Инвалид 5 группы – Аркадий Красильщиков: ИНВАЛИДЫ ПЯТОЙ ГРУППЫ

Аркадий Красильщиков: ИНВАЛИДЫ ПЯТОЙ ГРУППЫ

  Пятая графа анкеты

Евреи не случайно называли себя «инвалидами пятой группы». Группы, не существующей по медицинским понятиям. Но «пятая группа» – это группа людей, подпадающая под «пятый пункт» – знаменитую пятую графу в анкете.
Пятый пункт в паспорте – место записи о национальной принадлежности человека, бывший до его упразднения настоящей Голгофой для евреев. Можно по случаю вспомнить грустную шутку главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Он так рассказывал о причинах запрета властями его спектакля «Павшие и живые»: «У комиссии ЦК были претензии к спектаклю по трем пунктам, из которых главным был «пятый».
У евреев были свои отношения с властями. Как и во все века, они преданно служили стране, в которой жили. Но государственный антисемитизм накладывал на эти отношения свой негативный оттенок, и это, как обычно, отражалось в еврейских анекдотах.

– Рабинович, вы – член партии?
– Нет, я – ее мозг.
Такое же скептическое отношение было и к провозглашенной политике строительства социалистического государства.
– Рабинович! Вы хорошо устроены в жизни. Не могли бы вы пожертвовать часть своих доходов на строительство коммунизма?
– О-о-о! Это – очень серьезный вопрос. Я должен посоветоваться со своей женой.
Через день у Рабиновича спрашивают:
– Ну, что сказала ваша жена?
– Вы знаете, она у меня спросила: «Если у них нет денег, зачем они это строят?»
Но при этом успехи евреев в науке, культуре и спорте всегда с помпой отмечались советской пропагандой.
Матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Талем – борьба двух иудеев во славу русского оружия.
Еврейские анекдоты очень чутко реагировали на мировую политическую конъюнктуру, связанную с еврейским народом. Американский историк и публицист Виктор Снитковский даже издал в 2008 году книгу «История СССР в еврейских анекдотах». К примеру, в конце 60-х гг. появился целый блок анекдотов, отражающих щекотливую ситуацию, в которую попал Советский Союз в связи с Пражской весной, конфликтом на острове Даманском и Шестидневной войной на Ближнем Востоке.
Страшный сон Брежнева: «Он стоит на трибуне Мавзолея, а перед ним Красная площадь, битком набитая чехами, едящими китайскими палочками мацу с фаршированной рыбой».
Когда Cоветы стали понемногу выпускать евреев в репатриацию, в стране возникла проблема «сионистов».
– А как узнать, кто – еврей, а кто – сионист?
– Очень просто: кто остается в СССР, тот – еврей, а кто уезжает в Израиль, тот – сионист.
Для антисемитов была приготовлена другая формулировка: «Сионисты – это те, кто хотят освободить СССР от евреев».
Возможность уехать евреи чаще всего воспринимали с восторгом. Они, как правило, были прекрасными специалистами и знали цену не только себе, но и своим детям.
В родильных домах новорожденным еврейским детям на попку сразу ставят знак качества: они идут на экспорт.
Многие далекие от иудейства люди сожалели, что у них нет возможности, как у евреев, бросить этот советский бардак и уехать из СССР. Даже частушка такая появилась:
Ой, ты, Ваня! Милый Ваня!
Слышишь, ножик точится?
Сделай, Ваня, обрезанье:
Мне в Израиль хочется!
С проблемой выезда появилась и проблема отказа в этом выезде.
– Рабинович, почему вам отказали в репатриации?
– Они боятся, что я разглашу наши технические секреты.
– Какие «секреты»?! Запад обогнал нас на десятки лет!
– Вот они и боятся, что именно этот секрет я и могу раскрыть!
Возникла и проблема получения так называемого «вызова» от близких родственников – граждан Израиля. Немедленно появился анекдот. В виде вопроса, ответ на который был заранее известен.
Как вы думаете, что лучше: иметь дальних родственников на Ближнем Востоке или близких – на Дальнем?
Слово «вызов» стало одним из самых популярных в еврейской среде.

В опере
– Хаим, ты все понял? Онегин послал Ленскому вызов.
– На него одного или на всю семью?
Потом пошла мода на газетные объявления.
«В русскую семью требуется зять-еврей на выезд»
Однако вскоре выяснилось, что существует значительная прослойка еврейского общества, которая вообще не собирается трогаться с места.
– Не хочу я никуда ехать. Все хотят – жена, дети, теща, тесть, один я не хочу!
– Ну, так пусть и уезжают, а ты оставайся!
– Не получается: я – один еврей в семье.

А вот еще одна, весьма специфическая форма отказа.
– Семь лет просидела в отказе, пока уговорила мужа ехать.
СССР прервал с Израилем дипломатические отношения, но стал налаживать отношения с палестинцами.
– Дети, у нас в школе завтра будет арабская делегация. Абрамович, Кацман и Иванов по матери, — можете на занятия не приходить.
Когда в конце 80-х началась так называемая «Большая алия», в Израиль хлынули сотни тысяч репатриантов. Ехали все, и всех встречали в Израиле с помпой, широко освещая весь процесс в прессе. В Израиле тогда появилось много известных в мире деятелей науки, техники, культуры. Как говорили тогда, «по количеству лауреатов Ленинской и Государственной премий на 100 000 населения Израиль уже обогнал СССР».
Как всегда, отъезд евреев быстро стал предметом зависти неевреев.
– Ох уж эти евреи! Как для себя – так выдумали сионизм и драпают в свой Израиль. Как для нас – так придумали марксизм, чтобы мы строили конец света в одной отдельно взятой стране.
Как было отмечено в одном из анекдотов, Карл Маркс тоже решил вернуться на свою историческую родину. Узнав об этом, Моисей вернул свой народ в Египет.
Об огромной массе приезжающих в Израиле говорили с радостью, но и не без иронии.
В аэропорту Бен-Гуриона из самолета в кресле выносят столетнего старика. К нему подскакивает журналист с микрофоном:
– Дедушка, а зачем вы приехали в Израиль:
– Я… это… хочу… это… хочу умереть на своей исторической родине.
– Ну-у-у-у…?
Но с появлением сотен тысяч репатриантов возникла проблема трудоустройства многих высококлассных специалистов, занимавших в СССР в свое время высокое положение. Это немедленно отразилось в анекдотах.
В Иерусалиме на улице разговаривают две болонки, и одна говорит другой:
– А ты знаешь, в Москве я была овчаркой.
Появилась возможность сравнивать жизнь в Израиле с жизнью в СССР.
– Ну, что, Рабинович, чувствуете вы себя в Израиле евреем?
– Еще как!
– А в СССР вы чувствовали себя евреем?
– Еще как!
Но при всех условиях комфортности, в которых оказались евреи, люди пожилого возраста не очень спешили учить иврит, рассчитывая, что уж свой век они как-нибудь проживут и без него: на работу им не устраиваться, везде всегда найдется кто-то, кто ему поможет в трудную минуту.
Стоят два пожилых еврея в Тель-Авиве на улице Дизенгоф. Рядом останавливается машина, и водитель спрашивает, как проехать на бульвар Ротшильда. Евреи пожимают плечами, всем своим видом показывая, что они ничего не понимают. Машина уезжает.
– Ну что, Хаим, – говорит один из евреев, – помогло ему его знание иврита?
Но прошло время, и из Израиля пошли письма, что репатриантам приходится совсем не просто: проблемы с квартирой, с работой. Приехавшие очень быстро столкнулись и с израильским чиновничьим бюрократизмом. Особые проблемы были с системой социального страхования.
– Как ты думаешь, если мы поедем в Израиль, моему мужу дадут пенсию по инвалидности?
– А что с ним?
– У него нет двух ног.
– Ну, если он сможет это доказать, тогда, конечно, дадут!
Появились специфические анекдоты и в СССР.
– Рабинович, почему вы не хотите ехать в Израиль?
– Зачем? Мне и здесь плохо.
У советских евреев возникла надежда, что и в СССР как-то можно будет прожить.
– Скажите, – спрашивает еврей какого-то докладчика на общем партийном собрании, – а когда все уедут, для тех, кто останется, будут какие-нибудь льготы?
А потом даже пошел слух, что появились возвращенцы. Единицы, но появились. Тут же этот слух прокомментировал анекдот.
В Средиземном море встречаются два корабля. Один везет в Израиль репатриантов, другой – возвращенцев в СССР. На обоих кораблях на палубе – евреи, и все делают друг другу один и тот же жест: крутят пальцем у виска. 
 
 

Анекдоты из комментов

Брежневу надоело лежать в гробу. Решил посмотреть как живут москвичи.
Погулял по улицам Москвы, Заходит в подьезд, и звонит в одну из квартир. Ему открывает кудрявый мальчик и спрашивает
-Что вы дядя хотите?
-Да вот хочу посмотреть как вы живете. 
Заходит смотрит квартиру и говорит- Хорошо живете, да. 
-Это я для вас мальчик сделал -Леонид Ильич, запомни..
-Мама кричит мальчик на кухню. К нам дядя Леня из Канады приехал

Хаймович ведет одесский трамвай. Вдруг к нему в кабину врывается террорист с автоматом: 
— А ну, гони в Финляндию, быстро! > — Вы что? Это же трамвай. > — Гони, а то хуже будет! 
— Хорошо, хорошо, только уберите автомат, — и объявляет в микрофон: — 
Следующая остановка — Хельсинки!!!—>Граждане,та куда вы столько набиваетесь?!трамвай же не резиновый! 

Евреи СССР вызвали на соревнование минстрой,обязавшись сдать государству квартир вдвое больше чем последний!

Сколько у нас всего евреев? — спрашивает Брежнев Косыгина.
— Миллиона три — четыре.
— А если мы им всем разрешим уехать, многие захотят?
— Миллионов десять-пятнадцать

Объявление в газете : «Выйду замуж за еврея любой национальности!
там же -Меняю национальность на 2 судимости!.

Юмор, наравне с ТОРОЙ, и помог евреям выжить. Был у меня сослуживец, тогда ещё капитан Юра Матюхин — стопроцентный русак. Так вот, однажды на политзанятиях офицеров на вопрос «что движет прогрессом ?» он ответил : «лень, страх и евреи».

a.kras.cc

Инвалиды пятой группы: Литва вернула в паспорта графу «национальность»

Президент Литвы Даля Грибаускайте подписала поправки к Закону о паспорте, позволяющие вписывать в паспорт национальность гражданина. На 24-м году после распада СССР литовское руководство вернуло ещё одну далеко не лучшую советскую практику: теперь власти могут заниматься дискриминацией по «пятой графе», если инакомыслящие принадлежат к национальным меньшинствам.

В большинстве современных стран в документах, удостоверяющих личность, содержится графа «nationality». Только означает она не национальную принадлежность, а гражданство. Для обозначения национального происхождения используется термин «ethnicity» — этническая принадлежность. Но в паспортах и иных удостоверениях личности этническая принадлежность практически никогда не указывается. Потому что с какой стати? Это всё равно что требовать прописать в паспорте политические взгляды, любимые блюда или сексуальные предпочтения: в правовом государстве подобные вещи не могут иметь юридического значения для определения статуса гражданина.

Графа «национальность» в паспорте – это советский атавизм, и то, что литовское руководство сейчас его возрождает, говорит об истоках литовских политиков не менее красноречиво, чем засекреченные документы в архивах КГБ.

Даже в дореволюционной России графа «национальность» в паспортах подданных Российской империи отсутствовала, притом что этнические маркеры в обществе были очень чёткие, а на государственном уровне существовала дискриминация по этноконфессиональному признаку («черта оседлости» и т. п.). А вот в Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность определялась самим гражданином при получении паспорта в 16 лет путём выбора из национальностей отца и матери. При этом человек мог иметь национальность только из числа официально признанных народов, проживающих на территории СССР: существование некоторых народов советским государством отрицалось, и последнее слово в споре об идентичности человека оставалось за государством, а не за человеком.

Графу о национальности в народе прозвали «пятым пунктом» — в типовых советских анкетах национальную принадлежность указывали в графе № 5. В обиход даже вошло выражение «инвалиды пятой группы» — граждане с «нехорошей» национальностью. По «пятому пункту» проявляется противоречивость советской национальной политики. С одной стороны, в Советском Союзе взращивались «национальные кадры» и существовали «национальные квоты» при поступлении в вузы; с другой стороны, там же практиковались негласные ограничения на поступление в вузы, устройство на работу, продвижение по карьерной лестнице и командировки в капстраны для некоторых национальностей (например, евреев). Не говоря уже о принудительных депортациях целых этнических групп по национальному признаку: поволжских немцев, крымских татар и прочих.

Получается, теперь Литва воссоздаёт «старую добрую» советскую практику. Даже притом, что решение о возвращении графы «национальность» в литовском случае свидетельствует о либерализации законодательства (гражданам предоставляется возможность вписывать или не вписывать в паспорт свою этническую принадлежность только по их желанию), поправки к Закону о паспорте не были бы приняты Сеймом Литвы и подписаны президентом Грибаускайте, если бы они не были выгодны власти. В чём же, в таком случае, выгода власти?

Она в том, что теперь можно будет достоверно выявлять активную часть в общинах национальных меньшинств, которые принципиально указывают себя в паспорте русскими или поляками. Затем это можно будет использовать для дискриминации по национальному признаку, а также в пропагандистских целях.

Допустим, пройдёт в Вильнюсе массовый митинг против президента и правительства, который закончится беспорядками и задержаниями. А потом провластные телеканалы предъявят одного из задержанных, у которого в паспорте будет написано, что он – русский, и скажут: вот она, «пятая колонна», путинские диверсанты работают на подрыв литовской государственности, всё как и предупреждали в Департаменте госбезопасности. Или же человек будет устраиваться на государственную службу, а в конкурсной комиссии увидят, что у него в паспорте написано «поляк», и не примут. Потому что ясно же, что он нелоялен литовской государственности: как его ни принуждали ассимилироваться, ни заставляли писать имя-фамилию на литовский манер, а он всё равно называет себя поляком. И даже настаивает на своей польской национальности. Значит, потенциальный изменник Родины. Как такого принимать на работу, скажем, в полицию: если прикажут разогнать акцию протеста литовских поляков в защиту своих прав, то разве он выполнит приказ? Скорее, перейдёт на их сторону. Вместе с оружием. Так что стратегически, с позиции литовской власти, поправки к Закону о паспорте – это очень умное решение.

Если бы речь шла не о Литве, то о поправках можно было бы говорить в контексте либерализации законодательства и расширения предоставляемых публичных услуг гражданам.

Но речь идёт всё-таки о Литве: стране, в которой судят за двуязычные таблички, закрывают польские школы и преследуют русские газеты, а спецслужбы в своих публичных отчётах не разбирая записывают культурные организации национальных меньшинств в «пятую колонну».

Характерно и то, какие аргументы приводят критики закона. «До вступления этого закона в силу все проживающие в Литве были гражданами Литвы и только, не было никакого формального основания считать, что здесь имеется какое-то меньшинство «соотечественников русской национальности». Теперь же сразу появляется формальный повод России говорить, что здесь имеются её соотечественники и их надо защищать, потому что в паспортах указано, что они – русские», — заявил депутат Сейма от консерваторов Мантас Адоменас.

То есть отделение Крыма и протесты на востоке Украины произошли от того, что у России и украинских русских был какой-то «формальный повод» считаться русскими? Ничего подобного: в украинских паспортах графа «национальность» отсутствует. Последним её предлагал вернуть лидер ультраправой «Свободы» Олег Тягнибок: чтобы было видно, кто представители великой украинской нации, а кто «жиды и москали». Именно «Свобода», кстати, в первые же дни после бегства Януковича добилась отмены Закона о региональных языках. Правда, потом и. о. президента Украины Александр Турчинов наложил вето на отмену этого закона, но было уже поздно: тому же Крыму сразу стало ясно, какие силы пришли в Киеве к власти. И началось…

Поэтому если Литва не хочет для себя «украинского сценария», ей надо думать не о «формальном поводе», который даёт Кремлю наличие в Литве русских соотечественников, а о налаживании отношений со своими собственными русскими, польскими и иными соотечественниками. Только тогда можно будет не бояться «нелояльного населения», а возможность указывать в паспорте национальность будет восприниматься без подозрения и исключительно в позитивном контексте. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

www.rubaltic.ru

Инвалид пятой группы | Еврейский Мир

Хиллари Клинтон и евреи

 

Ни для кого не секрет, что американские евреи в массе своей – ревностные демократы, едва ли не самая надежная опора Демократической партии. Так повелось еще со времен Франклина Делано Рузвельта, хотя этого высокомерного патриция никто не заподозрит в юдофильстве. Но он возглавил борьбу против Гитлера и стал первым президентом, в администрации которого появились евреи (если не считать, конечно, президента Конфедерации южных штатов Джефферсона Дэвиса, при котором еврей Иуда Бенджамин занимал последовательно посты министра юстиции, военного министра и госсекретаря). Как бы там ни было, с тех самых пор евреи накрепко привязали себя к мачте «прогрессивного» корабля.

Особенно ярко эта тенденция проявляется в главной твердыне американского еврейства – г. Нью-Йорке, где за демократов обычно голосуют не менее трех четвертей еврейского электората. С одним-единственным исключением: на выборах в Сенат 2000 года, когда Хиллари Клинтон, еще проживавшая в Белом Доме, решила вступить на политическое поприще и милостиво избрала штат Нью-Йорк в качестве подмостков для своего дебюта, получила голоса всего лишь 52% еврейских избирателей. И это при том, что евреи принадлежали к числу самых горячих поклонников ее мужа! Чем же супруга Билла Клинтона снискала нерасположение значительной части еврейской общины «имперского штата», как пышно именует себя Нью-Йорк?

Бывшим гражданам Советского Союза не нужно рассказывать, что такое пятый пункт. Так вот, выяснилось, что Хиллари Клинтон хромает по этой части, или, если вспомнить невеселую шутку нашего советского прошлого, она – инвалид пятой группы. Нет, Хиллари не еврейка. Боже упаси! (Хотя в 2000 году, впервые баллотируясь в Сенат, она поскребла по сусекам и быстренько наскребла себе дальнего родственника из евреев.) Но против тогда еще первой леди были выдвинуты обвинения в антисемитизме, и ей не удалось от них отвертеться, что внушило немалой части евреев подозрения на ее счет.

В июле 2000 года в свет вышла сенсационная книга “Состояние союза: подноготная непростого брака Билла и Хиллари Клинтон” (State of a Union: Inside the Complex Marriage of Bill and Hillary Clinton), принадлежавшая перу известного журналиста Джерри Оппенхаймера. (В названии обыгрывается традиционное наименование ежегодной торжественной речи президента США на совместном заседании обеих палат Конгресса, в которой он представляет отчет о состоянии государственных дел  — “состоянии союза” — на текущий момент.)

В числе прочих пикантных подробностей в книге содержалось утверждение, что в 1974 году Хиллари Родэм в приступе необузданной ярости обозвала “поганой жидовской мордой”(смягченный вольный перевод реальной цитаты: “fuckingJewbastard) Пола Фрея, руководителя неудачной кампании ее будущего мужа, а тогда еще сожителя  Билла Клинтона, впервые баллотировавшегося в Конгресс. Действующий конгрессмен Джон Пол Хаммершмидт победил на выборах с небольшим отрывом – 6000 из 190 000 поданных голосов.

Хиллари Клинтон немедленно созвала пресс-конференцию у своего дома в фешенебельном пригороде Нью-Йорка – Чаппакве, купленном специально для того, чтобы получить прописку в штате, а вместе с ней – и право баллотироваться на выборную должность. Разгневанная первая леди объявила, что ее оклеветали:

“Я никогда, ни при каких обстоятельствах не употребляла подобных выражений. В прошлом, что греха таить, я иногда бывала несдержанна на язык, но чтобы швыряться расистскими или антисемитскими оскорблениями?! Никогда! Мне бы такое даже в голову не пришло!”

На помощь супруге ринулся сам бывший президент.

“Я не исключаю, что она употребила в его адрес крепкое словцо,

— заявил Билл Клинтон. —

Это вполне могло быть, она сама не отрицает, что иногда допускает непарламентские выражения. Но я ни разу не слышал от нее анекдота этнического содержания. У нее этого просто в натуре нет”.

Классический Клинтон: с какой непринужденной легкостью он передернул карту и опроверг поклеп на его жену, который на нее никто не возводил — будто она рассказывает еврейские анекдоты!

Но автор книги “Состояние союза ” не с потолка взял свое обвинение. Он сослался на трех свидетелей, которые подтвердили, что указанный инцидент действительно имел место. Это сам Пол Фрей, его жена Мэри-Ли и Пол Макдональд. Мэри-Ли Фрей и Пол Макдональд тоже участвовали в предвыборной кампании Клинтона 1974 года.

В интервью с CNN Пол Фрей, исконный арканзасец и профессиональный политтехнолог, подтвердил, что Хиллари Клинтон действительно швырнула ему в лицо антисемитское оскорбление:

“Вы должны понять, все мы были расстроены поражением. В таких случаях люди обычно набрасываются друг на друга и в пылу словесной перепалки не скупятся на оскорбления. Именно так и произошло”.

Пол Макдональд рассказал, что после того, как стали известны плачевные результаты выборов, Клинтон и его подруга вместе с руководителем кампании и его женой заперлись в комнате, чтобы обсудить причины провала. Макдональда поставили у дверей с наказом никого внутрь не пускать. Сначала разговор был вполне цивилизованный, но очень быстро перешел на крики и взаимные пререкания. Тут-то будущая жена Билла Клинтона и сбросила на Пола Фрея, как говорят в Америке, словесную бомбу.

Ирония ситуации в том, что Фрея можно считать евреем лишь с очень большой натяжкой. Он христианин, член Южно-баптистской церкви, в нем лишь одна восьмая еврейской крови (подкачал один из прадедушек). Он считался бы арийцем даже в гитлеровской Германии. Но, как видно, не в Арканзасе – во всяком случае, в глазах будущей первой леди штата он был евреем.

Известный политтехнолог Дик Моррис, на протяжении многих лет близко общавшийся и сотрудничавший с Биллом Клинтоном, тоже рассказал об антисемитском выпаде в свой адрес со стороны жены его патрона. Как-то в 1986 году Моррис попросил у Клинтона прибавки, на что губернаторша, славившаяся своей, мягко говоря, рачительностью, взорвалась и заорала:

“Деньги – это все, что на уме у вашей нации”.

Сотрудник штатной полиции Арканзаса Ларри Паттерсон, который с 1986 по 1993 гг. был главным телохранителем губернатора штата, сообщает, что ему не раз доводилось слышать, как, переругиваясь (а они это делали часто), супруги Клинтоны осыпали друг друга антисемитскими оскорблениями. По словам Паттерсона, еще полтора десятка его коллег-полицейских, служивших в личной охране губернатора, могут подтвердить, что в лексиконе Билла Клинтона и его жены расистские и юдофобские ругательства стояли на видном месте.

Кстати сказать, судя по многочисленным свидетельствам, Хиллари Клинтон вообще крайне несдержанна на язык. Нормативную речь она, словно дворник из “Двенадцати стульев”, “богато перемежает нецензурными словами, которым отдает предпочтение”. Или, словами одного из охранников ее мужа, она «матерится, как пьяный боцман». Впрочем, как мы видели, ни она сама, ни ее муж этого не отрицают – в глазах дружественной прессы несдержанность и дурные манеры в данном случае сходят за принципиальность и страстность.

Если к искусству соленого словца Хиллари Родэм приобщилась, вероятно, во студенчестве, то антисемитизм она в буквальном смысле впитала с молоком матери, ибо росла в семье, где евреев не очень жаловали. В своей книге Джерри Оппенхаймер рассказывает, что бабка Хиллари по отцу Ханна Родэм “на дух не переносила католиков и евреев”. Ее бабка по матери Делла вышла вторым браком за еврея по имени Макс Розенберг, однако это отнюдь не внушило ей симпатии к евреям, и она не раз прилюдно обзывала мужа “жидом-скупердяем”. (Это именно его Хиллари Клинтон произвела в свою «еврейскую родню».)

Народная поговорка гласит, что яблоко от яблони недалеко падает, и пример семьи Родэм вполне подтверждает ее справедливость. Падчерица Макса Розенберга и мать нашей героини — Дороти страстно ненавидела евреев. По словам двоюродного брата Хиллари Оскара Дауди, с языка его тетки не сходили выражения вроде “Ох, уж эти мне проклятые евреи, до чего ж паршивый народ” или “Этот жид трясется над каждым центом”.

В 1964 году юная Хиллари вызвалась работать в качестве волонтера в президентской кампании республиканца Барри Голдуотера — хоть и крещеного, но несомненного еврея. Такую вопиющую измену семейным ценностям, вероятно, следует отнести на счет присущего молодости бездумного бунтарства. Однако, повзрослев, блудная дочь, как видно, вернулась к своим истокам.

Не способствовала укреплению репутации Хиллари Клинтон как интернационалистки и инцидент, который произошел во время ее поездки на Ближний Восток в ноябре 1999 года. Выступая на церемонии по случаю открытия на Западном Берегу клиники, построенной на средства американских налогоплательщиков, супруга главы Палестинской администрации Суха Арафат поведала присутствующим, что евреи отравляют воду, чтобы вызвать эпидемию рака у палестинцев.

Первая леди США, официально представлявшая на церемонии правительство своего мужа, с энтузиазмом присоединилась к бурным рукоплесканиям, которыми было встречен навет, прямиком позаимствованный из средневекового погромного фольклора. Супруга президента США настолько расчувствовалась, что обняла и нежно поцеловала первую леди Палестинской автономии. И лишь после того, как  еврейские лидеры гневно осудили ее поведение, Хиллари Клинтон дистанцировалась от арафатовой жены – впрочем, весьма сдержанно, заявив лишь, что всем сторонникам ближневосточного мирного процесса

“следовало бы воздерживаться от необузданной риторики и беспочвенных обвинений”.

Откровения, содержавшиеся в книге Оппенхаймера, вкупе с еще свежими воспоминаниями о братании Хиллари с Сухой, получили серьезный резонанс в Нью-Йорке. Необходимо было срочно принимать контрмеры. Испытанное оружие Клинтонов в борьбе с любым противником, располагающим серьезными доказательствами их проступков (будь-то с бывшей любовницей Билла или с репортером, нарывшим новый компромат на Хиллари),  – дезавуировать обвинителя, измазав его грязью с ног до головы и подорвав к нему доверие.

Бывший президент указал негодующим перстом на соперника Хиллари Клинтон на выборах республиканца Рика Лазио как на истинного виновника «грязного навета» на его жену.

“Они не в состоянии победить ее политически и поэтому прибегают к нападкам личного свойства”,

— со слезой в голосе заявил Билл Клинтон, по-видимому, имея в виду “гигантский заговор правых сил”, который его верная подруга в самом начале истории с Моникой Левински обвинила в клевете на своего мужа. ГЗПС так и остался символом черной реакции даже после того, как 42-й президент вынужден был публично признать, что вообще-то “клевета” полностью соответствует истине.

По наущению Клинтонов верная им печать начала дружную кампанию против Джерри Оппенхаймера: дескать, как можно доверять этому щелкоперу, который печатается в National Enquirer – желтом листке, сотрудничать с которым погнушается любой мало-мальски приличный журналист?

О том, что Оппенхаймер имел солидный послужной список на поприще серьезной журналистики (корреспондент агентства UPI и газеты Washington Star, ответственный сотрудник редакции газеты Philadelphia Daily News), естественно, умалчивалось. Обходился молчанием и тот факт, что именно National Enquirer наиболее точно освещал все перипетии весьма насыщенной биографии 42-го президента, вполне соответствовавшей профилю этого бесспорно желтого издания, которое в силу этого имело наиболее веские основания претендовать на роль хроники времен Билла Клинтона.

Одновременно был нанесен удар и по Полу Фрею. В печати появились намеки, что арканзасский политтехнолог не вполне вменяем, причем с давних пор. Билл Клинтон вдруг вспомнил, что еще во время той достопамятной предвыборной кампании 1974 года его главный политтехнолог выказывал явственные признаки “иррационального поведения”.

Со своей стороны, Хиллари Клинтон (которая – проклятая рассеянность! — ну никак не могла отыскать ни одного документа, который требовали от нее по судебным повесткам при расследовании ее многочисленных скандалов) каким-то образом мгновенно нашла и предъявила репортерам написанное тремя годами ранее письмо к ней Пола Фрея, где тот просил у нее прощения за неназванные проступки. Хотя сама первая леди этого не сказала, догадливым репортерам предлагалось заключить, что своим письмом Фрей очистил адресата от обвинения в антисемитизме.

Дружественная пресса стеной встала на защиту “гонимой” Хиллари. В имевшей большой резонанс книге “Выбор Хиллари” (Hillary’sChoice) литературная сотрудница журнала Vanity Fair Гейл Шихи не упомянула об инциденте с Полом Фреем, хотя при подготовке книги она и взяла у него интервью. Почему не упомянула? Потому что не получила подтверждения со стороны какого-то другого очевидца. А спросить, например, Мэри-Ли Фрей, она “не догадалась”.

Биограф первой леди не сочла нужным включить в свою книгу и историю, рассказанную Диком Моррисом, хотя с ним она тоже беседовала. Телекомпания NBC взяла интервью у жены Фрея, но решила не пускать его в эфир: автор репортажа Андреа Митчелл отказалась поверить в достоверность эпизода. На каком основании? Отказалась – и все!Тем не менее, невзирая на помощь большой прессы, Хиллари Клинтон не удалось отмыться от обвинения в антисемитизме. Она легко победила на выборах, но, как упоминалось выше, почти половина евреев проголосовала против нее – неслыханный, просто скандальный факт.

В последующие годы теперь уже сенатор Клинтон приложила немало усилий к тому, чтобы восстановить свою репутацию среди евреев и заручиться расположением этой влиятельной общины. Она в значительной мере преуспела в своем начинании. Накануне выборов 2006 года ее рейтинг среди еврейских избирателей достиг 72% – практически нормального уровня для демократа в ее штате. А сами выборы, как и ожидалось, принесли ей легкую победу – за нее проголосовало свыше 70% избирателей, в том числе и подавляющее большинство евреев.

Если Хиллари Клинтон, как ожидается, станет кандидатом Демократической партии на президентских выборах 2016 года, осмелится ли ее соперник-республиканец привлечь внимание избирателям к ее красочной биографии, изобилующей «клеветническими фактами»? И в частности, хватит ли у него духа напомнить еврейскому электорату о том, как относится к ним бывшая первая леди, сколько бы они ни трубила, что ее зять – еврей и что она его очень любит. Скорее всего, республиканец не решится ослушаться надрывных требований СМИ не ворошить прошлое. Впрочем, даже если и решится, будет ли от этого какой-нибудь прок? Рискну предсказать, что не будет. Такая это, знаете ли, жестоковыйная нация — евреи, которые, русифицируя меткое выражение Милтона Химмельфарба, «живут как баре, а голосуют как холопы».

 

Автор — Виктор ВОЛЬСКИЙ 

 

Источник

 

 

 

evreimir.com

Инвалид пятой группы — это… Что такое Инвалид пятой группы?


Инвалид пятой группы

Разг. Шутл. О евреях (подвергаемых ущемлению гражданских прав из-за «пятого пункта» — пункта анкеты, отражающего национальность). БСРЖ, 232.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.

  • Приветное (привадное) имя
  • Инвалид юзер

Смотреть что такое «Инвалид пятой группы» в других словарях:

  • инвалид — а, м. invalide <лат. invalidus. 1. устар. Инвалидная команда. А гарнизоны все обращены. так сказать, в инвалиды. Румянцев Док. 2 261. В тебе теряю командира, Так с горя скроюсь в инвалид. 1804. Марин Изъяснение заслужен. армейского офицера в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНВАЛИД — пятой группы. Разг. Шутл. О евреях (подвергаемых ущемлению гражданских прав из за «пятого пункта» пункта анкеты, отражающего национальность). БСРЖ, 232. Инвалид юзер. Жарг. комп. Шутл. ирон. Неумелый, несообразительный пользователь компьютера.… …   Большой словарь русских поговорок

  • Пятая графа — Военный билет с указанием национальности в пятой графе (выдан в 2002 г.) Пятая графа или Пятый пункт  выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как фа …   Википедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко …   Энциклопедия инвестора

  • Страхование — I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Военно-пропагандистская филателия — Советская маркированная почтовая карточка (декабрь 1941) Военно пропагандистская филателия  подраздел пропагандистской филателии, охватывающий коллекционирование и изучение …   Википедия

  • Советское искусство — Кузьма Петров Водкин. «Смерть комиссара», 1928, Государственный Русский муз …   Википедия

dic.academic.ru

Инвалиды пятой группы — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal


– Рабинович, вы – член партии?
– Нет, я – ее мозг.
Такое же скептическое отношение было и к провозглашенной политике строительства социалистического государства.
– Рабинович! Вы хорошо устроены в жизни. Не могли бы вы пожертвовать часть своих доходов на строительство коммунизма?
– О-о-о! Это – очень серьезный вопрос. Я должен посоветоваться со своей женой.
Через день у Рабиновича спрашивают:
– Ну, что сказала ваша жена?
– Вы знаете, она у меня спросила: «Если у них нет денег, зачем они это строят?»
Но при этом успехи евреев в науке, культуре и спорте всегда с помпой отмечались советской пропагандой.
Матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Талем – борьба двух иудеев во славу русского оружия.
Еврейские анекдоты очень чутко реагировали на мировую политическую конъюнктуру, связанную с еврейским народом. Американский историк и публицист Виктор Снитковский даже издал в 2008 году книгу «История СССР в еврейских анекдотах». К примеру, в конце 60-х гг. появился целый блок анекдотов, отражающих щекотливую ситуацию, в которую попал Советский Союз в связи с Пражской весной, конфликтом на острове Даманском и Шестидневной войной на Ближнем Востоке.
Страшный сон Брежнева: «Он стоит на трибуне Мавзолея, а перед ним Красная площадь, битком набитая чехами, едящими китайскими палочками мацу с фаршированной рыбой».
Когда Cоветы стали понемногу выпускать евреев в репатриацию, в стране возникла проблема «сионистов».
– А как узнать, кто – еврей, а кто – сионист?
– Очень просто: кто остается в СССР, тот – еврей, а кто уезжает в Израиль, тот – сионист.
Для антисемитов была приготовлена другая формулировка: «Сионисты – это те, кто хотят освободить СССР от евреев».
Возможность уехать евреи чаще всего воспринимали с восторгом. Они, как правило, были прекрасными специалистами и знали цену не только себе, но и своим детям.
В родильных домах новорожденным еврейским детям на попку сразу ставят знак качества: они идут на экспорт.
Многие далекие от иудейства люди сожалели, что у них нет возможности, как у евреев, бросить этот советский бардак и уехать из СССР. Даже частушка такая появилась:
Ой, ты, Ваня! Милый Ваня!
Слышишь, ножик точится?
Сделай, Ваня, обрезанье:
Мне в Израиль хочется!
С проблемой выезда появилась и проблема отказа в этом выезде.
– Рабинович, почему вам отказали в репатриации?
– Они боятся, что я разглашу наши технические секреты.
– Какие «секреты»?! Запад обогнал нас на десятки лет!
– Вот они и боятся, что именно этот секрет я и могу раскрыть!
Возникла и проблема получения так называемого «вызова» от близких родственников – граждан Израиля. Немедленно появился анекдот. В виде вопроса, ответ на который был заранее известен.
Как вы думаете, что лучше: иметь дальних родственников на Ближнем Востоке или близких – на Дальнем?
Слово «вызов» стало одним из самых популярных в еврейской среде.

В опере
– Хаим, ты все понял? Онегин послал Ленскому вызов.
– На него одного или на всю семью?
Потом пошла мода на газетные объявления.
«В русскую семью требуется зять-еврей на выезд»
Однако вскоре выяснилось, что существует значительная прослойка еврейского общества, которая вообще не собирается трогаться с места.
– Не хочу я никуда ехать. Все хотят – жена, дети, теща, тесть, один я не хочу!
– Ну, так пусть и уезжают, а ты оставайся!
– Не получается: я – один еврей в семье.
А вот еще одна, весьма специфическая форма отказа.
– Семь лет просидела в отказе, пока уговорила мужа ехать.
СССР прервал с Израилем дипломатические отношения, но стал налаживать отношения с палестинцами.
– Дети, у нас в школе завтра будет арабская делегация. Абрамович, Кацман и Иванов по матери, – можете на занятия не приходить.
Когда в конце 80-х началась так называемая «Большая алия», в Израиль хлынули сотни тысяч репатриантов. Ехали все, и всех встречали в Израиле с помпой, широко освещая весь процесс в прессе. В Израиле тогда появилось много известных в мире деятелей науки, техники, культуры. Как говорили тогда, «по количеству лауреатов Ленинской и Государственной премий на 100 000 населения Израиль уже обогнал СССР».
Как всегда, отъезд евреев быстро стал предметом зависти неевреев.
– Ох уж эти евреи! Как для себя – так выдумали сионизм и драпают в свой Израиль. Как для нас – так придумали марксизм, чтобы мы строили конец света в одной отдельно взятой стране.
Как было отмечено в одном из анекдотов, Карл Маркс тоже решил вернуться на свою историческую родину. Узнав об этом, Моисей вернул свой народ в Египет.
Об огромной массе приезжающих в Израиле говорили с радостью, но и не без иронии.
В аэропорту Бен-Гуриона из самолета в кресле выносят столетнего старика. К нему подскакивает журналист с микрофоном:
– Дедушка, а зачем вы приехали в Израиль:
– Я… это… хочу… это… хочу умереть на своей исторической родине.
– Ну-у-у-у…?
Но с появлением сотен тысяч репатриантов возникла проблема трудоустройства многих высококлассных специалистов, занимавших в СССР в свое время высокое положение. Это немедленно отразилось в анекдотах.
В Иерусалиме на улице разговаривают две болонки, и одна говорит другой:
– А ты знаешь, в Москве я была овчаркой.
Появилась возможность сравнивать жизнь в Израиле с жизнью в СССР.
– Ну, что, Рабинович, чувствуете вы себя в Израиле евреем?
– Еще как!
– А в СССР вы чувствовали себя евреем?
– Еще как!
Но при всех условиях комфортности, в которых оказались евреи, люди пожилого возраста не очень спешили учить иврит, рассчитывая, что уж свой век они как-нибудь проживут и без него: на работу им не устраиваться, везде всегда найдется кто-то, кто ему поможет в трудную минуту.
Стоят два пожилых еврея в Тель-Авиве на улице Дизенгоф. Рядом останавливается машина, и водитель спрашивает, как проехать на бульвар Ротшильда. Евреи пожимают плечами, всем своим видом показывая, что они ничего не понимают. Машина уезжает.
– Ну что, Хаим, – говорит один из евреев, – помогло ему его знание иврита?
Но прошло время, и из Израиля пошли письма, что репатриантам приходится совсем не просто: проблемы с квартирой, с работой. Приехавшие очень быстро столкнулись и с израильским чиновничьим бюрократизмом. Особые проблемы были с системой социального страхования.
– Как ты думаешь, если мы поедем в Израиль, моему мужу дадут пенсию по инвалидности?
– А что с ним?
– У него нет двух ног.
– Ну, если он сможет это доказать, тогда, конечно, дадут!
Появились специфические анекдоты и в СССР.
– Рабинович, почему вы не хотите ехать в Израиль?
– Зачем? Мне и здесь плохо.
У советских евреев возникла надежда, что и в СССР как-то можно будет прожить.
– Скажите, – спрашивает еврей какого-то докладчика на общем партийном собрании, – а когда все уедут, для тех, кто останется, будут какие-нибудь льготы?
А потом даже пошел слух, что появились возвращенцы. Единицы, но появились. Тут же этот слух прокомментировал анекдот.
В Средиземном море встречаются два корабля. Один везет в Израиль репатриантов, другой – возвращенцев в СССР. На обоих кораблях на палубе – евреи, и все делают друг другу один и тот же жест: крутят пальцем у виска.

Анекдоты из комментов
Брежневу надоело лежать в гробу. Решил посмотреть как живут москвичи.
Погулял по улицам Москвы, Заходит в подьезд, и звонит в одну из квартир. Ему открывает кудрявый мальчик и спрашивает
-Что вы дядя хотите?
-Да вот хочу посмотреть как вы живете.
Заходит смотрит квартиру и говорит- Хорошо живете, да.
-Это я для вас мальчик сделал -Леонид Ильич, запомни..
-Мама кричит мальчик на кухню. К нам дядя Леня из Канады приехал
Хаймович ведет одесский трамвай. Вдруг к нему в кабину врывается террорист с автоматом:
— А ну, гони в Финляндию, быстро!

— Вы что? Это же трамвай.

— Гони, а то хуже будет!
— Хорошо, хорошо, только уберите автомат, — и объявляет в микрофон: —
Следующая остановка — Хельсинки!!!—>Граждане,та куда вы столько набиваетесь?!трамвай же не резиновый!

Евреи СССР вызвали на соревнование минстрой,обязавшись сдать государству квартир вдвое больше чем последний!

Сколько у нас всего евреев? – спрашивает Брежнев Косыгина.
– Миллиона три – четыре.
– А если мы им всем разрешим уехать, многие захотят?
– Миллионов десять-пятнадцать

Объявление в газете : «Выйду замуж за еврея любой национальности!
там же -Меняю национальность на 2 судимости!.
Юмор, наравне с ТОРОЙ, и помог евреям выжить. Был у меня сослуживец, тогда ещё капитан Юра Матюхин – стопроцентный русак. Так вот, однажды на политзанятиях офицеров на вопрос “что движет прогрессом ?” он ответил : “лень, страх и евреи”.

hist-etnol.livejournal.com

Инвалид пятой группы Википедия

Военный билет (выдан в 2002 году) с указанием национальности в пятой графе (на левой странице).

Пя́тая графа́ или пятый пункт — выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определённой этнической общности[1].

В СССР[ | ]

В СССР графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций[2].

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей. Если их национальность была разная, то в соответствии с Постановлением СМ СССР «О паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974[3], гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого он менять национальность уже права не имел.

При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который впервые был составлен в 1924—1926 годах.[4]

Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).[5][источник не указан 631 день]

Если в сталинском СССР «национальная политика» доходила до репрессий по национальному признаку или депортациям целых народов, то в послесталинское время наличие в документах графы «национальность» позволяло государству негласно и неофициально проводить в жизнь «мягкие формы» дискриминации и ограничения целых этносов в гражданских правах. Это касалось в первую очередь таких сфер жизни как право на проживание на определённых территориях СССР, право на профессию, образование и место работы. Если на территориях отдельных национальных республик дискриминациям могли подвергаться местные меньшинства (нетитульные народы в национальных республиках), то на всей территории СССР постоянному негласному притеснению подвергались представители таких народов как евреи, немцы, крымские татары, греки, турки-месхетинцы и др. — в части приёма на работу, поступления в вузы, в аспирантуру, карьерного продвижения и занятия руководящих должностей, присуждений государственных наград и почётных званий, членства в государственных органах управления и советских представительских организациях, поездок за границу и т. п.[6][7][8][9][10][11][12][13]. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность[14].

В наше время[ | ]

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality[15]) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этническог

ru-wiki.ru

Инвалид пятой группы Википедия

Военный билет (выдан в 2002 году) с указанием национальности в пятой графе (на левой странице).

Пя́тая графа́ или пятый пункт — выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определённой этнической общности[1].

В СССР

В СССР графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций[2].

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей. Если их национальность была разная, то в соответствии с Постановлением СМ СССР «О паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974[3], гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого он менять национальность уже права не имел.

При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который впервые был составлен в 1924—1926 годах.[4]

Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).[5][источник не указан 631 день]

Если в сталинском СССР «национальная политика» доходила до репрессий по национальному признаку или депортациям целых народов, то в послесталинское время наличие в документах графы «национальность» позволяло государству негласно и неофициально проводить в жизнь «мягкие формы» дискриминации и ограничения целых этносов в гражданских правах. Это касалось в первую очередь таких сфер жизни как право на проживание на определённых территориях СССР, право на профессию, образование и место работы. Если на территориях отдельных национальных республик дискриминациям могли подвергаться местные меньшинства (нетитульные народы в национальных республиках), то на всей территории СССР постоянному негласному притеснению подвергались представители таких народов как евреи, немцы, крымские татары, греки, турки-месхетинцы и др. — в части приёма на работу, поступления в вузы, в аспирантуру, карьерного продвижения и занятия руководящих должностей, присуждений государственных наград и почётных званий, членства в государственных органах управления и советских представительских организациях, поездок за границу и т. п.[6][7][8][9][10][11][12][13]. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность[14].

В наше время

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality[15]) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается[16].

В Российской Федерации

По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения»[17]. Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником неприятностей и в наше время.[18]

Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии[19][20][21]. При этом графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени. Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряжённости. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв[22][23].

В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.)[24].

В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»[25] (в опросном листе национальность — пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «хохлы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

На Украине

На Украине национальность указывалась в свидетельстве о рождении, но с 2014 года в данном документе имеются лишь две графы — для указания гражданства родителей. В паспорте такая графа не предусмотрена. Таким образом лицо не имеет никакой возможности как-то декларировать свою национальность, даже по желанию. Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию[26][27][28].

В Казахстане

Национальность в Казахстане указывается по желанию владельца в паспорте гражданина Республики Казахстан, удостоверении личности гражданина Республики Казахстан, дипломатическом паспорте и служебном паспорте Республики Казахстан[29]. В Свидетельстве о рождении указываются национальности родителей.

В Латвии

Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

В Китае

В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей. Натурализованные иностранцы могут иметь и национальность, не входящую в официальный список.

В Узбекистане

В паспорте гражданина Узбекистана указание национальности является обязательным, наряду с гражданством. В процессе оформления паспорта или проездного документа, национальность ребенка определяется по национальности родителей, если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче паспорта или проездного документа национальность гражданина или лица без гражданства записывается по национальности отца или матери в зависимости от желания получателя паспорта или проездного документа[30].

Другие значения

  • В советских паспортах образца 1953—1973 гг. пятым пунктом шло социальное положение (а национальность — третьим).
  • Идиома «пятый пункт» («пятая графа») часто употреблялись для обозначение конкретно еврейской национальности.

Литература

Примечания

  1. ↑ См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.
  2. ↑ ФОРМА ЛИЧНОГО ЛИСТКА ПО УЧЁТУ КАДРОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР В 1930—1950-х
  3. ↑ Постановление Совета Министров СССР от 28.08.1974 № 677
  4. ↑ Ин-т этнологии и антропологии РАН. — Предложение «о графе «национальность»: обзор дискуссии. 19.02.2015
  5. ↑ При этом в школьных классных журналах в списке учащихся с первого класса имелась обязательная для заполнения графа «национальность», не имеющая юридической силы.
  6. ↑ По части карьерного роста особенно часто притеснялись евреи, вайнахи, а также некоторые нетитульные национальности в национальных окраинах. Этническая и расовая нетерпимость и дискриминация
  7. ↑ См.: Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Куичинский. Мюнхен: Сучаснисть, 1975 год; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс, 1978 год
  8. ↑ Депортация народов
  9. Слёзкин Ю. Эра Меркурия. Евреи в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — ISBN 5-86793-355-5
  10. ↑ Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938—1953. Серия: Россия. XX век. Документы. — М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
  11. ↑ Документ Московской Хельсинкской группы № 112 «Дискриминация евреев при поступлении в университеты», 1978 год
  12. ↑ Дискриминация крымских татар продолжается Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine, Московская Хельсинкская группа, 1977 год
  13. Цаленко М. Факты, о которых предпочитают не вспоминать (неопр.). Заметки по еврейской истории (июль 2011). Дата обращения 16 сентября 2011. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  14. ↑ Евгений Кудряц. «Инвалиды пятой группы»
  15. ↑ Англо-Русский разговорник — Country & nationality — Страна и национальность (недоступная ссылка)
  16. ↑ Законопроектный портфель в сфере этнических отношений
  17. ↑ Россиянину хорошо и без «пятой графы»
  18. ↑ «Волчий билет»
  19. ↑ И снова «пятая графа»
  20. ↑ Сохранить графу «национальность» в паспорте потребовали сторонники митрополита Иоанна
  21. ↑ «За возвращение в паспорта россиян графы «национальность»
  22. ↑ «Пятая графа» под запретом
  23. ↑ Нужно ли запретить СМИ называть национальность подозреваемых и потерпевших? («Лукавая Цифра»)
  24. ↑ «Перепись выявила в России хоббитов, эльфов и скифов»
  25. ↑ «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»
  26. ↑ Литвин предлагает вернуть в паспорт «пятую графу»
  27. ↑ Владимир Яворивский: «Не надо бояться пятой графы в паспорте!» (недоступная ссылка с 12-10-2016 [1021 день])
  28. ↑ Депутаты хотят вернуть в паспорта «пятую графу»? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 мая 2009. Архивировано 3 июля 2009 года.
  29. ↑ О документах, удостоверяющих личность — ИПС «Әділет» (неопр.). adilet.zan.kz. Дата обращения 6 декабря 2016.
  30. Кабинета Министров Республики Узбекистан. Об утверждении Положения о порядке выдачи биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан и проездного документа лица без гражданства для лиц, не достигших 16-летнего возраста (неопр.). Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (07.07.2011).

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *