ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ • Большая российская энциклопедия
Исполнительная власть
Здание Правительства РФ.
Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ в составе его Председателя (премьер-министра), заместителя (вице-премьера) и федеральных министров.
Процедура формирования Правительства РФ состоит из двух стадий. На первой стадии Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Гос. думы. После трёхкратного отклонения представленной кандидатуры Президент РФ может сам назначить главу Правительства РФ, распустить Гос. думу и назначить новые выборы. На второй стадии Президент РФ назначает членов Правительства (заместителя Председателя и федеральных министров) по предложению Председателя Правительства РФ.
Правительство РФ – коллегиальный орган, его работу организует и руководит его заседаниями Председатель; согласно Конституции РФ, право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент РФ. Осн. сферы деятельности Правительства РФ: подготовка и исполнение бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; политики в области экономики, культуры и др. социальных сфер; управление федеральной собственностью, обеспечение обороны, гос. безопасности, законности, прав и свобод граждан. Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него конституционными нормами, законами, указами Президента.
Правительству предоставлено право законодательной инициативы, право издания постановлений (как правило, нормативного характера) и разовых по преимуществу распоряжений. Всё это подзаконные акты, издаваемые на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства подведомственны Правительству РФ или Президенту РФ. Федеральные службы и агентства находятся в ведении федеральных министерств или непосредственно подчиняются Президенту РФ либо Правительству РФ.
Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр). Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению гос. имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности; в пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты. Федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральная служба по надзору не вправе осуществлять управление гос. имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос. услуг, управлению гос. имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. В пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты, ведёт реестры, регистры и кадастры.
Федеральную службу, федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральное агентство, федеральная служба по надзору могут иметь статус коллегиального органа.
Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена указом Президента РФ в 2004.
По предметам ведения РФ её компетенция на местах осуществляется территориальными подразделениями федеральных органов власти. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в субъектах РФ и назначать соответствующих должностных лиц. Допускаются две организационные формы реализации компетенции по предметам ведения Федерации – создание собственных территориальных подразделений и наделение этими полномочиями органов гос. власти субъектов РФ.
Система органов исполнительной власти республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации исполнительных органов гос. власти, установленными федеральным законом.
Правительство РФ за свою деятельность несёт двойную политическую ответственность: перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке, и перед Гос. думой, которая может выразить ему недоверие. Ответственность Правительства РФ перед Гос. думой ограничена соответствующими правомочиями Президента РФ, который может не согласиться с решениями Гос. думы. В течение 3 мес после принятия решения о недоверии Правительству Президент РФ может объявить об отставке Правительства или распустить Гос. думу. В случае отказа в доверии, вопрос о котором поставил перед Гос. думой Председатель Правительства, Президент РФ в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Гос. думы и назначении новых выборов. Правительство РФ может само подать в отставку, которую Президент РФ принимает или отклоняет.
Перед вновь избранным Президентом Правительство РФ слагает свои полномочия.
bigenc.ru
25. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):
Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).
Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
В объеме компетенции ФС полномочна:
издавать индивидуальные правовые акты;
выдавать лицензии;
вести реестры,
регистры и кадастры;
осуществлять правоприменительные функции.
ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.
Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.
Структура ФОИВ:
Первый блок — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ — 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ — 11 федеральных министерств:
здравоохранения и социального развития;
культуры и массовых коммуникаций;
образования и науки;
природных ресурсов;
промышленности и энергетики;
регионального развития РФ;
сельского хозяйства;
транспорта;
информационных технологий и связи:;
финансов;
экономического развития и торговли).
6 федеральных служб:
антимонопольная;
по тарифам;
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
государственной статистики;
по финансовым рынкам;
по экологическому, технологическому и атомному надзору).
3 федеральных агентства:
по атомной энергии;
космическое агентство;
по туризму.
Кроме того, в введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.
Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. если иное не установлено законом.
Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
В соответствии с принципом федерализма и административно-территориального деления система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:
studfiles.net
Исполнительная власть — Википедия. Что такое Исполнительная власть
Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой[1]публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
В России
Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения. Структуру исполнительной власти России составляют государственные служащие и юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.
Органы исполнительной власти
- Федеральные органы
В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:
- Министерства;
- Федеральные службы;
- Федеральные агентства.
- Региональные органы
- Министерства;
- Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г. Москвы).
- Департамент
- Главное управление
Признаки исполнительной власти
- является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
- является проводником государственной политики в жизнь;
- подзаконна по своему характеру и задачам;
- объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
- её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
- является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции исполнительной власти
- подзаконное регулирование;
- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
- административное правоприменение;
- осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
- охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
- информационное обеспечение органов государственной власти.
Во Франции
Исполнительная власть во Франции двойственная — делится между президентом и правительством (коллегиальным органом), возглавляемое премьер-министром. Президент имеет множество существенных полномочий, но осуществляет их совместно с другими госорганами, а ответственность за осуществление исполнительной власти несет Правительство. Оно определяет задачи и приоритеты государственной политики, для чего в его распоряжении административный аппарат и вооружённые силы. Правительство Франции существует в двух видах:
- Совет министров Республики
- Кабинет, объединяющий членов правительства, руководимый премьер-министром.
Правительство формируется следующим образом: президент назначает премьер-министра, и членов правительства по представлению премьер-министра[3].
В Австрии
Исполнительная власть представляется федеральным президентом и, возглавляемый федеральным канцлером и вице-канцлером, кабинетом министров. Федеральный президент представляет Австрию на международном уровне, является главнокомандующим вооружёнными силами, назначает и увольняет офицеров и федеральных чиновников. Федеральный президент назначает федерального канцлера в соответствии с результатами парламентских выборов, и по его представлению уже утверждает министров, кандидатуры которых представлены партиями Национального совета. Правительство возглавляет и координирует работу федеральный канцлер; при принятии решений учитывает мнение вице-канцлера[3].
В Германии
Принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную закреплён в ст.20 Основном законе. Исполнительная власть представлена федеральным правительством во главе с федеральным канцлером, который подотчётен парламенту. Само правительство составит из представителей коалиции, выдвинувшей канцлера. Кандидатов в министры предлагает федеральный канцлер, а утверждает федеральных президент. Кабинет министров состоит из 16-20 министров[3].
В различных государствах
Империя Инков
В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.
См. также
Примечания
Ссылки
wiki.sc