Ордера михайловский – Михаловский И. Б. Архитектурные формы античности. — Москва, 1949

Теория классических архитектурных форм. Михаловский И.Б. 2006 (1937)

Со времени издания этой книги в 1937 г. она стала классическим пособием по истории архитектурных форм, и, как и раньше, активно используется в учебном процессе архитектурных вузов. Предназначена для студентов, обучающихся по архитектурным и дизайнерским специальностям, а также для широкого круга читателей.

Отдел первый. Архитектурные ордера

Вводная часть

Часть первая. Изображение в массах
Глава I. Римские ордера
Глава II. Расширения книзу и кверху
Глава III. Сравнительный анализ римских ордеров

Часть вторая. Архитектурные композиции с применением ордеров
Глава I Колоннады
Глава II. Различные способы применения колоннад
Глава III. Аркады
Глава IV. Портики
Глава V. Переход от масс к деталям

Часть третья. Архитектурные детали
Глава I. Элементы профилей
Глава II. Тосканский ордер
Глава III. Дорический ордер
Глава IV. Ионический ордер

Глава V. Угловые и диагональные капители
Глава VI. Коринфский ордер
Глава VII. Построение коринфской капители
Глaвa VIII. Сложный ордер

Часть четвертая. Греческие ордера
Глава I. Общая характеристика
Глава II. Дорический ордер
Глава III. Ионический ордер
Глава IV. Коринфский ордер
Глава V Кариатиды и атланты
Глава VI. Украшения профилей

Часть пятая. Общие выводы
Глава I. Ордера эпохи Возрождения
Глава II. Отступления от правил
Заключение

Отдел второй. Архитектурные формы

Вводная часть
Глава I Подножия
Глава II. Карнизы
Глава III. Обработка поля стены
Глава IV. Горизонтальные членения стен
Глава V. Вертикальные членения стен
Глава VI. Отдельные подпоры
Глава VII. Верхние завершения стен
Глава VIII. Окна
Глава IX. Полуциркульные окна
Глава X. Окна разных форм
Глава XI. Сложные окна
Глава XII. Двери и порталы

Глава XIII. Балконы и перила

Заключение
Литература
Таблицы

books.totalarch.com

Архитектура. Михайловский. 1. | книга песка

     И.Б. Михайловский

      ТЕОРИЯ КЛАССИЧЕСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ

       Москва

       Архитектура-С 2006

 

 

ОТ АВТОРА

Вышедший в 1925г. вторым изданием курс автора «Архитектурные ордера», допущенный ГУС’ом в качестве учебника для вузов, разошелся в течение короткого времени.

Непрекращающаяся потребность учащихся в подобном учебнике побудила кафедру архитектурного проектирования архитектурного факультета Ленинградского института инженеров коммунального строительства вынести решение о переиздании книги с добавлением теории архитектурных форм.

По поручению научно-технического сектора названного института автор переработал свой курс. Результатом этой переработки и является настоящая книга, рассмотренная и одобренная научно-техническим сектором института.

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСЕСОЮЗНОЙ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ

19 — М О С К В А —37

 

Печатается а по изданию 1937 года, выпущенномуиздательством Всесоюзной Академии Архитектуры

М 60

Михайловский И. Б.

Теория классических архитектурных форм Михайловский И.Б.Репринтное издание. — М.: «Архитектура-С*, 2006. 288 с.? ил.

ISBN 5-9617-0083-7

Со времени издания этой книги в 1937г. она стала классическим пособием по истории архитектурных форм, и. как и раньше, активно используется в учебном процессе архитектурных вузов.

Предназначена для студентов, обучающихся по архитектурным и дизайнерским специальностям, а также для широкого круга читателей.

  ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ

  АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 Европейское искусство создавалось постепенно путем самостоятельного творчества, различных преемственных заимствований и влияний, направлявшихся с древнего Востока непосредственно, а иногда очень сложными путями, а также посредством изобретения новых приемов и форм, возникавших благодаря применению различных строительных материалов. Поэтому для сознательно-критического понимания его необходимо изучить весь тот исторический процесс, в результате которого выра­ботались современные архитектурные формы. Этим изучением занимается история искусства, в частности история архитектуры.

История учит нас, что в глубокой древности, не поддающейся точной датировке, культура человеческая развилась довольно высоко в несколь­ких центрах, преимущественно по берегам больших рек и морей. На Ниле возникла цивилизация Египта, на берегах Тигра и Евфрата — культура Месопотамии и Ассирии. Затем, уже во времена исторические, на Балкан­ском полуострове; и в Малой Азии возникла и развилась культура древ­ней Греции. Никогда прежде человечество не достигало такой высоты интеллектуального развития, как в Греции. Здесь с необычайным успехом расцвели искусства и науки: архитектура, скульптура, живопись, му­зыка, поэзия, драма, история, математика и философия. То, что было изобретено греками в области архитектуры, легло в основу дальнейшего развития этого искусства у всех культурных народов и сделалось общечеловеческим  достоянием.

Бессмертная заслуга греков заключается в том, что они вложили в архи­тектуру своих зданий и отдельных их частей ясную, вполне определен­ную идею.

Колонна явилась основной формой, колоннада основной систе­мой, придававшей архитектуре храма особую выразительность и привле­кательность.

На протяжении всего развития и процветания Эллады ясно видна работа греческого художника над выискиванием наилучших соотношений между размерами колонн и связанных с ними частей: их высота, расстоя-

Стр. 5

ние между смежными колоннами, толщина каменных балок, перекинутых с одной колонны на другую, с ней смежную, — все это составляло заботу греческих зодчих, стремившихся найти наиболее удачные соотношения размеров различных архитектурных частей, т. е., как принято говорить, наилучшие пропорции.

Прямые наследники греков, римляне оставили множество архитектурных произведений, свидетельствующих о небывало высоком развитии у них архитектуры. Римляне не проявили такой тонкости художественного вкуса, как греки, зато они умели применять в своих зданиях те формы, которые были изобретены другими народами. Задачи архитектуры понимались римлянами значительно шире, чем греками; для решения их римляне разработали свои новые приемы архитектуры — бетон и своды. Здания самого различного назначения, главным образом общественные, должны были вмещать большое количество людей; поэтому они отличались большими, часто огромными, размерами. Они обладают несокрушимой прочностью, смелостью замысла и необычайной роскошью. При этом римляне широко пользовались тем богатым наследием в области художественного оформления, которое они получили от греков. Колонны и здесь находят себе широкое применение, но последние нельзя назвать 

слепым подражанием греческим образцам; наоборот, самое назначение колонн часто приобретало у римлян особый смысл, и, в зависимости от этого, видоизменились самые формы и их детали.

Но наступил процесс разложения великой римской культуры. Под всесокрушающим влиянием времени гибли римские сооружения, а уцелевшие уже никого не интересовали, так как стали чуждыми новым людям с их новым мировоззрением, новыми жизненными требованиями и новыми задачами. В течение многих столетий греческое и римское искусства оставались забытыми, заброшенными, никому не нужными. Наступило все же время, когда в обществе пробудился интерес к произведениям умственной и художественной деятельности античных народов. Это время принято называть эпохою Возрождения; его расцвет падает на XVI век в Италии. Сложный ряд причин, вызвавших этот поворот, подробно рассматривается в истории искусства и архитектуры.

Таким образом, настало время, когда зодчие для решения назревших новых архитектурных задач начали пользоваться античными формами, создавая из них совершенно новые сочетания, новый характер построек, новый стиль, который и называют стилем Возрождения (по-французски — ренессанс).

Этот стиль, развиваясь сначала в Италии, постепенно захватил и другие страны, где, в зависимости от чисто местных условий и внешних влияний, переживал различные изменения, принимая разнообразные, иногда очень оригинальные, оттенки и, в конце концов, стал всеобщим, так сказать, мировым стилем.

Даже самый беглый взгляд на бесчисленные произведения архитектуры Возрождения показывает широкое применение бессмертной архитектурной формы — колонны.

Стр. 6

Ив самого определения сущности архитектуры как искусства, в котором запечатлелась великая борьба между творческими стремлениями человека и бессознательными силами природы, вытекает совершенно исключительный интерес к колонне с расположенными над нею и под нею частями. Колонна — чистейший вид ярко выраженной подпоры, а лежащие над нею части представляют собою самый чистый п убедительный пример нагрузки. Поэтому понятно, отчего мы считаем необходимым начинать архитектурно-художественное образование именно с изучения колонн и принадлежащих им частей; такого же взгляда придерживались и теоретики XV и XVI веков, а может быть, даже и раньше сами греческие архитекторы. До нас дошел знаменитый трактат об архитектуре жившего в I веке нашей эры римского архитектора Витрувия, в котором большое внимание обращено на конструкции с применением колонн. По признанию самого Витрувия, он пользовался недошедшими до нас сочинениями греческих теоретиков, посвященными той же теме.

В эпоху Возрождения теоретическая сторона архитектуры интересовала многих выдающихся мастеров, и ей посвящена была довольно обширная литература, распространившаяся по всей Европе, как в оригиналах, так и в переводах. Особою известностью пользовались следующие теоретики, которые своими постройками и сочинениями заслужили бессмертную славу: Леон-Баттиста Альберти, Сансовино, Серлио, Скамоцци, Палладио, Джакомо Бароцци да Виньола, а также Виола, Филибер Делорм и многие другие. Приводим характерный лист одного из сочинений об ордерах, изданного в XVIII веке (рис. 1).

Архитектурное образование в России приняло систематический характер после Петра I, и в основу его были положены трактаты Витрувия и теоретиков эпохи Возрождения, т. е. прежде всего юношество изучало колонны1.

1 Интерес к теоретическому изучению архитектуры пробудился в России еще при Петре I. В 1709 году появилась книга «Яков Бароций Де Вигнола. Правила о пяти чинах архитектуры».

В 1778 году в Москве было напечатано сочинение: «Новой Виньола или начальныя гражданския архитектуры наставления с объяснением правил о пяти чинах или орденах оной, по предписанию Иакова Бароция Виньолы, переведено с фран-цузского в Москве 1777 года». Сочинение Витрувия также появилось в переводе на русский язык (не с оригинала, а с французского перевода Пeppo«Марка Витрувия Поллиона об архитектуре с примечаниями Перро 10 книг. С.П.Б. 1790—1797».

Очевидно, необходимость изучения колонн, вытекающая из определения сущности архитектуры, сознавалась во все времена, но сознавалась как-то интуитивно, так как ни один теоретик не постарался дать себе ясный отчет, почему именно колонна является таким неизменным, таким вечным объектом внимания человечества.

Работа теоретиков сводилась к следующему: изучая сохранившиеся во множестве остатки древней римской архитектуры, теоретики зарисовывали их и записывали размеры всех частей сооружений, начиная с крупных и кончая мельчайшими подробностями. Из множества примеров

Стр. 7

оказалось возможным сделать обобщения, из различных размеров отметить чаще встречающиеся или получить средние выводы. В результате подобных изысканий появились сделанные теоретиками рисунки колонн и принадлежащих к ним частей; рисунки эти, по мнению авторов, служили совершенными образцами различных видов колонн, и ученикам рекомендовалось усвоить эти образцы для применения на практике. Таким образом, укоренялся ошибочный взгляд, будто искусство можно подчинить заранее данному рецепту, будто могут существовать какие-то непреложные каноны, от которых нельзя уклоняться без нарушения художественного качества произведения. Нельзя не удивляться, что такого неверного и устарелого взгляда архитектурные школы придерживались очень долго. Во многих специальных учебных заведениях учащимся вменялось в обязанность заучивать образцы, выработанные одним из крупнейших теоретиков XVI века, Виньолой, и запоминать наизусть бесчисленный ряд цифровых размеров различных мельчайших деталей.

Отвергая самым решительным образом подобные попытки втиснуть искусство в рамки математической формулы, автор давно уже вел преподавание теории архитектурных ордеров на основе строгой логичности, которою вполне возможно объяснить и формы, и размеры, и способы сочетаний между собою различных частей здания. Каждая форма в архитектуре появляется не случайно, но имеет свое объяснение; в одном случае она вызвана условиями материала, климата и конструкции; в другом — представляется традиционным пережитком формы, существовавшей раньше п изменившейся под влиянием каких-либо определенных причин; в третьем — явилась результатом заимствования, преемственности или имеет какой-либо символический смысл.

Размеры и пропорция также имеют свои основания, психологического или физиологического порядка, т. е. тоже поддаются логическому объяснению; в таком случае они становятся понятны, а потому и запоминаются без труда. Странно, почему такой естественной попытки не сделали один из теоретиков ни у нас ни за границей.

Колонны со всеми своими деталями, а также части, расположенные над колоннами и под ними, составляют одно гармоничное целое, подчиняющееся единому основному правилу, вполне определенному распорядку. Поэтому всю эту архитектурную совокупность, всю эту группу, теоретики называли латинским словом огdо, что значит порядок. Такое название удержалось и при переводах сочинений названных теоретиков на все европейские языки: итальянцы называли эти архитектурные системы «ordini», французы «ordres», а по-русски их называют различно: «архитектурные ордена» и «архитектурные ордера». И то и другое название правильно, в зависимости от того, из какогоя зыка оно заимствовано: от ordini правильнее производить ордена, от ordres — ордера. За последнее время у нас более принят термин ордер. В старинных переводах теоретических сочинений на русский язык это понятие выражалось еще, словом чин.

Стр. 8

Из всех сочинений, посвященных архитектурным ордерам, наибольшим распространением и известностью пользовалось сочинение Виньолы, которое многократно издавалось на разных языках с разнообразными  комментариями многих, преимущественно французских, архитекторов.

Книжка Виньолы служила многим архитекторам тем катехизисом, от которого считалось недопустимым даже малейшее отступление; поэтому формы и пропорции заучивались и применялись на практике строго «по Виньоле». Но нельзя считать такой взгляд правильным в своей основе. Искусство не может подчиняться точному рецепту, низводящему его на степень механизма; поэтому изучение архитектурного искусства должно стремиться к познанию смысла архитектурных форм и основной идеи архитектурных композиций.

Для тех, кого изучение архитектуры застает как бы врасплох, кто не получил никакой предварительной подготовки в этой области, необходимо начать с рассмотрения самых элементарных архитектурных сочетаний, необходимо усвоить правильное понятие об отдельных архитектурных элементах, чтобы уметь видеть в них здравый смысл, а не случайное нагромождение разнообразных геометрических тел; наконец, для изучения всех наук, касающихся архитектуры, необходимо ознакомиться с целым лексиконом терминов, никогда не встречавшихся в других, пройденных раньше науках.

Следуя хронологическому порядку, надлежало бы начинать изучение ордеров с греческих образцов, затем перейти к римским и, наконец, к тем типам, которые были созданы в XVI веке теоретиками эпохи Возрождения, но мы начнем наше изучение прямо с последних, т. е. с того, что вылилось в совершенно определенную систему, а не с тех образцов, которые создавались в период искания и постепенного совершенствования. Придерживаться хронологического порядка следовало бы в том случае, если бы настоящий курс представлял собой курс истории ордеров, но исторический ход развития ордеров входит в программу «Истории архитектуры». Здесь же на первый план нашего изучения выступают, так сказать, азбука архитектуры и самая элементарная грамматика основных архитектурных форм, наиболее выразительных и употребительных. Если же при рассмотрении этих форм возникнут вопросы, сомнения или неясности, то за разъяснением их нам придется неоднократно обращаться к формам греческим, как к первоисточнику рациональной художественно-конструктивной архитектурной системы.

Итак, в последующем изложении мы будем рассуждать о колоннах, о частях, непосредственно лежащих на них — антаблементах, и о их подножиях — пьедесталах. И всю совокупность этих трех частей мы будем называть одним словом — ордер.           

Стр. 10

 

 

 

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

razvitiee.wordpress.com

Муниципальная услуга: «Подготовка и выдача ордеров на проведение земляных работ»


АДМИНИСТРАЦИЯ МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

01.06.2011 г.                                               с. Михайловка                                                  № 490-па

 

 

Об утверждении Административного регламента по предоставлению

муниципальной услуги «Подготовка и выдача ордеров на проведение земляных работ»

на территории Михайловского муниципального района

 

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным Законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 09.02.2009 года  8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 года № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1993-ра «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электроном виде», Уставом Михайловского муниципального района, а так же в целях обеспечения осуществления муниципальной услуги «Подготовка и выдача ордеров на проведение земляных работ» на территории Михайловского муниципального района, администрация Михайловского муниципального района

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача ордеров на проведение земляных работ» на территории Михайловского муниципального района.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на  первого заместителя главы администрации муниципального района Н.И. Литвинова

Глава Михайловского муниципального района –

Глава администрации района                                                               А.И. Чеботков

old.mikhprim.ru

1 курс 2 сем. КР Обмер, построение арх. ордера(РРАН)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Архитектурный факультет

Кафедра реставрации и реконструкции архитектурного наследия

Обмер, построение архитектурного ордера

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Реставрационное проектирование» для студентов специальности 270303 – «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия»

Санкт-Петербург

2008

УДК 72.014

Рецензент доктор архит., профессор Семенцов Сергей Владимирович.

Обмер, построение архитектурного ордера: метод.

указания / сост.: Е. Р. Возняк; СПбГАСУ. – СПб., 2008. — 39 с.

В методических указаниях кратко описано правила построения классических ордеров и порядок работы над курсовой работой. Приведены основные таблицы построения ордеров по Дж. Виньоле и И. Б. Михайловского, а также примеры студенческих работ.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 270303 – Реставрация и реконструкция архитектурного наследия.

Ил. 12. Библиогр.: 8назв.

©Е. Р. Возняк, 2008

©Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2008

Цель задания – Изучение правил изображения архитектурных ордеров

Задачи задания:

–изучение правил построения классических ордера;

–знакомство с закономерностями построения теней, полутеней, рефлексов;

–приобретение навыков отмывки;

–закрепление навыков построения архитектурных шрифтов и компоновки подрамника, развитие чертежных, графических и композиционных навыков.

Архитектурный колонный ордер

Художественно оформленную систему колонн и балок, возникшую в древней Греции и Риме, развившуюся в эпоху Возрождения называют — классическим колонным ордером. Одер (лат. ordo, через голландский, нем. orderin) — означает порядок, установление, чин. Этот термин ввел в

середине XVIII в. художник, архитектор и знаток античности Дж. Б. Пиранези. Правило — по-гречески «канон», поэтому эти ордера называют каноническими.

Конструктивная система из колонн и балок, возникнув в доисторические времена, совершенствуясь, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира: в зодчестве древней Греции, а затем Рима. Система колонн с перекрывающими их частями получила окончательное развитие: были установлены закономерности ее построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.

Широкое распространение ордер получил в архитектуре Итальянского Возрождения. Этому способствовали найденные в конце XV века труды римского зодчего Витрувия, жившего во второй половине I

века н. э., в которых была изложена и теория архитектурного ордера. В своем трактате Витрувий приводит правила построения ордеров, причем для определения размеров частей ордера он пользуется условной единицей измерения — модулем, равным нижнему диаметру колонны. Чертежей или пояснительных рисунков в трудах Витрувия не сохранилось.

На основе обмеров архитектурных памятников древнего Рима, и сведений, взятых у Витрувия, ряд архитекторов Возрождения создали свои системы или правила построения ордеров. Из теоретиков, работавших в этом Направлении вышеназванную эпоху, следует назвать: Леона Батиста Альберти (1404 — 1472), Себастьяна Серлио (1475 — 1554), Ганса Блюма, Джакомо Бароцци Виньолу (1507—1573), Андреа Палладио (1508 — 1580), Виченцо Скамоцци, (1552—1010). Из них наиболее известны: Виньола и Палладио.

В особенности популярной стала система архитектора Дж. Виньолы, благодаря своей простоте и логичности построения, и вместе с тем изяществу изображенных архитектурных форм. Его трактат «Правило пяти ордеров архитектуры» (Regola delli cinque ordini d`architettura) был напечатан в 1562 г.

Элементы профилей (обломы)

Архитектурные формы классицизма состояли из небольших пластических форм, которые носили название обломов или мулюров (иначе элементов профилей). Обломы – самые простые части, на которые можно разделить всякую сложную классическую архитектурную форму. Из обломов составляли профиля, тяги фасадов и интерьеров домов, колонны. Профили, гзимсы – сочетание нескольких обломов в одну архитектурную форму. Служат для ограничения, подразделения и сопряжения гладких поверхностей. Каждый облом имел определенное значение и выражал идею поддержания, венчания или разделения. Иногда

эти профили разрабатывались рельефным орнаментом, причем определенным обломам соответствовал определенный орнамент. В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции.

Очертания обломов завысило от стиля архитектуры. Выделяли греческие, римские, готические обломы. Можно говорить о барочных обломах. Чаще всего использовались или отталкивались в построении от римских обломов.

Римские обломы

Обломы подразделялись на простые и сложные. Простые обломы могли быть прямолинейными и криволинейными.

К прямолинейным римским обломам относятся полка, полочка и плинт.

Полочка, поясок — имеют вид прямоугольника. Выступ полочки раве высоте. Полочка состоит из узкой полоски, выступающей из плоскости стены не меньше, чем на величину своей ширины. Полочка служила для разделения смежных обломов или для окаймления большого облома. Иногда даже как венчающий, так как обыкновенно заканчивает криволинейный профиль карниза. Переход от полочки к плоскости камня, к которому она принадлежат, делается обычно не в виде уступа, а посредством закругления в 1/4 окружности, центр которой лежит на продолженной прямой очертания полочки . Полочка никогда не украшалась орнаментом.

Пояс или полка – широкая полочка, выступ значительно меньше высоты. Пояс представляет собой широкую полосу, очень мало выступающую из плоскости стены; Употребляется как венчающий

элемент, верхнее перекрытие. Украшается меандром (алагрек) или розетты.

Плинт – низкие тяжелые параллелепипеды (подушка). аналогичен по пропорциям поясу, но является поддерживающим элементом. Располагались в нижних частях баз. Плинты принадлежат обыкновенно самым нижним частям баз (колонн и пьедесталов) и распределяют тяжесть верхних частей на большую площадь нижних. В технике подобные камни применяются часто и носят название подушки. Плинты — такие же подушки, которые всегда оставляются простыми, не украшенными никакими добавочными профилями, и имеют вид плоских низких

параллелепипедов. Простые всегда без украшений.

 

а)

б)

в)

г)

Рис.1 Простые прямоугольные римские обломы: а – полочка, б — пояс, в – профилирование полочки, г – плинт.

Криволинейные элементы профилей могут быть двух родов: простые. описанные из одного центра, и сложные (составные), описанные из двух центров. Что бы обозначать не только форму профиля, но и его положение, принято к названию прибавлять понятие «прямой» — при расширении кверху, и «обратный» — при расширении к низу.

Валик – маленький элемент полукруглого очертания. Может украшаться шнуром перлов (ниткой жемчуга) или бисера.

Рис.2 Валик: а – построение, б – украшенный бисером, в – шнуром перлов (ниткой жемчуга)

Вал (иногда назывался тор) — значительно больше валика, имеет полукруглый профиль. Служит как сильное и упругое основание в поддерживающих частях, например в цоколях зданий или базах колонн.

Рис.3 Вал украшенный лавровым венком

Четвертной вал или по гречески эхин — представляет собой в римском стиле правильный четверть круга, а в греческом – рисованной кривой. Применяется в капителях колонн. Оформляет переход от нижних узких частей к верхней широкой части. Четверной вал украшается иониками – эллипсоидами в обрамлении.

Обратный четверной вал – применяется в профиле базы. а) б) в)

Рис.4 Четвертной вал: а – прямой, б – обратный, в – ионики на четвертном вале

Желоб, выкружка – вогнутый профиль имеет форму ¼ окружности. Может быть как венчающей, так и поддерживающим элементом. Оформляет переход от верхних узких частей к нижним широким. Бывает прямой и обратный.

Рис.5 Прямая и обратная выкружка, украшенная «цветками»

Криволинейные элементы содержат в себе две кривизны.

Гусек – имеет выпукло — изогнутый профиль. Профиль, имеющий наверху вогнутость, а внизу выпуклость, называется гусек (вероятно, вследствие сходства с очертанием шеи гуся, плывущего по воде). Прямой гусек применяется чаще как венчающий облом. Обратный гусек употребляется в профилях баз. Украшается листьями окантов.

Рис.6 Гусек: а – прямой и обратный гусек, б – гусек украшенный листьями акантов и масками львов, в – обратный гусек украшенный

листьями

Коблучек — подобен гуську, но выпуклые и вогнутые части расположены в противоположном порядке. Каблучок, имеющий в верхней части выпуклость, а в нижней вогнутость. Коблучек строится по наклонной кривой, иногда 45градусов, иногда 30. Наклонную кривую раделяют пополам. Из вершин строят равносторонний треугольник. Из вершин опускают дуги. Употребляют для нижних гзимсов то есть для базы и цоколей. Украшаются «листьями» и «цветкам».

Коблучку соответствует обратный каблучок. Коблучек может быть, как поддерживающий элемент так и окаймление. Украшают коблучек сердцевидными листьями. Обратный коблучек является обломом базы.

Рис.6 Коблучек: а – построение каблучка под 45 и 30 градусов, б – коблучек украшенный листьями, б – коблучек украшенный цветками, г –

обратный коблучек

Скоция — вогнутый профиль различной кривизны, встречается, главным образом в базах колонн ионического и коринфского ордеров, элемент, представляющий собой вогнутость различной кривизны. Это главный облом свойсвенный базам. Никогда не украшается.

а) б) в)

Рис.8 Скоция: а, б – построение разных видов скоции по Михаловскому (?), в – построение скоции по Шпельцу

studfiles.net

Дорийский ордер — это… Что такое Дорийский ордер?

Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Разделяют греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).

Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.

Характерные черты

Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утонением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп (так называемый триглифно-метопный фриз). Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

Пропорции

Описание пропорций дорического ордера впервые встречается у Витрувия. Уточнены и переосмыслены они были архитекторами эпоху Возрождения, в период канонизации ордера.

Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле, и более поздним авторам, 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1,5 модуля.

Закономерности построения

За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

ОбломыВысотаВыступ
Полочка1 парта34 парты
Гусёк3 парты34-31 парта
Полочка0,5 парты31 парта
Каблучок1 парта30,75-30,25 парты
Слезник3,5 парты30 парт
Каблучок1 парт29,5-28,75 парт
Модульон3 парты28,5 парт
Капельки модульона0,5 парты26-14 парт
Четвертной вал2 парты13,5 парт
Полочка0,5 парты11,5 парты
Капитель триглифа или ровная полоска2 парты11 парт

Архитрав

ОбломыВысотаВыступ
Полочка2 парты12 парт
Узкая полочка0,5 парты11,5 парт
Капельки1,5 парты11-11,5 парт
Пояс8 парт10 парт

Капитель зубчатого ордера

ОбломыВысотаВыступ
Полочка0,5 парты15,5 парты
Каблук1 парта15,5-14,5 парт
Абак2,5 парты14 парт
Четвертной вал2,5 парты13,75-11,5 парты
Верхняя полочка0,5 парты11,5 парты
Средняя полочка0,5 парты11 парт
Нижняя полочка0,5 парты10,25 парты
Шейка4 парты10 парт

Стержень колонны

ОбломыВысотаВыступ
Валик1 парта12 парт
Полочка0,5 парты11,25-10 парт
Выкружка1,5 парта11,25-10 парт
Стержень колонны13 модулей, 7 парт12 парт
Выкружка2 парты12-13,5 парты

База колонны

ОбломыВысотаВыступ
Полочка1 парта13,5 парт
Валик1 парта14,5 парты
Вал4 парты17 парт
Плинт6 парт17 парт

Карниз пьедестала

ОбломыВысотаВыступ
Полочка0,5 парты23 парты
Четвертной вал1 парта22,5-21,5 парт
Полочка0,5 парты21,5 парты
Слезник — широкая полка2,5 парты21 парта
Каблук1,5 парты18,5-17,5 парт

Стул

ОбломыВысотаВыступ
Стул47 парт17 парт
Выкружка1 парта17 — 18,5 парты

База пьедестала

ОбломыВысотаВыступ
Полочка0,5 парты18,5 парты
Валик1 парта19 парт
Каблук2 парты19-20,5 парты
Плинт2,5 парты21 парта
Цоколь4 парты21,5 парты

Материал изготовления

Возникновению каменных дорических стилизованных колонн предшествовало появление деревянных колонн эпохи пеласгов.[1]

Литература

  • Виньола Правило пяти ордеров архитектуры. — М.: Архитектура-С, 2005.
  • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. — М.: Издательство В. Шевчук, 2003.
  • П. Ротвальдъ, И. Фаульвассеръ, Т. Шварце, Г. Шурцъ, Г. Эбе Исторія и современная техника строительнаго искусства. // Промышленность и техника. — 2-е издание. — С.-Петербургъ: Типографія товарищества «Просвещеніе», 7 рота, 20, 1903. — Т. 1. — С. 693.

Примечания

  1. Промышленность и техника. Том I. История и современная техника строительного искусства. С.-Петербург, 1903 г.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *