Где находится страсбургский суд в какой стране – Страсбургский суд | Международный суд по правам человека | Европейский суд по правам человека

Содержание

Страсбургский суд | Международный суд по правам человека | Европейский суд по правам человека

Страсбургский суд (Международный суд по правам человека в Страсбурге) расположен во Франции и является судом, в юрисдикцию которого входит рассмотрение жалоб поступивших от различных лиц, заявляющих о нарушениях прав человека, предусмотренных Конвенцией (официальный сайт).

К сожалению, для России нарушение прав человека не является редкостью, поскольку в стране сложилась негативная тенденция, затрудняющая поиск справедливости и защиту нарушенных прав с помощью внутренней судебной системы. На фоне обострившейся внешнеполитической обстановки, во многом сошли на нет все позитивные начинания рубежа первых 2 десятилетий XXI века по реформированию российской судебной системы, направленному на беспристрастность и независимость российских судов. Эта проблема касается всех отраслей процессуального права: уголовного, гражданского, административного и даже арбитражного.

При наличии внешнего давления смещаются фокусы взглядов государства   и общества от внутренних проблем на внешнюю политику. Что в свою очередь ведет к умалению необходимости защиты прав и свобод отдельного человека. В таких условиях суды как бы перестают ощущать давление общества и начинают работать по старинке, то есть, выполняя формальный подход к решению и рассмотрению дел. Особенно это ощутимо сказывается в делах по спорам отдельных граждан с органами государственной власти. В подавляющем большинстве таких случаев суды априори встают на сторону властных структур.

Например, по уголовным делам с одной стороны оправдательные приговоры за последние два года сошли с 0,54% на 0,36%, но в тоже время добиться возбуждения уголовного дела в некоторых ситуациях, когда требуется привлечь к уголовной ответственности обидчика, не говоря уже о должностном лице органа государственной власти, пострадавшему гражданину становится очень непросто.

В административном судопроизводстве, как и при производстве по делам об административных правонарушениях складывается похожая ситуация. В подавляющем большинстве случаев суды также априори встают на сторону властных структур. При таком положении вещей обычному гражданину в большинстве случаев приходится бороться с государством с помощью внешних институтов. На помощь им приходит Страсбургский суд (Европейский суд по правам человека).

Есть ли какая-то специфика при обращении в Страсбургский суд?

Однако Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не является еще одной (последней) инстанцией в российской судебной системе, поэтому граждане РФ должны знать, что при обращении в российские суды за защитой своих нарушенных прав им надо сразу закладывать такую возможность, даже скорее необходимость, как обращение в Европейский суд по правам человека. Попадая под незаконное уголовное или административное преследование, либо становясь жертвой преступного посягательства, а равно, получив необоснованный иск гражданский или административный, необходимо в ходе процесса собирать информацию в материалы дела о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод.

Здесь подразумевается, что на каждой стадии процесса необходимо заявлять о соответствующих нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод (при наличии таковых) при этом даже не обязательно указывать на конкретные статьи.

Конечно, по возможности желательно их указывать, а также ссылаться на прецеденты по рассмотрению жалоб на аналогичные нарушения прав человека в Европейском суде. Это необходимо для того чтобы после того как будут исчерпаны все эффективные способы судебной защиты нарушенных прав в национальных, т.е. российских судах можно было подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Что необходимо сделать строго в течение шестимесячного срока. После вступления в силу протокола № 15 к Конвенции шестимесячный срок сократится до 4 месяцев.

В случае же если, например, по уголовным делам в процессе вплоть до апелляционной жалобы нигде не было указано о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека, то необходимо подать кассационную жалобу, где указать на соответствующие нарушения Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, а также привести примеры прецедентов рассмотрения аналогичных нарушений по жалобам в Европейском суде по правам человека. В такой ситуации жалобу в Страсбургский суд придется подавать сразу же после подачи кассационной жалобы, не дожидаясь рассмотрения, чтобы не пропустить шестимесячный срок. По другим видам судебных процессов производств также должно быть отражено нарушение Конвенции. Иначе жалоба может быть признана неприемлемой или при рассмотрении по существу Европейский суд сочтёт что не было использовано в полной мере право на защиту от нарушения Европейской Конвенции по правам человека в национальных судах.

Чем на более ранней стадии процесса начало заявляться о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, тем больше шансов на положительный результат рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.

Можно ли справиться самому?

При самостоятельной подаче жалобы или подготовке жалоб с помощью знакомых юристов (адвокатов) не имеющих опыта работы с ЕСПЧ, как правило, возникает очень много ошибок, о чём неумолимо свидетельствует статистика: 9 из 10 жалоб Европейский суд по правам человека признаёт неприемлемыми, так в 2016 году Европейский суд проверил около 7000 жалоб против России, из них 6300 признал неприемлемыми или отклонил. Проблемы возникают не только с соблюдением многочисленных формальностей сопровождающих процессов ЕСПЧ, но и с неправильным определением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом по большинству из рассмотренных, из 228 Решений в 222, было установлено как минимум одно нарушение Европейской Конвенции по правам человека. Это говорит о том, что если жалоба принимается к рассмотрению, то в подавляющем большинстве случаев по ней принимается решение, имеющее положительный результат для заявителя.

Также необходимо учитывать, что на самой подаче жалобы ещё участие заявителя не заканчивается. Если жалоба не будет признана неприемлемой или отклонена, то после коммуникации к РФ, как к государству ответчику, и получения отзыва (меморандума) от уполномоченного РФ, заявителю необходимо будет предоставить отзыв (обсервацию) на официальном языке Европейского суда, то есть на английском или французском с отстаиванием своей позиции, опровергая доводы меморандума уполномоченного РФ, а также Требование о справедливой компенсации и её обоснование.

Следует добавить, что пятая часть всех Решений в 2016 году касалась Российской Федерации, из 993 решений в отношении стран членов совета Европы 228 касалось действий властей Российской Федерации, о чём было сказано выше. На основании чего можно сделать вывод, что в целом Европейский суд по правам человека уделяет значительное время и большое внимание жалобам против Российской Федерации, что в свою очередь внушает оптимизм потенциальным заявителем жалоб против Российской Федерации.

Если подробнее разобрать жалобы, на какие нарушения Конвенции они были поданы и в большинстве удовлетворены, то получается, что на первом месте нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (153 заявления), на втором месте запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (64), на третьем право на справедливое судебное разбирательство (41).  Очевидно, что основная часть жалоб происходит из нарушений в рамках уголовного судопроизводства, но на третьем месте идут нарушения права на справедливое судебное разбирательство, что включает в себя все виды судопроизводства.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что восстанавливать свои права и требовать справедливой компенсации за нарушение Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод имеет смысл в рамках всех видов судопроизводства.

Где находится Страсбургский суд и как туда обратиться?

На этот вопрос вы найдете ответ в нашем разделе, посвященном полезной информации о Страсбургском суде по правам человека.

Если же вы все же хотите привлечь к работе специалистов, то лучшим способом связи будет отправка документов на адрес

[email protected] 

Подробнее об этом вы найдет информацию на странице «Оценка перспектив«

 

Фото [Outlandos [ym] Council of Europe (author: Candice Imbert)  from flickr]

 

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

euroclaim.ru

Европейский Суд по правам человека

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

Зал суда

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307.[1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека.[3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова[4][5], в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению[6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб[7].

Примечания

См. также

Ссылки

Решения суда

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

К производству принимаются

— индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,

— жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.

Состав ЕСПЧ:

Председатель — Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

В числе судей — Анатолий Иванович Ковлер /РФ/.

Структура ЕСПЧ:

1. Большая палата — 17 судей.

2. Секции — по семь судей.

3. Комитеты — по трое судей.

Судья, назначенный от государства, участвующего в разбираемом споре, обязательно включается в состав Секции и Большой палаты. В случае невозможности этого /если судья не избран или же по каким-то причинам не может принять участия в данном разбирательстве/, указанное государство назначает лицо, выступающее в качестве судьи.

Штаб-квартира —  Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. 

Все справки>>

ria.ru

Европейский суд по правам человека: обзорная информация | Европейский суд по правам человека

В отличие от большинства международных конвенций, носящихся зачастую только декларативный характер, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953 года, не только провозгласила фундаментальные права и свободы, но и создала специальный юридический механизм их защиты. Первоначально он был представлен тремя институтами: Еврокомиссией по правам человека, Европейским судом и Комитетом министров Совета Европы. Сегодня все судебные полномочия сосредоточены в одной инстанции – Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Основная информация о Европейском суде:

  1. Европейский суд по правам человека находится в г. Страсбурге, Франция, Дворец прав человека. Здесь же расположен и Совет Европы.
  2. Суд основан в 1959 году. На первоначальном этапе проверка жалоб на приемлемость относилась к компетенции Европейской комиссии по правам человека, рассмотрение жалоб – к компетенции ЕСПЧ. С 1 ноября 1998 года действует только Европейский суд.
  3. Число судей Европейского суда по правам человека – 47, что равно количеству государств, входящих в Совет Европы. Состав ЕСПЧ формируется ПАСЕ: одно государство – один судья, который избирается из 3-х предложенных государством кандидатур.
  4. Срок полномочий судьи Европейского суда по правам человека – 9 лет, без права переизбрания, или меньший срок при условии достижения судьей 70-летнего возраста.
  5. Официальные языки Европейского суда по правам человека – английский и французский (для делопроизводства).
  6. Финансирование деятельности – бюджет Совета Европы, который формируется за счет вносов государств-участников.
  7. Официальный сайт — echr.coe.int.

 

Организация (структура) Европейского суда по правам человека:

  1. Пять секций – основные административные единицы, формируемые на 3-летний срок. В составе каждой секции – президент, вице-президент, судьи.
  2. Комитеты – формируются в каждой секции на срок 12 месяцев, состоят из 3 судей. Основная компетенция – оценка приемлемости жалобы, отбор дел для рассмотрения палатой, принятие решения по существу дела при условии, что это позволяет сделать устойчиво сложившаяся судебная практика.
  3. Палаты Европейского суда – ключевые юридические подразделения, формируются для непосредственного рассмотрения дел, состоят из 7 судей: президент секции, в ведение которой передано дело, судья от государства, против которого подана жалоба, и пять судей, назначаемых в порядке очередности.
  4. Большая палата – юридическое подразделение, формируется на 3 года, рассматривает наиболее сложные и особые дела, состоит из 17 судей: Президент ЕСПЧ, вице-президенты ЕСПЧ, президенты секций, судья от государства, в отношении которого подана жалоба, и судьи, выбранные согласно жребию. Большая палата также является инстанцией для обжалования решений ЕСПЧ.
  5. Секретариат Европейского суда по правам человека – вспомогательное административно-юридическое подразделение ЕСПЧ, состоящее из юристов, технического персонала, переводчиков и других сотрудников.
  6. Судья ad hoc – назначается страной, против которой подана жалоба, участвует в заседаниях по рассмотрению дела, когда национальный судья этого сделать не может, освобожден от участия или отказывается участвовать.

 

Юрисдикция ЕСПЧ и процедуры рассмотрения жалоб:

  1. Юрисдикция Европейского суда по правам человека – все страны Совета Европы (на сегодняшний день – 47 государств).
  2. Основание обращения в Европейски суд по правам человека – допущенные государством-ответчиком нарушения Конвенции и Протоколов. ЕСПЧ не является наднациональной судебной инстанцией для обжалования решений национальных судов и не занимается их пересмотром.
  3. Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы частных лиц, коллективные жалобы частных лиц, жалобы юридических лиц, являющихся неправительственными организациями, а также жалобы государств к государствам.
  4. Предмет жалобы – нарушения Конвенции и (или) Протоколов к ней. Обязательное условие допуска жалобы к рассмотрению Судом – соответствие требованиям приемлемости.
  5. Срок подачи жалобы в Европейский суд – 6 месяцев со дня вынесения окончательного решения по делу на национальном уровне.
  6. Судебное разбирательство – это два последовательных этапа: оценка приемлемости жалобы и рассмотрение по существу. Полная процедура рассмотрения жалобы включает: судья ЕСПЧ единолично – комитет секции – палата секции – Большая палата. Судья вправе единолично принять решение о неприемлемости жалобы, если неприемлемость очевидна. На уровне комитета принимаются решения о приемлемости/неприемлемости жалобы и рассмотрении дела по существу, если решение очевидно исходя из прецедентного права ЕСПЧ. Палата – основной орган, занимающийся разрешением жалоб. Часто палаты одновременно рассматривают вопрос о приемлемости жалобы и ее рассмотрении по существу. Большая палата вправе рассматривать жалобы по существу, а также пересматривать решения палат ЕСПЧ.
  7. Основная форма судебного разбирательства – изучение, правовой анализ и оценка представленных сторонами материалов. Однако, сочтя это необходимым, Суд может назначить открытые (как правило) или закрытые слушания по делу. В открытые заседания приглашаются участники спора, допускаются СМИ и публика, а слушание записывается и транслируется на сайте ЕСПЧ.
  8. Стороны вправе представлять свои интересы в Суде лично и (или) с помощью адвоката.
  9. Полномочия Европейского суда по правам человека не ограничиваются только «бумажной» работой. ЕСПЧ вправе организовывать и проводить полноценные расследования, в том числе выездного характера – по месту указанных в жалобах нарушений. Кроме того, Суд вправе привлекать к разбирательствам экспертов и поручать им работу с заявителями и доказательствами на месте.
  10. Компетенция Европейского суда по правам человека позволяет принимать предварительные решения обеспечительного характера. Зачастую такие решения призывают государство-ответчика не совершать определенные действия, в связи с которыми подана жалоба, до завершения разбирательства.
  11. Совещания суда, где принимаются решения, носят закрытый характер.
  12. До принятия решения по существу стороны вправе заключить мировое соглашение, что влечет прекращение разбирательства, но только после изучения Судом условий достигнутых договоренностей и признания их приемлемыми для завершения судебного процесса.
  13. Сроки рассмотрения дел в ЕСПЧ – не установлены, различаются по каждому делу.
  14. «Пилотные дела» – практика ЕСПЧ последних лет, связанная с огромным наплывом одинаковых жалоб. Такая процедура предусматривает выборку однотипных жалоб в отношении одного и того же государства, рассмотрение из выборки одной или нескольких жалоб по существу и последующую разработку мер рекомендательного характера по совершенствованию законодательства в стране-ответчике. По всем другим жалобам выносятся решения аналогичные «пилотному делу».
  15. Содержание решения (постановления) ЕСПЧ – наличие/отсутствие заявленных нарушений Конвенции, и в случае удовлетворения жалобы – присуждение денежной компенсации.
  16. Решения ЕСПЧ обязательны для сторон дела. Контрольные функции возложены на Комитет Министров Совета Европы.

 

*****

Конвенция по правам человека и деятельность Европейского суда не являются чем-то неизменным. Последние тенденции в развитии правовой системы Конвенции говорят обратное. В соответствии с Протоколом 15 к Конвенции (ратифицирован Россией и частично другими государствами Совета Европы, но в силу пока не вступил), срок подачи обращения в ЕСПЧ будет сокращен до 4 месяцев, а среди требований к жалобам появится новый критерий приемлемости. Кроме того, изменения затронут компетенцию Большой палаты. И, наконец, серьезный аспект – пересмотр роли ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам на вспомогательную (субсидиарную) и наделение государств-участников большей свободой в применении Конвенции на национальном уровне.

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

euroclaim.ru

Гаагский суд по правам человека

Где находится гаагский суд по правам человека

Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат. Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган.

В какой стране находится Гаагский суд по правам человека? Как самостоятельно подать жалобу в ЕСПЧ

Важно, чтобы ваше обращение было принято, его должны признать приемлемым. Для этого необходимо полностью исчерпать все средства защиты своих прав внутри собственного государства. Применимо для Российской Федерации, обращаться в ЕСПЧ имеет смысл только после того, как отрицательные решения получены в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

Гаагский суд по правам человека

Однако, учитывая опыт, мы настоятельно рекомендуем Вам не совершать ошибок, допущенных тысячами россиян, начитавшихся различных неквалифицированных материалов в интернете и книгах и получивших отказы в принятии жалоб из-за своей некомпетентности, несоблюдения формы или процедуры и лишившихся защиты.

Адрес, факс, телефон и официальный сайт ЕСПЧ

Обратите внимание, что официальными языками Европейского Суда по правам человека являются английский и французский. Если Вы хотите поговорить с оператором, будьте готовы к использованию одного из этих языков (оператор может переключить Вас на русскоязычного юриста, если поймет, что Вам это нужно).

Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека

Предварительное обращение надо направить, если есть риск пропустить шестимесячный срок. Датой представления жалобы будет считаться дата направления вами первоначального обращения — хотя может пройти около 2 месяцев, пока Секретариат направит вам подтверждение о получении обращения.

Как самостоятельно подать жалобу в ЕСПЧ

Автор старается описать процедуру подачи жалобы, давая советы, стремится к лаконичности, чтобы сделать повествование максимально понятным и точным. В то же время по тексту будут ссылки, которые дадут пользователю более полную информацию по отдельным вопросам. В данных рекомендациях достаточно подробно описывается процесс подачи жалобы в Европейский суд, включая заполнение формуляра жалобы, подаваемой в ЕСПЧ.

Международный суд по правам человека

Правовой статус суда полностью зависим от нормативных документов Организации Объединённых Наций. Как правило, ее члены по совместительству являются членами международного суда. Учреждён этот орган на основе статуса Организации. В своей деятельности суд ООН пользуется значительным количеством источников международного права. Согласно статье 38 его Статута, для решения определённых правовых споров применяются следующие правовые источники:

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Как подать жалобу в Европейский суд: подробная инструкция

В том же году глава Конституционного суда Валерий Зорькин высказал похожую позицию и заявил, что ЕСПЧ руководствуется исключительно Конвенцией и не берет в расчет конституции других стран, и России не обязательно исполнять те решения, которые идут в разрез с Конституцией РФ.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

Европейский суд по правам человека

Российская пресса время от времени сообщает о фактах, когда адвокат обращает внимание на состояние здоровья подзащитного, содержащегося в следственном изоляторе, отмечая, что оно серьезно ухудшилось. Адвокаты сообщают прессе, например, о недавно перенесенном инфаркте миокарда, или инсульте их подзащитных, находящихся в СИЗО. При этом, максимум, чего они обычно добиваются, это помещение подзащитного в тюремную больницу. Иногда адвокаты в таких случаях делают заявления о том, что расценивают содержание своего подзащитного под арестом в следственном изоляторе не иначе как пытку.

Европейский Суд по правам человека

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

Могу ли я обратиться в Гаагский Суд за помощью

Вынесли решение по гражданскому делу (залила квартиру соседей из -за разрыва батареи на кухне)не в мою пользу. Можно ли мне обратиться в Гаагский Суд за помощью, т.к. не согласна с решением Рязанского Областного Суда? В какой суд можно обратиться еще? Подскажите пожалуйста

Обращение в международный Суд по правам человека

Восстановить пропущенный срок Суд не вправе ни по каким основаниям. Датой подачи жалобы будет считаться дата поступления от заявителя первого письменного обращения. Необходимо уточнить¸ что Суд не рассматривает анонимные жалобы и заявления неправового характера. Чтобы Суд рассмотрел жалобы соответствующих статей Конвенции по защите прав человека необходимо иметь следующие документы:

Как Гаагский суд поможет наказать Путина

Юрист также объяснила, что Украине не стоит бояться ратифицировать Статут из-за опасений, что Россия сразу же воспользуется этим, чтобы «подать иск на украинских военных», как заявляют некоторые политики и общественные деятели. Во-первых, в МУС нельзя подать никакие иски, заинтересованные стороны могут посылать в суд информацию, но только сам суд решает, принимать ее во внимание или нет, и всегда проводит ее проверку. Во-вторых, МУС только «дополняет» национальную правовую систему и не ставит своей целью привлечение к ответственности всех участников того или иного конфликта. Если суд видит, что страна способна привлечь к ответственности своих граждан, которые совершали какие-то преступления, то он себя навязывать не будет. МУС занимается персонами, которые по ряду причин для страны недоступны.

russianjurist.ru

Страсбургский суд Википедия

Не следует путать с Европейским судом в Люксембурге — судом Европейского союза. У этого термина существуют и другие значения, см. Европейский суд.

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2012 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
Европейский суд по правам человека
англ. European Court of Human Rights
фр. Cour européenne des droits de l’homme

Изображение здания суда, используемое в качестве эмблемы международной организации
Вид международный суд
Инстанция суд апелляционной инстанции, суд высшей инстанции
Юрисдикция 47 государств — членов Совета Европы
Орган обжалования Большая палата Европейского суда по правам человека
Дата основания 1959 (первоначально)
1998 (постоянный)
Языки делопроизводства английский, французский
Состав ПАСЕ избирает по одному судье от каждой страны — члена Совета Европы
Управомочен по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
Срок службы 9 лет
Членов 47 судей
Руководство
Президент Гвидо Раймонди
Вступил в должность 1 ноября 2015 года
Зал заседаний
Местоположение Страсбург, Франция
Сайт
https://www.echr.coe.int/
Государства — участники Совета Европы, находящиеся под юрисдикцией ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека (также встречается написание Европейский Суд по правам человека[⇨], англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

С

ru-wiki.ru

Европейский суд по правам человека

В 1953 году в мировой судебной практике появился новый орган, который впоследствии стал Европейским судом. Его юрисдикция базировалась на Европейской Конвенции по правам человека. Она провозгласила основные права и свободы человека. Каким был Европейский суд по правам человека раньше, и каким стал сегодня, рассмотрим в статье.

История возникновения

Изначально Конвенция находилась под защитой трёх органов, в который входили Комитет министров, Комиссия суда и сам Европейский суд по правам человека и Секретариат, как вспомогательный орган.

Конвенцию подписали 47 стран-участниц, и поэтому главной задачей вышеназванных органов было следить за тем, как соблюдаются её нормы. Эта задача решается путём рассматривания и разрешения жалоб, которые могут подавать:

  • физические лица;
  • группа лиц;
  • неправительственные организации;
  • страны-участницы.

Изначально жалобы рассматривались Комиссией, и при положительном решении дело передавалось в Европейский суд по правам человека, где принималось окончательное решение. При отрицательном исходе рассматриванием дела занимался Комитет Министров.

В 1994 году система изменилась, и жалобы с положительным исходом самостоятельно передавались заявителями в суд.

В 1998 году изменилась и структура — Европейский суд по правам человека и Комиссия были объединены в один орган.

Юрисдикция

Несмотря на то, что Конвенцию подписали 47 стран, Европейский суд по делам человека не является для них высшей судебной инстанцией. Поэтому он:

  • не отменяет судебное решение, которое уже принял национальный суд или другой орган госвласти страны-участницы;
  • не даёт указания законодательным органам;
  • не осуществляет контроль за национальным законодательством и органами, их контролирующими;
  • не даёт распоряжение о мерах с юридическими последствиями.

Европейский суд согласно своим компетенциям:

  • рассматривает жалобу на наличие факта нарушения права;
  • присуждает проигравшую сторону возместить выигравшей стороне, в форме денежной компенсации, материальный ущерб, моральный вред и расходы на судебный процесс.

Многолетняя практика суда не знает случаев неисполнения принятых им решений. Отчасти это объясняется тем, что невыполнение может привести к приостановлению членства и исключению из Европейского Совета. Исполнение решений суда контролирует Комитет Министров.

Что входит в компетенцию Европейского суда?

Так как юрисдикция Европейского суда базируется на Конвенции, то и компетенции исходят от неё. Итак, она может:

  • толковать Конвенцию, и ранее вынесенные постановления по запросу Комитета Министров, и давать консультативные заключения, не связанные с рассматриванием дел;
  • рассматривать, как индивидуальные, так и коллективные межгосударственные жалобы, направленные против стран Евросоюза и Совета Европы;
  • признавать факт нарушения права заявителя и присудить ей, в случае выигрыша, компенсацию;
  • установить факт нарушения права в стране, как массовое явление и обязать ее устранить недостаток.

Структура и состав

В судейский состав входит 47 человек — по составу стран, подписавших документ. Каждый судья избирается на 9 лет и не может быть переизбран.

Избрание судьи — функция Парламентской ассамблеи, которая выбирает одного из трёх кандидатов из списка, представленного страной-участницей.

Штат Секретариата включает 679 человек, среди работников 62 — граждане России. Наравне с административным и техническим персоналом работает также штат юристов и переводчиков.

История России в Европейском суде.

Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году 5 мая. До этой даты и по настоящее время правами человека в РФ занимался Конституционный Суд. Европейский суд имеет ряд отличий от него. Каких?

Европейский суд действует согласно Конвенции, а Конституционный согласно Конституции РФ.

Суды имею различные органы регулирования — Европейский суд межнациональный, а Конституционный — национальный.

Согласно Конституционному суду, призаные неконституционными акты, или их отдельные положения, должны быть изменены, согласно федеральному закону. Европейский суд, напротив, не может изменить решения, принятые национальным судом, это не соответствует Конвенции.

Но, несмотря на различия, ни один из этих судов не стоит выше над другим.

Первым судьей от России стал Анатолий Ковлер (1998-2012). Его заменил Дмитрий Дедов, который является судьёй по настоящее время.

По статистическим данным, Россия занимает первое место по количеству жалоб, переданных в Европейский суд.

Из рассмотренных до 2010 года 862 российских дел в 815 были обнаружены нарушения. Суд предписал принять меры общего характера, что привело к изменениям в уголовно-исполнительной структуре. В настоящее время реформированию подлежат некоторые аспекты судопроизводства.

Но это не значит, что РФ передал Европейскому суду часть суверенитета. Поэтому Россия не исполнит решения, идущие вразрез с её Конституцией.

Условия подачи жалоб

Жалоба, поданная в Европейский суд, должна соответствовать следующим условиям:

  • ее предметом могут быть только права и свободы, которые указаны в Конвенции и ее Протоколах;
  • истцами могут быть физлица, группа лиц, неправительственные организации;
  • в заявлении истец должен указать статьи Конвенции, согласно которым нарушены его права и свободы и свои личные данные: ФИО, дату рождения, место жительства и род занятий;
  • жалоба будет рассмотрена, если она направлена против страны, которая ратифицировала Конвенцию и Протоколы, и события, описываемые в заявлении, произошли после ратификации;
  • ответчиком не может быть частное лицо или организация;
  • срок подачи жалобы не должен превышать 6 месяцев после рассмотрения компетентным органом;
  • указанный срок прерывается при поступлении в Европейский суд после первого письменного обращения или заполненного формуляра со стороны заявителя;
  • жалоба считается приемлемой, если заявителем исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Дело Европейского суда рассматривается от 3 до 5 лет.

Куда направить жалобу?

Если заявление соответствует всем указанным требованиям, то его следует оформить в формуляре. Его можно скачать вместе с Инструкцией по заполнению c echr.coe.int.

Формуляр нужно распечатать, заполнить и отправить в Европейский Суд по правам по нижеуказанному адресу.

В документе должна быть следующая информация:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство и адрес истца;
  • наименование Стороны или Сторон, против которых подается жалоба;
  • лаконичное и ясное изложение фактов, предполагаемых нарушений или нарушения пунктов Конвенции и их аргументирование, а также заявление о соблюдении условий приемлемости.

Если есть представитель, то в формуляре нужно указать:

  • его Ф.И.О., адрес, номер телефона, факс и электронный адрес;
  • дату и подпись заявителя.

Правильно оформленная жалоба отправляется по нижеуказанному адресу.

Каким бы ни было решение Суда, заявитель будет уведомлен о его решении письмом.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *