Фгос образования – ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты

Что такое ФГОС и почему на них все равняются

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями.

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, что и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.  

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования разработан свой госстандарт.

  1. ФГОС дошкольного образования.
  2. ФГОС начального общего образования (1–4 классы).
  3. ФГОС основного общего образования (5–9 классы).
  4. ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).

Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов. Познакомиться с каждым из них можно на сайте fgos.ru.

Зачем нужны стандарты образования

ФГОС обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы вы ни жили, в Москве, Калининграде или Владивостоке, ваш ребёнок везде будет получать примерно одинаковые знания.
  • преемственность основных образовательных программ. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.   
  • вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС является основой всех основных образовательных программ.

По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Структура ФГОС

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований.

  1. Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
  2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.

Кто придумывает ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.

Обычно сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза и, после доработок, стандарты утверждаются специальным советом министерства образования.

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС, так называемого, второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье».

externat.foxford.ru

ФГОС общего образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Среднее (полное) общее образование

 

 

Утвержден приказом Минобрнауки России

от 17 мая 2012 г. № 413

Зарегистрирован в Минюсте России

7 июня 2012 г. № 24480

 

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы;

к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации[3], а также Конвенции ООН о правах ребенка[4], учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;

реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

развития государственно-общественного управления в образовании;

формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений;

создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.

4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ФГОС ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ

 

www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai

Общее образование

Новости » Конкурсы, олимпиады » Итоговая аттестация » Математическое образование » Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» » Школьное питание » ФГОС » Общеобразовательные организации области 

ФГОС

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи МОиН РФ подготовлены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ и ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Со 2 января 2016 года вступило в действие постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 об утверждении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

 

www.minobr.orb.ru

ФГОС: Федеральные государственные образовательные стандарты

Примерная структура каждого типа урока по фГОС 

 

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

nsportal.ru

График поэтапного перехода образовательных организаций на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.

Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
— кадровых;
— финансово-экономических;
— материально-технических;
— психолого-педагогических
— информационно-методических.

В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.

Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образованияна 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:

Учебный год

Классы, переходящие на ФГОС

2010/11

1

                   

2011/12

1

2

                 

2012/13

1

2

3

 

5

           

2013/14

1

2

3

4

 

6

     

10

 

2014/15

1

2

3

4

5

 

7

     

11

2015/16

1

2

3

4

5

6

 

8

     

2016/17

1

2

3

4

5

6

7

 

9

   

2017/18

1

2

3

4

5

6

7

8

 

10

 

2018/19

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

11

2019/20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2020/21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2021/22

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Обязательное ведение ФГОС

Введение ФГОС по мере готовности

Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

 

 

mosmetod.ru

ФГОС — это конституция школьного образования | Материнство

В последние недели в обществе бурно обсуждается новый образовательный стандарт Российской школы. В интернете, СМИ, на радио и телевидении звучат порой очень резкие суждения, от рациональной критики до громких заявлений о готовящемся развале отечественного среднего образования. За разъяснениями по поводу ФГОС портал Материнство.ру обратился к разработчикам стандарта. На наши вопросы согласилась ответить Любовь Николаевна Феденко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель директора ИСИО РАО по стандартизации общего образования.

Вопрос: Что представляет собой ФГОС, и как он отразится на обучении детей?

Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию.

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией общего образования.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

ФГОС является ориентиром для разработки программ отдельных учебных предметов, курсов. В состав основной образовательной программы входят учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также программы отдельных учебных предметов, курсов.

— Всего существует три ФГОС?

— В настоящее время утверждены и введены в действие приказами Министерства образования и науки Российской Федерации два стандарта — ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) находится на рассмотрении и будет утвержден в ближайшее время.

— Где проходила апробация ФГОСов, как долго?

Стандарты образования разрабатывались поэтапно, начиная с 2006 года. Одновременно проводилась их апробация в региональных школах. Результаты всех разработок и апробаций неоднократно обсуждались в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Московская область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Омская область), на встречах с родителями учеников и общественностью.
Обсуждение всех документов постоянно осуществляется на специализированном Интернет-сайте «Новые стандарты общего образования: на пути к общественному договору» http://standart.edu.ru, сайте Института Стратегических исследований в образовании http://fgos.isiorao.ru/.

— Вносились ли во ФГОС начального общего образования коррективы по результатам апробации? Какого характера?

Все конструктивные замечания, высказанные педагогическими работниками в ходе обсуждений, были учтены разработчиками.

— При разработке стандартов разработчики учитывали опыт других стран?

Конечно, опыт всех стран, в которых ученики показывают высокие результаты по международным исследованиям, тщательно анализировался и учитывался при разработке ФГОС.

— На сайте http://fgos.isiorao.ru размещена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Что это за документ и как он будет применяться в школе?

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся была разработана в рамках подготовки ФГОС и служит одним из методологических оснований нового стандарта. На основе Концепции разработаны примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной и основной ступенях общего образования, которые вошли в структуру примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования. В соответствии с этими примерными программами образовательное учреждение будет разрабатывать свои программы воспитания и развития обучающихся с учетом особенностей своего образовательного учреждения.

— Какие именно изменения ждут первоклашек в сентябре 2011 года? В прессе упоминается «электронное учебное место». Является ли это основным нововведением? Будут ли все школы обеспечены такими местами к сентябрю?

В соответствии с ФГОС и ФЗ «Об образовании» организация условий реализации образовательного процесса является сферой полномочий региональных и муниципальных органов власти (органов управления образованием), поскольку эти вопросы находятся в их компетенции.

А ведь новые стандарты образования старших классов — это фактически то, о чем мечтает почти каждый старшеклассник. Ну, кто из нас не думал: зачем мне столько физики, если я собираюсь быть журналистом? Или зачем будущему экономисту биология в таком объеме? Новая реформа школы — это, можно сказать, путь от классической, или советского образца, разносторонней образованности к узкой специализации по-западному.

Новый стандарт образования старших классов должен быть введен в 2020 году, когда завтрашние первоклассники окончат девять классов. С этого момента облик российской школы должен измениться.

НТВ



— Будут ли разработаны учебные программы и учебники к 1 сентября?

Все программы начального образования разработаны и опубликованы, также разработаны и частично опубликованы материалы инструментально-методического сопровождения, обеспечивающие введение ФГОС начального общего образования. Отдельные документы размещены на сайте http://fgos.isiorao.ru,. На семинарах, которые проводятся в ИСИО РАО, участники семинара получают диски с записями лекций и методических материалов. Учебники, представленные в перечне Минобрнауки, прошли экспертизу и соответствуют ФГОС.

— Давайте остановимся подробнее на Проекте ФГОС для старшей школы, который вызывает больше всего споров. Родителей и учителей волнует вопрос об обязательных предметах и предметах по выбору. Не скажется ли такая свобода выбора на базовой грамотности выпускников?

— Принцип вариативности образования реализуется в России начиная с 1992 г., когда был принят действующий Закон «Об образовании». Он заключается в предоставлении обучающимся возможности выбора учебных предметов и дополнительных курсов в соответствии с их интересами и устремлениями. Учебный план включал инвариантную часть и вариативную. Вариативная часть содержала региональный и школьный компоненты (содержание образования определялось регионом и школой и не всегда соответствовало потребностям учеников и родителей). В новом стандарте основная образовательная программа также состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Таким образом, предоставлены большие права всем участникам образовательного процесса (прежде всего, родителям, обучающимся) влиять на содержание образования. Обязательная часть закрепляет изучение всех «базовых» учебных предметов. Участники образовательного процесса могут дополнительно выбрать для изучения учебные предметы, модули, курсы, заниматься внеурочной деятельностью, не связанной напрямую с изучаемыми предметами. Все эти занятия входят в основную образовательную программу и оплачиваются бюджетом. В старшей школе сегодня реализуется профильное обучение, ученик может выбрать предметы для более глубокого изучения в соответствии со своими интересами и жизненными перспективами. В предложенном проекте нового стандарта этот подход получил дальнейшее развитие. Определены традиционные обязательные предметные области, в соответствии со своими интересами ученик выбирает уровень обязательного изучения учебных предметов из этой области: профильный, базовый или интегрированный. Такие предметы, как физкультура, ОБЖ и Россия в мире представлены на одном уровне и обязательны для изучения. Кроме того, он может выбрать для изучения дополнительные курсы, модули, дисциплины, занятия внеурочной деятельностью. Финансирование всех этих занятий в пределах общего количества часов, определенного стандартом (оно больше, чем действующее сегодня), осуществляется бюджетом.

Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: «По сути дела в новых стандартах предлагается считать 9-й класс как завершение базового образования. 10–11-е классы — это уже подготовка ребенка с учетом его индивидуальных запросов. Это реальная индивидуализация процесса обучения к дальнейшей социализации, профессиональной деятельности и профессиональному образованию».

В старших классах останется 10 предметов вместо нынешних 20. Все они делятся на шесть групп. Из каждой школьник должен выбрать что-то одно: либо углубленное изучение алгебры и тогда пройти русскую литературу по верхам, выбрав «российскую словесность», либо засесть за русский язык, а вместо химии, физики и биологии взять общий курс «естествознание». Есть только три урока, которые не выбирают, а посещают все: физкультура, ОБЖ и новая дисциплина «Россия в мире».

НТВ



— А если учащийся освобожден от обязательных уроков физкультуры?

ФГОС не регламентирует технологии обучения. По поводу проведения уроков физкультуры надо обращаться к руководителям школы.

— Кем будет определяться количество часов, выделенных на изучение того или иного предмета?

Количество часов на изучение предметов определяется учебным планом школы, включенным в состав основной образовательной программы. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в соответствии с ФЗ «Об образовании» самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы, разработанной на федеральном уровне с участием регионов. В составе примерной основной образовательной программы (они разработаны для начального и основного общего образования) есть 3-4 варианта базисного (примерного) учебного плана. Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов или разработать учебный план самостоятельно.

— В настоящее время в расписании десятиклассника 15-17 учебных предметов. ФГОС предполагает сокращение их числа до 10 (3 обязательных и 7 по выбору из предложенных предметных областей). Почему разработчики решили пойти на такое сокращение?

— Проект ФГОС старшей ступени еще не утвержден, он обсуждается в профессиональном сообществе, в СМИ и на уровне широкой общественности. Ни о каком сокращении числа предметов речь не идет. Остается обязательным для изучения традиционный набор предметных областей, ученик может выбрать уровень изучения необходимых ему предметов.

— Как будет осуществляться контроль выполнения требований ФГОС? Аттестация школьников будет проводиться на основании учебных программ или «портрета выпускника»?

Контроль выполнения ФГОС будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ в образовании. Готовится новый ФЗ «Об образовании», который обозначит контрольные процедуры. Ими являются, прежде всего, процедуры лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестация выпускников, в том числе, государственная аттестация. Критериальной основой для аттестации выпускников являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, представленные в ФГОС, и конкретизирующие их планируемые результаты. ФГОС и проект нового закона предусматривают проведение мониторинговых исследований, выявляющих тенденции развития систем образования и образовательных учреждений.

Читайте также:

Так ли страшен ФГОС, как его малюют?


Научить ребенка добывать информацию, а не пичкать ею


Новый образовательный стандарт для начальной школы: испытание практикой


Российские школьники не дотягивают до стандартов

Дата публикации 09.02.2011
Автор статьи: Л. Н. Феденко

materinstvo.ru

Официальный сайт — ФГОС

 ФГОС ДО

Нормативные документы (нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО)

Методические рекомендации

 

ФГОС НОО

 

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесение изменений в ФГОС НОО»

Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18.05.2015г. №507)

Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 № 38 «О внесение изменений в Федеральный перечень учебников»

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 г. №1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников» (приказ от 05.09.2013г. №1047)

Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 N 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2015 N 37714)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в основную образовательную программу»

Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Изменения в СанПин от 24.11.2015 года

 

Методические рекомендации ФГОС НО

УМК к ФГОС НО

 

ОРКСЭ

Нормативное обеспечение

Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светсткой этики»

 

ФГОС ООО

 

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесение изменений в ФГОС ООО»

Приказ Минобрнауки России № 38 от 26.01.2016 «О внесение изменений в Федеральный перечень учебников»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1644)

Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении рекомендаций»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в основную образовательную программу»

Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Изменения в СанПин от 24.11.2015 года

 

ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

 

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. [Далее >]

 

Нормативные документы:

Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1645)

 

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

kem-edu.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *