Достигаемый социальный статус примеры – Виды статусов

Предписанные и достигаемые статусы и роли

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы и роли. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол, возраст, раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст – это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.

Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.

Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов. Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, – стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям[2].

Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного «Я». Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения.

Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего «Я». Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе – каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

  1. Социальный контроль и девиация

Исходным понятием для изучения девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля является понятие «норма» — основной элемент культуры. Социальные нормы выполняют в обществе важные функции, которые: регулируют общий ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.

Социальный контроль — это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Изменяются нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Данное понятие подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При таком понимании следует говорить о формах и степени отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

Заключение

В социологии личность рассматривается на двух (макро — и микросоциологическом) уровнях. В первом случае она понимается как продукт культуры, во втором — как исполнитель конкретной социальной роли. На макросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры. Под модальной личностью понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство данного общества

В процессе социализации личности определяющими факторами являются групповой опыт и уникальный личностный опыт. При этом личность формирует свой «Я» — образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь[4]. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков данного процесса является отклоняющее (девиантное) поведение.

Список литературы

  1. Социология. Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права; Учебное пособие. И.С.Урсу., В.С.Лялин., В.Г.Лукьянов. СПБ.:Знание,2010-480с.

  2. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994 — 256 с.

  3. Павленок П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 — 272 с.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт – М., 2001. – 511 с.

  5. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. — М.: Норма, 2003. — 912с.

  6. Радугин А.А., Радугин К.А., Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр. 1999 – 160 с.

studfiles.net

43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус — это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Личный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.Статусная несовместимость-ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

studfiles.net

Смешанный социальный статус

Критерии классификации социальных статусов

Определение 1

Под социальным статусом понимается положение, которое индивид или социальная группа занимают в обществе.

Существует классификация социальных статусов: например, статусы делятся на предписанные (которые достались человеку при рождении вне зависимости от его воли) и достигнутые (которые человек приобрел в результате своих волевых инициативных действий), на личные и групповые (по положению в малой или большой социальной группе), на формальные и неформальные (официально закрепленные в документах или нет).

Можно говорить о целом ряде критериев, по которым определяется социальный статус:

  • экономические (положение семьи в обществе, уровень заработной платы индивида и др.),
  • национальные,
  • возрастные,
  • половые,
  • этнические,
  • политические (отношение к действующей власти, политическая активность или абсентеизм и т.д.).

Однако существует еще и смешанный социальный статус, который представляет собой особую его разновидность.

Примеры смешанного социального статуса

Определение 2

Смешанный социальный статус — такой статус, который одновременно сочетает в себе признаки как предписанного, так и достигаемого, однако достигаемого не по воле самого человека.

Пример 1

Смешанным социальным статусом будет статус беженца, инвалида, безработного, императора и т.д.

Крупные социальные перемены (экономический кризис, революция, война, смена политического режима и т.д.) могут изменить статусы огромного количества людей вопреки их желанию или воле.

В результате серьезных экономических кризисов очень большое количество людей остается без работы. Статус безработного не является желанным, но его получение не зависит от человека ввиду глобальных факторов, которыми управлять индивид не может. К таким факторам помимо экономического кризиса можно отнести и структурную перестройку общества, и массовые сокращения по конкретной отрасли, и разорение фирмы и т.д.

Еще одним ярким примером смешанного социального статуса является статус инвалида. Если человек в 35 лет стал инвалидом по независящим от него причинам, его социальное положение сильно изменилось: ранее он самостоятельно мог обеспечить себя, теперь же он находится на попечении государства. Данный статус нельзя назвать достигаемым, так как по своей воле человек едва ли хотел бы стать инвалидом, при этом и предписанным его назвать нельзя, так как от рождения данный человек не имел ограниченных возможностей. Таким образом, данный социальный статус определяется как смешанный.

Также смешанным социальным статусом будет следующий: академик — это достигаемый статус, который приобретается после долгой и кропотливой научной работы, связанной с желанием человека и его волей, однако, поскольку позже этот статус становится пожизненным, то он превращается в предписанный. Человек, достигший степени доктора наук, не может передать ее своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит двигаться по научной стезе. Коллеги отца всегда будут покровительствовать юноше, он приобретает приписываемый статус сына доктора наук. Таким образом, это тоже редкий, но пример смешанного социального статуса.

Наконец, звание олимпийского чемпиона является пожизненным (спортсмен до конца жизни останется спортсменом, выигравшим олимпийскую медаль), однако, его звание чемпиона может быть отобрано новыми спортсменами, которые покажут более высокие результаты на новых Олимпийских играх. В результате такое звание является переходящим, а данный социальный статус — также смешанным.

spravochnick.ru

Приобретенный социальный статус • ru.knowledgr.com

Приобретенный социальный статус — понятие, развитое антропологом Ральфом Линтоном, обозначающим социальное положение, которое человек может приобрести на основе заслуги; это — положение, которое заработано или выбрано. Это — противоположность социального статуса по рождению. Это отражает личные навыки, способности и усилия. Примеры приобретенного социального статуса — спортсмен-олимпиец, будучи преступником, или преподавателем.

Статус важен социологически, потому что он идет с рядом прав, обязательств, поведений и обязанностей, что люди, занимающие определенное положение, ожидаются или поощряются выступить. Эти ожидания упоминаются как роли. Например, роль «преподавателя» включает обучающих студентов, отвечая на их вопросы, будучи беспристрастной, соответственно.

Приобретенный социальный статус против социального статуса по рождению

Социальный статус по рождению — положение, назначенное на людей или группы, основанные на чертах вне их контроля, таких как пол, гонка или родительское социальное положение. Это обычно связывается с «закрытыми» обществами. Приобретенный социальный статус отличают от социального статуса по рождению на основании того, чтобы быть заработанным.

Много положений — смесь успеха и приписывания; например, у человека, который достиг статуса того, чтобы быть врачом, более вероятно, будет социальный статус по рождению рождения в богатую семью. Это обычно связывается с «открытыми» обществами или «социальными» классовыми обществами.

Как связано с социальной мобильностью

Социальная мобильность относится к способности переместить их статус или или вниз в пределах социальной системы стратификации, по сравнению со статусом их семьи в молодости. Некоторые люди с приобретенным социальным статусом улучшили свое положение в пределах социальной системы через их собственную заслугу и успехи.

У

кого-то может также быть приобретенный социальный статус, который уменьшает их положение в пределах социальной системы, такой как, становясь печально известным преступником. В обществе, которое положение в том обществе может изменить из-за их действий, или увеличение или уменьшение, то общество может упоминаться как Открытая Система. Закрытое Системное общество не позволило бы Социальную мобильность так же легко как Открытая Система.

Культурный капитал

Культурный капитал — понятие, развитое социологом Пьером Бурдье, который может обратиться к достигнутым и к приписанным особенностям. Они — желательные качества (или существенный или символический), которые способствуют социальному положению; любые преимущества, которые имеет человек, которые дают ему/ее более высокий статус в обществе. Это может включать большие ожидания, формы знания, умения и образования, среди прочего.

Родители предоставляют детям культурный капитал, отношения и знание, которые делают образовательную систему удобным знакомым местом, в котором они могут преуспеть легко. Есть другие типы капитала также; социальный капитал относится к членству в в группах, отношениях и сетях. Это также может оказать значительное влияние на уровне успеха.

Образование

Индустриализация привела к обширному увеличению возможного уровня жизни для среднего человека, но также и сделала это увеличение необходимым. Для производительности среднего рабочего, чтобы повыситься, он или она должен был получить намного больше образования и обучения. Это последовательно сделало среднего рабочего намного меньше заменимым и поэтому более влиятельным. Следовательно, стало необходимо удовлетворить требования рабочих о большей акции.

Занятость

Согласно социологу Родни Старку, немного американцев верят происхожению из богатой семьи, или наличие политических связей необходимо, чтобы продвигаться. Напротив, много людей в других промышленно развитых странах думают, что эти факторы необходимы для продвижения. Американцы более вероятны, чем люди эти страны оценить «тяжелую работу» как очень важную для продвижения. В то время как большинство стран оценивает тяжелую работу, итальянцы, например, едва более вероятно, оценят ее как очень важную, чем они должны думать, что каждому нужны политические связи.

Доход

Люди с более низким доходом обычно будут лучшим примером продвижения в социальной стратификации и достижении статуса. Это держится, чтобы быть очевидным в большинстве случаев, потому что у тех, кто накапливает более низкий доход обычно, есть мотивация, чтобы достигнуть большего статуса через их собственные стремления и тяжелую работу. Те из более высокого дохода, как правило, являются результатом достижения статуса. В других случаях люди более высокого дохода, возможно, несправедливо приобрели то положение или были приписаны статус и доход, который они держат (такие как монархи, семейные компании пробега, и т.д.).

У

тех без привилегии приписывания их статуса обычно будет большая мотивация достижения их собственного статуса. Генерал, экономический хорошо быть общества, жизни человека в также имеют тенденцию быть другим фактором в своем статусе и до какой степени они в состоянии достигнуть своего статуса.

Например, американцы менее вероятны, чем люди другие промышленно развитые страны возразить против различий текущего дохода. Согласно Родни Старку, в 1992, только двадцать семь процентов американцев сильно согласились, что неравенство доходов в их стране было слишком большим. Напротив, больше чем половина русских, итальянцев и болгар согласилась с этим заявлением.

Приобретенный социальный статус в системах стратификации во всем мире

Во всех обществах социальное положение человека — результат и приписанных и достигнутых особенностей. Общества расходятся заметно в нескольких размерах в этом процессе: что признаки используются, чтобы назначить статусу, относительная важность приписанного vrs достигла признаков, полного потенциала для социальной мобильности, показателей подвижности, которая фактически произошла, и барьеры для особых подгрупп, чтобы обладать восходящей подвижностью в том обществе.

Культурные различия во всем мире

Средневековая Европа

Статус в средневековой Европе был прежде всего основан на приписывании. Люди, родившиеся в благородный класс, вероятно, будут держать высокое положение, и люди, родившиеся крестьянами, вероятно, останутся в низком положении. Эта политическая система известна как Феодализм и не допускает много Социальной мобильности.

Феодализм в Латинской Америке

У

Боливии были прошлые газетные рекламные объявления, которые утверждали, что имели землю, животных и крестьян для продажи. Крестьяне были не обязательно рабами, но поместили в их Социальном классе и обязали, чтобы работать из-за их связывать с землей, они жили и занялись сельским хозяйством. Этот вид социального взаимодействия базируется, главным образом, на твердом убеждении людей традиции и поддержать действия прошлого. В 1971 Эрнесто Лаклау обратился к аргументу того, была ли Латинская Америка или под социальной системой Феодализма или под Капитализмом. Он решил, что социальная система чрезвычайно отличалась от капиталистической системы в Европе и Америке, поэтому Латинская Америка будет более тесно связана, чтобы иметь подход Феодализма к социальному взаимодействию.

Кастовая система в Индии

В кастовых системах приписывание — основание подавления для статуса. Традиционное общество в Индии было составлено из каст. Кастовая группа каждого человека была определена при рождении (дети присоединились к кастовой группе своих родителей), и каждая группа была ограничена определенными занятиями. Все грязные и недостойные занятия, такие как собирающийся мусор, были зарезервированы для одной касты, участники которой были исключены из удерживания любого другого занятия. Соответственно, высококвалифицированные занятия, такой как являющийся ювелиром, были зарезервированы для другой касты. Однако некоторым людям удалось через талант и удачу подняться выше их данной касты. Например, большая способность как солдат часто была способом достигнуть более высокого статуса. Точно так же некоторые люди упали на низкие положения, если они неправильно себя вели и/или показали некомпетентность.

Доктор Б Р Амбедкэр, высококвалифицированный социальный реформатор родился в shudra, или раба, касту. Во время его целой жизни он привел общенациональную кампанию в попытке закончить кастовую дискриминацию в Индии в течение последних 19-х и ранних 20-х Веков.

Соединенные Штаты и Канада

Социальное положение, как широко полагают, прежде всего основано на успехе в Соединенных Штатах и Канаде. Большинство североамериканцев социально мобильно и или поднимается или падает ниже статуса их родителей.

См. также

  • Социальный статус по рождению
  • Основной статус
  • Социальный класс
  • Социальная иерархия
  • Социальное положение
  • Социальная структура Соединенных Штатов
  • Достижение статуса

Библиография

  • выпуск онлайн
  • выпуск онлайн

Дополнительные материалы для чтения

  • выпуск онлайн
.sociology-social-science.information-eg.com/sociology/achieved-status/

ru.knowledgr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *