Инновация в образовании это – Инновации в образовании: структура, проблемы, мировой опыт

Содержание

Инновационные процессы в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

 

При рассмотрении качественной стороны образования, необходимо отметить его социальную функцию и поэтому образование не может не отражать изменения, происходящие в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или релита определенного уровня развития общества. Преобразования, происходящие в обществе, обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса.

Внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности образования. Поэтому стремление использовать инновации в образовательных учреждениях приобретает массовый характер. Обострилась потребность в новом знании, в осмыслении понятий новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и др.

Понятие «инновация» имеет латинское происхождение (in

в; novusновое) и в перевале означает «обновление, новинка, изменение», т. е. ввод чего-то нового, введение новизны. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового. Образование по своей сути уже инновация [3].

Нововведение определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей-и новаторов, которые принимая какие-либо решения способствуют наиболее эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество. Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания.

Педагогические инновации — нововведения, разрабатываемые и проводимые не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Так, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т. е. результат проведения политических реформ. Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями -это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строительстве и др. Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфереуправления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней деятельности образовательных организаций [4].

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

                     в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

                     во внутренней организации деятельности;

                     в отношениях «педагог — обучающийся»;

                     в методах обучения.

Источниками обновления и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса через инновации в образовательных организациях могут быть следующие [2,3]:

                     творчество преподавателей и руководителей в их инновационной деятельности, включающей создание освоение и использование педагогических новшеств;

                     гуманитаризация содержания образования (наполнение содержания учебного процесса с учетом интересов личности) и возрастание роли и авторитета педагогического знания в преподавательской среде

                     внимательный анализ руководителями вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

Инновационную педагогическую деятельность преподавателя и руководителя можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям системы организации учебного процесса и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности.

Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику новшества, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения новшества характеризуются динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние среды на само нововведение.

Таким образом, нововведение есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл). Структура инновационного процесса меняется по мере перехода новшества от одной стадии к другой.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств [2,3]:

                     один из основных критериев оценки педагогических исследований, основной результат творческого процесса, свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Отвечает на вопрос: «В чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны?» Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, — отличающиеся степенью известности и областью применения;

                     затрата сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности;

                     определенная устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания;

                     если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли можно говорить о педагогическом новшестве.

Знание критериев оценки педагогических инноваций и умение их использовать создают основу для педагогического творчества педагога, освоения профессионально-педагогической культуры — от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.

 

Литература:

 

  1.                Закон республики Узбекистан Об образовании. 29 август 1997 год
  2.                Головко Т. Г. Инновационные подходы к обеспечению качественного образования по информатике в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования, Ростов н/Д.: Изд-во РО РИПК и ППРО, 2012.
  3.                Джураев Р.Х, Мардонов Ш. Инновации в системе высшего педагогического образования: Сборник научных трудов Войскового института Киевского национального Университета имени Т. Шевченка Выпуск № 4 –Киев, 2009.
  4.                Джураев Р. Х. Подготовка преподавателей к инновационной деятельности формирования гармоничного развитого поколения в современных условиях-ч.5-Тошкент.2010.

moluch.ru

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере непрерывного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

Вероятно, мы не сможем представить себе механизм возникновения инновационной деятельности и условия, в которых этот механизм может работать, без осмысления психологических барьеров, неизбежно возникающих тогда, когда нужно выйти за пределы «своей системы» координат, привычных способов решения профессиональной задачи, своего представления о способах выполнения деятельности, осуществить переход, хотя бы кратковременный, на другую платформу, другую точку зрения. Такие переходы с иную культуру очень непросты.

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаются следующие:

  • «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания;

  • «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;

  • «метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе;

  • «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;

  • «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым.

Многие элементы не замещаются новыми, а продолжают действовать с ними и т.д.

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

  1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

  2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях.

  3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

  4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

  5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

  6. Ригидность («вязкость») мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания «в их окончательном понимании без возможности разнообразия».

Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Учитель должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становиться несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности.

Но развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

Технология обучения — это то, что характеризует и организует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения. Следовательно, технология обучения — это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности этого процесса на достижение высоких результатов в развитии личности студентов.

Такая система обучения состоит из следующих составных частей:

  • цели обучения;

  • содержание обучения;

  • мотивация и средства преподавания;

  • организация учебного процесса;

  • студент;

  • преподаватель;

  • результат деятельности.

Технология обучения включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

Рассматривая технологии обучения, нельзя не остановиться на современных электронных средствах, которые можно назвать элементом стратегии инновационного обучения. Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения: дисциплины перегружены избыточной информацией. Стратегия инновационного обучения предполагает такую организацию управления учебно-воспитательным процессом, в которой личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Изменяется характер управления, воздействия на студентов. Изменяется и позиция студента.

Одной из приоритетных задач образования, связанных с инновационной стратегией, прежде всего является обучение самих организаторов учебного процесса, то есть преподавателей. Обучение преподавателей имеет три основных цели:

  • освоение нового стиля управления;

  • освоение нового типа аналитического мышления, которое в свою оче­редь будет являться продуктивным;

  • формирование новых способов социальных взаимодействий, направ­ленных на совместное выполнение проектов, программ.

Если сегодня появляется новая технология, то должна быть и система оценки данной технологии. Так, показателями могут выступать результаты’ сопоставления технологий по блокам:

Кроме того, желательным является привлечение экспертов-специалистов, способных оценить технологию с методической точки зрения и с точки программной реализации.

Поскольку при сопоставлении технологий могут использоваться показатели, измеряемые в самых разных шкалах (например, по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или в баллах), результат сопоставления не может быть выражен в форме строгого ранжирования технологий от лучшей к худшей. Выбор технологии определяется квалификацией лица, личного опыта и представления об относительной важности отдельных блоков.

Распространению современных инновационных технологий в учебном процессе мешает ряд значимых факторов, таких как:

  • недостаточная оснащенность учебных заведений компьютерными и электронными средствами обучения;

  • как правило, отсутствие выхода учебных заведений в Internet и другие международные информационные сети;

  • нехватка научно-методической базы (электронных пособий, лаборатор­ных и контрольных работ, тестов и т.д.) для проведения учебных занятий;

  • недостаточная квалификация преподавателей в области современной компьютерной техники, незнание ими как программного обеспечения, так и технологии преподавания;

  • и как следствие этого, недостаточные знания учащихся в области обра­щения с компьютерами, с материалом, представленным в электронном виде;

  • -отсутствие должного внимания руководителей учебных заведений этой методике обучения.

Решению этих вопросов может способствовать:

  • переквалификация преподавателей для освоения новых инновационных технологий обучения;

  • поощрение разработки преподавателями новых методических мульти­медийных пособий;

  • проведение on-line конференций, лекций, семинаров и других учебных мероприятий по сети Internet и другим информационным сетям;

  • развитие сети мультимедийных классов, лабораторий и библиотек в учебных заведениях;

  • увеличение количества академических часов обучения работе на ком­пьютере, в Internet, с электронными обучающими средствами;

  • проведение научно-просветительской работы среди учащихся по совре­менным информационным технологиям.

Такие средства позволили бы не только улучшить качество образования , но и донести знания до большего количества человек.

Особенно эффективным способом введения новых инновационных технологий в образовании является разработка и внедрение дистанционного обучения через локальные и глобальные мировые сети. К сожалению, такие примеры в нашей стране пока единичны, но развитие именно этого типа обучения сулит перспективы для жителей удалённых от крупных городов районов, сёл, инвалидов, занятых на работе людей, стремящихся получить основное или дополнительное высшее или специальное образование. Таким образом, дистанционно можно сдавать экзамены в вузы, получать консультации преподавателей, тестироваться на знание предметов и т.д.

Инновационные технологии в обучении позволяют не только донести образование в массы, повысить его качество и ускорить процесс приобретения знаний, но и сделать образование более доступным в материальном плане, что не мало­важно в настоящее время. За новыми компьютерными и информационными технологиями наше будущее.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. –М.: Педагогика. 1972.

  2. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с.4.

  3. Тожиев М., Зиёмухаммадов Б. Внедрение национальных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс и ее роль в развитии интеллектуального потенциала молодёжи: Монография /Т.: «MUMTOZ SO’Z», 2010. — 271 б.

moluch.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ.

Выполнил: Латышев П.В.

Костанай, 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Понятие «инновация» и «инновационный процесс.

  2. История введения инноватики в образование.

  3. Инновационный процесс и его особенности.

  4. Различие понятий «новация» и «инновация», «реформа» и «инновация».

  5. Факторы, препятствующие нововведениям.

“Нет старых дорог к новым направлениям.”

(Реклама Бостонской консалтинговой группы).

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

Что такое «инновация»? Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств).

В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

В России происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. 
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. 
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. 
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. 
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. 

2. ИСТОРИЯ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАТИКИ В ОБРАЗОВАНИЕ

Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем.

Несколько позже, в 1930-е гг., И.Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытия в новой технологии или продукте. С этого времени термин «инновация» и сопряженные с ним термины («инновационный процесс», «инновационный потенциал» и др.) приобрели статус общенаучных категорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук.

В России становление инноватики как науки происходит сначала в рамках построения оснований научно-технического прогресса. По мнению исследователя инноваций А. И. Пригожина, «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инноватики состоялась у нас с запозданием». Инновации присущи любому образованию и являются одной из его закономерностей, это характерная черта мировой педагогики. С данной точки зрения в России инновационная педагогическая деятельность осуществлялась не только в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходила регламентированно, главным образом на базе экспериментальных школ.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе c конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы. Исследователь инноваций в образовании С.Д.Поляков писал: «Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничилась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опыта».

Москвичи в 80-е годы почти никогда не интересовались проблемами инноватики в образовании (если не считать специфической области обучения персонала организаций, в которых вводились какие-то новшества). В конце 80-х годов прошлого века волна исследований с позиции инноватики докатилась и до педагогики. Здесь она пересеклась с традиционными для науки об образовании темами изучения передового опыта учителей и внедрения достижений

В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В.С.Лазарева, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, С.Д.Полякова, В. А.Сластенина, В.И. Слободчикова, Т. И.Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других.

К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития школы, практику образования. Сегодня педагогическая инноватика — это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.

В то же время пока нельзя сказать, что педагогическая инноватика сформирована как наука. Сегодня это молодая отрасль педагогики, которая находится на стадии выявления закономерностей, уточнения понятийного аппарата, формулирования принципов и других научных атрибутов.

3.ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Инновационный процесс в сфере образования — это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.

Цель инновационного процесса в образовании — кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация — это процесс освоения этого средства. Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа».

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие его основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.

Особенность инновационного процесса — его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение:

Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса. Это становится результатом аналитической работы специализированных научных организаций, органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов. Известно много примеров, когда творческие учителя, будучи неудовлетворенными способами своей работы, создавали новшества, которые затем получали широкое распространение в практике образования.

Разработка способов решения проблем — проектирование новшеств может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе или же по чьему-то заказу.

Найденные новшества или новшества, информация о которых поступает из каких-то источников, прежде чем решится вопрос об их внедрении, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко не всегда те из них, которые пригодны в одном учреждении, могут быть использованы в другом. Поэтому экспертиза, которая осуществляется в период создания новшества, и экспертиза на стадии его освоения имеют как общее, так и различное содержание.

Не все новшества, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, а также может быть недостаточно сил и средств для их параллельного внедрения. Поэтому нужен проект желаемой образовательной системы школы и программа движения к нему, определяющая, какие новшества и в какой последовательности будут вводиться.

Разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию, в результате которой в него могут быть внесены коррективы.

Прежде, чем новшество выйдет в стадию распространения, оно проходит экспертизу, т.е. оценку своего соответствия различным требованиям.

Распространение новшества требует его тиражирования, а также доведения информации о нем до потенциальных пользователей. Распространению содействует наличие специальной инфраструктуры поддержки инновационных процессов. В нее входят различные консультационные службы, обучающие центры, эксперты, внедренческие центры и др.

Распространение новшества может идти успешнее или, наоборот, хуже, чем хотелось бы тем, кто этим занимается. Поэтому должны осуществляться анализ хода распространения новшества, выявляться факторы, мешающие распространению, и реализоваться меры по их устранению.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально — педагогической среде.

Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Особенности инновационных процессов в образовании проявляются в том, что часть этапов, описанных выше, не существует в деятельности, поскольку, с одной стороны, нет прямого материального воплощения продуктного типа, с другой – нет социальной организации инноваций через создание производственных структур, занимающихся непосредственно управлением и реализацией инноваций в условиях образовательного учреждения.

От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.

В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:

Теоретическое рассмотрение единства инновационных процессов, выработка рекомендаций для практиков по их ускорению и переводу из стихийных в сознательно управляемые – важнейшая задача образовательной инноватики. В начале 90-х гг. в работах В. И. Загвязинского, С. Д. Полякова, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой, О. Г. Хомерики отчетливо просматриваются пути решения этой задачи, а также формирования подхода к определению структуры и функций образовательной инноватики, определяются направления ее дальнейшего развития.

Еще одной из особенностей инновационного процесса в сфере образования является полиструктурность. Можно выделить следующие структуры инновационного процесса в образовании:

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития образовательной системы. Данная структура учитывает прежде всего ролевое и функциональное соотношение участников на каждом этапе инновационного процесса. Субъектная структура характеризует социальную базу, носителей инновационного процесса, так называемых инноваторов.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, городском уровнях. Инновационная деятельность каждого из уровней оказывает взаимовлияние друг на друга. Чтобы эффект от преобразований был максимальным, они должны осуществляться системно, скоординировано.

Содержательная структура инновационного процесса в образовании подразделяется на следующие основные этапы: обнаружение потребности в инновации и возникновение самой идеи данной инновации; выбор, разработка модели, программы и первое освоение инновации; широкое применение и внедрение инновации; господство инновации, когда данная инновация теряет свою «новизну»; сокращение масштабов применения инновации и ее замена более эффективной новинкой.

Управленческая структура инновационного процесса в образовании представляет взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование — организация — руководство — контроль. Новаторам и руководителям необходимо четко осознавать, что инновационная программа как объект управления качественно отличается от учебно-воспитательных процессов и требует других способов реализации управленческих функций. Эффективное управление невозможно без четкого представления об управляемом объекте.

Организационная структура инновационного процесса в образовании, как правило, включает два основных момента. Во-первых, формирование сути инновационной политики на основе анализа и оценки существующих в данном учебном заведении педагогических проблем, которые необходимо решить посредством инноваций. Во-вторых, диагностика показателей функционирования учебного заведения, включающая аттестацию педагогического состава с целью определения его инновационного потенциала и диагностику учащихся с точки зрения их способностей и умений обучаться.

Организация инновационного процесса предполагает учет материально-технических и финансовых возможностей, а также экологических последствий инновационной деятельности. Вряд ли можно считать инновацию эффективной, даже при получении более высокого образовательного уровня, если данный результат был достигнут за счет здоровья учащихся и преподавателей.

Также выделяют такие особенности инновационного процесса в образовании, как:

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

  1. РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «НОВАЦИЯ» И «ИННОВАЦИЯ», «РЕФОРМА» И «ИННОВАЦИЯ»

В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.

Таблица 1  Понятия «новация» и «инновация»

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация — это процесс освоения этого средства. Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Также следует разграничивать такие понятия, как «инновация» и «реформа». Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.

Таблица 2 Понятия «реформа» и «инновация»

Реорганизация образовательного процесса

Изменения во внутренней организационной деятельности вуза

Увеличение финансирования

Изменения в содержании образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

 

«Преподаватель — Студент»

Повышение статуса образования

Новые санитарно-гигиенические требования

Изменения в структуре системы образования

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально — педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения — это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

5.ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему «Да, но…» (А.И.Пригожин):

Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог или учёный-инноватор, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами. Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников.

Однако не всё так просто. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперёд батьки не лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т.п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных.

Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение — это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности.

Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в её разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики. Наша цель — внести посильный вклад в построение научного фундамента современного обновляющегося образования и пригласить к его всестороннему обсуждению учёных, учителей-новаторов, всех тех, чей взгляд устремлён в будущее.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. 
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991.

  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактичес.сий аспект. — М., 1982.

  3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой^- М., 1991.

  4. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.

  5. Карташов П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984.

  6. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992.

  7. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

  8. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.

  9. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

infourok.ru

Статья на тему: Инновации в образовании

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Хадиулина Татьяна Галеевна

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом

педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя новшества, инновации:

-взаимодействие учащихся, педагогических кадров, родителей, социума;

— условия материально- технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;

-достижение более эффективных результатов деятельности.

Инновационная деятельность — обновление педагогического процесса, внесение новообразований в традиционную систему

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и  поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Одной  инновацией последнее время является введение ФГОС (Федерального государственного образовательного  стандарта). Федеральным государственным образовательным стандартом сегодня уже никого не удивишь  при введении этого самого стандарта, возникает ряд проблем, требующих определенных управленческих решений.

Принятие таких решений целиком и полностью лежит на плечах директора школы и его команды.

Как добиться нужного эффекта при введении новых стандартов, используя имеющиеся ресурсы?  Как повысить уровень учебной мотивации, для того чтобы выполнить задачу, поставленную ФГОС «Научить подростка самостоятельно добывать знания»? Как сделать школу настолько привлекательной, чтобы  подростки  с радостью спешили на занятия, учителя – с удовольствием стремились на работу, а родители гордились тем, что их ребенок обучается в моей школе?

Вид инновации

Создание новой управляющей системы

Цель, задачи определили, в свою очередь, содержание инновационного поля деятельности администрации и  педагогического коллектива основной и старшей школы, включающего:

  • Разработку образовательной программы основного общего образования.
  • Разработка программы по формированию и развитию общеучебных универсальных действий обучающихся 5-9классов, которая будет включать в себя подпрограммы.  
  • Пакет материалов по диагностике уровня сформированности ОУД;
  • Отработку механизмов проектирования учебного плана на ступени основного общего образования;
  • Организацию внеурочной деятельности;
  • Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий;  Методические рекомендации по проектированию урока (учебного занятия) в соответствии с ФГОС.
  • Памятка по составлению технологической карты урока;  
  • Технологии развития ОУД.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке к переходу основной школы на новые образовательные стандарты находится в стадии практической реализации поставленных задач. Исходя из собственного опыта работы по новым образовательным стандартам, считаем, что переход ОУ на стандарты нового поколения, необходимо начинать с большой подготовительной работы по овладению учителями технологией системно- деятельностного подхода. В прошлом учебном году при анализе посещенных уроков учителей рамках семинара «Системно-деятельностный подход», заставил нас, администрацию, обратить внимание на тот факт, что в методическом плане готовность учителей к работе по новым стандартам на среднем уровне. Несмотря на то, что большая часть педагогов прошла курсовую подготовку по работе в условиях реализации новых образовательных стандартов, уровень владения учителем технологией системно-деятельностного подхода по результатам самооценки еще не достаточно высок. Так по результатам самодиагностики на конец прошлого учебного года хороший уровень теоретических знаний по технологии СДП имеют 25% ; удовлетворительный -45% педагогов; большая часть педагогов основной и старшей школы применяют СДП эпизодически или совсем не применяют. Оптимистичным является тот факт, что более 80% педагогов готовы к использованию технологии СДП при условии перестановки акцентов.

Современный урок по ФГОС – это  профессиональная и методическая подготовка учителя, системно-деятельностный подход, целеполагание и мотивация учения, современные средства обучения,  выбор оптимальных средств обучения,  создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Подросток не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих подростковое действие. Исходя из этого, творческой группой: были определены характерные признаки деятельностно-компетентной образовательной модели учебного занятия:

-Учитель продумывает цели урока как результат ученика;

-Учитель организует работу по мотивации обучающихся;

-Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;

— Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;

-Ученик сам оценивает результат и корректирует действия.

Развитие персонала школы

Необходимо убедить всех в необходимости постоянно учиться: участвовать в вебинарах, спорить на интернет-форумах, свободно путешествовать по интернет-пространству, изучать образовательные интернет-ресурсы. Все педагоги школы прошли курсы повышения профессиональной квалификации. Работа в команде, когда и неудача и успех — это результат труда каждого, придала уверенности многим нашим педагогам. И администрация, и педагоги доброжелательны и открыты для общения и с подростками, и с родителями. Наблюдательный  совет школы стал помощником и поддержкой администрации во всех принимаемых управленческих решениях.

Большую роль сыграло и то, что нами пересмотрена система стимулирования педагогов: критерии оценивания стали более четкими, они ориентированы на результаты решаемых нами задач; абсолютная открытость и демократичность установления доплат и надбавок по конкретным результатам труда снимают напряженность в коллективе, способствуют проявлению инициативы и творчеству.

Не секрет, что в одиночку с управлением школой не справиться!

Управленческая команда стала у нас основой успеха.

Направленность инновации

По направлению возможного появления – «сверху», «снизу». Методика внедрения новшеств – «сверху» и «снизу» влияет на инновационную активность педагогов, при этом педагоги, в основном, испытывают неприятие позиции «сверху».

ФГОС – это инновационный проект, относящийся к системному типу инноваций.

Методы реализации инноваций

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаю следующие:

 — «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания;

— «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;

 -«метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе;

 — «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;

 — «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым.

Каким я вижу завтрашний день моей школы?

Пожалуй, во все времена любовь к подросткам и компетентность были самыми главными качествами хорошего учителя. К счастью, в нашей школе много таких учителей, и мы будем всячески поддерживать и поощрять те проекты, которые полюбились подростками, которые как раз и помогают им открывать для себя современный мир. Впечатления и информация, получаемые подростками позволяет сформировать у них чувство гордости за свою страну, край, город.

Нам предстоит разработать новые проекты и активизировать работу школьного самоуправления. Предстоит серьезная работа по совершенствованию как учебной, так и внеурочной деятельности.

Сегодня в связи с увеличением количества обучающихся по ФГОС в основной школе перед нами встают проблемы площадей для проведения особенно внеурочных занятий, сложнее становится планировать использование спортзала и школьной столовой, возникает потребность в новых кадрах. Необходима разработка новой модели организации внеурочной деятельности. Для реализации программ внеурочной деятельности предстоит привлечь педагогов дополнительного образования и использовать возможности учреждений дополнительного образования.

Педагогам предстоит освоить новые направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми.

Думаю, и мне, и всей администрации, и Наблюдательному  совету понадобится вновь поработать над мотивированием персонала, которое оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности.

Однако я точно знаю, что завтрашний день подскажет мне новые варианты ответа, потому что сама школьная жизнь сформулирует их. Вопросов всегда больше, чем ответов, и, наверное, в этом и состоит предназначение руководителя – находить ответы на самые, казалось бы, неразрешимые вопросы. Я и мои коллеги стремимся к тому, чтобы наши учащиеся получали достойное образование, а выпускники всегда с гордостью говорили: «Я учился в вечерней школе».

nsportal.ru

Макарова С.Э. Инновации в образовании

Макарова Светлана Эдвардовна
ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»
кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Makarova Svetlana Edvardovna
FSBEI VPO Moscow State Technical University «STANKIN»
PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538 (дата обращения: 25.03.2019).

Человеческое сообщество XXI века активно решает проблему становления единого цивилизационного пространства. Немаловажная роль в глобальном пространстве будет принадлежать инновациям. Ученые формулируют новые концепции, свидетельствующие о создании современного феномена – инновационного мира. Такие радикальные инновации, как Интернет, персональный компьютер, мобильная телефонная связь, различные микропроцессорные технологии, спутниковое телевидение, привели к основательному преобразованию современной действительности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере образования.

В связи с этим актуализируется задача повышения конкурентоспособности российского государства на международной арене, и именно инновационный опережающий темп развития станет основополагающим фактором. В Федеральной целевой программе развития образования на 2010 годы указывается: «Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне – и долгосрочной перспективе» [1, c. 7].

В России происходит формирование новой системы образования, ориентированной на глобальное образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы.

Как важнейшая социальная функция государства образование имеет исключительную практическую значимость и находит проявления во  всех сферах жизнедеятельности современного человека. Будучи тесно связано с понятием «культура» образование обеспечивает усвоение образцов культуры, воспроизводство и трансляцию традиций и опыта. В процессе образования идет воспитание информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественных проблем, к тому, чтобы возложить на себя социальную ответственность.

Формируются тенденции и приоритеты инновационных подходов к обучению, в которых значительная роль принадлежит гуманизации современного образования. Устойчивым инновационным фактором становится непрерывность образования и его социальная значимость. Образовательный процесс все более основательно адаптируется к демократическим стандартам развития личности, интересам и потребностям отдельно взятого человека. Сама познавательная деятельность в процессе инновационного образования сопровождается активизацией личностного творческого потенциала, использованием  современных информационных технологий, создающих дополнительные возможности для самовоспитания и саморазвития.

Отметим главные характеристики инновационного процесса:

1) объективный характер, т.е. определение инновационного процесса насущными потребностями исторического времени и естественными законами развития общества;

2) вероятностный характер, т.е. невозможностью учета всех социальных последствий его внедрения, что обусловлено синергетической природой, проявляется в непредсказуемости, скачкообразности и, возможно, непоследовательности новых изменений;

3) рисковый характер, который проявляется в неуверенности в конечных, положительных результатах;

4) системный характер, характеризующийся целостностью, открытостью, мобильностью и нацеленностью на конечный результат;

5) коммуникативный характер, отражающий высокую степень управления и передачи информации, приводящих к  инновационным изменениям в других социальных сферах;

6) междисциплинарный характер, который определяется сотрудничеством разноуровневых организаций, привлечением интегративных знаний, умений и навыков.

Инновационные процессы — это не спонтанные процессы, в них самоорганизация дополняется организацией, которая в настоящее время играет доминирующую роль и в которой важнейшая роль принадлежит государству [2, № 1756].

Когда мы подходим к вопросам по инновационным подходам к обучению, мы должны определиться, что речь идет, прежде всего, о социальных инновациях. Специфика последних состоит в том, что  последствия применения инноваций, в связи с общественной значимостью, должны быть положительными при всех вероятностных и рисковых характеристиках самого инновационного процесса. Инновации в социальной сфере должны улучшать, или не противоречить интересам людей в обществе и принципам гуманности и морали. В связи с этим, еще раз актуализируется роль государства в контроле, поддержании и оценке проводимых инновационных процессов.

Возрастает аксиологическая значимость социальных инноваций, поскольку отношения приобретают характер субъектно-субъектных, т. е. объектом в них являются отношения между людьми. Судьбы людей оказываются зависимыми от конечного результата социальных инноваций. На карту поставлена жизнь возможно не одного поколения, рисковые последствия  которых будет рассматриваться лишь в исторической ретроспективе. Таким образом, возрастает общественная значимость педагогических инноваций, под которыми большинство исследователей понимают:

а) целенаправленные изменения в образовательном пространстве, улучшающие характеристики отдельных элементов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новых средств, методов, технологий, программ;

в) поиск новых методов и программ, улучшающих образовательный процесс, и их внедрение и творческое переосмысление [3, с. 12].

Формирование единого образовательного пространства превращает образование в открытую систему, для которой должны быть свойственны взаимопроникновение, взаимообогащение и усиление толерантности, но ни в коем случае не взаимоуничтожение различных культур. В этой связи особую значимость приобретает проблема оптимального соотношения локального (национально-государственного) и глобального (общемирового, общеевропейского) соответствия этих процессов национальным интересам государств, поиска возможных вариантов реформ образования. С учетом существующей опасности возможной потери самобытности национальной культуры, именно образование выступает как один из важнейших факторов трансформации, а одновременно и стабилизации общественного развития.

Таким образом, продекларированный властью приоритет образования на практике должен трансформироваться в целенаправленное развитие национальной системы образования, которая позволила бы каждому человеку реализовать заложенный в нем потенциал, достичь максимальных высот в своем развитии, и, найдя приложение своим силам и возможностям, стать полноправным успешным членом глобального общества. При этом, оставаясь патриотом, гражданином и защитником своей Родины.

Для стимулирования необходимых системных изменений в приоритетном национальном проекте «Образование»- ПНПО – заложены два основных взаимодополняющих по своей сути механизма.

Во-первых, это приоритетное поощрение и поддержка лидеров, не равномерная поддержка всех, а поддержка именно лучших. В этой связи ПНПО должен, прежде всего, помочь увидеть и поддержать то лучшее, что сегодня есть в российской системе образования: те образовательные учреждения и педагогов,  деятельность которых в наибольшей степени направлена на производство и внедрение в реально действующие рабочие программы обучения новейших образовательных инноваций.

Во-вторых – это внедрение в образовательную практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Институциональные подходы апробируются и функционируют через привлечение  таких общественных организаций как советы директоров, профсоюзы, создание в школах попечительских и управляющих советов. Что должно сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к актуальным запросам современного общества.

Инновационный подход к образованию как  к образовательной услуге требует изменений в его финансировании. На смену сметному финансированию идет нормативное финансирование, когда деньги следуют за учеником. Государство выделяет деньги не на развитие школы в целом, а на конкретную личность, на получение полноценного образования  гражданином. При этом происходит стимулирование школ к увеличению количества учеников: если в школе больше учеников, то она больше получает денег. А это возможно только при высоком качестве предоставляемого образования. Одновременно предполагается, что направление бюджетных средств на реализацию программ развития непосредственно в школы, будет способствовать становлению их финансово-хозяйственной самостоятельности. В разрабатываемой новой системе оплаты труда преподавателей делается  акцент на стимулирование качества и результативности педагогической работы, а не на набор максимального количества учебных часов.

Таким образом, инновационные механизмы развития образования включают:

1) создание в педагогическом коллективе творческой атмосферы, без которой усилия отдельных педагогов не получат должной поддержки и не станут системообразующим фактором;

2) пропагандирование интереса к  педагогическим новшествам, проведением соответствующих лекций, курсов повышения квалификации;

3)       создание матери­альных фондов и разработка критериев для стимулирующих

выплат перспективным сотрудникам, проектов и позитивных нововве­дений;

4)      организация механизмов их всесто­ронней поддержки, как на базе собственного образовательного учреждения, так и на более масштабных уровнях;

5)      интеграцию перспективных и продуктивных инноваций в реально функционирующие образовательные системы.

Т.е. восприятие комбинаторных и модифицирующих педагогических инноваций при осторожном апробировании радикальных. По масштабу вносимых изменений предпочтение отдается модульным (взаимосвязанным группам нескольких локальных инноваций) и системным, когда осуществляется программа полной реконструкции всей системы как целого.

В соответствии с данными инновационными подходами к обучению выделяют на два вида образовательного процесса.

1) Инновации-модернизации, обновляющие учебный процесс, в рамках его традиционной репродуктивной ориентации при заданности конечных результатов и способов действий по образцу. Такие инновации ориентируются на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса.

2) Инновации-трансформации, направленные на обеспечение исследовательского характера учебной деятельности и организацию творческих методов и форм работы в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Направлены на разработку нового содержания образования и новых способов его структурирования.

Наиболее эффективным представляется второй путь инновационного образования, направленный на развитие творческого потенциала личности, обучение самостоятельности действий и принятия решений, разноплановость познавательной деятельности и формирование партнерских отношений, как со сверстниками, так и с преподавателями. Конечным результатом  исследовательской направленности обучения будет умение учащегося самостоятельно формулировать проблему, ставить задачи и определять возможные решения, находить способы проверки полученных результатов, делать выводы в соответствии с результатами проверки, а также применять полученные выводы к новым реалиям.

Немаловажную роль играет техническая оснащенность учебных кабинетов компьютерами, интерактивными досками, дидактическими пособиями и открытым доступом в Интернет для создания схемы сетевого взаимодействия. Причем в свете гуманизации образовательного процесса важно каждому учащемуся предоставить тот объем и вариант работы, который будет соответствовать его интеллектуальному и эмоциональному потенциалу. Немаловажной инновацией организации учебного процесса становится профилизация образовательных программ, особенно в старших классах общеобразовательных учреждений. Это дает тот необходимый уровень специализации, который позволяет качественно подготовиться к предстоящим экзаменам, определить и развить внутренние способности, апробировать на уровне обучения выбранный профессиональный выбор.

Инновации в обучении предусматривают новые методики преподавания, включая мультимедийные программы и авторские разработки. Причем интересным представляется варьирование программных и проблемных методик обучения. Учащиеся должны отталкиваться в самостоятельном поиске от фундаментальных сложившихся программ и методик. Затем осваивать и прорабатывать новые взгляды и подходы, и, как результат, уметь формулировать собственные варианты понимания проблемы исследования. В значительной степени успех данного подхода в обучении будет зависеть от профессиональной и научной компетентности самого преподавателя, а также от инновационных форм и способов проведения подобной исследовательской работы.

Новые формы организации занятий подразумевают,  например, лекционно-семинарский вариант проведения уроков в школах. Результатом, ожидаемым в процессе исследовательской деятельности, становится написание персональных докладов и эссе, курсовых работ, научных проектов или проведение мероприятия в рамках выбранного направления работы. Не менее важным элементом инновационного подхода к обучению становятся проведение конференций и диспутов и др. Данный подход к обучению позволяет вывести обсуждение в дискуссионное русло для апробирования всех возможных взглядов к рассмотрению исследования и решению проблем.

Огромную инновационную составляющую в организации содержания образования представляют интегративные курсы и программы. Универсальность знания, способность соотносить рассматриваемую проблему со всем спектром близких и взаимозависимых компонентов, позволяет развивать комплексный подход к пониманию проблемы исследования, а сам процесс обучения построить на параллельном сопровождении учебного материала самых разных дисциплин для формирования целостной картины мира, объекта и предмета исследования.

Чтобы обеспечить личностно-ориентированное обучение,  необходимо использовать метод проектной деятельности. Проекты могут подразделяться на индивидуальные, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные, интернет-проекты и другие [4, с. 48]. В процессе  работы над проектом прослеживается неразрывность обучения и воспитания, на первый план выходит потребность сотрудничества, взаимопомощи и взаимного переживания, т.е. формирует коммуникативные навыки и толерантность. Проектная деятельность активизирует творческие возможности, познавательный интерес и актуализирует внедрение инновационных способов подачи информации и интерпретации выводов. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, предприимчивость, самостоятельность и другие личностно-ориентированные  качества.

Таким образом, обучение как систематическое исследование можно рассматривать как один из перспективных инновационных подходов к обучению, который позволяет применить различные образовательные модели и исследовательские процедуры, формирует проблемное видение, личностный и межгрупповой диалог, способствует упорядоченности и систематизации знаний.

Методы оценивания образовательного результата – один из важнейших показателей результативности самих преподавательских методик. Не достаточно фиксировать уровень ответов на уроке и по домашнему заданию. Для определения творческого продвижения в исследовательской работе необходимы разработки рейтинговых показателей, стимулирующих триместровых и годовых дополнительных баллов. Должны быть продуманы дополнительные бонусные программы для поступления в ВУЗы, которые учитывали бы  результаты научно-исследовательской и практической деятельности учащегося в школе, способствовали бы непрерывности не только самого образовательного процесса, но и последовательного развития исследовательских проектов. В этом смысле весьма продуктивны такие формы оценивания образовательного результата как создание портфолио, постоянно пополняющейся копилки научно-производственных показателей проделанной работы по разным профилям и направлениям.

Инновационными подходами к критерию оценки результативности учащегося могут стать также рейтинговые показатели участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и степень цитируемости данных исследовательских проектов и докладов в Интернет-сообществе.

Необходимо разработать эффективные механизмы поддержки победителей конкурсов в продолжении учебы, участии в других подобных мероприятиях, создании им условий для развития талантов. Указанные лица должны привлекаться к подготовке проектов и программ регионального и федерального значения по всем направлениям творческой и социально значимой деятельности, представлять интересы Российской Федерации в международных мероприятиях, их кандидатуры также должны рассматриваться при решении различных кадровых вопросов. По замыслам разработчиков ПНПО, поддержка талантливой молодежи должна способствовать её самореализации и успеху, развитию ее потенциала и его эффективному использованию в интересах государства и общества [2, № 1756].      

В данном контексте основополагающую роль продолжает играть школьный наставник: учитель, классный руководитель, организатор проекта, кружка, музея, администратор школы, активный член родительского комитета и т.п. В воспитательном процессе всегда играет роль креативная и харизматичная личность, которая  способна активизировать и инициировать познавательную деятельность своих подопечных. В инновационном пространстве повышаются требования к самой личности наставника. Он теперь должен не просто много знать, но и быть информированным в самых последних новостях знания. Не просто компетентен, но  профессионал  в самом глубоком смысле: интеллектуальные возможности сопряжены со способностью освоить новейшие  технологические достижения, в том числе информационные.

В процессе воспитания создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы имеет важное социализирующее значение. Возможность получить не только новые навыки и умения, но и пообщаться с организатором кружка, патриотического клуба, почувствовать себя нужным и важным звеном исторического и культурного процесса. Группа продленного дня или факультатив создают возможность иных от учебного процесса форм непосредственного общения, тем для обсуждения. Использование различных видов ролевых игр: игр-упражнений и игр- иллюстраций,  имитационно-моделирующих игр с совместным принятием решений в сложном социальном контексте или с моделированием конкретно-исторических условий, на основе дидактических игр и на основе изучения конкретного материала. Интегрирующую роль будут выполнять такие организации, как патриотические музеи, театральные и музыкальные студии.

Серьезным инновационным подходом к воспитательному процессу в комплексном подходе с задачами инновационного обучения является создание психолого-педагогических центров и подразделений, выполняющих роль адаптационного механизма в процессе участия и принятия решения конкретной личности. Путь самопознания и самореализации напрямую связан со стрессоустойчивостью и  лабильностью психики и сознания учащегося.

В заключение остается выявить тенденции и особенности инновационного развития в  сфере образования.

Как показала практика реализации ПНПО, выбранное направление деятельности государства и общества оказалось достаточно эффективным. Практика показывает, что по осмыслению перед внедрением, предпочтительны системные инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами, которые строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, анализируются экспертами и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими). В результате деятельностная структура образовательного инновационного процесса, определяющая мотивы, цели, задачи, содержание,  формы,  методы и результаты,  согласуется наилучшим образом с субъективной структурой,  включающей инновационную деятельность всех субъектов развития: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива, поскольку субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса.

Именно благодаря реализации ПНПО удалось существенно продвинуться в разработке критериев качества образования. При этом данные критерии определились не только одними чиновниками, а с реальным активным участием представителей как профессионального сообщества, так и общества в целом. Система администрирования ПНПО должна эффективно способствовать формированию устойчивой мотивации к вовлечению в процесс его реализации как можно более широких слоев населения страны. Сама же реализация должна стать общенациональным делом, аккумулирующим социальную энергию российского общества для решения наиболее актуальных задач модернизации отечественного образования. Только тогда эта инициатива власти может превратиться в своеобразную  национальную идею, способную сплотить общество, принести пользу его членам, обеспечить будущее страны.


Библиографический список
  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. – М: ТЦ СФЕРА, 2006.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание, – М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.
  4. Ильенкова С.Д., Шумпетер Й. Инновации в образовании: Учебник. М.: Юнити, 2008.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Светлана Эдвардовна»

web.snauka.ru

Что такое педагогические инновации? Понятие, основные направления. Инновационные процессы в образовании

Поговорим о том, что такое педагогические инновации и как они влияют на качество образования.

Внедрение стандартов второго поколения

Современный этап развития образования в нашей стране осуществляется на основе реализации федеральных стандартов нового (второго) поколения. Перед школами и учительскими коллективами поставлена задача совершенствования, а также оптимизации образования. Помимо всех ступеней школ, подобные стандарты были введены и в дошкольных учреждениях.

Проблемы ОУ

Инновационные процессы в образовании направлены на устранение множества проблем, существующих в детских садах, школах, лицеях, гимназиях. В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения. Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником. Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных и дошкольных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.

Определение инноваций

Так что такое педагогические инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. Понятие «педагогические инновации» имеет схожий смысл, но узкую область применения. В последнее время преобразования касаются не только экономической жизни страны, но и интеллектуальной области (вузов, школ, дошкольных учреждений).

Особенности педагогических инноваций

А что такое педагогические инновации? Попробуем более детально рассмотреть данный термин. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ.

В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости.

Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания.

Технологии

Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему. Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач. Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.

Цель инноваций

В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой. Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков. Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности.

Разновидности инноваций

Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов:

  • организацию учебных занятий с использованием классно-урочной системы;
  • формирование профильных классов;
  • применение в учебном процессе игровых методик.

Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность. Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована. Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание специальных (индивидуальных) образовательных методик и программ.

Особенности передачи опыта

Для того чтобы все замыслы модераторов были успешно реализованы на практике, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогического коллектива. На протяжении нескольких последних лет обсуждается вариант «профессионального стандарта» педагога. Все педагогическое сообщество включилось в данную работу, чтобы в ближайшее время разработать тот минимальный набора компетентностей для учителя, которым он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать все образовательные инновации. Педагоги предлагают свои дополнительные критерии, согласно которым можно будет вести речь о настоящем профессионале, владеющем инновационными приемами и методиками обучения.

Особенности инновационных методик обучения

Так что такое педагогические инновации? В первую очередь это новые приемы и методы обучения, направленные на формирование самостоятельности у школьников. Особое внимание педагоги в своей работе стали уделять проектной методике. Если в традиционной системе не отводилось времени на развитие творческих способностей ученика, то после внедрения новых федеральных образовательных стандартов второго поколения, каждый ребенок получает реальную возможность для гармонического развития и самосовершенствования.

Технологии будущего

Ежегодно на августовских совещаниях проводится ярмарка педагогических инноваций, на которой учителя знакомятся с новыми образовательными методиками. После детального рассмотрения каждой идет ее апробация на практике. При получении положительных результатов происходит трансляция опыта в другие образовательные учреждения.

Исследовательская деятельность как способ внедрения образовательных инноваций

В качестве одного из обязательных компонентов содержательной части каждой учебной дисциплины выступает проектная или исследовательская деятельность. По новым федеральным образовательным стандартам, все дети должны освоить данную методику, позволяющую развивать их творческие и индивидуальные способности. Для подтверждения работы, проведенной за учебный год, в конце учебного года они представляют готовые проекты, знакомят педагогов и одноклассников с результатами своих научных работ.

Подобная деятельность по праву признается инновациями в образовании, ведь здесь, вместо традиционной роли учителя, педагог предстает перед воспитанниками в качестве наставника, помощника, старшего друга. Вместе с ребенком он работает над созданием технологической карты исследования, определяет направление деятельности, подбирает эксперименты.

В задачу педагога входит пояснение своим подопечным сложных теоретических вопросов, помощь в случае возникновения сложностей с проведением конкретных химических превращений, выполнением социологических опросов.

Основной работой над проектом занимается именно ученик, что позволяет ему получать новые знания, касающиеся предмета его исследования. Благодаря подобным инновационным методикам ребенок постепенно определяется и с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Результаты апробации новых педагогических методик свидетельствуют об их высокой эффективности и результативности. Отход от традиционной авторитарной системы образования позволяет гармонично развивать личность ребенка, упрощает процесс его социальной адаптации.

Новые проекты в образовании

Для поддержки талантливых педагогов и детей в нашей стране были введены специальные национальные образовательные проекты. Какова их роль в совершенствовании учебного и воспитательного процесса? Ощущая реальную поддержку со сторону государства, педагоги стараются работать творчески, искать оптимальные методики для формирования всесторонне развитой личности ребенка.

Важна и государственная поддержка талантливой молодежи. Разнообразные грантовые конкурсы и проекты, направленные на выявление и поощрение тех юношей и девушек, которые пытаются улучшать экономическое и социальное положение людей, способствуют уменьшению числа межнациональных конфликтов, высоко оцениваются руководством страны. Ребята не только поощряются материально за свои исследования и проекты, но и получают реальную возможность на практике реализовать задуманное.

Заключение

Инновации, которые коснулись современного образования, привели к повышению здоровой конкуренции между педагогическими работниками. У каждого учителя теперь есть свое электронное либо бумажное портфолио, в котором указаны все его профессиональные достижения. Именно по такому «портфелю результатов» эксперты оценивают эффективность и результативность его работы, принимают решение о присвоении своим коллегам определенной квалификационной категории. Благодаря активному внедрению в образовательные учреждения инновационных информационных технологий, появилась возможность полноценного дистанционного обучения детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям.

Особое внимание уделяется и внедрению профильной системы на старшей ступени обучения. Это дает возможность ребятам выбирать те направления, которые им интересны, потребуются в большей степени при последующем обучении за пределами школы. Проблемное обучение, профильная школа, компьютерные технологии, формирование патриотизма — это далеко не все направления, которые стали возможны благодаря инновационным процессам, происходящим в последнее время в российском образовании.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *