Формы религий – .

Содержание

Что такое религия — определение, список религий мира с кратким описанием и историей происхождения

В статье мы разберем вопрос о том, что такое религия, дадим определение этому понятию, узнаем ее историю, а также опишем кратко известные религии мира.

Религия – это вид сознания людей, который верит в то, что миром правит какая-то сверхъестественная сила. И эта сила священна, ей поклоняются.

Основное в любой религии считается – вера в бога. Люди с древних времен сильно нуждается в вере, в спасении и утешении. И они выдвигают гипотезу о том, что есть какая-то необъяснимая сила, которая помогает, направляет, делает что-то вопреки законам Земли. И эта сила – есть Бог. Это высокое начала мира, законов нравственности.

Формы, признаки, структура и виды религий



Религий на свете очень много, больше ста. Их зарождение началось несколько тысяч лет назад.

Началось все с простых видов и форм верований. Раскопки археологов подтверждают, что древние племена поклонялись кому-то, у них были обряды и таинства. У них были Боги.

Основные формы религий:

  1. Признание тотемов – священных предметов, животных, растений.
  2. Магизм – человек, обладающей сверхъестественными способностями мог как-то повлиять на события людей.
  3. Выбор талисмана, который мог приносить удачу, хранить от несчастных случаев.
  4. Вера в шаманов, людей, которые наделены священной силой.
  5. Форма религии, при которой все предметы, растения обладают душой, они живые.

Чтобы понять религии, необходимо выявить ее структуру. Это и религиозное сознание, деятельность, а также организации.

Организации – это система, которая объединяет всех людей, относящихся к определенной религии. Пример религиозной деятельности – это ношение крестов, зажигание свеч, поклоны.

У каждой религии есть свои признаки, которые отличают ее от других. Без этих признаков она бы уничтожилась, перевоплощаясь в оккультизм, шаманство.

Прежде всего, это первоисточник того идеала, к которому нужно стремиться – это Бог. Помимо этого, люди верят в различных духов. Они бывают и добрые, и злые, они помогают, с ними можно общаться.

Еще признак – это то, что человек – высшее существо, духовное. Он должен заботиться о своей внутренней душе прежде всего. Во всех религиях считается, что душа живет вечно, может существовать даже после смерти. Через веру можно духовно уединятся с богом.

Религия прежде всего носит нравственный характер. Есть правила, как должен вести себя человек, какие ценности он должен преследовать по жизни, как заботиться о своей душе. Материальный мир ничтожен, а вот духовный – самый важный.

Еще основной признак – это культ со своими правилами и предписаниями. Это определённые действия, которые выполняются для выражения поклонению определенной религии.

Список и краткая история основных мировых религий


Существуют три известные мировые религии. Это Христианство, Ислам и Буддизм.

Христианство впервые появилось в Римской Империи в первом веке. Оттуда шли все писания о жизни Иисуса, который в молодом возрасте был распят на кресте, чтобы простились все грехи людей.

После этого он воскрес, воплотился в сына Бога, в сверхъестественную силу.

Священное Писание, которое хранит учение о христианстве, называется Библией.  Состоит из двух сборников: Ветхого Завета и Нового Завета. Люди, верующие в христианство, ходят в храм, молятся, соблюдают пост, отмечают праздники, выполняют различные таинства.

Типы христианства: православие, католицизм и протестантизм.

Православие строго следует вере, признает все 7 таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние, венчание и соборование. Католичество чем-то похоже.

Протестантство – не признаёт главой Папу Римского, считает веру самостоятельной, против церковной политики.

Ислам – религия мусульман. Она появилась у арабских племен в начале 7 века. Ее основал пророк Мухаммед. Он был отшельником, одиночкой, часто размышлял и философствовал о нравственности, благочестии.

По легенде на сорокалетие к нему явился архангел Гавриил, оставил на сердце надпись. Бог в мусульманстве называется Аллах. Религия сильно отличается от христианства.

Буддизм возник в 6 веке до нашей эры. Это самая древняя религия. Истоки идут с Индии, далее она стала распространятся в Китай, на Дальний Восток.

Самый главный основатель – Будда Гаутама. Сначала он был обычным человеком. Его родителям однажды приснился сон, что их ребенок будет великим человеком, наставником. Он всегда был очень одинок, склонен к думам, для него важным были только религия и философия.

В буддизме нет какого-то определённого Бога, которому все поклоняются. Будда – лишь идеал того, каким необходимо стать. Светлым, чистым, добрым, высоконравственным. Цель религии – достичь блаженного состояния, достигнуть прозрения, освободится от оков, найти себя, обрести спокойствие и умиротворение.

Кроме основных трёх религий есть ещё и другие. Это очень древний Иудаизм.

Он основан на десяти заповедях, которые Моисею напророчил Бог.

Также это Даосизм, который имеет учения, что все вещи появляются из ниоткуда, и уходят в никуда, главное – это гармония с природой.

Ее основал философ, живший в 4 веке.

Ещё известны религии Конфуцианство, Джайнизм, Сикхизм.

Заключение



Каждый выбирает для себя, какой религии поклонятся. У разных религий – одна цель: повышение духовной нравственности людей.

1001molitva.ru

9.4. Исторические формы религии. Культурология: Учебник для вузов

9.4. Исторические формы религии

Древнейшие религиозные представления, как правило, именуют либо первобытными верованиями, либо первобытным комплексом, так как, во-первых, в первобытную эпоху религиозные представления только формируются, они представлены в мифологической форме, не имеют четко выраженной догматики, регламентируемого культа, оформленной социальной доктрины; во-вторых, понятие комплекса предполагает равноправие и равнозначность всех элементов, их параллельное существование и во времени, и в пространстве.

Итак, еще во времена древнего палеолита зародились следующие формы религиозных представлений (для нас важно проследить их проявления в последующих формах религии):

1. Тотемизм – представление о некоем едином для людей и растений или животных предке, о родстве между человеком, животными, растениями (например, знаменитый гороскоп кельтских жрецов-друидов, основанный на родстве человека и дерева). Тотемизм сохранился в мифологических представлениях о зооморфных божествах, животном-прародителе, в культе священных животных, в обряде причащения, символизирующем вкушение тела тотема. Первоначально тотемами считались, как правило, дикие животные – объекты охоты. Очевидно, изображение головы и лап медведя первобытными охотниками, жившими в предгорьях Урала (так называемый «звериный стиль»), или захоронения медвежьих лап и головы, открытые археологами в Западной Европе, свидетельствуют о том, что медведь был тотемным животным для людей этих племен, они почитали его не только как прародителя, но и как родственника.

2. Анимизм – одухотворение природных явлений, животных, растений, различных предметов. Первоначально духи «населяли» различные природные объекты – в каждом озере, лесу, у каждой горы был свой дух. Постепенно духи приобрели антропоморфные черты, по отношению к человеку могли, в зависимости от обстоятельств, вести себя по-доброму или, наоборот, причинять зло. Анимистические представления о духах были основой для дальнейшего формирования понятий «божество», «бог». В современных религиях результатом анимистических представлений стало своеобразное «удвоение» миров: мир земной, человеческий, несовершенный и мир божественный, который и является подлинным, настоящим.

3. Аниматизм – представление о наличии у человека своеобразного невидимого «двойника», которого потом называли «сущностью», «душой». Аниматические представления вошли во многие религии и стали основой заупокойного культа. Древние египтяне насчитывали семь таких «сущностей», которые после смерти человека продолжали свой собственный путь. Очевидно, к аниматическим корням восходят представления о возможности возвращения «души» в тело человека после его смерти, для чего необходимо было как можно дольше сохранять тело (такие примеры этнографы приводят, описывая похоронные обряды индейцев Северной Америки).

4. Фетишизм – представление об особенных свойствах предметов, способных влиять на ход событий и судьбу человека, – основа для почитания талисманов, оберегов, священных реликвий. Древнейшие фетиши были естественного происхождения – камни, деревья, водоемы, потом появились сделанные человеком предметы – талисманы, изображения духов – идолы. Пережитки фетишизма сохранились в культовой практике многих религий как поклонение священным предметам, иконам и т. д.

5. Магия – система воздействия на сверхъестественные силы, средство общения и воздействия на них. По целям магия может быть как полезная, так и вредоносная. Магические действия составляют основу религиозного культа (например, молитва – вариант вербальной магии).

В эпоху неолита, когда происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему и складывается развитая родоплеменная организация, старые культы претерпевают трансформацию:

1. Тотемизм проявляется в культе домашних животных, а также в появлении в мифологии зооморфных духов и божеств.

2. Анимизм претерпевает эволюцию в сторону культа могущественных божеств – покровителей сил природы или людских занятий.

3. Природные фетиши заменяются искусственными – идолами, амулетами.

4. Для проведения магических действий выделяются харизматические (от греч. «харизма» – милость, божественный дар) лидеры – шаманы и колдуны, деятельность которых основана на особой психотехнике, умении входить в состояние транса, когда создавалось впечатление, что шаман общается с невидимыми для остальных духами.

5. Возникают новые культы, которые являются отражением тех изменений, которые произошли в хозяйстве и социально-политической сфере. Это культ плодородия и связанный с ним солярный культ, культ племенного вождя, которому тоже приписываются харизматические черты, культ предков.

Одновременно со становлением древних цивилизаций складываются и древнейшие религиозные системы, для которых характерна четкая структура и взаимосвязь всех элементов религии. В целом для этих систем характерны следующие черты:

– строгая иерархия всех элементов; структурообразующим элементом системы является наличие пантеона божеств, пришедших на смену представлениям об отдельных духах природы. Постепенно эта политеистическая система эволюционирует в сторону дуализма (примером может служить учение зороастризма о двух «равноправных» божествах, одно из которых олицетворяет свет и добро, а второе – тьму и зло), а со временем и монотеизма (единобожия). Одной из первых форм монотеистической религии должен был стать культ Солнечного бога Амона, установленный в результате религиозной реформы в Древнем Египте, но традиционно древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до наших дней, считается иудаизм;

– первобытные представления (тотемистические, фетишистские) включаются в виде отдельных элементов в учения, возникшие в древности, а также сохраняются на уровне обыденных стереотипов;

– постепенное «удвоение» мира. Если в древнейшей мифологической картине мира и люди, и духи живут в одних пространственно-временных измерениях, то уже в древних религиях появляется разделение миров на земной, человеческий, и божественный, небесный;

– появляется идея нравственного выбора – человек сам решает, кому служить – злу или добру (очень ярко эта идея представлена в этике зороастризма), но за свой выбор он должен нести ответственность. Эта ответственность может наступить не в земной жизни, а после перехода из бренного земного мира в загробный. Так постепенно формируется представление о загробном суде и загробном воздаянии. В зависимости от нравственного выбора душа человека после смерти получает вечное блаженство или вечные мучения. Так постепенно формируются представления об Аде и Рае;

– развивается и усложняется мифология, появляются четко сформулированные догматические положения, записываются первые сакральные тексты, такие, как Книга пирамид в Египте, Авеста в Персии, Ветхий Завет в Восточном Средиземноморье;

– складывается особый социальный слой – жречество. В отличие от шаманов и колдунов – харизматических лидеров – жрецы являлись профессиональными организаторами и исполнителями религиозных ритуалов и обрядов; в обществе они объединялись в особые кланы, или коллегии, которые часто включались в систему государственного управления, когда жрецы (например, в Древнем Египте) исполняли ряд функций государственных чиновников.

Из многообразия религиозных учений принято выделять особый тип религий, достаточно условно называемых мировыми религиями. Традиционно к ним относят буддизм, христианство, ислам. Мировыми их называют из-за широкого распространения по всему миру, однако очевидно, что большое число приверженцев этих учений всего лишь следствие, а не причина популярности этих религий. Причины же достаточно быстрого распространения именно этих конфессий следует искать в самих вероучениях. В мировые эти религии превратились благодаря следующим особенностям:

– они формируются в переломные, кризисные эпохи, предлагая решения уже назревших проблем. Буддизм должен был преодолеть политическую, этническую и кастовую разобщенность, а также разрешить ряд философских вопросов, сложившихся в различных школах Древней Индии. Перед христианством стояла задача найти пути выхода из политического и нравственного кризиса в Риме, а ислам должен был стать идеологией зарождающегося арабского государства;

– большую роль во всех этих религиях играет харизматическая фигура основателя, таковыми являлись и Будда, и Христос, и Мухаммад;

– в учениях мировых религий имеется обоснование социального и этнического равноправия, эта интернациональность способствовала быстрому распространению буддизма, христианства и ислама среди разных народов и представителей разных классов;

– особое внимание во всех этих учениях уделяется нравственному аспекту, что делает их очень привлекательными в те периоды времени, когда кризисное состояние морали заставляло искать новые ценности и нормы.

Следует отметить, что список мировых религий не сводится только к трем – буддизму, христианству и исламу. Мировой религией мог стать зороастризм, основа для этого содержалась в его вероучении, так как приверженцем этой религии мог стать любой человек, независимо от национальной и социальной принадлежности, который признавал служение божеству Ахурамазде. Неблагоприятно сложившиеся исторические обстоятельства, прежде всего войны, которые ограничили распространение этого учения, помешали превращению зороастризма в мировую религию. Тенденцию к превращению в мировую религию проявляют в своем развитии религии, считавшиеся в большей степени национальными, например иудаизм. Кроме того, следует учитывать, что те учения, которые складываются в современном мире, изначально содержат все черты, характерные для мировых религий (это присуще подавляющему большинству так называемых нетрадиционных религий).

Основы вероучения буддизма

Первой религией, которая развивалась как мировая, стал буддизм.

Буддизм возник в VI веке до н. э. в Индии, которая представляла собой объединение различных небольших государств. В I тыс. до н. э. в индийской культуре сложилось несколько философских школ, их учения во многом предопределили буддийскую картину мира и этику. В биографии основателя этого учения Сиддхартхи Гаутамы говорится, что прежде, чем он достиг «просветления» и стал Буддой, он учился у представителей разных философских школ. Характерным для древнеиндийской культуры было уважение к различным взглядам и учениям, особого внимания заслуживал личный духовный путь, пройденный человеком. Из добуддийской философии пришло учение о том, что соединение нематериальных частиц – дхарм и их разъединение составляют различные формы жизни. Каждое новое перерождение происходит по закону о воздаянии – карме. Чувственный мир – сансара, подобно колесу, бесконечно вращается, повинуясь этому закону. Когда Сиддхартха Гаутама достиг «просветления» и стал Буддой, ему открылись «четыре благородные истины», ставшие основой его учения:

1. Жизнь есть страдание. Следует отметить, что под «страданием» понималась вообще всякая привязанность к жизни. Следует заметить, что перевод санскритского слова «дукха» не вполне тождествен русскому слову «страдание», так как в русском языке оно означает сильные отрицательные переживания, как душевные, так и телесные. «Страдание» в буддизме – вообще всякое эмоциональное проявление. Так как это характерно для всех живых существ, то все люди равно подвержены «страданию».

2. Источник страданий – наши желания. Стремления человека достичь как можно большего в земной жизни и добиться счастливой вечной жизни только увеличивают привязанность к этому миру, а значит, увеличивают страдания.

Первые две истины по своей сути совсем не религиозны и ничего нового по сравнению с древними учениями не содержат. Религией нового типа буддизм делает третья «благородная» истина:

3. Страдания можно прекратить. Целью является не счастливая вечная жизнь, а полное избавление от нее, достижение нирваны, т. е. пробуждения сознания и прекращения цепи перерождений – сансары.

4. Путь прекращения страданий – «Восьмеричный благородный путь», т. е. восемь правил достижения нирваны. Особо следует отметить «правильное поведение» – основу буддийской морали: 1). Не лишать жизни ни одно живое существо. 2). Не брать чужого. 3). Не говорить неправду (не говорить ни о ком плохо, даже если это правдивые сведения, вообще лучше меньше говорить и больше молчать). 4). Соблюдать супружескую верность (вообще отношения между мужчиной и женщиной должны преследовать только одну цель – продолжение рода). 5). Не дурманить сознание никакими средствами и снадобьями.

Начиная с III века до н. э. буддизм распространяется в Юго-Восточной Азии, в Китае, позднее в Японии и на Тибете. В каждом регионе учение буддизма приобретает свои особенности. С VII века начинается формирование школы ламаизма. В ламаизме происходит оформление буддизма в религиозную систему. Сохраняя все основные догматы, это учение особую роль отводит ламам – монахам, с помощью которых человек достигает спасения. Значительное место в достижении этой цели в ламаизме отводится культовой практике – обрядам и праздничным церемониям.

Основы христианского учения

Самой распространенной и многочисленной из мировых религий является христианство.

Христианство сложилось две тысячи лет назад на территории Римской империи. Зародившись в ее восточных провинциях, оно быстро завоевало и население самого Рима. Идеи раннего христианства давали всем жителям римских провинций утешение и надежду. Римляне, жестоко преследовавшие первых христиан, постепенно сами восприняли идею Мессии, видя в ней выход из нравственного распада, поразившего Рим. Уже в IV веке христианство становится государственной религией в Риме, приобретает четко оформленную церковную организацию и канонизированные догматы.

Основу христианского вероучения составляет Символ веры, основные положения которого сводятся к следующим:

1. Монотеизм – Бог един в трех ипостасях: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Бог – абсолютный совершенный Дух, абсолютный Разум и Всемогущество, абсолютная Благость и Любовь.

2. Абсолютная ценность человеческой личности как бессмертного, духовного существа. Равенство всех людей в отношении к Богу – все равно любимы им.

3. Учение о Богочеловеке – в Иисусе Христе воплощены два совершенства: божественное и человеческое.

4. Идея Боговоплощения, цель которого – спасение.

5. Учение об Искуплении, которое носит нравственный и всеобщий характер.

6. Догмат о Воскресении.

7. Учение о Святости Церкви.

Христианская церковь не сохранила своего единства. В XI веке произошел раскол христианства на католицизм и православие, с XVI века существует третье христианское направление – протестантизм.

Принципиальную разницу между этими направлениями определяет расхождение в понимании основного христианского догмата – учения о трех божественных ипостасях.

В основе вероучения католицизма находится Священное Писание (Библия) и Священное Предание, к которому относятся материалы всех Вселенских соборов, а также труды Римских Пап. К Символу веры католики добавили положение об исхождении Духа Святого не только от Бога Отца, но и Бога Сына тоже (латинское слово filioque – и от Сына). Особое место в католицизме занимает культ Девы Марии, приняты догматы о непорочном зачатии Марии и ее телесном вознесении. Католицизм сохранил единую централизованную организацию во главе с Папой Римским. Священник в католицизме считается исполняющим особую миссию по наделению мирян божественной благодатью, поэтому Папа почитается как наместник Бога на Земле.

Православие сохранило Символ веры без изменений, признавая исхождение Духа Святого только от Бога Отца. В основе православного вероучения – Священное Писание (Библия) и Священное Предание, к которому относят постановления первых семи Вселенских соборов и труды Отцов Церкви, живших во II–VII веках. Этика православия предполагает подтверждение веры через милосердие. В современном мире православие не сохранило своего единства, разделившись на полтора десятка самостоятельных церквей.

Протестантизм основывается исключительно на текстах Библии, признавая основные положения христианства, вводит догмат о том, что спасение достигается личной верой, и принцип всеобщего священства. Современный протестантизм объединяет достаточно большое число самостоятельных организаций.

Основы вероучения ислама

В VII веке на Аравийском полуострове происходит становление ислама. Это учение изначально формируется НС КЭ.К философия, а как свод правил и норм повседневной, политической и экономической жизни, поэтому в исламе большое место уделяется экономическим проектам, юридическим нормам, политическим программам, а также существует жесткая регламентация всех сфер бытового поведения.

1. Необходимо исповедовать строгий монотеизм. Отсюда знаменитая формула, являющаяся основой ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха». Бог – творец и управитель Вселенной.

2. Признание божественного предопределения. Все в мире происходит только по воле Аллаха. Все люди равны в возможности следовать предначертанному свыше пути.

3. Вера в пророчество Мухаммада, которому было дано Откровение.

4. Ожидание Воскресения, Судного дня и загробного воздаяния.

5. Вера в святость Корана как воплощения Бога. В отличие от христианства, где Бог воплощается в Сыне Человеческом, в исламе бог воплощен в слове Корана.

Мораль ислама опирается на нормы, которые предписывают, что мусульманин обязан делать, что возможно, что нежелательно и что запрещено. Обязанности определяются пятью «столпами ислама»:

1. Исповедование веры в единство Аллаха и пророчество Мухаммада.

2. Сотворение молитвы пять раз в день.

3. Соблюдение поста.

4. Уплата обязательного налога и раздача милостыни неимущим.

5. Паломничество к святым местам.

Основой жизни всего исламского мира являются правила шариата, которые опираются на Коран и Сунну – сборник изречений Пророка. В соответствии с нормами шариата строится исламская государственность и экономика.

Особую группу составляют так называемые нетрадиционные религии. При всем их многообразии, различных источниках происхождения, разнице в вероучениях и обрядовых формах для них характерны следующие черты:

1. Наличие определенного социального протеста, что делает эти учения привлекательными для молодежи (например, движение «христианских хиппи» в середине XX века).

2. Явная оппозиция ортодоксальным традиционным религиям. Для западного мира такой традиционной религией является христианство, и учения, которые вполне традиционны для культуры Востока, например дзен-буддизм, на Западе воспринимаются как нетрадиционная альтернатива христианству;

3. Синкретизм, т. е. соединение разнородных вероучительных и культовых элементов, принадлежащих разным религиозным направлениям.

4. Обещание личного спасения в земной жизни, а не вечного блаженства после смерти.

Численность современных религий. Самой многочисленной на Земле религией является христианство. Его исповедуют 33 % населения планеты. Около 20 % населения Земли – мусульмане, но следует учитывать, что число сторонников ислама растет быстрее, чем число христиан. 6 % земного населения – буддисты, около 13 % – нерелигиозные люди.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

3. Ранние формы религии.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм — представление, что все члены рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связанны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно того захочет, может превратится в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом — было священно — его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать, но голову, печень и сердце есть запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и по сей день в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жители Австралии в пору открытий европейцами также верили в родство с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями.

Постепенно развивалась новая форма религии — культ природы Суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова — «анимус» — дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа. (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи — украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни.

4. Функции религии.

Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, то есть осознание трагедии смерти как хорошего явления»

studfiles.net

2. Древние формы религий

Содержание

Введение

1. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном — возникновение религии.

2. Древние формы религий.

2.1. Тотемизм.

2.2. Анимизм.

2.3. Магия.

2.4. Фетишизм.

3. Верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос о происхождении религии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — это историческая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Отвечать на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. Ш. Де Бросс, Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, М. Мюллер, Р. Маррет, Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, выдающиеся отечественные исследователи Л. Штернберг, С. Токарев, И. Крывелёв, Ю. Францев и другие внесли заметный вклад в учение о происхождении религии и в исследовании её ранних форм.

Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен. В наши дни, считать себя человеком верующим, реже действительно таковым, являясь, означает идти в ногу со временем. Понятие «духовное возрождение» все чаще связывают с возрождением культуры, а возрождение культуры – с религией. Между тем наши современники в основной массе ничего не знают не только о религии своего народа, но и о других религиях мира и тем более о древних религиях. Как никогда будет актуальным рассмотреть вопрос о возникновении религии, представить по возможности полное описание древних форм религий, а так же сделать попытку определения основных причин ее возникновения.

Ведь знание прошлого — ключ к пониманию и настоящего и грядущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями.

1. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном — возникновение религии.

Каким образом возникло у человека понятие «Бог»? О начале развития религии можно судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наиболее известны из них погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду (40 — 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в Пиренеях, в пещерах Южной Франции и Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило, на рисунках изображены животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схематичны. Наши предки занимались охотой и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном. В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические детерминанты. Их обычно метаморфически называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий. Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. Религия имеет гносеологическую почву — познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, — определение сути этого феномена, выделение религиозного сознания из прочих форм духовной ориентации человека в мире. Вызывает трудности и распространенное понимание религии как системы миропонимания основанного на вере в существование Бога (или богов), — высшей потусторонней сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Представления о священном разнятся у разных народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей, и лишь позднее обретают этические характеристики, становясь воплощением абсолютного блага, истины, красоты. Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований. 

Необходимо отметить, что древние верования не появлялись в строгом порядке, один на основе другого, но они связаны между собой по сложной схеме, поэтому, думаю, будет разумно рассматривать каждую форму религии отдельно.

2.1 Тотемизм

Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой — либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на зыке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о её существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей устойчивые языковые обороты. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных отношений. Члены родовой группы стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело с одной стороны, к усилению культа предков, с другой стороны, к изменению отношения к самому тотему. Например, возникли запреты на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу.

В наиболее чистом и удобном для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки.

Тотемизм с его верой в обладающего сверхъестественными возможностями тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов — табу оказался исторически одной из первых форм религиозных представлений возникающей социальной общности — родовой общины. На раннем этапе формирования человеческого общества тотемизм выполнял основные функции религии — интегрирующую, регулирующее — контролирующую и даже в определенной степени компенсирующую. Правда, эту последнюю функцию значительно более полно выполняла в то далекое время другая ранняя форма религиозных верований и представлений — анимизм.

2.2 Анимизм

Одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima — дух, душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен английским этнографом Э. Тайлором. Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия.(1) Однако такое утверждение противоречило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие древние верования, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которыми связаны эти представления, не мыслятся как душа.

По моему мнению, анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов, в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов — это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов. Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явления сопутствующие смерти) привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов, развитие анимистических верований привело к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его.

Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

studfiles.net

Ранние формы религии — Основы культурологии Библиотека русских учебников

К ранних форм религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, рильницький культ, шаманство, анимизм и культ предков

. Магия (от древнегреческого — ворожба) — вера в существование сверхъестественных средств воздействия на окружающий мир, это система приемов, основанных на вере в возможность заставить сверхъестественные силы осуществить желаемое. Ин. Другими словами, это совокупность действий, обрядов и церемоний, связанных с верой в сверхъестественные сущности и с верой в возможность влиять на эти сущности, а с их помощью — и на ход событий в реальном мире. Магия создает впечатление, что человек можете изменить реальность не только своим трудом, то есть естественным способом, но и особыми символическими действиями, обрядами и ритуалами, т.е. сверхъестественным путем

. Фетишизм (от португальского — вещь для колдовства; фетиш означает талисман, амулет) — вера в существование сверхъестественных свойств в материальных предметов, поклонение предметам ближайшего окружения человека (как правило, неодушевленным). К реальной пользы предметам добавляются их»потусторонние»свойства быть помощниками и защитниками людей сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии. Если магия усиливала веру в возможность влияния человека на природу, то фетишизм наделял сверхъестественными качествами еще и определенные матер иально объектальні об’єкти.

. Тотемизм (на языке одного из индейских племен»тотем»- его род) — вера в сверхъестественную родство человеческих коллективов с определенными видами животных, растений или явлений. Тотемизм — это порождение присущего мифологической и сознания антропоморфизма, т.е. очеловечивание окружающего мира, наделение его человекоподобными чертами. Наш древний предок не выделял себя из окружающего мира, он чувствовалін відчував кровное родство с ним. Главными объектами поклонения были тотемные духи им приносили жертвы, для них танцевали, пели, чествовали их изображения. Убивать и съедать тотем можно было только при условии соблюдения определенных религиозных процедур — ритуалов и обрядов. Тотемистические элементы вошли в состав всех современных религий; особенно ощутимым является влияние тотемизма в индуизме

. Рильницький культ — поклонение двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожаи

. Шаманство — вера в возможность общения человека с духом, которая доступна древним профессиональным служителям культа — шаманам, которые способны приводить себя в экстатическое состояние (Эвенкийский язык»шаман»означает»неистовое витой») и выступать якобы в ролиупати нібито в ролі посредника между человеком и духами

. Анимизм (от лат anima — душа) — вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников, т.е. это вера в душу и духов человеческого тела, животных, орудий труда, войны, болезни и т.д. анимистических ни представления предполагают существование души как внутреннего источника деятельности всех живых существ, своеобразного внутреннего двигателя. У многих народов главными двойниками, которых больше уважали первоначальные анимисты, былили души умерших

От анимизма уже совсем недалеко до вероучений эпохи цивилизации. На этом пути у всех народов был еще одну ступень — культ предков. Он составляется на основе погребальных обрядов и веры в посмертное иснув ния дууш.

Необходимость объяснения различных явлений природы и общественной жизни привела к появлению мифологии о которой уже говорилось в теме»Первобытная культура»

С распадом родовых отношений, усилением социального расслоения и резким возрастанием роли племенной знати на место культа предков приходит культ вождей — мифических родоначальников, чьи души возносятся ся над душами других сородичей. От поклонения родоначальникам и вождям племен, которых мифологическое сознание единоплеменников наделяет легендарными качествами и умением творить чудеса, совсем недалеко до ид еи божеств — особо мощных существ, возвышающиеся над душами и духами и осуществляют чудеса не эпизодически, а постоянно. Когда процессы преобразования архаического общества в раннеклассовом и формирования ин титут государства углубились еще больше, предки получили исключительное значение для освящения (легитимизации) власть правителяля.

Переход к земледелию и скотоводству — важнейшая веха в истории человечества — привел к возникновению более сложных религиозных представлений, появление новых и осложнения старых религиозных обрядов и праздников. Пок клониння духам в образах животных постепенно вытесняется антропоморфизмом т.е. представлением о том, что духи имеют человеческий вид. С упадком первобытной общины и расслоением общества из многочисленного сонма духов выделяются мощные представители сверхъестественного мира — боги. Постепенно складывается пантеон в котором в своеобразной форме отображается земная социальная иерархия. Особое место занимает бог-покровитель мощного племени в союзе племен

Со временем религия используется также для укрепления влияния родовой верхушки — вождей, старейшин — на рядовых членов рода. Создается институт жрецов, то есть профессиональных священнослужителей, которые руководили ли религиозными церемониями и празднованиями и совершали жертвоприношения в честь. Богив.

Богословы называют ранние верования язычеством, т.е. религиями ложными, такими, что не знают истинного. Бога. Для поздних родоплеменных верований характерно многобожие — политеизм. Но язычество разных этносов составило туу исходную основу с которой родились древние религии цивилизованного мира, в которых идея бога занимает центральное место. С возникновением классового общества и образованием государств формируются национальные религии. В ее лоне в некоторых этносов многобожие вытесняетсяя монотеизмом — верой в единого. Бога-Творца, а некоторые национальные религии распространяются среди многих народов и становятся мировыми

uchebnikirus.com

Ранние формы религии 2

Общие сведения

Для исследования ранних форм религий, возникших и получивших первоначальное развитие в первобытном обществе, требуются надежные источники и данные. Такие исторические сведения предоставляет археология древнейшего периода, изучающая материальные памятники прошлого. Иные сведения дает этнографии, которая занимается некоторыми современными народами, находящимися еще на стадии первобытного общества. Фольклористика представляет данные о легендах, преданиях, сказках и обычаях, которые оказывают помощь при исследовании истории религии. Языкознание также является для истории религии важной вспомогательной наукой. Наконец, и антропология оказывает помощь в исследовании, если она учитывает условия развития общества и влияние их на формирование физических типов человечества.

Но нельзя предполагать, что религия возникла вместе с человеком и существовала с начала первобытного общества. Первобытные люди вели жизнь, близкую к животной, чтобы могли развиться внутренние противоречия и чтобы могли сформироваться и определиться верования, хотя бы и самые примитивные. Человек того времени был далек от того, чтобы у него возникли фантастические, религиозные представления как отражение его отношений с природой и с себе подобными. Говоря о ранних формах религий или о верованиях, предшествовавших сложным религиозным системам, имеют ввиду фетишизм, анимизм, тотемизм, культы и мифы. С этими ранними формами связывают также шаманизм, магию, предсказания, геомантию и т.д.

Фетишизм. Простое и лаконичное определение фетишизма поклонение отдельным предметам и явлениям природы, а предметы, которым поклоняются — фетишами. Понятие «фетиш» происходит от португальского слова «фетико», что означает «деланный», «сделанный». Так называли португальские мореплаватели предметы почитания некоторых африканских народов. Однако до сих пор ясности в термине «фетишизм» нет, ибо ему придают то одно, то другое значение. Одни исследователи называют фетишизмом почитание любых материальных предметов, другие сужают объем понятия только земными неодушевленными предметами. Некоторые ученые считают фетишем сам материальный предмет, другие относят это название не к самому предмету, а к духу, пребывающему в нем.

Анимизм. Из других понятий, применяющихся в описании религиозных верований и обрядов, наиболее широкими по объему являются понятия анимизма и магии. Анимистские верования, илианимизм вера в существование души и духов (от латинского слова «анима» — «душа»). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий человека мир, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником. Такая вера в той или иной форме присуща любой религии, от самой примитивной до наиболее развитой. Правда, степень выраженности анимистических верований неодинакова при разных формах религии, на разных стадиях ее развития.

Термин «анимизм» покрывает весьма разнообразные категории религиозных представлений, разнообразные не только по виду, по идейному содержанию, но и — что самое главное — по происхождению. Анимистические образы суть олицетворения. Но человеческая фантазия способна олицетворять что угодно. само понятие «анимизм» настолько обще, широко по объему и бедно содержанием, что оно едва ли может принести пользу даже при чисто формальной классификации религиозных верований. А уж подавно нечего с ним делать, если наша цель — разработать такую систематику этих верований, которая подвела бы нас к пониманию самых их корней. Поэтому, не отказываясь от употребления общего термина «анимизм», мы не можем им пользоваться как рубрикой систематизации религиозных явлений.

Магия. Почти то же самое нужно сказать и о понятии магии. Магические верования, илимагия -вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил. Здесь дело осложняется, кроме того, еще большей неопределенностью содержания этого понятия. Есть множество разных определений магии, друг другу часто противоречащих. Существуют разные взгляды и на отношение магии к анимизму: по мнению одних, магия органически связана с анимизмом, составляя его практическое применение. По мнению других, магия может быть связана с анимизмом, а может и не быть с ним связана; наконец, по мнению третьих, магия составляет противоположность анимизма.

Тотемизм . Тотемистические верования, илитотемизм вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов. Такие верования назвали в науке тотемизмом, от слов «тотем», «оттотем» -«его род», взятых из языка одного из племен североамериканских индейцев.Тотемические животные и растения реальные и материальные предметы и фантастический элемент верований состоит здесь в представлении о родстве, якобы существующем между данным животным (растением) и человеческой группой, а также в вере во взаимную магическую связь человека с его тотемом. Однако тотем — не единственный объект тотемических верований. Важнейшая идеологическая роль веры в тотемических предков и мифов о них заключается в том, что в них как бы олицетворена связь родовой общины с территорией. Мифы о тотемических предках привязаны к отдельным частям географического ландшафта. Тотемические предки выполняют также функции «культурных героев». Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в современных религиях и сохранились как элементы в этнических культурах многих народов.

Культ предков также представляет одну из ранних форм религий, однако он свойственен сравнительно поздней стадии исторического развития — стадии патриархально-родового строя. Культ предков (покровителей) — верования, в которых основным объектом поклонения становятся предки и их духи, с помощью которых можно якобы заручиться, прибегая к различным обрядам и церемониям. Ярко выраженные формы почитания культа предков сложились в Китае, а затем в Корее и Японии. Здесь они составили существенную часть религиозной обрядности. Культ предков и сохранились до наших дней, оказывая глубокое влияние на всю жизнь народов этих стран. Культ предков лег в основу религии — конфуцианства.

Несколько слов об иных культах, сложившихся почти повсеместно в древние времена и практикующихся до сих некоторыми народами. Культ природы — верования, в которых главными объектами поклонения становятся духи различных животных и растений, явлений природы, небесных тел: солнца, земли, луны. Аниматистские верования, или аниматизм (от латинского «анимато» — «с душою», «оживленно»),- верования в особую безличную сверхъестественную силу, которая разлита по всему окружающему миру и которая может концентрироваться в отдельных людях (например, в вождях), животных, предметах. Культ племенных вождей — верования, согласно которым сверхъественными свойствами наделяются руководители общин, племенные вожди и руководители племенных союзов. Основные обряды и церемонии в этом культе направлены на усиление мощи вождей, что якобы должно благодатно сказаться на всем племени. Земледельческие и скотоводческие культы, складывающиеся с выделением земледелия и скотоводства в самостоятельные отрасли — верования, согласно которым главным объектом поклонения становятся духи и сверхъестественные существа — покровители скота и земледелия, податели плодородия.

Таким образом, верования первобытной стадии человеческого общества были довольно разнообразными и проявлялись в различных формах. Однако всем им присущ один общий признак, по своему характеру близким к религии. Во всех этих верованиях есть элемент почитания чего-то сверхъестественного, что поэтому их определяют как ранние формы религий. Достаточно окинуть даже общим взглядом историю религий всех народов, чтобы убедиться в том, что фетишистские представления образуют неотъемлемую часть любой религии. Фетишизм составляет один из наиболее постоянных элементов всякой религии. Это — универсальное явление истории религиозных верований.

Первобытные люди, жившие на территории Кореи и в основном занимавшиеся охотой и рыболовством, с большим почтением и интересом относились к окружающим их предметам, считая, что у каждого из них, так же как и у человека, есть душа. Постепенно первобытные семьи расширялись, образуя кланы и племена. Испытывая интерес к окружающему миру, члены племени пытались понять его и, по возможности, достичь с ним согласия. Именно отсюда в конечном счете возникла вера

mirznanii.com

факторы формирования, виды и интересные факты

В сегодняшнем мире достижения научно-технического прогресса удивительным образом сочетаются с различными вероучениями, составляющими несколько самостоятельных направлений. Кроме четырех основных мировых религий — христианства, ислама, буддизма и иудаизма, — среди населения планеты имеется бесчисленное количество последователей иных вероучений. В этой статье мы постараемся выяснить, какие ранние формы религии послужили основой для формирования современной духовной культуры.

Религия как особая форма осознания мира

Прежде чем начать разговор о том, как называется ранняя форма религии, остановимся на значении этого термина, так или иначе относящегося к жизни всех народов мира. Слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что в переводе означает «соединять», «связывать». В данном случае подразумевается установление связи человека с некими высшими силами, руководящими его жизнью.

Современные историки с полной уверенностью утверждают, что на протяжении всей истории человечества не было ни одного народа, не знавшего религии. Она всегда являлась особой формой осознания мира, в основе которой лежала вера в сверхъестественные силы. При этом последователи каждой религии устанавливали для себя определенный тип поведения, культовых действий и моральных норм. Их организованное поклонение высшим силам приводило к созданию религиозных общин и церквей.

Происхождение религиозных воззрений

О происхождении ранних форм религии и путях их дальнейшего развития в научном мире высказывалось много суждений, причем авторы выдвигаемых гипотез порой занимали диаметрально противоположные позиции. Например, целый ряд исследователей, среди которых можно назвать выдающегося американского философа XIX века У. Джемса, придерживались мнения, что религиозные воззрения являются врожденным явлением и основаны на действии сверхъестественных сил.

В то же время его коллега из Германии Л. Фейербах еще за полвека до этого утверждал, что мир богов создан самими людьми и является отражением их реального бытия. Австрийский психоаналитик З. Фрейд видел в религии массовый невроз, порожденный некими бессознательными влечениями. И наконец, сторонники марксистской философии заявляли, что в основе любой веры лежит неспособность найти рациональное объяснение природным явлениям и попытка усмотреть в них действие сверхъестественных сил.

Тотемизм – ранняя форма религии

О том, как зарождались среди людей мистические представления, у исследователей нет единого мнения. Однако согласно данным, полученным в ходе археологических раскопок, ранние формы религии и возникновение понятий, связанных со сверхъестественными силами, принято относить к 10 тысячелетию до н. э. Верования людей той давней эпохи с определенной долей условности можно разделить на несколько форм, одной из которых (по видимому, начальной) является тотемизм.

Термин, обозначающий это религиозное направление, на языке алгонкинов – представителей одного из индейских племен – означает «его род», то есть указывает на определенное родство, в данном случае с различными формами животных и растений, а также некоторыми мифическими существами, являющимися объектами поклонения и называемыми «тотемом».

Многообразие форм тотемизма

Тотемизм, зародившийся много тысячелетий назад, отчасти сохранился и до наших дней среди представителей отдельных племен Центральной Африки, Австралии и Южной Америки. Его последователи наделяют сверхъестественными силами не только конкретные материальные объекты, но даже природные явления, такие как ветер, дождь, солнце, воду, гром и т. д.

Однако чаще всего объектами поклонения становятся представители животного или растительного мира, а также отдельные их части, например желудок поросенка, голова черепахи или корни маиса. В многочисленных общинах нередко можно наблюдать поклонение самым различным объектам. Например, в состав североамериканского племени оджибва входят 23 самостоятельных рода, и у каждого из них свой тотем. Если одни совершают жертвоприношения медведю, то другие склоняются перед норой тушканчика или пляшут с бубном при первых лучах утренней зари.

Одушевление окружающего мира

С тотемизмом весьма сходна еще одна ранняя форма религии – анимизм, являющаяся, по сути, одной из его разновидностей. Название этого направления происходит от латинского слова animus, что означает «дух» или «душа». Последователи анимизма, история которого также восходит к 10 тысячелетию до н. э., наделяли живой душой все окружавшие их объекты и даже явления природы. Термин «анимизм» был введен в употребление английским культурологом Эдвардом Тафларом, который в начале XX века провозгласил веру в духов, отделимых от тела, началом возникновения религии в современном значении этого слова.

Известно, что для большинства древних религий (и анимизма в том числе) свойственен так называемый антропоморфизм – тенденция приписывать объектам и явлениям окружающего мира человеческие черты и свойства. В соответствии с этим все они персонифицировались (представлялись в образе действующих лиц) и наделялись собственной волей, а также способностью к ее реализации. Важная особенность анимизма заключалась в том, что духи не противопоставлялись тем предметам и явлениям, в которых они заключались, а являлись с ними единым целым. Считалось, что душа предмета погибает вместе с уничтожением ее вместилища.

Где таится человеческая душа?

Эта ранняя форма религии положила начало представлению о человеческой душе, прошедшему затем длительный путь развития и ставшему основой большинства современных вероучений. Однако для наших дальних предков она еще не была бессмертной и воплощалась в естественных процессах жизнедеятельности организма, таких, например, как дыхание.

Местом пребывания человеческой души считались различные органы тела, но чаще всего это были голова и сердце. Лишь значительно позднее на смену телесной душе, погибающей вместе с ее хозяином, пришло понятие о некой бессмертной субстанции, способной после смерти человека либо переселяться к новому владельцу (совершать реинкарнацию), либо отправляться в загробный мир.

Поклонение неодушевленным предметам

Продолжая разговор о зарождении среди людей мистических представлений, нельзя не вспомнить и еще одну раннюю форму религии – фетишизм. Под этим термином, пришедшим к нам из французского языка, принято понимать поклонение неодушевленным предметам – «фетишам», наделяемым сверхъестественными свойствами. Оно отчасти сохранилось до наших дней, реализовавшись в виде почитания мощей святых, икон и разного рода реликвий.

Эта ранняя форма религии, связанная с поклонением предметам, имеет много общего с рассмотренными выше тотемизмом и анимизмом, поскольку во всех трех случаях судьба людей ставится в зависимость от воли неких сил, заключенных в самых разнообразных объектах. В европейскую науку понятие фетишизма было введено в середине XVIII века голландским исследователем В. Босманом, хотя первые упоминания о представителях этого религиозного направления появились тремя столетиями ранее и принадлежат португальским морякам, посетившим берега Западной Африки.

Появление амулетов

Известно, что вначале фетишем мог стать любой предмет, каким-то образом поразивший воображение человека: кусок дерева, камень причудливой формы или морская раковина. Эта же роль отводилась подчас и отдельным частям тел животных, например клыкам, когтям, ребрам и т. д. Лишь несколько позже к этим естественным природным «святыням» присоединились рукотворные предметы поклонения, выполненные из камня, кости, дерева и прочих поддающихся обработке материалов. Так появились всевозможные амулеты и обереги.

Уровень чудодейственной силы, заключенной в том или ином фетише, определялся практическим путем. Например, если в какой-то день охотнику сопутствовала удача, то волчьим зубам, висевшим у него на шее, приписывались магические свойства. Если же по истечении некоторого времени он возвращался домой с пустыми руками, то это означало, что его амулет потерял силу и следовало обзаводиться новым.

Души предков, заключенные в идолах

Важным толчком к дальнейшему развитию ранней формы религии – фетишизма – стало распространение в первобытном обществе культа предков. На этом этапе истории человечества в религиозную жизнь многих народов мира вошли ритуалы, включавшие в себя поклонение умершим родственникам. Широкое распространение получили различные идолы – примитивные человеческие фигурки из глины, камня или дерева, в каждой из которых, по представлению первобытных людей, заключалась душа кого-то из членов их рода.

Принято считать, что ранние формы религии – тотемизм, анимизм и фетишизм – являются тем фундаментом, на котором впоследствии строились все современные вероучения и мировая духовная культура в целом. По мнению большинства исследователей, именно фетишизация природы дала на определенном этапе толчок философской мысли и привела к развитию искусства.

Посредник между богами и людьми

Кроме ранних форм религии, кратко описанных выше, следует упомянуть еще одно направление, ставшее результатом их дальнейшего развития и сохранившееся до наших дней, претерпев лишь незначительные изменения. Это шаманизм, возникший, по мнению ученых, на рубеже 6 и 5 тысячелетий до н. э., в период развития первобытно-общинного строя.

Основная концепция шаманизма состоит в том, что между людьми и потусторонними силами, руководящими судьбой мира, должны быть посредники, способные направить сверхъестественную энергию в желаемое русло. Любопытно, что кандидатуры на роль этих посредников-шаманов избирались не людьми, а самими духами, которым, естественно, было видней, кто из членов племени достоин столь высокой чести.

Считалось, что избранник – очередной шаман, занявший место своего умершего или чрезмерно одряхлевшего предшественника – становился как бы «заново сотворенным» и наделялся при этом чудодейственной силой, помогавшей ему в дальнейшем общаться непосредственно с обитателями иного мира и склонять их к помощи своим соплеменникам. С этой целью он регулярно совершал определенные ритуальные действия. С самими духами у него были, между тем, весьма сложные отношения, поскольку принудить их выполнению желаемых действий он не мог, и лишь искал их милости.

Интересные факты о шаманизме

Шаманизм является наиболее сохранившейся до наших дней ранней формой религии. Его последователей можно встретить во всех частях света, хотя в каждом отдельном регионе он имеет свои особенности. Например, шаманы Южной Америки (мачи) специализируются главным образом на лечении различных тяжелых заболеваний и ежегодно исцеляют страждущих во время проведения публичных ритуалов.

Боливийские шаманы, называемые «бара», весьма преуспели в предсказании будущего и с поразительной точностью делают прогнозы, даже касающиеся результатов футбольных матчей и президентских выборов.

В Южной Корее шаманство является исключительно прерогативой женщин. Считается, лишь именно они способны найти подход к духам и добиться от них желаемого. Впрочем, право на эту деятельность передается по наследству и является уделом лишь ограниченного числа кореянок.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *