Функции совета федерации рф – Функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы :: BusinessMan.ru

Содержание

Функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы :: BusinessMan.ru

Функции Государственной Думы и Совета Федерации определены в Конституции. Эти органы относятся к законодательной (представительной) власти в стране. Вместе они формируют парламент – Федеральное Собрание. В Конституции определен количественный состав палат, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности. Рассмотрим далее, каковы основные функции Совета Федерации.

Общие сведения

В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

Основные функции Совета Федерации

К ведению СФ относятся следующие вопросы:

  1. Утверждение изменений границ регионов.
  2. Решение вопроса об использовании ВС за пределами государства.
  3. Назначение судей ВАС, ВС и КС, Генпрокурора, Председателя и 50% аудиторов Счетной палаты.
  4. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного, военного положения.
  5. Назначение выборов Главы страны и снятие его с должности.

Законодательная деятельность

В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:

  1. Государственном бюджете.
  2. Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
  3. Денонсации и ратификации международных соглашений.
  4. Войны и мира.

Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.

Самоорганизация

В функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит принятие постановлений и регламентов, регулирующих деятельность верхней палаты. Общие правила устанавливаются в Конституции и ФЗ. Однако изданные СФ нормативные акты по самоорганизации имеют особое значение в деятельности. Эти акты детально регламентируют процедурные и организационные моменты в работе органа.

Структура

В функции Совета Федерации входит избрание своего Председателя и заместителей. Последние представлены в количестве 3-х человек. Кроме того, Совет Федерации образует специальные комитеты, комиссии, деятельность которых осуществляется в конкретные сроки и по определенным направлениям. Кроме того, формируется и аппарат палаты. Председатель и заместители назначаются и снимаются с должностей по решению СФ. Оно принимается большинством от общего количества членов палаты.

Специфика деятельности

Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.

Организация работы

Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.

Совместные заседания

В функции Совета Федерации входит решение разнообразных вопросов. Часть из них относится к исключительному ведению палаты. Некоторые вопросы подлежат совместному обсуждению с Госдумой. На таких заседаниях выступает Глава государства с посланиями о ключевых направлениях внутренней и внешней политике, о положении в стране в целом. Особое значение на совместных заседаниях придается обращениям Президента о законодательной программе или нормативных предложениях, выступающих в качестве определенного ориентира для органов госвласти. Например, в послании Главы государства может быть рекомендовано:

  1. Внести элементы системности в нормотворчество.
  2. Усилить юридическую проработанность и согласованность законопроектов.
  3. Применять пакетный принцип создания нормативных документов.
  4. Обеспечивать координацию и взаимодействие структур власти в работе над законопроектами.
  5. Выполнять предварительную общественную экспертизу ключевых нормативных актов.
  6. Согласовывать законопроекты с регионами.

На совместных заседаниях могут также заслушиваться послания КС, выступления представителей руководства зарубежных государств.

Заключение

ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.

В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.

businessman.ru

Функции Совета Федерации — Люди Роста

Совет Федерации – это один из органов законодательной власти в Российской Федерации, верхняя палата российского парламента, представляющая интересы субъектов федерации (регионов). Вместе с Государственной Думой (нижней палатой) они формируют парламент – Федеральное Собрание. Давайте разберемся что представляет из себя Совет Федерации и в чем заключаются его функции.

Общие сведения

Для начала посмотрим СФ как структурную единицу.

· На настоящий момент Совет Федерации состоит из 178 представителей.

· В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), то есть численность Совета Федерации зависит от количества регионов в стране. А также СФ включает в себя представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, числом не более 10% общего числа представителей СФ.

· Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

· В Конституции определен количественный состав палат Совета Федерации, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности.

Функции Совета Федерации

В 102 статье Конституции Российской Федерации устанавливаются вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации, а именно:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положений;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Законодательная деятельность Совета Федерации

В функции Совета Федерации также входит принятие или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это Совету Федерации отводится 14 дней, по истечении этого срока Федеральный Закон будет считаться одобренным.

В ст. 106 Конституции РФ приведен список вопросов, Федеральные Законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:

· федерального бюджета;

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

· войны и мира.

Совет Федерации – одна из двух палат парламента РФ. Не смотря на то что, Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно, имеют в ведении разные вопросы и общих решений не принимают, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

ludirosta.ru

52. Полномочия Совета Федерации. Конституционное право России. Шпаргалки

52. Полномочия Совета Федерации

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов ифедеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

— Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

— в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; войны и мира.

К ведению Совета Федерации кроме того относятся:

— утверждение изменения границ между субъектами РФ;

— решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

— утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

— назначение выборов Президента РФ;

— отрешение Президента РФ от должности;

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

— назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.


Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается «Палатой регионов». Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Конституционные полномочия Совета Федерации

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  • Генпрокурора и его заместителей.
  • Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.
  • По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

    Нормотворчество

    В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

    Одобрение и отклонение законопроектов

    В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

    Порядок посещения заседаний

    Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

    Формирование СФ в 2002-2012 гг.

    Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода «компенсации» был сформирован так называемый «консультативный орган». Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

    Заключение

    Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

    Источник

    ideiforbiz.ru

    О представительной функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    О. Н. Булаков*

    О представительной функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ

    Аннотация. В статье исследуется представительная функция одной из палат Федерального Собрания РФ — Совета Федерации. Автор раскрывает характеристику принципов, лежащих в основе понятия представительства.

    Анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить основные недостатки в существующих характеристиках указанного понятия и сформулировать конкретные предложения. Автор считает, что выборы членов Совета Федерации в полной мере соответствуют конституционным принципам Российской Федерации.

    Ключевые слова: представительство, Совет Федерации, Государственная Дума, Федеральное Собрание, парламент России, статус парламентария, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, выборы, порядок формирования.

    001: 10.17803/1994-1471.2017.82.9.081-086

    Представительные, законодательные и контрольные функции присущи парламентам любых государств, а в случае их двухпалатной организации они в разных пропорциях проецируются на обе палаты, подчеркивая их различное политико-правовое назначение. Соответственно, функции Совета Федерации производны от функций Федерального Собрания, а потому они увязываются вместе при рассмотрении вопроса о значении верхней палаты в структуре парламента. При этом вполне оправдано сопоставление функциональной роли Совета Федерации с аналогичной миссией верхних палат парламентов других стран.

    Основные функции парламента (представительная, законодательная и контрольная), выражающие суверенную волю народа, переносятся на Совет Федерации и Государственную Думу.

    Любые иные функции, выполняемые верхними палатами парламентов в других странах, зависят от национальных и исторических особенностей. Совет Федерации, помимо иных функций, выполняет еще и особую функцию сдерживания нижней палаты.

    Статья 94 Конституции РФ провозглашает Федеральное Собрание представительным и законодательным органом государственной власти. Таким образом, палаты Федерального Собрания России осуществляют законодательную и представительную функции. При этом Государственная Дума выражает представительство населения, отсюда ее неофициальная характеристика — народной палаты. Совет Федерации, в свою очередь, обеспечивает представительство субъектов Федерации (за ним прочно укоренилась другая характеристика — палаты

    © Булаков О. Н., 2017

    * Булаков Олег Николаевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), филиала в г. Домодедово [email protected]

    142000, Россия, Московская обл., г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 2

    регионов)1. Представительную природу Совета Федерации, как правило, связывают с процедурой формирования. С. А. Авакьян прямо указывает: «Если представительной природе органа корреспондирует избрание его членов непосредственно населением, тогда придется констатировать, что этим признаком представительности Совет Федерации не обладает»2. На представительную природу Совета Федерации существует и такой взгляд: «Из представителей субъектов Федерации, административно-территориальных единиц может состоять орган, участвующий даже в законодательной деятельности на общегосударственном уровне. Однако считать ли такой орган второй (верхней) палатой парламента страны — это еще вопрос, если представители не избраны народом, а избраны или назначены (делегированы) соответствующими органами субъекта Федерации и административно-территориальной единицы3.

    То, что отношения народного представительства многогранны, а палаты Федерального Собрания призваны отражать разные их стороны, подчеркивается в постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. « 2-П по делу о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ4».

    Согласно позиции Конституционного Суда РФ идея народного представительства находит воплощение не только в факте самого существования Федерального Собрания и его палат, но и должна учитываться в их практической деятельности. Это требование должно быть реализовано во внутреннем устройстве палат, процедурных правилах, актах парламента. С целью обеспечения представительства акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства, сказано в указанном постановлении. Иначе говоря, Конституционный Суд РФ

    не только не отрицает представительную природу Совета Федерации, а напротив, признает, обосновывает ее необходимостью представительства интересов субъектов РФ. Но представительная природа Федерального Собрания имеет разные формы проявления. Государственная Дума олицетворяет прямое представительство населения, Совет Федерации — особую форму представительства — территориальную. Если Государственную Думу безоговорочно признают символом прямого представительства, то за Советом Федерации справедливо сохранить роль выразителя интересов населения, выявляемых, опосредуемых органами государственной власти регионов. Совет Федерации — участник системы отношений опосредованного народного представительства.

    Порядок образования Совета Федерации менялся уже трижды, однако идея обеспечения представительства регионов (их населения, органов власти) при этом оставалась всегда неизменной. Независимо от приемов формирования на Совет Федерации возлагалось и возлагается решение следующих задач: устранение разногласий между федеральным центром и субъектами Федерации; обеспечение участия регионов в выработке федеральной политики; согласование интересов центральных и региональных органов государственной власти5.

    Характеризуя соотношение представительной функции Федерального Собрания с другими направлениями его деятельности, А. Н. Кокотов приводит развернутую систему аргументов, доказывающих доминирующее положение функции представительства в этом соотношении.

    Во-первых, она является преимущественной или, как ее называет автор, фундаментальной по отношению к законотворчеству. Это обусловлено тем, что представительная роль парламента осуществляется как через законодательную сферу, так и посредством иных сторон дея-

    См.: Вихарев А. А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики) // Аналитический вестник. 2002. № 23 (179). См.: Авакьян С. А. Федеральное собрание — парламент России. М., 1999. С. 62. См.: Авакьян С. А. Указ. соч. С. 24. СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1451. См.: Вихарев А. А. Указ. соч.

    2

    3

    4

    5

    тельности парламента. Совсем не случайным видит А. Н. Кокотов определение Федерального Собрания вначале как представительного и затем уже как законодательного органа в Конституции РФ (ст. 94). Представительские полномочия заставляют рассматривать активность Федерального Собрания, в том числе и в области законотворчества, как способ реализации коллективного права народа на власть (ст. 3 Конституции РФ).

    Во-вторых, без учета представительной функции трудно найти объяснение утяжеленной, многоэтапной модели законодательного процесса, цель которой заключается в реализации следующих задач: выявление основных социальных позиций по обсуждаемым законопроектам и объективно существующих в обществе противоречий; «притирка» несовпадающих воззрений, идеологических установок; выбрасывание «социального пара» в парламентских стенах, что снимает социальное напряжение в обществе; легитимация государственного аппарата.

    В-третьих, представительство как центральная функция должно быть обеспечено в повседневной парламентской деятельности. Акты Федерального Собрания призваны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства6.

    Итак, представительство — это функция, которая проявляет себя в той или иной мере через все направления парламентской деятельности, включая законотворчество.

    В целом столь широкие возможности представительства интересов субъектов РФ при реализации права законодательной инициативы на федеральном уровне следует оценить как проявление наиболее демократических тенденций в мировой практике. В зарубежных странах, имеющих двухпалатные парламенты, менее чем в половине случаев верхние палаты имеют неограниченные полномочия по внесению законодательных инициатив, около 10 % верхних палат не наделены каким-либо правом законо-

    дательной инициативы. Наконец, практически не встречаются случаи, когда верхняя палата может вносить поправки к законопроекту во время его рассмотрения нижней палатой7.

    Все законы, подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации, относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации, причем выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, международные договоры, защита безопасности государства. Перечень составлен с учетом мировой практики федеративных государств, где вопросы именно такого характера решаются верхними палатами парламента, в которых представлено мнение составляющих Федерацию субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноценной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и ее субъектов.

    Однако в перечне законов, обязательных для обсуждения в Совете Федерации, нет законов, относящихся к ст. 72 Конституции России. Это обстоятельство всегда вызывало недовольство регионов. В соответствии с Регламентом палаты члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах Федерации и при наличии замечаний к закону направить их в комитет (комиссию) палаты, ответственный за рассмотрение данного законодательного акта. Тем не менее формы обсуждения, которые могут использовать члены Совета Федерации, регламентом не предусмотрены. Вероятно, это те формы, которые закреплены и регулируются законодательством соответствующих субъектов Федерации. Однако речь идет об обсуждении проекта федерального законодательства. Полагаю, что Регламент должен предусматривать возможные формы такого обсуждения и основные положения, их регламентирующие.

    Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации в ст. 102 Конституции России,

    6 См.: Кокотов А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. № 1. С. 54—56.

    7 Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб. : Юрцентрпрес, 2003. С. 249.

    вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов РФ в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов РФ при принятии важнейших конституционно-правовых решений.

    Все вопросы ведения Совета Федерации, перечисленные в ч. 1 ст. 102 Конституции, составляют предмет его исключительного ведения. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение.

    Другой аспект — представительство во взаимоотношениях с органами власти и иными органами, должностными лицами.

    Представляется, что представительная функция Совета Федерации, основополагающая для всех иных функций, есть совокупность способов, мер, правомочий, направленных на: устранение разногласий между федеральным центром и субъектами Федерации; обеспечение участия регионов в выработке федеральной политики; согласование интересов центральных и региональных органов государственной власти, и выражается во внутреннем устройстве палаты, процедурных правилах, актах палаты.

    Деятельность вторых палат в парламентах — это прежде всего способ обеспечить многомерное представительство гражданина в демократических институтах власти. «В условиях демократии парламент правомочен законодательствовать и выполнять другие государственные функции лишь постольку, поскольку он представляет гражданское общество во всем его многообразии. Обеспечить такое представительство только через партийно-политический механизм невозможно. Чтобы сделать представительство более полным, нужно придать ему многомерный характер, включить в него региональные сообщества граждан. Региональные сообщества имеют, как правило, глубокие исто-

    рические корни и реальную территориальную, бытовую и хозяйственную основу. Принадлежность к ним, возможность через них участвовать в отправлении властных функций для гражданина зачастую не менее важны, чем представительство через политические партии», — отмечал Председатель Совета Федерации Е. Строев в сентябре 2000 г. на российско-германской конференции, посвященной участию регионов в общенациональном парламентском процессе8.

    Введение существующего порядка образования Совета Федерации не положило конец дискуссии о том, каким образом он все-таки должен формироваться. Существующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации соответствует конституционной конструкции образования Совета Федерации: по два представителя от законодательной и исполнительной ветвей власти. Однако насколько это представительство и порядок формирования соответствуют ст. 3 Конституции РФ, закрепляющей единственным источником власти многонациональный народ России и в виде одной из высших форм непосредственного волеизъявления — выборы?9

    Думается, он не полностью отвечает представительной природе этого органа. Прямые выборы членов Совета Федерации более соответствуют положениям гл. 1 Конституции России.

    Полагаем, вполне целесообразно вернуться к законопроекту 1995 г., когда кандидаты в количестве, большем чем один человек, предлагаются, соответственно, органом законодательной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ, а население избирает из них представителей в Совет Федерации. Формально, на мой взгляд, здесь не было противоречия с Конституцией России, поскольку Конституция предусматривает по одному представителю в Совете Федерации от органов, соответственно, законодательной и исполнительной власти, но прямо не указывает способ их назначения или избрания.

    Есть и другие варианты. Один из них состоит в том, что представитель от региональной исполнительной власти избирается в паре с гла-

    8 См.: Федосов П. А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт // Полис. 2001. № 1.

    9 Булаков О. Н. Указ. соч. С. 253.

    вой исполнительной власти на губернаторских выборах в субъекте Федерации. Тем самым он получает двойной статус: с одной стороны, назначается губернатором в избирательную пару, с другой — проходит процедуру избрания населением субъекта Федерации. Представителем от законодательной власти в Совете Федерации автоматически становится спикер регионального законодательного органа. Однако этот вариант повторяет ошибку, связанную с отсутствием постоянно функционирующего органа на профессиональной основе и нежелателен к использованию.

    Действующий закон — это результат политического компромисса, однако все громче звучат предложения о возврате к практике избрания членов Совета Федерации непосредственно населением субъектов РФ.

    В настоящее время законодательство не определяет сроки полномочий верхней палаты российского парламента. Представитель законодательного органа государственной власти субъекта Федерации избирается на срок полномочий этого органа. Представитель исполнительного органа субъекта РФ назначается на срок полномочий высшего должностного лица данного субъекта Федерации. Отсюда создается ощущение непрерывности Совета Федерации, его постоянной деятельности. Как пишет С. А. Авакьян, Совет Федерации — бессрочно действующий орган, состав которого обновляется (ротируется)10.

    Говоря о статусе члена Совета Федерации, следует обратить особое внимание на природу

    мандата указанного парламентария. В частности, В. В. Гошуляк отмечает, что исследователи правового статуса депутата справедливо полагают, что мандат депутата представительного органа власти — это свободный мандат, поскольку избиратели не вправе определять позиции депутата, не дают ему обязательного наказа, он не связан правовыми обязанностями перед избирателями11. Но вместе с тем следует учитывать, что член Совета Федерации призван обеспечивать в данной палате представительство интересов субъектов РФ и, соответственно, должен: участвовать в работе избравшего (назначившего) его органа, согласовывать с ним свое голосование и периодически отчитываться по итогам своей деятельности. Поэтому ставить вопрос о свободном мандате члена Совета Федерации, как представляется автору, наверное, преждевременно.

    Практика показывает, что подавляющее большинство сенаторов были избраны либо прошли процедуру согласования в законодательных органах субъектов РФ, в силу чего они с полным правом являются представителями регионов. С учетом того факта, что депутаты законодательных органов субъектов Федерации избираются населением, получается, что Совет Федерации частично формируется сегодня посредством многоступенчатых выборов.

    Представляется, что для России будут соответствовать конституционным принципам выборы членов Совета Федерации населением субъектов РФ по представлению законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Авакьян С. А. Федеральное собрание — парламент России. — М., 1999.

    2. Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. — СПб. : Юрцентрпрес, 2003.

    3. Вихарев А. А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики) // Аналитический вестник. — 2002. — № 23 (179).

    4. Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. — М., 2000.

    10 См.: Авакьян С. А. Указ. соч. С. 70.

    11 См.: Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С. 204.

    5. КокотовА. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. — 2001. — № 1.

    6. Федосов П. А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт // Полис. — 2001. — № 1.

    Материал поступил в редакцию 26 апреля 2017 г.

    THE REPRESENTATIVE FUNCTION OF THE FEDERATION COUNCIL OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF RUSSIA

    BULAKOV Oleg Nokolaevich — Doctor of Law, Professor of the Department of State Law Studies at

    the Russian State Humanitarian University (RSUH), Domodedovo Branch

    [email protected]

    142000, Russia, Moscow Region, Domodedovo, Kashirskoye shosse, d. 4, korp. 2

    Review. The article examines a representative function of one of the Chambers of the Federal Assembly of the RF, namely, the Council of the Federation. The author reveals characteristics of principles underlying the notion of representation.

    Analysis of scientific literature devoted to the subject of the study has revealed main shortcomings in the existing definitions of the concept in question and enunciated certain proposals. The author considers that elections of the members of the Federation Council are carried out in full conformity with the constitutional principles of the Russian Federation.

    Keywords: Representation, Council of the Federation, State Duma, Federal Assembly, Parliament of Russia, status of a parliamentarian, Constitutional Court of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, elections, order of formation.

    REFERENCES (TRANSLITERATION)

    1. Avak’jan S. A. Federal’noe sobranie — parlament Rossii. M., 1999.

    2. Bulakov O. N. Dvuhpalatnyj parlament Rossijskoj Federacii. SPb. : Jurcentrpres, 2003.

    3. Viharev A. A. Sovet Federacii Federal’nogo Sobranija Rossijskoj Federacii (voprosy konstitucionnoj teorii i praktiki) // Analiticheskij vestnik. 2002. № 23 (179).

    4. Goshuljak V. V. Teoretiko-pravovye problemy konstitucionnogo i ustavnogo zakonodatel’stva sub#ektov Rossijskoj Federacii. M., 2000.

    5. KokotovA. N. Federal’nyj zakonodatel’nyj process: ponjatie i struktura // Pravovedenie. 2001. № 1.

    6. Fedosov P. A. Dvuhpalatnye parlamenty: evropejskij i otechestvennyj opyt // Polis. 2001. № 1.

    cyberleninka.ru

    Мамедов Сергей Валерьевич, Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Самарской области

    Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

    В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

    Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.

    Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

    Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

    • Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

    • В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

    Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

    Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

    К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

    • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

    • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

    • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

    • назначение выборов Президента Российской Федерации;

    • отрешение Президента Российской Федерации от должности;

    • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

    • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

    Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

    По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

    Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
     

    mamedov-sv.ru

    общая характеристика, полномочия, организация деятельности

    1 Общая характеристика парламента РФ. Двухпалатная структура Федерального Собрания

    Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент РФ, тем самым давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган РФ, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.

    Особенности Федерального собрания:

      1. изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ;

      2. орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

    Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерациии Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ (через созыв Конституционного собрания). Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135Конституции РФ).

    Другая важная гарантия, закрепленная в гл. «Основы конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправепринимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороныисполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.

    Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:

      • президентское вето;

      • референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

      • чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

      • право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

      • право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

      • ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

      • требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

    Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».

    Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когдаволяпарламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент РФ, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей. Но, разумеется, представительность Федерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа РФ, а также весь спектр партийно-политических интересовграждан.

    Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

    Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитетанарода и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

    Правовые акты Федерального Собрания

    Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

    Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

    Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

    Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

    Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

      • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;

      • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

      • о доверии и недоверии Правительству РФ;

      • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

      • об объявлении амнистии;

      • о выдвижении обвинения против Президента РФ;

      • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;

      • о парламентском запросе;

      • по другим вопросам своей компетенции.

    Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.

    Ст. 95 Конституции РФ определяет, чтоФедеральное Собраниесостоит из двух палат:

      1. Совет Федерации;

      2. Государственная Дума.

    Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы и осуществляет государственную власть в РФ в пределах, установленных Конституцией РФ.

    Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным закономот 03.12.2012 N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

    В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

    Члены Совета Федерации имеют особый статус:

      • обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий,

      • не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также

      • не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции РФ).

    Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

    Полномочия и основы организации деятельности Совета Федерации определены в гл. 5 Конституции РФ.

    Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерации являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты).

    Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

    Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

    Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

    Полномочия Совета Федерации

    К ведению Совета Федерации относятся:

      1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;

      2. утверждение указа ПрезидентаРФ о введении военного положения;

      3. утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

      4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

      5. назначение выборов Президента РФ;

      6. отрешение Президента РФ от должности;

      7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

      8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

      9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    Организация деятельности Совета Федерации

    Организация деятельности Совета Федерации определена Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

    Совет Федерации действует на постоянной основе и самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению КонституциейРФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

    Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

    В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

    Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания — парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.

    Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

    Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет. Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.

    Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.

    По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

    Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

    Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

    Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

    Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *