Еаэс год создания – Евразийский экономический союз. Цели и история создания — Энциклопедия IFCG

Содержание

Евразийский экономический союз. Цели и история создания — Энциклопедия IFCG

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.


В рамках ЕАЭС:

  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС[1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).


В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерация с 1 июля 2010 года
Республика Беларусь с 6 июля 2010 года
Республика Казахстан с 1 июля 2010 года
Республика Армения с 10 октября 2014 года
Кыргызская Республика с 23 декабря 2014 года

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза[2];
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза


Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Примечания

См. также

Ссылки

cyclopedia.ifcg.ru

Евразийский экономический союз. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз — международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. 

Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).

Создание ЕАЭС

ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС). Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.

29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).

В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. — Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г. в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г. Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.

Цели организации

Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Структура и органы управления

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.

Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия. Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.

Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.

В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2016 г. председательство перешло к Казахстану.

Статистика

В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2016 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г. Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% — до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров — 374,1 млрд долларов, импорт — 205,4 млрд. По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).

Деловой совет

22 мая 2015 г. в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран — членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.

Создание зон свободной торговли

29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.

16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом. С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.

В 2016 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.

Сотрудничество с интеграционными объединениями

3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Заседания руководящих органов

  • Заседания Высшего Евразийского экономического совета

С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).

Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии. Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом «Экономический пояс «Шелкового пути».

16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли. Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2016 гг.

21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2020 г., а также о начале разработки «дорожных карт» по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза. В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.

  • Заседания Евразийского межправительственного экономического совета

Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии. Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии. По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.

29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама. Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% — постепенно через 5-10 лет. Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.

8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

13 апреля 2016 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.

tass.ru

ЕАЭС

Республика Казахстан является инициатором и активным участником многих интеграционных процессов. Впервые идея о евразийской интеграции была озвучена Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в 1994 году. Сначала эта инициатива, на тот момент казавшаяся революционной, была воспринята неоднозначно. Однако со временем она получила большую поддержку и развитие.

Как результат – на первом этапе был создан Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство, а с 1 января 2015 года стартовал Евразийский экономический союз, основателями которого стали Беларусь, Казахстан и Россия. В этом же году полноправными членами ЕАЭС стали Республика Армения и Кыргызская Республика.

Наряду с Европейским союзом, становление которого началось в середине XX века, ЕАЭС стал вторым примером полноценного экономического союза в мире.

ЕАЭС не является политическим объединением. В ходе работы над Договором о Союзе государства — члены ЕАЭС осознанно отказались от его политизации и включения в компетенцию Союза вопросов, затрагивающих национальный суверенитет. В рамках ЕАЭС рассматриваются вопросы исключительно экономического сотрудничества, а также обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов его государств — членов.

ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, в основе которой договоренности, достигнутые государствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза.

Основными целями ЕАЭС являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов Союза в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, а также всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Экономический потенциал евразийской интеграции очень высок. Совокупный объем экономик государств составляет более 2,2 триллионов долларов США, с численностью населения более 182 миллионов человек.

В условиях континентальной «замкнутости» важнейшим системным аспектом для роста экономики Казахстана и ее диверсификации является снижение транспортных издержек. В рамках ЕАЭС договоренности о доступе к инфраструктуре и внутригосударственным тарифам стран-партнеров на перевозку грузов позволило казахстанскому бизнесу сократить транспортные издержки. Соответственно, повысилась конкурентоспособность казахстанской продукции на внешних рынках.

Единые принципы технического регулирования, общая система ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности позволяют перемещать продукцию по территории государств-членов по единым требованиям и на равных условиях.

Гражданам и бизнесу государств — членов ЕАЭС уже стали ощутимы преимущества от свободного передвижения рабочей силы. Рядовые граждане стран Союза могут работать в любом из государств-членов без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности, использовать документы об образовании без процедуры их признания.

В 2016 году принят пакет документов, необходимый для формирования единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий, что позволит увеличить объем производства казахстанской фармпродукции, создать дополнительные рабочие места, а для потребителей – снизить цены и повысить качество лекарств, производимых на территории государств – членов Союза.

К 2019 году будет сформирован общий электроэнергетический рынок, который обеспечит эффективную систему ценообразования, увеличит объемы производства электроэнергии и экспортную составляющую энергосистем стран. В рамках общего электроэнергетического рынка снизится вероятность возникновения дефицита электроэнергии.

В рамках ЕАЭС были достигнуты договоренности по формированию к 2025 году общего рынка нефти и нефтепродуктов. Он предусматривает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений. Кроме того, к 2025 году будет предоставляться доступ к газотранспортной инфраструктуре. Казахстан заинтересован в решении данных вопросов.

Договоренности о доступе к инфраструктуре стран-партнеров позволят сократить транспортные издержки наших экспортеров. Соответственно повысится конкурентоспособность казахстанской продукции, которая направляется на экспорт, в том числе и в страны Европы. Между государствами-членами ЕАЭС имеются взаимосвязанные системы поставок нефти и нефтепродуктов. Применение общих условий торговли без барьеров позволит обеспечить стабильность и сбалансированность в функционировании этих систем.

В условиях снижения темпов мирового экономического роста, участие Казахстана в евразийской экономической интеграции создает необходимый фундамент для диверсификации экономики, повышения производительности труда.

Кроме того, усилия в деятельности ЕАЭС сфокусированы на активизации международных контактов. Расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками должно стать импульсом для повышения роли ЕАЭС на всем континенте. Свидетельством привлекательности ЕАЭС является заинтересованность более 30 стран мира в подписании с ЕАЭС договоров о создании зоны свободной торговли.

В настоящее время подписано более 25 меморандумов о сотрудничестве и взаимодействии ЕАЭС с разными странами, в том числе с Монголией, Чили, Перу, Сингапуром и Камбоджей.

5 октября 2016 года вступило в силу Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, которое является первым преференциальным договором в рамках ЕАЭС. Имеется мандат на проведение переговоров с КНР, Израилем и Сербией. На заседании Высшего совета 26 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге одобрены решения о начале переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с Ираном, Индией, Египтом и Сингапуром. Партнеры из Южной Америки и Южной Кореи также проявляют интерес к сотрудничеству с Союзом.

Проводится поиск точек соприкосновения с Европейским союзом и Шанхайской организацией сотрудничества. Взят курс на сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».

В целом, Казахстан всегда выступает за поступательное развитие интеграции на широком пространстве Евразии, что на наш взгляд придает мощный мультипликативный импульс глобальному экономическому развитию.

Сотрудничество в рамках ЕАЭС осуществляются в таких сферах как:

-таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

-таможенное регулирование;

-техническое регулирование;

-санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

-зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

-установление торговых режимов в отношении третьих сторон;

-статистика внешней и взаимной торговли;

-макроэкономическая политика;

-конкурентная политика;

-промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

-энергетическая политика;

-естественные монополии;

-государственные и (или) муниципальные закупки;

-взаимная торговля услугами и инвестиции;

-транспорт и перевозки;

-валютная политика;

-интеллектуальная собственность;

-трудовая миграция;

-финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг).

Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет (главы государств-членов), Евразийский межправительственный совет (главы правительств государств-членов), Евразийская экономическая комиссия (Комиссия), а также Суд ЕАЭС, который находится в г.Минске.

Комиссия состоит из 2-х уровней – Совета и Коллегии. Совет представлен пятью заместителями премьер-министров государств-членов. Коллегия Комиссии состоит из 10 человек, по 2 представителя от каждого государства. Месторасположение Комиссии – г.Москва. Председателем Коллегии на четырехлетний период (с 1 февраля 2016 г.) избран представитель Республики Армения – Саркисян Тигран Суренович.

Все решения, принимаемые Высшим, Межправительственным советами и Советом Комиссии принимаются консенсусом, что позволяет учитывать интересы каждого государства-члена.

В Коллегии Комиссии заложен механизм принятия решений консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам, по остальным – квалифицированным большинством в две трети голосов.

При этом любые решения, которые принимает Коллегия, могут быть пересмотрены вышестоящими органами Союза – Советом Комиссии, Межправительственным советом, Высшим советом. И как крайняя мера, любой вопрос может быть оспорен в Суде ЕАЭС.

По предложению Республики Казахстан, в структурных подразделениях, как Комиссии, так и Суда, должности директоров и заместителей директоров заняты представителями государств-членов с учетом соблюдения принципа их равной представленности.

В настоящее время Комиссия состоит из 25 департаментов, в которых каждая сторона представлена 5 директорами и 13 заместителями директоров департаментов Комиссии. Остальные сотрудники назначаются пропорционально долевому участию государств в финансировании этих органов. Штатная численность Комиссии – 1071 человек.

В целом, деятельность ЕАЭС направлена на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан государств-членов. ЕАЭС является мощным стимулом для развития и всесторонней модернизации экономик государств-членов и их вывода на ведущие позиции в глобальном мире.


www.mfa.gov.kz

Евразийский союз — Русский эксперт

 
Евразийский союз — это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире.
Владимир Путин, Президент России[1]

Евразийский союз — это интеграционный проект на евразийском пространстве, целью которого является экономическое и политическое сближение постсоветских стран (при этом потенциально данное объединение может привлечь и многие другие страны Евразии за пределами бывшего СССР). К настоящему моменту евразийская интеграция реализована в виде целого ряда союзов разного уровня, важнейшими из которых являются Таможенный союз ЕАЭС и Евразийский экономический союз.

29 мая 2014 года на основе Таможенного союза и ЕЭП была создана более продвинутая форма интеграции — Евразийский экономический союз (ЕАЭС, ЕврАзЭС), который начал свою работу с 1 января 2015 года. Председателем ЕАЭС в 2015 году была Беларусь, а в 2016 году — Казахстан.

На уровне ЕАЭС был сформирован общий рынок численностью в 183 миллиона человек. Союзные государства — Казахстан, Россия и Беларусь, а также Армения и Киргизия — обязались гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. [2]

[править] История евразийской интеграции

В древности на территории Евразии в районах нынешней Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Причерноморья, Кавказа и Юга Европейской России существовали крупные государственные образования ряда народов. Именно в этом евразийском ареале согласно наиболее распространённым гипотезам находятся исторические прародины индоевропейцев (к индоевропейским народам принадлежат славяне, армяне, осетины, таджики и т. д.), тюрков (казахи, киргизы, татары, узбеки и др.) и финно-угров (карелы, мордвины, удмурты, марийцы, коми и пр.). На пространстве Евразии свои государства-империи создавали скифы, сарматы, гунны, тюрки, хазары, монголы.

С XVI века крупнейшим государством на евразийском пространстве стала Россия (в XX веке — Советский Союз). С приходом России в Евразию стало возможным объединение этого важнейшего геополитического региона на основе земледельческого хозяйства и промышленного производства, при этом евразийские традиции скотоводческого и кочевого хозяйства во многом были сохранены. Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли. Весьма характерно, что развалу Советского Союза в наибольшей мере противился Казахстан и некоторые другие азиатские республики СССР.

Президенты Белоруссии (слева), России (справа) и Казахстана (посередине)

Инициатором евразийской реинтеграции по праву можно считать Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, представившему в марте 1994 года проект Евразийского союза, в который на первом этапе должны были войти Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан. Однако на тот момент деструктивные политические процессы на постсоветском пространстве были ещё слишком сильны, и полноценную интеграцию пришлось отложить. Тем не менее, объединительный процесс начался. В 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о планах создания таможенного союза.

Полноценная евразийская интеграция стала возможной с приходом к власти в России Владимира Путина, поддержавшего идеи Нурсултана Назарбаева; их также поддержал Президент Беларуси Александр Лукашенко (к 26 января 2000 года в качестве особого интеграционного объединения было создано Союзное государство России и Беларуси).

[править] Хронология интеграции

  • 10 октября 2000 года — в Астане (Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. ЕврАзЭС стало первой действенной организацией, обеспечивающей интеграционный процесс на евразийском пространстве.
  • 30 мая 2001 года — вступил в силу договор о создании ЕврАзЭС в составе Казахстана, России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. В 2006—2008 гг. в ЕврАзЭС также участвовал Узбекистан, с 2002 г. статус наблюдателя получили Украина и Молдавия, а с 2003 г. — Армения.
  • 23 февраля 2003 года — президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП).
  • 6 октября 2007 года — в Душанбе (Таджикистан) прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Создана Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС (в 2012 г. полномочия переданы Евразийской комиссии).
  • 6 июля 2010 года — вступили в силу соглашения о Таможенном союзе (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси, заработал Единый таможенный кодекс.
  • 9 декабря 2010 года — Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) (соглашения о единых правилах конкуренции, о регулировании поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, о регулировании ж/д транспорта, услуг и инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о правилах технического регулирования, о госзакупках, о статусе мигрантов и противодействии нелегальной миграции из третьих стран, о согласованной макроэкономической и валютной политике, о свободном движении капитала, о регулировании естественных монополий и доступа к их услугам, о создании единого рынка нефти и нефтепродуктов).
  • 1 июля 2011 года — заработала Единая таможенная территория Таможенного союза: на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль (его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза).
  • 18 октября 2011 года — в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ. ЗСТ СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определённом уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
  • 18 ноября 2011 года — подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии.

Церемония подписания договора о Евразийском Экономическом Союзе, 29 мая 2014 года

  • 1 января 2012 года — в результате вступления в силу соответствующего договора создано Единое экономическое пространство (ЕЭП) как общий рынок, России, Беларуси и Казахстана (с 2014 года — ЕЭП Евразийского экономического союза), заработала Евразийская комиссия. Задачей ЕЭП является обеспечение «четырёх свобод» — движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы — а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики, финансов, транспорта и энергетики, торговли, промышленности и сельского хозяйства.
  • 20 сентября 2012 года — вступил в силу договор о ЗСТ СНГ между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан хоть и подписал договор, но не ратифицировал.
  • 29 мая 2014 года — Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).[3]
  • 10 октября 2014 года — Армения присоединилась к договору о Евразийском экономическом союзе.[4] Организация ЕврАзЭС была ликвидирована в связи с выполнением своей миссии и формированием Евразийского экономического союза.
  • 23 декабря 2014 года — Киргизия присоединилась (подписала соглашения по присоединению) к Евразийскому экономическому союзу.[5] Утверждено присоединение Армении к ЕАЭС. [6]
  • 1 января 2015 года — вступило в силу соглашение о ЕАЭС, таким образом создан Евразийский экономический союз.[7]
  • 14 мая 2015 года — Иран планирует присоединиться к зоне свободной торговли с ЕАЭС [9]
  • 25 мая 2015 года — подписано соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. [10]
  • 27 мая 2015 года — Египет подал заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС. [11]
  • 12 августа 2015 года — Евразийский союз отменил таможенную границу с Киргизией. [12]

[править] Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского Экономического Союза Предлагаемый флаг Евразийского Экономического Союза

Евразийский экономический союз: достижения и перспективы (9 января 2017 года).


29 мая 2014 года в Астане Президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года. 10 октября 2014 к союзу присоединилась Армения (подписаны соглашения о присоединении), [13] а 24 декабря 2014 года присоединилась Киргизия (также подписаны соглашения о присоединении). [14]

Таким образом, на данный момент завершено формирование общего рынка в 183 миллиона человек, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. [15]

[править] Состав ЕАЭС

Наблюдатели

  • Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)

Другие потенциальные участники

  • Таджикистан — в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии. [16]
  • Монголия — объявила о намерении вступить в ТС и ЕАЭС в 2016 году. [17]

21 июля 2015 г. Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС. [18] 11 августа 2016 г. о схожем намерении также заявил Тунис устами своего посла в РФ.[19]

[править] Уровни интеграции

[править] Единое экономическое пространство

1 января 2012 года было создано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, ставшее на тот момент наиболее тесной формой интеграции этих стран. Ключевые пункты соглашений по ЕЭП заработали с июля 2012. Таможенный союз является частью соглашений о ЕЭП.

ЕЭП призвано обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между государствами-участниками. Также целью является обеспечение начал координации макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и других важнейших сфер экономики.

Состав ЕЭП тот же, что и у Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Также заинтересованность в присоединении к ЕЭП выражают Таджикистан, Узбекистан и Абхазия.

[править] Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС (до 2014 года — Таможенный союз Евразийского экономического сообщества, ТС ЕврАзЭС) — одна из форм экономической интеграции на постсоветском пространстве. В народе и СМИ данная организация именуется просто «ТС». Именно термин «Таможенный союз» в 2010—2014 гг. наиболее часто упоминался в СМИ при обсуждении экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Основным органом Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят главы государств и правительств Таможенного союза. На уровне глав государств совет собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом и становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.

Функции регулирующего органа с 1 января 2012 года выполняет Евразийская экономическая комиссия.

[править] Состав ТС
Карта Таможенного Союза на январь 2013

В настоящий момент в Таможенный Союз входят следующие государства:

[править] Кандидаты на вступление в ТС

Потенциальные кандидаты

  • Таджикистан — в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии. [20] Вступление Киргизии затянулось, но состоялось. Переговоры с Таджикистаном также затягиваются.
  • Монголия — объявила о намерении вступить в ТС и ЕАЭС в 2016 году. [21]
  • Молдавия — 14 апреля 2017 года получила статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. [22] Поскольку по состоянию на 2017 год в Молдавии президент выступает за евразийскую интеграцию, а парламент — против, то дальнейшая судьба интеграции с Молдавией зависит от развития внутренней ситуации в этой стране.
    • Гагаузия — на проведённом в 2014 году референдуме выступила за присоединение к Таможенному союзу. [23] Следует учесть, что Гагаузская автономия не является самостоятельной страной. Это автономная республика в составе Молдавии.
  • Сирия — также заявила о желании присоединиться к Таможенному союзу ещё в 2010 г.[24] В настоящее время готовится подписание договора о зоне свободной торговли между Сирией и ТС. [25]

Также присоединится к ТС хотят ряд непризнанных или частично признанных государств (из-за своего статуса они сталкиваются с препятствиями в осуществлении своих намерений):

  • Абхазия — 16 февраля 2010 года неформально заявила о желании войти в Таможенный союз .
  • Южная Осетия — 15 октября 2013 года объявила о намерении вступления в ТС.

Бывшие потенциальные кандидаты

  • Украина — по своей давней традиции украинское руководство пыталось усидеть одновременно на двух стульях, сближаясь и с Евросоюзом и с Таможенным союзом, однако государства-члены ТС ясно дали понять, что такое развитие событий является неприемлемым. В настоящее время вопрос присоединения к Таможенному союзу затормозился из-за гражданской войны на Украине. Нынешнее украинское руководство взяло курс на так называемую «евроассоциацию», которая предполагает введение на Украине европейских правил и регламентов, а также открытие внутреннего рынка для европейских производителей. Фактически это губит и во многом уже погубило остатки высокотехнологичной промышленности на Украине (украинские экспортёры потеряли за 2014 год 29 % экспорта в Россию, недосчитавшись 3,9 млрд долларов, тогда как экспорт в ЕС вырос лишь на 1 млрд долларов (преимущественно в области сельского хозяйства).[26]

[править] Зона свободной торговли

20 сентября 2012 года заработала зона свободной торговли стран содружества (ЗСТ СНГ) между Беларусью, Россией и Украиной, ратифицировавшими договор. В 2012—2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан подписал договор, но пока не ратифицировал.

Зона свободной торговли предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», а экспортные пошлины должны быть сначала зафиксированы, а затем поэтапно отменены.

Знак Евразийского соответствия [1]

Соглашения о зоне свободной торговле в двустороннем порядке отдельными странами ЕАЭС подписаны также с Сербией (между Сербией и Россией режим свободной торговли действует с 2000 года, с Беларусью — с 31 марта 2009 года, с Казахстаном — с 7 октября 2010 года). Соглашение с Вьетнамом было подписано 25 мая 2015 года. 27 мая 2015 заявку на образование ЗСТ с ЕАЭС подал Египет.

В 2014 году планировалось подписать аналогичное соглашение о зоне свободной торговли с Новой Зеландией (теперь под вопросом из-за участия Новой Зеландии в антироссийских санкциях), Также переговоры о заключении таких соглашений ведутся с Европейской Ассоциацией Свободной Торговли (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Израилем, Индией, Сирией, Черногорией и рядом стран Латинской Америки. [27]

Всего к зоне свободной торговли с ЕАЭС намерены присоединиться до 40 стран, [28] сотрудничать с ЕАЭС по состоянию на начало 2017 года выразили желание порядка 50 стран.[29]

[править] Страны, подписавшие ЗСТ
  • Вьетнам — соглашение подписано 29 мая 2015 года. Вступило в силу 5 октября 2016 года — через 60 дней после ратификации в соответствии с национальным законодательством всеми странами ЕАЭС и Вьетнамом.[2][3] Закон о ратификации соглашения о ЗСТ был подписан 2 мая 2016 года Президентом России Владимиром Путиным[4]. 31 мая закон о ратификации соглашения о ЗСТ подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко, 2 июня — президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
  • Иран — переговоры начались в 2015 году,[5] временное соглашение о ЗСТ подписано в 2018 году.[6]
[править] Сотрудничество с ЕАЭС
  • Китай — подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве (17.05.2018).[7]Предполагается, что соглашение станет первым этапом формирования ЗСТ между сторонами.[8]
[править] ЗСТ на стадии переговоров
  • Египет — заявка подана 27 мая 2015 года.[9]
  • Таиланд — 1 апреля 2016 года Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли.[10]
  • Монголия — начнёт стадию переговоров о зоне свободной торговли и возможном вступлении с осени 2016 года.[11][12]
  • Сербия — ведет переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС.[13]
[править] Выразили интерес к сотрудничеству

[править] Что даёт вступление в ЕАЭС

ЕАЭС призван улучшить экономическое взаимодействие и существенно упростить жизнь гражданам стран Евразии в целом ряде отношений:

  • Будут ослаблены или убраны процедуры таможенного контроля.
  • Будет проводиться координация экономической, транспортной, энергетической, миграционной политики.
  • Будет частично унифицировано законодательство в отношении ведения бизнеса и торговли.
  • 19 июня 2015 года объявлено, что на территории ЕАЭС отменят международный роуминг.[30]

[править] Реакция стран Запада

Западные политики отнюдь не в восторге от перспективы экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве. Госсекретарь США Хиллари Клинтон, например, заявила, что «США постараются не допустить воссоздания Советского Союза». [31]

Единственное, чего США пока достигли в воспрепятствовании евразийской интеграции — это организация на Украине госпереворота в феврале 2014 г., в результате чего страна фактически распалась в ходе Украинского кризиса. При этом оставшейся под контролем американских марионеток части Украины был навязан самоубийственный курс на разрыв экономических связей с РФ и «евроассоциацию» с ЕС. Развал украинской промышленности и серьёзный энергетический кризис ярко проявились уже в 2014 г.

Несмотря на столь однозначные намерения и действия Соединённых Штатов, европейские политологи полагают, что Россия в перспективе ближайших 20-30 лет сумеет расширить свои границы примерно до советских размеров. [32]

Путин тем временем не упускает случая подколоть страдающих сейчас от сепаратистских настроений европейцев, намекая на приглашение в Таможенный союз тех или иных европейских стран. [33] Назарбаев допускает вовлечение Турции в евразийскую интеграцию.

Что такое Евразийская интеграция

Что такое Таможенный союз

  1. ↑ Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года
  2. ↑ Зона свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы//РИА Новости, 29.05.2015
  3. ↑ Соглашение о свободной торговле ЕАЭС — Вьетнам вступает в силу. ТАСС (5 октября 2016).
  4. ↑ О ратификации Соглашения о свободной торговле (ru). Официальный интернет-портал правовой информации (1 мая 2016). Проверено 16 мая 2016.
  5. ↑ ЕАЭС и Иран начинают работу по зоне свободной торговли. РИА Новости (23 декабря 2016).
  6. ↑ ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли
  7. ↑ Подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.
  8. ↑ Посол РФ в КНР: Китай предложил создать зону свободной торговли с ЕАЭС. РИА Новости. Проверено 6 июня 2016.
  9. ↑ Египет отправил заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС. Газета.Ру (27 мая 2015). Проверено 18 мая 2016.
  10. ↑ Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли. Российская газета (1 апреля 2016). Проверено 18 мая 2016.
  11. ↑ Монголия рассматривает возможность вступления в ЕАЭС, Belta.by. Проверено 30 августа 2016.
  12. ↑ Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Правительством Монголии (Дата принятия документа:16.06.2015).
  13. ↑ Сербия и ЕАЭС ведут переговоры о зоне свободной торговли, РИА Новости. Проверено 18 декабря 2016.
  14. ↑ Венгрия активизирует сотрудничество с ЕАЭС в АПК.
  15. ↑ Министр Израиля высказался о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. РИА Новости. Проверено 6 июня 2016.
  16. ↑ Посол: Индия рассчитывает на скорое начало консультаций по ЗСТ с ЕАЭС. РИА Новости. Проверено 6 июня 2016.
  17. ↑ Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Королевства Камбоджа (Дата принятия документа: 17.05.2016).
  18. ↑ Лаос захотел в ЕАЭС.
  19. ↑ Власти Пакистана собрались подписать соглашение о ЗСТ с ЕАЭС (ru-RU). Interfax.ru (6 июня 2016). Проверено 6 июня 2016.
  20. ↑ Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Перу ( Дата принятия документа: 06.10.2015).
  21. ↑ Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством торговли, промышленности и энергетики Республики Корея (Дата принятия документа: 27.11.2015).
  22. ↑ Сингапур пообещал создать зону свободной торговли с ЕАЭС. www.forbes.ru. Проверено 6 июня 2016.
  23. ↑ Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Сингапур (дата принятия:18.05.2016).
  24. ↑ Тунис заинтересован во вступлении в ЕАЭС. Проверено 11 августа 2016.
  25. ↑ Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Чили (Дата принятия документа: 19.06.2015).
  26. ↑ Япония выразила «большой интерес» к ЕАЭС.

ruxpert.ru

Страны Евразийского экономического союза в 2019 году: список участников

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  • Россия,
  • Кыргызстан,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

История создания

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Евразийский союз на карте

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Вернуться к оглавлению

Кто управляет ЕЭС?

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Вернуться к оглавлению

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Вернуться к оглавлению

Преимущества ТС

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза

Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.

Вернуться к оглавлению

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.

visasam.ru

Таможенный союз ЕАЭС. Страны таможенного союза, члены ЕАЭС, регламенты. История создания, цели, преимущества

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Последние новости:

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза — eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год — Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год —  в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год — Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год — «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год — Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации.  Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

myfin.by

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Органы управления

Место в мировой экономике

Сравнение 10 ведущих стран и экономических союзов по уровню ВВП по паритету покупательной способности в 2016 г, по данным МВФ

Информационная интеграция и ИТ-проекты

Основная статья: ИТ-проекты ЕАЭС

Евразийский экономический союз активно развивает проекты в сфере интеграции информационных систем и развития цифровой повестки.

История

* 2019: Пенсии для трудовых мигрантов

В июне 2019 г стало известно, что Россия начнет выплачивать пенсии трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза — Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Решение готовится в рамках соглашения о пенсионном обеспечении в рамках союза.

Согласно документу, который был подготовлен в марте и должен быть ратифицирован странами-членами ЕАЭС до конца 2019 года, страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и после возвращения на родину.

Новые меры помогут восстановить приток трудовых мигрантов, который в прошлом году рухнул до минимума за всю постсоветскую историю и перестал покрывать естественную убыль населения.

2018: Китай и ЕАЭС подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем подписано в мае 2018 года в ходе Астанинского экономического форума, который проходит в четверг в столице Казахстана, передает корреспондент РИА Новости.

По данным пресс-службы ЕЭК, что ЕАЭС и Китай вели переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в течение последних двух лет. Достигнуты договоренности по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности.

Ранее министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что «соглашение носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены пошлин или автоматического снижения нетарифных барьеров».

2017: План сопряжения транспортных маршрутов с Поясом Шёлкового пути

Как отмечал в 2017 году Адамкул Жунусов, сотрудничество стран ЕАЭС с Китайской Народной Республикой открывает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить экономический потенциал. От реализации совместного с Китаем проекта по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ожидается значительный синергетический эффект.

Финансирование части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. В качестве первого шага китайская сторона предложила государствам, расположенным вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов с учетом общих интересов. Такой перечень из 39 проектов уже подготовлен специально созданной рабочей группой и одобрен министрами транспорта государств-членов Союза, напомнил Жунусов. Среди наиболее значимых совместных инициатив он отметил строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай протяженностью 8 445 км, высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 км (в рамках ВСМ Москва – Пекин), железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан как южного ответвления континентального моста Евразии, открывающего доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Отдельный акцент министр ЕЭК сделал на реализации проекта «Южная железная дорога Армения – Иран», которая соединяет действующую железнодорожную систему Армении с Ираном. Для предметного обсуждения этих проектов решено пригласить министра транспорта Китая Ли Сяопэна на очередное Совещание министров транспорта государств-членов Союза в декабре 2017 года, рассказал Адамкул Жунусов.

2015: Формирование союза

В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь, республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.

Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества — развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики.

2014: Подписание документов о создании ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.[1]

Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.

Единый рынок товаров и услуг

Три страны договариваются о создании единого рынка товаров и услуг, хотя в полной мере он заработает не раньше 2025 г. — должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Торговая политика ЕАЭС не поменяется: единые таможенное регулирование и тариф, свободное перемещение товаров. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия, 7,33% — Казахстан, 4,7% — Белоруссия.

В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

«В критических обстоятельствах» комиссия ЕАЭС может до завершения расследования вводить на 200 дней ретроактивные антидемпинговые пошлины. Пока идет антидемпинговое расследование, есть риск, что импортеры завезут годовой запас товаров, и нужно этот ущерб предотвращать. Это разрешенный ВТО инструмент», — рассказывает Слепнев[2].

О возможности введения таких пошлин гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов просил премьера Дмитрия Медведева еще в 2013 г. Без этого защитные расследования бессмысленны, объяснял он.

Единый режим для инвестиций

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой — в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

Россия, Белоруссия и Казахстан договорятся проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику (общий финансовый мегарегулятор планируется создать к 2025 г.). О переходе на единую валюту в документе не говорится. Государства смогут «в исключительных случаях» вводить валютные ограничения на срок до 1 года.

Каждая страна будет вправе проводить собственную промышленную политику, в том числе субсидировать предприятия. Но они смогут оспорить в суде ЕЭАС меры поддержки промышленности, применяемые в другой стране.

Единые рынки услуг, трудовых ресурсов, техрегулирования и лицензирования
Договором предусмотрено формирование единого рынка услуг, отмечает Слепнев: «На услуги приходится половина экономики, и единый рынок услуг будет формироваться по принципу: бизнес сможет осуществлять деятельность на территории всего объединения по тем же правилам, что действуют в его стране».

В ЕЭАС будут общий рынок трудовых ресурсов, одинаковое техническое регулирование и лицензирование.

Фактически с созданием союза ничего не поменяется — большинство норм уже действует после создания ЕЭП, констатирует Александр Кнобель из РАНХиГС: создание союза — политический шаг. Страны СНГ беспошлинно торгуют друг с другом с 1992 г. и создание Таможенного союза, а теперь Евразийского не приведет к существенному росту взаимного оборота, считает он, чтобы этого добиться, нужно снимать нетарифные ограничения.

Примечания

www.tadviser.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *