Функции командной экономики – Функции командной экономики

Содержание

Командная экономика - это что такое? Преимущества, особенности и проблемы командной экономики :: SYL.ru

Командная экономика – это такой способ организации жизни страны, при котором в государственной собственности находится земля, капитал и почти все ресурсы. Подобная система является хорошо знакомой жителям бывшего Советского Союза. Это и неудивительно, ведь многие из входивших в него государств не могут сменить её уже на протяжении нескольких десятилетий.

История образования

Командная экономика – это система, которая появилась в результате ряда социалистических революций, что состоялись под марксистским идеологическим знамением. Окончательная её модель в современном понимании была разработана коммунистическими вождями: сначала В. И. Лениным, а затем И. В. Сталиным. На пятидесятые - восьмидесятые годы прошлого века припал период наибольшего рассвета социалистического лагеря. Тогда во входящих в его состав странах проживало более тридцати процентов жителей планеты. В связи с этим неудивительно, что, по мнению многих учёных, командная экономика – это самый большой экономический эксперимент на Земле в истории человечества. При этом многие из исследователей забывают, что начался он с жёсткого подавления малейших гражданских свобод, а его реализация повлекла за собой огромные жертвы.

Марксистская теория

Исходя из теории Карла Маркса, единственный путь существенного повышения благополучия и благосостояния человечества заключается в ликвидации такого понятия, как частная собственность, устранение любых проявлений конкуренции и осуществление всей деятельности государства исключительно на основании общеобязательного плана. При этом он должен разрабатываться правительством на основании научных данных. На таких позициях и строится планово-командная экономика. Корни этой теории можно найти ещё в эпохе Средневековья, в работах авторов так званых социальных утопий. Тогда такого рода идеи провалились, однако в начале двадцатого века, после образования социалистического лагеря, правительство Советского Союза приступило к их практической реализации.

Признаки

Основным признаком командной экономики является дефицит некоторых (или даже многих) товаров. Если они и присутствуют в продаже, то, независимо от места реализации, как правило, не отличаются друг от друга по качеству. Правительство в данном случае исходит из того соображения, что покупатель всё равно купит то, что есть. Таким образом, неудивительно, что необходимость изготовления более дорогой продукции и сооружения на каждой улице однотипных магазинов отсутствует.

Следующим признаком командной экономики является абсолютное отсутствие переизбытка изготовленных товаров при любых условиях. Объяснение этому очень простое и заключается в том, что правительство государства с такой системой ни при каких условиях не допустит нерационального использования собственных ресурсов.

Нельзя не отметить и то, что страна с такой экономической системой оказывает постоянную поддержку государственным предприятиям. Она выражается чётким планированием безубыточных рынков сбыта, лояльной налоговой политикой, а также постоянными дотациями. Ещё одним существенным признаком командной экономики является весьма целесообразное использование трудовых ресурсов на упомянутых выше предприятиях. Объяснить этот факт можно тем, что, в связи с отсутствием избыточного производства, нивелируется необходимость переработки персонала и назначения сверхурочных часов.

Собственность в командной экономике

Для стран, в которых действует командная экономическая система, характерно нахождение в руках правительственных органов всех производственных организаций. При этом встречаются предприятия с муниципальной или общенациональной собственностью. Имеют своё место в системе и кооперативы. Вместе с этим последняя форма собственности не касается производственных компаний, дающих прибыль. Она распространяется лишь на такие субъекты хозяйственной деятельности, что могут обеспечить индивидуальные блага для граждан. Сюда можно отнести жилищные фонды, дошкольные заведения, гаражи и так далее.

Недостатки

Практически все проблемы командной экономики исходят из того, что высшая власть страны осуществляет управление производством. При этом все субъекты государственного хозяйства, по сути, находятся в равных условиях и правах. Это приводит к тому, что даже малейшие задатки конкурентной среды сводятся к нулю. Исходя из того, что это не принесёт большего материального результата, нивелируется и стремление предпринимателей к улучшению качества своей продукции. В связи с тем, что все произведённые в стране товары более-менее равномерно распределяются между всеми регионами, заработная плата рабочего класса находится в максимально возможном уравненном состоянии. Таким образом, о стремлении персонала предприятий к повышению качества собственного труда не может быть и речи. Вся проблема в данном случае сводится к тому, что как бы не трудился человек, он не получит заработную плату, выходящую за рамки оклада в той или иной категории.

Положительные стороны

Несмотря на все отрицательные стороны системы, о которых речь шла ранее, существуют и некоторые преимущества командной экономики. Главным её «плюсом» можно назвать отсутствие необходимости финансовых и трудовых затрат на продвижение продукции на рынке. Исходя из того, что правительство на коммерческом рынке представляет собой монополиста, конкуренции здесь нет. Другими словами, товары в любом случае будут реализованы, поскольку существует государственная квота.

Ещё одним большим достоинством планово-командной экономической системы считается отсутствие внутри общества классовых расслоений. В связи со сравнительно одинаковыми заработными платами, в любом государстве, где она господствует, отсутствуют как слишком богатые граждане, так и бедняки. Правильным будет отметить и то, что многие проблемы, характерные для рыночной экономики, могут быть легко решены планово-командным методом.

Жизнь населения

С основными человеческими нуждами командная экономическая система не связана никак. Кругооборот продукции в обществе устроен достаточно просто. Решение о производстве товаров и их отраслевому распределению принимается только правительством. По всем регионам страны продукция распределяется исходя из той идеи, что население каждого из них равномерно потребляет не только товары первой необходимости (в том числе продукты питания и лекарства), но также одежду и бытовую технику в полном соответствии произведённым объёмам. Как показывает практика, подобного рода подход нельзя назвать корректным, ведь те товары, которые являются совсем не востребованными в одной области, могут быть жизненно необходимыми в соседнем регионе. Даже такие черты командной экономики не помешали ей весьма успешно процветать даже во многих сильных государствах. Что касается благосостояния граждан, то заработная плата каждого работающего человека является пропорциональной объёму его труда. Вместе с этим средний оклад в таких странах находится на довольно низком уровне.

Примеры стран с командной экономикой

Самое первое и известное в истории государство в командной экономике – это Советский Союз, который перешёл на неё еще в 1917 году. Пик развития такой системы припал на пятидесятые годы прошлого века. В то время на планете царил страшнейший производственный кризис. В связи с этим СССР, Куба, Китай и другие социалистические страны стали яркими примерами подобного способа организации экономической жизни государства. В настоящее время сложно судить и однозначно ответить, насколько эффективным он был в тот момент. С одной стороны, промышленность попала в катастрофически сложное состояние, урегулировать которое путём одного лишь соотношения предложения и спроса было невозможно, а с другой – сложно было найти более рациональный путь преодоления сложившейся ситуации, чем государственное вмешательство.

Как бы там ни было, наилучший индикатор качества экономических систем того времени – это темпы роста ВВП в первые десятилетия после войны. Если их проанализировать, что можно увидеть, что капиталистические западноевропейские государства на много шагов опережали в этом показателе страны социалистического лагеря. Со временем разрыв в уровне их развития лишь увеличивался.

Сложности выхода

Планово-командное развитие Советского Союза, что длилось более восьмидесяти лет, привело к тому, что реальный уровень состояния государства на начало девяностых годов прошлого века был, мягко говоря, плачевным. Это выражалось в очень низком качестве и неконкурентоспособности выпускаемой продукции, уменьшении благосостояния и продолжительности жизни населения, устаревании производственного сектора, а также сильном загрязнении окружающей среды. Главной причиной всего этого стали особенности командной экономики, о которых более подробно речь шла ранее.

Как бы там ни было, процесс перехода на рыночную экономическую систему является не таким простым и быстрым, как это может показаться на первый взгляд. Ни одно государство не может на протяжении нескольких лет стать успешным. В связи с этим в теории существует понятие так званой переходной экономики. Она отличается неопределённостью, нестабильностью и изменениями во всей хозяйственной структуре государства. Нечто подобное можно наблюдать сейчас в некоторых странах бывшего социалистического лагеря.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что командная экономика – это способ организации государственной жизни, который зачастую называют социализмом. В его рамках монополистическую роль в регулировании хозяйственной жизни страны играет правительство. Именно власть принимает решение об объёмах изготовления того или иного вида продукции, а также его стоимости на рынке. При всём этом такие данные устанавливаются не на базе реального соотношения спроса и предложения, а исключительно исходя из многолетних статистических данных, на основании которых и устанавливаются планы. Хоть подобная модель развития государства и имеет некоторые преимущества, как показывает практика, в условиях рыночной экономики и конкуренции любая страна развивается гораздо эффективнее.

www.syl.ru

рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: дверыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные черты рыночной экономики представлены в таблице 2.1.

Таблица Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:

    1. основа экономики — частная собственность на средства производства;

    2. многообразие форм собственности и хозяйствования;

    3. свободная конкуренция;

    4. рыночный механизм ценообразования;

    5. саморегулирование рыночной экономики;

    6. договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

    7. минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства:

Основные недостатки:

      1. стимулирует высокую эффективность производства;

      2. справедливо распределяет доходы по результатам труда;

      3. не требует большого аппарата управления и др.

        1. усиливает социальное неравенство в обществе;

        2. вызывает нестабильность в экономике;

        3. безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

          1. частная собственность на экономические ресурсы;

          2. рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

          3. большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

            1. многообразие форм собственности;

            2. развитие научно-технического прогресса;

            3. активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями. Основные черты традиционной экономики:

              1. частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

              2. крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

              3. общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

              4. преобладание ручного труда. Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной экономики:

                1. основа — государственная собственность;

                2. абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

                3. жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

Положительные стороны административно-командной экономики.

                  1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

                  2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

                  3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

                    1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

                    2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

                    3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%) На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

studfiles.net

Регулирование командной экономики

Роль государства в регулировании командной экономики

Определение 1

Командная экономика — это экономическая система, главная роль в регулировании которой отведена государству.

В данной системе государство решает, какие товары и в каком объеме необходимо производить, для кого и как производить. Государство играет в экономике роль главного регулятора, поскольку в этой системе государственная собственность превалирует на все основные производственные фонды, то есть почти все экономические ресурсы принадлежат всему населению, проживающему в стране. Государство от имени населения управляет и распределяет все основные экономические ресурсы, а также контролирует их использование.

Незначительная доля частной собственности или ее отсутствие является причиной того, что в командной экономике е рынка нет. Рынок заменен централизованным планированием, распределением и снабжением. В то же время элементы рынка все же присутствуют. Произведенную продукцию считают товаром, однако цена на нее устанавливается государством. Роль посредника между продавцом и покупателем играют торговые учреждения.

Административные методы регулирования командной экономики

В условиях командной экономики свою регулирующую функцию государство реализует преимущественно с помощью административных методов.

Замечание 1

Административные методы регулирования экономики подразумевают прямое участие государства в деятельности хозяйствующих субъектов путем ограничения свободы их выбора.

К прямым административным методам регулирования относят:

  • принятие нормативно-законодательных актов и положений;
  • управление государственной собственностью посредством регулирования деятельности компаний государственного сектора, размещения государственных заказов, выдачи государственных кредитов и субсидий;
  • квотирование и лицензирование;
  • применение ограничительных мер и санкций.

Косвенными административными методами регулирования командной экономики являются:

  • разработка и утверждение бюджетов всех уровней;
  • определение принципов налогообложения и налоговой политики;
  • определение минимального размера оплаты труда;
  • регулирование цен на товары и услуги.

Административные методы регулирования противоположны сущности рынка, с их помощью блокируется действие определенных рыночных регуляторов. Когда для предприятия, к примеру, директивно установлены объемы производства и размер поставок сырья, оно не в состоянии адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, увеличивая или сокращая выпуск. Чем шире область действия административных методов, тем ниже эффективность и уже сфера функционирования рыночных отношений как таковых.

Принципы регулирования командной системы

Административно-командная система построена на принципе директивного планирования. Разработанный центром план — это основной закон административной системы. С учетом данного плана отраслевые министерства и ведомства разрабатывают задания для отдельных отраслей, а затем для предприятий, колхозов, строек с выделением необходимых материальных ресурсов.

Всю произведенную продукцию предприятие передает в распоряжение вышестоящему органу по материально-техническому снабжению или торговле, который и доводит данную продукцию до конечного потребителя.

Замечание 2

Экономические методы регулирования экономики в административно-командной системе носят формальный характер, поскольку заработная плата определяется из центра, а все накопления любого предприятия изымаются в бюджеты разных уровней.

Мотивация труда в командной экономике построена на следующих принципах. Для всех категорий работников централизованно устанавливается служебный оклад, одинаковый для всей страны. Предусматривается дополнительное премирование за выполнение государственного плана, причем фонд премирования имеет ограниченные размеры и распределяется строго по указаниям начальства. Административное принуждение и поощрение играет значительную роль в системе мотивации персонала. В качестве поощрения выступает, как правило, продвижение по карьерной лестнице, а в качестве принуждения – выговор или наказание.

spravochnick.ru

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система :: BusinessMan.ru

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

Виды экономики:

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не "продать", а "припрятать").

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием "новая экономическая политика" (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

businessman.ru

Командная экономика как собственность государства

Экономическая стратегия определяет все стороны собственности на такие ресурсы, как земля, капитал и рабочая сила. За всю историю цивилизации существовало много типов систем экономики, которые отражали природные условия, национальные условия, религиозные устои и прочие. Благодаря такому разнообразию экономических систем можно выделить основные типы – свободный рынок и командная экономика.

Что же такое командная экономика, и в чем она проявляется? По этим термином понимают такую форму экономической организации, при которой все материальные ресурсы распределяются правительством и находятся в собственности государства. По обязательствам правительства, предприятиям и отдельным лицам необходимо действовать согласно с экономическим централизованным планированием. Именно поэтому командная экономика способна характеризоваться применением директивных методов и  высоким уровнем централизации функций.

Централизованная или командная экономика считается противоположностью экономики рыночной. Для каждого предприятия предусматривается производственным планом все пункты назначения – что производить, в каком объеме производить, как производить и для кого производить. Тем самым государство само решает вопрос об поставщиках, покупателях. А также выделяются некоторые определенные ресурсы. Затем, после принятия плана, средства производства могут распределяться между основными отраслями на основе долговременных приоритетных взаимоотношений, которые определяются плановым органом.

Таким образом, экономическая система, в нашем случае – командная экономика, отражает, что все решения, необходимые на принятия и планирование, принимает общественная государственная деятельность. В этом случае эффективность может возникнуть только тогда, когда есть глубокие познания в области экономических законах, а также, если следовать строгому требованию и выполнению этих законов. Также, эффективность командной экономики возникнет лишь тогда, когда будут внедрены усовершенствованные производственные отношения производственных сил под влиянием НТП. Таким образом, знания и следование правильной тактике, позволяет достичь оптимальной работы командной экономикой.

 

Командная экономика, как и экономика фирмы, предполагает изучение процессов функционирования факторов и различных отраслей, современных подходов, которые будут обеспечивать эффективную работу на предприятии; механизмов управления, которые способствуют быть лидирующим предприятием на рынке; управления и организации операционной деятельностью и стратегическими перспективами предприятия, а также инновационные действия хозяйствующих субъектов.

 На сегодняшний день только человек способен создать и внедрить в производство различные инновации. Если появится искусственный разум, то и появится пост экономическая эпоха, в которой отпадет вся необходимость в принятии решения ограниченных ресурсов. И такое понятие, как постиндустриальная экономика определяет такие отношения, которые возникают в результате постиндустриального общества.

Что же необходимо понимать в термине постиндустриальное общество? Это – такое общество, экономика которого доминировала над производственным ресурсом. Здесь главной движущейся силой для экономики становятся научные разработки. Именно благодаря постиндустриальной экономике, главными качествами, и ценными, работника являются профессионализм, уровень образования, креативность и обучаемость.

Таким образом, в развитии экономики используются более практичные определения информационной, сервисной, инновационной экономики, а также экономики знаний. 

 

fb.ru

Характеристика командной экономической системы

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования  планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических  показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

infourok.ru

Административно-командная экономика. — МегаЛекции

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, гос-во полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.



Условия функционирования командной экономики.

 

Условия функционирования командной экономики:

- государственная собственность на средства производства;

- государственное планирование всей экономики;

- административные методы управления экономикой;

- нет экономических стимулов к эффективной работе.

Смешанная экономика.

Смешанной экономической системой мы можем назвать такую систему, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях. Вообще если посмотреть на Россию, то мы увидим, что у нас собирают налоги – это из административно-командной системы, большинство сажают картошку просто потому, что так надо – это из традиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы. Но обычно (например США) страна больше придерживается принципов какой–то одной эк. системы (рыночной), хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим эк. систему к преобладающей ( т.е. в США рыночная эк. система).

Модели смешанной экономики.

1)Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

2)Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

3)Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4)Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Тема 1.5. Собственность. Формы собственности.

 

Собственность.

 

Собственность представляет собой взаимоотношения, складывающиеся между людьми и материальным объектом, в виде отсоединения данного объекта и присвоения его субъектом.

Одну из пассивных сторон возникающих отношений собственности, выступающую в виде имущества, информации, интеллектуальных и духовных ценностей и многих других, составляет объект собственности.

Субъект собственности – это собственник, т. е. активное лицо, выступающее в отношениях собственности и обладающее возможностью владения объектами собственности.

Владение объектами собственности представляет собой основную исходную форму собственности, которая оформлена юридически и документально, иначе говоря, это, предназначенное для определенной цели, пользователем по его собственному фактическое право обладания объектом. Использование объекта собственности усмотрению характеризует понятие пользования. В случае, если пользователь не считается распорядителем объекта собственности, он реализует отношения пользования в определенный срок времени с учетом условий, которые заданы субъектом собственности.

В настоящее время наиболее распространенный способ выражения отношений между объектом и субъектом по поводу собственности означает распоряжение. Право распоряжения дает субъекту возможность установления полномочий собственника по поводу реализации сделок купли—продажи, дарения, аренды.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *