Иерархия государственных органов – Система органов государственной власти в рф.

7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация

Основным элементом организационной
структуры государственного управления
является государственный орган.
Государственный орган – это единичная
структура власти (гражданин, коллектив,
группа граждан), наделенная
государственно-властными полномочиями
для осуществления закрепленных за ним
целей и функций.

Государственный орган представляет
собой разновидность организации
(коллектива людей, объединенных в своей
деятельности общими целями и задачами).
Это часть организационной структуры
государственного аппарата. Он обеспечивает
определенный вид государственной
деятельности, выполняет определенные
функции и задачи, имеет свои структурные
особенности.

Существенным признаком государственного
органа
является наличие
государственно-властных полномочий,
которые выражаются в компетенции
государственных органов и реализуются
в их практической деятельности через
принимаемые ими управленческие решения.
Опираясь на силу государства, они
осуществляют свою деятельность, которая
облекается в различные формы. В
соответствии с видами деятельности
государственные органы выполняют
функции различного характера; например:
нормотворческую, исполнительную и
распорядительную, что обусловливает
их специализацию.

Для характеристики государственного
органа следует отметить следующее:

  • орган государства – это элемент
    организационной структуры управления,
    наделенный властью;

  • орган
    осуществляет от имени государства
    выполнение определенных задач и функций;

  • государственный
    орган имеет свою организационную
    структуру, территориальный масштаб
    деятельности, компетенцию;

  • несет
    ответственность перед государством
    за свою деятельность.

Многогранность функций государства,
разнообразие связей с обществом и
протекающими в нем политическими,
социально-экономическими, научно-техническими,
экологическими и другими процессами,
предопределяет разнонаправленность и
разнохарактерность деятельности органов
государственного управления, способы
и меру их воздействия и участия в этих
процессах.

Структура и виды органовтого или
иного уровня устанавливаются в зависимости
от формы государственного устройства
и формы правления.

Каждый государственный орган имеет
свою внутреннюю структуру – внутреннее
устройство, которое зависит от положения
органа в иерархической системе управления.

Скоординированную и слаженную работу
системы государственного управления
обеспечивает государственный аппарат
соответствующего уровня.

Государственный аппаратявляется
основным звеном в системе государственного
управления, обеспечивает деятельность
всей системы. Его структура отражает
базовые задачи и функции государства
и, в первую очередь, обеспечивает все
исполнительно-распорядительные функции
государства, взаимосвязи общества и
государства.Государственный аппарат
– это совокупность административных
органов, выполняющих исполнительно-распорядительные
функции.

Госаппарат обладает властными
полномочиями, имеет определенную
компетенцию и сферу ответственности,
образуется в установленном законом
порядке.

Отличительными особенностямисистемы органов государственного
аппарата являются:

  • организационная
    упорядоченность – все государственные
    органы выстроены по строгой иерархии;

  • все
    государственные органы системы
    узаконены, их деятельность регламентирована
    соответствующими нормативными актами;

  • каждый орган имеет определенный статус,
    т. е. свое предназначение, роль и место
    в системе;

  • каждый орган имеет свои компетенцию,
    полномочия, выполняет определенные
    функции.

И если государство представляет собой
институт, воплощающий общую волю, общий
интерес всех граждан, то государственный
орган – это специальное образование,
официально созданное государством и
имеющее свою сферу деятельности.

Статус, компетенция, функции и полномочия
каждого государственного института
устанавливаются Конституцией страны
и соответствующими законами.

Систему государственных органов можно
представить через две основные
подсистемы
(условно назовем их А и
Б), каждая из которых формируется на
национальном, региональном и местном
уровнях.Подсистема Анационального
уровня образуется на основе Конституции
страны. Фактически – это политическая
организация общества, основное
предназначение которой состоит в
управлении делами всего общества и
государства, определении стратегии,
целей и задач его развития.

К государственным органам подсистемы
А национального уровня
относятся:

  • глава государства;

  • представительные и законодательные
    органы;

  • правительство;

  • судебные органы: Конституционный суд,
    Высший Арбитражный суд, Верховный суд;

  • органы
    специального назначения.

В федеративных государствах органы
регионального и местного уровнясоздаются на основе конституций и
уставов субъектов федерации. Это
представительные законодательные
органы, администрация субъектов
(президенты, мэры, губернаторы).

В унитарных государствахорганы подсистемы А формируются на
основе общей конституции. В Республике
Беларусь — это советы депутатов областного,
базового и первичного уровней.

Подсистема Бвключает
исполнительно-распорядительные органы
и формируется на основе решений
государственных институтов подсистемы
А, указов президента, постановлений
правительства и администрации
соответствующего уровня. Они отличаются
от других органов назначением и
содержанием своей деятельности, ее
характером. Каждый орган имеет свою
организационную структуру, территориальный
масштаб деятельности, компетенцию,
полномочия. Их правовой статус определяется
тем, что:

  • они осуществляют свою деятельность на
    основе Конституции и принятых в
    соответствии с ней законов;

  • в
    процессе реализации своих полномочий
    они используют правовые средства
    нормотворческого, оперативно-исполнительного
    (распорядительного) и юрисдикционного
    (правоохранительного) характера;

  • все
    они подотчетны и подконтрольны органам
    государственной власти;

  • каждый
    нижестоящий орган управления подчиняется
    и подконтролен по вертикали соответствующему
    вышестоящему органу.

К государственным органам подсистемы
Б относятся
:

  • аппарат главы государства;

  • институт полномочных представителей
    президента;

  • аппарат
    парламента;

  • аппарат
    правительства;

  • министерства, комитеты и другие органы
    исполнительной власти;

  • аппарат судов, Генеральной прокуратуры.

В федеративных государствах выделяют:

  • на региональном уровне:

    • органы управления субъектами федерации;

    • подразделения федеральных органов
      власти, их территориальные структуры.

  • на местном уровнеаппарат
    муниципальной службы, обеспечивающий
    функционирование органов местного
    управления.

Исполнительные органы можно классифицировать
по ряду признаков и, прежде всего, в
зависимости от государственного
устройства, правовых основ образования,
характера компетенции, порядка разрешения
подведомственных вопросов.

С учетом территориального масштабаорганы государственного управления
подразделяются нацентральные и
местные
. Исполнительная деятельность
центральных органов распространяется
на территорию всего государства. Местные
– действуют в пределах
административно-территориальных единиц.

По характеру компетенции выделяют:

  • органы общей компетенции, ведающие
    всеми отраслями и сферами управления
    (правительство, региональная и
    муниципальная администрация). Они несут
    ответственность за положение дел в
    государстве, административно-территориальных
    единицах, руководят многими видами
    отраслевой и функциональной деятельности;

  • органы отраслевой компетенции
    осуществляют руководство подчиненными
    им отраслями, обеспечивают выполнение
    задач, стоящих перед этими отраслями,
    например, Министерство связи и т. д.;

  • органы межотраслевой компетенции– выполняют общие специализированные
    функции для всех или большинства
    отраслей и сфер управления, имеющих
    межотраслевое значение.

По порядку разрешения подведомственных
вопросов
выделяются две группы органов
коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы– это
организационно и юридически объединенные
группы лиц, которым принадлежит приоритет
в принятии решений по всем вопросам
компетенции данных органов. Решения
принимаются большинством голосов их
членов с персональной ответственностью
за их исполнение.

Единоначальные органы– это те, в
которых решающая власть по всем вопросам
их компетенции принадлежит возглавляющему
данный орган руководителю.

Однако в единоначальных органах
исполнительной власти единоначалие
сочетается с коллегиальностью. В
министерствах, ведомствах, управлениях
и образуются коллегии, в состав которых
входят руководитель органа, его
заместители и другие руководящие
работники, специалисты. Коллегия
рассматривает наиболее важные вопросы
управления отраслью, сферой и т. д.
Решения коллегии проводятся в жизнь,
как правило, приказами руководителя
единоначального органа.

По источнику финансированияорганы
управления можно сгруппировать следующим
образом:

  • бюджетные, не связанные с
    производственной деятельностью и
    финансируемые из бюджета;

  • осуществляющие хозяйственную,
    коммерческую деятельность
    , связанную
    с производством материальных ценностей
    или оказанием платных услуг и получающих
    прибыль.

Отдельный государственный орган имеет
свое организационно-структурное
построение, которое можно определить
как упорядоченную совокупность
подразделений органа и связей между
ними внутри органа. Исходным
структурообразующим фактором является
функция, ее содержание. Функциональный
подход является определяющим как для
структурного оформления управляющей
системы в целом, так и для отдельных ее
составляющих. Каждый орган исполнительной
власти имеет название, в котором четко
видна основная, выполняемая им функция.
Каждое подразделение государственного
органа предназначено для исполнения
установленных функций и полномочий для
реализации основных задач государственного
органа.

Такой подход позволяет учитывать:

  1. состав его структурных подразделений,
    их место и функции в системе управления;

  2. систему структурных связей, функциональных,
    коммуникативных, информационных;

  3. порядок распределения между подразделениями
    компетенции, полномочий ответственности.

Таким образом, организационная структура
государственного органа является формой
разделения и кооперации управленческой
деятельности, схемой распределения ее
целей, задач и функций.

В составе структурных подразделений
можно выделить: руководство, функциональные
подразделения и обслуживающие
подразделения.

Руководство:

  • обеспечивает общее комплексное
    управление всеми структурными
    подразделениями, а значит, и объекта в
    целом. Оно может быть, как уже отмечалось,
    единоличным или коллегиальным;

  • устанавливает
    соотношение полномочий различных
    должностей, при этом руководство
    производит деление функциональных
    подразделений на более мелкие
    организационные подразделения, чтобы
    эффективнее организовать работу;

  • определяет должностные обязанности
    как совокупность определенных задач
    и функций и поручает их выполнение
    конкретным лицам.

Первичным элементом в структуре
организации является должность. Должностьследует понимать как юридически
установленную социальную роль, выполняемую
человеком в организации, совокупность
соответствующих ей полномочий,
обязанностей и ответственности,
требований к знаниям, опыту и квалификации.

Должность как исходная структурная
единица включает четыре формальных
элемента: точно обозначенное в штатном
расписании служебное место;
обязанности
по данной должности; права и полномочия
;ответственность.

Совокупность должностей, распределенная
по подразделениям органа государственного
управления, есть штатное расписание,
штаты. Классифицировать должности и их
носителей – должностных лиц значит описать официальную структуру
государственного органа.

В любой организационной структуре можно
выделить простейшие образования –
организационные ячейки. Каждая из
них включает в себя руководителя и
непосредственно ему подчиненных
работников. Количество подчиненных не
должно быть слишком большим, в противном
случае руководитель будет вынужден все
свое время тратить на контакты с ними,
и не выполнит возложенные лично на него
задачи.

При формировании структуры государственного
органа, в первую очередь, необходимо
определить и проанализировать совокупность
необходимых функций. Последовательность
разработки структуры такова:

1. Орган делится на широкие блоки
подразделений по горизонтали в
соответствии с важнейшими направлениями
его деятельности.

2. Устанавливается соотношение
полномочий различных должностей. При
этом руководство производит дальнейшее
деление на более мелкие организационные
звенья, чтобы эффективнее использовать
специализацию и избежать перегрузки
руководства.

3. Определяются должностные обязанности
сотрудников. Их можно определить как
совокупность определенных задач и
функций, которые поручается выполнить
конкретным лицам.

Организационная структура, как правило,
определяется, официально утверждается
соответствующими нормативными актами
и является формальной. Наряду с формальными
могут существовать и неформальные
организационные структуры, образующиеся
на основе личных взаимоотношений
работников.

Организационная структура не является
застывшей формой. Процесс изменения
организационных структур и их кадрового
состава именуется реорганизацией,
которая происходит эволюционно.

Эффективность функционирования каждого
органа (организации) зависит от
согласованности действий его подсистем,
т. е. служб и подразделений, соблюдения
ими общих принципов и требований всей
системы.

Связующим и координирующим элементом
работы государственного органа является
организационная структура управления.
Именно с ее помощью достигается
объединение всех компонентов,
обеспечивается целостность, управляемость
в организации.

Организационная структура управления
государственного органа
это
упорядоченная совокупность конкретных
звеньев аппарата управления, связанных
между собой по вертикали (субординация)
и по горизонтали (координация) и
обеспечивающих устойчивый и качественный
процесс управления.

Первичным элементом организационной
структуры управления является звено
управления, под которым понимается
совокупность должностей одного уровня
(по горизонтали). Например, в министерствах
Республики Беларусь можно выделить
звено руководителей департаментов,
звено руководителей управлений и т. д.
Различные звенья управления составляют
ступень, субординационную вертикаль,
иерархию должностей.

Чем больше ступеней управления в
структуре государственного органа, тем
больше возможностей у вышестоящего
руководителя сосредоточить внимание
на решении главных вопросов. Однако
появление большого числа промежуточных
ступеней управления затрудняет
прохождение информации сверху вниз и
обратно, может приводить к искажению
ее содержания, снижению оперативности
в управлении, увеличению управленческого
персонала, удорожанию его содержания.
Поэтому очень важно установить оптимальное
число ступеней управления. Оптимальность
организационных структур управления
достигается соблюдением следующих
правил их построения:

  1. Сокращение
    ступеней в иерархической структуре
    управления.

  2. Организационная
    обеспеченность функции, что предусматривает
    выделение организациям соответствующих
    людских и материальных ресурсов. В
    противном случае возложенные на них
    функции либо не будут выполнятся, либо
    будут выполнятся лишь периодически и
    некачественно.

  3. Организационная
    структура управления не должна быть
    сложной. Усложнение организационных
    структур ведет к увеличению численности
    управленческого персонала, удорожанию
    систем, замедлению прохождения
    информации, снижению оперативностью
    реагирования.

  4. Обеспечение
    гибкости организационных структур
    управления. Организационные структуры,
    в которых слишком детально регламентированы
    права и обязанности служащих, связи
    между ними и структурными подразделениями
    характеризуются постоянством и
    стабильностью, именуются жесткими.
    Избежать указанных негативных проявлений
    можно, используя гибкие организационные
    структуры. Гибкость достигается
    внесением необходимых штатных изменений
    в различных ситуациях, расширением
    компетенции руководителей.

  5. Достижение
    оптимального сочетания централизации
    и децентрализации. В каждом отдельном
    случае необходимо найти оптимальное
    соотношение централизации и децентрализации
    функций, что позволяет нейтрализовать,
    с одной стороны, ведомственные тенденции,
    а с другой – местнические. Решение
    данной задачи дает возможность верхнему
    звену управления сконцентрировать
    внимание на крупных, стратегического
    масштаба проблемах, а нижнему звену –
    на вопросах оперативно-тактического
    характера.

  6. Исключение
    дублирования функций в организационных
    структурах управления. Это означает,
    что нельзя возлагать ответственность
    на несколько служб за выполнение одной
    и той же функции.

  7. Обеспечение
    относительной равномерности нагрузок
    на каждое структурное подразделение.
    Нарушение указанного требования может
    привести к высокой текучести кадров,
    их недокомплекту, напряженности во
    взаимоотношениях между работниками.

8. Обеспечение максимальной степени
типизации. Использование общих принципов
и методов управления, единых правовых
актов, позволяет унифицировать многие
структурные элементы, создать типовые
структуры и штаты, что обеспечивает
единый подход к построению и закреплению
рациональных организационных структур
органов и подразделений, внедрению в
их деятельность достижений науки и
передового опыта.

В зависимости от содержания субординационных
связей элементов организационной
структуры управления различают два
основных типа: линейный и функциональный.

Линейный типорганизационной
структуры управления образуется в
результате расположения должностей по
принципу прямого подчинения: вышестоящий
руководитель – руководители –
исполнители. Субъект управления
располагает правом властного
распорядительства.

Такой способ является наиболее простым
и логичным, обеспечивает организации
подчиненность, единство распорядительства
с указанием: что, кому и как делать.
Однако при его использовании на основного
субъекта управления ложится большая
нагрузка. В данном случае ему необходимо
обладать глубокими знаниями по всем
направлениям работы своих подчиненных.
Поэтому чем разнообразнее функции,
выполняемые подчиненными, тем труднее
линейному руководителю осуществлять
эффективное управление. Кроме того,
строгая формализация, субординация в
отношениях приводит к разной степени
блокирования обратных связей, что
снижает эффективность управления.

Преодолеть указанные недостатки призван
функциональныйпринцип построения
организации управления, суть которого
состоит в том, что субъект наделен лишь
правами методического руководства
(консультации, информирование, выдача
рекомендаций и т. д.). Права линейного
руководителя передаются нескольким
субъектам управления, каждый из которых
осуществляет его по одной из
специализированных функций и концентрирует
внимание лишь на одном участке работы.
В результате у исполнителей появляется
несколько так называемых функциональных
руководителей.

Производным от линейного и функционального
типов является линейно-функциональный
тип
организации управления. Этот тип
в определенной мере избавлен от
недостатков и, в то же время, аккумулирует
положительные стороны как линейного,
так и функционального типов. Недостатком
является то, что и при этом типе допускаются
слабые связи на горизонтальном уровне,
чрезмерное развитие вертикального
субординационного воздействия, громоздкий
аппарат работников функциональных
служб и уровней управления, обилие
канцелярской работы. Преимущество же
состоит в том, что в отделах работают
специалисты, выполняющие сходные задачи,
что позволяет создать специализированные
(штабные) подразделения. Такую структуру
называютлинейно-штабной(илилинейно-функционально-штабной). В
ней за основу берется линейная структура,
но при каждом звене управления создается
штаб, состоящий из функциональных
органов, которые специализируются на
выполнении конкретной функции управления.

Линейно-штабной тип организации
управления позволяет повысить качество
линейного руководства. Чтобы освободить
руководителя органа управления от
решения второстепенных вопросов,
функциональным руководителям
предоставляются права давать указания
объектам управления по отдельным
функциям. К недостаткам относится то,
что штабные подразделения имеют тенденцию
к количественному росту и, как следствие
– к отрыву от решения актуальных
практических проблем. При этом
увеличивается нагрузка на линейного
руководителя, который становится
посредником между штабным и другими
подчиненными ему структурными
подразделениями.

Наибольшую гибкость в управлении
обеспечивает программно-целевой тип
организации управления. Он представляет
собой упорядоченную совокупность
структурных единиц, объединенных
организационно для решения комплексных
задач. По типам организационного
механизма такие структуры бывают
обычными и матричными.

Обычные структурыносят временный
характер. Для выполнения какой-либо
задачи в подчинение руководителю
программы выделяются сотрудники
соответствующих функциональных
подразделений. Задание исполнителям
дает руководитель программы, а
дисциплинарные взыскания налагает
линейный руководитель по представлению
руководителя программы. Недостатком
такого управления являются ограниченные
права руководителей программ.

Суть матричной структурыуправления
состоит в том, что занятость в программе
не освобождает ее участников от выполнения
постоянных обязанностей. Для такой
организации характерна сложная система
подчиненности структурных единиц –
оно может быть двойное, тройное и большее.
При такой структуре создаются различные
комитеты, комиссии специалистов различных
организаций, не связанные с организационной
подчиненностью.

studfiles.net

Функции и пределы иерархии

Вопрос
о том, каковы функции иерархических
связей, можно переформулировать в более
простом виде: зачем в государственном
управлении нужна иерархия? Очевидно,
можно выделить несколько таких функций,
выполнение которых необходимо для
существования системы публичного
управления.

Во-первых,
это функция вертикальной
специализации
,
или вертикального разделения труда.
Основное отличие такой специализации
от других ее видов, рассмотренных выше
— должностные лица и органы управления
различаются прежде всего объемом
выполняемых функций и соответствующих
им полномочий. При вертикальной
специализации сферы и виды деятельности
играют подчиненную роль; однако такого
рода различия между разными иерархическими
уровнями также существуют. Общее
руководство, оперативное управление и
исполнительская деятельность — это еще
и  разные
виды деятельности, имеющие разное
содержание и требующие разной подготовки.
Именно поэтому интранзитивность является
для иерархических отношений обязательной
характеристикой, в противном случае
иерархия как многоуровневая система,
основанная на вертикальной специализации,
теряет смысл.

Одновременно
с основанным на специализации разделением
по видам и уровням деятельности, иерархия
выполняет и интегративную
функцию.
Если специализация реализуется за счет
многоуровневости (и существования
разных видов иерархии), то интеграция
— за счет отношений распоряжения-подчинения.
Вертикальная, иерархическая интеграция
является неотъемлемой характеристикой
сильно централизованных систем
управления.

В-третьих,
иерархические системы традиционно
служат основой для организации контроля.
Иерархический контроль, т.е. контроль
вышестоящих за деятельностью нижестоящих,
является обязательным элементом
вертикально организованной системы
управления. Он обеспечивает и единство
проводимой политики, и минимум обязательной
компетентности контролирующего органа,
и поддержание дисциплины. Несмотря на
все более основательную критику
иерархической организации контроля
(см.
подробнее раздел, посвященный бюрократии
),
вертикальный контроль остается самым
простым и систематическим.

Наконец,
иерархия обеспечивает достаточно
простую, целостную последовательность
при прохождении служебной карьеры.
Любая иерархическая система предполагает
возможность продвижения по службе. С
этой точки зрения иерархическая
организация может выполнять важную
функцию стимулирования служащих.

Иерархия правовых актов

В
системе государственного управления
сосуществуют и взаимодействуют несколько
иерархически организованных подсистем;
для них характерен некоторый параллелизм,
но он не абсолютен. Самая очевидная пара
параллельных подсистем — это иерархия
правовых актов и организационная
иерархия. На первый взгляд, если издаваемые
органом А правовые акты являются
обязательными для органа Б, то и в
организационном плане орган Б должен
быть подчинен органу А. На практике,
однако, это не так. Прежде всего, на
уровне высших органов государственной
власти иерархия (неравенство) нормативных
актов сочетается с конституционным
равенством органов, эти акты издающих.
Классическая субординация (Конституция
— конституционные законы — федеральные
законы — Указы Президента — постановления
Правительства и т.д.) довольно однозначна
и формирует стройную иерархическую
систему. Однако, в соответствии с
принципом разделения властей, принимающие
их органы не подчиняются друг другу;
так, Президент организационно не
подчиняется Федеральному собранию.
Если Правительство во многих отношениях
оказывается в подчинении у Президента,
то это происходит не в силу нормотворческих
полномочий последнего, а в результате
действия его организационных полномочий
(назначение и отставка Председателя
Правительства и министров, председательство
на заседаниях правительства) и
использования некоторых внеюридических
властных ресурсов. Подчинение парламента
главе государства может быть только
политическим; если оно происходит, то
политическая иерархия оказывается
противоположна конституционно-правовой.

Если
обратиться к низшим ступеням государственной
иерархии, то выяснится, что нормативные
правовые акты вообще не связаны напрямую
с организационными полномочиями
издающих
их органов власти. Нормативный акт
(например, закон) является обязательным
для всего населения, в том числе,
разумеется, и для государственных
служащих (например, для работника ЗАГСа).
Означает ли это, что принявшее закон
Федеральное Собрание может руководить
деятельностью работника ЗАГСа?

На
субординации правовых актов стоит
остановиться подробнее, поскольку она
наглядно демонстрирует неоднозначность
иерархических связей в государственном
управлении. Высшим нормативным актом
внутреннего права в России является
Конституция РФ. Следовательно, все
остальные правовые акты должны
соответствовать Конституции, не могут
вносить изменений в ее содержание, т.е.
— стоят ниже на иерархической лестнице.

Однако
это не относится к решениям Конституционного
Суда, точнее, относится лишь отчасти.
Решения Конституционного Суда должны
соответствовать Конституции и не могут
ей противоречить, но — в тех же решениях
может содержаться толкование тех или
иных конституционных положений, т.е.
внесение в них определенного смысла
(ст. 125 Конституции РФ). Иными словами,
Конституционный Суд может изменить
фактическое значение той или иной статьи
Конституции, влияя на дальнейшее
правоприменение и правотворчество: все
последующие правовые акты будут учитывать
не оригинальный конституционный текст,
а его трактовку Судом. Решения эти
обжалованию не подлежат. Решения
Конституционного Суда и текст Конституции
оказываются, таким образом, в отношениях
взаимозависимости, а не соподчинения.

Означает
ли это, что здесь отсутствуют элементы
субординации? Нет. Но их выявление
требует учета конкретно-исторической
и национальной специфики: влияние других
элементов правовой системы и внеправовых
политических отношений и традиций. Как
правило, органы конституционного
контроля максимально сдержанно толкуют
Конституцию; однако важная роль судебных
решений в правовой системе и “жесткость”
механизмов изменения конституционного
текста могут привести к тому, что решения
судебной инстанции фактически подменяют
собой текст основного закона и приобретают
правотворческий характер13.
В этом направлении непрерывно движется
правовая система США. В странах, где
Конституции приняты сравнительно
недавно, а роль прецедентного права
невелика, органы конституционного
контроля не рискуют давать далеко идущие
интерпретации; к их числу относится и
Россия. Основанием для установления
некоторой субординации в отношениях
судебных актов и Конституции здесь
являются не столько юридические нормы,
сколько особенности национальной
правовой и политической культуры.

Не
менее важная проблема — взаимодействие
и отношения соподчиненности между
федеральными правовыми актами и правовыми
актами субъектов федерации. Принцип
господства федерального права не так
очевиден, как это может показаться.
Федеративное устройство предполагает,
что федеральное государство не вмешивается
в сферы исключительной компетенции
субъектов (если таких сфер нет, то нет
и федерализма). Следовательно, для того,
чтобы выяснить, какая правовая норма
выше по статусу — и должна исполняться
— необходимо определить, к чьим полномочиям
относится регулирование данной сферы.
В сфере исключительной компетенции
федерального государства акты субъектов
ничтожны, так же как и федеральные акты
в сфере исключительной компетенции
субъектов. Принцип
господства федерального права применим
только к сфере действия совместных
компетенций.

Аналогично
обстоит дело с полномочиями органов
местного самоуправления и с их правовыми
актами — при условии, что эти органы
обладают исключительными компетенциями.

Во
всех случаях окончательное решение при
конфликтах остается за судебными
органами, которые решают споры о
полномочиях. С учетом того, что судебное
решение очень часто содержит элемент
интерпретации, решения суда могут
частично заменять собой текст закона,
влияя на его смысл. Итоговая схема
получается более сложной, чем
первоначальная, а влияние на судебные
органы становится ничуть не менее важным
ресурсом, чем законотворчество.

Рекомендуемая
литература:

Алехин
А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.
Административное право Российской
Федерации. — М., 1999.

Атаманчук
Г.В. Теория государственного управления.
М., 1997.

Бахрах
Д.Н. Административное право. М.: Бек,
1996.

Веснин
Н.В. Основы менеджмента. М., 1998.

Виханский
О.С. Стратегическое управление. М., 1996.

Виханский
О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М., 1998.

Исполнительная
власть в Российской Федерации. Проблемы
развития/ Отв. Ред. Бачило И.Л. М.: Юристъ,
1998.

Мильнер
Г.А. Теория организации. М., 1999.

1
См., напр.: Шабо Ж.-Л. Государственная
власть: конституционные пределы и
порядок осуществления// Полис. 1993. № 3.
С.163.

2
Марченко М.Н. Современные интерпретации
теории разделения властей на Западе//
Вестник Московского университета. Серия
11: Право. 1994. № 4. С.16.

3
См.: Шабо Ж.-Л. Государственная власть:
конституционные пределы и порядок
осуществления// Полис. 1993.
№ 3. С.161.

4
См.,
напр.:
Mény Y. Politique comparée. Les démocraties: Allemagne,
États-Unis, France, Grande-Bretagne, Italie. P.:
Monchrestien, 1993, pp. 268-272.

5
См.: Бойков В.Э. Государственные служащие:
штрихи коллективного портрета// Социология
власти. 1997. № 1. Кадры государственной
службы. С.9.

6
См.: Чиркин В.Е. Государствоведение. М.:
Юристъ, 1999. С.96-97.

7
Марченко М.Н., ук.соч., с.16-17.

8
От лат. rex, regis — государь, царь.

9
Использование другого критерия —
международное признание суверенности
— также говорит о негосударственном
характере субъектов федераций.

10
Волков В.В. Монополия на насилие и скрытая
фрагментация Российского государства//
Полис. 1998. № 5. С.39.

11
Там же, с.46.

12
Кондаков Н.И. Логический словарь. М.:
Наука, 1971. С. 543.

13
См.: Евдокимов В.Б. Конституционное
судопроизводство в США. Екатеринбург:
УрО РАН, 1996. С.74.

studfiles.net

Система государственных органов, их структура и компетенция

Совокупность
органов российского государства,
взаимосвязанных и взаимодействующих
между собой в ходе осуществления
государственной власти, образует систему
органов государственной власти

РФ. В связи с федеративным государственным
устройством России в данную систему
входят органы государственной власти
РФ и органы государственной власти
субъектов РФ.

Система
федеральных органов государственной
власти РФ включает в себя Президента
РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, другие федеральные органы исполнительной
власти, федеральные суды.

Государственная
власть в России осуществляется на основе
конституционного принципа разделения
властей. В соответствии с этим система
органов государственной власти РФ
состоит из органов законодательной,
исполнительной и судебной властей (ст.
10 Конституции РФ).

Ключевое
место в системе органов государственной
власти РФ занимает Президент РФ — глава
государства. Президент РФ формально не
принадлежит ни к одной из ветвей власти,
он обеспечивает их согласованное
функционирование. Президент РФ тесно
взаимодействует с парламентом, имеет
обширные полномочия в сфере исполнительной
власти, осуществляет назначение
федеральных судей.

Органы
законодательной власти включают
Федеральное Собрание РФ и законодательные
органы субъектов Федерации. Органы
законодательной власти одновременно
являются представительными органами.
Они избираются непосредственно народом
и призваны выражать его волю. В соответствии
с принципом разделения властей, на
органы законодательной власти возложена
законодательная деятельность — принятие
нормативно-правовых актов, обладающих
высшей юридической силой и регулирующих
наиболее важные общественные отношения.
Органы законодательной власти РФ и
органы законодательной власти ее
субъектов не образуют единой системы
законодательной власти в РФ.

Органы
исполнительной власти включают
федеральное правительство, другие
федеральные органы исполнительной
власти, правительства, администрации
субъектов Федерации и другие органы
исполнительной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти формируются
невыборным путем. Так, Правительство
РФ образуется Президентом РФ, который
назначает с согласия ГД Председателя
Правительства РФ и по предложению
Председателя Правительства РФ —
заместителей Председателя Правительства
РФ и федеральных министров. Органы
исполнительной власти организуют
исполнение законов, иных актов
законодательных органов, указов
Президента РФ и актов глав субъектов
Федерации. Свои акты они издают на
основании и во исполнение Конституции
РФ, конституций и уставов субъектов РФ,
указов Президента РФ, нормативных актов
глав администраций субъектов, постановлений
и распоряжений вышестоящих органов
исполнительной власти. В отличие от
органов законодательной власти
федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ в пределах ведения РФ и
полномочий РФ по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов образуют
единую систему исполнительной власти
в РФ.

Органы
судебной власти. К ним относятся КС РФ,
ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды,
а также суды субъектов РФ. В своей
совокупности они составляют судебную
систему РФ. Органы судебной власти
предназначены для осуществления
правосудия посредством конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства.

В РФ
существуют органы государственной
власти, которые не входят ни в одну из
трех властей — законодательную,
исполнительную и судебную. К числу таких
органов на федеральном уровне следует
отнести Прокуратуру РФ, Центральную
избирательную комиссию РФ, ЦБ РФ,
Уполномоченного по правам человека в
РФ.

studfiles.net

Центральные, региональные и местные органы государственного управления, их иерархия, права и обязанности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные — это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.


Органы судебной власти в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ (ст. 126), Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ. Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.


Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности, а также ряд других государственных органов.

Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, тем самым давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Президент РФ является участником законодательного процесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон — полностью или частично — неконституционным, т. е. утратившим юридическую силу.

Правительство Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

· законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

· высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

· иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации: утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ; регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывают для представления высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Органы судебной власти

В соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.К федеральным судам, действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Важной составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется уставом муниципального образования. В уставе содержатся полномочия представительных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

cyberpedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о