Где находится михайловский дворец – Михайловский дворец

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Михайловский дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — настоящая жемчужина среди созданий талантливого зодчего К. Росси. В настоящий момент место основной коллекции «Русского музея».

Эпопея дворца началось с появления на свет великого князя Михаила. Еще в 1798 году, Павел I приказал ежегодно часть денег откладывать на возведение дворца для своего только что родившегося сына. Он видел усадьбу самой роскошной среди всех усадеб и соответствующей величию его царского рода.

Августейший родитель не увидел исполнения своей идеи. Его жизнь закончилась во время дворцового переворота.

Когда его сыну исполнился 21 год, и накопленная сумма составила 9 миллионов, приступили к постройке грандиозного дворца. В 1819 году, 17 апреля, Александр I, заложил в фундамент небольшой ковчег из камня, наполненный серебряными монетами и доску из серебра с надписью года закладки и инициалов присутствующих. Зодчий  спланировал не обычную дворцовую постройку, а настоящую русскую усадьбу, в которой основная часть и два флигеля сбоку образуют цельный ансамбль. Росси строил не только дворец, он осуществи перепланировку всей окружающей территории.

Дворец был настолько великолепен, что ученый Гренвиль из Англии отметил, что он нигде не видел такого чуда. В создании украшений усадьбы принимали участие самые именитые скульпторы, живописцы, мастера лепки, столяры, резчики.

К. Росси прорабатывал на эскизах все до мелочей: от узоров на чугунной решетке до прорисовки картинок паркета и расположения в саду цветников и дорожек.

До наших дней без видоизменений дожил внешний вид главного корпуса и флигеля с западной стороны здания. Глубокое представление о таланте зодчего может создать Белый зал и главный вестибюль. Белый зал представляет собой совершенно уникальный интерьер, где уцелело настоящее скульптурное и живописное украшение, а также мебель, сотворенная по рисункам К. Росси.

Михаил Петрович, проживая в Михайловском дворце, часто устраивал пышные балы, равным которым не было во всем Петербурге. После его кончины, в 1849 году, дворцом занялась вдова — Елена Павловна, превратившая его в культурный центр. Ее салоны привлекали многих известных художников, поэтов. У нее бывали Пушкин, Жуковский, Тютчев.

В 1895 году произошли крупные перемены: здание Михайловского было возвращено в казну, а в 1895 году, 13 апреля, по указу Николая II, дворец был отдан под музей.

Дойти пешком до знаменитого дворца можно от ст. метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».

 

Фото достопримечательности: Михайловский дворец

 

Михайловский дворец на карте:

www.1000mest.ru

О Петербурге — Михайловский дворец

Михайловский дворец был построен в 1819 – 1825 годах для великого князя Михаила Павловича – младшего сына Павла I. Отсюда и произошло название дворца – Михайловский. Раньше на этом месте располагались оранжереи Михайловского замка. Дворец был построен по типу загородной усадьбы с садом. Ансамбль Михайловского дворца состоит из главного корпуса и двух флигелей.

Главный двухэтажный дворцовый корпус, высота которого составляет около двадцати пяти метров, находится в глубине парадного двора. Боковые флигели, располагающиеся симметрично, связаны между собой великолепной высокой чугунной оградой с тремя воротами. Центральные ворота украшены четырехгранными пилонами, которые увенчаны арматурой – изображением военного снаряжения: доспехами, мечами и знаменами.

Первый этаж Михайловского дворца был облицован рустами. Главный фасад здания украшен портиками из восьми колонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого этажа. Портик завершен треугольным фронтоном. Высеченные из камня головы львов расположены над арками и над всеми окнами первого этажа. Трехчетвертные колонны украшают боковые колонны здания.

Фриз дворца украшают также сорок четыре барельефа работы выдающегося скульптора Демут-Малиновского. Широкая лестница, украшенная каменными львами, ведет ко входу во дворец. Боковые ризалиты декорированы большими венецианскими окнами.

Перед главным фасадом здания был разбит небольшой парадный сад. Противоположный фасад дворца, обращенный к Михайловскому саду, также богато отделан. Центральную часть этого фасада украшает грандиозная лоджия-колоннада. В отделке внутренних помещений Михайловского дворца участвовали скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, живописцы Дж. и П. Скотти и многие другие. До наших времен сохранилась первоначальная отделка вестибюля, парадной лестницы и Белого зала. По этим интерьерам можно представить себе все великолепие дворца в первой половине XIX века.

После смерти князя Михаила Павловича дворцом владела княгиня Елена Павловна, в салоне которой бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. Позже Михайловский дворец опустел и начал медленно разрушаться. Но в 1895 году дворец был куплен в казну для устройства в нем Русского музея. Для этого начали перестраивать и упрощать интерьеры дворца (архитектор В.Ф. Свиньин). Наконец, в 1898 году в помещениях Михайловского дворца открылся Русский музей императора Александра III. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбежек, но было восстановлено в первые послевоенные годы.

Сегодня в стенах Михайловского дворца по прежнему размещается Государственный Русский музей. Наряду с Третьяковской картинной галереей в Москве, Русский музей обладает крупнейшим в стране собранием русского искусства. Здесь можно увидеть памятники древнерусской живописи, произведения художников и скульпторов XVIII – XX вв., коллекции предметов прикладного искусства и многое другое. В 1914 – 1917 годах под руководством архитектора Л.Н. Бенуа для размещения экспонатов к Михайловскому дворцу был пристроен западный корпус. В 1902 году в специальном корпусе, построенном архитектором В.Ф. Свиньиным, открылась экспозиция этнографического музея, позже ставшего самостоятельным музеем. В 1913 году была открыта экспозиция историко-бытового отдела.

Михайловский дворец является центром композиционного ансамбля площади Искусств, созданного по проекту выдающегося архитектора Карла Ивановича Росси. Расположенные на площади Искусств постройки других зодчих великолепно гармонируют друг с другом, поддерживая основную мелодию дворца. Михайловский дворец, благодаря своим совершенным пропорциям, воспринимается как храм (или дворец) искусства.

opeterburge.ru

Михайловский дворец и Михайловский замок

У многих в головах возникает путаница, когда речь заходит об одном из них. Я тоже не сразу разобралась, пока не увидела их почти одновременно. Как то получалось, что, хоть они и рядом находятся, но вот не случалось до сих пор прогуляться и запутаться окончательно, увидев эти два шедевра так не похожие друг на друга, но с похожим названием. Потом пришлось разбираться где дворец, а где замок… Потом выяснять, что не смотря на схожее название, ничего общего между ними нет.

На помощь мне пришла Екатерина – наш экскурсовод.

Уф! Теперь попробую по порядку.

Рядом со Спасом на крови раскинулся старинный Михайловский сад. Ажурные решетки его ограды сразу привлекают внимание и вызывают восхищение, как впрочем и все в Санкт-Петербурге.

  В тени развесистых деревьев этого уникального ландшафтного памятника спасаются от жары мамы с детьми, студенты и, конечно, туристы. Сад примыкает к Михайловскому дворцу, в котором ныне располагается Государственный Русский музей.

Строился дворец для младшего брата императоров Александра Первого и Николая Первого великого князя Михаила Павловича, где тот и проживал со своей семьей. Вот откуда взялось название сада и дворца.

Михаил – последний сын императора Павла Первого. Царствовать ему не пришлось.

В 1825году Михаил с молодой женой въезжает в только что отстроенный дворец, который сразу стал украшением столицы. «Ни пером описать, ни в сказке сказать», так говорили о новом творении архитектора Карла Росси петербуржцы, восторгаясь его красотой.

Дворец был для князя и домом, и местом службы. Здесь размещалась вся княжеская семья, здесь же устраивались приемы, шумные балы…

Позже император Александр Третий задумал выкупить  у родственников Михаила дворец, не желая, чтобы здание, принадлежащее Дому Романовых и государству Российскому, оказалось во владениях заграничных граждан, которые являлись наследниками князя. Это как всегда история запутанная (для меня по крайней мере. Вечно лень мне с родственными линиями разбираться подробно). Осуществил задуманное отцом император Николай Второй. Он и передал здание Государственному Русскому музею. Туда же были переданы произведения искусств из огромной коллекции отца, ранее находящиеся в Гатчинском дворце.

А вот у Михайловского Замка далеко не такая простая история.

Как я уже писала раньше, здание вызвало у меня чувство необъяснимой тревоги. Вид у него загадочный и угрюмый. Наверное, такой отпечаток наложили на него событие произошедшие здесь много лет назад.

Раньше на месте этой громады, более похожей на средневековую крепость, стоял деревянный Летний  дворец императрицы Елизаветы, где родился сын Екатерины Второй  будущий император Павел Первый. Позже он произнес судьбоносную фразу: «Хочу умереть там, где родился».

Павел не любил свою мать, обвиняя ее в убийстве отца. После ее смерти он не пожелал жить там, где она жила – в Зимнем дворце – и распорядился заложить для себя Михайловский замок. Сам Павел Первый принял активное участие в разработке проекта.

Замок сильно отличался от Петербургских дворцов того времени. Император повсюду видел угрозу своей жизни и его дворец должен был стать неприступной крепостью.

Так он и выглядит до сих пор. Со всех сторон Михайловский замок окружен водой. Подъемные мосты и усиленный гарнизон были призваны обеспечивать безопасность владельцу.

Михайловским замок назван в честь Архангела Михаила, которого Павел считал своим покровителем. К замку примыкает церковь Архангела Михаила.

Над воротами замка надпись «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» Эта надпись в 47 букв тоже стала судьбоносной для императора. Одна из городских юродивых предсказала ему жить столько лет, сколько букв в надписи над воротами его замка.

Император был убит в возрасте 47 лет.

Замечательно это строение тем, что с какой стороны к нему не подойдешь, замок имеет абсолютно разный вид. Каждый раз кажется, что перед тобой новое здание.Необычен для Петербурга даже цвет здания. О выборе цвета тоже ходит легенда, что он соответствует цвету перчатки, оброненной на балу фавориткой императора Анной Лопухиной. Саксонский посланник Розенцвейг писал: «У дворца имя архангела и краски любовницы».

Въехав в замок в феврале 1801 года, Павел прожил в нем всего 40 дней. В ночь с 10 на 11 марта после приема, отправляясь в свои покои, император остановился у зеркала и вдруг произнес странную фразу: «Как забавно, я вижу себя с шеей на сторону, —  и засмеявшись добавил – Чему быть, того не миновать».

Император был зверски убит заговорщиками в своей спальне. Его сумасбродное царствование вызывало массу недовольств, и отряд гвардейских офицеров, непонятно как пробравшийся в эту неприступную крепость, забили императора до смерти.

Двадцать лет после этих страшных событий никто из семейства Романовых не желал приближаться к замку. События же обрастали все новыми и новыми слухами, легендами. Говорят, что и по сей день по замку по ночам бродит призрак Павла. Тень его часто появляется по ночам в оконном проеме, наводя ужас на задержавшихся прохожих. Смельчаки же пытаются разговаривать с призраком. выкрикивая в створ ворот вопросы, на которые отвечает раскатистое эхо, если император желает общаться, и оглушительная тишина, если призрак не в настроении.

Через двадцать лет здание было передано Инженерному  училищу, отсюда и его второе название Инженерный.

В настоящее время здание передано Государственному Русскому музею.

 

shvatiydachy.ru

Михайловский дворец | Питерский двор

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ампир, построенное по проекту К. И. Росси в 1819-1825 годах для великого князя Михаила Павловича. С 1895 года дворец входит в состав Русского музея (ранее — Русского музея императора Александра III).

Интересные факты:

Идея возведения дворца для великого князя Михаила Павловича принадлежала его отцу — императору Павлу I. Однако, строительство началось только во время царствования Александра I, который повелел начать работы на месте бывших оранжерей Михайловского замка, когда его младшему брату Михаилу исполнился 21 год. За постройку дворца его архитектор К. И. Росси был награжден земельным участком, бриллиантовым перстнем и орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени.

Михайловский дворец состоит из двухэтажного главного корпуса и двух флигелей по его краям, сам дворец расположен в глубине двора, а выступающие вперед флигели связаны между собой чугунной оградой с украшением из военной атрибутики. Общий вид здания напоминает загородную усадьбу с садом, роль которого выполняет парадный парк.

На уровне первого этажа фасад здания облицован рустами, выше расположен портик из восьми колонн коринфского ордера, которые венчаются треугольным фронтоном. Все арки и окна первого этажа украшены каменными львиными головами, кроме того, по фризу дворца находятся 44 барельефа. Парадная лестница перед входом украшена каменными львами — копиями античных львов, найденных при раскопках Древнего Рима. Фасад, обращенный к Михайловскому саду, состоит из большой лоджии-колоннады. Коринфская колоннада с ризалитами украшает и крылья здания.

Внутренняя отделка дворца, которая обошлась дороже самого строительства, включает в себя разнообразные скульптурные и живописные произведения, паркет ценных пород дерева и резную мебель, в работе над которыми принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, Дж. Скотти, П. Скотти, А. Виги, Ф. П. Брюллов, Б. Медичи и многие другие мастера. От интерьеров начала XIX века сегодня сохранились вестибюль, парадная лестница и Белый зал.

На первом этаже располагались личные покои Михаила Павловича, включая арсенал с коллекцией оружия и мундиров, квартиры придворных и гостевые комнаты. На втором этаже — великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя, также здесь была устроена домовая церковь архангела Михаила.

Михайловский дворец быстро стал центром светской жизни Санкт-Петербурга — здесь устраивались балы и приемы, заседали комиссии и проводились празднества, работала музыкальная школа, сюда хаживала вся творческая богема столицы, например, А. С. Пушкин, а также политики и дипломаты, включая немецкого канцлера Бисмарка.

Чтобы занять ветшающее после смерти великого князя здание, в 1895 году было принято решение открыть в Михайловском дворце посвященный живописи Императорский музей русского искусства в память об Александре III, после ремонта и небольшой перепланировки в 1898 году музей начал свою работу.

Михайловский дворец является составной частью архитектурного ансамбля площади Искусств авторства К. И. Росси, ее центральным объектом. Остальные здания площади выступают в качестве дополнения этого «Храма Искусств».

Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но после ее окончания был полностью восстановлен.

Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

dvorspb.ru

История

Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау — об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада — сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада — растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I — грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов — комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада — каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада — использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада — убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка — павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке — это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру — регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец — Михайловский сад».

подробно о Михайловском саде на сайте САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ

www.rusmuseum.ru

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Северная столица славится обилием архитектурных достопримечательностей: Юсуповский дворец, Зимний дворец, Аничков Дворец и многие другие. Одной из них является Михайловский дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга, по адресу: улица Инженерная, д.2-4 (станция метро Гостиный двор/Невский проспект). Ныне в нем находится Государственный Русский музей.

История создания

Свою историю Михайловский дворец ведет с конца 18 века. 28 января 1798 года в семье правящего императора Павла I и его жены Марии Федоровны родился четвертый сын — великий князь Михаил Павлович. Сразу после рождения Павел I распорядился о ежегодном сборе денежных средств для постройки резиденции своему младшему сыну Михаилу.

Свою идею императору воплотить в жизнь так и не удалось. В 1801 году Павел I погиб в результате дворцового переворота. Однако приказ был выполнен братом Павла I, императором Александром I, который приказал начать строительства дворца. В качестве архитектора Михайловского дворца был приглашен прославленный Карл Иванович Росси. Впоследствии за свою работу он получил орден Святого Владимира 3-ей степени и участок земли под строительство дома за счет государственной казны. В команде с Росси работали скульпторы В. Демут-Малиновский, С. Пименов, художники А.Виги, П. Скотти, Ф. Брюллов, Б. Медичи, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, мраморщик Я. Щенников, мебельщики И. Боуман, А. Тур, В. Боков.

Проект ансамбля Михайловского дворца заключался не просто в перестройке существующего здания — дома Чернышёва, а в создании единого городского архитектурного пространства. Проект затронул и дворец (основной корпус и боковые флигели выступают как единое целое), и площадь перед ним (Михайловская площадь), и две улицы – Инженерная и Михайловская (новые улицы, связавшие Михайловский дворец с Невским проспектом). По архитектурному стилю Михайловский дворец относится к наследию высокого классицизма — ампира.

Архитектор приступил к работе в 1817 году, закладка проводилась 14 июля 1819 года, строительство началось 26 июля. Строительные работы завершились в 1823 году, а отделочные — в 1825 году. После освещения дворца 30 августа 1825 года великий князь Михаил Павлович переехал сюда с семьей.

Интерьеры Михайловского дворца

В интерьер дворца были включены личные покои (шесть комнат) великого князя, гостевые комнаты, квартиры придворных, кухни, хозяйственные помещения, библиотека, парадная, приемная, гостиная, кабинет, парадная лестница.

Белый зал – гордость императора

Со стороны сада на втором этаже Михайловского дворца был построен Белый зал. Модель зала была подарена английскому королю Генриху IV благодаря своему впечатляющему оформлению. Во времена Михаила Павловича дворец был центром общественной жизни русского дворянства.

Дальнейшая история дворца

После смерти великого князя дворец перешел его вдове, Елене Павловне. Великая княжна проводила в резиденции встречи общественных деятелей, писателей, ученых, политиков. Здесь обсуждались насущные вопросы преобразований и реформ 1860-х годов. Для Екатерины Михайловны, унаследовавшей дворец после смерти матери, в Манежном флигеле была возведена восьмикомнатная квартира и Парадный вход. Новыми владельцами, детьми Екатерины Михайловны, стали сдаваться в наём залы, открыта канцелярия для возмещения затрат на содержание дворца. Так как члены семьи Екатерины Михайловны являлись иностранными подданными, было принято решение выкупить у них Михайловский дворец. После данной сделки в 1895 году, дворец был покинут прежними владельцами.

7 марта 1898 года в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В 1910-1914 годах архитектор Леонтий Николаевич Бенуа спроектировал новый корпус для выставки музейной коллекции. Корпус Михайловский дворца, названный в честь создателя «корпусом Бенуа», своим фасадом выходил на канал Грибоедова. Строительство корпуса было завершено после Первой мировой войны.

 

womanadvice.ru

Русский музей — Михайловский дворец

Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I.

Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа. Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.

О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал – одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.

В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.

После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.

virtualrm.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *