Гарантированность выборов – 6. Принцип всеобщих выборов и гарантии его осуществления.

6. Принцип всеобщих выборов и гарантии его осуществления.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 3 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, – быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств.

При этом не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

ФКЗ, ФЗ могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на опр. территории РФ. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы гос-ной власти соотв. субъекта РФ или органы местного самоупр-я.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на опр. территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ.

Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы гос-ной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год на выборах в органы местного самоупр-я. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

К гарантиям всеобщности можно отнести:

  • наличие агитационного периода,

  • наличие периода выдвижения кандидатов,

  • обеспечения возможности голосования на избирательных участках,

  • информационное и финансовое обеспечение выборов,

  • принцип всеобщности – конституционный, поэтому не может быть ограничен субъектами или муниципалитетами РФ и пр.

  1. 7. Принцип прямых выборов и гарантии его осуществления.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 3 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Выборы в РФ явл-ся прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно (ст. 6 ФЗ № 67-ФЗ).

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным

. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, кот-е в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы гос-ной власти явл-ся непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

В РФ – прямые выборы Президента РФ, ГД СФ РФ.

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих принцип прямых выборов. В их единстве можно выделить:

  • непосредственное голосование на выборах,

  • невозможность голосования за другого человека, в т.ч. по доверенности,

  • представительство в ГД полит. партий с пропорциональной долей голосов,

  • обеспечение возможности голосования каждым избирателем непосредственно за счет формирования территориально доступных избирательных участков с числом избирателей не более 3000 чел-к,

  • отсутствие выборщиков, как составного элемента избирательной системы,

В РФ имеется тенденция замещения прямых выборов.

Гарантии принципа прямых выборов:

  • принцип напрямую указан в конституции РФ,

  • распространяется на избрание Президента РФ, ГД ФС РФ,

  • выборы и референдумы муниципалитетов – тоже прямые (п. 2 ст. 130 К РФ «Местное самоупр-е осуществляется гражданами путем референдума, выборов, др. форм прямого волеизъявления, через выборные и др. органы местного самоупр-я»).

studfiles.net

5. Принцип свободных выборов и гарантии его осуществления.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 3 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Избирательные права граждан РФ имеют ряд гарантий, в качестве кот-х выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

Под гарантиями свободы выборов понимаются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную осознанную и ответственную свободу волеизъявления. Условия — это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей. Существуют общие и специальные гарантии свободы выборов.

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств

, обеспечивающих свободу выборов. Следует отметить, что все гарантии находятся во взаимной зависимости, дополняя друг друга, и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов, при этом один и тот же фактор может одновременно быть элементом различных видов гарантий.

К политическим гарантиям относятся: демократизм выдвижения кандидатов в депутаты; равноправие избирателей на выборах; свобода предвыборной агитации; добросовестность кандидатов составления и делать достоянием гласности программу своей деят-ти, ответственность депутатов перед избирателями, контроль за ходом проведения выборов; недопущение принуждения избирателей к участию в выборах и др.

Организационные гарантии обеспечивают свободу выборов средствами, исключающими искажение воли избирателей: организация голосования только в отведенных для этого местах, досрочное голосование, голосование по открепительным бюллетеням и пр.

Материальные гарантии заключаются в том, что государство финансирует организацию и проведение выборов и закон регламентирует формирование избирательных фондов.

Правовые гарантии как вид гарантий свободы выборов называется так потому, что эта свобода обеспечивается исключительно правовыми способами, в том числе установлением юридических санкций за нарушение законов о выборах. К ним относятся:

  • право граждан на обжалование неправильностей в списках избирателей;

  • неприкосновенность депутатов;

  • запрещение предвыборной агитации за день до выборов;1

  • признание недействительными выборов, проведенных с нарушением закона о выборах;

  • право граждан обжаловать в суд результаты выборов;

  • привлечение к административной и уголовной отв-ти лиц, виновных в нарушении избирательных прав граждан и законов о выборах. Так, ст.ст.141,142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного права, за подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов. А в КОАПП предусматривается административная ответственность за нарушение избирательного зак-ва и избирательных прав граждан.

studfiles.net

102.Равное избирательное право: понятие, гарантии

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Второй элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

В отношении пассивного избирательного права (право быть избранным) принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

103.Прямое избирательное право

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Выборы бывают прямыми (вопрос об избрании решают сами граждане) и косвенными (вопрос об избрании решают избранные гражданами лица: выборщики, депутаты и другие).

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов — косвенным (избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц) и многостепенным (выборы представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими).

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах:

1. избирательное право в объективном смысле — это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов;

2. избирательное право в субъективном смысле — это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе формирования органов гос. власти и МСУ посредством выборов.

Существуют следующие виды избирательных систем:

1. Мажоритарная избирательная система (от французского слова «majorite» — большинство). Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей. Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.). Существует три модификации мажоритарной избирательной системы:

1.1.Мажоритарная система относительного большинства — это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими. В РФ по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводятся выборы половины депутатов ГД (225 человек), избирается большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов МСУ. Таким образом, победившим считается кандидат, за которого проголосовало меньше половины, но больше чем за других кандидатов — эта система не дает юридического равенства.

1.2.В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).

1.3.По правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. В РФ применяется при принятии ФКЗ (одобрен большинством не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы)

2. Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. В РФ при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых полит. партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.

3. Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

Согласно Статье 3 ФЗ «О выборах депутатов Госдумы ФС РФ» от 20.12.2002 (в редакции ФЗ от 23.06.2003):

1. В соответствии с Конституцией РФ в Госдуму избирается 450 депутатов.

2. 225 депутатов Госдумы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства (на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам).

3. 225 депутатов Госдумы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

Распределение депутатских мандатов при проведении выборов в ГД РФ одновременно с помощью пропорциональной и мажоритарной избирательных систем имеет ряд преимуществ:

Пропорциональная избирательная система, во-первых, стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах; во-вторых, обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий.

Мажоритарная избирательная система, в отличие от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения.

Субъекты РФ при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем. Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти (Статья 77), предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению. В подавляющем большинстве субъектов РФ выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти проводятся на основе мажоритарной избирательной системы. Всего лишь 5 (Красноярский край, Калининградская, Омская области, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) из 89 субъектов используют смешанную избирательную систему. Система пропорционального представительства в «чистом» виде применяется в единственном субъекте — Свердловской области для избрания одной из палат парламента.

studfiles.net

53. Принципы избирательного права в Российской Федерации, их гарантии.

Принципы – основополагающие начала, кот. лежат в основе отрасли.

Отдел. Принципы — народовластие, признание и гарантия месн. Самоупр-я

1.Принцип свободы выбора

  1. Принцип всеобщего ИП

  2. Принцип равного ИП

  3. Принцип прямого ИП – только в РФ

  4. Принцип тайного голосования

  5. террит-й

Легальные – закреплены в отраслевом законодат-ве – гласность, периодичность, добровольные, проведение выборов самостоятельными и независимыми органами гос. власти – избирательными комиссиями.

Принцип свободных выборов

Граждане РФ вправе свободно определяться участвовать или не участвовать им в выборах, и если «да», то они свободно определяются на какой стадии избир.процесса они желают участвовать. Принцип альтернативности выборов.

  1. Принцип всеобщего ИП

Граждане РФ, достигшие 18 лет имеют право избирать, а граждане, достигшие возраста, установленного КРФ, Конституциями, уставами субъектов, ФЗ, законами субъектов и др. н.п.а., быть избранными в органы гос.власти или органы МСУ. Причем таким правом обладают независимо от пола, расы, национальности, и др. Не имеют права избирать и быть избранными недееспособные граждане, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Всеобщее ИП ограничив-ся устанавлив-ми избирательным законом требованиями-цензами:

  1. Гражданство

Правом избирать и быть избранными обладают граждане РФ, но на основании международного договора, в порядке, установленном законом, право избирать и быть избранн. в органы местного самоуправления обладают:

  • иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответств. муниципального образования. На тех же условиях, что и граждане РФ.

  1. Возрастной ценз

— право избирать и быть избранными обладают граждане РФ, достигшие определенного возраста.

право избирать:

достигнувшие 18 лет на день выборов

право быть избранными:

устанавл. КРФ, ФЗ, К, Уставами, з-ми субъектов РФ.

Ч.2 ст. 81 К : През-т не моложе 35 лет

Ч.1 ст. 97 К: депутат ГД ФС РФ, не моложе 21 л.

Субъекты РФ вправе устанавливать цензы, ограничив. пассивное избирательное право, при выборах в органы гос. власти субъектов РФ, в органы МСУ, но устанавливающий ими минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года.

При этом (ФЗ-ом об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме (12.06.02г.)) запрещается установление максимального возраста для кандидатов при проведении выборов РФ.

3) Ценз оседлости (только общая формулировка:)

В РФ законодательством данный ценз не применяется в отношении активного ИП. Т.е. не может устан-с к праву избирать.

Пассивное избирательное право(право быть избранным)- данный ценз может устан-ся КРФ.(только выборы Президента).

4)Ценз военной службы

— ограничивает активное ИП (право избирать). Военно-служащие, проходящие военную службу по призыву не включаются в списки избирателей при проведении выборов в органы МСУ, если до призыва на военную службу их место жительства не находится на территории данного терр. образования.

5) Неизбираемость (пассивное ИП)

  1. ч.3 ст.81 2 срока Президента

  2. При наличии в отношении гражданина РФ вступивш. в силу решения суда о лишении его права занимать госуд-е и (или) муниципальные должности в течении определенного срока. Этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата. Или голосование на выборах органов госуд. власти , органы МСУ, состоится до истечения указанного срока.

3. Принципы равного ИП (акт/ пассивн. ИП)

Равное пассивное ИП – обеспечивается целой системой гарантий:

— равный объем эфирного времени — бесплатно(радио,тв)

— равный объем бесплатных площадей

Равное активное ИП – обеспечивается:

  1. установлением в избирательном законодательстве нормы, в кот. граждане РФ наделяются равным количеством голосов в ходе одних и тех же выборов.

  2. Равным «весом» голосов избирателей, кот. обеспечивается путем образования избирательных округов с ≈ равной по численности избирателей.

  3. возможность досрочного голосования.

  4. по открепительным удостоверениям

  5. в больницах, санаториях – местах временного пребывания избирателей

  6. переносные избирательные урны на дом

studfiles.net

Гарантии законности выборов в Российской Федерации.

Гарантии законности выборов в Российской Федерации.

Законность выборов обеспечивается тем, что порядок организации и проведения выборов достаточно подробно регламентируется, поэтому участники избирательного процесса обязаны следовать предписанным правилам. Кроме того, законодательство позволяет обжаловать нарушения избирательных прав граждан в избирательные комиссии, суд, иные органы, имеющие отношения к избирательному процессу, в том числе, в правоохранительные. Наконец, законодательство содержит меры конституционно-правовой, административной, уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный суд Российской Федерации. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

После официального опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее, чем за пять дней до дня голосования.



Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию. Она обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

А) оставить жалобу без удовлетворения;

Б) отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;

В) отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Более того, допустимо одновременное обращение по одному и тому же вопросу в суд и в вышестоящую избирательную комиссию. В случае принятия жалобы судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, последняя приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в силу решения суда. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и принятии ее к рассмотрению. При вынесении судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Таким образом, очевиден приоритет судебного решения.

С жалобами на решения, действия, нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

Суд и прокуратура обязаны обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

Особенно важно соблюдение законности при регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при аннулировании, отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.

Аннулирования регистрации кандидатов, списков кандидатов является реакцией законодателя на признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ права избирательных комиссий отменять регистрацию кандидатов, списков кандидатов. Аннулирование регистрации осуществляется избирательными комиссиями. Избирательные комиссии могут аннулировать решение о регистрации кандидатов, списков кандидатов в ряде случаев (в частности, при наличии заявления кандидата о снятии своей кандидатуры либо решения политической партии об отзыве кандидата, списка кандидатов, утраты кандидатом пассивного избирательного права, исключения из списка кандидатов более 25 и 50% его зарегистрированного состава (соответственно на федеральных и иных выборах).

По своим юридическим последствиям аннулирование регистрации равнозначно отмене регистрации, поэтому можно говорить о создании юридической конструкции, позволяющей расширить полномочия избирательных комиссий. Основания аннулирования регистрации связаны как с волеизъявлением со стороны кандидата или кандидатов (заявление о снятии своей кандидатуры), так и с противоправными действиями со стороны кандидата (например, регистрация одного и того же гражданина в двух избирательных округах, в двух списках на одних и тех же выборах свидетельствует о нарушении им соответствующего запрета). В первом случае аннулирование регистрации не является мерой ответственности, а во втором является. Фактически под видом аннулирования регистрации происходит ее отмена, что вызывает нередко споры.

Основания отмены регистрации кандидата, списка кандидатов (п. п. 7 и 8 ст. 76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав) в основном воспроизводят основания отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», «н» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1 1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Признание результатов выборов недействительными (отмена решения комиссии о признании выборов действительными) — мера ответственности, применение которой влечет необходимость проведения новых выборов или повторного голосования.

Законодатель формулирует открытый перечень признания результатов выборов недействительными, в который входят любые нарушения избирательного законодательства (п. 9 ст. 70 и п. 1 ст. 77 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

Речь идет только о нарушениях, допущенных в день голосования и при определении итогов голосования и результатов выборов. Законодатель исходит из того, что выборы как массовое явление не могут быть идеальными, без каких бы то ни было нарушений. Однако при определении действительности выборов избирательные комиссии учитывают только нарушения в день голосования и при определении итогов голосования, результатов выборов, оценивая степень их влияния на определение достоверности результатов.

Отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов возможна только в судебном порядке по предусмотренным избирательным законом основаниям. Круг этих оснований достаточно широк.

 


Дата добавления: 2015-08-09; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ. | Понятие и форма государственного устройства РФ. Особенности России как федеративного государства. | Субъекты РФ: понятие, виды, конституционно-правовой статус. | Понятие и источники избирательного права РФ. Избирательное право и избирательная система. Виды избирательных систем. | Принципы избирательной системы Российской Федерации. | Активное и пассивное избирательное право в РФ. Избирательные цензы. | Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии. | Правовое регулирование организации и проведения предвыборной агитации в РФ. Информирование избирателей. | Вопрос №30. Правовой статус избирательных комиссий в РФ. | Правовой статус ЦИК РФ. |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.02 сек.)

mybiblioteka.su

3. Гарантии проведения выборов в рф.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий выборного органа (должностного лица), а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся на основании решения соответствующей уровню выборов избирательной комиссии.

В случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).

Нарушение правил составления списков избирателей, если они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, может служить основанием для отмены судом соответствующего уровня решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусматривает гарантии стабильности выдвинутого избирательным объединением (блоком) списка кандидатов. После представления списка в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов. Данное требование обусловлено необходимостью того, чтобы избиратели на выборах голосовали за тот же список кандидатов, выдвижение которого было поддержано собранными подписями.

Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации не вправе допускать публикации, передачу в эфир ин­формации, которые способны нанести ущерб чести, достоин­ству и деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если они не могут предоставить возможность опубликовать, пере­дать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, по­несшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судеб­ную ответственность этих средств массовой информации и их должностных лиц.

Кроме того, в случае злоупотребления кандидатом, изби­рательным объединением, блоком свободой массовой информа­ции, выразившейся в пропаганде идей и призывов, запрещен­ных законом, избирательная комиссия, другие органы и граж­дане вправе обратиться в суд с представлением (заявлением) об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). А в слу­чае нарушения им правил проведения предвыборной агитации, установленных избирательным законодательством, избиратель­ная комиссия вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агита­ционной деятельности либо отменить свое решение о регист­рации кандидата, списка кандидатов.

studfiles.net

V-5. Избирательное право РФ.

1. Понятие избирательного права.

Избирательное право, в объективном смысле — это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в при осуществлении избирательного процесса.

Избирательное право, в субъективном смысле — это возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Активное избирательное право — это субъективное право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти.

Пассивное избирательное право — это субъективное право граждан быть избранными в органы государственной власти.

2. Принципы избирательного права.

Принципы избирательного права Российской Федерации:

— Всеобщее избирательное право

— Прямое избирательное право

— Равное избирательное право

— При тайном голосовании

— Добровольность участия в выборах

— Гласность при осуществлении избирательного процесса

— Гарантированность выборов

3. Понятие избирательной системы.

Избирательная система — это совокупность общественных и государственных институтов, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

4. Виды избирательных систем.

Виды избирательных систем:

1) Мажоритарная избирательная система:

— Избирательная система относительного большинства

— Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2) Пропорциональная избирательная система

5. Понятие избирательного процесса.

Избирательный процесс — это совокупность избирательный процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

6. Понятие стадий избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса — это определенные этапы реализации избирательных процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

 

7. Стадии избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса:

— назначение выборов

— образование избирательных округов и избирательных участков

— регистрация избирателей

— создание избирательных комиссий разных уровней

— выдвижение и регистрация кандидатов

— проведение предвыборной агитации

— процесс голосования

— подведение итогов голосования

— опубликования итогов голосования



< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *