Государственные и муниципальные организации – Государственные и муниципальные организации | Онлайн журнал

16. Государственные и муниципальные предприятия

16.1. Правовое регулирование – ст.113 и ст. 114 ГК РФ, ФЗ РФ от 14.11. 2002  № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ФЗ«ОГИМУП»).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст.113 ГК РФ, п.1 ст. 2 ФЗ РФ «ОГИМУП»).

Унитарные предприятия вправе заниматься не всеми видами деятельности, а только теми, для осуществления которых они были созданы.

Согласно п.1 ст.49 ГК РФ унитарные предприятия обладают специальной, а не общей правоспособностью, т.е. они не могут осуществлять любые виды деятельности. Специальная правоспособность унитарного предприятия основывается на обязательном указании в уставе предприятия предмета и целей деятельности предприятия. 

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (абз. 2, 3 п. 1 ст. 2 ФЗ РФ «ОГИМУП»).

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие) (п.1 ст.2 ФЗ «О гос. и муниц. унитарных предприятиях»).

По согласованию с собственником имущества — унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1.​ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

2.​ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (п.2 ст. 2 ФЗ «ОГИМУП»).

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным (п.4 ст. 113 ГК РФ, ст. 4 ФЗ РФ «ОГИМУП»).

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.5 ст. 113 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 16.03. 2000 № 234 установлено, что назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.

studfiles.net

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Государственное и муниципальное унитарное предприятие коммерческая организация, которая не наделена правом собст­венности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могла создаваться только государствен­ные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководи­тель, назначаемый собственником (либо уполномоченным соб­ственником органом). Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам пред­приятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры эко­номического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда составляет 1000-кратный размер минимальной оплаты труда. Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности: контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли.

Унитарное предприятие может создать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйствен­ное ведение.

Некоммерческие организации

Некоммерческими считаются организации, у которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности. При ее осуществлении полученная прибыль не должна распределяться между участни­ками, однако могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если она служит осуществлению основной (уставной) цели организации и соответствует ей. С этой целью некоммерческим организациям разрешается создавать хозяйственные общества или быть членами в них. Некоммерческие организации могут соз­даваться в следующих формах: общественных объединений; религиозных объединений; благо­творительных фондов; учреждений; государственных корпораций; страховщиков; ассоциаций и союзов и в другх формах. Рассмотрим некоторые организации в отдельности.

Общественные объединения

Деятельность данных субъектов, так же как и других неком­мерческих организаций, регулируется Гражданским Кодексом, законом «О некоммерческих организациях» и другими законами.

Согласно нормам закона под общественным объединением по­нимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое форми­рование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей и реализации общих целей, ука­занных в уставе. Участники (члены) организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. При ликвидации объединения, имущество используется по целям согласно уставу, а если это невозможно то оно передается а гос. бюджет.

Право на создание общественных объединений имеют как физические лица (путем непосредственного объеди­нения граждан), так и юридические. Создаваемые гражданами об­щественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государст­венной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Общественные объединения вправе создаваться в различных организационно-правовых формах:

Общественная организация — основывается на членстве и создается на базе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граж­дан. Высшим руководящим органом является общее собрание, Собственниками имущества являются общественные организации, которые обла­дают правами юридического лица.

Общественные объединения вправе независимо от их организационно-правовой формы создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность данных субъектов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Имущество общественного объединения формируется на ос­нове вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых лекций, выста­вок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, до­ходов от предпринимательской деятельности, гражданско-пра­вовых сделок; внешнеэкономической деятельности, а также дру­гих не запрещенных законом поступлений. При этом политиче­ские общественные объединения не вправе получать финансо­вую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организа­ций и граждан.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обес­печения деятельности данного общественного объединения.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Федеральное Собрание РФ, основываясь на том, что Россий­ская Федерация является светским государством, а также под­тверждая право каждого на свободу совести и свободу вероиспо­ведания приняло Федеральный закон «О сво­боде совести и о религиозных объединениях», который признал утратившим силу ранее действующий Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». В соответствии с федеральным законодательным актом рели­гиозным объединением

в РФ признается добровольное объедине­ние граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основани­ях проживающих на территории РФ, образованное в целях со­вместного исповедания и распространения веры и обладающее, соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и цере­моний; обучение религии и религиозное воспитание своих после­дователей. Религиозные объединения создаются в форме рели­гиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и рас­пространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юри­дического лица.

Религиозная организация представляет собой добровольное объ­единение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистри­рованное в качестве юридического лица. Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранно религиозной организации. Для осуществления своей деятельности религиозные органи­зации подлежат государственной регистрации, которая производится федеральным органом юстиции.

ФОНДЫ

Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Учредителями фонда могут выступать любые субъекты гражданского права, при этом допускается наличие всего одного учредителя. Учредители обязаны сделать имущественный взнос в уставный капитал фонда.

Фонд использует имущество для целей, указанных в его уставе. Фонд в праве заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей общественно полезного характера, ради которых был создан. Для осуществления предпренемательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Для фондов характерна публичность и открытость их деятельности. В связи с этим фонды обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности.

Фонд может быть ликвидирован, но в строго определенных случаях, в частности:

— если имущество фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность — олучения необходимого имущества не­реальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые /изменения целей фонда — е могут быть произведены;

— при уклонении фонда в своей деятельности от целей, пре­дусмотренных уставом, а также в других случаях, предусмотрен­ных законом.

При ликвидации фонда его имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

studfiles.net

Классификация организаций. Государственные и муниципальные организации

Поделись с друзьями

Подходы к классификации организаций

1 подход: Вебер М.: 1.бюрократическая организация (эффективность работы организации связано с традиционными сферами деятельности и упорядочивание их). 2. менеджерская организация (эффективность, которой связано с освоением новых сфер деятельности или применение новых методов управления). 3.инновационная организация (деятельность которой посвящена новым не освоенным сферам).

2 подход: Миллер: 1.сетевые организации (ориентированы на использование современных технологий на высокий уровень гибкости и добровольное участие в совместных проекта). 2.виртуальные организации (характеризуется непостоянством, географической децентрализацией, свободным доступом к организации, управление осуществляется на основании информационных систем). 3. интеллектуальная организация (обучающаяся организация, для этих организаций характерно добровольное участие в совместных проектах, постоянное повышение квалификации сотрудников, для них характерен «управление знаниями»).

Государственное управление – организующая, упорядоченная деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности всех людей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, их органов, государственных служащих.

Муниципальное управление – тождественно местному самоуправлению, как форма управления местной собственностью; это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках определенных законов.

Государственные организации подразделяются на госучреждение и госпредприятие. Госучреждение – вид организации, созданный для осуществления управленческих, административно-политических и социокультурных задач (законодательные и судебные органы, всевозможные академии).  Государственное  предприятие – это хозяйственный субъект, создается в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Государственные и муниципальные предприятия могут быть организованы в форме унитарного предприятия. Его имущество неделимо. Структура управления не имеет опосредствующих звеньев, руководитель предприятия единолично назначается государством или муниципальным образованием.  Государственные предприятия различны по формам деятельности и отраслям: промышленные, с/х, транспортные, строительные, торговые. Государственные предприятия могут быть коммерческие (извлечение прибыли), некоммерческие (вся прибыль поступает в доход государству).

Федеральные казенные предприятия – учреждаются федеральным органом исполнительной власти для конкретных видов работ и услуг. В отношении государственных организаций осуществляется прямое директивное государственное регулирование не только на уровне законов, но и путем приказов, распоряжений, указаний.

Существует 4 метода ведения муниципального хозяйства: 1) прямое – муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальным предприятием 2) муниципально-подрядная система – строительство и выполнение определенных функций ведется частными подрядчиками, получающих часть прибыли, временно нанимаемыми на конкурентной основе муниципалитетами. 3) муниципальная арендная система – сдача в аренду муниципального имущества при условии невозможности распорядиться им более выгодным образом, при этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от дохода, регулярно получая арендные платежи. 4) муниципальная концессия – уступка муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяйство в определенной сфере деятельности.

students-library.com

Понятие государственной (муниципальной) организации. Государственные (муниципальные) предприятия и

Понятие государственной (муниципальной) организации. Государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, их классификация. Крамарева Е. Н. Устинова Н. П. Абашева Г.

Понятие государственной (муниципальной) организации. Под организацией понимается группа лиц (физических и юридических), взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для достижения поставленных целей. В этом и состоит ее главная функция (задача), выполняя которую организация преобразует с помощью соответствующих технологий материальные, информационные, трудовые ресурсы в требуемые конечные результаты. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) наряду с другими видами организаций выделяются государственные и муниципальные (унитарные) предприятия. Они являются юридическими лицами и преследуют коммерческие цели. Однако от других коммерческих организаций их отличают характер и объем производимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства и управления, правовые связи. Эти юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Российской Федерации) или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации), от имени муниципального образования, права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления. В данном случае невозможно возникновение юридического лица на основе смешанной формы собственности.

Государственные предприятия являются, как и частные фирмы, контрагентами на рынке. Их наиболее распространенная форма объединения предпринимателей — акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Нужно отметить, что под государственными понимаются как чисто государственные унитарные, так и смешанные, или «полугосударственные» , предприятия. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит, как правило, весь капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство (в лице какого-либо министерства) может владеть пакетом акций (более 50%) — в этом случае оно осуществляет контроль за их деятельностью. Собственник имущества, создавая унитарное предприятие и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов) прав на указанное имущество. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и действует на основе контракта. Руководитель унитарного предприятия работает в этом качестве на основе единоначалия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. В настоящее время в качестве государственных и муниципальных унитарных предприятий действуют практически все основные предприятия и организации железнодорожного транспорта, связи, атомной энергетики, водопользования, водоохраны и т. д.

Государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, их классификация. К государственным и муниципальным организациям в широком смысле слова относятся не только предприятия, но и органы государственного управления различного уровня, органы местного самоуправления, а также создаваемые ими учреждения и организации. Стоит отметить, что одного юридически/законодательно закрепленного термина государственного (муниципального) учреждения на сегодняшний день нет. Данное понятие содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе “О некоммерческих организациях” и в Федеральном законе “Об автономных учреждениях”, в свою очередь, устанавливающих типы учреждений, учредителей, ответственность и цели, для которых они создаются.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяются типы государственных (муниципальных) учреждений: казенное, бюджетное и автономное, которые, в свою очередь, раскрываются и конкретизируются в различных нормативно-правовых актах: — понятие “казенное учреждение” закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации; — понятие “бюджетное учреждение” закреплено в Федеральном законе “О некоммерческих организациях”; — понятие “автономное учреждение” закреплено в Федеральном законе “Об автономных учреждениях”).

Таким образом государственное (муниципальное) учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, для оказания государственных (муниципальных) услуг, работ, а также функций в целях реализации переданных полномочий государственной властью (государственными органами) или органами местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах и финансируемая на основании бюджетной сметы или субсидий из соответствующего бюджета. На основе вышеуказанных признаков и типов государственных (муниципальных) учреждений можно провести их различную классификацию.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

present5.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *