Фискальные платежи это что – Фискальный – это то, что служит интересам казны :: BusinessMan.ru

Содержание

Фискальный – это то, что служит интересам казны :: BusinessMan.ru

Фиск – fiscus, переводится буквально как «корзина». Так называлась личная казна императора Рима. Фиск стал единым финансовым центром, куда собирались все виды доходов и сборов со всей Римской империи.

В России при Петре I учредили службу фискалов-чиновников, служащих интересам казны. В их обязанности входило следить, не допускаются ли недобросовестные действия и злоупотребления при сборе налогов. Таким образом, фискальный – это то, что принадлежит фиску, служит интересам казны.

Особенность налогообложения

Основным источником дохода государственной казны являются налоги и сборы, которые выполняют следующие функции:

  • Контрольная функция осуществляет контроль над деятельностью предприятий и граждан. Оценивает эффективность налоговой политики и производит контроль над доходами и расходами граждан.
  • Регулирующая функция управляет социальными процессами.
  • Распределительная функция перераспределяет денежные средства между категориями граждан согласно государственным программам.

  • Фискальная функция – основная часть налоговой системы. Сбор фискальный – это формирование ресурсов государства, главное предназначение, которое выполняет фискальная функция.

Фискальный сбор

Сбор фискальный – это полностью контролируемый Налоговым кодексом сбор, независимо от уровня и формы наложения обязательств. Перечень сборов един для всех. В нём предусмотрены ставки фискального бремени. Такой тип политики называется закрытым.

Сбор фискальный – это многосложный инструмент экономики, который за последние десятилетия претерпел значительные изменения. Это связано с приспособлением налоговой политики к современным условиям рынка.

Налоги в зависимости от уровня установления

Основным условием, разграничивающим обязательства перед казной, является различный уровень установления.

Уровень управленияНалоги
Федеральный
  • НДС;
  • акцизы;
  • подоходный налог;
  • единый социальный взнос;
  • государственные пошлины;
  • налог за использование природных ресурсов;
  • бремя на прибыль;
  • таможенные сборы
Региональный
  • налог на транспорт;
  • сбор на имущество организаций;
  • налог на товары и услуги;
  • фискальные обязательства с продаж;
  • налоги на игорный бизнес
Местный
  • имущественный налог;
  • сбор на землю;
  • фискальные обязательства на лицензию;
  • дарственный сбор

Ясно и точно значение слова «фискальный сбор» раскрывает следующее определение: это слаженный механизм, служащий интересам казны, направленный на создание денежных фондов с целью стабилизации экономики.

businessman.ru

Фискальный — это… Значение слова «фискальный»

Наверняка вы слышали это слово в репортажах, интервью, читали в газетах или публицистической литературе. Но что это — фискальный? Давайте разбираться вместе.

Фискальный это…

Слово относится к официальным, сфера его применения по большей части — финансы. Представим значения данного прилагательного:

  • Принадлежащий казне государства, служащий фиску. Это то же, что и государственная казна. Ранее — частный бюджет римского императора.
  • Все, что относится к фискальству, фискалу. Последним словом в царской России именовался чиновник, призванный следить за работой административных организаций. Из-за специфики его работы фискалом также называли доносчика или ябеду. Отсюда фискальство — это деятельность такого лица. Это может быть написание доносов, жалоб, распространение слухов.
  • Налоговый, финансовый, имеющий отношение к накоплению государственных доходов.

Происходит от существительного «фискал». Его истоки — лат. fiscus — «касса», «казна».

Распространенные синонимы слова «фискальный» — это:

  • казенный;
  • ябеднический;
  • налоговый.

Перейдем к частным случаям.

Фискальный агент

Данное словосочетание имеет ряд определений:

  • Представитель одного из финансовых национальных институтов США, который консультирует какую-либо организацию, объединение.
  • Третье лицо, работающее от имени эмитента облигаций при оплате последних подписчиками.
  • В тех же Соединенных Штатах агент, который имеет правомочие собирать налоги и прочие сборы от имени государства.

Фискальная политика

Зная значение слова «фискальный», мы можем догадаться, чем характерен одноименный тип ведения политики. Это один из главных видов вмешательства государства в сферу экономики, цель которого — уменьшение колебаний бизнес-циклов, установка стабильной системы за короткий срок.

Инструменты фискальной политики — прибыль и растраты государственного бюджета, в частности, госзакупки, трансферты, налоги.

Фискальный чек

Данный термин обозначает кассовый чек с фискальными признаками. Аппарат, который выдает этот документ, обязательно должен быть зарегистрирован в отделении налоговой инспекции.

Основные признаки фискального чека следующие:

  • Наличие информации об ИНН.
  • Пропечатка данных о регистрационном номере кассового аппарата.
  • Фискальный признак. Последним служат различные стилистические вариации написания буквы «Ф».

Итак, фискальный — это слово, имеющее не одно значение. Мы рассмотрели его синонимы, а также разобрали чеки, агентов, политику, которые определяются этим прилагательным.

fb.ru

Статья: Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды (Васянина

«Налоги и налогообложение», 2007, N 7
ФИСКАЛЬНЫЕ СБОРЫ: ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
Понятие «сбор» имеет ключевое значение не только для теории, но и для большинства практических проблем в сфере налогообложения и сборов. Необходимо отметить, что «в русской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось довольно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств, как в добровольном, так и в принудительном порядке» . Однако на современном этапе развития финансового права понятие «сбор» приобрело самостоятельное значение , и в контексте ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, понятие «сбор» охватывает собой не только сборы, понятие и признаки которых закреплены в ст. 8 НК РФ, но и иные фискальные сборы, не обладающие вышеуказанными признаками.

Существующие фискальные сборы важно четко разделять на следующие категории:
1) фискальные сборы, законодательное определение которых закреплено в ст. 8 НК РФ;
2) таможенные сборы, понятие и признаки которых закреплены в ст. 11 ТК РФ;
3) фискальные сборы, правовая природа которых не соответствует понятиям и признакам сборов, закрепленным в Налоговом и Таможенном кодексах Российской Федерации.
———————————
Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. — М., 2003.
Реут А.В. Государственная пошлина как категория налогового права // Финансовое право. 2006. N 3. С. 20 — 23.
Необходимо отметить, что в настоящий момент ни в действующем законодательстве, ни в юридической литературе не выработано общее определение фискального сбора, охватывающее собой признаки всех выделяемых групп сборов. В связи с этим более детальное исследование правовой природы вышеуказанных фискальных сборов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку от правовой сущности фискального сбора будет зависеть выбор режима правового регулирования.
К сожалению, в настоящий момент проблема, касающаяся правовой природы фискальных сборов, недостаточно исследована в налогово-правовой доктрине. Как справедливо отмечается в литературе, «…исчерпывающее описание всех свойств налогов и сборов в их законодательном определении представляется недостаточно конструктивным» . Более того, как отмечается российскими специалистами в области налогообложения, и российский Конституционный Суд РФ проявляет не только непоследовательность в определении правовой природы фискальных сборов, но и «…порой удивляет своими выводами о гражданско-правовой природе платежей, принудительно взимаемых государством» .
———————————
Имыкшенова Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации // Налоговед. 2006. N 9. С. 5 — 10.
Пепеляев С.Г. Комментарий к статье Л. Остерло и Т. Джобса «Конституционные принципы налогов и сборов в ФРГ» // Налоговед. 2004. N 5.
Установленный Налоговым кодексом РФ режим правового регулирования распространяется лишь на фискальные сборы, законодательное определение которых закреплено в ст. 8 НК РФ. Иными словами, законодатель вправе устанавливать фискальные сборы, не подпадающие под определение сбора, установленное НК РФ, за рамками настоящего Кодекса.
Закрепление на законодательном уровне общих признаков для всех без исключения фискальных сборов имеет важное практическое значение, поскольку позволит более четко разграничивать фискальные взимания от платежей гражданско-правового характера и, соответственно, позволит избежать «конкуренции норм разного уровня» .
———————————
Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 2002. С. 59.
Далее попытаемся проанализировать правовую природу существующих разновидностей фискальных сборов.
К фискальным сборам, понятие и признаки которых закреплены в п. 2 ст. 8 НК РФ, относятся обязательные платежи, взимаемые с физических лиц и организаций за совершение в пользу последних юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Предложенное законодателем определение в целом отражает сущность исследуемого платежа, однако, поскольку «…для исследования правовой природы сбора необходимо уяснить, какова природа встречного предоставления, в связи с которым уплачивается сбор» , более предпочтительным представляется следующее определение:
Сбором, правовое регулирование которого должно осуществляться в рамках НК РФ, необходимо считать обязательный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций, уплата которого является одним из условий совершения в пользу плательщика органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами действий, связанных с выполнением возложенных на них нормативно-правовыми актами публичных функций и обязанностей.
———————————
Моисеев В.Н. Развитие сборов и учений о сборах в России // Налоги и налогообложение. 2006. N 6. С. 43 — 52.
В настоящий момент, с точки зрения законодателя, единственным фискальным сбором, обладающим признаками, указанными в п. 2 ст. 8 НК РФ, является государственная пошлина. Именно государственная пошлина на основании ст. 13 НК РФ включена в систему федеральных налогов и сборов. Однако не все фискальные сборы, правовая природа которых идентична правовой природе государственной пошлины, установлены НК РФ. Так, за рамками НК РФ установлены патентная пошлина, плата за загрязнение окружающей природной среды, сборы за выдачу лицензий на производство и оборот, которые на основании правовых позиций КС РФ являются фискальными сборами в смысле ст. 8 НК РФ. Данная ситуация приводит к тому, что на основании п. 5 ст. 3 НК РФ лица, являющиеся плательщиками данного рода платежей, не обязаны их уплачивать.
Таможенные сборы, являясь разновидностью фискальных сборов, регулируются ТК РФ. Так, на основании ст. 11 ТК РФ под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Выводя таможенные сборы из-под налогово-правового регулирования, законодатель четко определил, что в отличие от фискальных сборов, понятие и признаки которых закреплены в ст. 8 НК РФ, таможенные сборы уплачиваются за выполнение именно таможенными органами предусмотренных нормативно-правовыми актами юридически-значимых действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Как уже было отмечено выше, не все существующие фискальные сборы обладают признаками сборов, закрепленными в ст. 8 НК РФ и в ст. 11 ТК РФ. Однако ни в действующем законодательстве, ни в налогово-правовой доктрине четко не определены правовые признаки данного рода фискальных сборов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П попытался проанализировать правовую природу фискальных сборов, не подпадающих под установленное НК РФ определение сборов, и отнес данного рода платежи к категории неналоговых фискальных сборов.
Вместе с тем вышеуказанное Постановление КС РФ не свободно от некоторых противоречий. Так, используемый КС РФ термин «неналоговый фискальный сбор» не используется в действующем законодательстве и нормативно-правовых актах. Первоначально данный термин был употреблен Конституционным Судом РФ в отношении платы за загрязнение окружающей природной среды и в отношении патентной пошлины . Однако в особом мнении к Определению КС РФ от 08.04.2004 N 133-О судья КС РФ Кононов Л.А. указал, что термин неналоговый сбор «…есть не что иное, как оксюморон, поскольку если это сбор, то он регулируется налоговым правом, а если это неналоговая плата, то она не может быть названа этим налоговым термином».
———————————
См. Определения КС РФ от 10.12.2002 N 283-О и N 284-О.
Праву иностранных государств также известны платежи, которые не являются налогами или сборами, но которые имеют отдельные признаки вышеуказанных фискальных взиманий. Они имеют название парафискальных сборов. Парафискальными называют сборы, установленные в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государством, местными органами, их административными учреждениями .
———————————
Годме П.М. Финансовое право. — М., 1978.
Таким образом, в отношении платежей, которые КС РФ относит к неналоговым фискальным сборам, с нашей точки зрения, правильнее будет использовать термин «парафискальные сборы». В соответствии с правовыми позициями КС РФ, выраженными в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П, фискальные сборы, не обладающие признаками сбора, закрепленными в ст. 8 НК РФ (парафискальные сборы), — это обязательные к уплате в силу закона платежи, поступающие в федеральный бюджет, которые расходуются на определенные законодателем цели и имеют возмездный и компенсационный характер.
К такого рода платежам КС РФ отнес отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. Однако если на основании ст. 8 НК РФ возмездность в отношении плательщика фискального сбора выражается в совершении юридически значимых действий, под которыми мы склонны понимать действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, связанные с выполнением предусмотренных нормативно-правовыми актами публичных функций и обязанностей, возмездность при уплате отчислений операторов сети связи (т.е. неналоговых фискальных сборов) на основании ст. ст. 59, 60 Федерального закона «О связи» выражается в возмещении операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг. Следовательно, Конституционный Суд РФ выделил группу платежей, которые, с одной стороны, не обладают признаками фискального сбора, понятие которого дано в п. 2 ст. 8 НК РФ, но, с другой стороны, не обладают и гражданско-правовой природой, поскольку в отличие от гражданско-правовых платежей их уплата является обязательной в силу закона и направлена на реализацию интересов публично-правового характера. Так, на основании вышеуказанного Постановления КС РФ установление отчислений операторов сети связи в резерв универсального обслуживания обусловлено необходимостью решения общефедеральных задач по развитию услуг универсальной связи.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что любые обязательные к уплате в силу закона платежи, не являющиеся сборами в смысле ст. 8 НК РФ, направленные на реализацию публичных интересов, можно отнести к парафискальным сборам. Однако в некоторых случаях, когда речь идет о «перерождении гражданско-правового института в институт сборов по причине государственной монополии в соответствующей сфере» проблема соотношения «сбора» и «цены» заслуживает более детального рассмотрения.
———————————
Винницкий Д.В. Налоги и сборы. — М., 2003. С. 82 — 83.
Правовая природа рассматриваемых парафискальных сборов близка правовой природе страховых взносов на обязательное страхование. Вместе с тем правовые позиции КС РФ по поводу правовой природы страховых взносов на обязательное страхование являются неоднозначными. В одном случае Конституционный Суд РФ признает за страховыми взносами налогово-правовую природу (например, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) . В другом — напротив, относит к платежам гражданско-правового характера. Так, в Постановлении от 31.05.2005 N 6-П КС РФ указал: «…тот факт, что нарушение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет ответственность, предусмотренную КоАП РФ, не является основанием для признания страховой премии, уплачиваемой за страхование, налоговым или фискальным платежом». Также к платежам неналогового характера КС РФ относит и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
———————————
См., напр.: Определение КС РФ от 22.01.2004 N 8-О.
В правовых позициях КС РФ, выраженных в ряде определений , выделено два основных признака, характеризующих правовую природу взносов на пенсионное страхование: индивидуальная возмездность взносов и их целевое назначение.
———————————
См. Определения КС РФ от 11.05.2006 N 187-О, от 05.02.2004 N 28-О, от 04.03.2004 N 49-О.
Таким образом, являясь обязательными к уплате в силу закона, взносы на пенсионное страхование не являются налогами, поскольку не отвечают одному из признаков налога — индивидуальной безвозмездности. Данные платежи не являются также и фискальными сборами, понятие которых дано в ст. 8 НК РФ, поскольку уплату взносов пенсионного страхования нельзя признать условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий. Эти действия совершаются не в отношении плательщиков взносов (работодателей), а в отношении иных лиц — работников, за которых взносы уплачиваются. Таким образом, «…для работодателя рассматриваемые взносы сохраняют индивидуально безвозмездный характер (свойственный для налогов) и представляют собой, исходя из режима взимания, по сути, особую разновидность квазиналоговых платежей. Это заставляет считать необоснованным вывод данных страховых платежей из-под прямого налогово-правового регулирования» .
———————————
Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству РФ / Под ред. Ю.В. Воронина. — М., 2004. С. 185.
Более того, страховые взносы в ПФР сближает с фискальными платежами, правовое регулирование которых осуществляется в рамках НК РФ, то, что к отношениям, связанным с уплатой страховых взносов, «…субсидиарно применяется законодательство о налогах и сборах…» . Так, на основании ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ст. 30 НК РФ контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.
———————————
Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 50 — 60.
В соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» коммерческие банки, привлекающие средства физических лиц, обязаны перечислять страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Денежные средства, перечисляемые банками, фактически поступают в доверительное управление государственной организации. Данные платежи являются обязательными к уплате в силу закона, однако не обладают возмездностью в той мере, в которой это присуще фискальным сборам, характеристику которых содержит ст. 8 НК РФ. Данного рода платежи законодатель не относит и к гражданско-правовым, поскольку

Статья: Налоговые споры от 19.07.2007 (Болотова О., Рыжанкова А.) (‘Налоги и налогообложение’, 2007, n 7)  »

www.lawmix.ru

ЧТО ТАКОЕ ФИСКАЛЬНЫЙ СБОР И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

А.В. КИЦ
А.В. Киц, главный юрист Финансово-промышленной группы экономического развития.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ (в составе Председателя М.В. Баглая и 16 судей), сформулированная в Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О, по поводу Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», вызвала большой общественный резонанс.
Мы провели собственный юридический анализ принятых решений и задействованной при этом нормативно-правовой базы. Выводы неутешительные. Объективно приходится сомневаться в соблюдении одного из основных принципов деятельности судов — принципа независимости судей, а решение Конституционного Суда считать юридически необоснованным. Вероятнее всего, за допущенные ошибки придется рассчитываться своим авторитетом властям, а убытками — предпринимателям.
Кратко о сути проблемы. До середины прошлого года экологические платежи взимались на основании Постановления Правительства N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия». Следует заметить, что все эти платежи являются авансовыми и ежеквартальными. 28 марта 2002 г. Верховный Суд признал это Постановление недействующим и не подлежащим применению. Кассационная коллегия Верховного Суда 4 июня 2002 г. оставила это решение в силе. 23 июля 2002 г. Министерство по налогам и сборам издало письмо с разъяснениями, что налог платить не нужно. 10 декабря 2002 г. Конституционный Суд признал, что Постановление N 632 Конституции не противоречит и потому подлежит применению. 23 января 2003 г. Верховный Суд отменил собственное решение от 4 июня 2002 г., а 12 февраля 2003 г. вновь признал Постановление N 632 не подлежащим применению, пересмотрев дело по вновь открывшимся обстоятельствам (к каковым приравнено Определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 г.).
Началась эта запутанная история с того, что решением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. по заявлению ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 признано противоречащим федеральному закону.
Решением Верховного Суда Постановление не было отменено и не лишено юридической силы с момента издания, а признано недействующим, противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления в силу судебного решения. Решение от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 вступило в законную силу через 10 дней, следовательно, с этого момента Постановление Правительства РФ N 632 признано недействующим и не подлежащим применению. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ Определением от 4 июня 2002 г. N КАС 02-232 оставила решение от 28 марта 2002 г. без изменения, а кассационную жалобу Правительства РФ — без удовлетворения. Решение Верховного Суда РФ оставалось в силе и не было обжаловано, и только 10 декабря 2002 г. по запросу Правительства РФ принято Определение Конституционного Суда.
В Определении КС РФ N 284-О от 10 декабря 2002 г. говорится, что Постановление Правительства от 28 августа 1992 г. N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ. Эта оговорка соответствует выводу о том, что Правительство имеет полномочия устанавливать такие платежи своими постановлениями, невзирая на федеральные законы и Государственную Думу, хотя установление федеральных налогов и сборов относится к компетенции только законодательной, а не исполнительной власти. Понятно, что такая трактовка вызывает определенные сомнения. Поэтому высший судебный орган страны по гражданским и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, принял по этому вопросу решение. К сожалению, его объективное мнение было оспорено, и теперь возникают сомнения в профессионализме судей высших судебных органов страны.
Ведь нельзя же так пользоваться законодательством, чтобы получался противоположный по смыслу результат! Как в этих условиях трудиться предпринимателям и соблюдать законодательство, в котором не могут разобраться даже специалисты высочайшей квалификации? Предприниматели как законопослушные граждане выполнили решение Верховного Суда РФ, а теперь им объявляют, что решение было неправильным. Как в этом случае следует планировать свой бизнес, и стоит ли руководителям наказывать своих юристов и экономистов за понесенные потери? На кого списывать издержки?
В своем первом решении Верховный Суд исходил из того, что плата за загрязнение окружающей среды обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ. Кроме того, она формирует доходную часть федерального бюджета в виде группы налоговых доходов, включена в перечень федеральных налогов и сборов в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2002 год». С такими аргументами невозможно не согласиться. Между тем все существенные элементы этого налогового платежа установлены не федеральным законом, а Постановлением Правительства N 632 в котором определены: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления платежа, налоговый период, налоговые ставки, сроки уплаты, налоговые льготы. Суд также установил, что Постановление Правительства N 632 противоречит Закону «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ от 10 января 2002 г., где в п. 1 ст. 16 говорится, что форма платы за загрязнение окружающей природной среды устанавливается федеральным законом. Изложенное однозначно подтверждает, что плата за загрязнение окружающей среды является федеральным налогом, а значит, установлена с нарушением действующего порядка. К слову сказать, представители Правительства РФ признали в письменном отзыве на заявление, в объяснениях, в кассационной жалобе, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам.
Основной смысл позиции Конституционного Суда РФ изложен в п. 4 абз. 5 Определения от 10 декабря 2002 г., где о плате за загрязнение окружающей среды дословно сказано как об источнике поступлений в федеральный бюджет. «Поэтому признание данного Постановления Правительства РФ противоречащим федеральному закону и недействующим означало бы одновременно и отмену соответствующего платежа, который предусмотрен действующими законодательными нормами, что недопустимо».
Теперь остановимся на применяемых в законодательстве и в Определении Конституционного Суда терминах. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог — обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами действий в интересах плательщиков сбора, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий. В законодательстве есть понятие «обязательный индивидуально-безвозмездный платеж» (налог), взимаемый с организаций и физических лиц. Конституционный Суд сформулировал новые правовые позиции, касающиеся «обязательных индивидуально-возмездных федеральных платежей», «обязательных публично-правовых платежей», внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении налогоплательщиков, и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти. В Определении введен новый юридический термин «фискальный сбор», который больше нигде в федеральном законодательстве не применяется. В абз. 5 п. 5 Определения плата за загрязнение окружающей среды названа «по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором».
Неофициально, а также в некоторых нормативно-правовых актах, этот термин применяется уполномоченными органами, ведомствами, чиновниками, законодателями, журналистами, но в другом юридическом значении.
Например:
Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 июня 2000 г. N 15-08/29050.
Вопрос: Являются ли иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений, налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?
В соответствии с Законом г. Москвы от 16 марта 1994 г. N 7-27 «О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц», вышеуказанные сбор и налоги по своему экономическому содержанию не регулируют подоходное налогообложение, а представляют собой целевые фискальные сборы.
В научно-популярной литературе и в публикациях средств массовой информации термин «фискальный сбор» употребляется нередко, но как собирательное понятие, объединяющее и налоги, и сборы, и обязательные платежи, и не несущее при этом конкретной правовой нагрузки.
Как видим, значение термина «фискальный сбор» имеет совершенно иной характер и смысл, чем предложено в интерпретации Конституционного Суда. Тем не менее этот сбор обладает признаками налога, и ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, не установленные или установленные в ином порядке, чем это определено налоговым законодательством.
Термин «фискальный сбор» в юридических словарях не расшифровывается, поэтому не совсем понятно, что он обозначает. Если это возмездный платеж, то когда он будет возмещен предпринимателям в виде «платежа» (т.е. именно в денежном выражении)? Сбор (обязательный взнос) предусматривает выдачу разрешения, патента или лицензии, и только этот термин применяется законодателем в налоговом законодательстве (ст. 8 НК РФ). Изобретение новых юридических трактовок явно не входит в компетенцию Конституционного Суда, его задача — установить, соответствует ли Конституции РФ та или иная норма. В данном случае применена трактовка термина «фискальный сбор» с однозначным смыслом, которая была использована в доказательной базе и явилась решающим аргументом при принятии решения.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, но не предусмотренных им (п. 5 ст. 3), поэтому любой платеж (независимо от его названия) должен оцениваться по существу с учетом характеристик налога и сбора. Из Определения Конституционного Суда РФ (п. 5) следует, что по смыслу ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление права производить выбросы, сбросы, размещать отходы в пределах допустимых норм под контролем государства. Суд определил, что это необходимая плата, которая «определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление». Суд считает, что данные платежи не обладают признаками налога, не включаются в систему налогов, критерий правомерности их взимания (в данном случае — размер платы) не обязательно должен быть установлен федеральным законом, как это предусмотрено для налоговых платежей.
В этой части данное Определение Суда не согласуется с положением ст. 16 («Плата за негативное воздействие на окружающую среду») Закона об охране окружающей среды. В п. 1 ст. 16 говорится о том, что форма платы определяется федеральными законами. Под формой платы понимается: налог, сбор, пошлина или платеж. Федеральным законом форма данной платы не установлена, видимо, законодатель посчитал, что это будет обозначено в налоговом законодательстве. Но в Налоговом кодексе РФ такие платежи не определены, а в ст. 13 («Экологический налог») Кодекса законодатели забыли определить не только плательщиков налога, но и его элементы, следовательно, он еще не введен в действие. Таким образом, в порядке, определенном ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», форма платы за загрязнение не установлена!
В соответствии со ст. 5 этого Закона федеральные органы государственной власти (Правительство РФ) обязаны разработать порядок определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Этот порядок Правительством своевременно не был разработан, отсюда и возникли все юридические проблемы.
Чтобы разобраться в этом, рассмотрим, в каком порядке готовились нормативно-правовые акты по данному вопросу, оценим их юридическую силу и обоснованность применения.
При детальном рассмотрении документов напрашивается вывод, что нормативно-правовые акты ответственных министерств не были своевременно зарегистрированы в Министерстве юстиции и не опубликованы в официальной печати, как того требует Конституция. Незарегистрированные и неопубликованные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться и не влекут правовых последствий. Министерство юстиции РФ издало по этому поводу письмо N 07-02-815-96 от 13 сентября 1996 г. и Приказ N 217 от 14 июля 1999 г. Ранее действовало Постановление Совета Министров — Правительства РФ N 307 от 13 апреля 1993 г., в котором был обозначен порядок опубликования и регистрации. Все неопубликованные нормативно-правовые акты имеют только рекомендательный характер и не создают юридических обязанностей.
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 было опубликовано в «Российской газете» (N 205, от 16 сентября 1992 г.) и в Собрании актов Президента и Правительства РФ (1992, N 10, ст. 726). Постановлением ответственным министерствам было поручено утвердить базовые нормативы платы за выбросы и коэффициенты. В Инструктивно-методических указаниях, зарегистрированных в Минюсте 24 марта 1993 г., говорится о коэффициентах индексации платы в связи с изменением уровня цен. Далее мы наблюдаем полное пренебрежение юридическими правилами со стороны чиновников в части обязательной официальной публикации и регистрации. К чему это привело, мы наблюдаем сейчас, и проблемы будут продолжаться. Рассмотрим соответствующие нормативные акты.
1. Письмо Минприроды от 27 ноября 1992 г. «Базовые нормативы платы за выбросы…» было опубликовано в журнале «Закон» (1993, N 3), но оно не было зарегистрировано в Министерстве юстиции. Эта редакция письма уже не действует, а появилась новая редакция от 18 августа 1993 г., которая не была опубликована; письма Минприроды об

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

Виды парафискальных платежей Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

Николай Михайлович АРТЕМОВ,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ВИДЫ ПАРАФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению видов парафискальных платежей. В статье проведена наиболее полная на сегодняшний день в науке финансового права классификация парафи-скалитетов в зависимости от их индивидуальной возмездности, уровня закрепления, порядка создания лица, осуществляющего публичную функцию, способа аккумуляции средств от уплаты парафискального платежа, организационно-правовой формы юридического лица, в пользу которого происходит уплата парафискалитета, происхождения признака публичности, бенефициара средств от уплаты парафиска-литетов, и конечного собственника сумм парафискальных платежей. Ключевые слова: парафискалитет, парафискальные платежи, финансовая деятельность, обязательные платежи, государство.

001:10.17803/2311 -5998.2017.36.8.098-109

Александр Дмитриевич КОРНЕВ,

кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

N. M. ARTEMOV,

doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Financial Law Department of

the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

A. D. KORNEV,

PhD

[email protected]

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

THE TYPES OF PARA-FISCAL PAYMENTS

Review. The article is devoted to consideration of para-fiscal payments. The most complete classification of para-fiscals to current date is given in the article. It depends on their individual consideration, the level of binding, order of creation of the person exercising a public feature, the method of accumulation of funds from the payment of para-fiscal payment, the legal form of the legal entity in favor of which there is a payment of para-fiscal, the origin of the sign of publicity, the beneficiary of funds from the payment of para-fiscal, and the ultimate owner of the amounts of para-fiscal payments. Keywords: para-fiscal, para-fiscal payments, financial activities, binding payments, the state.

Платежи, обладающие существенными признаками парафискалитетов, устанавливаются и взимаются в разных сферах жизни общества и могут регулироваться различными отраслями российского права. Это приводит

в

ЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д. ^^

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ^^^^

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

к тому, что отдельные парафискальные платежи приобретают дополнительные признаки, отличающие их, которые можно признать основаниями для классификации парафискальных платежей.

В качестве первого основания следует выделить наличие или отсутствие признака индивидуальной возмездности. Так, в группу парафискальных платежей входят как индивидуально безвозмездные платежи, так и платежи, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными лицами юридически значимых действий, — индивидуально возмездные. Таким образом, парафискалитеты обладают характером налога либо сбора.

Отчисления в резерв универсального обслуживания обладают признаком индивидуальной безвозмездности. В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»1 источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники. Следовательно, любое юридическое лицо, являющееся оператором сети связи общего пользования, в силу своего статуса обязано с установленной периодичностью уплачивать средства в фонд резерва универсального обслуживания. Такой платеж не является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными лицами юридически значимых действий и признается индивидуально безвозмездным.

С другой стороны, взносы, уплачиваемые членами организаций, основанных на обязательном членстве, обладают признаком индивидуальной возмездности. Так, в соответствии с п. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ2 уплата взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации является условием выдачи члену этой организации свидетельства о допуске к определенному виду работ, в отсутствие которого лицо не вправе осуществлять деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Таким образом, данный парафискальный платеж обладает признаком индивидуальной возмездности.

Вторым основанием отнесения парафискалитета к тому или иному виду является предусмотренный законодательством Российской Федерации уровень закрепления существенных элементов парафискального платежа. Как правило, все существенные элементы закреплены федеральным законом — нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой, и подзаконным нормативным правовым актом органов исполнительной власти, в том числе ведомственного уровня. Но на практике встречаются случаи, когда конкретный размер ставки, сроки, порядок уплаты и некоторые другие элементы парафискального платежа устанавливаются непосредственно юридическим лицом, не являющимся органом государственной власти или органом местного самоуправления, в фонд

которого поступает такой обязательный платеж. Л

—н

1 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895. О

2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ.

2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16. ПРАВО

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

В случае с платой за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях весь перечень оборудования и материальных носителей, размер и порядок уплаты средств, а также способ распределения вознаграждения закрепляется подзаконным нормативным правовым актом — постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (вместе с Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, Положением о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях)3. Таким образом, аккредитованная организация обязана только рассчитывать по законодательно закрепленной формуле сумму средств для выплаты вознаграждения для каждого плательщика, но не может изменять размер, порядок уплаты или иные существенные элементы такого парафискального платежа. При этом в некоторых случаях договором об уплате средств для выплаты вознаграждения между изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией может быть установлен отчетный период, отличный от общего.

В отношении страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов законодатель использует иной подход к уровню закрепления существенных элементов такого обязательного платежа. Так, в соответствии с п. 7, 9 и 10 ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»4 Агентство по страхованию вкладов самостоятельно устанавливает конкретные размеры базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок, определяет порядок исчисления расчетной базы, а также формирует перечь банков, к которым применяются дополнительные и повышенные дополнительные ставки страховых взносов. Сейчас они определены в решении Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протоколом № 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов»5. Таким образом, аккредитованная организация, в фонд которой поступают средства от уплаты парафискального платежа, самостоятельно определяет конкретный размер такого платежа для каждого плательщика.

Третьим основанием для отнесения парафискалитета к тому или иному виду является порядок создания лица, осуществляющего публичную функцию. В зависимости от определенного вида парафискалитета такое лицо может быть создано на добровольной основе либо по инициативе государства.

3 СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5398.

4 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

5 Вестник Банка России. 2015. № 39.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д. ^^

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ‘ ^^ ‘

1 . — ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Для аккумуляции отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-Ф36 Российской Федерацией была создана Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Согласно ст. 3 этого Федерального закона «Росатом» является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме государственной корпорации, то есть является не имеющей членства некоммерческой организацией. По своему статусу «Росатом» является уполномоченным Российской Федерацией органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В качестве примера юридического лица, созданного на добровольной основе, в фонд которого поступают средства от уплаты парафискальных платежей, рассмотрим негосударственные пенсионные фонды. Согласно Федеральному закону от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»7 под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Фонд создается в организационно-правовой форме акционерного общества. То есть реализация публичной функции осуществляется не юридическим лицом, созданным по инициативе государства, а частным юридическим лицом, созданным в добровольном порядке.

Группу парафискальных платежей можно разделить по видам также по следующему основанию. В некоторых случаях возникновение необходимости осуществить платеж напрямую зависит от момента совершения законодательно установленных действий конкретным плательщиком парафискалитета либо на законодательном уровне определяется один для всех плательщиков конкретного вида парафискального платежа момент уплаты и связан он с истечением отчетного периода.

Рассмотрим плату за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. В силу своей специфики, определение момента уплаты этого парафискального платежа зависит от характера деятельности его плательщика.

В случае если такое юридическое лицо является импортером соответствующего оборудования, то срок, когда необходимо совершить платеж, рассчитывается следующим образом: в течение 10 рабочих дней со дня помещения оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления импортер (декларант) обязан предоставить в аккредитованную

Ш

6 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078. □

гп

СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

ПРАВО

>

‘И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

организацию информацию о наименовании, количестве, таможенной стоимости оборудования и материальных носителей, соответствующие им коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и документы, подтверждающие помещение оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Уплата такого обязательного платежа должна быть произведена импортером (декларантом) не позднее 10 рабочих дней со дня получения от аккредитованной организации информации о сумме средств, подлежащих уплате. Следовательно, возникновение необходимости осуществить платеж напрямую зависит от момента помещения соответствующим импортером оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В свою очередь, для изготовителей оборудования и материальных носителей установлен отчетный период. Если иное не предусмотрено договором об уплате средств для выплаты вознаграждения между изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией, отчетный период равен одному кварталу. Так, изготовитель материальных носителей обязан не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представить в аккредитованную организацию отчет о реализации оборудования и материальных носителей, а также документы в отношении произведенных оборудования и материальных носителей, содержащие их описание, информацию о количестве и цене реализации, а также соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору продукции. В этом случае изготовитель самостоятельно рассчитывает сумму средств для выплаты вознаграждения, которая должна быть уплачена в фонд аккредитованной организации не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Пятым основанием отнесения парафискального платежа к тому или иному виду является установленный законодателем способ аккумуляции средств от уплаты парафискального платежа. Как правило, такие средства поступают напрямую в фонд юридического лица, осуществляющего публичные функции. При этом в некоторых случаях средства от уплаты парафискального платежа на первом этапе аккумулируются на счете уполномоченного государством лица, выступающего распорядителем таких средств, которое затем перечисляет их в полном объеме в фонд юридического лица, осуществляющего соответствующие публичные функции.

В качестве примера, когда средства от уплаты парафискального платежа поступают напрямую в фонд юридического лица, осуществляющего публичные функции, рассмотрим страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. В силу пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»8 банки, являющиеся участниками системы страхования вкладов, уплачивают страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Такой фонд принадлежит на праве собственности Агентству по страхованию вкладов. Оно осуществляет за счет его средств ряд функций в целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепления доверия к банковской системе

8 СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5029.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д.

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ‘ ^^^^

1 . — ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Российской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Такие функции отражают публичный интерес государства.

В качестве другого примера рассмотрим отчисления в резерв универсального обслуживания. В соответствии со ст. 59 Федерального закона «О связи» и постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания»9, в ведении Российской Федерации создается резерв универсального обслуживания. Целью его создания является предоставление универсальных услуг связи, оказание которых гарантировано Российской Федерацией. Источниками формирования резерва универсального обслуживания выступают обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники. Первоначально средства от уплаты отчислений в резерв универсального обслуживания поступают на соответствующие счета, находящиеся в ведении Федерального агентства связи (Россвязь), которое осуществляет мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами связи обязательных отчислений в порядке, устанавливаемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В компетенцию Федерального агентства связи входит заключение с оператором универсального обслуживания договора об оказании им универсальных услуг связи, на основании которого происходит перечисление средств фонда обязательного страхования вкладов на счета юридического лица, осуществляющего публичные функции. В этом случае обязанности по аккумуляции средств от уплаты парафискального платежа возложены государством не на юридическое лицо, осуществляющее публичные функции, а на уполномоченный орган государственной власти — Россвязь, которая выступает распорядителем таких средств.

Шестым основанием отнесения парафискального платежа к тому или иному виду является организационно-правовая форма юридического лица, в пользу которого происходит уплата парафискалитета. Такое юридическое лицо может быть создано в форме коммерческой либо некоммерческой организации.

Парафискальным платежом, средства от уплаты которого поступают в фонд коммерческого юридического лица, являются, например, страховые взносы, уплачиваемые в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»10, страховщиками по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ, могут выступать негосударственные пенсионные фонды. Непосредственно их деятельность регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Согласно этому Федеральному закону под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии

В

9 СЗ РФ. 2005. № 17. Ст. 1574. □

гп

10

СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

ПРАВО

>

‘И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Фонд создается в организационно-правовой форме акционерного общества и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то есть является коммерческим юридическим лицом.

Ко второй категории следует отнести обязательные взносы, уплачиваемые членами некоторых профессиональных объединений. Так, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате11, Федеральным законом от 31.05.2002 № 6Э-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»12 и Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»13 соответственно закреплено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны состоять в нотариальной палате, адвокаты должны быть членами адвокатской палаты, федеральным законодательством могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в саморегулируемой организации и т.д. Адвокатские и нотариальные палаты, саморегулируемые организации и иные виды организаций, основанных на обязательном членстве, осуществляют ряд организационных, представительских и контрольных функций в отношении своих членов, что отражает публичный интерес. При этом в указанных нормативных актах особо отмечено, что такие юридические лица могут быть созданы исключительно в форме некоммерческой организации.

Седьмым основанием, позволяющим отнести парафискальный платеж к тому или иному виду, является происхождение признака публичности в деятельности, финансируемой за счет уплаты парафискальных платежей.

В первом случае государство изначально самостоятельно осуществляло публичные функции в рассматриваемой сфере, но потом делегировало часть публичных функций юридическому лицу, не являющемуся органом государственной власти, органом местного самоуправления.

Во втором случае определенные функции уже осуществлялись различными субъектами в рассматриваемой сфере общественных отношений. При этом государство закрепляет парафискальный платеж в качестве одного из способов финансирования расходов, связанных с осуществлением таких функций. В данном случае осуществляется признание функции публичной.

Рассмотрим страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Согласно ст. 7 и 39 Конституции РФ14 Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

11 РГ. 1993. № 49.

12 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

13 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

14 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. № 237. 1993.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д.

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ‘ ^^^^

1 . — ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»15 в Российской Федерации осуществляется обязательное социальное страхование. Оно представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, выраженное в страховании работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Таким образом, организация и осуществление обязательного страхования граждан является публичной функцией государства. При этом для непосредственной реализации полномочий в данной сфере государством были специально созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, которым и делегировались соответствующие полномочия.

В качестве другого примера рассмотрим отчисления в резерв универсального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом «О связи» и постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 243 под оператором универсального обслуживания понимается коммерческая организация, занимающая существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации. То есть к моменту заключения договора с Россвязью такое юридическое лицо уже осуществляло функции по оказанию услуг связи. В этом случае государство решило создать дополнительные гарантии получения населением таких услуг и обязало оператора универсального обслуживания оказывать универсальные услуги связи на указанных в соответствующем договоре условиях. В целях компенсации расходов универсального оператора, вызванных расширением деятельности, создается специальный фонд — резерв универсального обслуживания, одним из источников формирования которого являются парафискальные платежи.

Восьмое основание для отнесения парафискального платежа к тому или иному виду можно сформулировать следующим образом — кто является бенефициаром средств от их уплаты: юридическое лицо, аккумулирующее парафискальный платеж, или иной круг субъектов, прямо предусмотренный законом.

В качестве примера, когда юридическое лицо, в фонд которого происходит уплата парафискального платежа, не является бенефициаром средств, аккумулированных таким образом, рассмотрим страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Согласно Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» целью взимания таких взносов является, как указывалось ранее, защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Это выражается в том, что государство гарантирует выплаты застрахованным лицам при наступлении установленных законом страховых случаев. Полномочия по организации соответствующего фонда и осуществлению страховых выплат возложены государством на Агентство по страхованию вкладов, в фонд которого и поступают парафискальные платежи. В данном случае средства от уплаты поступают в фонд находящийся в ведении

15 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

н □

В

гп

ПРАВО

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Агентства по страхованию вкладов, а бенефициарами таких средств выступают застрахованные лица.

Целью уплаты отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, является формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. За счет средств резервов осуществляются: финансирование расходов на обеспечение ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, содержание и оснащение аварийно-спасательных формирований, оплата их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; финансирование расходов на обеспечение физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; финансирование расходов, связанных с выводом из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, обращением с отработавшим ядерным топливом, и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов; финансирование расходов на модернизацию организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, развитие атомной науки и техники, проведение проектно-изыскательских работ и осуществление других инвестиционных проектов; финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов. Реализация таких функций возложена на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Таким образом, целью взимания парафискального платежа является финансирование ряда публичных функций юридическим лицом, в фонд которого уплачивается такой обязательный платеж. Следовательно, данное юридическое лицо является бенефициаром средств от уплаты парафискалитета.

Девятым основанием является право собственности на средства от уплаты парафискального платежа. В качестве собственника может выступать государство, государственная корпорация или частное юридическое лицо.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России))16, Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, но при этом не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Другой пример — страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Агентство по страхованию вкладов создано в форме государственной корпорации. Агентство, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», имеет обособленное имущество на праве собственности и по общему правилу не отвечает им по обя-

16 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д. ^^ ^^

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ‘ ^^ *

1 . — ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

зательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства.

В свою очередь, страховые взносы, уплачиваемые в негосударственные пенсионные фонды, после поступления на специальные счета указанных юридических лиц становятся их собственностью. Фонд создается в организационно-правовой форме акционерного общества и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом на средства пенсионных резервов и активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, не может быть обращено взыскание по долгам фонда17.

Таким образом, на сегодняшний день можно предложить девять оснований, по которым следует выделять виды парафискалитетов, существующих в системе обязательных платежей Российской Федерации (см. таблицу на с. 108—109).

I А

Л □

н □

В □

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». ПРАВЮ

>

17

cyberleninka.ru

ФИСКАЛЬНЫЙ СБОР — это… Что такое ФИСКАЛЬНЫЙ СБОР?


ФИСКАЛЬНЫЙ СБОР
ФИСКАЛЬНЫЙ СБОР

Сбор по обложению внутреннего производства, с вина, табаку, соли и пр.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

.

  • ФИСКАЛЬНЫЙ
  • ФИСКАЛЬНОЕ ПРАВО

Смотреть что такое «ФИСКАЛЬНЫЙ СБОР» в других словарях:

  • фискальный — ая, ое. Юрид. Служащий интересам фиска, казны. Сбор налогов задача ф ая …   Энциклопедический словарь

  • фискальный — ая, ое.; юрид. Служащий интересам фиска, казны. Сбор налогов задача ф ая …   Словарь многих выражений

  • Акциз — (Excise) Понятие акциза, история акцизов, ставки и уплата акцизов Информация о понитии акциза, история акцизов, ставки и уплата акцизов, виды и расчет акцизов Содержание Содержание Определения описываемого предмета Введение История в и Понятие… …   Энциклопедия инвестора

  • Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фискальная марка — Франции (1886) Фискальные марки (от лат. fiscus  государственная казна и …   Википедия

  • Великобритания — I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Спирт, производство и потребление — Производство С. в России возникло некоторое время спустя после того, как он был открыт и распространился в Западной Европе, т. е. в конце XIV и начале XV столетий. При Иоанне Грозном С. был уже предметом казенного обложения, а при Алексее… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Табак, растение из семейства пасленовых — I (Nicotiana Tourn., ботан.) родовое название растений из семейства пасленовых (Solanaceae). Известно до 40 видов, из которых большинство дико растет в Америке и только некоторые на островах Тихого океана, а один вид (N. suaveolens Lindl.) в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

Слово ФИСКАЛЬНЫЙ — Что такое ФИСКАЛЬНЫЙ?

Слово фискальный английскими буквами(транслитом) — fiskalnyi

Слово фискальный состоит из 10 букв: а и й к л н с ф ы ь


Значения слова фискальный. Что такое фискальный?

Фискальный

ФИСКАЛЬНЫЙ (fiscal agent) 1. Третья сторона, которая выступает от имени эмитента облигаций при оплате их подписчиками и в целом помогает эмитенту. 2.

Словарь финансовых терминов

Фискальный — касающийся интересов государственной казны; использование государством его прав устанавливать налоги и расходовать полученные средства.

Хрестоматия по экономической теории. — 2003

Фискальный агент

Фискальный агент Фискальный агент — банк или трастовая компания, выполняющие для клиента финансовые услуги. По-английски: Fiscal agent См. также: Агенты Трастовые операции Финансовый словарь Финам.

Словарь финансовых терминов

Фискальный агент — банк или трастовая компания, выполняющие для клиента финансовые услуги. По-английски: Fiscal agent См. также: Агенты Трастовые операции

Словарь финансовых терминов

Фискальный агент (FISCAL AGENT) — функция центрального банка как депозитария государственных средств, полученных от сбора налогов и размещения займов, и как координатора правительственной эмиссии долговых инструментов при размещении займов.

Современные деньги и банковское дело

Фискальный тормоз

ФИСКАЛЬНЫЙ ТОРМОЗ (fiscal drag) Существующая в условиях прогрессивной системы налогообложения тенденция к увеличению доли доходов, поглощаемых налогами, при усилении инфляции.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Фискальный тормоз — сдерживание развития экономических процессов путем увеличения налогов. По-английски: Fiscal drag См. также: Налоговая политика

Словарь финансовых терминов

Фискальный федерализм

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ — принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

Энциклопедия налогообложения. — 2003

Фискальный федерализм — принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

Словарь финансовых терминов

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика Автоматическая фискальная политика — изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных…

Словарь финансовых терминов

Автоматическая фискальная политика — изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

Словарь финансовых терминов

Автоматическая фискальная политика — изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

glossary.ru

Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика Дискреционная фискальная политика — осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью: — обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости…

Словарь финансовых терминов

Дискреционная фискальная политика — осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью: — обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости…

Словарь финансовых терминов

Дискреционная фискальная политика — осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью: — обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости…

glossary.ru

Рестрикционная фискальная политика

Рестрикционная фискальная политика Рестрикционная фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на сокращение совокупного спроса и снижение инфляции в период экономического подъема посредством…

Словарь финансовых терминов

Рестрикционная фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на сокращение совокупного спроса и снижение инфляции в период экономического подъема посредством: — уменьшения правительственных расходов на товары и услуги…

Словарь финансовых терминов

Рестрикционная фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на сокращение совокупного спроса и снижение инфляции в период экономического подъема посредством: — уменьшения правительственных расходов на товары и услуги…

glossary.ru

Русский язык

Фиска́ль/н/ый.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Фискальная политика

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической…

ru.wikipedia.org

Фискальная политика Фискальная политика — регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Словарь финансовых терминов

Фискальная политика — регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Словарь финансовых терминов

Фискальные доходы

Фискальные доходы, в широком смысле совокупность доходов государственной казны, в узком смысле доходы эксплуататорского государства, получение которых связано исключительно с целями обогащения казны: например…

БСЭ. — 1969—1978

ФИСКАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ – результаты деятельности фискальных монополий, которые располагают монопольным правом на производство и торговлю отдельными товарами (винно-водочные, табачные изделия).

Краткий словарь экономиста. — 2000

Фискальные доходы — в широком смысле — доходы государственной казны. Фискальные доходы — в узком смысле — доходы государства от государственных финансовых монополий.

Словарь финансовых терминов

Экспансионистская фискальная политика

Экспансионистская фискальная политика Экспансионистская фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на повышение совокупного спроса и выхода из экономического спада посредством…

Словарь финансовых терминов

Экспансионистская фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на повышение совокупного спроса и выхода из экономического спада посредством: — увеличения правительственных расходов на товары и услуги…

Словарь финансовых терминов

Экспансионистская фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на повышение совокупного спроса и выхода из экономического спада посредством: — увеличения правительственных расходов на товары и услуги…

glossary.ru

Примеры употребления слова фискальный

Но в любом случае по кошельку граждан новый фискальный сбор ударит весьма существенно.

МВФ рекомендует Украине сократить фискальный дефицит и дефицит счета текущих операций.

Так, Газпрому будет предоставлен особый фискальный режим для шельфа.

К покорению планшетного Олимпа планируется приступить с 1 июля 2013 года, когда начнётся 2014 фискальный год для Microsoft.

Снижается и австралийский индекс на фоне заявления правительства о рекордном дефиците бюджета за фискальный год.

Можно сказать, что подобные реформы имеют одну цель: большой фискальный брат следит за тобой!


  1. фискалить
  2. фискалка
  3. фискальничать
  4. фискальный
  5. фискальство
  6. фискал
  7. фиск

wordhelp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *