Фгос системно деятельностный подход – Системно-деятельностный подход – основа ФГОС

Статья «Системно — деятельностный подход в образовании ФГОС НОО»

Системно-деятельностный подход в образовании. ФГОС НОО 

« Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

Долгие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, умений и навыков. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Ребята хорошо выполняли задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений их результаты оставляли желать лучшего.

Одна из основных задач модернизации современной российской школы — изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

Всё это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

С 1 сентября 2011 первоклассники начали учиться по новым образовательным стандартам. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)

  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)

  • научить жить (учение для бытия)

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Деятельностный подход к обучению предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить)

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности

, направленной на «открытие нового знания».

Основной результат обучения– развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

 

Системно-деятельностный подход предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на результатыобразования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

Велика роль учителя, который является организатором процесса познания и ставит задачу развития самодеятельности учащихся, при этом важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.

 

infourok.ru

Лекция № 4 «Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС ООО»

Лекция 4

«Системно – деятельностный подход –

методологическая основа ФГОС ООО»

        В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

      Понятие системно — деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

     В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

     Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

   Деятельностный метод обучения – это подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным: “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

     Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых требует деятельностный подход:

  1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации.

Одним из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.

  1. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

  1. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

  1. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу

Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.

  1. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

     Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов?  Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы  учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

      Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности.   Задача учителя при введении нового материала заключается  в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

   Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение — это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Эффект каждого воздействия на учащегося обусловливается его отношением к учению, уровнем подготовленности, другими индивидуальными особенностями. Взаимодействие учителя и ученика должны вызвать процесс самодвижения, саморазвития. Учебные действия, умственные и практические операции и действия, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса.

   На уроках и внеучебных занятиях создаётся особое пространство, в котором ученик превращается в деятеля, самостоятельно ориентируется в деятельности учения и выбирает собственные способы освоения учебного материала. Учитель корректирует зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения по теме.

    Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат — Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

   Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

    Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»

     Принцип деятельности в процессе обучения выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

    «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» — сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

nsportal.ru

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Тема самообразования:

«СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС».

Учитель технологии: Бондаренко Тамара Викторовна

2017г.

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять,обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

         К.Д.Ушинский

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащихся. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, — формирование умения учиться. Разработаны новые стандарты, в их основу положен системно-деятельностный подход. Возможно, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны.

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций  современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации — о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно-деятельностный метод обучения.

Понятие системно — деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменения самой методики обучения. Современный подход к обучению ориентирован на управления учителем познавательной деятельности школьников и к окончанию обучения в школе он должен осуществляться по определенной схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – рефлексия школьниками результатов работы. Система образования ориентирована на воспитание гражданских, демократических убеждений.  Но самое главное и трудное – это изменение роли учителя и перестройка сознания учителя: обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений, проектирование учебного процесса и его осуществление на основе развивающих технологий.

Деятельностный подход — это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Задача школы – не нагрузить объемом знаний, а научить учиться. Это составляет систему учебных универсальных действий (УУД). Стандарт нового поколения  — это стандарт, который помогает научить учиться, тем самым овладеть УУД, без которого ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Реализация технологии системно-деятельностного  метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

— принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержания и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

— принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

— принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

— принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

— принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения;

— принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

— принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Сформированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Системно – деятельностный подход в образовании неразрывно связан с воспитательным процессам. Только в условиях деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовят их к жизни – это и есть системо-деятельностный подход, который приносит свои плоды не сразу, но приведет к достижениям.

В чём же сущность деятельностного подхода?  

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.

Цель деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание  ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Задачи:

свой   труд, применять  знания, умения, полученные на  уроках;

  • воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство  ответственности;

  • формировать эстетический вкус;  

  • прививать уважительное отношение к труду, навыки  трудовой   культуры,  аккуратности;

  • развивать логическое мышление и творческие способности;

  • научить работать с помощью ручных инструментов,           приспособлений, машин.

Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем. Я  заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода:  «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

    СДП  на уроках  технологии:

1. Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности  («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ . 2) выделяется содержательная область («могу»)

2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:

1) конспектируем новые знания, необходимые для выполнения проекта, 2) тренировка мыслительных операций.

3. Выявление причины затруднения (если есть). 1) помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение 2) выявляем причину затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.

4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся обдумывают план  действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3) выбирается метод разрешения затруднения, 4)самостоятельно выполняют проект.

5. Самопроверка по образцу. Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом. Эмоциональная направленность состоит в организации,  для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.

6. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения   и запись домашнего задания.

       Например: 6 кл. тема: Изготовление декоративно-прикладного изделия (вязание крючком или на спицах). – 10 ч. На первом уроке показываю образцы вязаных изделий, заинтересовываю, предлагаю сделать в подарок маме. Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления прихватки, количество, как рассчитать, какая может быть форма изделия, последовательность выполнения работы, способы отделки… Разбираем затруднения, которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно выполняют изготовление декоративно-прикладного изделия, говорю о том, что работы должны получиться у всех разные, творческие, оригинальные. Затем обсуждаем готовые работы, задаем вопрос: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше. Организовываю выставку проектных работ. При наличии конкурентоспособных изделий учащийся принимает участие в районной или городской выставке творческих проектов.

           Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,  умение учиться.

          Активизируя    стремление   ребенка   к  постоянной   творческой   деятельности,   можно   создать  основу  для   развития   природных   качеств   человека   и   совершенствовать  их;  воспитать в детях  потребность  трудиться,  показать  каждому  ученику,  что  труд  человека – это источник  его  физического  и духовного  здоровья, основа  жизни  человека.  Важно чтобы  ученик мог порадоваться  своей  работе, успеху, чтобы  он  знал, что  его  труд  необходим  людям.

 Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены  с опорой на системно-деятельностный подход. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя — организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Использование системно — деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно — коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

 Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: 
— готовность к разрешению проблем, 
— технологическая компетентность, 
— готовность к  самообразованию, 
— готовность к использованию информационных ресурсов, 
— готовность к социальному взаимодействию, 
— коммуникативная компетентность.  

Системно — деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, создавать, становится в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

infourok.ru

Презентация «Системно-деятельностный подход как основа ФГОС»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Системно- деятельностный подход как основа ФГОС

2 слайд Описание слайда:

Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава… А. Дистервег, немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци

3 слайд Описание слайда:

Проблемы воспитания и образования нынешнего поколения «вымывание» дошкольных видов деятельности – замещение на учебные ориентация на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию получение информации ребенком через СМИ, интернет (не всегда положительная) вытеснение литературного чтения телевидением, фильмами, видео ограниченность общения с сверстниками Снижение категории одаренных способных детей увеличение «интеллектуально-пассивных» с трудностями в обучении детей

4 слайд Описание слайда:

Три конкурирующих подхода в образовании Традиционный – ЗУНовский Компетентностный Системно-деятельностный

5 слайд Описание слайда:

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов

6 слайд Описание слайда:

Системно — деятельностный подход — это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов

7 слайд Описание слайда:

Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

8 слайд Описание слайда:

Деятельность — это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

9 слайд Описание слайда:

Стандарты — социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО Личностная успешность Безопасность и здоровье Социальная успешность Свобода и ответственность Профессиональная успешность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

10 слайд Описание слайда:

Задача системы образования Состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

11 слайд Описание слайда:

Системно — деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся

12 слайд Описание слайда:

Универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компе-тентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

13 слайд Описание слайда:

Формирование УУД ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОИСХОДИТ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН УУД, ИХ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА И ОСНОВНЫХ ВИДОВ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩЕГОСЯ (СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ)

14 слайд Описание слайда:

Новая система требований – это Новая «формула стандартов» — к результатам освоения основных образовательных программ; — к структуре основных образовательных программ; — к условиям реализации основных образовательных программ.

15 слайд Описание слайда:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

16 слайд Описание слайда:

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы Метапредметные Личностные Предметные Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.

17 слайд Описание слайда:

Личностные результаты –сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

18 слайд Описание слайда:

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

19 слайд Описание слайда:

Предметные результаты — выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

20 слайд Описание слайда:

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ Способность к решению учебно-практических задач на основании: — системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах — умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности — обобщённых способов деятельности — коммуникативных и информационных умений — умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций

21 слайд Описание слайда:

Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ — ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) — характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) — индивидуально – психологические характеристики личности

22 слайд Описание слайда:

Переход школы на новые стандарты — смена роли учителя: учит учиться выстраивает процесс обучения процесс развития личности принятие духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей

23 слайд Описание слайда:

Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

24 слайд Описание слайда:

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

25 слайд Описание слайда:

Особенности урока в рамках деятельностного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

26 слайд Описание слайда:

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

27 слайд Описание слайда:

Требования к проведению урока «сами» дети ставят цель урока учитель на имеет права сообщать цель урока сам цель урока становится целью детей урок – единое целое с детьми учитель – равноправный партнер монологическая речь учителя практически неслышна

28 слайд Описание слайда:

Задача учителя: — помощь в построении учебного диалога — организация сотрудничества детей в группе — поддержка поисковой активности — ученики меньше пишут, слушают, больше делают руками — все догадки, открытия фиксируются в классе на «доске достижений» Организация учебной деятельности так, чтобы у учащихся формировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями

29 слайд Описание слайда:

Структура урока с позиции системно — деятельностного подхода — учитель создает проблемную ситуацию; — ученик принимает проблемную ситуацию; — вместе выявляют проблему; — учитель управляет поисковой деятельностью; — ученик осуществляет самостоятельный поиск; — обсуждение результатов.

30 слайд Описание слайда:

Ученик – Учитель Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.

31 слайд Описание слайда:

Вывод Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности; Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-193116

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Системно-деятельностный подход по ФГОС

Системно-деятельностный подход

Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода

Основные цели:

1. Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.

2. Повторение и закрепление учебного материала.

1. Самоопределение к деятельности.

Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки по¬вторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.

2. Актуализация знаний.

1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — понятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

2) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).

Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

1. 7. Включение в систему знаний и повторение.

При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).

1. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким спо¬собом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

• Урок общеметодологической направленности

Основные цели этого типа урока:

1. Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

2. Выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.

Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

Урок развивающего контроля.

Его цели:

1. Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

2. Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа:

1) проведение контрольной работы;

2) анализ контрольной работы.

Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.

Системно-деятельностный подход в образовании в контексте ФГОС второго поколения: цели, программы, технологии

В учебных программах предметных кафедр ИПК прочно обосновались новые темы: освоение стандартов второго поколения, системно-деятельностный подход, духовное развитие личности, универсальные учебные действия и др. Кроме того, совершенно ясно, что новые стандарты потребуют и новых образовательных технологий. А это, в свою очередь, означает, что иной должна быть и подготовка педагогов.

Прежде всего, следует охарактеризовать методологию разработки новых стандартов. В истории отечественного образования можно выделить три основных подхода к определению стандартов, и каждый основывается на своей методологии. Наиболее разработан так называемый «ЗУНовский», или трансляционный подход. Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Как раз на этих основаниях в 90-е годы прошлого велась стандартизация школьного образования. А несколькими годами раньше наша школа сумела перейти от «предметоцентризма» к образовательным областям. Трансляция знаний не требовала специальных технологий: учителя-практики ограничивались классическими методиками. Именно по этой причине так и не свершилась «технологическая революция», столь ожидаемая на исходе прошлого века.

На смену «ЗУНовскому» пришел компетентностный подход. Вот тут-то и потребовались эффективные технологии, обеспечивающие активную позицию школьников в образовательном процессе.

А вот в связи с переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход. Что это за «фрукт» и с чем его едят? И какого рода методический/технологический инструментарий понадобится учителю?

Понятие системно-деятельностного подхода было обосновано и введено в научный обиход в 1985 г. российскими психологами и, прежде всего, А.Г. Асмоловым. Тем самым была сделана попытка снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным подходом, который, строго говоря, всегда был системным (его разрабатывали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих практических разработок. Несколько замечательных ученых, прежде всего, В.Д. Шадриков, разными путями шли к этому подходу и, так или иначе, касались разработки стандартов.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, – это всегда целеустремлённая система, или, иначе, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Этот результат в истории нашей науки называли по-разному, например: «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «системообразующий результат» (П.К. Анохин), «результат как мотив и ценность деятельности» (А.Н. Леонтьев).

Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности, а деятельность в свою очередь рассматривается как целенаправленная система.

Кроме того, системно-деятельностный подход предполагает, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (Н.А.Бернштейн называл её «коррекцией», П.К.Анохин – «обратной ориентацией»). Понятия «аттестация», «тестирование» – из той же области. Обратная связь позволяет увидеть все процедуры образовательного процесса не изолированно, а в целостном системно-деятельностном анализе. Поэтому для педагогов практиков очень важно, во-первых, овладеть приёмами самоанализа, а во-вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы.

Отсюда вытекает ещё один момент: деятельность как система всегда имеет развивающий план анализа. Поэтому при разработке тех или иных программ надо выделять возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Если говорить об учебной деятельности, то её главная ценность – компетентность к обновлению компетентности. Задача современной школы – не дать объём знаний, – а научить учиться. Именно на этом основании и строится подход к разработке стандартов второго поколения. И такой подход требует соответствующих образовательных технологий.

Рассматриваемая в таком контексте учебная деятельность предполагает также становление разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания и самооценки как этапов самовоспитания. Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность – это, утверждал Д.Б. Эльконин, – «орган» развития, саморазвития, самовоспитания личности. И познание тоже встраивается в этот процесс.

Следующий пласт анализа – генетический. Например, ведущей деятельностью детей предшкольного возраста является игра. Школа вовлекает ребёнка в учебную деятельность. В возрасте 14-15 лет актуальной становится деятельность общения. Это всегда следует иметь в виду при отборе методического/технологического инструментария.

Также надо учитывать социальную ситуацию развития ребенка, а она меняется от эпохи к эпохе. Когда-то знания передавались от поколения к поколению (в силу механизма традиции). Школа Я. Коменского работала по образцу типографии (один и тот же «оттиск знаний» для всех – как в инкубаторе). Сейчас наступили такие времена, когда, во-первых, «прервалась связь времён», а во-вторых, в нынешнюю эпоху глобализации дети, как ни странно, категорически не хотят быть «инкубаторскими». Более того, они вообще не хотят, чтобы их учили «обычные» учителя, зато они охотно учатся. Их претензии отнюдь не безосновательны: взрослые с трудом обживаются в современном мире информации, а дети чувствуют себя в нём как рыба в воде.

Итак, теперь мы можем выделить методические шаги, которые будут определять и стратегию разработки стандартов, и тактику осуществления процесса образования, и содержание образовательных и учебных программ, и характер применяемых технологий.

Первый шаг: мотивационно-ценностный анализ деятельности – как проектной, так и учебной. В любой образовательной и учебной программе мотивационно-ценностный момент, как момент структуры программы, должен быть ведущим. Без него никакой гражданской идентичности не получится – не важно, программа это по математике, по словесности или, тем более, программа по истории. И технологии образования обязательно должны включать процедуры мотивационно-ценностного самоопределения. Именно так: мотивационно-ценностного самоопределения, потому что в наше время невозможно «привитие ценностей». Любовь к родине, патриотизм именно формируются, а не прививаются.

Далее второй шаг, при котором нам следует определиться с тем, на какие цели направлена программа? Если мотивационно-ценностный план даёт нам социализацию развития личности ребенка, то целевой план программы отвечает на вопрос: что даёт нам образовательная программа, когда мы закладываем в неё то или иное содержание.

Третий шаг, или пласт анализа — операционально-технологический. И здесь мы имеем дело уже с учебными программами и технологиями достижения цели. Это ещё один момент выделения структуры образовательной программы. И здесь, между прочим, весьма эффективными могут оказаться проверенные временем классические методики обучения.

И, наконец, ещё один шаг, который следует выделять в системно-деятельностном подходе – это ресурсный план анализа. То есть посредством каких педагогических кадров, на основе каких финансовых и материальных ресурсов мы достигаем мотивационно-ценностного, целевого и операционально-технологического моментов деятельности.

Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает «ЗУНовского» подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, тут действует ещё одна формула: компетенция – деятельность – компетентность. Компетенция как объективная характеристика «человека вообще» должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой конкретной личности. Эта формула позволяет понять, что такое компетентность. Это – знание в действии.

Таким образом, компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им (включается в него). И современный стандарт образования фиксирует не само содержание образования (хотя оно с ним связано), а результаты образования, в том числе результаты учебной деятельности школьников, а также требования к этим результатам.

Ну и, конечно же, не бывает стандарта образования без набора предметов и образовательных областей. Стандарт образования помогает нам договориться о тех образовательных областях, которые даются в начальной школе, на втором этапе обучения и в старшей школе. Как уже было сказано выше, в 1988 – 1989 гг. наша школа перешла от отдельных предметов (предметоцентризма) к образовательным, или предметным областям. И это был уникальный ход – не разделять содержание образования на отдельные предметы, а объединить их в предметные области.

Главный вопрос, на который отвечают разработчики стандартов любого поколения, формулируется так: чему должен научиться ребенок? Все мы помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Я мог бы дать вам рыбу, чтобы вы утолили голод. Но я не сделаю этого – я научу вас ловить рыбу». Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым – овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии рождается знание.

Таким образом, создавая вслед за Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским линию универсальных учебных действий – своего рода технологическую цепочку, – мы идём по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Овладеть способами культурного мышления – вот что сегодня необходимо школьнику, живущему в мире, где поток информации безграничен.

Системно-деятельностный подход должен реально утвердиться в образовании. Такой подход обеспечивает ребенку «перпетуум мобиле» развития. Соответствующие этому подходу технологии призваны научить ребенка учиться, а не накапливать запас знаний, умений и навыков. Последнее не просто неэффективно, но и порочно. Замечательный психолог А.Н. Леонтьев в своё время выявил печальную закономерность: при неумеренном обогащении памяти ребёнка информацией происходит обнищание его души. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Вместе с тем становится понятно, какой учитель нужен современной школе: не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности.

infourok.ru

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Поэтому самое главное и трудное – это изменение роли учителя и перестройка сознания учителя: обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений, проектирование учебного процесса и его осуществление на основе развивающих технологий.

Деятельностный подход- это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Задача школы – не нагрузить объемом знаний, а научить учиться. Это составляет систему учебных универсальных действий (УУД). Стандарт нового поколения — это стандарт, который помогает научить учиться, тем самым овладеть УУД, без которого ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого педагог ставит ряд вопросов:

— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

— какие методы и средства обучения выбрать;

— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Реализация технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

— принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержания и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

— принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

— принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

— принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

— принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения;

— принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

— принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Сформированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

Использование активных и интерактивных методик;

Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности.

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность — обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

— работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

— критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

— анализируют современные общественные явления и события;

— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

— аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

— выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы учителей  системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 
— готовность к разрешению проблем, 
— технологическая компетентность, 
— готовность к  самообразованию, 
— готовность к использованию информационных ресурсов, 
— готовность к социальному взаимодействию, 
— коммуникативная компетентность.  

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.

Системно – деятельностный подход в образовании неразрывно связан с воспитательным процессам. Только в условиях деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовят их к жизни – это и есть системо-деятельностный подход, который приносит свои плоды не сразу, но приведет к достижениям.

Системно — деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, создавать, становится в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

infourok.ru

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход и принципы его реализации в системе общего образования.

В основу ФГОС нового поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции.

Системно-деятельностный подход предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

  3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

  4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

  6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

  7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Системно — деятельностный подход — методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно — деятельностного подхода.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *