противоречит их основам.
  • Административные меры регулирования. Это очень грубый инструмент управления экономикой, поскольку он не лишен субъективности, а также мало учитывает взаимосвязь всех процессов в отношениях хозяйствующих единиц. В результате даже при условии хороших показателей жизнь в масштабах отдельных семей может быть крайне тяжелой.
  • Жесткое планирование. Многим людям старшего возраста не понаслышке знакомо понятие «пятилетка». План работы всех основных отраслей хозяйства, расписанный на года вперед и мало учитывающий возможные глобальные изменения — возможно ли такое?
  • Отсутствие конкуренции. Из-за планирования производства, подготовки кадров и большинства других процессов исчезает естественная рыночная борьба. Молодые специалисты работают по распределению, заводы выпускают ровно столько продукции, сколько им было указано, а конъюнктура никого не волнует. В конечном счете это ведет к снижению качества как предлагаемых благ, так и услуг.
  • Основное отличие рыночной экономики от командной очевидно и однозначно — в последней на средства производства существует монополия государства.

Особенности

Командная экономика, как показывает история, сочетает в себе одновременно социальную ориентированность и полное подчинение интересам государства. На первый взгляд это кажется парадоксом. Но если подумать, станет ясно, что социальное напряжение вследствие низкого уровня жизни должно компенсироваться некими «уравнивающими» механизмами. Если брать для примера СССР, то это видно очень хорошо. Расслоение общества было минимальным, поскольку у подавляющей части населения был доступ к одним и тем же благам и услугам. Лишь единицы жили иначе, чем другие. Как правило, эти люди имели непосредственное отношение к власти и минимально контактировали с остальными на бытовом уровне.

Другая сторона этой экономики — ее милитаризация. Как правило, эта концепция существует в паре с определенной моделью общественного, а не только рыночного строя. Так, например, может быть объявлено о наличии некоего внешнего врага.

Эффективность

Административно-командная система экономики удобна в смысле управления ее ресурсами и мощностями. Она позволяет с легкостью переориентироваться с одной сферы производства на другую со сравнительно небольшими потерями. И все же большинство специалистов считают ее крайне неэффективной. Но есть и преимущества.

Например, если руководство системой осуществляется достаточно умело, модель может быть крайне устойчивой и выдерживать самые сложные условия. Кроме того, командная экономика позволяет осуществлять быструю мобилизацию и перераспределение ресурсов, что важно, например, в случае военной угрозы. Низкая инфляция, высокий уровень занятости и заработной платы, низкая дифференциация доходов — все это возможно лишь в рамках умело управляемой централизованной системы. И все же есть свои недостатки.

Критика

Наиболее очевидным последствием централизованного управления экономикой являются перекосы в производстве. Это означает постоянный дефицит и переизбыток продукции в тех или иных сферах. Избежать этого невозможно, поскольку система слишком бюрократизирована, чтобы быть гибкой.

Вслед за этим возникает второе последствие — общее снижение потребительских качеств товаров. Монополизация государства на средства производства порождает и его господство на рынке. Отсутствие конкуренции и желание снизить издержки негативно отражается на качестве продуктов. В результате предложение вступает в конфликт со спросом, возникают предпосылки для теневых рынков.

Потеря конкурентоспособности товаров влечет снижение темпов развития экономики и постепенное отставание в научно-техническом прогрессе. Это ведет к спаду производства и ухудшению качества жизни населения.

Как правило, командная экономика сопровождается соответствующей социальной идеологией. А желание верхушки сохранить власть заставляет ее увеличить расходы на ВПК. Так происходит милитаризация экономики.

Отсутствие очевидного стимула к эффективной работе, свободы творчества и общий застой приводят к недооцененности человеческого фактора и исчезновению желания продуктивно трудиться. В результате это заканчивается жизнью на иждивении у государства.

Примеры

История знает немало попыток сделать экономику управляемой. Впрочем, и некоторые современные страны считают, что эта система наиболее полно отвечает их нуждам. Болгарию, СССР, Румынию, Китай — эти государства традиционно относят к так называемому «социалистическому» блоку, противопоставляемому капиталистическому миру. И если кое-где сейчас сохранились лишь отдельные признаки командной экономики, то Куба, Северная Корея и Ирак принимают эту модель практически полностью. Успех довольно сомнителен, поскольку все из приведенных стран все еще относятся к развивающимся, а уровень жизни у населения, как и макропоказатели, оставляют желать лучшего.

Смешанная модель

Многие современные страны пошли дальше и решили не останавливаться на том, что предлагает им история, а постарались взять от каждой системы самое лучшее. В результате получилось нечто, что работает в большинстве государств. Рыночная и командная экономика соединены, так что модель не остается полностью свободной, правительство влияет на нее с помощью тех или иных инструментов, более тонких, чем те, что предлагает административная концепция. Монетарная политика, субсидии, прогрессивная шкала налогообложения, социальные льготы, биржи труда и многие другие меры — все это призвано скомпенсировать несовершенство систем и подходов. Здесь есть и свои модели, например, японская или шведская, но о них уже должен быть совершенно отдельный разговор.

www.syl.ru

Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития

2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика.

2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики.

2.3. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?

2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика.

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения. Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику.

Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной

на свободной конкуренции;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный

труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из ≪центра≫ управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной экономики:

1) основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

Положительные стороны административно-командной экономики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения

СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%).

На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия.

Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов. Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *