Государственные расходы и доходы – .

Содержание

14. Государственный бюджет: доходы и расходы.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

  • Легально контролирует действия правительства

  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц

  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

  • Поступление косвенных налогов и акцизов

  • Пошлины и неналоговые сборы

  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность

  • Социальная политика

  • Сельское хозяйство

  • Государственного управление

  • Международная деятельность

  • Оборона

  • Правоохранительная деятельность

  • Наука

  • Здравоохранение

15. Макроэкономическое равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии.

Вспомним, что такое равновесие на отдельном товарном рынке. Это состояние, когда намерения покупателей и намерения продавцов совпадают, так что ни у кого из экономических субъектов рынка нет стимулов изменить свое хозяйственное поведение. В макроэкономике мы рассматриваем не отдельные рынки и не отдельные товары, а оперируем агрегированными показателями. Что же представляет собой макроэкономическое равновесие? Графически оно будет означать совмещение на одном графике кривых ADиAS. Учитывая, что «синтетическая» криваяASимеет три различных участка, отражая компромисс между различными теоретическими школами, увидим, что криваяADможет пересечь кривуюASна трех отрезках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном (рис. 9.6).

На графике представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, 

т.е. такого состояния экономики, когда намерения всех покупателей приобрести созданный ВВП при данном уровне цен совпадают с намерениями всех продавцов предложить объем совокупного выпуска при том же уровне цен. Другими словами, равновесный уровень реального ВНП (Yo) — это такой уровень, при котором объем произведенной продукций равен совокупному спросу на нее.

Точка E1— это макроэкономическое равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции. Точка Е2— это равновесие при небольшом повышении уровня цен и со­стоянии, близком к полной занятости. ТочкаE3— это равновесие в условиях полной занятости (Y=Y*), но с инфляцией.

Y

Y*

Рис.9.6. Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS».

В случае отклонения от различных равновесных состояний в точках E1,E2, и Е3 приспособление экономики будет происходить по-разному. В экстремальном кейнсианском случае, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия Е

1будет осуществляться за счет колебаний в объемах реального ВНП, а не колебаний цен. Фирмы будут сокращать или расширять производство при неизменном уровне цен в стране.

В нормальном кейнсианском случае отклонение от точки Е2будет сопровождаться приспособлением экономики к равновесному состоянию путем изменения и уровня цен, и объемов выпуска.

В классическом случае отклонение от точки Е3и возвращение к равновесному состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и заработной платы без каких-либо изменений в объеме реального выпуска, поскольку экономика уже находится на уровне потенциального ВНП.

Итак, можно сделать вывод о том, что в краткосрочном периоде реальный объем ВНП определяется колебаниями совокупного спроса, так как цены и заработная плата негибки. В долгосрочном периоде, напротив, при гибкости ценового механизма реальный ВНП определяется колебаниями совокупного предложения.

studfiles.net

Государственные доходы и расходы

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие государственных расходов и доходов 5

1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны_ 5

1.2. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов 15

Глава 2. Анализ бюджета государства 26

2.1 Анализ доходов и расходов 26

2.2. Потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России_ 33

Заключение 37

Список использованной литературы_ 39

Введение

Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом — существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы. И мы были свидетелями кризиса 1998года, коснувшегося каждого россиянина, когда Россия стояла на грани дефолта, ставшего следствием не только падения мировых цен на нефть, но и недальновидной финансовой и бюджетной политики правительства и руководителей Банка России, формировавших государственный бюджет в основном за счет западных кредиторов и доходов от сырьевых ресурсов. И лишь приход к руководству федеральным правительством и Банком России людей, умеющим управлять экономикой и взявшим на вооружение здравые идеи, позволило спасти наше народное хозяйство от коллапса и «дотянуть» до повышения мировых цен на нефть. Но назначенное вторым российским президентом правительство использует «нефтяную передышку» исключительно для погашения внешнего долга, не запуская имеющиеся потенциальные механизмы экономического подъема, и недостаточно финансируя социальные программы.

Поэтому в последние годы проблема наполнения федерального бюджета, являющегося главной казной государства, а также бюджетная политика распределения расходов, находится в центре внимания оппозиционных правительству партий, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, независимых экспертов, журналистов, финансистов, ученых, общественности. Результатом этого внимания является не только критика правительственного бюджетного курса, но и разработка программы мер активной промышленной политики, включая ее бюджетно-налоговые аспекты, разработка обоснованных альтернативных правительству бюджетов на предстоящие финансовые годы. Но правительство мало прислушивается к голосу общественности. Это демонстрирует очередной принятый бюджет, в котором сохранены прежние концептуальные установки макроэкономической и бюджетно-налоговой политики, касающиеся источников бюджетных доходов и приоритетов расходов, включая императив первоочередного обслуживания и погашения внешнего долга, при отказе государства от выполнения своих бюджетных обязательств перед гражданами.

Как видим проблема государственных доходов и расходов, актуальна, и вполне очевиден выбор обозначенной темы исследования. Как представляется автору, в последние годы расходы государства на социальную сферу имеют негативную тенденцию снижения, при этом правительство мотивирует это недостаточностью бюджетных ресурсов. Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.

Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: предстоит дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы, начиная с 2000 года; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета текущего года, и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Для решения поставленных задач в данной работе применялись методы анализа и сравнения относительных показателей расходов и доходов федерального бюджета.


1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны

Под доходами государства понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.

Государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливая налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд – содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. В чем же заключается роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики?

Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. В этом случае происходит огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения части доходов в бюджетный фонд и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямое воздействие с его стороны оказывает влияние на некоторые экономические показатели. Например, установление прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены:

— расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации;

— объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы;

— величина потребления вновь созданной стоимости и др.

Государство или органы местной власти, увеличивая суммы налогов от прибыли хозяйствующих субъектов, ограничивают их производственные возможности, при снижении уровня налоговых изъятий последние повышаются. Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий.

Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирования расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованные (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относятся косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Государственные доходы, как и расходы, любого государства, находят свое нормативное закрепление в государственном бюджете. Обратимся к толковому словарю современных бюджетных терминов.[[1] ] Бюджет – «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». Следовательно, акцент делает на бюджет как документ соответствующего содержания. Бюджет государственный – «система определенных д

mirznanii.com

45.Государственный бюджет. Государственные расходы и доходы.

скрыть вопрос

 

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

военные;

экономические;

на социальные цели;

на внешнеполитическую деятельность;

на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Скрыть

46.Эффект мультипликатора. Денежный мультипликатор.

скрыть вопрос

Важную роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода). Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования.  Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада.  Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение. Рассматривая эффект мультипликации, нужно иметь в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы.  Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса. Как известно, инвестиционная деятельность наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, например, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. Понимание мультипликационных взаимосвязей необходимо и для уяснения особенностей экономических сдвигов в условиях переходной экономики, именно по этому эта тема актуальна для рассмотрения. Выясним же, как мультипликатор воздействует на сферу экономики, какие есть виды мультипликатора ,и какое назначение у каждого из них. 

 

Скрыть

studfiles.net

45. Государственный бюджет. Государственные доходы и расходы.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  1. военные;

  2. экономические;

  3. на социальные цели;

  4. на внешнеполитическую деятельность;

  5. на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

  2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

  3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

46. Эффект мультипликатора. Денежный мультипликатор.

Важную роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода). Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования.  Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада.  Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение. Рассматривая эффект мультипликации, нужно иметь в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы.  Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса. Как известно, инвестиционная деятельность наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, например, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. Понимание мультипликационных взаимосвязей необходимо и для уяснения особенностей экономических сдвигов в условиях переходной экономики, именно по этому эта тема актуальна для рассмотрения. Выясним же, как мультипликатор воздействует на сферу экономики, какие есть виды мультипликатора ,и какое назначение у каждого из них. 

studfiles.net

39) Государственные доходы и расходы и их характеристика.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности

  • доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;

  • экономические;

  • на социальные нужды;

  • на внешнеполитическую деятельность;

  • на содержание аппарата управления.

40) Принципы и функции кредита.

Функции кредита:

1) Перераспределительная – посредством которой происходит аккумуляция ден. рес-ов в одних сферах деятельности и направления в другие.

2) Экономия издержек обращения – существует временный разрыв между поступлением и расходованием денежных средств у хозяйствующих субъектов, это может вызвать как избыток так и недостаток денежных средств, на этот период могут быть использованы ссуды на восполнение временного недостатка оборотных средств – это ускоряет оборачиваемость капитала, следовательно экономятся издержки обращения на еденницу продукции.

3) Ускорение концентрации капитала – вытекает из первых 2-х функций, когда происходит перераспределение капитала в приоритетные отрасли. Заемные средства позволяют расширить масштабы производства и увеличить массу прибыли.

4) Обслуживание товарооборота – в процессе реализации этой ф-ции, кредит активно воздействует на ускорение не только товарного, но и денежного обращения, вытесняя из него в частности наличные деньги, вводя в сферу обращения безналичный денежный оборот.

5) Ускорение НТП – большинство научных центров не могут существовать без кредитных ресурсов, т.к. они имеют большой разрыв между первичным вложением капитала в исследование т реализацией ГП. Могут привлекаться среднесрочные и долгосрочные ссуды банка.

Принципы кредита:

1) Возвратность – означает что банк может сужать стоимость на таких условиях и на такие цели, которые обеспечивают высвобождение ссуженной стоимости и ее обратный приток в банк.

2) Срочность – означает что кредит должен быть возвращен в строго определенный срок.

3) Платность – осуществляется через механизм банковского %. Размер %-й ставки устанавливается соглашением сторон и фиксируется в кредитном договоре.

4) Дифференцированность – банки не должны однозначно подходить к своим клиентам, претендующим на получение кредита.

41) Классификация государственных займов.

1) По субъектам заемных отношений:

  • размещаемые централизованными органами власти и управления

  • Размещаемые местными органами власти и управления.

2) Место размещения государственных займов:

  • внутренние – займы, размещаемые на внутреннем финансового рынке;

  • внешние – займы, размещаемые на внешнем финансового рынке.

3) Обращаемость на рынке:

  • рыночные – свободно продаются и покупаются на финансовом рынке;

  • нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев, не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4) Сроки привлечения средств:

  • краткосрочные – срок погашения не более 1 года;

  • среднесрочные – от 1 года до 5 лет;

  • долгосрочные – от 5 лет.

5) Обеспечение государственных займов:

  • закладные займы – которые обеспечиваются конкретным доходом или имуществом;

  • беззакладные займы – облигации, в кач-ве обеспечения которых выступает все гос-ное исущество.

6) Характер выплаты дохода:

  • выйгрышные займы – по этим облигациям доходы выплачиваются на основе лотереи, розыгрыша;

  • процентные займы – по этим облигациям доходы выплачиваются в виде %;

  • Облигации с нулевым купоном.

7) Обязанности заемщика:

  • с правом досрочного погашения — в связи с изменениями на финансовом рынке;

  • без права досрочного погашения.

studfiles.net

Доходы и расходы государства.

Государственные финансы являются экономической категорией, сущность которой проявляется в выполнении ей соответствующих функций.

Под функциями ГФ понимают два тесно связанных процесса:

1) мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства;

2) использование аккумулированных средств на различные государственные потребности.

Первый находит свое отражение в государственных доходах, а другой – в государственных расходах.

Государственные доходы – сумма средств, которые мобилизуются государством для обеспечения своей деятельности. Основное назначение системы государственных доходов – создание надежной финансовой базы для обеспечения финансовой деятельности государства.

Государственные доходы могут формироваться на возвратной и безвозвратной основе. Возвратные – это государственные займы. Безвозвратные – доходы от собственности государства и доходы, которые поступают от других субъектов распределительных отношений на законодательной основе.

 

 

Государственные доходы

 

Централизованные Децентрализованные

    
  
 
 

Прямое получение

Целевые фонды Бюджет доходов

    
 
  
 

 

 

Налоги и обязательные платежи Государственные займы

 

Поступления от государственного имущества и угодий

Централизованные концентрируются в бюджете государства и фондах целевого назначения. По методу мобилизации они подразделяются на налоговые, заемные, поступления от государственного имущества и угодий.

Децентрализованные доходы размещаются на государственных предприятиях. В свою очередь, часть из них централизуется в бюджете и фондах целевого назначения. При этом государство относительно своих предприятий может применять, как налоговый метод мобилизации средств, так и прямое получение доходов.

Необоснованно высокая часть централизации финансовых ресурсов создает негативные последствия, поскольку централизованно тяжело вести рациональное распределение и обеспечивать его эффективное выполнение. Однако снижение централизации при условии сохранения на высоком уровне государственной собственности может привести к бесхозяйственности и разные нарушения в распределении и использовании финансовых ресурсов и в конце-концов – финансовому разладу в государстве.



Методы мобилизации государственных доходов:

1) налоговый – является наиболее важным, поскольку налоги обеспечивают основную чпсть государственных доходов.

Налоги – это экономические отношения, которые возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу принудительного взыскания части вновь созданной стоимости в денежной форме, ее получение и распределение для финансирования государственных расходов. Они являются выходной категорией финансов, экономической базой функционирования государства и важной финансовой формой регулирования рыночных отношений. Налоги – это главный доход государственной казны.

2) государственный кредит (займы) – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством, как заемщиком и кредиторами – физическими и юридическими лицами (частными лицами, финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами и международными финансовыми организациями) в процессе формирования общегосударственного фонда денежных ресурсов.

Госкредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, поскольку является источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизовываться средства в фонды целевого назначения или под целевые проекты. Кроме того, к системе госкредита относятся займы, которые предоставляются под государственные гарантии и пополнение валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда.

3) эмиссионный доход – это денежные отношения между государством и физическими и юридическими лицами в процессе функционирования которого государство получает доход от эмиссии, что приводит к обесценению и сокращению реальных доходов населения. Чрезмерный выпуск денег в оборот является отрицательной формой принудительного займа, т.к. приводит к снижению их покупательной силы. В результате происходит инфляция – переполнение каналов денежного оборота чрезмерной массой обесценения денег, рост цен.

Государственные расходы – сумма средств, которые расходуются государством в процессе осуществления её финансовой деятельности.

Система государственных расходов предназначена обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств. Она характеризует государственную политику финансового обеспечения и социально-экономического развития страны.

По уровню размещения государственные расходы также подразделяются на централизованные и децентрализованные.

По роли в общественном производстве расходы подразделяются на текущие и расходы на развитие (капитальные).

По форме финансирования расходы делятся на:

1) государственные кредиты – это финансовая поддержка государства и другим предприятиям, в которых около 50% имущества является государственной собственностью. Финансовую поддержку в форме бюджетного займа в Украине предоставляет Минфин на договорных условиях. Осуществляется она как правило на платной основе, при утверждении проекта использования средств, которая предоставляется как поддержка.

В отдельных случаях государство может быть кредитором (при выдаче кредитов другим странам) или гарантом с долговыми обязательствами предприятий своей страны. Средства, которые мобилизуются с помощью государственного кредита, поступают в бюджет. Они могут использоваться как необоснованные бюджетные расходы, так и на конкретные проекты – при выпуске целевых займов.

2) государственные дотации – это форма бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений, которые предоставляют услуги или изготавливают необходимые товары, расходы на производство которых превышают цену продаж.

3) субсидии и выплаты – относят все формы вмешательства государства в экономическую деятельность, вследствие которых изменяются цены на товары или фактор производства. Т.е. это выплаты государства в пользу субъекта предпринимательской деятельности, если эта выплата ограничивается определенной областью, определенной целью экономической политики, определенным регионом, определенным производственным фактором. В условиях рыночной экономики к субсидиям также относятся трансферты – это платежи домохозяйствам и частным организациям, которые существенно влияют на структуру экономики.

4) сметное финансирование – обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций социально-культурных сферы, обороны, органов государственного управления, органов правоохранительной системы и органов безопасности, органов судебной власти и прокуратуры. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основании документов – смет.

5) государственное финансирование инвестиций – государственные инвестиции в основные объекты экономического и социального развития.

В современных условиях усиливается роль и значение управления финансовыми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства.

Управление ГФ – это совокупность форм и методов целенаправленного влияния государства на формирование и использование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов управления.

Около 70% финансовых ресурсов государства составляют средства бюджета, поэтому бюджетный менеджмент является центральным звеном управления государственными финансами.

Бюджетный менеджмент направлен на управление бюджетными ресурсами в процессе их движения на всех этапах бюджетного процесса. Менеджмент государственных финансов имеет объект и субъект управления.

Объект управления – процесс создания и использования государственных фондов и фондов предпринимательских структур государственной формы собственности.

Субъект управления – финансовые органы государства.

Организационную и методическую работу по управлению государственными финансами в Украине осуществляет Минфин Украины. Его полномочия и основные функции определяются положением «Про Минфин Украины», которые утверждает Кабмин.



Дата добавления: 2017-12-03; просмотров: 227;


znatock.org

Государственные доходы и расходы

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:

1. мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;

2. использование их на различные государственные потребности.

Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй — государственных pacxодов.

— Привет, студент 😉

— Курсач/диплом/реферат быстро. Жми сюда

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично — национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним — национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных формах), займы и эмиссии.

Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

Предпочтительными являются налоговые методы формирования государственных доходов. В случае их недостаточности государства прибегают к заимствованиям на финансовом рынке. Если же налоговые и займовые поступления не покрывают государственных расходов, то используется денежно-кредитная эмиссия, ведущая к усилению инфляционных процессов в экономике.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.

Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства — экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Организационное построение системы государственных расходов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

·         целевое направление средств;

·         безвозвратность расходования государственных ресурсов;

·         соблюдение режима экономии.

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

самофинансирования;

бюджетного финансирования;

кредитного обеспечения

www.addere.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *