Еспч это что – Европейский суд по правам человека

Содержание

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или её протоколов.

[1]

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией РФ (ст. 46, ч. 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 июня 2012.
Зал суда

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые конвенцией или её протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция РФ (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников конвенции (они называются в конвенции высокими договаривающимися сторонами) их прав, признанных в конвенции или в протоколах к ней.

Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Чаще всего при рассмотрении жалоб Суду приходится иметь дело с так называемыми прямыми (непосредственными) жертвами: обращающееся лицо само непосредственно уже стало жертвой нарушения его права.

Кроме этого, в практике Европейского суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Европейской конвенции, и его права, закрепленные в конвенции, будут нарушены. В данном случае очень важно указать, почему к заявителю применимы положения законодательства, при каких обстоятельствах существует реальный риск такого применения.

Косвенная жертва: в практике Европейского суда признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого. Поэтому в определённых обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении своих прав несмотря на то, что само непосредственно не претерпевало ущерба. Для этого необходимо, чтобы у этого лица с непосредственной жертвой была очень близкая связь (родственная или иная). Наиболее распространённым примером является обращение родственников лица, пострадавшего по вине государственных органов по причине необеспечения ими надлежащей защиты права на жизнь, в результате чего родственники испытывают нравственные страдания и несут материальные убытки.

  1. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  2. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года.
  3. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признается эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом.
  4. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 июня 2012.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.

[2]

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.

Распределение жалоб по странам и по итогам рассмотрения

Согласно данным на конец 2009 года, верхнюю часть списка стран по числу переданных судейским составам жалоб, находящихся на рассмотрении, занимают:[3]

  1. Россия — 33 550 (28,1 %)
  2. Турция — 13 100 (11,0 %)
  3. Украина — 10 000 (8,4 %)
  4. Румыния — 9800 (8,2 %)

По числу жалоб, переданных судейским составам, на душу населения, первые места занимают Грузия, Черногория, Лихтенштейн и Молдавия. Эстония по этому показателю находится на 13 месте, Польша — на 16-м, Украина — на 17-м, Россия — на 18-м. Последние места занимают Португалия, Испания, Ирландия и Дания.[4]

По статистике за 1959—2010 годы, 96 % поданных в Суд жалоб были признаны неприемлемыми. Из остальных 4 %, по которым были вынесены решения по существу дела, в 83 % случаев суд усмотрел нарушения конвенции или её протоколов.[5]

ЕСПЧ и Грузия

Грузинской судьёй в ЕСПЧ с 1 февраля 2008 года является Нона Цоцория.[6]

Грузия занимает первое место по числу жалоб в ЕСПЧ на душу населения.[4]

Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из Грузии растёт:[4]

  • 2000 год — 7
  • 2001 год — 22
  • 2002 год — 29
  • 2003 год — 35
  • 2004 год — 48
  • 2005 год — 72
  • 2006 год — 105
  • 2007 год — 162
  • 2008 год — 1771
  • 2009 год — 2122

3 мая 2007 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге единогласно принял решение по делу «97 членов глданской конгрегации Свидетелей Иеговы и четырёх других лиц против Грузии», согласно которому по делу допущено нарушение требований статьи 3 конвенции: «Никакое государство не может разрешать или терпимо относиться к пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания». Суд установил, что Грузия допустила бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и обязана выплатить сумму в размере 41 523 евро.[7][8][9]

ЕСПЧ и Россия

C 1 ноября 2012 г. судьей от России в Европейском суде по правам человека избран Дмитрий Дедов, бывший до этого судьей Высшего арбитражного суда России. На эту должность также претендовали: судья Верховного суда по уголовным делам Ольга Ведерникова и доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета Андрей Бушев. Ранее российским судьёй в ЕСПЧ был Анатолий Ковлер, шестилетний срок полномочий которого истекает[10].

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия занимает 1-е место по общему числу жалоб в ЕСПЧ и 18-е место по числу этих жалоб на душу населения.[4]

По данным на 1 января 2010 года Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд.[11] Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России растёт:[4]

  • 1999 год — 971 жалоба
  • 2000 год — 1322
  • 2001 год — 2104
  • 2002 год — 3986
  • 2003 год — 4728
  • 2004 год — 5824
  • 2005 год — 8069
  • 2006 год — 10 132
  • 2007 год — 9497
  • 2008 год — 10 146
  • 2009 год — 13 666
  • 2011 год — 40 225

По данным на 1 января 2010 года, на рассмотрении в ЕСПЧ находилось 33 550 жалоб в отношении России, при общем количестве — 57 100.[11]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[12] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах общей юрисдикции, и надзорной инстанции в случае, если дело рассматривалось в системе арбитражных судов; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора в суд общей юрисдикции до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на январь 2010 года Судом приняты решения по существу по 862 российским делам, в 815 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.[13] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

Вместе с тем, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин и председатель Правительства Дмитрий Медведев отметили, что Россия не передавала Европейскому суду по правам человека часть своего суверенитета, позволяющую принимать решения по изменению российского законодательства. Президент и глава Конституционного суда подчеркнули, что при определении границ компетенции ЕСПЧ необходимо исходить из того, что именно Россия ратифицировала договор, которым учреждена юрисдикция ЕСПЧ.[14][15] Валерий Зорькин указывал, что Россия не должна принимать к исполнению те решения ЕСПЧ, которые идут вразрез с Конституцией России.[14][16]

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу.

11 января 2007 года было вынесено решение по делу «Константин Кузнецов и другие против Российской Федерации». Европейский Суд по правам человека единогласно постановил, что своими действиями милиция и председатель Комиссии по правам человека при губернаторе Челябинской области Екатерина Викторовна Горина попрали правосудие и нарушили право на религиозную свободу граждан, когда сорвали законную встречу 150 глухих Свидетелей Иеговы в Челябинске. В решении Суда по этому делу говорится:

Неоспоримым является тот факт, что совместное изучение и обсуждение богослужебных текстов членами общины Свидетелей Иеговы — признанная форма исповедания [ими] своей религии при проведении богослужений и обучения. <…> Кроме того, [Суд] отмечает последовательность судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, который признает, что для проведения богослужебных встреч и конгрессов не требуется предварительного разрешения органов власти и нет необходимости их уведомлять о проведении этих встреч.

Суд также установил, что действия председателя Комиссии по правам человека и сотрудников милиции были противозаконными.[17][18][19]

Как сообщает РИА Новости, в 2009 году Россия проиграла три дела по искам жителей Чечни. В коммюнике Европейского суда по правам человека сказано, теперь Россия должна выплатить родственникам пропавших в 2000 году людей 130 тыс. евро.[20]

10 июня 2010 года Европейским Судом по правам человека было вынесено постановление по жалобе «„Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве“ против России».[21][22] Европейский суд по правам человека признал нарушающим статьи 6, 9 и 11 Европейской конвенции решение российского суда о роспуске религиозной общины Свидетелей Иеговы в Москве и обязал Россию выплатить заявителям 70 тыс. евро. Суд пришёл к выводу, что вмешательство в права заявителей на свободу религии и объединений было необоснованным и постановил, что роспуск сообщества был «слишком строгой и непропорциональной мерой по отношению к законной цели, преследуемой властями», поскольку национальные суды за пять с половиной лет не представили оснований, свидетельствующих о том, что Община-заявитель принуждала к разрушению семьи, нарушала права и свободы своих членов и третьих лиц, склоняла своих последователей к самоубийству и отказу от медицинской помощи, посягала на права родителей не-Свидетелей и их детей, а также побуждала своих членов к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.[23][24][25][26][27][28]

См. также

Примечания

  1. The European Court of Human Rights. Some Facts and Figures. Strasbourg: Council of Europe, 2010. Pp. 3, 5, 17
  2. Сасов, 2011, с. 94
  3. Годовой отчет за 2009 (англ.) С. 141
  4. 1 2 3 4 5 Годовой отчет за 2009 (англ.) С. 155—156
  5. Statistic on judgments by State (англ.) P. 15, 22
  6. Composition of the Court (in order of precedence as at 23.06.2009)
  7. Свидетели Иеговы выиграли иск против Грузии в Страсбурге
  8. 97 членов Глданской общины свидетелей Иеговы и 4 других против Грузии
  9. European Court rules against Georgia’s campaign of terror
  10. В Европейский суд по правам человека избран новый судья из России
  11. 1 2 The European Court of Human Rights Some Facts and Figures. Provisional Edition (April 2010). — European Court of Human Rights. Public Relations Unit. Council of Europe. 67075 Strasbourg-Cedex, France. — P. 4
  12. Доступ россиян к Европейскому суду хотят усложнить. Новая газета (7 июля 2007). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 21 августа 2008.
  13. The European Court of Human Rights. Some Facts and Figures. Strasbourg: Council of Europe, 2010. — p. 17 (англ.)
  14. 1 2 Решения ЕСПЧ не должны затрагивать суверенитет России, заявил глава КС РИА Новости, 19 ноября 2010
  15. Медведев: Россия не позволит ЕСПЧ выносить решения, меняющие её законы РИА Новости, 11 декабря 2010
  16. Валерий Зорькин. Предел уступчивости Российская газета № 5325(246), 29 октября 2010
  17. Глухие из России одерживают историческую победу — Европейский Суд вынес решение в пользу религиозной свободы
  18. Кузнецов и другие против России. Факты по делу
  19. Решение по делу «Кузнецов и другие против Российской Федерации» Пресс-релиз Европейского суда по правам человека об итогах рассмотрения дела о защите российской организации «Свидетелей Иеговы»
  20. Россию оштрафовали по искам жителей Чечни на 130 000 евро
  21. Пресс-релиз Европейского Суда по правам человека № 458 от 04.06.2010
  22. Свидетели Иеговы одержали новую победу в Европейском Суде Европейский суд по правам человека
  23. ЕСПЧ признал незаконным роспуск «Свидетелей Иеговы» в Москве
  24. Евросуд обязал Россию выплатить Свидетелям Иеговы 70 тыс. евро Кавказский узел, 10 июня 2010
  25. Европейский суд восстановил права религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве
  26. Case of Jehovah’s Witnesses of Moscow v. Russia ECHR
  27. ДЕЛО «РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ В Г. МОСКВЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба № 302/02). ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА. СТРАСБУРГ. 10 июня 2010 года
  28. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ДЕЛУ «РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ В Г. МОСКВЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Литература

Ссылки

Решения Суда
Пресс-релизы Суда

dic.academic.ru

ЕСПЧ — это… Что такое ЕСПЧ?

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

Зал суда

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307.[1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека.[3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова[4][5], в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению[6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб[7].

Примечания

См. также

Ссылки

Решения суда

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

что это такое? Европейский суд по правам человека :: BusinessMan.ru

Главным органом по защите прав человека в Европе является ЕСПЧ. Что это такое? Данная аббревиатура расшифровывается как Европейский суд по правам человека. Организация действует уже более 50 лет и считается достаточно эффективной в реализации прав гражданина и человека, а также противодействии политическим режимам, которые занимаются геноцидом собственного народа.

ЕСПЧ: история создания

Механизм реализации порядка защиты прав человека был установлен Европейской конвенцией по правам человека, которая принята в декабре 1953 года. Согласно этому документу, создавались три специализированных органа: комиссия по правам человека, ЕСПЧ (что это такое, поговорим ниже), комитет министров.

Так как система формировалась впервые и не имела аналогов в мировой истории, авторам идеи необходимо было время для отработки всех деталей. Европейский суд по правам человека приступил к выполнению своих прямых обязанностей в 1959 году.

Механизм рассмотрения дел и принятия решения

Право подать заявление в ЕСПЧ имеют граждане стран, которые представлены в Совете Европы (Украина и Россия еще в 1990-х годах вступили в эту парламентскую европейскую организацию) после того, как не смогли отстоять нарушенные права в рамках национальной судебной системы. Также иск может идти от государства. Ответчиком в таком случае выступает другое государство, которое нарушило права гражданина государства — истца.

До 1 октября 1994 года исковые заявления попадали сначала на рассмотрение комиссии по правам человека. Комиссия принимала дело в производство и в процессе работы решала, можно ли исчерпать проблему на уровне комиссии или стоит передать дело в производство суда. После вышеуказанной даты люди и государства смогли подавать жалобы уже непосредственно в суд, так как комиссия как орган была ликвидирована.

Приняв жалобу, канцелярия суда проверяет ее на соответствие нормам деловодства и подсудность ЕСПЧ. При соблюдении всех требований назначается слушание по делу и потом выносится решение.

Подсудность дел по Европейской конвенции

Стоит обратить внимание на то, что в ЕСПЧ можно обращаться только по поводу защиты тех прав, которые гарантируются Конвенцией по правам человека. Речь идет про основополагающие человеческие права и достоинство личности, политические и некоторые социально-экономические права, а именно:

  • право на жизнь;
  • запрет на применение пыток по отношению к человеку;
  • свобода и неприкосновенность;
  • невмешательство в частную и семейную жизнь гражданина;
  • возможность свободно, беспрепятственно исповедовать любую религию, высказывать свои мысли;
  • право на проведение собраний и создание общественных организаций, движений и партий;
  • возможность вступать в брак;
  • гарантия защиты частной собственности;
  • право на получение достойного образования;
  • честные, свободные и демократичные выборы;
  • право не быть осужденным дважды за одно и то же правонарушение;
  • гарантия иностранцам, что они не будут высланы из страны без законных на то оснований;
  • равноправие мужчины и женщины.

Именно такие дела рассматривает Европейский суд по правам человека.

ЕСПЧ: судебная практика

Рассмотрение дела в Европейском суде может длиться несколько лет. Например, проанализируем дело «Веренцов против Украины». Исковое заявление было подано 21 марта 2011 года, а окончательное решение судьи вынесли 11 июля 2013 года. Кстати, дела в этом суде именуются по фамилии истца, и указывается название государства, против которого подан иск.

Рассмотрим суть дела. В августе 2010 года львовская правозащитная организация подала в городскую управу заявку о проведении по вторникам до 1 января 2011 года митингов перед помещением прокуратуры. Мэрия долго не давала ответ, а в октябре подала в суд протестное заявление против этих акций. Алексей Веренцов и еще 24 человека первое пикетирование (вопреки протестам мэрии) провели 12 октября. К нему, а также к другим участникам акции сотрудники правоохранительных органов применили физическую силу и административный арест сроком на три дня. Отстоять свое право на мирные собрания в рамках украинской судебной системы заявитель не смог.

В окончательном решении суда мы с вами видим несколько частей. Сначала описывается суть ситуации и то, какие меры предпринимались против истца и его организации украинской властью. Также указываются данные про обращения в украинские суды с целью признания законности его действий. Далее приводятся выдержки из нормативно-правовых документов национально права (например, Конституция Украины, кодекс Украины про административные правонарушения и т. д.), систематизируется практика украинских судов в подобных делах. Безусловно, в своем расследовании ЕСПЧ, судебные решения которого обязательны для исполнения, базируется и на нормах европейского права (например, принципы ОБСЕ о свободе мирных собраний).

Правительство Украины подавало ходатайство про изъятие дела из общего реестра в 2012 году.

Какое решение принял суд?

По статистике, больше всего дел на рассмотрение ЕСПЧ поступает именно из Украины и России. В основном решения суда принимаются в пользу истцов. По делу «Веренцов против Украины» решение было такое:

  • отказано украинскому правительству в изъятии дела из общего реестра;
  • обоснованными приняты нарушения статей 7 и 11 Конвенции прав человека;
  • признано нарушение отдельных пунктов ст. 6 Конвенции;
  • в течение 3 месяцев со дня принятия решения государство Украина должно выплатить истцу компенсацию в размере 6000 евро.

Судьи ЕСПЧ

Формирование судейского корпуса происходит следующим образом. Количество судей соответствует общему числу государств — членов Совета Европы. На данный момент в эту организацию вступило 47 европейских государств.

Выборы судей происходят по таким правилам. Государство подает список из трех кандидатур, которые соответствуют определенным критериям по образованию и стажу работы по специальности. Специально уполномоченные лица ЕСПЧ из этого списка уже и выбирают судью, который будет представлять государство. Срок каденции судьи — 9 лет. Возможно повторное переизбрание. Максимальный срок работы судьи в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) — 18 лет.

Кто представляет некоторые постсоветские государства в этом суде?

Стать судьей Европейского суда — мечта многих юристов, потому что такой факт можно расценивать как высшее признание заслуг перед обществом.

В ЕСПЧ судья от России сегодня — бывший судья Верховного арбитражного суда Дмитрий Дедов (каденция заканчивается 1 ноября 2021 года). Срок пребывания на должности представителя государства Грузия Ноны Цоцории заканчивается скоро — 1 февраля 2017 года. Украину представляет судья Анна Юдковская. С 2012 по 2015 год женщина была в декретном отпуске, поэтому Украина воспользовалась исключительным (лишь для подобных случаев) правом назначить своего представителя без выбора. Им был Станислав Шевчук.

Беларусь не имеет представителей в ЕСПЧ. «Что это такое за нарушение?» — скажут многие. Дело в том, что Беларусь — единственная страна континента, не входящая в состав Совета Европы.

Заключение

Самая эффективная общеевропейская организация, которая занимается защитой основополагающих прав человека и гражданина в европейских государствах — это ЕСПЧ. Что это такое, вы смогли узнать из статьи.

Сегодня позиция европейских институций заключается в уважении прав человека, которые должны соблюдаться в демократическом обществе.

businessman.ru

Европейский суд по правам человека Википедия

Не следует путать с Европейским судом в Люксембурге — судом Европейского союза. У этого термина существуют и другие значения, см. Европейский суд.

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2012 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
Европейский суд по правам человека
англ. European Court of Human Rights
фр. Cour européenne des droits de l’homme

Изображение здания суда, используемое в качестве эмблемы международной организации
Вид международный суд
Инстанция суд апелляционной инстанции, суд высшей инстанции
Юрисдикция 47 государств — членов Совета Европы
Орган обжалования Большая палата Европейского суда по правам человека
Дата основания 1959 (первоначально)
1998 (постоянный)
Языки делопроизводства английский, французский
Состав ПАСЕ избирает по одному судье от каждой страны — члена Совета Европы
Управомочен по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
Срок службы 9 лет
Членов 47 судей
Руководство
Президент Гвидо Раймонди
Вступил в должность 1 ноября 2015 года
Зал заседаний
Местоположение Страсбург, Франция
Сайт
https://www.echr.coe.int/
Государства — участники Совета Европы, находящиеся под юрисдикцией ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека (также встречается написание Европейский Суд по правам человека[⇨], англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

ru-wiki.ru

Европейский суд по правам человека. Досье — Биографии и справки

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ; англ. European Court of Human Rights, фр. Cour europenne des droits de l’homme) — судебный орган в структуре Совета Европы (СЕ), его штаб-квартира расположена в Страсбурге (Франция). Создан в 1959 г. для контроля над соблюдением Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (кратко Европейская конвенция по правам человека), подписанной в 1950 г. и вступившей в силу в 1953 г. Как единый постоянно действующий орган ЕСПЧ существует с 1998 г., объединив Европейский суд по правам человека и Комиссию по правам человека. Последние процедурные изменения в деятельность ЕСПЧ были внесены 14-м протоколом к Конвенции 1950 г. (протокол подписан в мае 2004 г., ратифицирован членами СЕ в 2004-2010 гг.).

Каждая из 47 стран-членов Совета Европы представлена в ЕСПЧ одним судьей. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из окончательного списка, включающего трех кандидатов, предложенных государствами. Срок полномочий судей – девять лет без права переизбрания. Судьи участвуют в работе суда в личном качестве и не представляют интересы какого-либо государства. В заседаниях суда могут участвовать от одного до 17 судей (в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, палат из семи судей и большой палаты из 17 судей).

Руководит работой суда председатель, которому оказывают помощь его заместители. Председатель и заместители избираются сроком на три года на пленарном заседании суда. Содействие председателю оказывает бюро (образуется из председателя, заместителей и председателей секций суда.

Все расходы, связанные с деятельностью Европейского суда по правам человека, несет Совет Европы. Официальными языками ЕСПЧ являются французский и английский.

В компетенцию суда входят все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Европейской конвенции по правам человека и ее протоколов. Жалоба предъявляется к государству-члену СЕ, признающему юрисдикцию суда, и должна быть подкреплена реальными документами, причем жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством-ответчиком. Жалобы должны касаться событий, за которые несет ответственность государственная власть, они могут подаваться любым государством (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления), причем заявителю необязательно являться гражданином государства — члена СЕ или гражданином государства, на которое он подает жалобу. К рассмотрению в суде жалоба принимается только после того, как были исчерпаны все средства в рамках законодательства данной страны, но не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Суд не рассматривает одну и ту же жалобу повторно и не принимает к рассмотрению те, которые уже рассматривались какой-либо международной инстанцией. Жалобы против частных лиц и организаций не принимаются. Если жалоба, поданная в ЕСПЧ, не соответствует одному из этих условий, она считается неприемлемой. Согласно статистике суда, это 96% всех поданных жалоб.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебным системам стран-участниц, он не вправе отменить решение или приговор, вынесенные национальным судебным органом. Суд может лишь обязать государство выплатить компенсацию материального и морального вреда, причиненного гражданину, чьи права, по решению судей, были нарушены.

Контроль за выполнением решения суда возложен на Комитет министров Совета Европы. Решения ЕСПЧ обязательны для исполнения. За всю многолетнюю практику ЕСПЧ не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В России, по постановлению Конституционного суда РФ, решения ЕСПЧ могут исполняться лишь в случае, если они не противоречат Основному закону страны.

Свое первое постановление ЕСПЧ вынес в 1960 г. (по делу «Лолесс против Ирландии»). Всего в 1959-2014 гг. ЕСПЧ вынес более 17 тыс. постановлений (решений). Почти половина из них вынесена против пяти стран: Турции (3095), Италии (2312), России (1604), Румынии (1113) и Польши (1070). В более 80% исков ЕСПЧ установил, по крайней мере, одно нарушение Конвенции по правам человека со стороны государства-ответчика. С момента создания судом было рассмотрено лишь несколько межгосударственных исков, среди них иск Ирландии против Великобритании (1978), иск Дании против Турции (2000), иск Кипра против Турции (2001) и Грузии против России (2014). Более 99% деятельности суда сосредоточено на рассмотрении индивидуальных жалоб.

tass.ru

Решения ЕСПЧ

Решения ЕСПЧ опубликованы в настоящем разделе.  Используйте поле меню «Поиск решений ЕСПЧ по ключевым словам» для поиска решений со схожим юридическим содержанием. Сортировка по ключевым словам произведена на основе отдельных прав (статей Конвенции). В случае, когда в деле рассматривается нарушение двух и более прав, то за основу для сортировки берется только одна статья Конвенции. 

Термин Решения (Decisions) — это отдельные промежуточные решения по вопросу приемлемости жалобы. Таким решением ЕСПЧ может признать жалобу неприемлемой, частично приемлемой, либо приемлемой. 

Постановления (Judgments) — это окончательные решения по существу дела. Только в постановлении ЕСПЧ может признать нарушение Конвенции со стороны государства-ответчика.

Каждое постановление или решение на нашем сайте имеет следующие реквизиты: дату принятия, номер жалобы, ключевые права — статьи Конвенции — нарушение которых рассматривалось, а также уровень значимости. 

Уровень значимости постановлений и решений ЕСПЧ

Дела разделены на четыре категории: уровень Сборник (Case Reports ), за которым следуют уровни 1, 2 и 3.

Классификация по уровням 1, 2 и 3 имеет временный характер, пока Бюро (состоит из Председателя ЕСПЧ, его заместителей и Председателей Секций ЕСПЧ) не решит, следует ли включить определенное дело в официальный сборник Суда. Например, категория дела, которое изначально было определено в уровень 1, но впоследствии было включено в официальный сборник, будет соответственно изменена.

Сборник (Case Reports): Постановления, решения и консультативные заключения, которые были опубликованы, или отобраны для публикации, в официальных сборниках постановлений и решений Суда. Отбор начиная с 2007 г. произвело Бюро Суда на основании предложений Юрисконсульта.

1 = Высокая значимость: Все другие постановления, решения и консультативные заключения, которые делают значительный вклад в развитие, разъяснение или изменение судебной практики, будь то в общем плане, или в отношении определенного государства.

2 = Средняя значимость: Постановления, решения и консультативные заключения, которые не делают значительного вклада в развитие судебной практики, но при этом не ограничиваются только применением уже существующей практики.

3 = Низкая значимость: Постановления, решения и консультативные заключении, представляющие слабый юридический интерес, в частности постановления и решения, которые просто применяют существующую практику, или же связаны с мирным соглашением, либо с прекращением производства по делу (за исключением случаев, представляющих особый интерес).

roseurosud.org

Сайт Европейского суда по правам человека

Официальный сайт Европейского суда по правам человека — http://www.echr.coe.int

На сайте Европейского суда по правам человека опубликованы главные официальные документы, регулирующие деятельность ЕСПЧ — Конвенция о защите прав человека и основных свобод, дополнения к ней, Регламент Европейского суда, практические инструкции для желающих подать жалобу в Европейский суд, формуляр жалобы в Европейский суд. Все эти документы опубликованы также на русском языке. Также сайт Европейского суда содержит много другой полезной информации: решения и постановления Европейского суда, информацию о уведомлении государств-ответчиков о наиболее важных жалобах, ежегодные, ежемесячные и другие отчеты о деятельности Европейского суда, иную информацию.

Сайт Европейского суда содержит много интересной и полезной информации. В частности, на сайте Суда несколько раз в неделю публикуется информация о принятых решениях, предстоящих судебных заседаниях и т.д. Также на сайте размещены все основные документы: Конвенция о защите прав человека, Регламент Европейского суда, практические инструкции, а также все необходимые документы и материалы для желающих подать жалобу в Европейский суд. Как видно, сайт Европейского суда вполне информативен. На нем публикуются все окончательные решения Суда, а также много другой полезной информации. 

Сайт ЕСПЧ работает на английском языке. Также у Страсбургского суда есть французская версия сайта. Версии сайта Европейского суда на русском языке, как таковой не существует. Однако на сайте ЕСПЧ есть раздел на русском языке «Applicants Russian «. Также на русском языке есть оболочка HUDOC — база решений, постановлений и других процессуальных документов по конкретным жалобам.

 

Подача жалобы через сайт Европейского суда

На сегодняшний день подать жалобу через сайт  ЕСПЧ, к сожалению, невозможно. В 2011 — 2012 годах проводился эксперимент, в котором участвовали несколько европейских государств, против которых можно было подавать жалобы в ЕСПЧ через интернет — сайт. Однако Россия не принимала участие в нем. Очевидно, что возможность подачи жалоб через сайт Европейского суда, а также обмен всеми документами по делу, были бы крайне удобны для всех участников процесса. Будем надеяться, что обещанный Председателем Суда модуль для подачи жалоб заработает на сайте Суда в скором времени.

roseurosud.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *