Эти средства связи принято называть передачи информации – Информационные процессы — урок. Информатика, 10 класс.

Содержание

Хранение и передача информации (§§ 7, 8)

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год | Хранение и передача информации (§§ 7, 8)




Хранение информации

Из курса основной школы вам известно:

Человек хранит информацию в собственной памяти, а также в виде записей на различных внешних (по отношению к человеку) носителях: на камне, папирусе, бумаге, магнитных и оптических носителях и пр. Благодаря таким записям, информация передается не только в пространстве (от человека к человеку), но и во времени — из поколения в поколение.

Рассмотрим способы хранения информации более подробно.

Информация может храниться в различных видах: в виде записанных текстов, рисунков, схем, чертежей; фотографий, звукозаписей, кино- или видеозаписей. В каждом случае применяются свои носители.

Носитель — это материальная среда, используемая для записи и хранения информации.

Практически носителем информации может быть любой материальный объект. Информацию можно сохранять на камне, дереве, стекле, ткани, песке, теле человека и т. д. Здесь мы не станем обсуждать различные исторические и экзотические варианты носителей. Ограничимся современными средствами хранения информации, имеющими массовое применение.

Использование бумажных носителей информации

Носителем, имеющим наиболее массовое употребление, до сих пор остается бумага. Изобретенная во II веке н. э. в Китае бумага служит людям уже 19 столетий.

Для сопоставления объемов информации на разных носителях будем пользоваться единицей — байтом, считая, что один знак текста «весит» 1 байт. Нетрудно подсчитать информационный объем книги, содержащей 300 страниц с размером текста на странице примерно 2000 символов. Текст такой книги имеет объем примерно 600 000 байтов, или 586 Кб. Средняя школьная библиотека, фонд которой составляют 5000 томов, имеет информационный объем приблизительно 2861 Мб = 2,8 Гб.

Что касается долговечности хранения документов, книг и прочей бумажной продукции, то она очень сильно зависит от качества бумаги, красителей, используемых при записи текста, условий хранения.

Интересно, что до середины XIX века (с этого времени для производства бумаги начали использовать древесину) бумага делалась из хлопка и текстильных отходов — тряпья. Чернилами служили натуральные красители. Качество рукописных документов того времени было довольно высоким, и они могли храниться тысячи лет. С переходом на древесную основу, с распространением машинописи и средств копирования, с началом использования синтетических красителей срок хранения печатных документов снизился до 200-300 лет.

На первых компьютерах бумажные носители использовались для цифрового представления вводимых данных. Это были перфокарты: картонные карточки с отверстиями, хранящие двоичный код вводимой информации. На некоторых типах ЭВМ для тех же целей применялась перфорированная бумажная лента.

Использование магнитных носителей информации

В XIX веке была изобретена магнитная запись. Первоначально она использовалась только для сохранения звука. Самым первым носителем магнитной записи была стальная проволока диаметром до 1 мм. В начале XX столетия для этих целей использовалась также стальная катаная лента. Тогда же (в 1906 г.) был выдан и первый патент на магнитный диск. Качественные характеристики всех этих носителей были весьма низкими. Достаточно сказать, что для производства 14-часовой магнитной записи устных докладов на Международном конгрессе в Копенгагене в 1908 г. потребовалось 2500 км, или около 100 кг проволоки.

В 20-х годах XX века появляется магнитная лента сначала на бумажной, а позднее — на синтетической (лавсановой) основе, на поверхность которой наносится тонкий слой ферромагнитного порошка. Во второй половине XX века на магнитную ленту научились записывать изображение, появляются видеокамеры, видеомагнитофоны.

На ЭВМ первого и второго поколений магнитная лента использовалась как единственный вид сменного носителя для устройств внешней памяти. Любая компьютерная информация на любом носителе хранится в двоичном (цифровом) виде. Поэтому независимо от вида информации: текст это, или изображение, или звук — ее объем можно измерить в битах и байтах. На одну катушку с магнитной лентой, использовавшейся в лентопротяжных устройствах первых ЭВМ, помещалось приблизительно 500 Кб информации.

С начала 1960-х годов в употребление входят компьютерные магнитные диски: алюминиевые или пластмассовые диски, покрытые тонким магнитным порошковым слоем толщиной в несколько микрон. Информация на диске располагается по круговым концентрическим дорожкам, на которые она записывается и считывается в процессе вращения диска с помощью магнитных головок.

На первых ПК использовались гибкие магнитные диски (флоппи-диски) — сменные носители информации с небольшим объемом памяти — до 2 Мб. Начиная с 1980-х годов, в ПК начали использоваться встроенные в системный блок накопители на жестких магнитных дисках, или НЖМД (англ. HDD — Hard Disk Drive). Их еще называют винчестерскими дисками.

            

Винчестерский диск представляет собой пакет магнитных дисков, надетых на общую ось, которая при работе компьютера находится в постоянном вращении. С каждой магнитной поверхностью пакета дисков контактирует своя магнитная головка.

Информационная емкость современных винчестерских дисков измеряется в терабайтах.

Оптические диски и флеш-память

Применение оптического, или лазерного, способа записи информации начинается в 1980-х годах. Его появление связано с изобретением квантового генератора — лазера, источника очень тонкого (толщина порядка микрона) луча высокой энергии. Луч способен выжигать на поверхности плавкого материала двоичный код данных с очень высокой плотностью. Считывание происходит в результате отражения от такой «перфорированной» поверхности лазерного луча с меньшей энергией («холодного» луча). Первоначально на ПК вошли в употребление оптические компакт — диски — CD, информационная емкость которых составляет от 190 Мб до 700 Мб.

Во второй половине 1990-х годов появились цифровые универсальные видеодиски DVD (Digital Versatile Disk) с большой емкостью, измеряемой в гигабайтах (до 17 Гб). Увеличение их емкости по сравнению с CD связано с использованием лазерного луча меньшего диаметра, а также двухслойной и двусторонней записи. Вспомните пример со школьной библиотекой. Весь ее книжный фонд можно разместить на одном DVD.

В настоящее время оптические диски (CD и DVD) являются наиболее надежными материальными носителями информации, записанной цифровым способом.

Эти типы носителей бывают как однократно записываемыми — пригодными только для чтения, так и перезаписываемыми — пригодными для чтения и записи.

В последнее время появилось множество мобильных цифровых устройств: цифровые фото- и видеокамеры, МРЗ-плееры, карманные компьютеры, мобильные телефоны, устройства для чтения электронных книг, GPS-навигаторы и др. Все эти устройства нуждаются в переносных носителях информации. Но поскольку все мобильные устройства довольно миниатюрные, к носителям информации для них предъявляются особые требования. Они должны быть компактными, обладать низким энергопотреблением при работе, быть энергонезависимыми при хранении, иметь большую емкость, высокие скорости записи и чтения, долгий срок службы. Всем этим требованиям удовлетворяют флеш-карты памяти. Информационный объем флеш-карты может составлять несколько десятков гигабайтов.

В качестве внешнего носителя для компьютера широкое распространение получили так называемые флеш-брелоки (их называют в просторечии «флешки»), выпуск которых начался в 2001 году. Большой объем информации, компактность, высокая скорость чтения/записи, удобство в использовании — основные достоинства этих устройств.

Флеш-брелок подключается к USB-порту компьютера и позволяет скачивать данные со скоростью около 10 Мб в секунду.

В последние годы активно ведутся работы по созданию еще более компактных носителей информации с использованием нанотехнологий, работающих на уровне атомов и молекул вещества. В результате один компакт-диск, изготовленный по нанотехнологии, сможет заменить тысячи оптических дисков. По предположениям экспертов, приблизительно через 20 лет плотность хранения информации возрастет до такой степени, что на носителе объемом примерно с кубический сантиметр можно будет записать каждую секунду человеческой жизни.


Вопросы и задания

1. Какая, с вашей точки зрения, сохраняемая информация имеет наибольшее значение для всего человечества, для отдельного человека?

2. Назовите известные вам крупные хранилища информации.

3. Можно ли человека назвать носителем информации?

4. Где и когда появилась бумага?

5. Когда была изобретена магнитная запись? Какими магнитными носителями вы пользуетесь или пользовались?

6. Какое техническое изобретение позволило создать оптические носители информации? Назовите типы оптических носителей.

7. Назовите сравнительные преимущества и недостатки магнитных и оптических носителей.

8. Что означает свойство носителя «только для чтения»?

9. Какими устройствами, в которых используются флеш-карты, вы пользуетесь? Какой у них информационный объем?

10. Какие перспективы, с точки зрения хранения информации, открывают нанотехнологии?

Передача информации

Из курса основной школы вам известно:

• Распространение информации происходит в процессе ее передачи.

• Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи.

В этом параграфе более подробно будут рассмотрены технические системы передачи информации.

Ранее уже говорилось о том, что первой в истории технической системой передачи информации стал телеграф. В 1876 году американец Александр Белл изобрел телефон. На основании открытия немецким физиком Генрихом Герцем электромагнитных волн (1886 год), А. С. Попов в России в 1895 году и почти одновременно с ним в 1896 году Г. Маркони в Италии изобрели радио. Телевидение и Интернет появились в XX веке.

Модель передачи информации К. Шеннона

Все перечисленные способы информационной связи основаны на передаче на расстояние физического (электрического или электромагнитного) сигнала и подчиняются некоторым общим законам. Исследованием этих законов занимается теория связи, возникшая в 1920-х годах.

Математический аппарат теории связи — математическую теорию связи разработал американский ученый Клод Шеннон. Клодом Шенноном была предложена модель процесса передачи информации по техническим каналам связи, представленная схемой на рис. 2.1.


Работу такой схемы можно пояснить на знакомом всем процессе разговора по телефону. Источником информации является говорящий человек. Кодирующим устройством — микрофон телефонной трубки, с помощью которого звуковые волны (речь) преобразуются в электрические сигналы. Каналом связи служит телефонная сеть (провода, коммутаторы телефонных узлов, через которые проходит сигнал). Декодирующим устройством является телефонная трубка (наушник) слушающего человека — приемника информации. Здесь пришедший электрический сигнал превращается в звук.

В теме «Информация. Представление информации» уже говорилось о кодировании на примере передачи информации через письменный документ. Кодирование там было определено как процесс представления информации в виде, удобном для ее хранения и/или передачи.

Применительно к процессу передачи информации по технической системе связи под кодированием понимается любое преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи.

Современные компьютерные системы передачи информации — компьютерные сети, работают по тому же принципу. Есть процесс кодирования, преобразующий двоичный компьютерный код в физический сигнал того типа, который передается по каналу связи. Декодирование заключается в обратном преобразовании передаваемого сигнала в компьютерный код. Например, при использовании телефонных линий в компьютерных сетях функции кодирования/декодирования выполняет прибор, который называется модемом.

Пропускная способность канала и скорость передачи информации

Разработчикам технических систем передачи информации приходится решать две взаимосвязанные задачи: как обеспечить наибольшую скорость передачи информации и как уменьшить потери информации при передаче. К. Шеннон был первым ученым, взявшимся за решение этих задач и создавшим новую для того времени науку — теорию информации.

Шеннон определил способ измерения количества информации, передаваемой по каналам связи. Им было введено понятие пропускной способности канала как максимально возможной скорости передачи информации. Эта скорость измеряется в битах в секунду (а также килобитах в секунду, мегабитах в секунду).

Пропускная способность канала связи зависит от его технической реализации. Например, в компьютерных сетях используются следующие средства связи:

телефонные линии;

электрическая кабельная связь;

оптоволоконная кабельная связь;

радиосвязь.

Пропускная способность телефонных линий — десятки и сотни Кбит/с; пропускная способность оптоволоконных линий и линий радиосвязи измеряется десятками и сотнями Мбит/с.

Скорость передачи информации связана не только с пропускной способностью канала связи. Представьте себе, что текст на русском языке, содержащий 1000 знаков, передается с использованием двоичного кодирования. В первом случае используется телеграфная 5-разрядная кодировка. Во втором случае — компьютерная 8-разрядная кодировка. Тогда длина кода сообщения в первом случае составит 5000 битов, во втором случае — 8000 битов. При передаче по одному и тому же каналу второе сообщение будет передаваться дольше в 1,6 раза (8000/5000). Отсюда, казалось бы, следует вывод: длину кода сообщения нужно делать минимально возможной.

Однако существует другая проблема, которая на рис. 2.1 отмечена словом «шум».

Шум, защита от шума

Термином «шум» называют разного рода помехи, искажающие передаваемый сигнал и приводящие к потере информации. Такие помехи, прежде всего, возникают по техническим причинам, таким как плохое качество линий связи, незащищенность друг от друга различных потоков информации, передаваемых по одним и тем же каналам. Существуют и другие источники помех, имеющие физическое происхождение.

Иногда, например, беседуя по телефону, мы слышим шум, треск, мешающие понять собеседника, или на наш разговор накладывается разговор других людей.

Наличие шума приводит к потере передаваемой информации. В таких случаях необходима защита от шума. Для этого в первую очередь применяются технические способы защиты каналов связи от воздействия шумов. Такие способы бывают самыми разными, иногда простыми, иногда очень сложными. Например: использование экранированного кабеля вместо «голого» провода; применение разного рода фильтров, отделяющих полезный сигнал от шума и пр.

Шеннон разработал специальную теорию кодирования, дающую методы борьбы с шумом. Одна из важных идей этой теории состоит в том, что передаваемый по линии связи код должен быть избыточным. За счет этого потеря какой-то части информации при передаче может быть компенсирована. Например, если при разговоре по телефону вас плохо слышно, то, повторяя каждое слово дважды, вы имеете больше шансов на то, что собеседник поймет вас правильно.

В системах передачи информации используется так называемое помехоустойчивое кодирование, вносящее определенную избыточность.

Однако нельзя делать избыточность слишком большой. Это приведет к задержкам и удорожанию связи. Теория кодирования как раз и позволяет получить такой код, который будет оптимальным: избыточность передаваемой информации будет минимально возможной, а достоверность принятой информации — максимальной.

Большой вклад в научную теорию связи внес известный советский ученый Владимир Александрович Котельников. В 1940-1950-х годах им получены фундаментальные научные результаты по проблеме помехоустойчивости систем передачи информации.

В современных системах цифровой связи для борьбы с потерей информации при передаче часто применяется следующий прием.

Все сообщение разбивается на порции — блоки. Для каждого блока вычисляется контрольная сумма (сумма двоичных цифр), которая передается вместе с данным блоком.

В месте приема заново вычисляется контрольная сумма принятого блока и, если она не совпадает с первоначальной суммой, передача данного блока повторяется. Так происходит до тех пор, пока исходная и конечная контрольные суммы не совпадут.


Вопросы и задания

1. Для чего нужна процедура кодирования передаваемой информации?

2. Что такое декодирование? Каким должен быть его результат?

3. Каким техническим средством связи вы чаще всего пользуетесь? Замечали ли вы при этом факты потери информации?

4. Назовите устройства кодирования и декодирования при использовании радиосвязи.

5. Что такое шум по отношению к системам передачи данных?

6. Какие существуют способы борьбы с шумом?

7. Пропускная способность канала связи 100 Мбит/с. Уровень шума пренебрежимо мал (например, оптоволоконная линия). Определите, за какое время по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.

8. Пропускная способность канала связи 10 Мбит/с. Канал подвержен воздействию шума, поэтому избыточность кода передачи составляет 20%. Определите, за сколько времени по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Урок по теме «Передача информации. Средства связи», 5-й класс

Подготовительный момент: два ученика готовят доклады по материалу §3.4 (Как передавали информацию в прошлом) и §3.5 (Научные открытия и средства передачи информации).

Цель урока: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации.

Задачи урока:

  • изучить и закрепить основные понятия: источник, приемник информации, канал связи, помехи;
  • сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества;
  • развитие логического мышления, расширение кругозора;
  • воспитание информационной культуры учеников.

Тип урока: изучение нового материала.

Для урока:

  • Учебник Л.Л. Босовой Информатика 5 класс.
  • Рабочие тетради.
  • проектор.
  • CD – диск “Мир информатики 3-4 год обучения”.
  • Плакат “Передача информации”.
  • Презентация “Передача информации. Средства связи”. Приложение 1.
  • Ролик “Искажение информации” Приложение 2.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Актуализация знаний. (5 мин.)
  3. Объяснение и закрепление нового материала. (20 мин.)
  4. Практическая работа. (10 мин.)
  5. Подведение итогов урока. (2 мин.)
  6. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем познакомимся еще с одним информационным процессом – передачей информации.

II. Актуализация знаний.

Опрашиваются два ученика один письменно, другой устно.

  1. Устно:
  2. 1. Как человек хранит информацию?

    2. Что такое носитель информации? Назовите старинные носители информации?

    3. Какие современные носители информации вам известны? Какими носителями информации вы пользуетесь чаще всего?

  3. Письменно:

В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:

Носитель

Пример

Форма представления

Бумага

Письмо от друга Текстовая информация
  Табличка с номером дома  
  Билет на самолет  
  Газета  
  Кинофильм  

III. Объяснение и закрепление нового материала. (объяснение сопровождается презентацией)

Запишем тему сегодняшнего урока “Передача информации. Средства связи”.Слайд 1 Давайте послушаем, что же такое передача информации, и как она осуществляется. (Включаю фрагмент программы “Мир информатики” компании “Кирилл и Мефодий” – четвертый год обучения – Передача информации).

 

 

Итак, передача информации – физический процесс, по средствам которого осуществляется перемещение информации в пространстве. Слайд 2. (Записать в тетрадь определение и зарисовать схему передачи информации).

Понятие “передача информации” предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – источника информации и ее потребителя, приёмника информации.

Также для передачи информации необходимо наличие среды (канала связи).

Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений. (Ролик “Искажение информации”)

Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с приёмом и передачей информации. Передача информации происходит при чтении книг, просмотре телепрограмм.

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с передачей информации.

При переходе дороги на регулируемом перекрёстке вы (приёмник информации) воспринимаете зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией.

Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды.

В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает ваши и команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры. В случае просмотра телепередачи всей семьёй источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи).

Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния человек использует различные средства связи.

Средства связи – способы передачи информации на расстояние. К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет. Слайд 3 (Записать в тетрадь определение).

Как передавали информацию в прошлом (Выступление первого докладчика.)

Приложение 3

Физкультминутка

Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.

Научные открытия и средства передачи информации. (Выступление второго докладчика.)

Приложение 4.

Закрепление новой темы:

Задание 5 стр. 23 учебника: Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

…Шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Сами шлют гонца другого…

Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

Задание 6 стр. 23 учебника: Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А.С. Пушкина:

  1. царевич Елисей, искавший невесту;
  2. злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;
  3. царь Салтан, чтобы узнать о диковинках;
  4. царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?

IV. Практическая работа.

Ребята заполняют таблицу Приложение 5 на компьютере (файл с заданием открывается учителем перед началом урока).

V. Итог урока.

Сегодня на уроке вы узнали, что если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник, а также, что в процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. А ещё вы познакомились с историей развития средств связи.

VI. Домашнее задание.

§ 1.5, вопросы 1-4;

РТ: №6 (стр. 12).

Литература:

  1. Л.Л. Босова “Информатика 5” учебник М: БИНОМ 2008 г.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru
  3. CD – диск “Мир информатики 3-4 год обучения”.
  4. Сайт “Инертен университет информационных технологий” http://www.intuit.ru/department/history/ithistory/3/2.html

urok.1sept.ru

3. Общие понятия о передаче информации

последовательность соединенных между собой подсетей. Традиционные протоколы сетевого уровня передают информацию вдоль этих маршрутов.

Канальный уровень (уровень 2) (формально называемый информационно-канальным уровнем) обеспечивает надежный транзит данных через физический канал. Выполняя эту задачу, канальный уровень решает вопросы физической адресации (в противоположность сетевой или логической адресации), топологии сети, линейной дисциплины (каким образом конечной системе использовать сетевой канал), уведомления об ошибках, упорядоченной доставки блоков данных и управления потоком информации.

Физический уровень (уровень 1) определяет электротехнические, механические, процедурные и функциональные характеристики установления, поддержания и разъединения физического канала между конечными системами. Спецификации физического уровня определяют такие характеристики, как величины напряжений, параметры синхронизации, скорость передачи физической информации, максимальные расстояния передачи информации, физические соединители и другие аналогичные характеристики.

Физической средой в различных телекоммуникационных системах могут быть самые разнообразные средства от простейшей пары проводов до сложной системы передачи синхронной цифровой иерархии. Данный курс лекций посвящен рассмотрению именно физических сред и физического уровня эталонной модели взаимодействия открытых систем.

3.1. Основные определения

Информация — сведения о каких-либо процессах, событиях, фактах или предметах. Известно, что 80..90% информации человек получает через органы зрения и 10..20% — через органы слуха. Другие органы чувств дают в сумме 1..2% информации. Физиологические возможности человека не позволяют обеспечить передачу больших объемов информации на значительные расстояния.

Связь — техническая база, обеспечивающая передачу и прием информации между удаленными друг от друга людьми или устройствами. Аналогия между связью и информацией такая же, как у транспорта и перевозимого груза. Средства связи не нужны, если нет информации, как не нужны транспортные средства при отсутствии груза.

Сообщение — форма выражения (представления) информации, удобная для передачи на расстояние. Различают оптические (телеграмма, письмо, фотография) и звуковые (речь, музыка) сообщения. Документальные сообщения наносятся и хранятся на определенных носителях, чаще всего на бумаге. Сообщения, предназначенные для обработки на ЭВМ, принято называть данными.

Информационный параметр сообщения — параметр, в изменении которого «заложена» информация. Для звуковых сообщений информационным параметром является мгновенное значение звукового давления, для неподвижных изображений — коэффициент отражения, для подвижных — яркость свечения участков экрана.

По характеру изменения информационных параметров различают непрерывные и дискретные сообщения.

Сигнал — физический процесс, отображающий передаваемое сообщение. Отображение сообщения обеспечивается изменением какой-либо физической величины, характеризующей процесс. Эта величина является информационным параметром сигнала.

Сигналы, как и сообщения, могут быть непрерывными и дискретными. Информационный параметр непрерывного сигнала с течением времени может принимать любые мгновенные значения в

studfiles.net

Способы передачи информации. Организечия и структура локальных и глобальных компьтерных сете.

Передача информации необходима для того или иного ее распространения. Общая схема передачи такова: источник информации — канал связи — приемник (получатель) информации Для передачи информации с помощью технических средств используются кодирующее устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи, и декодирующее устройство, необходимое для преобразования кодированного сообщения в исходное. При передаче информации необходимо учитывать тот факт, что информация при этом может теряться или искажаться, т. е. присутствуют помехи. Для нейтрализации помех при передаче информации зачастую используют помехоустойчивый избыточный код, который позволяет восстановить исходную информацию даже в случае некоторого искажения. Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем. Передача информации между компьютерами существует с самого момента возникновения ЭВМ. Она позволяет организовать совместную работу отдельных компьютеров, решать одну задачу с помощью нескольких компьютеров, совместно использовать ресурсы и решать множество других проблем. Под компьютерной сетью понимают систему распределенных на территории аппаратных, программных и информационных ресурсов (средств ввода/вывода, хранения и обработки информации) , связанных между собой каналами передачи данных. При этом обеспечивается совместный доступ пользователей к информации (базам данных, документам и т. д. ) и ресурсам (жесткие диски, принтеры, накопители CD-ROM, модемы, выход в глобальную сеть и т. д.) . По типу используемых ЭВМ выделяют однородные и неоднородные сети. В неоднородных сетях содержатся программно несовместимые компьютеры (чаще так и бывает на практике) . По территориальному признаку сети делят на локальные, региональные и глобальные. Локальные сети (LAN, Local Area Network) охватывают ресурсы, расположенные друг от друга не более чем на несколько километров (чаще всего это одно-два здания и прилегающая к ним территория — например, локальная сеть школы, вуза, компьютерного клуба и т. д.) . Региональные сети охватывают город, район, область, небольшую республику (например, сеть Департамента образования Пермской области) . Глобальные сети охватывают всю страну, несколько стран и целые континенты (например, сеть Интернет) . Иногда выделяют корпоративные сети, где важно защитить информацию от несанкционированного доступа (например, сеть Министерства обороны) . По методу передачи информации различают сети с коммутацией каналов, сообщений, пакетов и со смешанной коммутацией. Чаще используются сети с коммутацией пакетов. В зависимости от того, являются ли все компьютеры локальной сети равноправными или имеется выделенный центральный компьютер (сервер) , сети подразделяют на одноранговые, или сети с выделенным сервером. Сеть с выделенным сервером является более производительной. Вообще сервером называется узел сети, который предоставляет свои ресурсы другим узлам (компьютерам и т. д.) , но сам при этом не использует их ресурсы. Клиентом называется узел сети, который только использует сетевые ресурсы, но сам свои ресурсы в сеть не отдает (часто его еще называют рабочей станцией) . Основными свойствами локальной сети являются: высокая скорость передачи, большая пропускная способность; низкий уровень ошибок передачи; эффективный, быстродействующий механизм управления обменом; ограниченное, точно определенное число компьютеров, подключаемых к сети. Очень важным является вопрос топологии локальной сети. Под топологией компьютерной сети обычно понимают физическое расположение компьютеров сети относительно Друг Друга и способ соединения их линиями. Топология определяет требования к оборудованию, тип используемого кабеля/ По ссылке найдете что не вместилось!

touch.otvet.mail.ru

§ В.4. Система передачи информации (основные понятия и определения)

Структурная схема одноканальной системы передачи информации приведена на рис. В.2. Информация поступает в систему в форме сообщений. Под сообщением понимают совокупность знаков или первичных сигналов, содержащих информацию. Источник сообщений в общем случае образует совокупность источника информации ИИ (исследуемого или наблюдаемого объекта) и первичного преобразователя ПП (датчика, человека-оператора и т.п.), воспринимающего информацию о его состояниях или протекающем в нем процессе. Различают дискретные и непрерывные сообщения.

Дискретные сообщения формируются в результате последовательной выдачи источником отдельных элементов — знаков. Множество различных знаков называют алфавитом источника сообщений, а число знаков — объемом алфавита. В частности, знаками могут быть буквы естественного или искусственного языка, удовлетворяющие определенным правилам взаимосвязи. Распространенной разновидностью дискретных сообщений являются данные.

Непрерывные сообщения не разделимы на элементы. Они описываются функциями времени, принимающими непрерывное множество значений. Типичными примерами непрерывных сообщений могут служить речь, телевизионное изображение. В ряде систем связи непрерывные сообщения с целью повышения качества передачи преобразуются в дискретные.

Для передачи сообщения по каналу связи ему необходимо поставить в соответствие определенный сигнал. В информационных системах под сигналом понимают физический процесс, отображающий (несущий) сообщение. Преобразование сообщения в сигнал, удобный для передачи по данному каналу связи, называют кодированием в широком смысле слова. Операцию восстановления сообщения по принятому сигналу называют декодированием.

Так как число возможных дискретных сообщений при неограниченном увеличении времени стремится к бесконечности, а за достаточно большой промежуток времени весьма велико, то ясно, что создать для каждого сообщения свой сигнал практически невозможно. Однако, поскольку дискретные сообщения складываются из знаков, имеется возможность обойтись конечным числом образцовых сигналов, соответствующих отдельным знакам алфавита источника.

Для обеспечения простоты и надежности распознавания образцовых сигналов их число целесообразно сократить до минимума. Поэтому, как правило, прибегают к операции представления исходных знаков в другом алфавите с меньшим числом знаков, называемых символами. При обозначении этой операции используется тот же термин «кодирование», рассматриваемый в узком смысле. Устройство, выполняющее такую операцию, называют кодирующим или кодером К. Так как алфавит символов меньше алфавита знаков, то каждому знаку соответствует некоторая последовательность символов, которую назовем кодовой комбинацией. Число символов в кодовой комбинации называют ее значностью, число ненулевых символов — весом.

Аналогично, для операции сопоставления символов со знаками исходного алфавита используется термин «декодирование». Техническая реализация ее осуществляется декодирующим устройством или декодером ДК. В простейшей системе связи кодирующее, а следовательно, и декодирующее устройство может отсутствовать.

Передающее устройство осуществляет преобразование непрерывных сообщений или знаков в сигналы, удобные для прохождения по конкретной линии связи (либо для хранения в некотором запоминающем устройстве). При этом один или несколько параметров выбранного носителя изменяют в соответствии с передаваемой информацией. Такой процесс называют модуляцией. Он осуществляется модулятором М. Обратное преобразование сигналов в символы производится демодулятором ДМ.

Под линией связи понимают любую физическую среду (воздух, металл, магнитную ленту и т.п.), обеспечивающую поступление сигналов от передающего устройства к приемному. Сигналы на выходе линии связи могут отличаться от переданных вследствие затухания, искажения и воздействия помех. Помехами называют любые мешающие возмущения, как внешние (атмосферные помехи, промышленные помехи), так и внутренние (источником которых является сама аппаратура связи), вызывающие случайные отклонения принятых сигналов от переданных. Эффект воздействия помех на различные блоки системы стараются учесть эквивалентным изменением характеристик линии связи. Поэтому источник помех условно относят к линии связи.

Из смеси сигнала, и помехи приемное устройство выделяет сигнал и посредством декодера восстанавливает Сообщение, которое в общем случае может отличаться от посланного. Меру соответствия принятого сообщения посланному называют верностью передачи. Обеспечение заданной верности передачи сообщений — важнейшая цель системы связи.

Принятое сообщение с выхода системы связи поступает к абоненту-получателю, которому была адресована исходная информация.

Совокупность средств, предназначенных для передачи сообщений, называют каналом связи. Для передачи информации от группы источников, сосредоточенных в одном пункте, к группе получателей, расположенных в другом пункте, часто целесообразно использовать только одну линию связи, организовав на ней требуемое число каналов. Такие системы называют многоканальными.

studfiles.net

Открытый урок «Передача информации»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Проверим готовность к уроку. Кто отсутствует?

Дети проверяют готовность к уроку, называют, кого нет в школе.

II. Актуализация знаний

Посмотрите на шараду и скажите, что в ней зашифровано:

Что такое информация?

Какие виды информации вы знаете?

Пожалуйста, определите, к какому виду по способу представления относится данная информация.


Действия совершаемые с информацией называются ….

А что мы с вами уже научились делать с информацией?

Информация

Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств

По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация

После размышлений у доски выполняет задание 1 ученик.

информационные процессы

Хранить, обрабатывать

III. Изучение нового материала

Взгляните на эти предметы и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?

Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Дополните, пожалуйста, примерами из жизни, когда вы передавали или принимали информацию?

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

Одна — …

Другая — ….

Как называть источник информации и приёмник информации.

Кого мы называем источником информации?

А приёмником?

Нарисуйте стрелку между двумя участниками процесса передачи информации в том направлении, которое вы считаете верным.

В каком направлении происходит передача информации? Чем является стрелка в схеме передачи информации?

Стрелка здесь нарисована не случайно. Если вы рассказываете другу историю по телефону, кто является источником информации?

А кто приемником?

А через что информация передается от вас к вашему другу?

Хорошо. А если друг написал вам письмо, кто является источником информации?

Приемником?

Через что была передана информация?

Стрелку между источником и приемником информации мы назовём «Канал связи».

Обсудите в группах и в течение 1 минуты сформулируйте определение того, что мы называем каналом связи.

Молодцы. А теперь на доске кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино». Назовите источник, приемник информации и канал связи в данной ситуации.

А в мультфильме «Зима в Простоквашино» откуда Дядя Федор узнал о том, что Матроскин с Шариком поссорились? Кто участвует в передаче информации в данной ситуации?

Теперь обобщите то, что вы повторили и узнали нового.

А сейчас я предложу вам задание, которое покажет вам, что вы еще не знаете про информацию. Попробуйте ответить на вопрос:

«Что влияет на качество передачи информации?»

Для этого мы поиграем с вами в игру.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Скажи всё ли ты услышал? А почему?

Я вижу, что у некоторых из вас есть идеи о том, что влияет на качество передачи информации.

Предлагаю посмотреть и ответить, что помешало Дяде Федору и его друзьям увидеть новогоднее выступление мамы по телевизору?

Вся ли информация в неизменном виде была передана от источника к приемнику?

Что повлияло на качество передачи информации?

Такого рода технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации, встречаются очень часто и называются помехи.

Так что такое помехи?

Как у нам узнать какие помехи могут возникнуть при передаче информации? Что мы для этого должны сделать?

Для выявления этой информации поработаем по плану в группах.

План

  1. Привести пример передачи информации. Назовите источник, приёмник информации, канал связи.

  2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник — канал связи — приёмник.

  3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации

Работа в группах

Группа 1

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью источника информации.

Группа 2

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью приемника информации

Группа 3

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью канала связи


Передать информацию, передача информации

Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию; получал письмо, писал письмо; смотрел новости по телевидению

Две, если несколько человек – то несколько

передает информацию.

получает информацию

Того, кто передает информацию

Того, кто получает информацию

От источника к приемнику.

Мы, я

Друг

Через телефонные провода

Друг

Я, мы

Через бумагу, письмо

Канал связи – это технические средства передачи информации от источника к приемнику. Например, книга, письмо, радиоволны, электромагнитные волны, провода

Источник – Дядя Федор, приемник – папа и мама, канал связи – письмо

Источник – Кот Матроскин и Шарик, приемник – Дядя Федор, папа и мама, канал связи – «говорящее письмо»

Повторили, что такое информация, виды информации, информационные процессы. Узнали, как происходит процесс передачи информации, способы передачи информации

Один ученик читает загадку другому ученику, а третий человек начинает шуршать бумагой.

Нет. Мне мешали.

Нет, зрительная информация была получена, а звуковая – нет

Неисправность телевизора

Помехи – это технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации

Проанализировать, как передают информацию, какие объекты участвуют в передаче информации, выявить от чего может зависеть качество передачи информации

Каждая группа получает задание, и в течение 3 минут должна по разработанному плану ответить на вопрос.

Например, дефекты речи, неисправность микрофона, телефона, плохо пишет ручка, неразборчивый почерк

Например, плохое зрение или слух, неумение читать, дальтонизм

Например, обрыв провода, гроза, сломалась антенна, села батарейка на телефоне

Каждая группа представляет свою схему, заполняя

общий эталон на интерактивной доске.

IV. Закрепление.

Работая в группах, приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается как в предложенной схеме:

Источник: — Приёмник:

Источник:– Приёмники:

Источники: — Приёмник:

Впишите свои варианты в карточку и подготовьте инсценировку данных ситуаций.

Приложение 1

А какую схему использовали вы при передаче информации? Есть ли она на бланках?

Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передачи информации?

Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу. Предложите способ, как превратить носитель информации в её источник, и укажите вид информации, которую получит приемник от данного источника.

Приложение 2

По итогам работы сделайте вывод о том, как связаны между собой процессы передачи и хранения информации.

Дети вписывают ситуации в карточку и разыгрывают сценки.

Её нет. Источники — приемники

Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.

Вывод: все эти носители информации могут быть и источниками.

V. Рефлексия учебной деятельности.

Сейчас я попрошу вас передать мне информацию о том, как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат разноцветные листочки для записей.

Передайте мне на стол по одному листочку, пожалуйста, те учащиеся, кто считает, что он достиг цели на уроке, и оценивает свою работу как активную и плодотворную.

Итак, я получила …% информации.

Если < 100%, то значит, кому-то из нас помешали достичь цели помехи. Пожалуйста, те, кто не передал листочки, напишите на них, какие затруднения возникли у вас на уроке, и как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. Рада буду получить ваши комментарии, вопросы и предложения. Также передайте, пожалуйста, их ко мне на стол.

Теперь, когда урок близок к завершению, мы можем подвести итоги.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вас удивило, что показалось интересным?

Что было сложным или показалось неважным, неинтересным?

Домашнее задание

§ 1.5, № 6 (стр. 23) письменно РТ № 9 (стр. 15)

Дети записывают домашнее задание.

Приложение 1

Пример передачи информации

____________________________________________________________________________

Источник:

______________________

______________________

Приёмник:

____________________________

____________________________

Пример передачи информации

____________________________________________________________________

Источник:

__________________________

__________________________

Приёмники:

_____________________________

_____________________________

Пример передачи информации

________________________________________________________________________

Источники:

___________________________

___________________________

Приёмник:

_____________________________

_____________________________

Приложение 2

Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Диск с аудиозаписью

Вставить в проигрыватель и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета

Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Диск с аудиозаписью

Вставить в проигрыватель и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета

Технологическая карта урока

Дата: 30.01.2015 г.

Разработчик: учитель информатики МБОУ СОШ №6 г.о. Самара Зибрина А.А.

Учебный предмет: информатика

Класс: 5 информационный.

Тема урока: Передача информации.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: сформировать представления о процессах передачи информации

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации.

Метапредметные:

  • познавательные: понимают единую сущность процесса передачи информации.

  • регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с учебной задачей, оценивают свою работу на уроке.

  • коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют договариваться с партнером в ходе совместной деятельности.

Личностные: понимают значение коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

2) рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приемники информации.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• информация;

• действия с информацией;

• передача информации;

• источник информации;

• информационный канал;

• приемник информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:

Использованные материалы:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  2. Программа курса информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. / Л.Л. Босова, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

infourok.ru

Лекция 12. Передача информации в линии связи

  1. Общая схема передачи информации в линиии связи

  2. Характеристики канала связи

  3. Влияние шумов на пропускную способность канала

1. Общая схема передачи информации в линии связи

Использование информации для решения каких-либо задач, безусловно, сопряжено с необходимостью ее распространения, то есть с необходимостью осуществления процессов передачи и приема информации. При этом приходится решать проблему согласования метода кодирования с характеристиками канала связи, а также обеспечивать защиту передаваемой информации от возможных искажений.

Источник информации определен как объект или субъект, порождающий информацию и имеющий возможность представить ее в виде сообщения, то есть последовательности сигналов в материальном носителе. Другими словами, источник информации связывает информацию с ее материальным носителем. Передача сообщения от источника к приемнику всегда связана с некоторым нестационарным процессом, происходящим в материальной среде– это условие является обязательным, поскольку сама информация материальным объектом не является.

Способов передачи информации существует множество: почта, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети и пр. Однако при всем разноообразии конкретной реализации способов связи в них можно выделить общие элементы: источник и получатель информации, кодирующее и декодирующее устройства, преобразователь кодов в сигналы и преобразователь сигналов в коды, канал связи, а также источники шумов (помех) и факторы, обеспечивающие защиту от шумов (см. схему на рис. 4).

Понимать схему нужно следующим образом. Источник, порождающий информацию, для передачи должен представить ее виде сообщения, то есть последовательности сигналов. При этом для представления информации он дожен использовать некоторую систему кодирования.Устройство, выполняющее операцию кодированияинформации, может являться подсистемой источника информации. Например, наш мозг порождает информацию и он же кодирует эту информацию с помощью языка (например, русского), а затем представляет информацию в виде речевого сообщения посредством органов речи. Компьютер обрабатывает и хранит информацию в двоичном представлении, но при выводе ее на экран монитора он же – компьютер – производит ее перекодировку пользователю виду.

Возможна ситуация, когда кодирующее устройство оказывается внешним по отношению к источнику информации, например, телеграфный аппарат или компьютер по отношению к человеку – работающему на нем оператору. Далее коды должны быть переведены в последовательность материальных сигналов, то есть помещены на материальный носитель – эту операцию выполняет преобразователь. Преобразователь может бытьсовмещен с кодирующим устройством(например, телеграфный аппарат), но может быть исамостоятельным элементомлиниии связи (например, модем, преобразующий электрические дискретные сигналы с частотой компьютера в аналоговые сигналы с частотой, на которой их затухание в телефонных линиях будет наименьшим).

К преобразователям относят также устройства, которые переводят сообщение с одного носителя на другой. Например:

  • телефонный аппарат, преобразующий звуковые сигналы в электрические;

  • радипередатчик, преобразующий звуковые сигналы в радиоволны;

  • телекамера, преобразующая изображение в последовательность электрических импульсов.

Рис. 4. Общая схема передачи информации

В общем случае при преобразовании выходные сигналы воспроизводят не полностью все особенности входного сообщения, а лишь его наиболее существенные стороны, то есть при преобразовании часть информации теряется. Например, полоса пропускания частот при телефонной связи находится в промежутке от 300 до 3400 Гц, в то время как частоты, воспринимаемые человеческим ухом, лежат в интервале от 16 до 20000 Гц.

Таким образом, телефонные линиии «обрезают» высокие частоты, что приводитк искажениям звука; в черно-белом телевидении при преобразовании сообщения в сигналы теряется цвет изображения. Именно в связи с этими проблемами возникает задача выработки такого способа кодирования сообщения, который обеспечивал бы возможно более полное представление исходной информации при преобразовании, и, в то же время, этот способ был бы согласован со скоростью передачи информации по данной линии связи.

После преобразователя сигналы поступают в канал связии распространяются в нем.Понятие канала связи включает в себя материальную среду, а также физический или иной процесс, посредством которого осуществляется передача сообщения, то есть распространение сигналов в пространстве с течением времени.

В табл. 20приведены примеры некоторых каналов связи.

Табл. 20. Примеры каналов связи

Канал связи

Среда

Носитель сообщения

Процесс, используемый для передачи сообщения

Почта

Среда обитания человека

Бумага

Механическое перемещение носителя

Телефон, компьютерные сети

Проводник

Электрические заряды

Перемещение зарядов (ток)

Радио, телевидение

Электромагнитное

поле

Электромагнитные

волны

Распространение электромагнитных волн

Зрение

Слух

Воздух

Звуковые волны

Распространение звуковых волн

Обоняние, вкус

Воздух, пища

Химические вещества

Химические реакции

Осязание

Поверхность кожи

Ввоздействующий на кожу объект

Теплопередача, давление

Любой реальныйканал связи подвержен внешним воздействиям, а также в нем могут происходить внутренние процессы, в результате которых искажаются передаваемые сигналы, и, следовательно, связанные с этими сигналами сообщения. Такие воздействия называютсяшумами(помехами). Источники помех могут бытьвнешнимиивнутренними. Квнешнимпомехам относятся, например, так называемые «наводки» от мощных потребителей электричества или атмосферных явлений; одновременное действие нескольких близкорасположенных однотипых источников сообщений (одновременный разговор нескольких человек). К помехам могут привоить ивнутренниеособенности данного канала связи, например, физические неоднородности носителя; процессы затухания сигнала в линии связи, существенные при большой удаленности приемника от источника.

Если уровень помех оказывается соизмеримым с мощностью несущего информацию сигнала, то передача информации по данному каналу оказывается невозможной. Даже шумы относительно низких уровней могут вызвать существенные искажения передаваемого сигнала.

Существуют и применяются различные методы защиты от помех. Например, используется экранирование элетрических линий связи; улучшение избирательности примного устройства и так далее Другим способом защиты от помех является использование специальных методов кодирования информации.

После прохождения сообщения по каналу связи сигналы с помощью приемного преобразователяпереводятся в последовательность кодов, которыедекодирующим устройствомпредставляются в форме, необходимой для примника информации (в воспринимаемой приемником форме). На этапе приема, как и при передаче, преобразователь может быть совмещенным с декодирующим устройством (например, радиоприемник или телевизор) или существовать отдельно от декодирующего устройства (преобразователь модем может существует отдельно от компьютера).

Понятие «линия связи»объединяет элементы представленной на рис. 1 схемы между источником и приемником информации.Характеристиками любой линиисвязи являютсяскорость, с которой возможна передача сообщения в ней, а такжестепень искажениясообщения в процессе передачи.

Далее рассмотрим те параметры линии связи, которые относятся непосредственно к каналу связи, то есть характеризуют среду и процесс передачи.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *