Должностное лицо в административном праве понятие – Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности :: BusinessMan.ru

Содержание

§ 7. Понятие и административно-правовой статус должностного лица (представителя власти) в административном праве

Определение должностного лица является одной из сложных задач юриспруденции. На сегодняшний день существует множество доктринальных и статутных дефиниций указанного понятия разной отраслевой принадлежности. В рамках административного права, учитывая разнообразие его институтов, также отсутствует единство в понимании категории «должностного лица».

Для уяснения значения указанного термина рассмотрим его особенности.

  1. Должностным лицом может быть исключительно индивидуальный субъект права. Коллективные субъекты выступить в роли должностного лица не могут. Следовательно, данный статус, который является специальным, могут приобрести граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

  2. Должностное лицо осуществляет общественно полезную деятельность, которая заключается в том, что указанное лицо своими действиями, решениями определяет и реализует публичный интерес (общенациональный, региональный, местный, локальный, групповой).

  3. Должностное лицо замещает определенный пост в единоличном либо коллегиальном органе публичной власти или органе публичного управления.

  4. Должностное лицо обладает публично-властными или административно-властными полномочиями, т.е. является носителем публичной, административной власти. При этом указанные полномочия могут носить как внешний, так и внутренний характер.

Должностными лицами являются лица, замещающие властные должности в государственных, муниципальных органах, общественных объединениях, публичных корпорациях. К ним относятся Президент Российской Федерации, Председатель и другие члены Правительства Российской Федерации, депутаты и члены представительных органов всех уровней, государственные, муниципальные служащие, руководители и члены руководящих органов общественных объединений, государственных организаций (предприятий, учреждений) и др. В отдельных случаях в целях правового регулирования иные лица, не обладающие всеми свойствами должностного лица могут быть приравнены к ним. Как правило, этот нормотворческий прием применяется при регулировании деликтных отношений.

В отличие от должностного лица в конституционном праве, должностное лицо в административном праве обладает административной властью и обеспечивает осуществление публичной власти и реализацию публичного интереса.

Статусом должностного лица в конституционном праве обладают лица, замещающие государственные должности (Президент, Председатель Правительства, заместители председателя правительства, федеральные министры, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, члены высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутаты и члены законодательных органов и др.), лица, замещающие муниципальные должности (глава муниципального образования, депутат представительного органа местного самоуправления, иное выборное должностное лицо муниципального образования), лица, замещающие общественные должности (члены Общественной палаты, председатели советов, президенты общественных объединений и пр.).

Статусом должностного лица в административном праве обладают государственные, муниципальные служащие, публичные служащие общественных объединений (сотрудники общественных организаций, движений, фондов, учреждений, политических партий и т.п.) и публичных корпораций (директор и иные члены руководящих органов предприятия, учреждения, организации, работники, оказывающие публичные услуги и пр.).

Вместе с тем следует отметить, что лица, замещающие государственные, муниципальные и общественные должности во внутренне управленческих, а порой и во внешне управленческих, отношениях наделяются административной властью, которая используется ими для обеспечения осуществления публичной власти и реализации публичного интереса. Так, Президент Российской Федерации наделяется полномочиями по организации и управления своей Администрации, Председатель Правительства Российской Федерации руководит аппаратом Правительства и координирует деятельность подведомственных Правительству федеральных служб и агенств, федеральные министры возглавляют министерства и осуществляют управление соответствующей отраслью, председатели представительных органов обеспечивают подготовку и проведение заседаний, руководят аппаратом, депутаты осуществляют руководство своими помощниками, судьи рассматривают дела, возникающие из публично-правовых споров, а также дела, связанные с совершением административных правонарушений и т.д.

studfiles.net

К вопросу об определении должностного лица в административном праве (Кондратьев С.М.)

Все статьи К вопросу об определении должностного лица в административном праве (Кондратьев С.М.)

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) отдельно выделены такие специальные субъекты административной ответственности, как должностные лица, которые подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Вместе с тем во многих случаях статьи Особенной части КоАП РФ содержат одновременно санкции для физических и должностных лиц. В таких статьях содержатся одновременно и простой, и квалифицированный состав правонарушения (применительно к должностным лицам), и признак специального субъекта — должностного лица выступает здесь квалифицирующим. Подобная юридическая техника позволяет четко излагать правовые нормы в содержательном плане и экономно по форме выражения. Также в санкциях ряда норм КоАП РФ нет прямого указания на специальный субъект ответственности (в нашем случае — на должностное лицо), но их анализ приводит к такому выводу — это, например: ст. 5.1, ч. 2 ст. 5.6, ст. ст. 5.22, 5.24, 5.45, ч. ч. 2 и 4 ст. 7.30 <1>.
———————————
<1> По этим статьям КоАП РФ должностные лица — военнослужащие подлежат привлечению к административной ответственности на общих основаниях.

Вопросы привлечения к административной ответственности военнослужащих за должностные правонарушения, как и должностных лиц вообще, представляются проблематичными. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
— отсутствием единого мнения о понятии должностного лица в законодательстве;
— нормативное понятие должностного лица как субъекта административной ответственности в ст. 2.4 КоАП РФ значительно шире, чем в уголовном законодательстве;
— особенностями правового статуса военнослужащих как особых субъектов административной ответственности, обусловливающего привлечение их к административной ответственности за должностные правонарушения с учетом существующих особенностей и ограничений;
— неразработанностью характеристик правового статуса воинского должностного лица как субъекта административной ответственности;
— конкуренцией норм об административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих за должностные правонарушения;
— необходимостью отграничения вины должностного и юридического лица за совершенные административные правонарушения ввиду особенностей их правового статуса и необходимости определения вины юридического лица через вину его должностных лиц <2>;
———————————
<2> Применительно к конкретному факту административного правонарушения деяния должностного лица есть составляющая функций и задач того юридического лица, в котором служит упомянутое должностное лицо. Собственно говоря, должностное лицо немыслимо вне того или иного юридического лица, разве только в случае, предусмотренном примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. См.: Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002. С. 351.

— неподсудностью части дел об административных нарушениях военнослужащих — должностных лиц, по которым проводилось административное расследование <3>, судьям гарнизонных военных судов;
———————————
<3> Материалы дел, по которым проводилось административное расследование, а также влекущие дисквалификацию государственных гражданских служащих, рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

— подведомственностью дел об административных правонарушениях воинских частей, органов военного управления и военных (военизированных) организаций как юридических лиц органам административной юрисдикции, судам общей юрисдикции и арбитражным судам <4>.
———————————
<4> Судьям гарнизонных военных судов неподсудны дела об административных правонарушениях воинских частей — юридических лиц.

Должностное лицо как субъект административной ответственности характеризуется специальными признаками. Вместе с тем в юридической науке отсутствует единство в определении признаков специального субъекта правонарушения, хотя они имеют существенное значение при квалификации противоправных деяний <5>. Должностное лицо, исполняющее обязанности военной службы, как субъект административной ответственности характеризуют: 1) общие признаки, присущие любому лицу, подвергаемому административному наказанию; 2) признаки особого субъекта — лица, находящегося на военной службе, предопределяющие изъятия из установленного порядка привлечения к административной ответственности и ограничения в наложении административных наказаний; 3) специальные (особенные) признаки, характеризующие особенности правового положения военнослужащего как должностного лица <6>.
———————————
<5> Гогин А.А. Общая концепция правонарушений: проблемы методологии, теории и практики: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Казань, 2011. С. 32.
<6> Признаки особого субъекта: 1) присущи лишь отдельным категориям граждан; 2) отражают специфику правового статуса различных групп граждан или их возраст, состояние здоровья; 3) в состав проступка не входят, на квалификацию действий не влияют, но влияют на виды, размеры взысканий, процедуры их применения; 4) содержатся в статьях Общей части КоАП РФ, а иногда и в иных нормативных актах. См.: Административная ответственность в СССР / Под ред. В.М. Манохина, Ю.С. Адушкина. Саратов, 1988. С. 80.

В первую очередь нас будут интересовать специальные признаки, отражающие особенности служебного положения, выступающие конструктивными признаками составов правонарушений, характеризующие должностное лицо как субъекта административной ответственности и соответственно влияющие на выбор вида и размера административного наказания. По общему правилу специальные признаки носят временный характер; хотя лицо может обладать таким свойством довольно длительное время, тем не менее оно меньше, чем время существования общих признаков <7>.
———————————
<7> Административная ответственность в СССР. С. 76.

Для субъектной характеристики военнослужащего как должностного лица в рамках отношений административной ответственности характерно одновременно наличие специальных признаков, характеризующих его как должностное лицо, а также признаков особого субъекта, влияющих на возможность его привлечения как военнослужащего к административной ответственности. Таким образом, наличие особых и специальных признаков субъекта административной ответственности у военнослужащего как должностного лица может иметь материальные (решение вопроса о возможности привлечения к ответственности) и процессуальные последствия (порядок привлечения к ответственности).
Отсутствие единообразного подхода к определению понятия должностного лица «может вызвать определенные трудности в реализации положений ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, в которой основные квалифицирующие признаки должностного лица четко не определены. Поэтому понятие должностного лица должно быть единым для науки административного права и административно-деликтного права, что позволит более эффективно осуществлять правоприменительную деятельность» <8>.
———————————
<8> Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Воронеж, 2012. С. 34.

Дефиниция должностного лица, содержащаяся в ст. 2.4 КоАП РФ, базируется на синтезе двух определений, установленных соответственно в ст. ст. 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ): лица, выполняющего управленческие функции коммерческой и иной организации, и должностного лица <9>. В отличие от УК РФ, в КоАП РФ дано единое обобщающее понятие должностного лица, предпринята попытка устранить логическое несоответствие статуса должностного лица в сферах частного и публичного права <10>. Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ определяет должностное лицо как «лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации…». К сожалению, КоАП РФ не раскрывает, что понимается под выполнением лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, поэтому в этом вопросе мы должны руководствоваться соответствующими Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации <11>.
———————————
<9> Агапов А.Б. Административная ответственность: Учеб. М., 2007. С. 45.
<10> Агапов А.Б. Указ. соч. С. 45.
<11> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий, полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. <12>.
———————————
<12> Пункты 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию <13>.
———————————
<13> Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Опираясь на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что к воинским должностным лицам могут быть причислены все воинские командиры (начальники), замещающие командные должности, даже сержантский состав. Но такое понимание представляется расширительным, не следует забывать о том, что воинские должностные лица являются составной частью корпуса должностных лиц государства, выполняя свои должностные обязанности с учетом специфики военной службы. В первую очередь к должностным лицам в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах (ФСБ России, ФСО России и т.д.) можно отнести начальников по служебному положению или воинскому званию, которые имеют подчиненных и наделены правом издавать приказы, требовать их исполнения (наделены организационно-распорядительными функциями, связанными с руководством личным составом), т.е. это руководители и их заместители.
Не вызывает сомнения тот факт, что в основе понятия должностного лица лежит категория «должность» — «исходная, организационно-структурная единица государственного органа, заключающая в себе часть его компетенции» <14>. Должность отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обязанностей служащего <15>. По мнению К.С. Бельского, «властные полномочия служащего есть специальные субъективные права, вытекающие из статуса должности» <16>.
———————————
<14> Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 72.
<15> Лазарев Б.М. Государственная служба: Лекция. М., 1993. С. 6.
<16> Бельский К.С. Административная власть государственного служащего // Служба в государственных и общественных организациях: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.Н. Бахрах. Свердловск, 1988. С. 53.

С.С. Студеникин определил должность как «постоянное государственное установление с точно определенным комплексом прав и обязанностей лица, занимающего эту должность, для непрерывного выполнения той или иной работы по осуществлению государственных функций» <17>. По справедливому мнению Б.М. Лазарева, должность — это «первичная ячейка органа (его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место» <18>. Воинская должность — это учрежденная в установленном порядке структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица <19>.
———————————
<17> Студеникин С.С. Советская государственная служба // Вопросы советского административного права / Отв. ред. В.Ф. Коток. М.; Л., 1949. С. 76.
<18> Лазарев Б.М. Указ. соч. С. 6.
<19> Военная администрация: Учеб. / Под общ. ред. В.М. Корякина. М., 2012. С. 132.

Нельзя не согласиться с тем, что «должностное лицо, осуществляя свои полномочия, действует не как индивид, а как полномочный представитель организации, его действия влекут юридические последствия для организации и должны быть признаны действиями организации» <20>. Но в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения «тот факт, что представителем коллектива выступает должностное лицо, не означает, что коллективная ответственность переходит в индивидуальную» <21>, поскольку на руководителя возлагается вина и ответственность за действия юридического лица, хотя административные санкции могут быть применены как непосредственно к руководителю, так и к коллективу в целом. А действия руководителя в интересах коллектива, влекущие юридические последствия для всего коллектива, следует считать действиями коллектива <22>.
———————————
<20> Бахрах Д.Н. Коллективные субъекты административного права // Правоведение. 1993. N 3. С. 66.
<21> Солдатов А.П. Проблемы административной ответственности юридических лиц: Дис. … д-ра юрид. наук. Краснодар, 2000. С. 213.
<22> Солдатов А.П. Указ. соч.

Российский законодатель пытался закрепить единое для системы государственной службы понятие государственной должности в ст. 1 утратившего силу Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», такое как: «…должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей». Здесь следует отметить такие признаки государственной должности, как установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа и соответствующая этому ответственность.
В целом можно согласиться и с тем, что «должностными лицами являются те государственные служащие, которые обладают распорядительными полномочиями: имеют подчиненных по службе им сотрудников, вправе издавать акты управления, определяющие поведение других людей, или акты распоряжения материальными и денежными ресурсами, либо осуществляют контроль» <23>. Но не всегда должностные лица имеют подчиненных; в свою очередь, субъекты, издающие акты управления или совершающие юридически значимые действия, в ряде случаев не могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица.
———————————
<23> Лазарев Б.М. Указ. соч. С. 10 — 11.

Военнослужащие как должностные лица могут быть отнесены к публичным должностным лицам <24>, свои властные полномочия они получили от государства, им же наделены необходимыми распорядительными и охранительными полномочиями.
———————————
<24> Публичное должностное лицо — «должностное лицо, совершающее внешние властные полномочия и функции публичного характера и работающее в органах государственной власти и управления, в органах местного самоуправления, в государственных или муниципальных учреждениях либо состоящее на военной службе (в Вооруженных Силах Российской Федерации), а также службе в других войсках и иных воинских формированиях Российской Федерации». См.: Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996. С. 379. Сходную точку зрения высказал ранее П.И. Кононов: «…публичным должностным лицом следует понимать лицо, состоящее на государственной службе… занимающее постоянно или временно должность в органе власти или управления, связанную непосредственно с выполнением государственных функций под свою персональную ответственность и наделенное в этой связи государственно-властными полномочиями регулятивного или охранительного характера». См.: Кононов П.И. Административная ответственность должностных лиц: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1993. С. 65.

И.И. Лизикова выделила следующие характерные признаки, присущие публичным и частным должностным лицам: 1) нахождение на должности; 2) осуществление функций по реализации компетенции соответствующего органа; 3) обладание юридически властными полномочиями на совершение юридически значимых действий; 4) наличие повышенной ответственности за свои действия <25>. Далее сделан вывод, что должностное лицо — «это лицо, замещающее должность в государственных органах, общественных организациях (объединениях), негосударственных хозяйствующих субъектах, осуществляющее в пределах своей компетенции реализацию функций органа, наделенное государством или собственником в связи с этим соответствующими властными полномочиями на совершение юридически значимых действий и несущее повышенную юридическую ответственность за них» <26>. В этом определении не упоминаются органы местного самоуправления, также уместно добавить, что «должностные лица подлежат административной ответственности не только за свои собственные действия или бездействие, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила» <27>, также они могут совершать организационные и распорядительные действия.
———————————
<25> Лизикова И.И. К вопросу об основных понятиях и категориях института государственной службы применительно к исследованию правового статуса работников правоохранительных органов // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород). Серия «Право». 2001. N 1. С. 134.
<26> Лизикова И.И. Указ. соч. С. 135.
<27> Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учеб. М., 2011. Первая часть. С. 395.

Резюмируя изложенное, отметим, что в большинстве из указанных подходов к определению должностного лица нет принципиальных разногласий по поводу того, что должностные лица отличаются от всех остальных категорий служащих наличием властных полномочий.
В науке административного права имеется немало интересных высказываний, касающихся определения общего понятия должностного лица, понятия, единого для всех отраслей и ведомств, так сказать, базового определения. К примеру, В.Д. Сорокин полностью разделяет мнение Д.Н. Бахраха о том, что из многочисленных определений, предложенных учеными, наиболее удачной представляется формулировка, предложенная еще в конце 40-х гг. XX в. Ц.А. Ямпольской: «Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия» <28>. Речь идет о таких действиях, которые обусловлены служебным статусом данного государственного служащего и влекут юридические последствия для других субъектов, в том числе, разумеется, и для участников административного процесса <29>. Таким образом, доминирующим признаком должностного лица являются совершаемые им «служебные юридические действия в интересах организаций, которые влекут юридические последствия для организаций, в которых они занимают должности» <30>.
———————————
<28> Ямпольская Ц.А. О должностном лице в советском государственном аппарате // Вопросы советского административного права / Отв. ред. В.Ф. Коток. С. 76.
<29> Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 74.
<30> Бахрах Д.Н. Административное право России: Учеб. для вузов. М., 2002. С. 214.

Должностное лицо может быть наделено распорядительными полномочиями как в рамках органа (системы) управления (власть линейная), так и вне его, когда управляющее воздействие адресовано лицам, не находящимся с ним в отношениях подчиненности, но здесь имеется определенная зависимость, например, при совершении правоустанавливающих действий, в ходе правопринуждения или при осуществлении контроля в отношении неподчиненных лиц (власть функциональная). Нередко для характеристики публичных должностных лиц, наделенных полномочиями по распорядительству, используется термин «представитель власти». Указанная категория лиц, по нашему мнению, официально представляет интересы государства (его органа), являясь должностными лицами в его уголовно-правовом понимании, но часто не признается субъектом административной ответственности применительно к кругу должностных лиц. Можно определить данную категорию как представляющую собой особый субъект административной ответственности, включающий в себя обладающих властью лиц, деликтность которых проявляется в публичных правоотношениях, в которых данный субъект выступает с управляющей стороны по отношению к не находящимся от него в прямой зависимости лицам, а у данных лиц отсутствует возможность отстоять свои законные интересы в момент совершения деликта путем неисполнения незаконного распоряжения представителя власти <31>. Представитель власти может быть охарактеризован и как должностное лицо, наделенное полномочиями по властному распорядительству за рамками органа управления <32>. Круг должностных лиц такого рода в административном праве более узкий, нежели представителей власти.
———————————
<31> Кизилов В.В. Административная ответственность гражданских служащих: взгляд в будущее. Саратов, 2011. С. 284.
<32> Чаннов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 47.

Специфичный круг должностных лиц составляют служащие многочисленных контрольно-надзорных органов, пользующихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения, обеспечения производства по делу об административном правонарушении и мер воздействия в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и увольнения <33>. Иначе говоря, у служащего может быть несколько начальников (руководителей), но правомочиями по назначению его на должность и освобождению от нее, а равно правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности наделяется только одно должностное лицо.
———————————
<33> Конин Н.М. Административное право в вопросах и ответах // URL: /http://www.plam.ru/urist/ administrativnoe_pravo_ rossii_v_voprosah_i_otvetah/ p1.php#metkadoc55.

Обобщая воедино ряд подходов, считаем целесообразным выделить следующие общие признаки должностного лица (по административному праву). Таковыми можно признать тех лиц, к кому относится хотя бы один признак из каждой классификационной группы.
I. Физические лица:
а) осуществляющие функции представителя власти;
б) выполняющие организационно-распорядительные функции;
в) выполняющие административно-хозяйственные функции.
II. Замещающие должность:
а) в государственных органах;
б) в органах местного самоуправления;
в) в государственных и муниципальных учреждениях;
г) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
д) в органах управления коммерческих, некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений;
е) в качестве индивидуального предпринимателя <34>.
———————————
<34> Индивидуальные предприниматели как таковые должностными лицами в прямом смысле этого слова не являются. Наступление административной ответственности для них возможно как для физических или юридических лиц, в зависимости от вида административного правонарушения.

III. Функции по занимаемой должности могут выполняться:
а) постоянно;
б) временно;
в) по специальному полномочию.
IV. Наделенные полномочиями:
а) внешневластного характера;
б) по совершению действий юридического характера от имени органов, организаций, хозяйствующих субъектов, влекущих последствия для тех субъектов, в которых они занимают должности;
в) по принятию обязательных для исполнения решений (изданию актов), порождающих правовые последствия;
г) по официальному представлению интересов государства, муниципального образования, соответствующего органа или организации, субъекта предпринимательской деятельности.
V. Подлежат повышенной по сравнению с «недолжностными» физическими лицами ответственности:
а) за собственные неправомерные действия (бездействие), входящие в круг должностных обязанностей;
б) за проступки подчиненных им лиц, нарушающих установленные правила в связи со служебной (трудовой) деятельностью;
в) за нарушение охраняемых нормами КоАП РФ и законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях общественных отношений, которое одновременно является нарушением установленных правил служебной дисциплины (дисциплинарным проступком), не исключающим дисциплинарной ответственности виновного.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Должностное лицо в административном праве

Должностное лицо в административном праве

3. Наряду с лицами, выполняющими постоянно или временно властные функции либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, субъектом должностного преступления в соответствии с законом могут быть также лица, которые выполняют указанные обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий (общественные контролеры и ревизоры, члены добровольных народных дружин, члены товарищеских судов, руководители зарегистрированных в установленном порядке самодеятельных туристских и экскурсионных групп, тренеры спортивных обществ и команд и др.).

Должностное лицо

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

Должностное лицо в административном праве: понятие, признаки, виды

Б. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государствен­ных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отноше­нии подчиненных им работников. Например, правовые акты рек­тора вуза обязательны для всех работников данного вуза.

Должностное лицо по административному праву России

4. Не являются субъектом должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель — за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий или занятий).

Должностное лицо в административном праве

В административном праве д.л. — общий субъект, участвующий в самых различных отношениях. Административное законодательство часто не определяет субъектов публичного управления в качестве должностных лиц. Как правило, это делается посредством специального юридического анализа, квалификации соответствующих признаков. Например, лица, замещающие любые государственные должности, относятся к категории должностных лиц. Реже в названии самой должности упоминается функция должностного лица. Например, высшее должностное лицо субъекта РФ (ВДЛ) (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) — обозначение категории лиц — субъектов административного права, возглавляющих и координирующих деятельность исполнительной ветви власти в субъекте Федерации.

К вопросу об определении должностного лица в административном праве (Кондратьев С

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) отдельно выделены такие специальные субъекты административной ответственности, как должностные лица, которые подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Вместе с тем во многих случаях статьи Особенной части КоАП РФ содержат одновременно санкции для физических и должностных лиц. В таких статьях содержатся одновременно и простой, и квалифицированный состав правонарушения (применительно к должностным лицам), и признак специального субъекта — должностного лица выступает здесь квалифицирующим. Подобная юридическая техника позволяет четко излагать правовые нормы в содержательном плане и экономно по форме выражения. Также в санкциях ряда норм КоАП РФ нет прямого указания на специальный субъект ответственности (в нашем случае — на должностное лицо), но их анализ приводит к такому выводу — это, например: ст. 5.1, ч. 2 ст. 5.6, ст. ст. 5.22, 5.24, 5.45, ч. ч. 2 и 4 ст. 7.30 <1>.

Должностное лицо в административном праве

4. Не являются субъектом должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель — за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий или занятий).

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Должностное лицо

Во-вторых, должностное лицо реализует властные полномочия, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, выполняя волю государства и общества, обеспечивая права и законные интересы граждан и организаций, удовлетворяя государственные и общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так и субъектам частного права. Некоторые авторы отмечают, что должностными лицами не являются те служащие, которые управляют вещами (имуществом), так как в данном случае они не отвечают за деятельность других лиц, а потому и не могут воздействовать на поведение людей с помощью юридически властных действий. Заметим, однако, что управление имуществом не определяющий фактор; должностное лицо управляет движением материальных ценностей в совокупности с другими полномочиями, и порой разделить его функции бывает весьма трудно.

Должностное лицо в административном праве

Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

Понятие должностное лицо в законодательстве

В литературе активно обсуждается вопрос о соотношении понятий должностного лица и представителя власти, а по существу — о соответствии признаков должностного лица в примечаниях к ст.285 и признаков представителя власти, сформулированных в примечании к ст.318 УК.

Должностное лицо в административном праве

— неподсудностью части дел об административных нарушениях военнослужащих — должностных лиц, по которым проводилось административное расследование , судьям гарнизонных военных судов; ——————————— Материалы дел, по которым проводилось административное расследование, а также влекущие дисквалификацию государственных гражданских служащих, рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ)

Должностное лицо: понятие, административно- правовой статус

Должность является главным элементом административно-правового статуса госслужащих. Должность – структурный элемент государственного органа, в котором заключена часть его компетенции. Она образуется в структуре госаппарата или его подразделения в распорядительном порядке. В названии каждой должности присутствует и название того органа, где создана сама должность. Должность устанавливает определенный объем полномочий, обязанностей и прав. Лицо, принятое на данную должность, автоматически принимает на себя название должности.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе

Должность — это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия, то есть действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей.

Должностное лицо как субъект административного права

Впервые в законодательстве срок «должностное лицо» введено Законом «О государственной службе». К тому времени в науке и законодательстве употребляли термин «должностное лицо», который не отражал содержания служебных отношений. Сам факт пребывания на службе дает возможность определить только форму трудовой деятельности лица, не касаясь особенностей данной деятельности, срок же «должностное лицо» подчеркивает роль должности, которая служит элементом служебно-правового статуса личности.1 18 Федеральный закон от 08.12.2003 № 169-ФЗ с изменениями и дополнениями от 06.12.2011 N 329-ФЗ, «О государственной службе Российской Федерации»8

zakonandpravo.ru

Вопрос №39. Должностное лицо: понятие и виды.

Нормативная база:

Статья 2.4. КОАП, примечание:

«Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25,14.24,15.17-15.22,15.23.1,15.24.1,15.29-15.31,частью 9 статьи 19.5,статьей 19.7.3настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее встатьях 3.5,7.29-7.32,части 7 статьи 19.5,статье 19.7.2,статье 19.7.4настоящего Кодекса — заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренныестатьями 7.29-7.32настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.»

Ст. 285 УК РФ, Примечание.(обратите внимание на нормативную дефиницию государственной должности)

«1. Должностными лицамив статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. 3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. 4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. 5. Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. (п. 5 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)»

ФЗ «О парламентском расследованиии Федерального Собрания» 2005г., ч.3. ст.1:

«Для целей настоящего Федерального закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.»

Как вы видите, законодатель дает практически одинаковые определения «должностного лица». Следовательно, можно судить о закреплении единого понятия.

Теперь разбираемся с понятием (Россинский, Старилов):

Кто?

лица, замещающие государственные должности Российской Федерации

лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации или муниципальные должности

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации

Сложности:

Кто такой представитель власти?

Постановление Пленума ВС от 10 февраля 2000г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»:

«К представителям властиследует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и т.п.)»

Что за функции? (постановление ВС)

Организационно — распорядительные функциивключают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно — хозяйственным функцияммогут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Соотношение понятий «должностное лицо» и «государственный служащий».

Надеюсь, вы обратили внимание на п.4 Примечания в УК. Государственный служащий не всегда является должностным лицом. Россинский также пишет об этом, однако не приводит конкретных примеров, просто классифицируя государственных служащих на тех служащих, которые являются должностными лицами, и тех служащих, которые не являются должностными лицами.

studfiles.net

Понятие должностного лица в административном законодательстве России (Паньшин Д.Л.)

Все статьи Понятие должностного лица в административном законодательстве России (Паньшин Д.Л.)

Соразмерность наказания, назначаемого за совершение правонарушения, являлась и является предметом многих исследований, в том числе связанных со свойствами субъектов правонарушений. Законодатель на современном этапе становления российского общества, уделяя особое внимание правовому воспитанию граждан, создает и совершенствует систему ответственности за правонарушение, где упор делает на субъективный состав правонарушений, в частности выделяя граждан, должностных и юридических лиц.

Так, некоторые нормативно-правовые акты имеют категории преступлений. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) статья 15 разграничивает преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления <1>. В административном законодательстве данного разграничения на категории не делается, однако устанавливается соразмерная ответственность для физических лиц, должностных и юридических лиц.
———————————
<1> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает размер наказания в зависимости от субъекта административного правонарушения, предусмотрев, что физическое лицо несет менее строгое наказание, чем должностное, а юридическое лицо несет более строгое наказание по сравнению с остальными субъектами <2>.
———————————
<2> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

По своему социальному назначению наказания должны иметь воспитательный, профилактический, превентивный характер. Любая мера ответственности должна иметь целью исправление лиц, нарушивших закон. Указанному обстоятельству должна способствовать неотвратимость и соразмерность наказания за совершенное правонарушение исходя из степени вины и причиненного ущерба <3>.
———————————
<3> См.: Паньшин Д.Л., Дресвянникова Е.А. Сроки и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях о штрафах // Административное и муниципальное право. 2014. N 8. 797 — 800.

В российском праве определение понятия должностного лица базируется на синтезе нескольких понятийных категорий, предусмотренных уголовным и административным законодательством.
Так, Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что при разрешении вопроса о том, совершено ли преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее — должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) <4>, а также учитывать при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» <5>.
———————————
<4> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru/second.php (дата обращения — 15 октября 2014 г.).
<5> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru/second.php (дата обращения — 15 октября 2014 г.).

Примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285 УК РФ предусматривается, что это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями <6>.
———————————
<6> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Примечанием 2 к статье 290 УК РФ предусматривается, что под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Примечанием 1 к статье 201 УК РФ устанавливается, что выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Таким образом, уголовное законодательство с понятием должностного лица связывает его должность и возложенные на него обязанности, связанные с занимаемым положением на предприятии, учреждении или организации, а также в государственных органах власти.
Тогда как по смыслу административного законодательства статус должностного лица, во-первых, распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а во-вторых, на лиц, совершивших определенный круг правонарушений (статья 2.4 КоАП РФ), занимая определенные должности в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Хотелось бы обратить внимание, что должностным лицом станет тот субъект административных правонарушений, который совершит одно или несколько административных правонарушений.
В то же время, анализируя часть 2 статьи 1.5 КоАП РФ, автор статьи приходит к выводу, что лицо признается совершившим правонарушение только на основании вступившего в законную силу постановления. Так, закрепленный принцип презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Следовательно, для того, чтобы установить, что лицо совершило административное правонарушение, необходимо наличие следующих обязательных условий: в отношении лица должно вестись дело об административном правонарушении; его вина должна быть доказана в установленном КоАП РФ порядке; наличие вступившего в законную силу постановления судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Данные выводы можно сделать, проанализировав понятие административного правонарушения (статья 2.1 КоАП РФ) как противоправного, виновного действия (бездействия) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо, совершившее правонарушение, признается таковым только тогда, когда его вина будет установлена вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, то есть будет доказана его вина в совершении административного правонарушения.
Таким образом, автор приходит к выводу, что должностное лицо — это физическое лицо, совершившее противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом необходимо иметь в виду, что наличие вступившего в законную силу постановления обязательно. Иначе нельзя будет говорить об установлении и доказанности вины в совершении административного правонарушения.
В правоприменительной практике нередко встает вопрос о привлечении должностных лиц к административной ответственности. Если мы говорим о должностных лицах как о лицах, наделенных функциями представителя власти в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, то в квалификации деяния и в порядке привлечения к ответственности проблем не возникает. В большинстве случаев правоприменители сталкиваются с другой категорией должностных лиц, которых законодатель определил как лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные отдельными статьями КоАП РФ.
С вышеуказанным утверждением законодателя в статье 2.4 КоАП РФ, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку, поставив в зависимость от совершенного правонарушения признание лица как «должностного», законодатель позволит данному лицу избежать административной ответственности. Поскольку на момент возбуждения дела об административном правонарушении и при сборе доказательств его вины лицо еще не является должностным, что влияет на правильную квалификацию и степень административной ответственности.
С правоприменительной точки зрения это выглядит так. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается событие, отражающее объективную сторону правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи. Например, «являясь должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, допустил к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения» (статья 12.32 КоАП РФ). В то же время, анализируя статью 2.4 КоАП РФ, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и при проведении рассмотрения нельзя утверждать, что это лицо, подозреваемое в совершении правонарушения, не является «должностным», поскольку отсутствуют доказательства его вины, подтвержденные вступившим в законную силу постановлением.
В этой связи автором статьи предлагается внести изменения в примечание к статье 2.4 КоАП РФ, исключив из него указание как на признак должностного лица факта «совершения административного правонарушения».

Библиография:

1. Паньшин Д.Л., Дресвянникова Е.А. Сроки и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях о штрафах // Административное и муниципальное право. 2014. N 8. 797 — 800.
2. Винокуров А.Ю. Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам как самостоятельная функция прокуратуры // Административное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 108 — 112. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.02.2.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru/second.php (дата обращения — 15 октября 2014 г.).
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru/second.php (дата обращения — 15 октября 2014 г.).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
7. Черногоров Д.А. Истоки формирования законодательства и правовой доктрины о должностных лицах // Административное и муниципальное право. 2011. N 11. С. 88 — 91.
8. Черногоров Д.А. Публичная служба и должностное лицо // Административное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 749 — 755. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.8.12398.
9. Чепус А.В. Современное состояние российского законодательства о парламентской ответственности в РФ // Право и политика. 2013. N 12. С. 1665 — 1671. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.12.10214.
10. Долгих И.П., Шебанов Д.В. Об оптимизации понятия «хищение» в российском законодательстве // NB: Вопросы права и политики. 2014. N 5. С. 23 — 37. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.5.11933. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_11933.html.
11. Силаева Н.А. Предупреждение преступлений, посягающих на политическую систему России (некоторые специальные меры) // NB: Вопросы права и политики. 2013. N 3. С. 155 — 182. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.3.542. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_542.html.
12. Середина Н.А. Проблемы контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций: административно-правовой аспект // Административное и муниципальное право. 2012. N 12. С. 79 — 83.
13. Дойников И.В. Второй этап кодификации российского законодательства: проблемы теории и практики государственного строительства // Административное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 79 — 91.

References (transliterated):

1. Pan’shin D.L., Dresvyannikova E.A. Sroki i poryadok ispolneniya postanovlenii po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh o shtrafakh // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2014. N 8. 797 — 800.
2. Vinokurov A.Yu. Kontrol’ za sootvetstviem raskhodov lits, zameshchayushchikh gosudarstvennye dolzhnosti, i inykh lits ikh dokhodam kak samostoyatel’naya funktsiya prokuratury // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2013. N 2. C. 108 — 112. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.02.2.
3. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. N 63-FZ (v red. ot 21.07.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu 04.08.2014) // Sobranie zakonodatel’stva RF. 1996. N 25. Ct. 2954.
4. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 9 iyulya 2013 g. N 24 «O sudebnoi praktike po delam o vzyatochnichestve i ob inykh korruptsionnykh prestupleniyakh». Ofitsial’nyi sait Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii: http://www.supcourt.ru/second.php (data obrashcheniya — 15 oktyabrya 2014 g.).
5. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 16 oktyabrya 2009 goda N 19 «O sudebnoi praktike po delam o zloupotreblenii dolzhnostnymi polnomochiyami i o prevyshenii dolzhnostnykh polnomochii». Ofitsial’nyi sait Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii: http://www.supcourt.ru/second.php (data obrashcheniya — 15 oktyabrya 2014 g.).
6. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. N 195-FZ (v red. Federal’nogo zakona ot 4 iyunya 2014 g. N 143-FZ) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii. 2002. N 1 (ch. I). St. 1.
7. Chernogorov D.A. Istoki formirovaniya zakonodatel’stva i pravovoi doktriny o dolzhnostnykh litsakh // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2011. N 11. C. 88 — 91.
8. Chernogorov D.A. Publichnaya sluzhba i dolzhnostnoe litso // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2014. N 8. C. 749 — 755. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.8.12398.
9. Chepus A.V. Sovremennoe sostoyanie rossiiskogo zakonodatel’stva o parlamentskoi otvetstvennosti v RF // Pravo i politika. 2013. N 12. C. 1665 — 1671. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.12.10214.
10. Dolgikh I.P., Shebanov D.V. Ob optimizatsii ponyatiya «khishchenie» v rossiiskom zakonodatel’stve // NB: Voprosy prava i politiki. 2014. N 5. C. 23 — 37. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.5.11933. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_11933.html.
11. Silaeva N.A. Preduprezhdenie prestuplenii, posyagayushchikh na politicheskuyu sistemu Rossii (nekotorye spetsial’nye mery) // NB: Voprosy prava i politiki. 2013. N 3. C. 155 — 182. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.3.542. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_542.html.
12. Seredina N.A. Problemy kontrolya (nadzora) za deyatel’nost’yu samoreguliruemykh organizatsii: administrativno-pravovoi aspekt // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2012. N 12. C. 79 — 83.
13. Doinikov I.V. Vtoroi etap kodifikatsii rossiiskogo zakonodatel’stva: problemy teorii i praktiki gosudarstvennogo stroitel’stva // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2012. N 5. C. 79 — 91.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Должностное лицо в административном праве это что такое Должностное лицо в административном праве: определение — Право.НЭС

Должностное лицо в административном праве

определяется не в общеотраслевом масштабе, а только как субъект административной ответственности, т.е. применительно к соответствующим деликтным отношениям. Это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В административном праве д.л. — общий субъект, участвующий в самых различных отношениях. Административное законодательство часто не определяет субъектов публичного управления в качестве должностных лиц. Как правило, это делается посредством специального юридического анализа, квалификации соответствующих признаков. Например, лица, замещающие любые государственные должности, относятся к категории должностных лиц. Реже в названии самой должности упоминается функция должностного лица. Например, высшее должностное лицо субъекта РФ (ВДЛ) (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) — обозначение категории лиц — субъектов административного права, возглавляющих и координирующих деятельность исполнительной ветви власти в субъекте Федерации.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

determiner.ru

Должностное лицо в административном праве

Должностное лицо

Должностное лицо — специальный субъект должностных преступлений. предусмотренных гл. 30 УК РФ. Помимо общих признаков субъекта преступления (вменяемость.

достижение 16-летнего возраста), специальный субъект обладает особенными признаками.

Определение должностного лица дано в прим.

к ст. 285 УК РФ. согласно которому должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах.

К вопросу об определении должностного лица в административном праве (Кондратьев С

— неподсудностью части дел об административных нарушениях военнослужащих — должностных лиц, по которым проводилось административное расследование , судьям гарнизонных военных судов; ——————————— Материалы дел, по которым проводилось административное расследование, а также влекущие дисквалификацию государственных гражданских служащих, рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ)

С одной стороны, должность есть первичный, нерасчленяемый компонент администрации, в определенной степени обособленный.

Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административном ансамбле.

Особенностью исследуемой проблемы в административно-правовом аспекте является то, что должностное лицо может быть одновременно индивидуальным и коллективным субъектом административного права и поэтому участвует в различных административно-правовых отношениях. В административно-правовой науке сформировались следующие отличительные признаки должностного лица. Во-первых, должностное лицо — это гражданин Российской Федерации, занимающий постоянно, временно или по специальному полномочию должность (на основе установленных в нормативных актах способов замещения соответствующих должностей) в различных государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ и выполняющий соответствующие полномочия согласно нормативным правовым актам.

Арбитражный суд Кировской области

П.И. КОНОНОВ,

«Должностные лица в административных правоотношениях: понятие и виды»

/Полицейское право, №1 (9), 2007 Термин «должностное лицо», которым обозначается один из видов специальных субъектов правоотношений, является универсальным юридическим термином, используемым практически во всех основных отраслях права и законодательства. При этом, как видно из анализа федерального законодательства, им охватываются не только государственные и муниципальные служащие, наделенные определенными публично-властными полномочиями, но и работники негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

В административном праве д.л.

— общий субъект, участвующий в самых различных отношениях. Административное законодательство часто не определяет субъектов публичного управления в качестве должностных лиц.

Как правило, это делается посредством специального юридического анализа, квалификации соответствующих признаков. Например, лица, замещающие любые государственные должности, относятся к категории должностных лиц.

Определение понятия должностного лица как субъекта большинства предусмотренных в гл. 30 УК РФ преступлений дано в прим.

1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с законом должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

juridicheskii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *