Должность государственной гражданской службы – 9. /

Министерство экономического развития Российской Федерации — О Министерстве

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Принципами гражданской службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • стабильность гражданской службы;
  • доступность информации о гражданской службе;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
  • указами Президента Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами государственных органов.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  • высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

economy.gov.ru

43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды. Соотношение

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов ФЗ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов ФЗ;

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются ФЗ или указом Президента ФЗ, должности государственной гражданской службы субъектов ФЗ – законами или иными НПА субъектов ФЗ с учетом положений настоящего ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего гос. должность.

Одним из важнейших элементов института государственной службы является правовой статус государственных служащих. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» раскрывается узловое для определения содержания данного статуса понятие — должности государственной службы РФ и раскрываются основные характеризующие это понятие элементы.

Под должностью по общему правилу понимается штатная единица как основной организационный элемент структуры органа или организации.

Характеристика должности государственной службы является неотъемлемой составной частью законодательного регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности. Должность государственной службы

определяет границы деятельности государственного служащего, т. е. круг его обязанностей, его права и ответственность «по исполнению и обеспечению полномочий» государственного, органа. Поэтому важно отличать понятие государственной должности от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, предполагает определенные знания и трудовые навыки, приобретаемые путем профессионального образования или практического опыта, .например, в области финансов, юстиции, экономики и др.

Согласно статье 8 ФЗ «О системе государственной службы РФ» должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Должности государственной службы подразделяются на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;

  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

  • воинские должности;

  • должности .правоохранительной службы.

Должность государственной службы определяет основные функции выполняемые государственным служащим. Наименование должности государственной службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и место в системе функций государственного органа.

При этом должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ

В качестве существенного элемента должности государственной службы выделяется установленный круг обязанностей гос служащего по исполнению каждой его функции. Элементом характеристики должности государственной службы также является ответственность. Речь идет об ответственности за служебные нарушения (в рамках обязанностей и прав по должности).

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В качестве элемента характеристики должности государственной службы выделяется денежное содержание, т. е. предусмотренные законодательством размеры должностного оклада и надбавок к нему.

Классификация должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей государственной гражданской службы РФ

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта ФЗ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы ФЗ, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента ФЗ.

Классные чины гражданской службы

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом ФЗ.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством ФЗ.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

11. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта ФЗ.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента ФЗ, для гражданских служащих субъекта ФЗ — законом субъекта ФЗ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент).

studfiles.net

Государственная гражданская служба

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

xn--c1abt1a.xn--b1aew.xn--p1ai

20. Государственная гражданская должность в рф.

Реестр государственных гражданских должностей в РФ. Классификация государственных должностей государственной гражданской службы по группам (с 5-ой по 1-ую). Специализация государственных гражданских должностей предусмотренных федеральным законом и Реестром. Требования к служащим, замещающим государственные гражданские должности.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 10.07.2015) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

studfiles.net

3. Должности государственной службы

Должности государственной гражданской службы. Государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ не являются должностями государственной службы, а муниципальные должностями муниципальной службы.

Понятие и классификация должностей государственной и гражданской службы. Несмотря на то, что в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие «должность государственной гражданской службы» используется достаточно широко, в то же время законодатель его не определяет (тавтологичные определения не являются юридически ценными).

Так или иначе, по ряду признаков мы можем отделить «должности государственной гражданской службы» от «государственных должностей Российской Федерации» и «государственных должностей субъектов Российской Федерации».

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы (табл. 3.1). При этом соответствующие классификационные единицы присутствовали в ранее действовавшем законодательстве (федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» также выделял категории и группы), однако критерии выделения категорий стали несколько иными.

Если федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» все государственные должности государственной службы делились только на две категории — «Б» и «В», то в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности разделяются на четыре категории.

Таблица 3.1

Классификация должностей государственной гражданской службы

Группа должностей

Категории должностей

Квалификационные требования

руководители

помощники (советники)

специалисты

обеспечивающие спец.

к уровню образования

к опыту работы по специальности

к стажу государственной (муницип.) службы

Высшая

Высшее образование

Не менее 7 лет

Не менее 6 лет

Главная

Высшее образование

Не менее 5 лет

Не менее 4 лет

Ведущая

Высшее образование

Не менее 4 лет

Не менее 2 лет

Старшая

Высшее («специалисты») и среднее профессиональное («обеспечивающие специалисты»)

Без предъявления требований

Без предъявления требований

Младшая

Среднее профессиональ­ное образование

Без предъявлениятребований

Без предъявления тре­бований

Примечание. Серый цвет — присутствие должностей; белый — должности отсутствуют.

П

NB

редложенные для классификации признаки не сопоставимы и не являются однопорядковыми. Для категории должностей «руководители» в качестве основного классификационного признака взят признак должностной иерархии в системе управления государственного органа. Для категории должностей «специалисты» взят признак качества деятельности, а для категории «обеспечивающие специалисты» — вид обеспечения деятельности государственного органа. Наименования категорий стали назывными.

К должностям категории «руководители» законом отнесены должности руководителей и заместителей руководителей:

— государственных органов и их структурных подразделений;

— территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

— представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Руководители наделяются широкими административно-рас­порядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия; издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять служащих (выполнять полномочия представителя нанимателя), применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия. Лица, замещающие должности категории «руководители», — должностные лица.

«Помощники (советники)» — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, а также должности категории «руководители» (собственно должности руководителей органов, подразделений, территориальных органов и представительств государственных органов) в реализации их полномочий.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функции в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего государственную должность или должность категории «руководители». В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

— разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;

— систематическое информирование и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитичес­ких материалов;

— участие в подготовке проектов решений, требующих профессиональных знаний;

— контроль исполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

— внесение предложений о необходимости разработки нормативных правовых актов;

— участие в подготовке докладов, а также иных материалов;

— подготовка поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий в соответствии с установленным протоколом;

— выполнение иных поручений лица, которому оказывается содействие.

Должности категории «помощники (советники)» — это своего рода продолжение жизни категории должностей «Б» (установленной законом 1995 г.). Вместе с тем количество таких должностей выросло, поскольку должности категории «Б» учреждались только для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (ставшие в новом законодательстве, как уже говорилось ранее, государственными должностями).

«Специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций. Назначение этих должностей многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в компетенции конкретного государственного органа. Должности категории «специалисты» представляют собой основу кадрового состава государственных органов.

Последняя, четвертая категория должностей — «обеспечивающие специалисты» — по содержанию деятельности похожа на должности категории «помощники (советники)». «Обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

С точки зрения авторов «Рекомендации и разъяснения по отдельным вопросам государственной гражданской службы»1должности гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены обязанности по приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а также обязанности по обеспечению деятельности приемной руководителя федерального государственного органа или руководителя структурного подразделения, должны преимущественно относиться к категории «обеспечивающие специалисты».

Учитывая, что отдельными структурными подразделениями государственного органа осуществляются как функции организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности федерального государственного органа, так и иные функции (функции по выработке бюджетной политики, нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т. д.), в штатное расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории «специалисты», так и должности категории «обеспечивающие специалисты».

В любом структурном подразделении наряду с должностями категории «специалисты» могут быть предусмотрены одна или несколько должностей категории «обеспечивающие специалисты». Основанием для отнесения должности к указанной категории являются прежде всего должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной регламент.

С данными разъяснениями по вопросу должностей категории «обеспечивающие специалисты» сложно согласиться. Во-первых, настораживает тот факт, что перечень видов деятельности «по обеспечению деятельности государственных органов» не является закрытым, предполагает разнообразные толкования. На практике для того, чтобы скрыть недостаточность квалификации некоторых государственных служащих, при переходе к новой структуре должностей, следуя этой норме, активно переводили служащих с недостаточной квалификацией на должности «обеспечивающих специалистов», вменяя исполнение обязанностей по должности «специалисты».

Во-вторых, при формировании новой структуры должностей руководитель государственного органа может экономить на оплате труда, что явно отразиться на результативности (производительности) служащих.

Должность государственной гражданской службы как инстанция административного процесса. Последовательная инстанционность — один из основных признаков административного процесса в государственных органах (рис. 3.1). Инстанционность процесса выражается в том, что для каждого конкретного производства по делам определенного предмета установлен порядок совершения юридически-значимых действий государственными служащими различного рода должностей и специализаций. При совершении коллегиальных процедур рассмотрения дела, совершаемых как в рамках одного ведомства, так и при взаимодействии ряда государственных органов в межведомственном административном процессе, взаимодействие должностных лиц совершается в соответствии с административным статусом, рангом, категорией, инстанционной группой должности. Выделяются нисходящий и восходящий, а также координационный (горизонтальный) порядки проведения административного процесса. Типичным явлением в делах по подготовке проектов правовых, нормативных и индивидуальных актов государственных органов является последовательное сочетание всех трех порядков, из которых, на завершающем этапе, как правило, совершаются процедуры по восходящему порядку административного процесса.

Группа должностей Функция

Рис. 3.1. Государственные должности как инстанции административного процесса

Инстанционная группа должностей государственной службы характеризует порядковое место и роль должности, особенности обязанностей по ней в восходящем, нисходящем и координационном порядках административного процесса.

Инстанционную группу высших должностей образуют должности с полномочиями надзорно-аппеляционных инстанций по административным производствам, по государственным делам данного государственного органа.

Группа главных должностей представлена должностями с полномочиями контрольных инстанций по административным производствам по государственным делам. Лицами, замещающими эти должности, исполняются обязанности по организации подготовки, реализации и контроля исполнения решений в рамках выполнения законов и административных актов вышестоящих инстанций.

Ведущие должности — группа должностей решающих инстанций административного производства по государственным делам. Определение этой инстанционной группы в качестве решающей инстанции выражает порядок, по которому проект решения по делу в завершенном виде подготавливается должностными лицами, исполняющими обязанности по должностям этой группы, что выражает собой факт развитого и достаточного профессионализма и высокой, исчерпывающей квалификации государственных служащих относительно административных дел, соответствующих полномочиям исполняемой должности.

Старшие должности — группа должностей консультативно-распорядительных инстанций административного производства по государственным делам. Распорядительные полномочия этой инстанционной группы касаются оперативных вопросов по ведению дел в подразделении. Консультирование предоставляется государственным служащим нижеинстанционной группы должностей, а также, по тем специальным вопросам, по которым данные государственные служащие проявили особенную квалификацию и которые отражены в регуляции индивидуального статуса исполняемой должности, предоставляются квалификации вышестоящим инстанциям.

Младшие должности — группа должностей подготовительных инстанций административного производства по государственным делам. Государственные служащие, исполняющие эти должности, не совершают юридически значимых действий самостоятельного процессуального значения, действуют в порядке выполнения поручений вышестоящей инстанции по конкретным, порученным для расследования или анализа, документирования обстоятельствам дела.

Таким образом, должности государственной службы подразделяются на группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Все пять групп присутствуют не в каждой категории должностей гражданской службы. Это связано с организацией процесса принятия решений.

Реестр должностей гражданской службы. Должность государственной гражданской службы должна включаться в реестр. Различают два вида реестра:

— реестр должностей федеральной гражданской службы;

— реестр должностей гражданской службы субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной гражданской службы утверждается указом Президента РФ (в настоящее время действует реестр, утвержденный указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 15741), реестр должностей гражданской службы субъектов РФ — законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Структура реестра должна отражать классификационные признаки должностей гражданской службы, установленные федеральными законами. Реестр призван обеспечить соотношение между должностями по видам и уровням государственной гражданской службы, категориям и группам. Наименования должностей в реестре должны быть унифицированы.

В России не может быть должностей гражданской службы иных наименований, чем те, которые предусмотрены в Реестре.

Реестр является исчерпывающим документом по кругу должностей государственной гражданской службы. С принятием Реестра ни один государственный орган не может создавать новые должности самостоятельно.

Классные чины государственной гражданской службы. Важнейшим атрибутом должностей гражданской службы являются классные чины гражданской службы. Своеобразный возврат к системе классных чинов (это явная отсылка к петровской «Табели о рангах») был обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, классный чин свидетельствует о сложности задач и функций, мере ответственности, которые присущи конкретной должности или группе должностей. Во-вторых, классный чин — это форма непосредственного выражения персональной оценки государственного служащего, установленное свидетельство его личной квалификации и профессионализма, проявленное при исполнении должности.

К общим правилам присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий в соответствии с ч. 2 ст. 13 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» относятся:

— последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения;

— присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы;

— досрочное присвоение в качестве меры поощренияклассного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы;

— сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, аесли испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденного указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.№ 1131, установлены сроки, которые служащий обязан прослужить на определенной должности, прежде чем претендовать на более высокую. Для секретаря и референта 3- и 2-го классов — не менее 2 лет, для действительного государственного советника 3- и 2-го — не менее 1 года. Но указанный срок службы на должностях гражданской службы — это фактор обязательный, но не достаточный, чтобы подняться на очередную ступень служебной лестницы, необходимо еще сдать квалификационный экзамен.

Законодателем предусмотрена возможность досрочного присвоения классного чина только на одну ступень выше имеющегося классного чина и в рамках одной группы должностей. Например, гражданский служащий, замещающий должность, имеет классный чин «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса», а замещаемая им должность включена в ведущую группу должностей, то досрочно ему может быть присвоен только классный чин «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса». Однако чин «действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса» ему не может быть присвоен, так как этот классный чин предусмотрен только для группы главных должностей гражданской службы.

Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим, соответственно, актом Президента РФ, Правительства РФ, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

Поскольку в ряде органов до вступления в законную силу федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присваивались квалификационные разряды или классные чины, то в связи с переходом к новой модели государственной службы стало необходимым соотнести их с новыми. В частности, это было сделано в соответствии с указом Президента РФ от 9 июня 2006 г. № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов»1.

19 ноября 2007 г. был Президентом РФ был подписан указ № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»2. Лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции РФ, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (эти органы названы органами юстиции), аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном суде РФ и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъектах РФ, квалификационным требованием к которым является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы классные чины юстиции. Данным же указом классные чины юстиции соотнесены с государственными должностями и должностями гражданской службы.

Указание на единственное существенное квалификационное требование — юридическое образование, представляется нам сомнительным. Скорее всего, классные чины юстиции должны присваиваться только служащим правоохранительных органов.

Таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции представлена в Приложении 4.

Существенными параметрами должности государственной службы являются требования к профессиональном уровню (квалификационные требования), которые устанавливаются федеральным законом (требования к уровню образования), указом Президента РФ, законами субъектов РФ (требования к стажу государственной и муниципальной службы, опыту работы по специальности), нормативными правовыми актами государственных органов (направления подготовки, знания, умения и навыки) и конкретизируются в должностных регламентах (направления подготовки, уровень знаний, умений и навыков).

Особенности организации должностей дипломатической службы. Должности дипломатической службы установлены в разделе 12 Реестра должностей федеральной государственной гражданскойслужбы, утвержденного указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574. При этом осуществлено подразделение должностей на должности:

— в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ;

— дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ;

— территориальных органах — представительствах Министерства иностранных дел РФ на территории РФ;

— Россотрудничестве;

— представительствах государственного органа при Министерстве иностранных дел РФ за рубежом.

Низшей дипломатической должностью является должность референта. На нее, как правило, назначаются вновь пришедшие на дипломатическую службу выпускники высших учебных заведений. К поступающим на дипломатическую службу выпускникам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны получить профильное гуманитарное образование, владеть как минимум двумя иностранными языками, успешно сдать квалификационные экзамены. Кроме того, от претендентов на должности дипломатической службы требуются хорошее состояние здоровья (список заболеваний, препятствующих поступлению на дипломатическую службу для работы в заграничных учреждениях МИД России, существенно расширен по сравнению с установленным для государственной гражданской и муниципальной службы1) и безупречная репутация.

Дипломатическим служащим в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы присваиваются дипломатические ранги.

Введенные впервые еще в 1943 г. дипломатические ранги сохранились в неизменном виде до настоящего времени.

— Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного посла,

— Чрезвычайного и Полномочного посланника 1-го класса и Чрезвычайного и Полномочного посланника 2-го класса присваиваются Президентом РФ по представлению министра иностранных дел РФ. Другие дипломатические ранги присваиваются министром иностранных дел РФ.

Присвоение дипломатических рангов дипломатическим работникам производится в соответствии с установленными нормативными правовыми актами РФ квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ применительно к исполнению своих должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком.

Дипломатический ранг должен соответствовать замещаемой дипломатическим работником должности либо может быть на одну ступень выше или ниже ранга, соответствующего замещаемой должности.

Установлены сроки пребывания в дипломатических рангах: атташе — не менее двух лет; третьего секретаря — не менее двух лет; второго секретаря 2-го и 1-го класса — не менее двух лет; первого секретаря 2-го классов — не менее двух лет; первого секретаря 1-го класса — не менее трех лет; советника 2-го класса — не менее трех лет.

Сроки пребывания в дипломатическом ранге советника 1-го класса и выше не установлены.

За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИДа России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях — без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов.

Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.

Особенности организации должностей военной службы. Став военнослужащим, гражданин включается в сложный механизм, состоящий из трех элементов:

1) занимаемой воинской должности;

2) наличия конкретного воинского звания;

3) соответствующих штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учетных (учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

Е

NB

диного реестра должностей военной службы в нас­тоящее время нет, что затрудняет на практике решение вопроса о соотношении должностей разных видов государственной службы.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает. При этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы1).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание. Пункт 3 ст. 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей. Президент РФ утверждает:

— единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;

— общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны РФ, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

— нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более 3 месяцев;

— нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более 6 месяцев;

— нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.

Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Военнослужащим присваиваются воинские звания.

 В Вооруженных Силах РФ используются два вида званий — армейские (для сухопутных частей и ВВС) и корабельного состава (для Военно-Морского Флота).

В самой структуре Военно-Морского Флота РФ также используют эти два вида. Звания корабельного состава носят моряки надводного и подводного флотов. Армейские звания — военнослужащие авиации ВМФ, морской пехоты и войск береговой охраны и обороны. Звания корабельного состава (такие же, как и на флоте) используются в Пограничных органах береговой охраны ФСБ России (Морской гвардии), морских частях внутренних войск МВД России и в Морской чрезвычайной службе при МЧС России.

К званиям военнослужащих гвардейских частей применяется приставка «гвардии» (например, «гвардии майор»). В отношении служащих юридических, медицинских служб добавляются соответственно слова «юстиции», «медицинской службы». Для категории военнослужащих, находящихся в запасе или в отставке, добавляются соответственно слова «запаса», «в отставке».

Воинские звания военнослужащим присваиваются:

— высших офицеров – Президентом РФ,

— до полковника (капитана 1 ранга) включительно – должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы;

— иные воинские звания – должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Примерное соответствие должностей и званий в российской армии представлено в таблице 3.31.

Таблица 3.2

studfiles.net

15. Государственные должности и должности государственной гражданской службы.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Согласно нормативным положениям о видах государственной службы должности государственной службы можно разделить на следующие виды:

должности государственной гражданской службы:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

Предусматривается, что должности государственной службы различных видов могут учреждаться в федеральном государственном органе.

Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12). В их число входят: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Должности гражданской службы можно классифицировать по категориям и группам.

Категориями должностей гражданской службы являются:

руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

studfiles.net

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Структура государственного аппарата определяет качество работы органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Группы должностей государственной и гражданской службы, а точнее, чёткая классификация этих групп, необходима для точной работы государственного аппарата. В современной России все категории определены соответствующими законами и постановлениями, на основе которых строятся не только государственные, но и частные предприятия.

Какова структура госслужбы?

Государственная гражданская служба разделена законодательно на службы субъекта РФ и федеральную службу. Но не только в гражданской службе есть строгая вертикаль. Все виды государственных служб разделены по единому принципу:

  • Воинская служба.
  • Государственная гражданская служба.
  • Государственная служба иных подгрупп.

Военная и государственная служба являются подвидами федеральной службы. Каждому чину на любом уровне государственной гражданской службы соответствует определённый военный чин, частично соответствуют прокурорские чины и чины органов юстиции.

Законодательная база

В статье 9 Федерального закона учреждены все категории и группы должностей государственной гражданской службы. Она гласит, что существует четыре категории гос. служащих:

  1. Руководители, заместители руководителей.
  2. Помощники — должности для содействия и помощи заместителям гос. должностей.
  3. Специалисты — должности для обеспечения профессиональных функций и задач.
  4. Обеспечивающие специалисты — подгруппы для информационного, финансового, документационного и иного обеспечения гос. компаний.

Помимо основной классификации по категориям, есть классификация по группам, и путать их не стоит:

  1. Высшие должности — руководители, помощники, специалисты.
  2. Главные должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие должности — специалисты, обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие должности — обеспечивающие специалисты.

Одна группа должностей, по закону, может содержать несколько категорий. Классификация по группам нужна для более точного определения положения должностного лица на социальной вертикали. Например, руководитель Министерства (министр) и руководитель отдела по финансовым вопросам (директор) стоят не на одном уровне, однако оба являются руководителями.

Аналогичная ситуация с военными и прокурорскими званиями.

Что такое гражданская служба?

К понятию «гражданская служба» относится деятельность Администрации Президента, Правительства РФ, федеральных и территориальных органов исполнительной ветви власти (службы, агентства, министерства и их субъекты).

Есть группа людей, не являющихся гражданскими служащими, это депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, сотрудники правоохранительных органов, в частности, судьи.

Классификация создана для чёткого определения структуры государственного аппарата, разъяснения полномочий каждого действующего лица и чёткой иерархии подчинения одного звания другому.

Высшие должности

Определяющей группой должностей является высшая должность. К высшей группе должностей государственной гражданской службы относится классный чин федеральных служащих — действительный государственный советник РФ I, II и III классов.

Данный чин гос. службы соответствует военному генерал-полковнику (адмиралу) и генералу флота (адмиралу флота) для I класса. Генерал-лейтенанту или вице-адмиралу для II класса. Генерал-майору для III класса.

Для работников сферы прокуратуры I класс эквивалентен действительному государственному советнику юстиции. II класс — государственному советнику юстиции II класса. III класс — государственному советнику юстиции III класса.

Для специальных званий соответственно для I, II и III класса: Генерал полиции (ФТС или юстиции) РФ, генерал-лейтенант полиции (юстиции или ФТС) и генерал-майор полиции (ФТС, юстиции).

Главные должности

В главную группу должностей государственной гражданской службы входят государственные советники РФ I, II и III классов. Для военной службы I класс соответствует воинскому полковнику или капитану 1 ранга (для военно-морских сил). II класс — подполковнику или капитану 2 ранга. III класс — майору или капитану 3 ранга.

Для работников сферы прокуратуры каждый класс эквивалентен соответственно старшему советнику юстиции, советнику юстиции и младшему советнику юстиции.

По специальным званиям главные должности I, II и III класса аналогичны полковнику, подполковнику и майору полиции, юстиции или ФТС(Федеральной таможенной службы) соответственно.

Ведущие должности

Ведущей группе должностей государственной гражданской службы соответствуют советники I, II и III классов.

I класс службы эквивалентен воинскому капитану и капитан-лейтенанту. II класс — старшему лейтенанту. III класс — лейтенанту.

Для работник в сфере прокуратуры каждый класс соответствует юристу первого, второго или третьего разряда.

Для специальных званий I класс соответствует — капитан полиции, юстиции или ФТС. II класс — старший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. III класс — лейтенант полиции, юстиции или ФТС.

Старшие должности

Специалистов старшей группы должностей государственной гражданской службы называют референтами РФ I, II и III классов. I класс соответствует прокурорскому младшему юристу.

Старшие должности соответствуют воинским — младший лейтенант, старший мичман или прапорщик. Разница в званиях из-за обычной военной службы или военно-морской.

В специальных званиях I классу соответствует младший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. II классу — старший прапорщик полиции, юстиции или ФТС. III классу — прапорщик полиции, юстиции или ФТС.

Младшие должности

Последняя группа должностей государственной гражданской службы — это работа младших советников или секретарей государственной службы I, II и III классов. Аналогично воинским: I класс — это главный корабельный старшина. II класс — старшина 1 ст. или сержант, старшина 2 ст. или младший сержант. III класс — старший матрос или ефрейтор, рядовой матрос. Разница в званиях обычной службы или военно-морской.

В прокурорской практике референты II, III классов и все младшие должности не присутствуют. Специальные должности, соответствующие секретарям I класса — старший сержант или старшина полиции, юстиции. II класса — сержант полиции или юстиции. III класса — рядовой полиции или юстиции.

Таким образом, существует пять групп должностей государственной гражданской службы, которые делятся по четырем основным категориям. Каждой группе гражданской службы соответствует какое-либо воинское звание, уточняемое специальным званием.

Данная система не была разработана в один прекрасный день, но начиная с Табели о рангах совершенствовалась со временем и сегодня предстала именно в таком свете. Знание структуры должностей помогает поставить цель, если гражданин хочет работать в этом направлении или лучше понять устройство государственного аппарата Российской Федерации.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *