Функциональное зонирование территории. Особенности и характерные черты :: BusinessMan.ru
Обязательным условием для осуществления градостроительного проектирования любого населенного пункта является зонирование территории. Оно необходимо для установления порядка использования участков с точки зрения намеченного для них функционального назначения.
Цель зонирования территории состоит в создании удобного для жизни, продуманного пространства. Основной его плюс заключен в рациональном делении местности на определенные части.
На сегодняшний день функциональные зоны имеются во всех городах мира. Все они располагаются в населенных пунктах, исходя из типа и назначения. Именно эти два показателя и берутся за основу при делении территории.
Зонирование территории в городской черте
При составлении документа на градостроительные работы выполняется формирование планировочной и пространственной структуры местности. При этом производится зонирование городской территории, которое позволяет предотвратить воздействие негативных промышленных факторов на здоровье человека. В этом случае на местности существует подразделение на следующие категории:
- Селитебную. На таких участках размещаются жилые районы, а также общественные центры и зеленые насаждения.
- Промышленную. В процессе зонирования территории на данных участках предусматривается возведение производственных предприятий.
- Коммунально-складскую. Данная зона необходима для размещения на ней гаражей и депо, мест для хранения грузов и других объектов подобного назначения.
- Рекреационную. На таких территориях располагаются пляжи, парки и другие места, предназначенные для кратковременного отдыха людей.
Помимо этого, населенный пункт непременно включает в свой состав зону внешнего транспорта. В ней располагаются грузовые и пассажирские станции, пристани и т.д. Зонирование территорий населенных пунктов предусматривает и площадки, которые располагаются за пределами застроек. Они предназначаются для кладбищ и подсобных хозяйств, питомников деревьев и проч. При зонировании территории города выделяют и резервные участки. Их временно могут использовать для самых различных целей.
Рассмотрим характеристику основных зон, расположенных в границах населенных пунктов.
Селитебная территория
Начало строительству городов было положено еще в глубокой древности, когда люди стали объединяться для защиты своих родов и территорий. На заре развития человеческого общества такие населенные пункты представляли собой небольшие поселки. Они состояли из нескольких хижин и располагались вокруг какого-либо культового места. В древнем мире и во времена Средневековья территория городов уже была значительно увеличена, и уже тогда в них стали выделяться селитебные зоны. Существуют такие участки и в современных мегаполисах. Однако, в отличие от древних поселений, где застройка происходила стихийно, современное градостроительство предусматривает ведение работ, исходя из заранее составленного четкого плана, в котором учтены все потребности населения.
Селитебные участки существуют при любом функциональном зонировании территории современных населенных пунктов. И подобное правило соблюдается вне зависимости от их размера. Так, зонирование территории городского поселения предусматривает выделение жилых массивов с делением их на микрорайоны и районы. В совокупности все эти компоненты создают единую административную единицу. Микрорайоны в крупных городах и мегаполисах непременно разделены ландшафтом и дорожными магистралями. Объединяют же такие части жилых массивов общественные учреждения.
Структура селитебной местности
При проведении градостроительного зонирования территорий муниципальных образований учитываются их границы исходя из существующего природного рельефа. Это могут быть, например, река, гора, овраг и прочие естественные препятствия.
Однако есть множество примеров городов, которые вначале располагались на одном берегу реки, но по мере своего развития расширялись и «переходили» на ее другую сторону. В таких случаях перестает оказывать влияние на зонирование территории расположение ПВ. И характеристика зон от природного ландшафта не изменится. Примерами таких городов являются Киев с Днепром, Дюссельдорф с Рейном, Будапешт с Дунаем.
Как происходит деление жилых участков населенных пунктов? Их структура при градостроительном зонировании территории напрямую зависит от занимаемой площади. Например, в мегаполисе в жилые участки входят несколько микрорайонов. Причем в каждом из них может проживать от 150 до 250 тыс. человек, что соответствует масштабам среднего города. Селитебные зоны зонирования территории городов среднего масштаба представляют собой несколько жилых районов. В небольших поселках он всего один.
Размещение жилых зон
Предусмотренные при функциональном зонировании территории селитебные места предназначены для возведения домов для населения. При этом жилые кварталы должны располагаться на определенном расстоянии от промышленной зоны и вредного производства. Помимо этого, в планах градостроительства предусматривается:
- число зданий с дистанцией между ними;
- искусственная или природная зона отдыха;
- автодороги, которые призваны соединять жилые микрорайоны между собой и с центром населенного пункта;
- климатические условия, в том числе направление ветров и ливневых стоков.
Если при планировании территории селитебной зоны становится очевидным, что воздушные потоки в основном перемещаются от предприятий к жилым кварталам, данную местность в качестве жилой не рассматривают. Помимо этого, при строительстве завода или фабрики необходима организация зеленой зоны. В случае вредных производств их расстояние до жилых кварталов должно быть не менее 1000 м. Средние показатели вредности предусматривают создание зеленой зоны в 500 м. Предприятия, выбросы которых не представляют особой угрозы для здоровья людей, могут располагаться в 300 м от жилых кварталов. Вовсе безвредные – в 50-100 м.
В любом случае при зонировании территории города все необходимые показатели подлежат тщательному изучению и учету. Только в этом случае жилье будет построено в оптимально комфортном и безопасном месте.
Архитектурные решения
В соответствии с зонированием территорий происходит и планирование на них строительства. Так, прежде чем проектировать очередной микрорайон, архитектору предстоит сформировать композиционную идею. Своеобразным «скелетом» селитебной территории являются здания, в которых располагаются органы управления, детские сады и объекты культуры, спортивные и торговые сооружения. Все в таких кварталах должно быть расположено таким образом, чтобы каждый из жителей микрорайона без труда мог добраться до нужного места по пешеходным аллеям или внутренним проездам.
Немаловажным также является количество и направление деятельности магазинов, рынков и прочих объектов, входящих в селитебную зону, а также тот архитектурный стиль, который принят для их построения. При профессиональном подходе необходимо учитывать природные особенности местности и исторически сложившийся колорит городских улиц.
Размещение промышленных предприятий
При функциональном зонировании территорий поселений должно быть предусмотрено место для возведения фабрик и заводов. Для этого в планах градостроительства выделяют промышленные районы. Именно на их территории и располагаются различные предприятия с их основными и вспомогательными производствами.
При зонировании территорий населенных пунктов размещение промышленных районов должно быть запланировано таким образом, чтобы обеспечить их рациональную связь с микрорайонами. Это позволит жителям населенного пункта затрачивать минимальное количество времени на передвижения к месту работы. Помимо этого, рациональные условия позволяют своевременно обслуживать предприятия внутригородским и внешним транспортом в соответствии с их функциональными требованиями.
Промышленные участки
При зонировании территории города площадь районов, предназначенных для размещения на них фабрик и заводов, определяется исходя из условий их расположения в структуре города. В зависимости от ценности производств может быть предусмотрено их многоэтажное строительство, а также использование подземного пространства.
При зонировании промышленных территорий, как правило, выделяется четыре вида площадей:
- Участок, на котором размещаются вспомогательные общезаводские сооружения и здания. В их перечень входит проходная и заводоуправление, помещения и здания культурного, учебного, медицинского обслуживания и лаборатория. Сюда же входит предзаводская площадь, а также стоянки для пассажирского автотранспорта.
- Производственная зона. Она включает в свой состав основные цеха занимающиеся заготовкой, обработкой и сборкой выпускаемой продукции. Сюда же входят и участки подсобного назначения, обслуживающие данное предприятие.
- Зона, на которой размещается энергетическое и складское хозяйство.
- Транспортная зона. В нее включают различные транспортные сооружения, например, пути и сортировочные станции.
Порой здания, которые относятся к 1, а также к 3 и 4 зонам, организовывают для обслуживания одновременно нескольких предприятий и даже всей промышленной территории.
Создание комплексов
В случае необходимости реконструкции районов промышленного назначения при зонировании территории должно быть предусмотрено упорядочение их застройки с одновременным выявлением резервов для предоставления возможности дальнейшего развития сохраняемого предприятия.
На сегодняшний день наблюдается тенденция группировки заводов и фабрик в комплексы. При этом во внимание принимаются предприятия, обладающие общностью сырьевых баз, технологического процесса, взаимной утилизации отходов или продукции и т.д. Однако и здесь имеются свои ограничения. Дело в том, что при чрезмерной концентрации мощностей происходит значительное увеличение вредных выбросов, что недопустимо с точки зрения санитарных служб.
Ленточные промышленные районы
При зонировании территории участки с размещением на них фабрик и заводов могут быть построены исходя из принципа линейного развития. Такое возможно в том случае, когда промышленные районы располагаются вдоль железной дороги. Основным недостатком подобного расположения зоны является невозможность ее дальнейшего развития из-за находящихся поблизости путей. Ленточные районы, как правило, планируются при наличии заводов, близких или однородных по своему классу вредности.
Глубинные промышленные районы
Подобный тип производственных зон предусматривает развитие заводов и фабрик по направлению к городу. В этом случае одна из транспортных магистралей довольно глубоко вводится на участок промышленного района. Предназначается такая артерия для основного перемещения людских потоков.
Весь промышленный район при использовании подобной схемы расчленяется на две ленты. Каждая из них развивается от города и примыкает к жилой застройке. При таком решении железнодорожные пути, как правило, подходят к городу и охватывают эту зону практически со всех сторон. Основной недостаток подобного зонирования заключается в большой протяженности промышленной территории, а также в значительном удлинении городских транспортных магистралей.
Санитарно-защитные зоны
Подобные территории являются обязательным элементом при проектировании любого объекта. Санитарно-защитные зоны – это полосы, отделяющие промышленные предприятия, а также другие источники биологического, химического и физического воздействия на здоровье человека и окружающую среду, от селитебных территорий.
Проектируют подобные участки для того, чтобы снизить загрязненность атмосферы, доведя значения этих показателей до установленных нормативов. Но стоит иметь в виду, что подобное возможно только после осуществления предприятиями необходимых природоохранных мероприятий.
При проведении функционального зонирования территории санитарно-защитной зоны ее необходимо соответствующим образом благоустроить, озеленить и организовать. Главная задача при этом заключается в обеспечении реальной защиты жилых кварталов от загрязнений. К тому же санитарно-защитная зона разрабатывается с учетом еще одной функции. Этот участок должен соответствовать всем требованиям, позволяющим осуществить архитектурно-композиционную увязку жилых кварталов и промышленных предприятий.
На территории санитарно-защитных зон, как правило, высаживают древесно-кустарниковые насаждения. Размеры занимаемой ими площади напрямую зависят от ширины зоны. Если ее значения находятся в пределах 300 метров, растения должны занимать не менее 60% всей территории. При ширине 300-1000 м – не менее 50%, а при значениях 1000-3000 м – не менее 40%.
Для санитарно-защитных зон должны быть использованы растения, которые способны проявить устойчивость к загрязнению атмосферы, почв, а также к промышленным выбросам. При этом на данном участке необходимо предусмотреть обустройство коридоров проветривания. Это могут быть трассы железных и автомобильных дорог, водоемы, ЛЭП и прочие открытые пространства. При проектировании санитарно-защитной зоны не следует направлять такие коридоры проветривания в сторону жилых кварталов.
Создавая проект, разработчики должны определиться со следующим:
- с мероприятиями, направленными на защиту населения от вредного воздействия промышленных выбросов;
- с режимом использования защитной территории.
Коммунально-складская зона
При разработке планов градостроительства на подобные участки отводится 1,5-2% территории населенного пункта. Для складов при этом должны быть выделены зоны, способствующие минимизации грузопотоков, кроме транзитных перевозок.
На этих участках размещаются здания и сооружения, относящиеся к нескольким отраслевым группам, а именно к:
- промышленности;
- торговле;
- строительству;
- топливной отрасли и другим сферам.
При разработке плана градостроительства на принципы и формы размещения на территории населенного пункта складского хозяйства могут оказать влияние следующие факторы:
- интенсивность использования;
- функционально-пространственная организация в структуре города;
- объемно-пространственное решение зданий складов.
Основу планировки составляет зонирование указанной территории. При этом здесь выделяют следующие участки:
- складские зоны, предназначенные для выполнения функций приема, дальнейшего хранения, а также отправки различных грузов;
- транспортные зоны, необходимые для осуществления грузопотока;
- зоны, предназначенные для производственного и бытового обслуживания;
- зоны санитарно-защитного предназначения.
Складские участки при проектировании располагают в непосредственной близости к автомобильным, железнодорожным и прочим коммуникациям, связывая их при этом со всеми видами городского и внешнего транспорта.
Рекреационные зоны
В процессе планирования градостроительства в любом населенном пункте предусматривается территория, которая необходима для восстановления здоровья и сил населения. В городе такими зонами являются парки и сады, а также другие места, предназначенные для отдыха. Порой под такими территориями понимают пригородные лесопарки.
Среда, которая формируется в рекреационной зоне, должна обеспечивать человеку эстетический, психологический, биоклиматический и физический комфорт, способствующий полноценному отдыху. Это становится возможным при наличии:
- достаточных площадей благоустроенной территории, специально оборудованных для различных форм и видов рекреационных занятий;
- объектов обслуживания в зоне отдыха, имеющих удобное размещение (пунктов торговли, питания, автостоянок, проката инвентаря и др.), расположенных в пределах 250-300 м от мест концентрации людей;
- удобных транспортных сообщений, связывающих рекреационные зоны и жилые микрорайоны.
Проектирование подобных участков должно учитывать размеры таких территорий из расчета 500-1000 квадратных метров на одного посетителя.
Одним из самых важных показателей, который отражает качественные характеристики рекреаций, служит психологический комфорт человека. Он находится в зависимости от количества зрительных и шумовых контактов между пришедшими в эту зону людьми. Обеспечить психологический комфорт в городских парках позволяет нахождение не более 8 человек в радиусе 25 метров. Этот же показатель в лесопарке составляет 60 м, а в лесных зонах – 100 м.
Помимо этого, рекреационная зона должна обеспечивать комфортность ландшафта. Данное понятие представляет собой совокупность социально-психологических, технических и медико-биологических свойств, позволяющих удовлетворить определенные потребности или требования жизнедеятельности человека.
Так, если населенный пункт находится на морском побережье, то эта рекреационная зона должна быть превращена в окультуренную территорию, на которой располагается инженерная инфраструктура, позволяющая обеспечить отдых людей. Это гостиницы, пляжи, дома отдыха, пансионаты, спасательные службы и т.д.
Для кратковременного отдыха людей, проживающих в городах, предназначены и пригородные лесопарковые зоны. Основное свойство этих территорий заключается в различном природном составе произрастающих там растений. Древесные насаждения, которые нередко создаются руками человека, представлены широколиственными, мелколиственными и хвойными видами.
Лесопарковые зоны, как правило, оборудуются велосипедными и пешеходными дорожками. Функционируют на их территории пункты обслуживания и торговли, имеются детские игровые площадки и т.д. При проектировании подобных зон под участки, занятые техногенными элементами, отводятся минимальные площади. При этом все подобные объекты должны располагаться оптимально для удобства пользования ими.
businessman.ru
Тема 3.2 Функциональная организация и планировочная структура города. Генеральный план
Функциональное зонирование города применяют для рационального размещения на выбранной территории элементов определенного назначения, составляющих единый планировочный комплекс города или агломерации. Оно проводится с учетом местных конкретных условий, размеров города, характера промышленности, назначения и особенностей каждой зоны, обеспечения функциональных связей между зонами и санитарно-гигиенических требований, взаимодействия с природной средой. Зонирование должно обеспечивать оптимальные условия жизни, производственной деятельности населения и эффективность использования городской территории.
Выделяются следующие основные функциональные зоны: селитебная, промышленная, коммунально-складская и внешнего транспорта.
Селитебная зона — для размещения жилых районов и микрорайонов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), улиц и площадей, обслуживающих зону, зеленых насаждений общего пользования. Для этого требуются сухие, возвышенные, хорошо проветриваемые, инсолируемые озелененные и обводненные территории с наветренной стороны относительно промышленных зон и выше по течению реки с созданием необходимых санитарно-защитных разрывов.
Промышленная зона — для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов (в том числе зеленых насаждений для обслуживания работающих в местах труда и территорий зеленых насаждений санитарного назначения). Зона создается с учетом организации удобных транспортных и пешеходных связей с местами расселения трудящихся, занятых на производстве, рационального обеспечения внешним и внутригородским транспортом, вблизи железнодорожных магистралей или водных путей. Необходима территория со спокойным рельефом.
Коммунально-складская зона -для размещения баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.
Зона внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.). Эта зона не должна пересекать другие зоны.
Для уменьшения вредного воздействия объектов, имеющих загрязняющие отходы и выбросы, требуется создание специальных санитарно-защитных зон зеленых насаждении и открытых пространств.
В малых городах — научно-исследовательских центрах к основным зонам может относиться зона институтов и конструкторских бюро, а в курортных городах — лечебно-оздоровительная зона и обслуживающие учреждения (сады, парки, пляжи и т. д.).
Членение территории на зоны должно учитывать два противоположных требования — сближения в интересах создания удобств и изоляции (отдаления) территорий, соседство которых нежелательно.
При соответствующем обосновании в зоне могут размещаться объекты и другого функционального назначения, но при условии, что они не окажут отрицательных последствий.
В некоторых случаях с учетом местных условий обособленно от основных зон располагают больницы, высшие и специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, крупные спортивные комплексы.
Селитебная, промышленная, коммунально-складская и транспортные зоны вместе с санитарно-защитными территориями образуют застроенную территорию города. Вне застроенной территории находятся лесопарки, подсобные хозяйства, питомники, кладбища, очистные сооружения, резервные территории и т. д.
Зеленые насаждения входят в каждую из этих зон. Учитывая большое социальное и оздоровительное значение озелененных территорий, а также их большую роль в решении проблем окружающей среды, представляется целесообразным выделить в качестве самостоятельной функциональной зоны города зону парков (парковую систему).
Территория, прилегающая к городу (пригородная зона), предназначается для его развития и формируется в зависимости от потребности города в размещении объектов хозяйственного обслуживания, создания условий для отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий.
Схема функционального зонирования города
1— центр города; 2— селитебная зона; 3— промышленная зона; 4— коммунально-складская зона; 5— зона внешнего транспорта; 6— санитарно-защитная зона; 7— городской парк; 8— спорткомплекс; 9— граница города
От функционального зонирования территории города и основных направлений его развития зависит формирование непрерывной системы озелененных территорий, обеспечивающих органичное включение зеленых насаждений в архитектурно-планировочную структуру городов, улучшающих архитектурно-художественный облик всех зон. Зеленые насаждения должны равномерно размещаться по территории, объединять городские и пригородные массивы, ограничивать развитие застройки, создавать необходимые интервалы. Зеленые насаждения и водоемы являются важнейшими функциональными и эстетическими природными факторами, способными существенно влиять на общую планировочную структуру города.
В соответствии со схемой функционального зонирования территории города решается и его архитектурно-планировочная композиция. Принятая структура города должна обеспечивать взаимоувязанное расположение всех планировочных элементов, образующих единый организм, отвечающий социально — бытовым, функциональным и градостроительным требованиям.
Основным градостроительным документом, характеризующим архитектурно-планировочную структуру города и обосновывающим перспективы его развития на 25—30 ближайших лет и прогнозы на будущее, является генеральный план. Он разрабатывается с учетом величины города, построения схемы магистральных улиц и дорог, обеспечивающих быструю и удобную связь транспорта и пешеходов между всеми зонами, и конкретных природно-климатических условий.
studfiles.net
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДА — МегаЛекции
Современный город включает в себя не только жилую застройку, но и промышленные предприятия, административно-культурные учреждения и зоны отдыха. По своему функциональному назначению территория города делится на 6 основных зон: селитебную (от слова селиться), промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, санитарно-защитную и отдыха населения. Кроме этого, в специализированных городах (например, научных или курортных) возникают дополнительные зоны, связанные со спецификой городов. Это деление носит несколько условный характер и в наибольшей степени соблюдается во вновь строящихся городах. В существующем развивающемся городе, планировка которого складывается в течение нескольких веков, отнесение какой-либо части города к одной из названных зон будет зависеть от преобладания в этой части производственных, административных, культурных объектов или жилой застройки. В генеральных планах развития отечественных городов, как правило, предусмотрено разделение всей территории на зоны по функциональному признаку и обеспечение как можно большей однородности этих зон (рис. 1.1). Реализация этих планов требует огромных капитальных вложений в связи с закрытием или переносом старых промышленных предприятий, освоением новых тер-
Рис. 1.2. Расположение улиц и пешеходных путей в жилых районах города разной планировки:
а — вытянутой формы; б — с обособленной системой улиц и пешеходных путей; в — с обходной кольцевой системой магистралей и обособленной системой пешеходных путей; / — общественный центр; 2 — магистральная улица; 3 — улицы местного значения; 4 — пешеходные пути
Чем полнее удовлетворяются нужды населения в пределах районов, тем проще решение транспортных проблем города (рис. 1.2). Границами жилых районов являются магистральные улицы, по которым осуществляются основные пассажирские перевозки. Удачным примером такого района служит Олимпийская деревня в Москве.
Промышленные районы города создаются на территории промышленной зоны города и объединяются технологическими, энергетическими и транспортными связями. В современных условиях в промышленных зонах одновременно трудятся многие тысячи людей, для обеспечения технологического процесса перемещаются сотни тысяч тонн грузов, подвозится сырье и отвозится готовая продукция. Роль транспорта как для обеспечения технологического процесса, так и для связи с городом резко возросла и в отдельных случаях является причиной ограничения развития промышленного района.
Промышленный район, как правило, включает промышленные предприятия, электростанции, инженерные сооружения и сети. Эти
риторий под жилую и промышленную застройку и развитием инженерных сетей города.
Значительная часть города занята жилой застройкой. В ней различают группу домов, объединенных первичным обслуживанием населения, микрорайон, включающий несколько жилых групп, и жилой район, состоящий из микрорайонов, объединяемых общественным центром с учреждениями и предприятиями обслуживания районного значения. При формировании планировочной структуры селитебной территории большое значение имеет расположение городских магистралей, обеспечивающих перевозку пассажиров и грузов.
Основная структурная единица селитебной зоны города — жилой район. Он включает в себя все необходимое для обеспечения культурных и бытовых нужд населения: жилые дома, службы быта, детские сады, школы, магазины, театры, кинотеатры и стадионы.
предприятия занимают 60 — 80 % всей территории района. Остальная территория отводится под коммунально-бытовые предприятия, подъездные железнодорожные пути, пути для движения автомобилей и пешеходов. Кроме этого на территории района располагаются административный центр и научные учреждения. От селитебной территории промышленный район отделяется санитарно-защитной зоной (аллеи, защитные зеленые полосы, скверы) шириной 50 — 300 м (рис. 1.3).
Транспортное обслуживание промышленного района осуществляется железнодорожным, автомобильным и специальным, например трубопроводным, транспортом. Основная часть пассажирских перевозок приходится на наземный транспорт. В крупнейших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, Баку, значительная доля пассажирских перевозок приходится на метро.
В непосредственной близости от промышленных районов располагают складские территории города. На них размещают промышленные, производственно-хозяйственные, продовольственные склады и оптовые склады заготовительных организаций (рис. 1.4).
Размеры складских территорий определяются численностью жителей, видом промышленного производства, конструкцией производственных зданий и организаций складского хозяйства. Площади участков под склады отводят в зависимости от вида хранящейся продукции. Для промышленных товаров на 1 тыс. жителей отводится до 1000 м2, продовольственных — до 200 м2, для склада угля, торфа и жидких горючих и смазочных материалов — 200 — 300 м2.
Рис. 1.4. Схема размещения территорий складов:
1 — торговых; 2 — строительных материалов; 3 — топливно-смазочных и легковоспламеняющихся материалов; 4 — твердого топлива; 5 и 6 — снабжения и быта;
1 — селитебная зона;II — промышленные районы; /// — складские территории; IV — центр города; V — зеленые насаждения; VI — санитарно-защитная зона; VII — лесопарковая зона
Между жилыми и промышленно-складскими районами размещается санитарно-защитная зона, ширина которой зависит от специализации складов, их товарной емкости и характера промышленного производства. Эта ширина изменяется от 5 м (продовольственные склады) до 500 м (городские базисные склады).
В промышленных районах города и на складских территориях имеются два вида транспортных путей для движения автомобилей и пешеходов: внутренние пути и дороги, обеспечивающие технологический процесс; внешние улицы, застроенные производственными и административными зданиями. Характерные особенности этих улиц — высокая интенсивность движения автомобилей с большой нагрузкой на ось, наличие ярко выраженных пиков движения автомобилей и пешеходов в течение суток.
Современный город, являясь административно-культурным и индустриальным центром, должен иметь надежную и развитую транспортную связь со всей территорией страны. Эта связь осуществляется за счет линий воздушного флота, железных и автомобильных дорог.
Аэропорты согласно требованиям охраны воздушного бассейна (уменьшения шума в селитебных районах города и обеспечения безопасности полетов самолетов) располагаются на расстоянии 10— 20 км от границ города. Связь аэропорта с городом осуществляется по автомагистрали, обеспечивающей высокую скорость движения. За пределами города эта автомагистраль имеет параметры автомобильной дороги I технической категории, а в черте города — скоростной или непрерывного движения городской магистрали.
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта на территории города, как правило, размещаются вне селитебной территории, на полосе отвода, ширина которой зависит от числа путей, наличия станций, разъездов и сортировочных пунктов. Полосы отвода устанавливаются с учетом перспективного развития этих пунктов на 20 лет (рис. 1.5).
В решении проблемы организации городского движения железнодорожный транспорт главным образом из-за его обособленности на территории города и приоритета перед другими видами наземного транспорта создает значительные трудности. В части города, где проходит железная дорога, затруднена связь между районами, разделенными полосой отвода, требуется большое количество путепроводов, транспортных и пешеходных тоннелей.
В современном градостроительстве существует тенденция выноса основных сооружений железнодорожного транспорта в промышленную зону или за пределы города. При этом к вокзалам, грузовым и сортировочным станциям прокладывают автомобильные магистрали, обеспечивающие необходимую скорость движения и пропускную способность.
Город является, как правило, и крупным узлом автомобильных дорог. Интенсивность движения на этих дорогах по мере приближения к городу увеличивается, в транспортном потоке возрастает интенсивность местного движения, и доля его становится тем большей, чем ближе дорога находится к внешней границе города. На границе города весь транспортный поток рассматривается как состоящий из двух потоков — транзита, для которого город не является конечным пунктом, и городского потока автомобилей, обслуживающих город или принадлежащих его территории. Движение транзитных автомобилей через город крайне нежелательно. Для пропуска тран-
зитного движения предусматриваются обходные дороги с большим числом транспортных развязок (2—3 развязки на 10 км), позволяющие пропускать в обход города транзитные потоки высокой интенсивности.
Особое место занимают автомобильные дороги в пригородной зоне. При проходе через населенный пункт они выполняют роль улиц, на которых преобладает транзитное движение. На этих дорогах развито автобусное движение, имеется много автобусных остановок. Эти дороги в населенных пунктах являются центральными улицами с большим числом пешеходов и автомобильных стоянок. Организация движения на дорогах пригородных зон затруднена близостью расположения зданий и сооружений к проезжей части и интенсивным пешеходным движением.
В пригородах крупнейших, крупных и больших городов располагаются санитарно-защитные зоны. Основное назначение их заключается в улучшении микроклимата, обеспечении чистоты воздушного бассейна города и массового отдыха трудящихся. Все строительство и хозяйство в этой зоне подчинены ее функциональному назначению. Границы такой зоны могут быть удалены от центра города на 50— 100 км. В состав санитарно-защитной зоны входят лесопарковый пояс (леса, парки, пляжи, заповедники, сады), дома и базы отдыха, пионерские лагеря, водохранилища, снабжающие город водой, сооружения городского водопровода, подстанции, высоковольтные линии электропередачи и сооружения очистки сточных, промышленных и бытовых вод. Вся зона делится на следующие основные части: населенные места, районы массового отдыха трудящихся, лесопарковые зоны, сельскохозяйственные территории, заповедники и прочие территории. Зона, как правило, разделена на пояса, в пределах которых преобладают либо зоны отдыха, либо леса и парки, либо водоохранительные зоны. Транспортное обслуживание этих зон обеспечивается автомобильным транспортом. С учетом специфики движения эти дороги оборудуют большим числом автобусных остановок, площадок для отдыха людей и стоянок автомобилей. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, особенно в местах скопления автотранспортных средств и людей.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
LOGO Функциональное зонирование территорий города ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ
LOGO Функциональное зонирование территорий города
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ LOGO
Центральная зона города включает кроме исторического ядра ближайшую к нему застроенную территорию. С момента своего создания эта зона существенно трансформировалась, но еще сохраняет старую планировку и исторически ценные здания. LOGO
Промышленная зона LOGO Промышленная зона предназначается для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов. Наиболее вредные предприятия, в том числе взрывоопасные и пожароопасные, располагают в отдалении от жилой зоны, причем с подветренной стороны, т. е. таким образом, чтобы господствующие ветры дули от жилой зоны на промышленную. При этом ориентируются на среднегодовую розу ветров или на одну из сезонных роз ветров (летнюю, зимнюю), построенных на основании многолетних наблюдений. Промышленные зоны с предприятиями, загрязняющими поверхность воды, размещаются по течению реки ниже жилой зоны и зоны отдыха.
Пример взаимного расположения основных LOGO функциональных зон города: 1 — селитебная территория; 2 — промышленная зона; 3 — складская зона; 4 — зона внешнего транспорта; 5 — зеленая зона; 6 — санитарно-защитная зона; 7 — направление течения реки; 8 — направление господствующих ветров в самый жаркий квартал (месяц) года
LOGO
Санитарно-защитная зона предназначена для уменьшения отрицательного влияния промышленных и транспортных объектов на население. Эта зона пространства и растительности специально выделяется между промышленными предприятиями и районом проживания населения. Санитарно-защитная зона обеспечивает пространство для безопасного рассеивания вредных промышленных отходов. В соответствии с экологическими требованиями не менее 40% санитарнозащитной зоны должно быть озеленено. LOGO
Жилая (селитебная) зона LOGO Жилая (селитебная) зона предназначена для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских и др. ), зеленых насаждений. В ней запрещено строительство промышленных, транспортных и иных предприятий, загрязняющих окружающую человека среду. Жилую зону размещают с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а также выше по течению рек по отношению к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям с технологическими процессами, являющимися источником выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ.
Коммунально-складская зона LOGO Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания (фабрики-прачечные и фабрики химической чистки) и т. д. Коммунально-складскую зону размешают вне жилой территории, зачастую на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий.
Зона внешнего транспорта LOGO Зона внешнего транспорта служит для размещения транспортных коммуникаций пассажирских и грузовых железнодорожных станций, портов, пристаней и др. Жилую застройку городов и других населенных пунктов рекомендуется отделять от железнодорожных линий санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железнодорожной линии в выемке санитарно-защитная зона может быть уменьшена; 50% ширины санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.
Городской электрический транспорт LOGO
Зона отдыха LOGO Зона отдыха включает городские и районные парки, лесопарки, спортивные комплексы, пляжи, дачные поселки, курорты, места туризма.
Парк «Швейцария» , Нижний Новгород LOGO
Функциональное зонирование территории Нижнего Новгорода: 1 -2 – функциональные зоны: 1 промышленная, 2 рекреационная; 3 акватории; 4 мосты и основные автотранспортные магистрали; 5 границы городской территории; 6 метеостанции; 7 участки ландшафтно-экологической съемки LOGO
Схема функционального зонирования города 1— центр города; 2— селитебная зона; 3— промышленная зона; 4— коммунально-складская зона; 5— зона внешнего транспорта; 6— санитарно-защитная зона; 7— городской парк; 8— спорткомплекс; 9— граница города LOGO
Схема функционального зонирования города 1— центр города; 2— селитебная зона; 3— промышленная зона; 4— коммунально-складская зона; 5— зона внешнего транспорта; 6— санитарно-защитная зона; 7— городской парк; 8— спорткомплекс; 9— граница города LOGO
present5.com
Функциональное зонирование городской территории
Город имеет следующие градостроительные зоны, различные по своим функциям (рис. 1.1)
Промышленная зона — улицы, площади, зеленые насаждения промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения.
Селитебная зона — территория, предназначенная для жилья жителей города. На ней могут размещаться жилые кварталы и микрорайоны, отдельные безвредные предприятия, предприятия культурно-бытового обслуживания, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта.
Санаторно-защитная зона — зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, которые защищают городские территории от вредного влияния промышленности и транспорта.
Транспортная зона — устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного) [7].
Складская зона — территория разного рода складов.
Формирование функциональных зон и размещение на них объектов регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89* [7].
Рис. 1.1. Концептуальная схема расположения главных функциональных зон города: 1- Селитебная территория; 2- промышленная зона; 3- складская зона; 4- зона внешнего транспорта; 5- зеленая зона отдыха; 6- санитарно-защитная зона; 7- направление течения реки; 8- направление господствующих ветров за самый жаркий квартал (месяц) года
Транспортная сеть больших городов это система наземных, надземных и подземных магистралей, которые пересекаются в нескольких уровнях. В мировой практике уже действует сеть транспортных развязок в пяти уровнях. С увеличением разнообразия и количества транспортных средств возрастает сложность организации транспортной сети городов но, таким образом, улучшается система связей между разными функциональными зонами.
Планировочная структура зависит от расположения города на том или ином рельефе. Расположение плана может быть: расчлененной, компактной формы, рассредоточенной с равномерно распределенными районами, рассредоточенной с преобладающими районом и линейной. Сложность планировочной структуры города состоит в том, что огромное разнообразие промышленных предприятий не могут располагаться на территории одной промышленной зоны. Это вызывает раздробление селитебных территорий. Вследствие этого возникают новые жилые районы на окраинах города, так же образуются новые зоны отдыха. Появление новых промышленных зон приводит к развитию санитарно-защитных территорий. При росте города, расширяются транспортные зоны, и развивается внешний транспорт.
Функциональное зонирование современного исторически сложившегося города более многогранно, особенно в его центральной части, где расположено огромное количество объектов различного назначения в непосредственной близости друг к другу.
Функциональное зонирование по назначению отражено в государственном градостроительном кадастре города в соответствии с СП-14-10І-96 «Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта РФ, города (района)». Для Москвы служба государственного градостроительного кадастра разделяет территорию города в следующем порядке:
-Функциональные зоны специализированного назначения — административно-делового, культурно-просветительского, учебно-образовательного, лечебно-оздоровительного, торгово-бытового, учебно-воспитательного, спортивно-рекреационного, индивидуальной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, специального, жилищно коммунального, природно-рекреационного, природоохранительного;
-Функциональные зоны смешанного назначения — общественного, жилого производственного, природного, общественно-жилого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественного, природно-жилого, природно-производственного, природно-общественно-жилого, природно-общественно-производственного, природно-производственно-жилого.
Территории инфраструктуры подразделяются на территории улиц и дорог; территории внешнего транспорта; водные поверхности.
Градостроительное зонирование выполняют также с помощью следующих линий градостроительного регулирования:
красные линии улично-дорожной сети;
синие линии — границы акватории рек;
линии жилой застройки;
границы технических зон проектируемых линий метрополитена;
границы полосы отвода железных дорог;
границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций;
границы охранных зон памятников истории и культуры;
границы историка-культурных заповедных территорий;
границы территорий памятников истории и культуры;
границы зон регулирования застройки памятников истории и культуры;
границы особо охраняемых природных территорий;
границы охранных зон особо охраняемых охранных территорий;
границы прибрежных зон;
границы зон охраняемого ландшафта;
границы водоохранных зон;
границы санитарной охраны источников питьевого водоснабжения — границы 1-го пояса санитарной охраны, границы 2-го пояса санитарной охраны, границы жесткой зоны 2-го пояса санитарной охраны;
границы санитарно-защитных зон [6].
Жилые районы
Похожие статьи:
poznayka.org