Госзаказы для малого бизнеса – Как получить первый госзаказ для своего бизнеса

Содержание

Госзаказы для малого бизнеса

Легко ли получить заказ на выполнение работ или на поставку товара за бюджетные деньги? Многие частные предприниматели ответят на этот вопрос отрицательно. Работать с муниципальными или государственными структурами не только сложно, но еще и очень рискованно. Однако в последнее время госзаказы для малого бизнеса стали более доступными благодаря значительным изменениям в законодательном поле, регулирующем госзакупки.

Где искать заказчиков

Согласно новым законодательным нормам, каждый муниципальный или государственный заказчик, формируя свой план закупок на будущий год, должен включать в него заказы для субъектов малого бизнеса.

Общий процент таких суммарных закупок на одну казенную организацию не должен быть менее 15% от всего ее годового объема закупок. А это значит, что каждое бюджетное учреждение, которое находится в регионе, обязывается законом одну восьмую часть своего финансирования направлять на сделки с малым бизнесом.

Так что возможности есть, и их достаточно. Субъекту малого предпринимательства только необходимо научиться с ними работать.

Что требуется

Информацию о том, какие госзакупки для малого бизнеса имеются в регионе предпринимателя, можно найти на официальном сайте по госзакупкам.

Работать с сайтом несложно:

  1. Для получения предварительной информации о тендерах даже не нужно проходить регистрацию. Достаточно задать в поисковой форме нужный регион.
  2. Для подачи заявок на участие в закупочных процедурах поставщику (субъекту малого предпринимательства) необходимо оформить электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на бирже госзакупок.
  3. Для изучения перспектив работы с региональными заказчиками поставщик имеет возможность изучить планы их закупок на текущий год. Эти планы опубликованы на странице заказчика.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, процесс закупок за государственные или муниципальные деньги – специфическая процедура. Чтобы выполнить ее максимально эффективно, необходимо пройти хотя бы короткий курс обучения. Такие курсы есть при каждом региональном центре поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

В чем сложности

Несмотря на общую привлекательность для предпринимателя, госзакупки имеют и ряд особенностей, которые могут отпугнуть бизнесмена, имеющего небольшой бизнес:
  • оплата взноса за участие в закупочных процедурах;
  • отсрочка платежа (фактически бизнесмен финансирует сделку, по которой госучреждение обязано расплатиться в установленный срок).

Эти условия могут сыграть отрицательную роль в плане извлечения предпринимателем экономической выгоды из участия в государственном заказе. Часто возникают ситуации, когда сделка не только не приносит прибыли, но и оказывается убыточной.

Однако некоторые предприниматели соглашаются терпеть краткосрочные убытки взамен на перспективу долгосрочной работы с государственным учреждением с возможностью улучшить условия поставок.

Государственные закупки – как выигрывать тендеры: Видео

Как заработать на госзакупках. Как малому бизнесу получить госзаказ. Личный опыт #бизнесвкедах

PRO Бизнес: Госзаказ для малого бизнеса

Госзаказ Москвы для малого бизнеса

Тендеры для субъектов малого предпринимательства (Госзакупки, Госзаказ).

Поделитесь материалом в соц сетях:

otendere.com

Госзаказы для малого бизнеса

Госзаказы, которые пугают малый бизнес

Чем невыгоден госзаказ для малого бизнеса

В условиях кризиса государство стало самым надежным и желанным всеми покупателем. Казалось бы, предприниматели всех мастей должны биться не на жизнь, а на смерть ради победы в различных тендерах на поставку своей продукции государственным структурам. Но практика в очередной раз разошлась с теорией. Оказалось, что госзаказ невыгоден малым предприятиям и они бегут от него.

Причина такого явления — структура системы государственных закупок в России. Она вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Прибавьте сюда все прочие гарантии и получите, по подсчетам экспертов, увеличение итоговых расходов компании до 150 процентов от стоимости контракта.

«С одной стороны, государство усиливает экономическую защиту заказчика: обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса, — говорит председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. — С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция».

В настоящее время от компаний, получивших госзаказ, зачастую требуют денежное обеспечение в размере 30 процентов от суммы контракта. И это не просто прихоть чиновников. Таким образом, государство защищается от недобросовестных поставщиков. Согласитесь, ведь куда сложнее компании исчезнуть после получения авансового платежа, если в залоге у заказчика лежит внушительная сумма ее денег.

Схема вполне логичная и имеющая право на существование. Если бы ни одно но. А этим «но» является тот факт, что Минэкономразвития и антимонопольщики, по словам Валерия Малиновского, рекомендуют государственным заказчикам не платить аванс, дабы не стать жертвой мошенников. В итоге государство получает от предпринимателей беспроцентный кредит, средства на который были изъяты из оборота компании. А что значит для небольшого предприятия взять и вывести из оборота более-менее солидную сумму, объяснять не стоит.

Участники рынка подчеркивают, что бывают случаи, когда государственный заказчик требует от небольшой компании денежное обеспечение контракта, причем весьма крупного, но в итоге не платит даже аванс. И получается, что исполнитель в течение нескольких месяцев выполняет контракт исключительно за свой счет (не забываем, что часть денег компании еще и находится в залоге у государства).

Мало того, предприниматель не избавлен от риска, что конечный результат не устроит заказчика по тем или иным показателям. Ощутимые финансовые потери в такой ситуации практически неизбежны, даже если предприниматель получил весьма крупный государственный заказ.

Впрочем, не смотря на столь пугающие цифры, интерес малого бизнеса к государственному заказу очень велик. Так, по предварительным оценкам ФАС, доля участия малого бизнеса в государственном заказе составляет не менее 30 процентов. При этом законодательно квота малых предприятий здесь определена в 10-20 процентов.

Но аналитики готовы поспорить с такими цифрами. Например, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов считает, что интерес частных предпринимателей к государственному заказу невелик, а одна из причин этого — сложившийся стереотип коррумпированной системы.

«Бизнесмены думают, что госзаказ — очень коррупционная сфера, — говорит Алексей Шестоперов. — Как следствие, они не видят там возможности выигрыша».

Расходится с цифрами ФАС и мнение председателя совета директоров МТС «Фабрикант.ру» Сергея Габестро. Он уверен, что малый бизнес находится за бортом госзаказа, практически не участвуя в нем.

Причиной такой ситуации Сергей Габестро считает 94-ый закон, регулирующий вопрос государственных закупок. По его мнению, дабы произошел рывок, данный закон стоит отменить.

«Даже Гражданский кодекс может регулировать систему более эффективно, — Уверен Сергей Габестро. — Чиновники так увлеклись борьбой с недобросовестными участниками, что практически отрезали от рынка малый и средний бизнес, заставив предпринимателей выстраиваться в единую очередь в Сбербанк за кредитом».

По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, сложившаяся система отражает, во-первых, продолжающийся кризис доверия в мировой экономике. Ставки банков, для малых и средних предприятий, к примеру, по-прежнему выше докризисных, ужесточились и требования к заемщику. Собственно государственная политика в области госзаказа отражает эту тенденцию в мировой экономике.

Во-вторых, существуют системные проблемы управления российской экономикой регуляторами. Они связаны с тем, что в условиях ослабления государственного контроля над финансовыми и сырьевыми потоками в российской экономике в ней усиливаются тенденции формирования «сильных» и «слабых» отраслей. При этом инвестиционный капитал концентрируется в избранных отраслях экономики, это финансы, девелопмент, розница, добыча и переработка сырья.

Как участвовать в госзакупках

Усиливается теневая, спекулятивная направленность инвестиций. Для решения этой проблемы, каких то изменений административно законодательного характера, в том числе в области госзаказов, будет не достаточно. Необходимо увеличение государственных инвестиций, создающих в производственном секторе базу для долгосрочных, прямых вложений, изначально более «прозрачных» по своей сути.

«Естественно, до определенного момента такая практика ведет к росту конкуренции среди малых предприятий, их укрупнению, параллельно, в российских условиях растет коррупционная составляющая данного процесса, — подчеркивает Александр Осин. — Его сложность и «не прозрачность» поддерживают такую тенденцию. В дальнейшем, мы действительно можем получить существенное сокращение активности инвесторов аукционов госзаказа».

Как рассказали в одной крупной веб-студии, пожелавшей не афишировать свое название, для них опыт участия в госзаказе оказался двояким.

«Мы выиграли несколько тендеров в Сибири на разработку сайтов для государственных учреждений, — говорит директор студии. — Но это скорее были исключения из правил. В большинстве случаях госзаказ получали другие компании, иногда без громкого имени и предлагавшие более дорогие и менее технологичные решения. При этом не могу сказать, что мы хорошо заработали на госзаказе. Прибыль с этих сайтов была ниже, чем с аналогичных проектов, создаваемых для коммерческих структур. Для нас это было, скорее, вопросом престижа и поводом громко заявить о себе в регионах, где наши позиции не самые сильные. Будем ли еще раз бороться за госзаказ — это пока вопрос открытый».

Еще предприниматели жалуются и на то, что после их «засветки» в системе госзаказа, различные проверяющие органы просто срываются с цепи.

«Мы несколько раз участвовали в госзаказе, причем далеко не всегда его получали, но всегда к нам приходили те или иные надзорные органы с очередной проверкой, — говорит директор небольшого производственного предприятия из Астрахани. — При этом проверки проходили с особым пристрастием, а нарушения пытались найти даже там, где их никогда не было и быть не могло».

Сергей Семенов

По материалам: Equipnet.ru

Многие малые предприятия обходят гостендеры

стороной. Однако на данный момент в этой сфере деятельности вполне реально не только заключить выгодный контракт, но и значительно расширить рынок сбыта и повысить продажи своего товара. Специалисты «Центра поддержки бизнеса» согласились разъяснить некоторые моменты, касающиеся преимущества тендеров для малого бизнеса и развеять некоторые заблуждения.

Что такое тендер? Это способ конкурентного отбора предложений, которые более всего подходят заказчику. Весь процесс закупок госзаказов регулируется Федеральным законом №44 ФЗ, который подробно разъясняет, каким образом на контрактной системе осуществляется обеспечение государственных и муниципальных нужд товарами, работами или услугами.

Преимущества тендерных продаж для малого бизнеса включают в себя:

· Все бесплатно. По сути, участник тратится только на электронно-цифровую подпись. Все остальное вполне реально найти на сайте госзакупок. Еще один важный момент – по представленному товару нет платного продвижения, то есть на рекламу тратиться не нужно.

· Не требует большого штата. Многие думают, что гостендеры похожи на финансовую биржу – множество сотрудников, постоянно говорящих по телефону или сидящих в интернете. На деле это не так, с закупками вполне справится один человек, который досконально знает предлагаемый продукт.

· Расширение рынка сбыта.

Торг уместен

Прежде всего, это касается тех продуктов, которые не привязаны к региону, например, IT-решения. Можно предлагать свои товары или услуги по всей стране. В ином случае расширение региона продаж идет по соседним областям.

· Планирование продаж. На электронных торговых площадках есть не только актуальная информация, но и сведения о прошлых торгах. То есть можно прогнозировать рост спроса на предлагаемый продукт в определенный сезон.

· Так называемые «дикие продажи». Сейчас на торгах по госзакупкам принимают участие не так много малых предприятий, у вас есть шанс сразу заполучить выгодный контакт.

Почему же предприниматели не стремятся принимать участие в закупке госзаказов? Причин этому несколько и все идет с тех времен, когда рынок госзакупок еще не был отрегулирован. Вот список наиболее частых заблуждений:

· — Тендеры проводятся только для крупных предприятий

· — Для участия в тендерах необходимы специальные знания и умения.

· — Необходимо иметь специальные разрешения и лицензии.

· — На электронных торгах могут обмануть.

· — Все тендеры куплены, принимать участие бесполезно.

Как показывает практика, эти заблуждения легко рассеиваются, стоит начать принимать участие в аукционах по госзакупкам.

Всего в РФ сейчас существует 5 рабочих операторов электронных торгов (сокращенно ЭТП).

Сбербанк АСТ

РТС-Тендер

ММВБ Информационные технологии

Единая электронная торговая площадка

ГУП Агентство по государственному заказу и инвестиционной деятельности Республики Татарстан.

Тендеры могут быть неконкурентными и конкурентными, последние более предпочтительнее в поиске госконтракта для малых предприятий. Запрос предложений, конкурс, запрос котировок, электронный аукцион – все это разновидности конкурентных тендеров. Участвовать в тендерах может любая компания, в том числе и индивидуальный предприниматель, который сможет предложить конкурентоспособную

ip-novosti.ru

Конкурс для смелых: как малому бизнесу получить госзаказ | Карьера и свой бизнес

Работа с большим государственным проектом подразумевала взаимодействие с жителями города, строгие сроки и высокие требования к предоставляемым сведениям. Разумеется, поначалу мы наступили на все грабли, которые только были, так как это был наш первый опыт в техподдержке. Так как проект социальный, сложность была в том, что каждый «заказчик» требовал свое. Департамент информационных технологий требовал, чтобы все было в соответствии с документами, а пользователи портала — чтобы проблемы как можно скорее решались. Зачастую все эти требования противоречили друг другу.

Приходилось учитывать интересы всех сторон одновременно. А у разработчиков портала, в свою очередь, были свои условия работы – свой план, которому они должны следовать. И когда требовалась доработка, её нужно было сначала включить в план, что занимало много времени. А эти доработки могли быть сложными, вплоть до неработоспособности некоторых функций.

Самое тяжелое в госзаказе — это конкурсы. Требования и условия проведения регламентированы федеральными законами, отточенными годами. Для того чтобы выиграть конкурс, необходимо быть профессионалом своего дела: изучить сроки, регламент проведения, последовательность шагов и многое другое. Рекомендуется даже выделять под работу с госзаказами отдельного сотрудника, который сможет профессионально работать с компаниями этого сектора. Пройдя все трудности на первых этапах, выиграв государственный контракт, компания может рассчитывать на долгосрочное сотрудничество и стабильный доход.

Опасный момент

Зачастую работа по госконтрактам — это работа с социально значимыми и интересными проектами. В сфере информационных технологий проекты могут быть различными, например разработка, администрирование или техническая поддержка государственных систем. В каждом проекте, в каждой отдельной госорганизации необходимо использовать индивидуальный подход. В некоторых случаях у специалистов госкомпаний отсутствует опыт работы в сфере высоких технологий и стоит помочь им в написании технической документации. После внедрения системы стоит провести обучение специалистов заказчика, подробно объяснив, как пользоваться внедренной системой.

Сравнивая государственную и негосударственную организацию, можно сказать, что негосударственная зачастую берет на себя больше ответственности за результат. Она четко понимает, что за любую дополнительную работу или переработку необходимо платить.

Работая над примерно одинаковыми проектами с государственной и негосударственной организациями, можем отметить, что фронт работ у госзаказчика был шире, требования более специфичные. Наши специалисты помогали и консультировали специалистов госзаказчика 24/7, иногда оставались работать внеурочно, дорабатывая функционал внедряемой системы. Несмотря на переработки, результатом именно этого проекта остались довольны все. Был реализован не обычный внутренний корпоративный, а большой социальный проект, которой в корне изменил подход к ведению проектов и выработке решений государственной организации и ее партнеров.

В связи с общей цифровизацией государства большинство структур уже перебралось в онлайн. Имея в своей копилке проекты, знайте, что работы по контракту могут убежать вперед или, наоборот, отставать от графика. Иногда работы могут даже заменять друг друга, особенно если от этого зависит корректность взаимодействия органов исполнительной власти и граждан.

Еще одной особенностью работы с госорганизациями является их многоуровневая структура, что заметно увеличивает время согласования отчетной документации и, как следствие, поступление оплаты за выполненные обязательства. Поэтому нужно обращать внимание на сроки приемки документации и оплаты работ заказчиком, которые прописываются в условиях госконтракта или руководствуются гражданским кодексом. От размеров этих сроков зависит длительность кассового разрыва. Это еще один аспект, с которым сталкиваются компании, работающие с госзаказчиком, — нужно уметь рационально планировать бюджет компании.

Каким современным трендам следуют госкомпании?

Сейчас госкомпании следят за общими трендами, в том числе и в сфере высоких технологий. С веб-версий различных сервисов переходят в мобильные приложения, используют Big Data, машинное обучение, привлекают роботов для автоматизации процессов и повышения уровня качества. А это требует готовности исполнителя быстро реагировать на изменения и гибко менять процессы и подходы к реализации проекта.

Работа по госзаказу — это понимание того, что проект делается для городского, государственного или федерального уровня. Это проект, который прошел многоступенчатую и многослойную проверку, обоснование, взвешен настолько, что принято решение потратить на это деньги из госбюджета.

Здесь не пройдет маневр как на коммерческом рынке — сделать «сферического коня в вакууме», который потом, может, и не понадобится никому, здесь масштабы и ответственность за результат глобальнее. А когда проект касается взаимодействия с гражданами, это требует более повышенных требований к результату.

www.forbes.ru

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС)

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.

Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Реестр МСП России

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России).

В реестр включены сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП, содержащиеся в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных налогового учета.

Субъекты МСП в заявительном порядке вправе включить в реестр сведения о производимой продукции, об имеющемся опыте участия в закупках, об участии в программах партнерства с крупнейшими заказчиками.

Сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП обновляются ежегодно 10 августа. Часть сведений (о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, об исключении сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность, об изменении индивидуализирующих предпринимателя данных, о данных, которые субъект МСП дополнительно вносит в реестр) обновляется ежемесячно.

Портал информационных ресурсов для предпринимателей АО «Корпорация МСП» Бизнес-навигатор МСП

Информационно-аналитическая система Бизнес-навигатор МСП создана Корпорацией МСП в целях оказания предпринимателям маркетинговой и информационной поддержки. Он включает маркетинговый инструментарий, направленный на снижение рыночных рисков при открытии и расширении бизнеса путем раскрытия доступных рыночных ниш и расчета на системной основе потенциала продаж и финансово-экономических показателей.

В Бизнес-навигаторе МСП отобраны 90 наиболее распространенных видов локализованного бизнеса, преимущественно услуг, по таким направлениям как общественное питание, розничная торговля, бытовые услуги, сервисные услуги и др. Для каждого из них определен перечень типовых форматов ведения бизнеса и разработаны бизнес-планы с маркетинговыми стратегиями, инвестиционными и операционными затратами, финансово-экономическими результатами и окупаемостью инвестиций. Всего разработано около 300 примерных бизнес-планов.

Базовой функцией Бизнес-навигатора МСП также является предоставление доступа в режиме «одного окна» к информации обо всех видах федеральной, региональной и муниципальной поддержки предпринимателей, финансово-кредитных продуктах.

С помощью Бизнес-навигатора МСП можно

  • Выбрать бизнес
  • Рассчитать примерный бизнес-план
  • Найти, где взять кредит и оформить гарантию
  • Узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса
  • Подобрать в аренду помещение для бизнеса
  • Быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков
Информационно-коммуникационный сервис для МСП «ТАСС-Бизнес»

Информационное агентство России «ТАСС» в партнерстве с АО «Корпорация МСП» запустило ряд бесплатных сервисов для субъектов МСП с использованием новой современной онлайн-площадки бизнес-коммуникаций «ТАСС-Бизнес».

Субъектам МСП доступны сервисы быстрой комплексной проверки контрагентов по более чем 15 параметрам; удобного поиска по объявлениям о закупках; размещения актуальных контактов и объявлений о своей компании; аналитической поддержки.

Для крупных компаний «ТАСС-Бизнес» предлагает сервисы, облегчающие поиск и взаимодействие с потенциальными поставщиками, что поможет сделать закупочную деятельность таких компаний, в том числе с государственным участием, более эффективной.

Электронная цифровая подпись

Для участия в торгах на электронных торговых площадках необходимо использование электронной цифровой подписи (ЭП). Заказчики и поставщики обмениваются электронными документами, которыми подтверждается определенная ответственность сторон за действия, совершаемые в системе. Юридическую значимость этих документов обеспечивает электронная подпись (ЭП). С помощью нее электронные документы получают ту же юридическую силу, что и традиционные, бумажные документы, подписанные собственноручно. Легитимность использования ЭП регламентирована Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

ЭП позволяет:

1. Однозначно устанавливать авторство электронных документов.
2. Исключать возможность подделки подписанных документов.
3. Снизить правовые и операционные риски организаторов и участников торговых процедур.

www.b2b-center.ru

Госзаказы, которые пугают малый бизнес

Автор:

Сергей Семенов 

В условиях кризиса государство стало самым надежным и желанным всеми покупателем. Казалось бы, предприниматели всех мастей должны биться не на жизнь, а на смерть ради победы в различных тендерах на поставку своей продукции государственным структурам. Но практика в очередной раз разошлась с теорией. Оказалось, что госзаказ невыгоден малым предприятиям и они бегут от него.

Причина такого явления — структура системы государственных закупок в России. Она вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Прибавьте сюда все прочие гарантии и получите, по подсчетам экспертов, увеличение итоговых расходов компании до 150 процентов от стоимости контракта.

«С одной стороны, государство усиливает экономическую защиту заказчика: обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса, — говорит председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. — С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция».

В настоящее время от компаний, получивших госзаказ, зачастую требуют денежное обеспечение в размере 30 процентов от суммы контракта. И это не просто прихоть чиновников. Таким образом, государство защищается от недобросовестных поставщиков. Согласитесь, ведь куда сложнее компании исчезнуть после получения авансового платежа, если в залоге у заказчика лежит внушительная сумма ее денег.

Схема вполне логичная и имеющая право на существование. Если бы ни одно но. А этим «но» является тот факт, что Минэкономразвития и антимонопольщики, по словам Валерия Малиновского, рекомендуют государственным заказчикам не платить аванс, дабы не стать жертвой мошенников. В итоге государство получает от предпринимателей беспроцентный кредит, средства на который были изъяты из оборота компании. А что значит для небольшого предприятия взять и вывести из оборота более-менее солидную сумму, объяснять не стоит.

Участники рынка подчеркивают, что бывают случаи, когда государственный заказчик требует от небольшой компании денежное обеспечение контракта, причем весьма крупного, но в итоге не платит даже аванс. И получается, что исполнитель в течение нескольких месяцев выполняет контракт исключительно за свой счет (не забываем, что часть денег компании еще и находится в залоге у государства).

Мало того, предприниматель не избавлен от риска, что конечный результат не устроит заказчика по тем или иным показателям. Ощутимые финансовые потери в такой ситуации практически неизбежны, даже если предприниматель получил весьма крупный государственный заказ.

Впрочем, не смотря на столь пугающие цифры, интерес малого бизнеса к государственному заказу очень велик. Так, по предварительным оценкам ФАС, доля участия малого бизнеса в государственном заказе составляет не менее 30 процентов. При этом законодательно квота малых предприятий здесь определена в 10-20 процентов.

Но аналитики готовы поспорить с такими цифрами. Например, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов считает, что интерес частных предпринимателей к государственному заказу невелик, а одна из причин этого — сложившийся стереотип коррумпированной системы.

«Бизнесмены думают, что госзаказ — очень коррупционная сфера, — говорит Алексей Шестоперов. — Как следствие, они не видят там возможности выигрыша».

Расходится с цифрами ФАС и мнение председателя совета директоров МТС «Фабрикант.ру» Сергея Габестро. Он уверен, что малый бизнес находится за бортом госзаказа, практически не участвуя в нем.

Причиной такой ситуации Сергей Габестро считает 94-ый закон, регулирующий вопрос государственных закупок. По его мнению, дабы произошел рывок, данный закон стоит отменить.

«Даже Гражданский кодекс может регулировать систему более эффективно, — Уверен Сергей Габестро. — Чиновники так увлеклись борьбой с недобросовестными участниками, что практически отрезали от рынка малый и средний бизнес, заставив предпринимателей выстраиваться в единую очередь в Сбербанк за кредитом».

По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, сложившаяся система отражает, во-первых, продолжающийся кризис доверия в мировой экономике. Ставки банков, для малых и средних предприятий, к примеру, по-прежнему выше докризисных, ужесточились и требования к заемщику. Собственно государственная политика в области госзаказа отражает эту тенденцию в мировой экономике.

Во-вторых, существуют системные проблемы управления российской экономикой регуляторами. Они связаны с тем, что в условиях ослабления государственного контроля над финансовыми и сырьевыми потоками в российской экономике в ней усиливаются тенденции формирования «сильных» и «слабых» отраслей. При этом инвестиционный капитал концентрируется в избранных отраслях экономики, это финансы, девелопмент, розница, добыча и переработка сырья. Усиливается теневая, спекулятивная направленность инвестиций. Для решения этой проблемы, каких то изменений административно законодательного характера, в том числе в области госзаказов, будет не достаточно. Необходимо увеличение государственных инвестиций, создающих в производственном секторе базу для долгосрочных, прямых вложений, изначально более «прозрачных» по своей сути.

«Естественно, до определенного момента такая практика ведет к росту конкуренции среди малых предприятий, их укрупнению, параллельно, в российских условиях растет коррупционная составляющая данного процесса, — подчеркивает Александр Осин. — Его сложность и «не прозрачность» поддерживают такую тенденцию. В дальнейшем, мы действительно можем получить существенное сокращение активности инвесторов аукционов госзаказа».

Как рассказали корреспонденту Equipnet.ru в одной крупной веб-студии, пожелавшей не афишировать свое название, для них опыт участия в госзаказе оказался двояким.

«Мы выиграли несколько тендеров в Сибири на разработку сайтов для государственных учреждений, — говорит директор студии. — Но это скорее были исключения из правил. В большинстве случаях госзаказ получали другие компании, иногда без громкого имени и предлагавшие более дорогие и менее технологичные решения. При этом не могу сказать, что мы хорошо заработали на госзаказе. Прибыль с этих сайтов была ниже, чем с аналогичных проектов, создаваемых для коммерческих структур. Для нас это было, скорее, вопросом престижа и поводом громко заявить о себе в регионах, где наши позиции не самые сильные. Будем ли еще раз бороться за госзаказ — это пока вопрос открытый».

Еще предприниматели жалуются и на то, что после их «засветки» в системе госзаказа, различные проверяющие органы просто срываются с цепи.

«Мы несколько раз участвовали в госзаказе, причем далеко не всегда его получали, но всегда к нам приходили те или иные надзорные органы с очередной проверкой, — говорит директор небольшого производственного предприятия из Астрахани. — При этом проверки проходили с особым пристрастием, а нарушения пытались найти даже там, где их никогда не было и быть не могло».

www.equipnet.ru

Как участвовать в госзакупках и выиграть тендер

Электронные торговые площадки позволяют получать крайне выгодные предложения от организаций в самых различных отраслях. Они работают по принципу аукционов – заказ получает компания с самым заманчивым предложением. Принять участие в них может любая организация, однако для того, чтобы одержать победу, необходимо знать правила и алгоритмы работы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

8 (800) 511-91-49
Это быстро и бесплатно!

Принцип работы системы госзакупок

Если рассматривать государство с точки зрения коммерческой структуры, то, как и любая организация, оно нуждается в оказании определенного рода услуг. Поскольку масштаб работы государства огромен и затрагивает абсолютно все сферы жизни, то и перечень необходимых услуг практически неограничен.

Каждое направление развития экономики или государственный институт – образование, космонавтика, сельское хозяйство и пр., периодически нуждается в работниках извне.

При этом, поскольку оплата этих услуг производится из бюджета, состоящего, в том числе, из налоговых отчислений, процесс выбора подрядчика должен быть максимально прозрачным. Поэтому распределение заказов происходит с помощью тендеров.

Выполнив требования, любая организация может предложить свои условия выполнения заказа и назначить собственную цену. Если эта цена окажется самой выгодной среди прочих предложений, компания получит заказ.

Несмотря на первоначальную простоту системы, многие организации часто прибегают к законным хитростям, с помощью которых оказывают влияние на выбор подрядчика. Чтобы не стать жертвой обстоятельств и грамотно построить бизнес на госзакупках, важно хорошо изучить работу системы.

Виды торгов

В России законодательно утверждено несколько разновидностей торгов, с помощью которых обеспечивается максимально честное и не предвзятое распределение заказов.

Открытый конкурс

Это наиболее распространенный способ организации госзаказов. Информация о заказе размещается в СМИ, в том числе печатных, на тематических сайтах – используются все каналы, чтобы найти оптимального заказчика.

Для того, чтобы провести полноценный открытый конкурс, необходимо подготовить большой объем материалов, все условия должны быть документально зафиксированы. В течение месяца собираются заявки, после чего происходит процедура вскрытия и учрежденная комиссия решает, кому доверить выполнение заказа.

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс отличается тем, что заказчик сам устанавливает круг исполнителей, которые могли бы справиться с заказом. Это может быть связано с конфиденциальностью информации или узкой направленностью работы. Также закрытый конкурс может проводиться в случае, если ознакомление с многочисленными заявками является нерентабельным, а расходы на него превышают стоимость выполнения работ.

Аукцион

Для закрытого аукциона характерно то, что все процедуры проходят с максимальной степенью конфиденциальности. Это необходимо для того, чтобы обезопасить заказчика от возможного сговора.

Аукционы, как и конкурсы, могут также быть и открытыми, и закрытыми. Исполнитель выбирается по принципу самой низкой стоимости оказания услуги. Понижать ставки на аукционе можно по строго установленным параметрам, регламентируемым законодательно.

Электронный аукцион

Электронный аукцион проходит исключительно на электронных торговых площадках, аккредитованных контролирующим органом.

Подать заявку можно только через интернет, отслеживать информацию о проведении аукциона также следует на специальном сайте.

С 2011 года все субъекты РФ законодательно принуждены устраивать открытые электронные аукционы. Современные технологии позволяют снизить риск преступного сговора и делают процесс выбора исполнителя для госзакупок предельно честным.

Запрос котировок

Способ применяется тогда, когда речь идет о производстве линейной продукции для неограниченного круга лиц. Запрос котировок является самой быстрой процедурой оформления заказов на госзакупках.

Кто может принимать участие

Предприниматели часто обращаются к юристам с вопросом о том, может ли ИП участвовать в госзакупках: в открытых конкурсах и аукционах могут участвовать и ИП, и ЮЛ. ИП не могут принимать участие только в заказах в тех отраслях, которые требуют учреждения юридического лица (ООО, ЗАО или ОАО).

Для принятия участия в закрытых аукционах и конкурсах необходимо полностью соответствовать требованиям заказчика и иметь успешный опыт работы в выбранной категории бизнеса. ИП или ЮЛ никак не может повлиять на включение его в список потенциальных исполнителей кроме как отличной репутацией и привлекательными ценами.

Чтобы подавать заявки на участие в тендерах, необходимо получить электронную цифровую подпись и пройти процесс регистрации на одной из аккредитованных площадок госзакупок.

Как заработать на госзакупках: пошаговая инструкция

В настоящее время работать с госзакупками удобнее всего через электронные аукционы: все организации и субъекты РФ законодательно обязаны выставлять заказы на аккредитованных порталах. Разобраться, как работать с госзакупками в электронном виде, намного проще, чем с традиционным аналогом. К тому же, отслеживать появление новых тендеров в режиме онлайн гораздо удобнее. Чтобы выиграть тендер, предварительно следует выполнить следующие действия.

  • Получение ЭЦП

Электронная цифровая подпись необходима каждому предпринимателю или юридическому лицу.

Она полностью эквивалентна стандартной подписи и позволяет осуществлять все операции с помощью интернета. Кроме того, для осуществления некоторых отдельных видов бизнеса наличие такой подписи необходимо для электронной отчетности.

Получить ЭЦП можно в специальном удостоверяющем центре, который прошел проверку и имеет сертификат на предоставление таких услуг.

Для получения понадобятся паспорт, СНИЛС, свидетельство о присвоении статуса ИП или ООО. После того, как документы будут оформлены и ключ готов, заявитель получает ключ, записанный на флеш-карту. Процесс оформления занимает от 2-3 до 10 рабочих дней.

  • Выбор площадки

После того, как ключ будет готов, потенциальному исполнителю необходимо выбрать площадку. На сегодняшний день официальную аккредитацию в России прошли следующие порталы:

Единая информационная система в сфере закупок;

  1. Сбербанк-АСТ;
  2. РТС-тендер;
  3. ОАО «Госзакупки»;
  4. Агентство по госзаказам, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Татарстана.
  • Прохождение аккредитации

Чтобы участвовать в тендерах на одном из этих ресурсов, необходимо пройти процедуру аккредитации, причем для каждого портала отдельно. Для того, чтобы пройти аккредитацию, необходимо заполнить форму регистрации и приложить все учредительные документы: выписку из госреестров, свидетельство, устав, доверенность на участие в торгах (если в них принимает участие не сам руководитель организации) и пр.

В течение 5 дней администраторы портала рассмотрят заявку, проверят действительность всех представленных документов. После этого последует либо подтверждение с последующим доступом ко всем действующим заказам, либо отказ с подробным объяснением причин.

Комментарии, как правило, бывают связаны с отсутствием какого-либо документа.

  • Перевод денег на счет

Следующий шаг к тому, как участвовать в госзакупках, выиграть тендер и получить высокодоходный заказ заключается в том, чтобы разместить средства на собственном счете в рамках выбранной площадки.

При подаче заявки на счете будет удерживаться от 2% до 5% от стоимости заказа. После того, как аукцион будет завершен, сумма вернется обладателю и ее можно будет при необходимости беспрепятственно вернуть. Без наличия средств на счете поставщик не имеет права отправить заявку на выполнение заказа.

Таким образом, это обязательное условие для работы на госзакупках.

  • Составление заявки

Формирование заявки – немаловажный этап в работе с госзакупками. От того, насколько корректно будет сформирован ее текст, зависит успех потенциального исполнителя. Она состоит из двух частей: анонимной и информационной.

В анонимной части содержится информация о согласии на проведение работ, подробное описание услуги и процесса ее выполнения. Во второй части заявки содержатся сведения об участнике, необходимая документация.

Заказчик получает информацию из первой части и передает ответ оператору портала, который, в свою очередь, имея полную информацию об исполнителе, связывается с ним и сообщает ответ: отрицательный или положительный.

Госзакупки: как начать работать и зарабатывать

Существует несколько правил, при соблюдении которых вероятность получить выгодный заказ существенно возрастает. Заинтересовавший заказ необходимо отслеживать до конца – заказчик в любой момент может изменить условия, сославшись на ошибку, и таким образом подыгрывать определенному исполнителю. При этом осуществление госзакупок должно быть полностью прозрачным и конкурентным.

Опасность представляют заказы, на которых цена установлена в несколько раз ниже рыночной. Как правило, это свидетельствует о недобросовестном заказчике.

Чтобы не сталкиваться с обманом, необходимо составлять собственный черный список и избегать работы с такими работодателями.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 511-91-49
Это быстро и бесплатно!

vashbiznesplan.ru

Точки роста для малого бизнеса: государственные торги и тендеры

28 января 2016

Максим Конопляников – о том, как малые предприниматели могут принять участие в госзакупках

IT-инструменты, которые использует Максим Коноплянников
  • 1С-ЭТП
  • MODx
  • Сервисы Google

Если ваша компания никогда не участвовала в электронных торгах, то, возможно, сейчас – в ситуации падения спроса — самое время пересмотреть своё к ним отношение. Во-первых, это эффективный способ выйти на новые рынки сбыта и найти новых клиентов. Во-вторых, — возможность предложить свои услуги платежеспособным государственным организациям. Генеральный директор центра «ПолучиКонтракт.рф» Максим Конопляников рассказал Biz360 о том, почему он запустил бизнес в сфере госзакупок и как можно поучаствовать в торгах и тендерах.

Досье

Максим Конопляников, предприниматель, основатель и руководитель консалтинговой компании  YesFinance и центра  «ПолучиКонтракт.рф». Закончил Всероссийскую академию внешней торговли по специальности «финансы и кредит/банковское дело». Будучи на пятом курсе академии, возглавлял отдел валютных операций коммерческого банка. С 2002 по 2006 жил в Новой Зеландии, где обучался в Технологическом институте Юнитек, а также занимался собственным строительным бизнесом. В 2007 году вернулся в Санкт-Петербург и несколько лет работал на руководящих позициях в ряде банков. В 2013 году дал старт двум собственным проектам – YesFinance и «ПолучиКонтракт.рф», оказывающим консалтинговые услуги для бизнеса.

О старте бизнеса

Идея создания консалтингового центра возникла ещё в то время, когда я жил в Новой Зеландии. Там, например, в каждом банке есть специальные бизнес-пакеты для тех, кто только начинает развивать свой бизнес. Совсем «зелёный» стартапер может обратиться с любым вопросом к бизнес-эдвайзеру и получить развернутый ответ и грамотную консультацию. Я уже не говорю о том, что овердрафт дают за каких-то 15 минут по телефону.

Вернувшись в Россию и проработав в нескольких банках, я увидел – ни один из них не может в полной мере удовлетворить все потребности клиентов. Да, кредитных брокеров никто не отменял, но на тот момент подавляющее большинство не обладало должными знаниями и, главное, опытом. Рынок вроде бы наполнен, но, например, не все знают, как работать с финансовой отчётностью. Не все работали в финансово банковской среде и не знакомы с этими процессами изнутри.

Поэтому, затевая бизнес, в первую очередь я хотел создать такую систему, которая будет способствовать получению финансирования для бизнеса и помогать предпринимателям ориентироваться в вопросах кредитования. В 2013 году я поехал в Москву на площадку «Сбербанка-АСТ» и прошел обучение по 94-му  и 223-му федеральным законам, а позже изучил и ФЗ 44. Забегая вперед, скажу, что мы стали партнёрами.

Следующим шагом стало открытие центра «ПолучиКонтракт.рф» и портала YesFin.ru – по сути, это единая консалтинговая группа. Например, в «ПолучиКонтракт.рф» мы оказываем  финансовую и юридическую помощь участникам госзакупок и гостендеров и обучаем специалистов, которые потом работают на электронных площадках – это и представители компаний, и физические лица. А портал YesFin.ru адресован малому и среднему бизнесу, тем компаниям, кому необходимо найти или вложить средства и получить профессиональную помощь для реализации своих проектов.

Параллельно мы активно работали с банками и налаживали связи, поэтому на текущий момент у нас появилось порядка двухсот банков-партнеров, к которым мы можем отправить своего клиента, и около ста лизинговых компаний.

О том, как всё устроено

На портале YesFin.ru у нас есть своя CRM — система взаимодействия с клиентами, это внутренняя система, которая позволяет нам отслеживать все заявки. К нашей системе подключено более ста банков и около трехсот финансовых компаний-партнеров: лизинговые фирмы, микрофинансовые организации, факторинговые компании, инвестиционные компании. Получив заявки, мы их анализируем, структурируем, а после с помощью нашей внутренней системы выбираем подходящую программу одного из наших банков-партнеров. Весь процесс автоматизирован и позволяет сотрудникам быстро сориентироваться во множестве предложений.

Главной особенностью является то, что по каждой заявке производится точечная работа, к банку попадают клиенты, которые полностью соответствуют необходимым параметрам и требованиям. Массовую рассылку не делаем, а все данные по клиентам и заявкам хранятся в базе. Важная оговорка – каким бы ни было количество заявок, каждого клиента мы ведем персонально и помогаем ему на всех этапах работы. И это, пожалуй, наше главное отличие от других.

Что касается «ПолучиКонтракт.рф», то здесь несколько этапов. Сначала выявляем потребности, ведь госзаказ – это довольно ёмкое направление. Анализируем торги и вообще целесообразность участия. Далее выполняем комплекс мер, чтобы клиент мог получить допуск к участию: готовим аккредитацию и электронно-цифровую подпись, банковскую гарантию, займ и все необходимые документы.

Да, в госзаказе много сложных вопросов, с которыми можно столкнуться – кому-то не хватает финансирования, кому-то самоорганизации. Поэтому, как правило, клиенты соглашаются на получении целого комплекса услуг. Ведь это удобнее – получить всё сразу: и заявку, и финансирование, и возможность отстоять права.

О стереотипах

Вокруг торгов множатся стереотипы. Главный из них — выиграть честно невозможно. Надо заметить, что это очень субъективное мнение и, как правило, его придерживаются те компании, которые либо не участвуют в госзаказах вообще, либо считают, что им этого делать не нужно. Они не знакомы с практикой участия или имеют очень поверхностное представление. А бывает так, что люди подают халатно оформленную заявку, а после пытаются отстоять свои позиции. Нужно помнить, что там всё должно быть максимально четко и структурировано. Что-что, а госзаказ дисциплинируют организации.

Новичку трудно разобраться во всем самостоятельно, потому что процесс, как минимум, требует специализированной подготовки, а большинство предпринимателей в подобных вопросах элементарно не ориентируются. Самые распространенные ошибки совершают на этапе подготовки заявки. Это сложнейший этап, на котором «всплывают» подводные камни – то невнимательно изученная инструкция, то неграмотно оцененная техническая часть и требования к услугам, материалам и использованным товарам.

Бывает так, что заказчик отклоняет участника из-за банальной формальной ошибки, например, неправильно написанного слова. В таком случае необходимо обращаться в ФАС, что мы периодически и делаем с положительным исходом. Бывает, что и сам заказчик допускает ошибки. Тут главное хорошо ориентироваться в существующих законах, чтобы понимать, правомерно это или нет. И успеть отстоять свои права.

О перспективах

Да, кризис затронул многие сферы деятельности, по которым мы можем наблюдать сокращения. Но, как ни странно, в отдельных сферах предложения только растут – например, в строительстве или оборонной промышленности.

Если заглядывать в будущее, то предвижу ещё больший рост по новому направлению, которое мы сейчас активно развиваем — это торги по реализации имущества должников, что с началом выхода закона о банкротстве физических лиц становится особенно актуальным. Недвижимость, активы, ценные бумаги и предметы искусства – их можно приобрести, сэкономив раза в два-три. Пока большинство наших клиентов, которые к нам обращаются, даже не знают о такой возможности.

Если говорить о персональных перспективах, то будущее за комплексным обслуживанием, когда вам помогают с банковской гарантией, сопровождают в торгах, обучают и профессионально консультируют.

Наше личное и на сегодняшний день главное нововведение – партнерство с «1С». С помощью сервиса «1С-ЭТП» (электронная торговая площадка) процедура выдачи подписи, поиска тендеров и организации службы поддержки упрощается и ускоряется в разы. Например, электронную цифровую подпись можно сделать в течение нескольких часов. 

Поэтому планируем расширяться и течение года будем открывать несколько центров по России, чтобы ещё больше клиентов могли выигрывать тендеры на оказание услуг государству. Хотим, чтобы участие в торгах и госзакупках стало более доступным, а система – прозрачной. Видим себя более интегрированной и технологичной компанией, сервисы которой доступны даже посредством обычного мобильного телефона.

6 практических советов от Максима Конопляникова

  1. Проведите предварительный анализ рынка. Промониторьте, есть ли закупки в вашей сфере деятельности, в каких объемах проводятся торги и какие снижения происходили по тендерам. Таким образом, вы поймёте тенденции рынка и  конкурентоспособность вашего бизнеса.

  2. Подготовьте свою компанию к участию. Приведите в порядок все юридические документы, регламентирующие деятельность вашей организации, получите электронную подпись и заранее аккредитуйтесь на нужных электронных площадках.

  3. Определите финансового партнера. Для участия в торгах потребуется обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта, а также средства на реализацию заказа. Для этого лучше заранее определиться с надёжным финансовым партнером, который    проанализирует финансовые возможности вашего бизнеса и поможет получить предварительное одобрение по банковской гарантии и кредиту.

  4. Внимательно изучите тендерную документацию. Тщательно изучите проект контракта, техническое задание, инструкцию участника, требования заказчика и прочие разделы документации. Это позволит избежать отклонения заявок на участие в тендере и в дальнейшем вопросов, связанных с исполнением контракта.

  5. Находитесь в контакте с заказчиком по каждой заявке. Активно ведите разъяснительную работу с заказчиком, не оставляйте появившиеся вопросы по закупке без ответа, так как любое недопонимание может привести к отклонению вашей заявки.

  6. Изучите основные законы по госзаказу и следите за их изменениями. В федеральные законы периодически вносятся поправки и изменения, под которые необходимо подстраивать свою деятельность. Повышайте квалификацию, обучайтесь на семинарах и участвуйте в конференциях – все это позволит вам владеть актуальной информацией и ориентироваться во всех тонкостях государственного заказа.

Подготовила Екатерина Кадырина.

Читайте также:

Где взять денег на стартап: как запустить крауд-проект.
Как получить от государства грант на развитие фермы.
Как получить займ на развитие социально ориентированного бизнеса.
biz360

biz360.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *