Где проходил северный морской путь – . . . . . . . 7345 , 20 . 11205 , 33 . . .

Северный морской путь — Википедия

Эта статья — о водном пути между Тихим и Атлантическим океанами в восточном полушарии, вдоль северного побережья Евразии. О водном пути между теми же океанами в западном полушарии, вдоль северного побережья Северной Америки см. Северо-Западный проход. Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км)

Се́верный морско́й путь, Се́верный морско́й коридо́р — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Административно Северный морской путь (СМП) на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке, в Беринговом проливе, — параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

[1] Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (для сравнения, через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

Организационно Северный морской путь делится на:

Северные морские пути между Атлантическим и Тихим океанами

В европейской, а затем и североамериканской истории торгового и научного мореплавания было множество гипотез и экспедиций по поиску более краткого, чем южный, водного пути из Атлантического океана в Тихий. Через Северный Ледовитый океан из Европы в акваторию Тихого океана, как выяснилось со временем, оказалось возможным двигаться как в восточном, так и в западном направлении, и в европейской и североамериканской географической литературе эти маршруты стали известны под названиями соответственно Северо-восточного и Северо-западного проходов (англ. North-East Passage и North-West Passage, соответственно). В англоязычной специальной литературе и культуре[2] большое внимание уделялось маршруту на запад вдоль ставших в значительной мере англоязычными территорий Канады и Аляски, а в России — восточному, вдоль берегов этой страны, и в российской традиции Северным морским путем называется именно маршрут на восток.

Видео по теме

Основные этапы освоения

  • 1553―1554 ― первая английская экспедиция сэра Хью Уиллоуби с целью найти Северо-Восточный проход в Китай. В результате Уиллоуби погиб, застряв во льдах в бухте возле острова Нокуев, а экспедицию продолжил и завершил его главный кормчий Ричард Ченслер, вошедший в устье Северной Двины и получивший от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли. Это событие положило начало образованию Лондонской Московской компании, которая сыграла огромную роль в развитии русско-английских отношений во второй половине XVI и первой половине XVII вв.
  • 1594—1597 ― три экспедиции Виллема Баренца, целью которых был поиск Северо-Восточного прохода в Азию.
  • 1616—1620 годы — царь Михаил Фёдорович запрещает торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путём из Архангельска в Мангазею[3]. Сделано это было из политических соображений, чтобы оградить регион от проникновения английских и голландских моряков.
  • 1648 год — Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.
  • Первая Камчатская экспедиция — подтверждение наличия пролива между Азией и Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.
  • Великая Северная экспедиция — ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.
  • 1874 год — ради получения премии, объявленной купцом М. К. Сидоровым, английский капитан Джозеф Виггинс[en] совершает плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива[4].
  • 1875 год — плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшёльда на средства купца Оскара Диксона от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива[3].
  • 1877 год — плавание из Лондона в Тобольск через Карское море парохода «Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова[5].
  • 1878—1879 годы — экспедиция А. Норденшёльда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые прошла весь маршрут Севморпути
    [3]
    .
  • Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
  • Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
  • Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Фёдор Литке» (капитан Н. М. Николаев).
  • Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года[6].

История освоения

Карта морей Баренцева и Карского

О возможности практического использования

Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслор) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились.

Разработкой и теоретическим обоснованием такой экспедиции занимался М. В. Ломоносов, связывавший свои планы с экспедицией В. Я. Чичагова (1764—1766), и считавшего возможным плаванье через полюс к странам Дальнего Востока[7]. Ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764). Много внимания уделял теме Д. И. Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ; он сотрудничал в этой области с адмиралом С. О. Макаровым, вместе с которым занят был постройкой ледокола «Ермак», разработал высокоширотный ледокол.

Поиски Северо-восточного прохода возобновились в середине XIX века, и в 1878 году швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовал у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 году норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901 году русский исследователь Эдуард Толль, остзейский барон[7].

Специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком.

Немалое внимание уделял попыткам освоения Севморпути Верховный правитель, сам в молодости принимавший активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике, адмирал А. В. Колчак. 23 апреля 1919 года его распоряжением при Российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. После поражения Восточного фронта Русской армии в Сибири Комитет Северного морского пути в полном составе был сохранён и введён в состав учреждений Сибревкома.

Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как русским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942 года ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер»

[8]. По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 млн тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.

За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы,

wiki2.red

Северный морской путь — только для России

По словам Андрея Магеры, восьмой созыв ждет начала своей работы. Думаю, подчеркнул заместитель главы ЦИК Украины, это произойдет очень быстро.

 

 

КИЕВ, 27 окт — РИА Новости. Замглавы ЦИК Украины Андрей Магера подтвердил, что избрание в Верховную раду 423 депутатов вместо положенных 450 не влияет на легитимность парламента. По его словам, Верховная рада является избранной».

По Конституции, украинский парламент состоит из 450 народных депутатов, однако реальное количество парламентариев, которых изберут в новую Раду, будет меньше. Если по партийным спискам в парламент изберут положенных 225 депутатов, то в мажоритарных округах парламентариев будет избрано только 198. Это связано с тем, что Крым и Севастополь, на территории которых ранее действовали 12 мажоритарных округов, после мартовского референдума вошли в состав РФ. Кроме этого, выборы в Донбассе пройдут не во всех мажоритарных округах.

 

«Мы не получим 27 народных депутатов по мажоритарной системе, однако это не означает, что состав парламента является нелегитимным», — заявил Магера.

«Верховная рада Украины является избранной, восьмой созыв ждет начала своей работы. И я думаю, это будет очень быстро», — заявил он на брифинге в ночь на понедельник.

Согласно Конституции Украины, для полномочности Верховной рады должны быть избраны не менее 300 депутатов (не менее двух третей от общего числа депутатов).

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-orujie.ru

Трассы Северного морского пути

В Арктике России принадлежит довольно большая часть территорий. Через них проходит уникальная перспективная трасса Северного морского пути. Она является связующим звеном между портами дальневосточной и европейской части страны, а начало берет с Карских Ворот, заканчиваясь в Бухте Провидения. В общей сложности протяженность Северного морского пути составляет около 5600 км.

Окончательную разведку северной магистрали произвела Гидрографическая экспедиция по Северному Ледовитому океану с 1910 по 1915 гг. Северный морской путь короче пути Суэцкий канал, через который ранее ходила основная масса судов, в два раза. Сегодня полномасштабные работы по освоению Арктики также невозможны без функционирования этой северной магистрали.

Свое начало северная трасса берет в Баренцевом море. Далее на пути следования лежат другие моря – Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. В каждой акватории расположены ключевые портовые узлы России: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка, Игарка, Нордвик, Тикси, Амбарчик, Певек и Провидение.

Эти точки инфраструктуры судоходства находятся у крупных рек и необходимы в качестве перевалочных пунктов для грузовых судов, которые везут стройматериалы, лес, пушнину, уголь, продукцию пищевой и машиностроительной промышленности. Эти порты России могут принимать и крупные ледоколы.

Климат на протяжении всего движения по северным магистралям довольно суровый. В районе Баренцева моря столбик термометра в середине лета не поднимается выше 7 градусов тепла, а зимой в этих местах около 20 градусов мороза, частые сильные ветры и шторма с высотой волн до 7 м.

Акватория Карского моря не менее холодная – не больше 6 градусов тепла летом и 28 градусов мороза в зимнее время года. Северные ветры летом, как правило, несут с собой туманы, а зимой и вовсе зачастую переходят в ураганы.

Далее Северный морской путь России пролегает через море Лаптевых. Здесь еще холоднее, хотя ветры не такие сильные. Летом температура не выше 1 градуса тепла, зимой – 34 С мороза. Как видно, все трассы Северного морского пути даже летом не отличаются высокой температурой воздуха. Так, в районе Восточно-Сибирского моря летом 7 градусов тепла, зимой – минус 33 С.

Все моря объединяет область шельфа, глубина их – не больше 200 м. Дно их является продолжением платформенных структур суши. Переходной зоной служат склоны материка, где есть глубины от 180 до 3000 м.

В число характерных особенностей Северного морского пути входит не только наличие очень низких температур на всем пути следования, но также значительные массы льдов, покрывающие всю трассу. На некоторых участках их пространственное положение в зависимости от времени года может меняться. Летом действие антициклонов на климат не так значительно, как зимой.

Несмотря на ряд объективных трудностей, популярность этой арктической дороги постоянно растет. Долгосрочные прогнозы говорят о том, что к 2020 году объем грузоперевозок составит 35 млн. тонн в год. Среди факторов, привлекающих внимание к артерии Северного морского пути – глобальное потепление. Площадь арктических льдов в течение последних десятков лет уменьшилась практически в два раза, поэтому сроки навигации сегодня сдвинулись, и она теперь продолжается с июня по ноябрь.

Плавание по этому региону осуществляется согласно Федеральному закону о морских зонах России, а также другими регулирующими актами. В качестве единой транспортной системы и главной морской национальной коммуникации в области арктических льдов Севморпуть имеет огромное значение как для настоящих, так и для будущих работ по освоению Арктики. В общей сложности на всем протяжении пути располагается порядка 50 портов, терминалов и порт-пунктов. Практически все они открыты не только для отечественных, но и для иностранных судов.

Приоритетным принципом регулирования судоходства на трассе Северный морской путь является недискриминационная возможность доступа сюда для кораблей любой страны. Как правило, действует уведомительный порядок прохода, иногда – разрешительный. Последний имеет место в тех случаях, когда необходим учет чего-либо, могущего представлять опасность для страны или непосредственно для судна.

В настоящий момент на трассах данной морской магистрали России активно действуют несколько атомных ледоколов: «Таймыр», «Ямал» и «Вайгач». Они проводят среди льдов как целые караваны транспортных судов, так и отдельные грузовые корабли. В нашей стране вообще самый большой ледокольный флот. Некоторые ледоколы способны попасть в любой сегмент Северного Ледовитого океана, невзирая на погодные условия и время года.

Чтобы получить доступ к передвижению в этом районе, судно должно иметь соответствующие эксплуатационно-технические характеристики, у капитана – опыт прохождения ледовых акваторий, а также должна быть получена гарантия того, что при загрязнении окружающей среды государству будет выплачена компенсация.

На протяжении всего периода навигации все суда, следующие курсом СМП, оперативно подчиняются штабам морских арктических операций запада и востока Арктики. В штабы поступает вся актуальная информация о фактическом движении льдов, метеорологические прогнозы, благодаря чему и определяется время движения по тому или иному участку. Подбираются самые выгодные варианты, даются необходимые рекомендации и обеспечивается ледокольное сопровождение и авиационная ледовая разведка.

Самостоятельный проход любого судна без проводки и сведений из арктического штаба по Северному морскому пути с удачным исходом просто невозможен.

Во время Великой Отечественной войны в Арктике действовало несколько опорных немецких пунктов. Были выставлены минные заграждения. В районе Карского моря есть заминированные участки, границы которых указаны на картах. Они открыты для плавания, но вставать на якорь можно только в специально отведенных местах, которые укажут местные специалисты. А восточная часть Карского моря является заповедной зоной Большого Арктического заповедника, поэтому корабли здесь передвигаются согласно особенному режиму.

Все изменения навигационно-гидрографической ситуации публикуются Главным управлением навигации в специальных извещениях для мореплавателей. Оперативные предупреждения, информация о льдах и прогнозе погоды передаются по радиостанциям «Диксон» и «Амдерма».

В связи с глобальным потеплением Северный морской путь может быть переведен в круглогодичный режим функционирования, поскольку трассы, еще не так давно скованные льдом в пять метров толщиной, могут стать пригодными для навигации.

Сейчас транзитными трассами являются пути вдоль побережья Арктики с октября по май, исключая Берингов пролив, пролив Лонга и Карские Ворота. При сквозном передвижении на западном участке Северный морской путь будет в июне и июле наиболее благоприятным, если идти через проливы Югорский шар и Карские ворота. В период с сентября по октябрь нужно обходить вокруг мыса Желания. В августе можно с одинаковой эффективностью использовать любое направление.

Дальше по восточному участку наиболее удачным будет движение по проливу Вилькицкого. Трассы моря Лаптевых и Новосибирских островов меняются в зависимости от сезона.

xn—-8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai

Время Арктики — информационный портал

12.11.2014

Северный морской путь, также известный как Северный морской коридор и Северо-восточный проход – это  самая короткая судоходная магистраль, соединяющая Восточное и Западное полушарие. Если путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет больше 12 тысяч морских миль, то по Северному морскому пути в два раза короче.

В наши дни его, в основном используют корабли, которые обслуживают порты российской Арктики и великих рек Сибири. В сопровождении ледоколов, которые расчищают акваторию ото льда, они привозят топливо, продовольствие и оборудование, и вывозят на «большую землю» необходимый для промышленности лес и добытые полезные ископаемые. Многие из северных портов: Нарьян-Мар, Диксон, Тикси – не имеют постоянного сообщения с другими крупными городами по земле или воздуху. Корабли Севморпути остаются для них главным средством связи с окружающим миром.

По подсчетам экспертов, объем перевозок по этому маршруту вырос с 1980 года в 5-6 раз. В основном, его используют компании, занятые в реализации арктических проектов: «Роснефть»,  «Норильский никель», «Газпром» – и сибирские регионы. В 1991 году Россия открыла Северный морской путь для международной навигации, но интерес к нему иностранные компании стали проявлять относительно недавно, по мере таяния арктических льдов. В 2009 году по Севморпути проследовали два коммерческих судна, в 2011 – уже 34. Для сравнения, через Суэцкий канал ежегодно проходит 18 тыс. судов.

Потенциально Северный морской путь – гораздо более выгодный маршрут, нежели Суэцкий или Панамский каналы. Он короче, а, следовательно, на рейс требуется меньше топлива, меньше расходов на фрахт судна и оплату труда персонала. За проход по Севморпути Россия не взимает плату, в отличие от Египта и Панамы. Судну нет необходимости стоять в очереди, и этот регион свободен от пиратов. Главное препятствие установления интенсивной навигации – климат. Эти воды замерзают, и большую часть года судну на Северном морском пути требуется ледокольная проводка.

Впрочем, товарооборот на маршруте растет. Новые проекты освоения Арктики, изменения климата и развитие ледокольного флота России увеличивают экономическую и транспортную значимость Севморпути. Уже подсчитано, что к 2019 году грузопоток здесь вырастет в 10 раз, а в перспективе – в двадцать, до 50 млн тонн ежегодно.




arctictime.ru

Северный морской путь — это… Что такое Северный морской путь?

        судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике.

         СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Дальний Восток — от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.

         Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктических морей, являются главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы; наиболее трудные условия плавания складываются в районах больших скоплений тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Лионский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации трассы созданы специальные службы: пароходства и морские, речные и авиационные порты, гидрографические и промышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярных гидрометеостанций (см. Полярные станции).

         Современный СМП — результат разносторонней деятельности государства, и в то же время итог многовекового освоения северных окраин России.

         История СМП начинается с первых плаваний поморов в 11—13 вв., но идея практического использования СМП (до начала 20 в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якутского казака Семена Дежнева (См. Дежнёв) с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с В. на З., разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга (См. Беринга остров), высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса Г. Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством П. Анжу и Ф. Врангеля (См. Врангель), новоземельские Ф. Литке, П. Пахтусова (См. Пахтусова остров) и А. Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.          С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—79 швед. экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Беги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне «Заря» Э. В. Толля (См. Толля залив), по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на З. с зимовкой в 1914—15; иностранные — американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном с З. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.          После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 — Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935. В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935), дрейф «Георгия Седова» (1937—40), первая научная станция «Северный полюс» (1937—38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции — на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950—51 во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс» («СП»). С 1954 в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала «СП-22»; с конца 1975 действует «СП-23».

         Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941—45, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970—71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.

         С 1954 Главсевморпути находится в составе министерства морского флота. В период 1954—64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение министерства гражданской авиации, министерства геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота; её основные задачи: осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды.

         Лит.: Визе В. Ю., Моря Советской Арктики, М. — Л., 1948; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М. — Л., 1956—59; Белов М. И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963.

         М. И. Белов.

dic.academic.ru

Северный морской путь. Что это такое?

Северный морской путь пролегает через четыре моря и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого общепринятого маршрута. В судоходстве он определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а Законодательством Российской Федерации — как «истори¬чески сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике», и делится на две части: западную (от Мурманска до Дудинки) и восточную (от Дудинки до Чукотки). В целом его длина составляет примерно 5600 км.
Существует ли альтернатива Северному морскому пути? Конечно. Это транспортные коммуникации, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Но если расстояние, которое проходит судно, например, из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составит 12 840 морских миль, то Северным морским путём ему придется пройти только 5770 морских миль. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал надо пройти на 8 тыс. км больше. Так что выгоды для транспортировки грузов, даже если учесть необходимые для проводки судов во льдах ледоколы, очевидны.

В 20-м столетии Северный морской путь использовался для освоения побережья Северного Ледовитого океана и был не только транспортной магистралью как таковой, но еще и инфраструктурой на всем ее протяжении.

Можно сказать, что Россия сегодня живет за счет того, что в свое время, еще в 1932 году, для хозяйственного освоения и обеспечения судоходства по Северному морскому пути была создана государственная организация «Главсевморпуть». Именно она дала толчок эффективной разведке полезных ископаемых, строительству ледоколов, развитой метеорологии – всем тем достижениям советского времени, которыми мы пользуемся до сих пор.

В 90-е годы жизнь на трассе Северного морского пути постепенно замерла: снижались грузоперевозки, закрывались метеостанции на материке и островах, из поселков уезжали люди. Так продолжалось примерно до 2003-го года, когда очень медленно, но началось возрождение интереса к Северу со стороны государства и к возможности жить и работать в Северном Ледовитом океане со стороны людей полярных профессий.

Сегодня Северный морской путь превращается в торговый маршрут с большими перспективами. В будущем он станет магистралью с глубоко интегрированными добычей, переработкой сырья, его хранением и транспортировкой, современными бытовыми условиями для людей, постоянно или временно живущих на этой территории.
Так что уже сегодня Северный морской путь можно рассматривать и развивать только как комплекс всех направлений хозяйственной деятельности человека, включая экологию и науку.

Глобализация и взаимозависимость всего и вся на планете наиболее отчетливо проявляется в Арктике. Здесь сосредоточены гигантские запасы полезных ископаемых, которые будут разрабатываться, когда в других местах Земли они уже иссякнут, здесь расположен ледовый массив, который имеет огромное значение для стабильности климата на всем земном шаре.

Некоторые метеостанции на островах и на побережье Северного Ледовитого океана существуют пятьдесят, а то и сто лет. И накопленные ими данные показывают, что на протяжении 20-го столетия Арктика нагревалась. Заметный пик потепления отмечался в 30-40-е годы, а в 80-х годах он был превышен, и таким положение остается до сих пор.

По данным как наземных наблюдений, так и спутников происходит потепление, которое выражается, в том числе, в сокращении площади льда. Лед имеет сезонные размеры. Зимой максимум льда — это примерно 16 миллионов кв.км. Учитывая, что сама площадь Северного Ледовитого океана примерно 18 млн. кв. км, в этом случае практически весь океан покрывается льдом. Своего минимума ледовое покрытие достигло в 2007 году – льда было всего около 5 млн. кв. км, то есть произошло существенное сокращение ледового покрова. А к концу 21-го столетия ученые предсказывают такое состояние, когда Арктику надо будет называть не «белым безмолвием», не «белой» Арктикой, а «голубой» Арктикой, потому что в конце лета льда не будет вообще.

Так что надо готовиться к тому, что многое в Арктике изменится в результате очевидного уже устойчивого потепления. Растают покровные ледники, уровень океана поднимется на несколько метров, увеличится эрозия берегов, изменятся условия жизни животных, рыба мигрирует в другие места, исчезнут привычные места промыслов, а значит — очень многим людям придется менять образ жизни или место обитания. Хотя пока Арктика только время от времени дает людям сигналы о том, что их ждет в будущем.

С другой стороны, потепление климата открывает новые возможности — прежде всего для Северного морского пути как главной национальной морской артерии России, вдоль которого, в Арктической зоне, сегодня живет чуть больше одного процента населения, производящего при этом 11 процентов национального дохода нашей страны и более половины всего экспорта.

Сегодня ни для кого не секрет, что более 90 процентов углеводородов в России добывается именно в Арктике. Здесь есть не только нефть и газ, но и огромное количество месторождений твердых полезных ископаемых.

Все это — наше богатство, и Россия в дальнейшем планирует увеличивать объемы добычи, находить и разрабатывать новые месторождения. В том числе и на шельфе, о котором с уверенностью можно сказать, что это последнее оставшееся в мире место, где еще могут быть сделаны подобные открытия.

Нефтяники возлагают на Арктический шельф большие надежды. Огромные ресурсы шельфовых зон Арктики, особенно залежи углеводородов, превышают разведанные месторождения суши. Около трети запасов природного газа, которые еще предстоит открыть на планете, тоже находятся за полярным кругом и, главным образом, на российской территории. Так что через десять-тридцать лет из-за изменений климата и таяния льдов разведка и добыча нефти и газа станут значительно проще, чем сейчас. Одновременно с этим уже сейчас происходит уменьшение количества перспективных месторождений в других регионах мира. Эти обстоятельства в сочетании с новыми техническими достижениями делают Арктику с каждым днем все более привлекательной для освоения.

В гонке за Арктику помимо очевидных претендентов — России, Канады, Дании и США – опосредованно, но настойчиво участвуют даже страны, географически весьма далекие от этого региона. Поэтому в России уже несколько лет работает государственная программа по определению и обоснованию границ шельфа Российской Федерации. Результаты этой работы станут доказательствами, которые будет рассматривать специальная Комиссия ООН по морскому праву. Именно она вынесет решение, кому принадлежит шельф, а значит — и богатства, которые он скрывает в себе. А пока Россия настойчиво собирает доказательства, что Арктический шельф с геологической точки зрения — продолжение Сибирской платформы.

Осуществить все планы по добыче и использованию природных богатств поможет модернизированный, соответствующий современному уровню развития научно-технической мысли Северный морской путь, который, являясь национальной транспортной коммуникацией, в последние годы показывает все более ощутимую эффективность.

И не надо забывать, что практически половина Арктики – это Россия, и поэтому наша страна несет особую ответственность за положение дел в Арктическом регионе.

xn—-8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *