Экологическое право понятие: ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Содержание

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.
  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Субъекты экологических правоотношений:
  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
Источники экологического права.
Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

 Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Вид ответственности
По какому законодательству наступает.

Характеристика.

Дисциплинарная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Материальная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.

Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.

Гражданско-правовая.

 

Гражданский, административный кодексы.

Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица

Административная.Административный кодекс.

Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,

Уголовная.Уголовный кодекс.

Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

Понятие экологического права

Возникновение и сущность экологического права

Определение 1

Экологическое право – это самостоятельная отрасль права в отечественной правовой системе, исторически сложившаяся с выделением экологических интересов общества в отдельную категорию. Оно включает правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде.

Вообще становление экологического права в России и других государствах мира обусловлено появлением во второй половине XX столетия такой проблемы как опасное загрязнение окружающей среды под воздействием человеческой деятельности. В следствии этого в мировом сообществе стало развиваться осознание необходимости регулирования собственных действий, способных обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как одного их важнейших условий выживания человеческой цивилизации.

Несмотря на недавнее возникновение как самостоятельной правовой отрасли, своими корнями экологическое право уходит в далекое прошлое, в то время, когда вопросы сохранения природных богатств уже стали подниматься в общественной среде. Целеустремленная работа стран по охране природы началась с конца XIX века с практических шагов по охране памятников природы, уникальных и значимых природных объектов. В данный период по всему миру создается сеть особенно охраняемых земель – заповедников.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1.

В начале $XX$ века растущее значение повсеместно получают мероприятия по охране природы в финансовых целях — для сохранения источников сырья и важнейших запасов природных ресурсов.

Данные интересы обусловили самостоятельное становление таких секторов экологического права, как земельное, водное, горное, лесное, которые затем были объединены в общее направление, получившее название «природоресурсовое право».

Замечание 1

Впоследствии под действием очевидных проблем загрязнения природной среды доминирующее значение в обществе получают вопросы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти вопросы обозначили становление правовой охраны природы и природопользования.

Все аспекты, обусловившие ранее необходимость охраны природной среды, в настоящее время только усиливаются. Это связано с ростом населения, сокращением природных богатств, подъемом производительных сил и вмешательством человека в естественную природу, усиливающимся загрязнением окружающей среды. Так, в современном мире роль экологического права только возрастает.

Целью экологического права является проектирование модели экологически корректного, наиболее соответствующего законам природы поведения людей. Предметом выступают общественные экологические отношения, складывающиеся между людьми по поводу охраны окружающей среды как в целом, так и ее отдельных экосистем, рационального использования природных ресурсов.

Рисунок 2.

Общественные экологические отношения урегулированы нормами права и имеют сложную структуру, связанную с конкретными секторами экологического права, а также со службой охраны значимых природных объектов, сохранением биоразнообразия, обращением с жесткими отходами, предупреждением стихийных бедствий и ликвидацией их последствий.

Содержание экологических правоотношений составляет деятельность людей в области взаимодействия общества и природы, которая выражается, прежде всего, в реализации предусмотренных законодательством обоюдных прав и обязанностей.

Система экологического права

Система экологического права – это целостная структура главных деталей, частей данной отрасли: норм, институтов, подотраслей.

  1. Нормы экологического права.

    Первичными составляющими системы права считаются его нормы, которые представляют собой исходящее от государства и определяемое им общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам общественных взаимоотношений юридические права и налагает на них юридические обязанности.

    Поскольку экологическое право считается комплексной отраслью системы права, его нормы присутствуют также и в правовых актах, являющихся источниками других отраслей права.

  2. Институты экологического права.

    Следующим компонентом системы экологического права считаются его институты. Они понимаются как совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

    Среди институтов экологического права выделяют следующие:

    • основы экологического права;
    • экологические права и обязанности;
    • экологический контроль;
    • экологическое нормирование;
    • экологическая экспертиза;
    • финансовое обеспечение охраны окружающей среды;
    • служба охраны особо охраняемых природных территорий;
    • зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;
    • основы формирования экологической культуры.
  3. Подотрасли экологического права.

    Экологическое право подразделяется на две отдельные подотрасли — природоохранное и природоресурсное право. Первая подотрасль содержит нормы, регулирующие вопросы в сфере охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагающим источником права при этом служит Закон «Об охране окружающей среды».

    Вторая подотрасль содержит нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере использования и охраны отдельных объектов природы (территорий, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, животного мира). Природоресурсное законодательство формирует также базу правового регулирования прав и обязанностей физических и юридических лиц в экологической.

Замечание 2

Следует отметить, что правовые нормы природоохранного и природоресурсного права функционируют в тесном взаимодействиии, имея при этом как общие, так и личные предметы регулирования.

понятие, предмет, метод, источники — Студопедия

Тема № 10 Экологическое право

Конституция РФ закрепляет право каждого на «…благоприятную окружающую среду, … на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст.42 Конституции РФ). Основной закон нашей страны устанавливает, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст.9 Конституции РФ). А осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами является свободным, при условии, что «…это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ст.36 Конституции РФ). Таким образом, вопросам экологии в российском праве уделяется очень серьезное значение. Об этом говорит также тот факт, что такие вопросы как природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п.«д» ст.72 Конституции РФ).

Законодательство призвано обеспечивать основу государственной политики в сфере экологии, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач, задач посохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.


Экологическое правокак отрасль права России появилась сравнительно недавно. При этом сам термин «экология» возник еще в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos — дом, жилище, logos — учение).

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений.

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;


— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

— платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

— обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

— ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

— международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны, восстановления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения последствий вредных воздействий, создании и обеспечении режима сбалансированного взаимодействия человека и природы.

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, присущим только ему методом правового регулирования. Поэтому представляется более правильным говорить не о методе или методах экологического права, а о методах правового регулирования, применяемых к экологическим отношениям.

Характерной особенностью экологического права является преобладание императивных норм. Преимущественная часть регулируемых отношений представляют собой отношения власти и подчинения. Именно административными, властными полномочиями обладают соответствующие государственные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина, призванные обеспечивать охрану окружающей среды. Значительный сегмент отношений регулируется путем установления разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, что предусматривает выдачу лицензий, специальных разрешений и т.п.

Активно применяются методы экономического регулирования вопросов воздействия на окружающую среду. Используется система налогообложения и взимания иных платежей за природопользование, за загрязнение окружающей среды. Наряду с этим устанавливаются определенные льготы и преимущества за рациональное использование природных ресурсов. Целью указанных методов является ограничение негативного влияния человека на природу, стимулирование осуществления различными субъектами экологически безопасной деятельности.

Не является исключением регулирование экологических правоотношений с использованием диспозитивных норм. На основе гражданско-правового метода осуществляется заключение отдельных соглашений между субъектами, таких как, например, договор аренды участка лесного фонда, договор водопользования, соглашение о разделе продукции и т.п.

Основными источниками экологического права являются:

— Конституция РФ от 12.12.1993;

— Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

— Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

— Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;

— Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ;

— Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ;

— Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 и некоторые другие федеральные законы.

Помимо федеральных нормативно-правовых актов источниками экологического права также выступают нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативные договоры, включая международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Основные понятия, используемые в экологическом праве:

Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010)

Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права

Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в сфере рационального использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия в интересах настоящего и будущего поколений, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме – на Земле.

Институты права в системе экологического права организованы в две системы: Общая часть (положения, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части) и Особенная часть (институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: экологоправовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.).

Экологическое право состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

В Общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права: предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права и включает в себя:

а) исторический подход к исследованию проблем экологоправового регулирования;

б) логический подход, исследующий общие закономерности, а затем частные явления;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, охватывающий все стороны и связи исследуемых явлений.

В предмет науки дополнительно включаются такие самостоятельные темы:

1) методы научных исследований;

2) правоприменительная и правотворческая практика;

3) история развития экологического права;

4) источники экологического права;

5) международно-правовое регулирование экологопользования;

6) источники научно-правовой информации;

7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в экологоправовой науке.

Для экологического права природный объект имеет значение и как природное тело, а не только как экологически значимый объект. От гражданского права экологическое право отличается отсутствием в полной мере имущественного характера и товарных отношений в использовании и охране природных объектов. Земельное право регулирует главным образом имущественно-экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования и охраны. Экологическое право возникает в связи с использованием всей совокупности объектов, составляющих среду обитания человека.

Экологическое право как учебная дисциплина практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации.

Под системой экологического права понимают структуру основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.

При определении внутренней структуры экологического права важна будет совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений.

Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями.

Система включает пять экологических частей:

1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

1. Понятие, предмет и метод экологического права

Предмет, источники и объекты экологического права

Экология — это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и ок­ружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «эколо­гия» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука эко­логия возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окру­жающей их природной средой обитания.

Экологическое право — это совокупность норм, регулирующих обще­ственные (экологические) отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений лю­дей [77, с. 2].

Предметом экологического права являются общественные (эколо­гические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранитель­ные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологи­ческое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Метод экологического права — это совокупность приемов и спосо­бов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологиче­ской системы страны, стриктуры органов управления и круга природа-пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы.

1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономиче­ски значимы и использование которых нуждается в правовом регули­ровании и обеспечении,

  1. Закрепление в экологическом законодательстве структуры орга­нов, осуществляющих управление использованием природных объек­тов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

  2. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.

  1. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с дру­гой — правовым статусом природопользователя.

  2. Установление юридической ответственности за нарушение пра­вил природопользования.

1.2. Источники экологического права

Источниками экологического права признаются нормативно-право­вые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие эколо­гические отношения.

К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Рос­сийской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), норматив­ные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздра­ва, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности:

а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с дру­гими формами права;

б) они отличны по содержанию так называемых «экологизирован­ных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, кото­рые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопут­ствующие им требования охраны окружающей среды;

в) в числе источников экологического права определенное место за­нимают между народно-право вые акты, регулирующие внутрен­ние экологические отношения на основе примата международно­го права.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательств.

Подсистему природоохранительного законодательства образуют Фе­деральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды*, Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха, а также другие законодательные акты комплекс­ного регулирования.

В подсистему природе ресурсного законодательства входят: Земель­ный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законо­дательные и нормативные акты, регулирующие использование природ­ных ресурсов.

Понятие, предмет и объект экологического права

Понятие экологического права

Определение 1

Экологическое право – это отдельная отрасль права, состоящая из системы правовых норм, которые контролируют и регулируют общественные отношения при взаимодействии общества и среды с целью оздоровления, сохранения и улучшения окружающей среды в интересах сегодняшнего и будущих поколений.

В базовом законе «Об охране окружающей среды» сформулированы основные задачи природоохранного законодательства, которые отображают регулирование разного рода отношений в сфере взаимного влияния окружающей среды и общества.

Реализация задач природоохранного законодательства направлена на:

  • предотвращение экологически негативного воздействия любого вида деятельности человека;
  • сохранение естественной среды обитания и природных богатств;
  • улучшение окружающей среды;
  • укрепление правопорядка и законности в интересах человечества.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены правовые основы реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, которые обеспечивают сохранение благоприятной среды, оптимальное и сбалансированное разрешение социально-экономических задач, сохранение природных ресурсов и биологического разнообразия, укрепление в сфере охраны среды правопорядка и экологической безопасности.

Готовые работы на аналогичную тему

Как отрасль юридической науки экологическое право выступает системой научных знаний:

  • о формировании, становлении и развитии экологического права;
  • об главных институтах экологического права;
  • об особенностях и принципах правового регулирования в сфере экологических отношений;
  • о государственном регулировании экологических отношений;
  • о юридической ответственности за правонарушения в сфере экологии;
  • о праве собственности на природные ресурсы;
  • о правовом режиме использования природных ресурсов, охраны окружающей среды в других странах и т.д.

Предмет экологического права

Определение 2

Общественные отношения в сфере оздоровления, охраны и улучшения окружающей среды, устранения и предупреждения негативных последствий воздействия на нее деятельности человека представляют собой предмет экологического права.

В экологической науке под предметом экологического права подразумевают отношения при взаимодействии природы и общества, общественные отношения при взаимодействии природы, общества и людей. Общественные отношения возникают между различными субъектами – юридическими, физическими лицами и государством. Именно между ними возникает взаимодействие. Природа выступать стороной взаимоотношений не может. Материальные и нематериальные блага, в отношении которых возникают правоотношения, выступают их объектом.

Объектами охраны окружающей среды в Законе «Об охране…» среды определяются недра, земли, почвы, подземные и поверхностные воды, леса и другая растительность, животные, озоновый слой, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство. Следовательно, предметом экологического права выступают общественные отношения, проявляющиеся между юридическими, физическими лицами и государством. Компоненты окружающей среды и сама окружающая среда являются объектами правоотношений в области ее охраны.

Предмет экологического права можно сопоставить с предметами горного, земельного, лесного, водного права, одной из главных задач которых является рациональное использование и охрана окружающей среды.

Предмет экологического права определяется подобно экологически значимому поведению, как общественные отношения, которые возникают относительно охраны окружающей среды от негативных физических, биологических и химических воздействий, обеспечения использования и охраны животного мира, режима охраны некоторых природных территорий.

Предмет экологического права образует следующие общественные отношения:

  • относительно природопользования;
  • в отношении собственности на природные ресурсы и объекты;
  • по защите законных интересов и экологических прав юридических и физических лиц;
  • по охране среды от деградации.

Объекты экологического права

Объектами окружающей среды выступают составные части правовой системы, которые находятся в экологической взаимосвязи, а также особый вид отношений по использованию и охране окружающей среды, урегулированные правом, так как представляют экологический, экономический, рекреационный, эстетический, демографический интерес.

К объектам экологического права относятся предметы материального мира, действия субъектов, в отношении которых возникают и реализуются экологические правонарушения.

К объектам экологического права относятся:

  • поведение и действие субъектов правоотношений в сфере экологии;
  • компоненты внешней природной среды.

Окружающая среда в качестве объекта экологического права обладает определенными свойствами: неразрывная связь с природой и естественное происхождение. Если любой из компонентов окружающей среды удалить и обособить (вода в трубопроводе, цветок в вазе и т.д.), то он не будет состоять со средой в неразрывной связи, он будет выступать объектом каких-либо других правоотношений.

Окружающая среда в качестве объекта экологического права является совокупностью отдельных элементов природной среды, природно-антропогенных и природных объектов, антропогенных объектов.

Замечание 1

Природный объект – это природный ландшафт и естественная экологическая система, составляющие их элементы, которые сохранили свои природные свойства.

Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей, обладающий свойствами природных объектов.

Природно-антропогенный объект выступает в качестве природного объекта, который был изменен вследствие хозяйственной деятельности или созданный человеком, обладающий природными характеристиками, имеющий защитное или рекреационное значение.

Объектом экологического права выступают действия и поведение субъектов. Иногда экологические правоотношения могут включать совокупность различных объектов экологического права.

Понятие, предмет и метод экологического права — Студопедия

Предмет является основным атрибутом отрасли, имеющей специализацию.

Предметом экологического права являются общественные экологические отношения (т.е. отношения между людьми, возникающие по поводу объектов материального мира, составных частей природной среды и природы в целом).

Предметом экологического права является не взаимодействие между обществом и природой, а именно общественные отношения.

За данными отношениями (в сфере взаимодействия общества и природы) находятся разнообразные интересы и потребности человека: в частности это

— экологические (т.е. связанные с природной средой)

— экономические (связанные с использованием ресурсов)

— научные (связаны с познанием законов природы)

— рекреационные и иные.

Поскольку потребности разнообразны, а сфера взаимодействия широка и необъятна предметом экологического права являются те отношения, о которых говорится в

части 3 Преамбулы ФЗ «Об охране окружающей среды» — это общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также её континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Характеристика отношений:

1) это отношения в сфере взаимодействия общества и природы

2) это отношения, возникающие при осуществлении человеком деятельности, которая воздействует на окружающую природную среду


3) территориальное ограничение.

С учётом направлений взаимодействия общества и природы и видов экономически значимой деятельности человека можно выделить следующие экологические отношения:

1) отношения по рациональному использованию природных ресурсов

2) по охране природной среды

3) по обеспечению экологической безопасности – выделение этой группы отношений производится представителями кафедры экологии МГУ, Бринчук с этим мнением не согласен.

Первые две группы отношений называются как исключительный предмет отрасли экологического права. Данная позиция выражена и в природноресурстном законодательстве (ст.3 Земельного кодекса, ст.5 Водного кодекса и т.д.).

По мнению некоторых авторов, экологическим правом регулируются иные отношения, возникающие по поводу природных ресурсов:


1) отношения собственности на природные ресурсы

2) отношения по защите экологических прав и законных интересов человека.

Представители кафедры МГУ последнюю группу отношений включают в отношения по обеспечению экологической безопасности.

Учитывая сказанное и разнообразные точки зрения,

вывод: экологическим правом регулируются:

1) отношения собственности на природные ресурсы

2) отношения по использованию ресурсов это исключительный предмет

3) отношения по охране природной среды экологического права

от разных форм деградации

4) отношения по обеспечению экологической безопасности.

Особенности отношений, регулируемых экологическим правом:

1) поскольку данные отношения возникают по поводу природной среды и составляющих её элементов в этих отношениях проявляются экологические взаимосвязи между данными элементами

2) отношения, связанные с производством материальных благ (т.е. отношения в сфере природопользования) имеют экономический характер (это вид производственных отношений)

3) поскольку большинство компонентов природной среды могут быть объектами права собственности или иных прав (как вещных, так и обязательственных) => данные отношения имеют имущественный характер. Исключение составляет такой объект как атмосферный воздух – он не может быть объектом присвоения.

4) данные отношения являются публичными, т.к. в них проявляется интерес неограниченного круга лиц как настоящего, так и будущих поколений людей

5) данные отношения должны быть гласными (открытыми).

Существует точка зрения, связанная с пониманием предмета экологического права в узком смысле, т.е. как общественных отношений, возникающих исключительно в связи с охраной природной среды от различных форм деградации (это природоохранные отношения). Это мнение неверно.

Метод ЭП

Метод – это совокупность административно-правовых и гражданско-правовых приёмов и способов воздействия на участников и субъектов экологических отношений.

Особенность метода – он в себе сочетает оба вида приёмов и способов.

Степень сочетания зависит от конкретного вида экологического отношения.

Например, в отношениях по использованию природных ресурсов применяется совокупность гражданско-правовых приёмов и способов; это диспозитивный метод (способ). Т.к. это горизонтальные отношения и субъекты признаются равными.

В данных отношениях всегда незримо присутствует государство в лице своих органов, которые в определённых случаях могут вмешаться в отношения по использованию ресурсов по своей воле.

К экологическим отношениям применяется формула: не всё разрешено, что прямо не запрещено законом. Поскольку экологические права являются неотъемлемыми, и человек не может отказаться от них по собственному желанию.

Роль правового регулирования экологических отношений заключается в подробной регламентации всех полномочий, которыми наделяются органы гос. власти или органы местного самоуправления в данных отношениях. Здесь аналогии неприменимы даже при наличии пробелов в законодательстве.


Понятие ЭП

Определение понятия ЭП как отрасли права зависит от понимания и специфики предмета.

Экологическое право – это специализированная комплексная отрасль права, которая включает в себя ряд относительно самостоятельных отраслей:

— земельное право

— горное (недреное) право

— водное право

— лесное право

— фаунистическое право (фауна)

— воздухоохранное право (это отношения по охране атмосферного воздуха от различных форм негативных воздействий).

Однако комплексный характер ЭП обусловлен не этим обстоятельством, а тем, что экологические отношения регулируются:

1) собственно ЭП и его источниками

2) нормами, содержащимися в источниках иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного права и др.).

С точки зрения правового регулирования гражданское, административное, уголовное право называют экологизированными отраслями (т.е. они содержат экологические требования).

Экологическое право как отрасль права – это система основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле (ч.3 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В узком смысле (Крассов): экологическое право – это природоохранная отрасль.

Экологическое право | Britannica

Историческое развитие

На протяжении всей истории национальные правительства принимали отдельные законы для защиты здоровья людей от загрязнения окружающей среды. Около 80 г. н.э. Сенат Рима принял закон о защите снабжения города чистой водой для питья и купания. В 14 веке Англия запретила сжигание угля в Лондоне и удаление отходов в водные пути. В 1681 году лидер квакеров английской колонии в Пенсильвании Уильям Пенн распорядился сохранить один акр леса на каждые пять акров, очищенных для заселения, а в следующем столетии Бенджамин Франклин руководил различными кампаниями по сокращению сброса отходов.В 19 веке, в разгар промышленной революции, британское правительство приняло постановления, направленные на уменьшение вредного воздействия сжигания угля и химического производства на здоровье людей и окружающую среду.

До 20-го века было несколько международных экологических соглашений. Достигнутые договоренности были сосредоточены главным образом на пограничных водах, правах на судоходство и рыболовство на общих водных путях, а также на игнорировании загрязнения и других экологических проблем. В начале 20-го века были достигнуты конвенции об охране коммерчески ценных видов, в том числе Конвенция об охране птиц, полезных для сельского хозяйства (1902 г.), подписанная 12 правительствами Европы; Конвенция о сохранении и защите морских котиков (1911 г.), заключенная Соединенными Штатами, Японией, Россией и Великобританией; и Конвенция о защите перелетных птиц (1916 г.), принятая Соединенными Штатами и Соединенным Королевством (от имени Канады), а затем распространенная в Мексике в 1936 г.В 1930-х годах Бельгия, Египет, Италия, Португалия, Южная Африка, Судан и Соединенное Королевство приняли Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их естественном состоянии, в которой эти страны обязались сохранять естественную фауну и флору в Африке посредством национальных парков и заповедников. Испания и Франция подписали конвенцию, но так и не ратифицировали ее, а Танзания официально приняла ее в 1962 году. На Индию, которая присоединилась к соглашению в 1939 году, распространялись разделы документа, запрещающие «трофеи», полученные от любого животного, упомянутого в приложении.

Начиная с 1960-х годов, защита окружающей среды стала важным политическим и интеллектуальным движением на Западе. В Соединенных Штатах публикация Silent Spring (1962) биолога Рэйчел Карсон, страстное и убедительное исследование хлорированных углеводородных пестицидов и ущерб окружающей среде, вызванный их использованием, привела к пересмотру гораздо более широкого диапазона фактических и потенциальных экологических факторов. опасности. В последующие десятилетия правительство США приняло необычайное количество природоохранных законов, включая акты, касающиеся удаления твердых отходов, загрязнения воздуха и воды и защиты исчезающих видов, и создало Агентство по охране окружающей среды для контроля за их соблюдением.Эти новые законы об охране окружающей среды значительно увеличили роль национального правительства в области, ранее оставленной прежде всего для государственного и местного регулирования.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

В Японии быстрая реиндустриализация после Второй мировой войны сопровождалась неизбирательным выбросом промышленных химических веществ в пищевую цепь человека в некоторых районах. Например, в городе Минамата большое количество людей страдали от отравления ртутью после употребления в пищу рыбы, загрязненной промышленными отходами.К началу 1960-х годов правительство Японии начало рассматривать всеобъемлющую политику по борьбе с загрязнением, а в 1967 году Япония приняла первый в мире такой всеобъемлющий закон — Основной закон о контроле за загрязнением окружающей среды. Только в конце 20-го века Минамата была объявлена ​​свободной от ртути.

Тридцать четыре страны в 1971 году приняли Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, особенно как место обитания водоплавающих птиц, широко известное как Рамсарская конвенция для города в Иране, в котором она была подписана.Соглашение, вступившее в силу в 1975 году, в настоящее время насчитывает около 100 сторон. Потребовалось, чтобы все страны назначили хотя бы одну охраняемую водно-болотную зону, и признала важную роль водно-болотных угодий в поддержании экологического равновесия.

После Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде человека, состоявшейся в Стокгольме в 1972 году, ООН учредила Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве главной международной экологической организации в мире. Хотя ЮНЕП наблюдает за многими современными соглашениями, она имеет мало полномочий навязывать или применять санкции в отношении несоблюдающих стороны.Тем не менее, ряд важных конвенций был принят непосредственно на конференции, включая Конвенцию о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов или других материалов (1972 г.) и Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).

До Стокгольмской конференции европейские страны, как правило, медленно вводили правовые стандарты для защиты окружающей среды, хотя были некоторые исключения, такие как принятие Закона о защите окружающей среды в Великобритании в 1968 году.В октябре 1972 года, всего через несколько месяцев после конференции ООН, лидеры Европейского сообщества (ЕС) заявили, что цель экономического роста должна быть сбалансирована с необходимостью защиты окружающей среды. В следующем году Европейская комиссия, исполнительная власть ЕС, выпустила свою первую Программу действий по охране окружающей среды, и с того времени европейские страны были на переднем крае разработки экологической политики. Например, в Германии отношение общественности к охране окружающей среды резко изменилось в начале 1980-х годов, когда стало известно, что многие немецкие леса были разрушены кислотными дождями.Немецкая экологическая партия экологов, основанная в 1980 году, впервые в 1983 году получила представительство в Бундестаге (национальный парламент) и с тех пор проводит кампанию за ужесточение экологических норм. К концу 20-го века партия присоединилась к коалиционному правительству и отвечала за разработку и реализацию обширной экологической политики Германии. Как группа, Германия, Нидерланды и Дания — так называемая «зеленая тройка» — утвердились в качестве ведущих новаторов в области права окружающей среды.

В течение 1980-х годов «трансграничное воздействие» загрязнения окружающей среды в отдельных странах стимулировало переговоры по ряду международных природоохранных конвенций. Последствия аварии 1986 года на атомной электростанции в Чернобыле в Украине (бывшей части Советского Союза) были особенно значительными. Европейские страны, находящиеся на пути загрязнения, были вынуждены принять меры по ограничению потребления населением воды, молока, мяса и овощей. В Австрии были обнаружены следы радиации в коровьем молоке, а также в грудном молоке.Как прямой результат чернобыльской катастрофы, два международных соглашения — Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, обе были приняты в 1986 году — были быстро разработаны для обеспечения уведомления и помощи в случае ядерной аварии. В следующем десятилетии Конвенция о ядерной безопасности (1994 г.) создала стимулы для стран принять базовые стандарты безопасной эксплуатации наземных атомных электростанций.

Часто имеются противоречивые данные о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду, а научная неопределенность часто усложняет разработку и реализацию законов и нормативных актов в области окружающей среды, особенно для международных конференций, пытающихся разработать универсальные стандарты. Следовательно, такие законы и нормативные акты обычно разрабатываются так, чтобы быть достаточно гибкими, чтобы учитывать изменения в научном понимании и технологическом потенциале. Например, в Венской конвенции об охране озонового слоя (1985 г.) не указаны меры, которые государства, подписавшие Конвенцию, должны принять для защиты здоровья человека и окружающей среды от воздействия разрушения озонового слоя, а также не упоминается ни одно из них. вещества, которые, как считается, повреждают озоновый слой.Аналогичным образом, Рамочная конвенция об изменении климата или Конвенция о глобальном потеплении, принятая 178 странами, собравшимися в Рио-де-Жанейро на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года (широко известной как «Саммит Земли»), не ставили обязательных целей для сокращение выбросов «парниковых» газов, которые, как считается, вызывают глобальное потепление.

В 1995 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата, которая была учреждена Всемирной Метеорологической Организацией и ЮНЕП для изучения изменений температуры Земли, пришла к выводу, что «совокупность фактических данных свидетельствует о заметном влиянии человека на глобальный климат.Несмотря на то, что экологи называют его окончательным доказательством реальности глобального потепления, некоторые критики осудили этот доклад за то, что он полагался на недостаточные данные, за завышение воздействия глобального потепления на окружающую среду и за использование нереалистичных моделей изменения климата. Два года спустя в Киото, Япония, на конференции, подписавшей Рамочную конвенцию об изменении климата, был принят Киотский протокол, в котором были определены обязательные целевые показатели выбросов для развитых стран. Протокол разрешил развитым странам участвовать в торговле квотами на выбросы для достижения своих целевых показателей выбросов.Его рыночные механизмы включали продажу «единиц сокращения выбросов», которые зарабатываются, когда развитая страна снижает свои выбросы ниже уровня своих обязательств, развитым странам, которые не смогли достичь своих целевых показателей выбросов. Развитые страны могут получать дополнительные единицы сокращения выбросов за счет финансирования энергоэффективных проектов (например, механизмов чистого развития) в развивающихся странах. Со времени его принятия протокол столкнулся с жесткой оппозицией со стороны некоторых стран, в частности Соединенных Штатов, которые не смогли его ратифицировать.

Международное экологическое право и концепция мягкого права

Inhaltsverzeichnis

Введение

Предпочтение инструментов мягкого права в международных экологических нормах

Рио + 20 и создание международных экологических законов

Положения Рио + 20 относительно мягкого права

Библиография

Введение

Мягкое право касается международных норм, которые являются преднамеренно необязательными по своему характеру, но имеют большое юридическое значение.Это уникальная политика, которая лежит между законом и политикой. Заметные примеры включают резолюции международных организаций и глобальные планы действий. Мягкие законы действуют по модели, отличной от «жесткого закона», что связано с юридически обязывающими обязательствами. Кроме того, мягкие законы характеризуются меньшей степенью точности по сравнению с жесткими законами. Некоторые ученые утверждают, что мягкий закон неоднозначен, потому что его юридические последствия и его последствия часто трудно определить.Мягкое право в основном составляет различные части современного правотворческого процесса. Международные экологические нормы указывают на успешное применение мягкого права. Ученые считают, что мягкое право перевешивает классические и знакомые юридические категории права, которые образуют платформу международных правил [1] . Мягкий закон связан с различными проблемами; однако у него есть стратегические механизмы для навязывания своих предложений. Закон носит в основном структурный характер, поскольку включает в себя существование и развитие организованной сети постоянных учреждений на международном и региональном уровнях.Конференция Рио + 20 представляет собой практический пример акцентирования мягкого права в международных экологических нормах. Исследования показывают, что семинар Рио + 20 по экологической устойчивости не привел к созданию каких-либо успешных соглашений или обязательств; тем не менее, он обеспечил глобальную платформу для обсуждения сложных вопросов в рамках усилий по обеспечению международного устойчивого развития. На конференции были предложены различные стратегии мягкого права для продвижения здорового мира. Изучение контекста стратегий «Рио + 20» может быть эффективным для описания зависимости международного права окружающей среды от инструментов мягкого права.

Предпочтение инструментов мягкого права в международных экологических нормах

«Семейство ООН» учреждений разработало законодательство и приняло международные экологические нормы, ориентированные на измерение мягкого права. Эти институты предоставляют мировому сообществу постоянную структуру организации, которая контролирует постоянные и текущие политические, экономические и важные переговоры между государствами-членами международного сообщества [2] .Кроме того, важная роль неправительственных учреждений предлагает эффективное дополнение к существующей межправительственной структуре, создавая динамичную межгосударственную дипломатию и глобальное общественное мнение. Экологические стратеги выбрали мягкий закон из-за диверсификации компонентов мирового сообщества. Необходимость включения слаборазвитых стран в международные природоохранные планы обусловила необходимость адаптации и повторного изучения разнообразных международных традиционных норм, которые не были разработаны, когда эти страны не были частью глобальной группы по защите окружающей среды [3] .Кроме того, эти новые государства объединились, чтобы лоббировать использование «мягких» инструментов, таких как резолюции и рекомендации глобальных органов, с целью корректировки различных правил и принципов глобального правопорядка [4] . Слаборазвитые и развивающиеся государства предпочитают правила мягкого права, потому что они кажутся дружелюбными, особенно по сравнению с принципами жесткого права.

Еще один фактор, который заставляет экспертов по праву окружающей среды предпочитать концепцию мягкого права, включает быстрое развитие мировой экономики и растущую взаимозависимость государства.Стратегия была также поощрена развитием новой области практики, созданной бесконечным развитием науки и техники. Эти ситуации подчеркивают, что экологическое право требует универсальной схемы для реализации своих целей. Это связано с тем, что это явление требует своевременного создания новых дисциплин международного права, гибких и применимых к каждому уровню достижений, достигнутых благодаря техническому прогрессу. Следовательно, международное право, связанное с защитой окружающей среды человека, представляет собой область раздела законодательства, в которой доминируют мягкие правила.Mceldowney и Mceldowney утверждают, что существующая совокупность глобального права окружающей среды полностью возникла из принципов «мягких» норм [5] . В частности, эти нормативные акты подчеркивают широкий спектр социологических и юридических концепций, которые согласуются с идеей «мягкого» права. Например, схема «Рио + 20» отдает приоритет некоторым мягким идеологиям, предложенным в Стокгольмской декларации 1972 года, в которой содержалась информация о конференциях ООН по окружающей среде человека. Это включает создание экологических программ, которые поощряют участие сообщества.С формальной точки зрения экологические нормы являются в основном необязательными резолюциями. Однако многие из их принципов основаны на идее правительств, оправдывающих их законные права и обязанности. Следовательно, положения, основанные на таких начинаниях, послужили основой для руководящих принципов Рио + 20 по обеспечению эффективной защиты окружающей среды [6] .

Рио + 20 и создание международных экологических законов

Конференция «Рио + 20», состоявшаяся в июне 2012 года, была нацелена на обеспечение особой политической приверженности делу устойчивого развития, изучения прогресса и остающихся пробелов в принятии предложений основных конференций по устойчивому развитию и обсуждения возникающих проблем.Основное внимание на конференции было уделено значению развития зеленой экономики путем определения приоритетов устойчивого развития и минимизации бедности. Кроме того, он исследовал необходимость разработки институциональных рамок, которые могли бы способствовать устойчивому развитию. На конференцию поступили предложения относительно создания устойчивой экономики из различных источников, включая корпоративный мир, местные органы власти, НПО, профсоюзы, научно-техническое сообщество и коренные народы, среди прочих [7] .Всем этим заинтересованным сторонам была предоставлена ​​возможность поделиться своими мнениями и представить рекомендации, которые могли бы послужить основой для окончательного документа. Помимо описания важности зеленой экономики и предложения по созданию новых институциональных стратегий для устойчивого развития, план Рио + 20 также рассматривал другие проблемы, включая энергетику, океаны и города. Интересно, что политика и рекомендации, направленные на продвижение предложенных стратегий, представляют собой уникальное измерение концепции мягкого права.

В рамках усилий по расширению прав и возможностей международных природоохранных норм «Рио + 20» выдвинул предложение о необходимости укрепления Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) путем поощрения всеобщего членства. Этот добровольный план свидетельствует о применении стратегии мягкого права в глобальном экологическом праве. Это связано с тем, что стратегия не обязывает страны участвовать в программе; вместо этого программа поощряла только заинтересованные страны-члены ООН в полной мере участвовать в стратегических мероприятиях по защите окружающей среды [8] .Кроме того, в плане «Рио + 20» подчеркивается необходимость создания форума высокого уровня по охране окружающей среды, который опирается на и восстанавливает Комиссию по устойчивому развитию. Этот форум будет эффективным для решения проблем, связанных с принятием и осуществлением предлагаемых природоохранных норм. Это предоставило бы заинтересованным сторонам свободное основание для представления своей озабоченности в отношении предлагаемых положений, которые позволят разработать основу экологического права.

Еще одна стратегия «Рио + 20», в которой подчеркивается зависимость глобального права окружающей среды от инструментов мягкого права, включает предложение о призыве к всеобъемлющей межправительственной процедуре для формулирования цели в области устойчивого развития (ЦУР) для разработки поддающихся количественной оценке целей для устойчивой, организованной и согласованной деятельности после План 2015 года.Понятия инклюзивности и взаимоотношений согласуются с идеологией мягкого права, заключающейся в применении права путем использования смягченных мер. Это предложение гарантирует, что глобальное братство занимает важное место в процессе законотворчества. Это потому, что странам разрешено устанавливать цели, которые они считают эффективными в создании устойчивой окружающей среды. Это повышает приверженность и соблюдение, потому что страны имеют высокие шансы на соблюдение установленных правил или стратегий. Это контрастирует с идеологией жесткого закона, который налагает строгие правила на юридические лица, предоставляя им ограниченные возможности воздействия на законодательные процедуры.

План также установил международные природоохранные законы, запустив систему действий для рассмотрения эффективных механизмов интеграции экологических и социальных компонентов в национальные меры, превосходя существующие показатели валового внутреннего продукта (ВВП). Подходы к разработке глобального права окружающей среды отдали приоритет общинным или совместным мероприятиям по реализации защитных стратегий. Благодаря интеграции природоохранного законодательства в административную систему наций, план обеспечил, чтобы каждая страна работала над достижением своих целей.Чтобы создать такую ​​ситуацию, стратегии «Рио + 20» предусматривают убедительную пропаганду, в которой глобальное братство ценит необходимость соблюдения экологических норм. Кроме того, в стратегии был разработан план вознаграждений, поощряющий мировые страны применять экологическое право.

Кроме того, усилия «Рио + 20» по расширению действий по искоренению субсидий на вредные ископаемые виды топлива за пределы G-20 путем обращения к другим странам с просьбой сократить неэффективные субсидии подчеркивают зависимость природоохранных норм от инструментов мягкого права.Участники саммита утверждали, что субсидии, особенно субсидии на ископаемое топливо, способствуют разрушительному потреблению, искажают рынки и бросают вызов инвестициям в чистую энергию, одновременно противодействуя усилиям по борьбе с изменением климата. В документах указано, что только 8% этих субсидий были предоставлены бедному населению. Удивительно, но некоторые страны тратят на субсидии на ископаемое топливо больше, чем на другие отрасли, такие как образование [9] . Следовательно, саммит был убежден, что минимизация субсидий на ископаемое топливо обеспечит значительные экологические выгоды и поможет мировому сообществу сэкономить деньги, которые будут использованы для социальной защиты и защиты окружающей среды и инвестиций.Хотя эксперты по праву окружающей среды понимают важность минимизации выбросов вредных веществ в окружающую среду, они не выступают за жесткие правила при определении решения проблемы. Специалисты по охране окружающей среды и политики подчеркивали законодательство, поощряющее организации заботиться об окружающей среде, вместо того, чтобы концентрироваться на наложении штрафов на тех, кто нарушает экологические нормы [10] . В частности, глобальные стратегии защиты окружающей среды отстаивают концепцию превосходной корпоративной социальной ответственности (КСО).Этот принцип поощряет организации быть подотчетными, обеспечивая, чтобы они были чувствительны к последствиям своей деятельности для окружающей среды. Это требует от организаций представления высокого уровня обязательств по управлению своими отходами [11] . Следовательно, стратегия популяризировала идею устойчивости посредством эффективной эксплуатации природных ресурсов. Предлагаемая устойчивая эксплуатация ресурсов включает содействие устойчивому рыболовству, устранение деструктивных рыболовных субсидий и защиту морской среды.Эти стратегии поддерживаются рассмотрением огромной важности океанов. Участники саммита утверждали, что нездоровые рыболовные субсидии приводят к чрезмерному вылову рыбы, включая незаконный и нерегулируемый промысел. Стратегия была эффективной в защите окружающей среды за счет сокращения чрезмерной эксплуатации ресурсов и загрязнений [12] .

«Рио + 20» также сформулировал положения, которые побуждают международное сообщество участвовать в совместном глобальном исследовании подкисления океана.Кроме того, большинство экологических норм, основанных на целях «Рио + 20», отражают приверженность принятию 10-летнего плана устойчивого производства. Это уникальная многосторонняя схема добровольного партнерства [13] . Международное экологическое право содержит стратегические ориентиры для обеспечения устойчивого производства в мировом сообществе. Это связано с тем, что эксперты, участвующие в разработке этих законов, считают, что производство является важным аспектом, который необходимо учитывать при разработке экологических норм.Это важно, учитывая, что производство связано с выбросом таких материалов, как выбросы и опасные отходы. Очевидно, что сообщество, которое имеет здоровые производственные механизмы, вероятно, будет иметь чистую окружающую среду. Это подчеркивает бесшумное применение инструментов мягкого права в планах по защите окружающей среды [14] .

[…]


[1] А., Кэролин, «Контроль усмотрения Агентства по охране окружающей среды: перспективы публичного права», Экологическое право и управление , 13/5 (2001), 232

[2] B., Джулиан и Ли, Роберт, Экономика, этика и окружающая среда (Кавендиш: Лондон, 2002).

[3] S., CASS, «Предпочтения и рациональный выбор: новые перспективы и правовые последствия: выход за рамки принципа предосторожности», Обзор юридического факультета Филадельфийского университета, 1003 (2003).

[4] C, Lynton, Экологическая политика: транснациональные проблемы и национальные тренды (Westport: Quorum Books, 1997).

[5] C-S, Мари-Клер и Геринг, Маркус, «ВТО и меры предосторожности: последствия для ВТО спора об асбесте для ВТО», журнал «Журнал экологического права» , , 15/3 (2003), 289.

[6] F, Mike, Общественные интересы »в Регламенте (Лондон: Oxford University Press, 2005).

[7] Great, Britain, Подготовка к саммиту Рио + 20: восьмой отчет о сессии 2010-12. Том 1, Отчет, вместе с официальными протоколами, устными и письменными доказательствами (Лондон: Канцелярские товары, 2011).

[8] Дж., Холдер и Мария, Ли, Охрана окружающей среды, , Закон и политика (Нью-Йорк: CUP, 2007).

[9] J, Lowry and Rod, Edmunds, Охрана окружающей среды и Общее право (Hart Publishing, 2000).

[10] M., John and Mceldowney, Sharron, Экологический закон (Нью-Йорк: Longman, 2010).

[11] Ричардсон, Бенджамин и Вудс, Степан, Экологический закон об устойчивом развитии (Харт; Оксфорд, 2006).

[12] Мораль, Сориано, «Экологические« ошибки »и экологические права: оспаривание юридических аргументов английских судей», Journal of Environmental Law , 13/3 (2001) 297.

[13] N., Ved и Georg, Pring. Международное экологическое право и политика в 21 веке (Нью-Йорк: Hart Publishing, 2012).

[14] P, Birnie, Alan Boyle и Catherine, Redgwell, Международное право и окружающая среда (3-е изд.) (Oxford: OUP, 2009), главы 1-4 passim

,

Экологическое право | Wex | Закон США

Обзор

Экологическое право относится к ряду мер защиты, которые разделяют цель защиты окружающей среды.

Федеральный закон

Национальный закон об экологической политике (NEPA) был принят в 1970 году вместе с Законом об улучшении качества окружающей среды и Национальным законом об экологическом образовании. Агентство по охране окружающей среды (EPA) было также создано в 1970 году. Основная цель этих законов состояла в том, чтобы защитить окружающую среду от общественного и частного вреда.Целью EPA является мониторинг и анализ окружающей среды, проведение исследований и тесное сотрудничество с государственными и местными органами власти для разработки политики контроля загрязнения.

Основные федеральные законы

Закон об исчезающих видах (ESA): Этот закон защищает исчезающие виды с целью предотвращения их исчезновения.

Закон о сохранении и восстановлении ресурсов (RCRA): Этот закон регулирует удаление твердых и опасных отходов.

Закон о комплексной экологической ответственности и ответственности (CERCLA): также известный как «Суперфонд», этот закон направлен на очистку уже загрязненных территорий.Настоящий закон устанавливает широкую ответственность сторон, связанных с ненадлежащей утилизацией опасных отходов. Устав также предусматривает финансирование для очистки пострадавших районов.

Закон о чистом воздухе

(CAA): CAA разработан для защиты качества воздуха путем регулирования стационарных и мобильных источников загрязнения.

Закон о чистой воде (CWA): CWA защищает воду, предотвращая сброс загрязняющих веществ в судоходные воды из точечных источников.

Закон штата

Законы штата отражают аналогичные проблемы, которые позволяют пострадавшим собственникам имущества искать средства судебной защиты от вреда окружающей среде.Хотя законы на уровне штата варьируются от штата к штату, многие из них отражают федеральные законы.

Дополнительная литература

Подробнее об экологическом праве см. В этой статье в Обзоре законодательства штата Вирджиния, в данной статье в журнале о землепользовании и экологическом праве Университета штата Флорида, а также в статье Обзора законодательства Университета Флориды

Базовый закон об окружающей среде и Базовый экологический план [МЧС]

Законы: Экологическая политика

Основной экологический план был разработан в декабре 1994 года на основе Основного закона об окружающей среде, в котором изложено общее направление природоохранной политики Японии. Основной экологический план призван вовлечь все слои общества в согласованные усилия по защите окружающей среды. План наметил базовый подход экологической политики с точки зрения середины 21-го века и определяет четыре долгосрочные цели.Он также определяет направление мер, которые должны быть приняты к началу 21-го века для достижения этих целей.

Принятие Основного закона об окружающей среде

До принятия этого закона японская экологическая политика основывалась на двух фундаментальных законах: Основном законе о контроле за загрязнением окружающей среды, принятом в 1967 году, и Законе об охране природы, принятом в 1972 году. Эти законы были разработаны для борьбы с серьезными промышленными проблемами. загрязнение окружающей среды и сохранения природной среды, работал довольно успешно.
Тем не менее, поскольку наша социально-экономическая система и образ жизни все больше приобретали характер массового производства, массового потребления и массового удаления, существовавшая тогда правовая база, которая работала главным образом путем введения ограничений, больше не могла адекватно справляться с вновь возникшим комплексом и разнообразные экологические проблемы, такие как загрязнение городского и бытового типа и глобальные экологические проблемы.
Таким образом, в ноябре 1993 года был принят Основной закон об окружающей среде для определения нового направления базовой экологической политики Японии.Основная цель закона — защищать окружающую среду, признавая ее нашей важнейшей системой жизнеобеспечения, которая будет передана будущим поколениям. Эта цель должна быть достигнута путем создания общества, которое было бы экономически устойчивым без ущерба для окружающей среды и вносило бы позитивный вклад в сохранение глобальной окружающей среды.

Краткое изложение основного закона об окружающей среде

В своей первой главе Основной закон об окружающей среде устанавливает три основных принципа охраны окружающей среды и обязанности каждого сектора общества — включая национальные и местные органы власти, корпорации и граждан — в соответствии с этими принципами.
Во второй главе приведен список основных политик по сохранению окружающей среды, включая разработку Базового экологического плана, содействие оценке воздействия на окружающую среду, новые политические меры, такие как экономические меры по устранению препятствий на пути практики сохранения окружающей среды, и меры по борьбе с проблемы окружающей среды. В третьей главе оговариваются советы, необходимые для разработки политики, перечисленной во второй главе.

Структура основного закона об окружающей среде

Глава 1 Общие положения
Артикул 1 Цель
Артикул 2 Определение
(основные принципы)
Артикул 3 Наслаждение и будущее наследование экологических благ
Артикул 4 Создание общества, обеспечивающего устойчивое развитие с пониженной экологической нагрузкой
Артикул 5 Активное содействие глобальному сохранению окружающей среды через международное сотрудничество
(Обязанности)
Артикул 6 Ответственность государства
Артикул 7 Ответственность местных органов власти
Артикул 8 Ответственность корпораций
Артикул 9 Ответственность граждан
Артикул 10 День окружающей среды
Артикул 11 Законодательные меры и др.
Артикул 12 Годовой отчет
Артикул 13 Предотвращение загрязнения воздуха и тому подобного радиоактивными веществами
Глава 2 Основные направления политики в области охраны окружающей среды
<Раздел 1 Руководства по формулированию политики>
Артикул 14 Руководство по разработке политики
<Раздел 2 Базовый экологический план>
Артикул 15 Базовый экологический план
<Раздел 3 Стандарты качества окружающей среды>
Артикул 16 Стандарты качества окружающей среды
<Раздел 4 Контроль загрязнения окружающей среды в отдельных районах>
Артикул 17 Разработка региональной программы контроля загрязнения окружающей среды
Артикул 18 Содействие достижению региональной программы контроля загрязнения окружающей среды
<Раздел 5 «Реализация государственной политики по охране окружающей среды»>
Артикул 19 Рассмотрение в формулировании политики государством
Артикул 20 Продвижение оценки воздействия на окружающую среду
Артикул 21 Положение о предотвращении вмешательства в охрану окружающей среды
Артикул 22 Экономические меры для предотвращения вмешательства в охрану окружающей среды
Артикул 23 Содействие строительству объектов и других проектов по охране окружающей среды
Артикул 24 Продвижение использования продуктов, способствующих снижению экологической нагрузки
Артикул 25 Образование и обучение по охране окружающей среды
Артикул 26 Меры по содействию добровольной деятельности частных организаций
Артикул 27 Предоставление информации
Артикул 28 Выполнение исследований
Артикул 29 Улучшение в системах мониторинга и другие
Артикул 30 Продвижение науки и техники
Артикул 31 Урегулирование споров о загрязнении окружающей среды и устранение ущерба
<Раздел 6 Международное сотрудничество в целях глобальной охраны окружающей среды и др.>
Артикул 32 Международное сотрудничество в области глобальной охраны окружающей среды и др.
Артикул 33 Обеспечение международного сотрудничества в области мониторинга, наблюдений и прочего
Артикул 34 Меры по стимулированию деятельности местных органов власти и частных организаций
Артикул 35 Рассмотрение в осуществлении международного сотрудничества и другие
<Раздел 7 Осуществление политики местными органами власти>
Артикул 36 Реализация политики местными органами власти
<Раздел 8 Несение затрат и финансовые меры>
Артикул 37 Стоимость подшипников по причинам
Артикул 38 Расходы бенефициаров
Артикул 39 Финансовые меры для местного самоуправления
Артикул 40 Сотрудничество между государством и местными органами власти
Глава 3 Экологический совет и др.
<Раздел 1 Совета по окружающей среде>
Артикул 41 Центральный экологический совет
Артикул 42 Организация Центрального совета по окружающей среде
Артикул 43 Совет по окружающей среде префектур
Артикул 44 Муниципальный экологический совет
<Секция 2 Конференция по контролю загрязнения окружающей среды>
Артикул 45 Учреждение и мандаты
Артикул 46 Организация и др.

Статьи красного цвета — это новые принципы и политика, характерные для Основного закона об окружающей среде

Составление базового плана по окружающей среде

Кабинет министров разработал Базовый экологический план в декабре 1994 года на основе Основного закона об окружающей среде.
С учетом середины 21-го века Кабинет министров изложил концепции Базового экологического плана и долгосрочные цели для экологической политики и определил направления политики, которая будет осуществляться в период до начала 21-го века для достижения этих целей.

Основные понятия экологической политики
Благо окружающей среды Земли будут наслаждаться как нынешние, так и будущие поколения. И, как совместные владельцы этой среды, мы обязаны поддерживать ее. Важно перейти на устойчивые модели производства и потребления.
Четыре долгосрочных цели
Экологически чистый материальный цикл, гармоничное сосуществование, участие и международная деятельность

Обзор эффективности базового плана по окружающей среде

Центральный совет по окружающей среде ежегодно следит за ходом выполнения Базового экологического плана, чтобы обеспечить его устойчивое выполнение.Он проводит публичные слушания в различных местах в Японии, чтобы отразить взгляды и мнения граждан в своих докладах национальному правительству.
Центральный совет по окружающей среде представил свой доклад о третьем обзоре эффективности Основного плана по окружающей среде в августе 1998 года. В этом докладе были определены три ключевые задачи: сохранение атмосферной среды, сохранение водной среды и добровольные и активные инициативы каждый сектор общества. Другие основные рекомендации отчета включали: (1) Базовый экологический план должен играть ведущую роль в демонстрации четкой картины устойчивой социально-экономической системы и пути ее реализации; и (2) меры по содействию сохранению окружающей среды должны осуществляться всеобъемлющим и систематическим образом.

Обзор Основного Плана Окружающей Среды

В Базовом экологическом плане указано, что план должен быть пересмотрен примерно через пять лет после решения Кабинета министров о плане. Поскольку нынешний Базовый экологический план должен был быть пересмотрен в 1998 году, премьер-министр обратился к Центральному экологическому совету с просьбой начать обсуждение обзора плана в июне 1998 года. Работа над обзором началась немедленно.

Структура Основного Плана Окружающей Среды

часть 1 Предпосылки и значение плана
часть 2 Принципы экологической политики
Долгосрочные цели
Экологически чистый материал Цикл: Реализация социально-экономической системы, основанной на переработке, для минимизации нагрузки на окружающую среду.
Гармоничное Сосуществование: Для обеспечения устойчивого сосуществования природы и людей
Участие: Достижение участия всех слоев общества, каждый из которых разделяет справедливое бремя
Международные усилия: Продвижение международной деятельности
Разработка комплексных показателей
Разработка и использование индекса (или группы индексов), который показывает прогресс в достижении долгосрочных целей и взаимосвязь между целями и мерами политики
часть 3 Будущая политика по охране окружающей среды
Общие
Эффективное использование ряда мер политики в соответствии с характеристиками экологических проблем.Установление целевых показателей и формирование планов по конкретным задачам
Экологически чистый материальный цикл Гармоничное Сосуществование Участие Международная деятельность
Меры, формирующие основу экологической политики
часть 4 Эффективное выполнение плана
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *