Государственные нормативные требования охраны труда это – 211. /

Содержание

3. Государственные нормативные требования охраны труда

В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда — правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда.

Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.).

В других федеральных законах закреплены, например, общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требования промышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться также в технических регламентах — документах, принятых международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации

[7]

Чаще всего такие требования закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установлены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

В организациях применяются инструкции по охране труда работников. Та­кие инструкции разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или от­раслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасно­сти, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организа­ции с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются при­менительно к профессии работника или ввиду выполняемой им работы. Инструк­ции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с уче­том мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и прово­дятся работодателем не реже одного раза в 5 лет.

studfiles.net

ТЕМА 4. Государственные нормативные требования по охране труда » СтудИзба

ТЕМА 4. Государственные нормативные требования по охране труда

1.  Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

2.  Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

3.  Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда.

Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Ниже приводится перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда

№ 
п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

1

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России

2

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы

Исполнительной власти

3

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

4

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России

Госстрой России

5

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству

Госстрой России

6

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)

Минздрав России

  

Правительством РФ утверждено Постановление от 23 мая 2000 года № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования и включает:

— межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда,

-строительные и санитарные нормы и правила,

-правила и инструкции по безопасности,

-правила устройства и безопасной эксплуатации,

-свод правил по проектированию и строительству,

-гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

1.   Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ — Министерство труда и социального развития РФ.

2.   Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

3.   Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации  (ПУБЭ), инструкции по безопасности  (ИБ).  Утверждаются Госгортехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.

4.   Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.

5.   Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

6.   Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила — СП, гигиенические нормативы — ГН, санитарные правила и нормы — СанПиН, санитарные нормы — СН). Утверждаются Минздравом РФ.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

1)   межотраслевые правила и типовые  инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

2)   отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

3)   правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний. А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ.  Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Министерству труда и социального развития РФ.

На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда. А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке.

В соответствии с положениями п. 5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия. Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ.

В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия. Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами.

Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов. При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов, обязательными к исполнению являются нормы и/или правила пожарной безопасности.

 

3.Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

Статья 211 Трудового кодекса «Государственные нормативные требования охраны труда» гласит, что порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда определяется документами соответствующих федеральных органов государственной власти, включая Правительство РФ, которое отвечает за подготовку и утверждение соответствующего подзаконного нормативного акта.

Федеральный закон «О техническом регулировании» потребовал кардинального изменения всего сложившегося порядка, ввел новый вид нормативных документов «технический регламент», только в которых можно излагать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ в сфере технического регулирования, и разрешил принятие технических регламентов федеральными законами, международными договорами и двумя подзаконными актами: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Однако, поскольку устанавливаемый этим законом порядок окончательно наступит только с 1 июля 2010 года, в настоящий (переходный) период все ранее принятые (до 1 июля 2003 года) нормативные документы продолжают действовать.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

Подчеркнем, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда

№ 
п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

1

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России

2

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы

Исполнительной власти

3

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

4

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России

Госстрой России

5

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству

Госстрой России

6

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)

Минздрав России

studizba.com

§ 2. Государственные нормативные требования охраны труда

1.В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимаютгосударственные нормативные требования охраны труда— правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда <1>.

———————————

<1> В целях правильного понимания и применения законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также разработки на их основе мероприятий по охране труда в ст. 209ТК раскрыты основные понятия, используемые в указанных актах: условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия труда, рабочее место, требования охраны труда и др.

Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе(в разделах»Охрана труда», «Особенности регулирования трудаотдельных категорий работников» и др.).

В других федеральных законахзакреплены, например, общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требования промышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться также в технических регламентах— документах, принятых международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации (ст. ст. 2,6-10Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <1>).

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

Чаще всего такие требования закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установленыПостановлениемПравительства РФ от 23.05.2000 N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» <1>. К таким актам относятся:

———————————

<1> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314.

1) межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минздравсоцразвития России;

2) отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России;

3) правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Гостехнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минздравсоцразвития России и другие акты.

Принятые нормативные правовые акты в месячный срок после их утверждения должны быть направлены в Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда в целях последующего использования их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами.

Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов РФ должны исходить из того, что включаемые в них требования не должны быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в соответствии с указанным вышеПостановлениемПравительства РФ от 23.05.2000 N 399.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены, но не более чем на два срока.

При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

2.В организациях применяютсяинструкции по охране труда работников. Такие инструкции разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к профессии работника или виду выполняемой им работы.

Инструкции по охране труда для работников

утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в пять лет.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214ТК). Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда возлагается на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере содержатся в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

studfiles.net

Государственные нормативные требования охраны труда.

Статья 209 (ТК РФ). Основные понятия

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 (ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций (правил) по охране труда и в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

§ 2. Государственные нормативные требования охраны труда

органы, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением норм этого подинститута трудового права. Контроль за соблюдением правил по производственной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности санэпидемнадзора.

Нарушение норм рассматриваемых подинститутов может привести к различным правовым последствиям. В частности, несоблюдение правил по технике безопасности приводит к несчастным случаям на производстве, то есть к получению работником травмы. Нарушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным должны использоваться различные способы и средства защиты от воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов. Следовательно, применение норм указанных подинститутов имеет свои правовые особенности.

Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, состоит из двух подинститутов: правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые призваны оградить работников соответственно от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Нормы данного института реализуются через деятельность работодателей, Фонда социального страхования РФ, специально уполномоченных государственных органов, работников и их законных представителей.

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции)и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Помимо федеральных законов, в частности ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 23 июня 1999 года, государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их разработки, утверждения и пересмотра определен Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 399 от 23 мая 2000 года № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, определены органы, полномочные издавать такие акты, а также порядок их издания и пересмотра. Минтруда РФ постановлением от 17 декабря 2002 года № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды нормативных правовых актов, имеющих в своем содержании государственные нормативные требования по охране труда.

Во-первых, межотраслевые правила по охране труда, которые призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих межотраслевой характер, например газосварочных работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики. Межотраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утверждаются Минздравом РФ.

Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики. Отраслевые правила по охране труда также предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и в соответствующие отраслевые профессиональные союзы федерального уровня. Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минздравом РФ.

На основании межотраслевых и отраслевых правил по охране труда разрабатываются межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда также направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федерального уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые – соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами федерального уровня. В связи с чем они могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Несоблюдение процедуры согласования, предусмотренной законодательством, является основанием для их признания в судебном порядке недействующими.

Процедура согласования предполагает рассмотрение предложений участвующих в ней органов при разработке нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда. Несоблюдение данной процедуры приводит к нарушению прав органов, которые в соответствии с законодательством должны в ней участвовать. В связи с чем позиция указанных органов, лишенных возможности участия в процедуре разработки нормативного правового акта, является основанием для его признания недействующим, так как предложения этих органов не были учтены, им не была дана надлежащая оценка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в подобной ситуации не были учтены обстоятельства, имеющие правовое значение при разработке нормативного правового акта о государственных требованиях по охране труда.

В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда. Перечисленные нормативные правовые акты предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзные органы федерального уровня. Указанные акты также принимаются федеральным органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры согласования названных актов также позволяет требовать их признания недействующими в Верховном Суде РФ.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат периодическому изменению с учетом развития технического оснащения процесса трудовой деятельности. По общему правилу государственные нормативные требования по охране труда утверждаются полномочными органами федеральной исполнительной власти на срок пять лет. Решение о продлении срока действия или об отмене рассмотренных актов должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, который их принял. Прохождение процедуры согласования при продлении срока действия или отмене нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти не требуется. Однако действие указанных нормативных правовых актов может быть продлено не более чем на два срока, который определен законодательством. Как уже отмечалось, срок действия этих актов в законодательстве определен в 5 лет. Следовательно, их действие может быть продлено не более чем на 10 лет, а общий срок действия с учетом первоначально принятого составляет не более 15 лет. Таким образом, до истечения пяти лет действия рассматриваемых нормативных правовых актов, определяющих государственные нормативы охраны труда, полномочный федеральный орган исполнительной власти дважды может вынести решение о продлении срока их действия без прохождения процедуры согласования. Но после 15 лет действия такого акта он должен быть пересмотрен с прохождением установленной законодательством процедуры согласования с государственными и отраслевыми профсоюзными органами федерального уровня. Продление срока действия нормативных правовых актов в сфере охраны труда не лишает работодателей, работников, их полномочных представителей права их обжалования в судебном порядке. Причем в ходе рассмотрения заявления о признании недействующим нормативного правового акта, срок действия которого продлен полномочным федеральным органом исполнительной власти, должна быть дана оценка и аргументам о необходимости его изменения. Признание указанных актов недействующими влечет возникновение у федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при его новом утверждении. Частичное признание нормативного правового акта недействующим влечет за собой возникновение у полномочного федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при изменении этого акта в части, признанной в судебном порядке недействующей.

Таким образом, государственные нормативные требования охраны труда могут стать предметом судебного контроля. Из ч. 1 ст. 211 ТК РФ следует, что нормативные правовые акты , содержащие требования охраны труда, могут быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровне. Однако акты субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством, в частности, по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти. Нормативные правовые акты в сфере охраны труда, принятые на региональном уровне, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, в том числе и на предмет их несоответствия федеральному законодательству.

§ 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Закрепленные в законодательстве обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий труда по общему правилу корреспондируют в соответствующие им права работников.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на представителей работодателя. Для достижения этой цели работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Соответственно работник имеет право на безопасность труда при использовании перечисленного имущества, а также при осуществлении технологических процессов. При возникновении опасности жизни или здоровью работника вследствие невыполнения представителями работодателя указанной обязанности работник может отказаться от выполнения трудовой функции, а также потребовать от полномочных государственных органов принятия мер по устранению допущенных представителями работодателя нарушений и привлечения их к установленным законодательством мерам ответственности.

Представители работодателя обязаны обеспечить применение работниками средств индивидуальной и коллективной защиты от воздействий вредных и опасных производственных факторов. Невыполнение работодателем данной обязанности также позволяет работникам отказаться от выполнения трудовой функции. Работодатель вправе обеспечить работников в период отказа другой работой в соответствии с их трудовой функцией. В любом случае на период отказа работников от выполнения работы в связи с невыполнением работодателем обязанности по их обеспечению средствами индивидуальной или коллективной защиты за ними должен быть сохранен средний заработок.

Представители работодателя обязаны обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия трудовой деятельности на каждом рабочем месте. Невыполнение работодателем данной обязанности также позволяет работнику отказаться от выполнения трудовой функции до создания представителями работодателя на его рабочем месте условий, которые соответствуют требованиям охраны труда. В этом случае за работником должен быть сохранен средний заработок.

Работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с требованиями законодательства. Представители работодателя обязаны освобождать работника от работы на основании законодательства. Работник может самостоятельно воспользоваться полагающимся ему временем отдыха, если его предоставление не зависит от усмотрения работодателя. Например, работник может прекратить работу по истечении четырех часов сверхурочной работы. Однако время отдыха, за исключением установленных законодательством случаев, оплате не подлежит.

Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Как уже отмечалось, невыполнение работодателем обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты является основанием для прекращения работы. При этом за работниками должен быть сохранен средний заработок.

Работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, безопасным методам и приемам ведения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требованиям охраны труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден совместным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29. Работник может отказаться от выполнения трудовых обязанностей до выполнения работодателем требований законодательства по его обучению по охране труда.

Работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Невыполнение данной обязанности может стать основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. Невыполнение данной обязанности также может стать поводом для привлечения представителей работодателя к установленной законодательством ответственности.

Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003года № 244 утверждено Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации. Данная экспертиза проводится специалистами Минздрава РФ и органов по труду субъектов Российской Федерации, она может проводиться по запросу органов по контролю за соблюдением законодательства об охране труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений

работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и других полномочных представителей работников. По результатам аттестации выдается заключение о соответствии или несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Указанное заключение может быть обжаловано заказчиком в судебном порядке, оно может стать основанием для аттестации рабочих мест на предмет соответствия условий труда требованиям охраны труда, Постановлением Минтруда РФ от 24 апреля 2002 года № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организации» утверждены Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда, Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях. Сертификация работ по охране труда в организациях также проводится Минздравом РФ и созданными с его участием органами. Деятельность по сертификации может заканчиваться выдачей Сертификата соответствия работ по охране труда (сертификата безопасности), а также отказом в его выдаче. После устранения отмеченных органом сертификации нарушений данный сертификат может быть выдан работодателю.

Работодатель обязан обеспечить выполнение требований зако-нодательства по организации проведения за счет его средств обязательных предварительных (при поступлении на работу и периодических в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обязательных психиатрических освидетельствований работников). Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2003 года № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» на Минздрав РФ возложена обязанность по утверждению указанных факторов и работ и порядка прохождения обследований. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» определены обязанности работодателей по организации проведения обязательных психиатрических обследований работников. Невыполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. Работник может самостоятельно пройти перечисленные в законодательстве виды медицинских осмотров и потребовать от работодателя выплаты за период их прохождения средней заработной платы, оплаты понесенных расходов, а также сохранения рабочего места.

Работодатель обязан не допускать работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обследований, а также в случаях медицинских противопоказаний. В свою очередь работник вправе при наличии перечисленных обстоятельств отказаться от выполнения трудовых обязанностей. Невыполнение работодателем рассматриваемой обязанности является основанием для привлечения его представителей к установленным законодательством мерам ответственности.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Соответственно работник вправе потребовать информации об условиях труда на своем рабочем месте, например о загазованности. Представители работодателя обязаны представить работнику документы о соответствии уровня загазованности на его рабочем месте допустимым нормам. До получения такой информации работник вправе отказаться от выполнения трудовой функции. Такой отказ не противоречит действующему законодательству, вписывается в самозащиту работником трудовых прав. В связи с чем работодатель не имеет возможности на законных основаниях привлечь работника к дисциплинарной ответственности, так как действия работника по самозащите трудовых прав не образуют состава дисциплинарного проступка.

Представители работодателя обязаны обеспечить получение органами государственного управления охраной труда, органами госу-дарственного надзора за соблюдением трудового законодательства, органами профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав работников информации и документов, необходимых им для осуществления своих полномочий. Невыполнение представителями работодателя данной обязанности является основанием для предъявления к работодателю требований в судебном порядке об истребовании указанных информации и документов, а также для привлечения представителей работодателя к установленным в законодательстве мерам ответственности.

Работодатель обязан обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, включая оказание пострадавшим первой помощи. Невыполнение данной обязанности является основанием для возложения на работодателя обязанности по компенсации морального вреда.

Работодатель обязан в соответствии с законодательством обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Невыполнение работодателем данной обязанности позволяет работникам обратиться в государственную инспекцию труда для организации расследования и учета несчастного случая или случая профессионального заболевания, потребовать привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности, а также компенсации работодателем морального вреда. Работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое и лечебнопрофилактическое обслуживание работников в соответствии с действующим законодательством. Невыполнение этой обязанности является основанием для прекращения выполнения работником своих трудовых обязанностей в рамках самозащиты трудовых прав.

Работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск должностных лиц государственных органов управления охраной труда, органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников с целью проведения ими проверок условий и охраны труда в организации, расследования несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний. Невыполнение данной обязанности может служить основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Работодатель обязан обеспечить выполнение предписаний органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, рассмотрение представлений органов общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников в установленные законодательством сроки. Невыполнение данной обязанности также является нарушением трудового законодательства, за совершение которого могут последовать установленные законодательством санкции.

Работодатель обязан застраховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Невыполнение данной обязанности не должно влечь неблагоприятных последствий для работников, по отношению к которым работодатель не обеспечил данный вид обязательного социального страхования. Полномочные представители работодателя за нарушение этой обязанности могут быть привлечены к установленным законодательством санкциям, а работодатель обязан уплатить страховые взносы за весь период трудовой деятельности работника, а также предусмотренные законом штрафные санкции. При отказе работодателя выполнить данную обязанность работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта возникновения трудовых отношений, а в случае необходимости – и факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. После установления судом указанных фактов у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов за весь период трудовой деятельности, а у работника – право на получение страховых выплат из Фонда социального страхования РФ. Отсутствие у работодателя соответствующих средств не может служить законным основанием для лишения работника права на получение возмещения в виде страховых выплат. В подобной ситуации соответствующее подразделение Фонда социального страхования РФ должно принимать меры для получения от работодателя сумм задолженности по данному виду страхования и штрафных санкций.

Работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда. Данное ознакомление должно происходить в письменной форме. Отсутствие письменных документов, подтверждающих ознакомление работника с требованиями охраны труда, при возникновении спора лишает представителей работодателя права ссылаться на свидетельские показания для его подтверждения. Невыполнение работодателем обязанности по ознакомлению работника с требованиями охраны труда может стать основанием для его освобождения от ответственности, так как работник не может быть признан виновным в нарушении правил охраны труда, с которыми не был ознакомлен в установленном порядке. Тогда как полномочные представители работодателя, не выполнившие рассматриваемую обязанность, могут быть привлечены к установленным в законодательстве санкциям, в частности, к дисциплинарной и материальной ответственности, к административной или уголовной ответственности в зависимости от правовых последствий правонарушения.

Работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного органа инструкций по охране труда работников. Данные инструкции не должны противоречить государственным нормативам по охране труда, в том числе типовым межотраслевым и отраслевым инструкциям по охране труда. Отказ представителей работодателя от учета мнения профсоюза при разработке указанных инструкций может стать основанием для их обжалования в государственную инспекцию труда и (или) в судебном порядке. При рассмотрении заявлений о противоречии инструкции действующему законодательству мнение профсоюза должно получить оценку как одно из доказательств.

Работодатель обязан обеспечить наличие в организации нормативных правовых актов об охране труда с учетом специфики осуществляемой в организации трудовой деятельности.

Отсутствие в организации этих актов также может стать поводом для освобождения работников от предусмотренных законодательством мер ответственности. Как уже отмечалось, работник не должен нести ответственность за нарушение правил, с которыми он не имел возможности ознакомиться.

Перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда, который дан в ст. 212 ТК РФ, не является исчерпывающим, он может быть дополнен в нормативных правовых актах субъектов РФ, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных актах организации. Такое дополнение улучшает положение работников по сравнению с законодательством, что допускается в ст. 8, 9 ТК РФ.

§4. Обязанности работников

вобласти охраны труда

Перечень обязанностей работников в области охраны труда дан в ст. 214 ТК РФ. Работодатель вправе потребовать от работников соблюдения перечисленных в этой норме обязанностей.

Работник обязан соблюдать требования охраны труда, установленные законодательством, а также правилами и инструкциями по охране труда. Следовательно, полномочные представители работодателя вправе потребовать от работника соблюдения действующих в организации правил и инструкций по охране труда. Работник может отказаться от выполнения правил и инструкций по охране труда в части, противоречащей трудовому законодательству. Указанные инструкции и правила могут быть обжалованы работником в государственную инспекцию труда и (или) в суде.

Работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда, а также соответствующих законодательству правил и инструкций по охране труда. Работник обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Неправильное применение этих средств служит основанием для проведения представителями работодателя соответствующих занятий с работниками с целью обучения их навыкам безопасной работы. Умышленное нарушение работником правил использования средств защиты в тех случаях, когда их применение является обязательным в соответствии с действующим законодательством, является основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Работник обязан проходить обучение по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда. Невыполнение работником перечисленных обязанностей является основанием для его отстранения от работы, а также для привлечения к дисциплинарной ответственности. Отсутствие вины работника в непрохождении перечисленных видов обучения влечет возникновение у работодателя обязанности по сохранению за работником среднего заработка за весь период отстранения от работы (ч. 3 ст. 75 ТК РФ).

Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания. Невыполнение работником обязанности по сообщению перечисленных сведений представителям работодателя также может стать основанием для его привлечения к дисциплинарной ответственности. Однако работник не может нести ответственность за несообщение указанных сведений, если у него отсутствовала реальная возможность довести их до представителей работодателя, например, при их отсутствии на рабочем месте, отсутствии связи с ними.

Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Работодатель вправе на основании действующего законодательства потребовать от работника прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров (обследований). Но при этом работодатель обязан организовать их прохождение, то есть освободить работников от работы на время их прохождения, в необходимых случаях оплатить услуги по их прохождению. Невыполнение работодателем обязанности по организации прохождения медицинских осмотров (обследований) является доказательством отсутствия вины работника в их непрохождении. В связи с чем отстранение работника от работы по причине отсутствия данных о прохождении медицинского осмотра (освидетельствования) при отсутствии его вины, то есть при невыполнении работодателем обязанности по организации его прохождения, является основанием для сохранения за работником среднего заработка при отстранении от работы по причине непрохождения обязательного медицинского осмотра (освидетельствования).

По общему правилу возложение на работников дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей ухудшает их положение по сравнению с ним. Однако

studfiles.net

Нормативные требования охраны труда. Нарушение требований охраны труда :: BusinessMan.ru

Руководитель любого предприятия должен помнить, что обеспечение требований охраны труда – его обязанность. Условия работы в организации должны соответствовать действующим стандартам. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения гражданами и юрлицами в процессе осуществления любого вида деятельности. Данное предписание содержится в ст. 211 ТК. Далее рассмотрим основные требования охраны труда.

Законодательная база

Общие требования охраны труда содержатся в Конституции. Так, в ст. 37, п. 3 установлено, что каждый имеет право работать в условиях, отвечающих правилам гигиены и безопасности. В ст. 219 ТК установлены основные права рабочего на:

  1. Условия труда в соответствии с действующими требованиями.
  2. Получение от нанимателя достоверных сведений о:
  • существующем риске вреда для здоровья;
  • условиях и безопасности на предприятии;
  • мерах по предупреждению воздействия опасных или вредных производственных факторов.

Основные мероприятия

Государственные нормативные требования охраны труда предполагают определенные меры для защиты здоровья и жизни сотрудников в ходе профессиональной деятельности на предприятии. Они включают в себя такие мероприятия:

  • Правовые.
  • Санитарно-гигиенические.
  • Организационно-технические.
  • Социально-экономические.
  • Реабилитационные.
  • Лечебно-профилактические и прочие.

Порядок осуществления мероприятий

Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.

Локальные акты

Их разрабатывает и утверждает работодатель. Локальные правовые акты устанавливают требования к организации охраны труда на предприятии, формированию безопасных условий на производстве. Право на их принятие предусмотрено ст. 8 ТК. Согласно положениям, наниматель может утверждать акты, в которых приводятся требования, инструкции по охране труда, в рамках своей компетенции и согласно отраслевому законодательству и прочим документам, содержащим соответствующие предписания. Приказы и распоряжения нанимателя формируют правовую основу системы производственной безопасности предприятия. Кроме этого, локальные акты способствуют предупреждению несчастных случаев и существенному упрощению рассмотрения таких ситуаций, если, несмотря на предпринятые меры, они произойдут. Нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения как нанимателем, так и работниками компании. Существует определенная методология разработки соответствующих стандартов. Рассмотрим ее далее.

Государственные требования охраны труда: юридический аспект

Согласно ст. 211 ТК, порядок разработки, принятия и изменения подзаконных актов, касающихся производственной безопасности, устанавливается Постановлением Правительства. В число документов, в которых изложены требования охраны труда, входят стандарты, положения, рекомендации, правила. При их разработке, принятии и утверждении должно учитываться мнение трехсторонней комиссии, осуществляющей регулирование сферы социально-производственных отношений в РФ. К документам, содержащим общие требования охраны труда, относят:

  1. ГОСТы (стандарты безопасности).
  2. Типовые инструкции и правила.
  3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и предписания. В них устанавливаются требования к трудовому процессу и факторам производственной среды.

ГОСТы

В процессе разработки правил безопасности на предприятии учитываются положения системы Госстандартов. В частности, имеются в виду требования охраны труда ГОСТа, устанавливающей соответствующие стандарты, целью которых выступает:

  • Оказание содействия по защите работников от воздействия на них вредных или опасных производственных условий.
  • Исключение вероятности возникновения несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

В ГОСТе 12.0.230/2007 содержится описание системы, обеспечивающей управление охраной труда на предприятии. В соответствии с п. 4 указанных Стандартов, формирование этой структуры по безопасности на производстве, в том числе соответствия условий работы предписаниям, установленным федеральными законами и прочими подзаконными актами, включается в обязанности нанимателя. В этой связи работодатель должен продемонстрировать заинтересованность и грамотное руководство деятельностью, направленной на обеспечение охраны труда на предприятии, и создать систему регулирования и контроля. В качестве главных элементов управления выступают:

  • Политика.
  • Планирование и внедрение.
  • Организация.
  • Анализ.
  • Действия, направленные на совершенствование системы.

Рекомендации по формированию службы

При создании подразделения, отвечающего за безопасность на производстве, предприятие должно следовать положениям Постановления Минтруда. В них утверждены рекомендации по формированию и последующей деятельности службы. Согласно п. 1 указанного Постановления, управление в сфере охраны труда на предприятии осуществляется руководителем. В своей деятельности сотрудники службы производственной безопасности должны руководствоваться:

  • Коллективным договором.
  • Законами и прочими отраслевыми актами по охране труда на территории РФ и конкретного субъекта.
  • Соглашениями (отраслевыми, региональными, генеральными).
  • Договором по охране труда.
  • Прочими локальными актами предприятия.

Разработка и принятие Правил

Требования охраны труда формируются в соответствии с порядком создания отраслевых и межотраслевых стандартов. Он утвержден Методическими рекомендациями по разработке и принятию Правил. Согласно п. 3.2, предписан следующий порядок:

  1. Формирование перспективного проекта разработки новых, проверки (пересмотра) или же отмены существующих правил.
  2. Утверждение техзадания по созданию требований.
  3. Разработка первой редакции плана правил, рассылка проекта для ознакомления и выражения мнения заинтересованным организациям.
  4. Формирование сводки отзывов и заключения о разногласиях.
  5. Создание окончательного проекта Правил.

Особенности разработки

Требования охраны труда следует излагать четко и по возможности кратко. Это позволит исключить вероятность их различного толкования. В правилах необходимо закреплять новые требования охраны труда, стремясь к минимальным отсылкам к иным документам (ГОСТам, СНиПам и прочим). Для полноты изложения темы в правилах допускается воспроизведение отдельных положений законодательства. В качестве приложений могут использоваться:

  • таблицы;
  • графики;
  • схемы;
  • карты и так далее.

Отраслевые и межотраслевые правила

В них следует включать следующие разделы:

  1. Общие требования. В этой главе необходимо указать сферу действия настоящих Правил, привести описание вредных и опасных факторов производства, свойственных деятельности данного предприятия. В разделе приводятся также параметры негативных условий, допускаемые действующими правовыми актами.
  2. Требования безопасности сотрудников при организации и выполнении работы. В этом разделе присутствуют стандарты, которым должно соответствовать производство на предприятии, меры, которые исключают непосредственный контакт служащих с полуфабрикатами, заготовками, исходными материалами, готовыми изделиями и отходами, способными оказать негативное влияние на их состояние. В главу также включаются методы контроля и регулирования, направленные на обеспечение защиты трудящихся и аварийное выключение оборудования, а также рекомендации и указания по применению средств индивидуальной защиты. Необходимо также включить в раздел способы, с помощью которых будет осуществляться своевременное уведомление о вредных и опасных производственных факторах, появляющихся при аварийных ситуациях. Кроме прочего, следует сформировать рациональный режим отдыха и труда для предупреждения гиподинамии и монотонности, а также снижения тяжести работы.
  3. Стандарты, предъявляемые к состоянию производственных помещений и площадок (для тех процессов, которые выполняются за пределами цехов). В данном разделе следует привести допустимые уровни вредных и опасных факторов производства, параметры температурного режима, освещенности, влажности и прочих условий.
  4. Требования к оборудованию, его расположению и организации мест для работников. В этой главе указываются также стандарты размещения коммуникаций.
  5. Требования к транспортировке и хранению полуфабрикатов, заготовок, исходного сырья, готовых изделий и производственных отходов. В этом разделе необходимо отразить особенности указанных материалов и продукции, рациональные способы их содержания на складах. В главе также указываются требования к автоматизации и механизации погрузочных и разгрузочных работ, оказывающих влияние на обеспечение производственной безопасности.

При разработке в Правила могут включаться и иные разделы. План окончательной редакции до его подписания должен пройти проверку на соответствие действующему законодательству, правилам русского языка и визирование руководителем юридического отдела (при его наличии).

Предписания для работников: разработка и утверждение

Инструкция по производственной безопасности выступает в качестве одного из главных документов, регламентирующих охрану труда на предприятии. При разработке правил для работников следует руководствоваться Методическими рекомендациями. Они утверждены Постановлением Минтруда и регламентируют:

  1. Порядок разработки и утверждения.
  2. Требования, предъявляемые к содержанию инструкции.

Предписания для работника составляются в соответствии с:

  • Должностью сотрудника.
  • Профессией либо видом работы, которую исполняет служащий.

Обязанности нанимателя

Разработка инструкции осуществляется с учетом положений ст. 212 ТК. В соответствии с ней, обязанности по обеспечению производственной безопасности лежат на работодателе. В связи с этим наниматель должен, в числе прочего, предпринимать меры по:

  1. Недопущению к деятельности на предприятии лиц, которые в установленном порядке не прошли ознакомление, инструктаж и обучение по охране труда. Работодатель обязан проследить за тем, чтобы все сотрудники прошли и соответствующую стажировку. По ее результатам должна быть проведена проверка знаний требований охраны труда.
  2. Информированию работников об условиях и правилах безопасности на их местах, риске нарушений здоровья, а также полагающихся средствах защиты и компенсациях за производственные травмы или нанесенный вред здоровью.
  3. Ознакомлению сотрудников с действующими на предприятии предписаниями, а также ответственностью, предусмотренной за те или иные виды нарушений требований охраны труда.
  4. Разработке и утверждению Правил.
  5. Наличию нормативно-правовой документации, содержащей требования по производственной безопасности с учетом специфики деятельности работников.

Правовая база предписаний для работников

Инструкции, устанавливающие требования по охране труда, разрабатываются в соответствии с:

  • Межотраслевыми и отраслевыми Рекомендациями по производственной безопасности (при их отсутствии – отраслевыми или межотраслевыми Правилами).
  • Требованиями по охране труда, приведенными в ремонтной и эксплуатационной документации предприятия-изготовителя оборудования, а также в технологических актах организации, в соответствии с конкретными условиями деятельности.

Данные предписания излагаются относительно профессии, должности или вида исполняемой работы. Титульную страницу при издании Инструкции по производственной безопасности рекомендовано оформлять согласно приложению № 8, которое содержится в Постановлении № 80.

Временные предписания

Правила данного типа разрабатываются при введении в действие новых и реконструированных производственных предприятий, цехов, площадок. Временными инструкциями по охране труда обеспечивается:

  • Безопасное выполнение технологических работ (процессов).
  • Использование оборудования в соответствии с ремонтной и технической документацией.

Временные инструкции разрабатываются на период до принятия данных производств в эксплуатацию.

Пересмотр предписаний

Проверка инструкций, согласно п. 5.6, содержащегося в Постановлении № 80, организуется работодателем. Пересмотр предписаний необходимо осуществлять не реже одного раза в пять лет. Досрочно данная процедура может выполняться в случаях:

  • Пересмотра отраслевых и межотраслевых типовых Инструкций и Правил безопасности на производствах.
  • Изменения условий работы на предприятии.
  • Внедрения новых технологий и оборудования.

Инструкции могут также пересматриваться в соответствии с результатами изучения и оценки материалов расследований несчастных случаев, аварий на производстве, а также исследования уровня заболеваемости сотрудников. Предписания должны быть проверены также по запросу представителей уполномоченных контрольных органов. В случае если за все время, в течение которого действовали положения Инструкции, условия работы сотрудника остались прежними, она продлевается на следующий период.

Хранение документации

Руководитель каждого подразделения предприятия должен иметь перечень инструкций и непосредственно сами предписания по охране труда. Документация для работников может быть:

  • Выдана на руки в ходе первичного ознакомления.
  • Вывешена на участках либо рабочих местах.

Инструкции также могут храниться в иных местах, доступных для сотрудников. В соответствующих журналах ведется учет документов, выдача бумаг для работников подразделений предприятия. Формы приводятся в Постановлении № 80 (приложения 9 и 10).

Отраслевые и межотраслевые инструкции

Их разработку и утверждение регламентируют Методические рекомендации, принятые в соответствии с Постановлением № 80. Создание предписаний осуществляется на основании:

  1. Действующего законодательства, нормативных актов в сфере труда.
  2. Исследования работ, для которых разрабатываются предписания.
  3. Изучения условий деятельности, которые характерны для соответствующей профессии, должности.
  4. Установления вредных и опасных факторов производства, имеющих место при проведении тех или иных видов работ.
  5. Анализа наиболее вероятных, типичных предпосылок возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  6. Установления наиболее безопасных приемов и методов исполнения работ.

Структура предписаний

В отраслевые и межотраслевые инструкции рекомендовано включать:

1. Общие требования. В данном разделе приводятся:

  • Указания о необходимости следовать правилам внутреннего распорядка.
  • Требования по соблюдению режимов отдыха и работы.
  • Список вредных и опасных факторов производства, способных влиять на сотрудника в ходе исполнения им своей деятельности.
  • Перечень спецодежды и обуви, а также иных средств личной защиты, которые выдаются работнику, согласно установленным нормам и правилам.
  • Порядок, в соответствии с которым осуществляется информирование администрации о несчастных случаях, неисправности оборудования, инструментов и приспособлений.
  • Правила индивидуальной гигиены.

2. Требования перед началом смены. В этой главе содержатся правила о подготовке рабочего места, а также средств личной защиты, порядок передачи и приема смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования. В разделе приводится порядок проверки:

  • инструмента и приспособлений;
  • оборудования;
  • блокировок и прочих устройств;
  • сигнализаций;
  • местного освещения;
  • вентиляции;
  • защитного заземления;
  • проверки исходного сырья (полуфабрикатов, заготовок).

3. Требования в процессе работы. В этот раздел включаются методы безопасной работы, эксплуатации оборудования, грузоподъемных приспособлений, инструментов и механизмов, транспортных средств. Кроме того, должны присутствовать требования по безопасному обращению с исходным сырьем (материалами, полуфабрикатами, заготовками), указания по надлежащему содержанию рабочих мест. В разделе указываются действия, которые необходимо выполнять для предотвращения аварийной ситуации либо несчастного случая. В главе приводятся также требования, которые предъявляются к эксплуатации средств личной защиты.

4. Действия в аварийных случаях. В данном разделе приводится перечень вероятных ЧП и причины, по которым они могут возникнуть. Излагаются действия сотрудников при аварии на производстве, а также способы оказания помощи работникам, пострадавшим при катастрофе.

5. Требования безопасности при завершении смены. В данном разделе приводятся порядки:

  • отключения, разборки, остановки, смазки, очистки аппаратуры, механизмов, машин, оборудования, приспособлений;
  • уборки и утилизации отходов, полученных в ходе производства.

Дополнительно в документе формируется раздел, посвященный ответственности за нарушение требований охраны труда. Следует указать, что настоящие предписания обязательны для исполнения всеми сотрудниками. Нарушение требований охраны труда может повлечь административную либо дисциплинарную ответственность. На сотрудников, не исполняющих предписания, может быть наложено взыскание.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *