Источник уголовно процессуального права – 2.1. Источники уголовно-процессуального права.

Содержание

Источники уголовно-процессуального права — CrimLib.info

Источники уголовно-процессуального права — это содержащие уголовно-процессуальные нормы акты, образующие систему уголовно-процессуального права, обусловленную предметом его регулирования.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ. В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире. К их числу относятся:

а) Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ). В Конституции РФ закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав личности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах других уголовно-процессуальных законов. Среди них — принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49) и др.

б) Федеральные конституционные законы, регламентирующие судопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации. Это — федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», «О судебной системе»1, «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»3, в которых содержатся отдельные нормы уголовно- процессуального характера. В частности, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» устанавливает порядок привлечения данного должностного лица к уголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.

в) Уголовно-процессуальный кодекс РФ

, принятый 18 декабря 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки и порядок введения в действие. УПК РФ является главным источником уголовно-процессуального права, поскольку именно он детально регламентирует порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

г) Иные федеральные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Это, например, федеральные законы от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от , от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» и другие.

д) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ они являются составной частью законодательства России, регулирующего уголовное судопроизводство. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного


Стоят отдельного упоминания следующие редкие источники:

е) Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В 90-е годы прошлого века Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировали и вопросы уголовного судопроизводства. Некоторые из них противоречили и Конституции, и федеральным законам, но тем не менее реально действовали и исполнялись. Это, в частности, Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который применялся в течение 3 лет, а затем был отменен. В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но нельзя исключить их появления в будущем.

ж) Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречат Конституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству. Это, к, примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.

Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр.

Внимание! Это спорный вопрос. Помимо законодательства, существует и целый ряд других источников, которые также содержат нормы, регулирующие отношения в уголовном судопроизводстве, однако общеобязательность их исполнения неоднозначна. С одной стороны, их можно именовать источниками уголовно-процессуального права, так как в подавляющем большинстве случаев данные акты все таки исполняются. С другой, они формально не относятся к нормативным актам. Выделим три момента:

а) Признание норм (или их смысла) неконституционными обязательно для всех. Есть мнение, что это полноценный источник права. Сюда относятся Постановления и определения Конституционного Суда РФ.Конституционный Суд РФ определяет, соответствуют ли те или иные положения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, а также выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно- процессуального права. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Как показала практика, решения Конституционного Суда РФ нередко приводили к настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Это касается и УПК РФ, многие нормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.

б) Толкование закона желательно, но не обязательно для всех. Сюда относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в России вправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ и Конституционный Суд РФ. Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели, стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ, ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. Принятые Пленумом Верховного Суда РФ акты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующего уголовно-процессуального законодательства указания, основанные на многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовного судопроизводства.

в) Обязательны для органов, в структуре которых они изданы. Сюда относятся подзаконные нормативные акты. Данные нормативные акты играют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства. Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов — Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся таких вопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода2, который отнесен законом (ст. 113 УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения. Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии с которой условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ, было принято постановление от 20 августа 2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно»3. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно- процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ не могут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводства на своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.

crimlib.info

Источники уголовного процесса

Определение 1

Источник права — это нормативно-правовой акт, содержащий нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

К уголовно-процессуальным источникам относятся нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Совокупность данных актов образует систему уголовно-процессуального права.

Действующее законодательство в сфере уголовного процесса

В соответствии со статьей один УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории страны определен уголовно-процессуальным кодексом.

В действительности круг нормативных источников, которыми регулируются уголовно-процессуальные отношения довольно широк. К ним относятся:

  • Конституция России — обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории России. В Конституции РФ закрепляются базовые начала уголовного процесса и гарантии прав граждан, находящие конкретизацию в других уголовно-процессуальных источниках. Среди базовых начал — принцип законности, осуществления правосудия судом, равенство всех перед законом и судом, неприкосновенности личности, презумпция невиновности и другие.
  • Федеральные конституционные законы, которые регламентируют производство по уголовным делам. Например, сюда относятся закон «О военном положении», «О Конституционном Суде РФ», «О чрезвычайном положении», «О судебной системе» и др.
  • УПК РФ, который был принят 18.12.2001 года и введен в действие с 01.07.2002 года
  • Иные федеральные законы, в которых содержаться уголовно-процессуальные нормы. Сюда относятся, например, закон о «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и другие.
  • Принципы международного права и нормы международных договоров России с другими государствами. Сюда относятся императивные нормы международного права, которые признаются международным сообществом. Отклонение от данных норм недопустимо.

Специализированные источники уголовного процесса

Такие источники встречаются не часто, однако также имеют важное значение. К ним относятся:

  1. Указы Президента России. Указ Президента обязателен для исполнения на всей территории России, если он не противоречит Конституции РФ. В девяностые годы двадцатого века Президент зачастую принимал указы, регламентировавшие уголовное судопроизводство. На сегодняшний день указы Президента не содержат в себя уголовно-процессуальных норм, однако нельзя исключать их появления вообще.
  2. Законодательство СССР. Некоторые законы СССР действуют до сих пор на территории России, если не вступают в противоречие с Конституцией и уголовно-процессуальным законодательством.
  3. Особое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Конституционного Суда РФ. С одной стороны, данные документы можно отнести источниками уголовно-процессуального права, так как практически всегда правила, закрепленные в этих документах, исполняются правоприменителем. С другой, данные источники формально не отнесены к нормативно-правовым актам. Здесь важно отметить следующие моменты:

    • Признание Конституционным судом каких-либо норм неконституционными является обязательным для всех правоприменителей. Как показывает практика, указанные решения могут приводить к реформированию законодательства в сфере уголовного процесса.
    • Постановления Пленума по различным вопросам правоприменительной практики является обязательным правилом поведения для судов, занимающихся разрешением таких вопросов. По факту, Высшая судебная инстанция дает обязательное для судом расширительное толкование различных уголовно-процессуальных норм, чем создает по сути новое право.

spravochnick.ru

законодательство, структура, виды и задачи

Уголовно процессуальное право – это одна из отраслей права, призванная регламентировать отношения по привлечению к ответственности лиц, совершивших противоправное действие. В этой статье будут рассмотрены источники уголовно процессуального права, как совокупность актов, которые содержат сведения о правилах судопроизводства. Также внимание будет уделено уголовно процессуальному закону, а именно, его структуре.

Понятие источников

Под источниками этой отрасли права понимаются документы, в которых содержатся нормы и правила, а также прочие элементы юридических конструкций, регулирующие правовые отношения. Первая статья УПК РФ гласит о том, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, установлен настоящим Кодексом, который основан на конституции РФ, общепринятых нормах международного права, а также межгосударственных договорах РФ.

Источники уголовно процессуального права имеют четко структурированную иерархию. Простыми словами, один источник обладает большей юридической силой по сравнению с другим. В данной иерархии, уголовно процессуальное законодательство занимает лишь третью позицию. В целом, источники уголовного процессуального права с точки зрения приоритетности размещены следующим образом:

  • международные договора РФ;
  • конституция;
  • УПК РФ;
  • ФЗ.

На практике, источники уголовного процесса применимы в соответствии с вышеприведенной иерархией. Об этом четко сказано в первой статье УПК РФ.

Международные договора РФ

Рассмотрев, что такое уголовно процессуальное право, нужно более детально изучить его источники. Первым на очереди и в иерархии, находятся международные договора, ратифицированные РФ. Согласно 4 части 15 статьи Конституции, они по сути являются составной частью ее правовой системы.

Россия является полноправным приемником СССР. Таким образом международные договора СССР также являются частью правовой системы РФ.

В первой части второй статьи УПК РФ сказано, что судопроизводство по уголовным делам на территории России, независимо от места совершения преступных действий, ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором не установлено иное. Таким образом подчеркнут приоритет международного права в регламентации судопроизводства.

Подобные принципы и нормы содержатся в огромном количестве международных актов. В первую очередь к таким правоустанавливающим документам нужно отнести ВДПЧ. Она принята генассамблеей ООН в 1948 году. Основные положения декларации заключаются в следующем:

Рекомендуем к прочтению:

  • каждый имеет право на жизнь, свободу, а также неприкосновенность;
  • никто не может быть подвергнут пыткам, бесчеловечным или унижающим достоинство наказаниям;
  • все люди равны перед лицом закона;
  • ни один человек не может быть произвольно задержан или изгнан;
  • каждый гражданин, обвиняемый в совершении преступного действия считается невиновным пока в установленном законом порядке не будет доказано обратное;
  • ни один человек не может быть подвергнут произвольному вмешательству в личную жизнь. Кроме того, жилище каждого гражданина неприкосновенно.

ВДПЧ содержит основополагающие элементы, на которых базируется уголовное процессуальное право. Все вышеперечисленные статьи хорошо прослеживаются в уголовно процессуальном законодательстве РФ.

Еще одним значимым источником является «Международный пакт о правах», ратифицированный СССР в 1976 году. В этом документе отображены такие важные принципы судопроизводства, как гласность процессов, право на защиту, презумпция невиновности, а также защита частной жизни.

Помимо прочего, российское законодательство опирается на такой важный источник, как «Европейская конвенция», также носящая название «Римская конвенция». Она стала источником уголовно процессуального права России после того, как в 1998 году была ратифицирована верхней и нижней палатами парламента, то есть, Советом Федерации и Государственной Думой. Основные положения конвенции таковы:

  • запрет пыток и унижающего достоинства обращения;
  • гарантии на свободу. В соответствии с этим положением строго ограничено число оснований для задержания;
  • право на публичное разбирательство в течение разумного срока беспристрастным судом.

В соответствии с вышеперечисленными международными договорами, ратифицированными СССР, а позже РФ, сформировано уголовно правовое законодательство страны.

Конституция

В уголовно процессуальном праве нашла отображение и Конституция. Этот главный закон имеет высшую юридическую силу, а его нормы имеют прямое действие. Простыми словами, законы и прочие правовые акты, не могут противоречить положениям Конституции.

Основной закон РФ содержит ряд норм, которые являются принципами и основными положениями уголовно процессуальных норм. В частности, речь идет о:

  • получении квалифицированной юридической помощи;
  • презумпции невиновности;
  • запрете на повторное осуждение за одно и тоже правонарушение;
  • запрете на использование в судебном разбирательстве доказательств, полученных с нарушением настоящего законодательства;
  • пересмотре приговора вышестоящей судебной инстанцией;
  • не свидетельствование против себя и родственников;
  • доступе потерпевшего к правосудию;
  • недопустимости умалении достоинства и жестокого обращения;
  • возможности заключения и содержания под стражей только по решению судебной инстанции. Нужно отметить, что без судебного решения человек может быть задержан не более чем на 48 часов;
  • тайне переписки, телефонных переговоров и прочих видов общения.

Отдельный блок положений Конституции касается правосудия. Эти положения содержатся в статьях 118-128.

Рекомендуем к прочтению:

УПК РФ

УПК, вступивший в законную силу в 2002 году, также является источником. Ему предшествовали УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 г.

Предусмотренный УПК порядок судопроизводства, обязателен по всем уголовным делам, для каждого суда, прокуратуры, предварительного следствия и органов дознания. В нем также предусмотрен порядок отношений между любыми другими участниками судопроизводственного процесса. Все вышеизложенное указано во второй части первой статьи УПК РФ.

Федеральные законы

УПК является не единственным источником. Имеются и другие ФЗ, понятия которых позволяет получить представление о ряде уголовно процессуальных норм. К числу основных из них нужно отнести:

  • ФЗ «О судебной системе РФ»;
  • ФЗ «О прокуратуре РФ»;
  • ФЗ «О содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступных деяний»;
  • ФЗ «О защите потерпевших и прочих участников процесса»;
  • ФЗ «О компенсации за нарушение прав в процессе судопроизводства» и т. д.

Нужно отметить, что при выявлении коллизий между УПК и другими ФЗ, предпочтение отдается первому. Подобное сказано в первой части 7 статьи УПК.

В большинстве отраслей права современной России источниками права могут являться не только ФЗ, но и прочие нормативные акты. В уголовно процессуальном праве подобное недопустимо.

Особое внимание нужно уделить указам президента РФ. Они не содержат процессуальных норм и поэтому не могут быть отнесены к источникам. В то же время, постановления и определения Пленума ВС РФ, которые также не содержат норм, имеют огромное значение для усовершенствования судебной практики. Они способствуют верному применению закона. По юридической силе они равны УПК, но это не означает, что они им тождественны.

yurister.ru

2. Источники уголовного процессуального права. Уголовно-процессуальное право

2. Источники уголовного процессуального права

Среди всех правовых актов по вопросам уголовного судопроизводства особое место, разумеется, занимает Конституция РФ, так как она имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15) и занимает вершину иерархической лестницы нормативных актов. Она имеет прямое действие. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.

Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в гл. 2 и 7 Конституции РФ, которые посвящены правам и свободам человека и гражданина, а также конституционному статусу судебной власти. Эти предписания содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде и т. д.

Основным источником уголовно-процессуального права является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введенный в действие 1 июля 2002 г. Издан этот закон на основании и во исполнение предписаний Конституции РФ, в частности предписания о том, что регламентация уголовного судопроизводства – предмет исключительного ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Следующую ступень иерархии источников уголовно-процессуального законодательства занимают федеральные законы. В первую очередь это федеральные законы, вносящие изменения в УПК РФ, а также Уголовный кодекс РФ. Кроме того, сюда входят федеральные законы, которые непосредственно действуют в сфере уголовного процесса. Так, например, Федеральный закон РФ «О прокуратуре РФ» регулирует полномочия прокурора в уголовном процессе. Закон от 31 июня 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» регулирует порядок защиты участников процесса.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются частью правовой системы России. Поэтому они также признаются источниками уголовно-процессуального права.

Особое место среди источников уголовного процесса занимают постановления Конституционного суда РФ. Как таковыми источниками права они не являются, однако Конституционный суд РФ вправе приостанавливать действие норм УПК РФ.

Постановления пленума Верховного суда РФ, приказы МВД РФ, приказы, указания, инструкции Генерального прокурора РФ источниками уголовно-процессуального права не являются. Однако данные разъяснения представляют собой документы, обязательные для реализации в практической деятельности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Понятие и виды источников уголовно процессуального права

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

К оглавлению

Раздел I. Общая часть

Глава 2. Уголовно-процессуальное право

§ 2. Понятие источников уголовно-процессуального права

Под источниками права в юридическом смысле обычно понимается та или иная внешняя форма выражения правовых норм. Основной источник уголовно-процессуального права – это закон. Согласно Конституции РФ (п. “о” ст. 71) уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1 УПК единственными законами, которые могут быть источником уголовно-процессуального права являются Уголовно-процессуальный кодекс и Конституция Российской Федерации, на которой Кодекс основан. Юридически это означает следующее:

а) при определении порядка уголовного судопроизводства по делу прямому применению подлежит только УПК, а в случаях, если его отдельные положения противоречат конституционным нормам, – Конституция Российской Федерации;

б) в случае, если уголовно-процессуальные нормы содержатся в каких-либо иных источниках, они не должны противоречить УПК и Конституции и подлежат приведению в соответствие с ними;

в) если в каком-либо ином федеральном законе содержатся новые уголовно-процессуальные нормы, они могут применяться только после того, как будут включены (инкорпорированы) в УПК.

Названные правила предохраняют уголовный процесс от проникновения в него чужеродных норм, не отвечающих демократическим принципам судопроизводства и противоречащих внутренней системе УПК.

Кроме того, в соответствие с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, которые также относятся к источникам уголовно-процессуального права. Причем, той же статьей установлено, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В соответствии с разъяснением, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 постановления от 31 октября

Если отдельные отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве, прямо не урегулированы нормами закона, то при определенных условиях допускается применение аналогии уголовно-процессуального закона или аналогии уголовно-процессуального права. Аналогия закона может иметь место тогда, когда на неурегулированное отношение распространяют действие законодательной нормы, регулирующей сходное правоотношение. Так, например, в новом УПК нигде не сказано о том, что суд может истребовать предметы и документы.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.

Подобное право по буквальному смыслу закона предоставлено лишь прокурору, следователю, органу дознания, дознавателю (ч. 4 ст. 21) и адвокату (ч. 3 ст. 86). Представляется, что по аналогии с ч. 4 ст. 21 суд также может делать и запросы о предоставлении ему необходимых сведений.

Аналогия права применяется лишь в крайних случаях, когда нет уголовно-процессуальной нормы, подходящей для применения по аналогии закона. Тогда для урегулирования возникающих в процессе отношений могут применяться непосредственно общие начала уголовно-процессуального права. Примером широкого применения аналогии права в уголовном процессе могут служить многие решения Конституционного Суда РФ, которыми пробелы в законодательстве, вызванные признанием неконституционными ряда норм УПК, заполнены с помощью интерпретации общих правовых положений и принципов, содержащихся в Конституции РФ и нормах международного права.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Уголовный процесс»

на тему «Система источников уголовно-процессуального права России»

Специальность 030501.65 Юриспруденция

ВОПРОСЫ В ХОДЕ ЗАЩИТЫ:

Выполнила

Брюханова Ольга Вячеславовна

(фамилия, имя, отчество,

права и экономики, 2009 г. н., ЮЗС – 491, заочная форма обучения

факультет, год набора, учебная группа, форма обучения)

Научный руководитель

(ученая степень

(ученое звание), фамилия, инициалы)

К защите________________________________

(допускается, не допускается)

(дата, подпись научного руководителя, фамилия, инициалы)

Оценка

Дата защиты

Регистрационный №

Омск 2011

Введение………………………………………………………………………….3 — 5

I. Понятие источников уголовно-процессуального права и роль Конституции РФ в их формировании…………………………………………………………..6 — 7

II. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации как основной источник уголовно-процессуального права и его характеристика………………………………………………………………….8 — 13

III. Иные федеральные нормативные правовые акты и их применение……14 — 19

Заключение…………………………………………………………………….20 — 21

Список использованной литературы…………………………………………22 — 23

Введение

В последнее время со сменой приоритетов государственной политики, ее целевой направленности произошло изменение официальной идеологии публичной власти, провозглашение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, а главной задачей государства — их признание, соблюдение и защита (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данные процессы демократических преобразований и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество предопределили необходимость обновления уголовно-процессуального законодательства и приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни российского общества, а также принятие и вступление в силу с 22 ноября 2001 г. нового УПК Российской Федерации вызвали необходимость обращения к одной из основных проблем уголовно-процессуальной теории – всестороннему исследованию источников права.

Источники уголовно-процессуального права — это те нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения. В отличие от многих других областей общественных отношений сфера уголовного судопроизводства регулируется только законом. Нормы уголовно-процессуального закона регламентируют деятельность суда по осуществлению судебной власти в сфере уголовного судопроизводства, определяют права и обязанности прокуроров, следователей, дознавателей, органов дознания, обвиняемых, потерпевших, защитников и других субъектов уголовно-процессуальных отношении.

Источниками уголовно-процессуального права являются Конституция и федеральный закон. Высшую ступень в иерархии федеральных законов — источников уголовно-процессуального права — занимает вслед за Конституцией РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ. При этом Конституцией принятие уголовно-процессуального законодательства отнесено к ведению Российской Федерации.

В уголовно-процессуальном законодательстве существуют некоторые проблемы. Например, уголовно-процессуальное законодательство многих цивилизованных государств строится в соответствии с принципами и нормами международного права. Для России же такая постановка вопроса является новой, что порождает массу споров в теории уголовного процесса и трудностей в правоприменительной практике.

Также для юридической науки и правоприменительной деятельности важное значение имеет определение юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, ведомственных нормативных актов по вопросам применения уголовно-процессуальных норм и степени обязательности таких документов. Сегодняшняя российская юридическая доктрина позволяет по-новому взглянуть на проблему законодательного закрепления судебного прецедента как источника уголовно-процессуального права.

Таким образом, исключительная важность разрешения возникших в последнее время проблем относительно источников российского уголовно-процессуального права, необходимость их теоретического осмысления и недостаточно отвечающая потребностям практики степень их изученности определяют актуальность исследования.

Степень исследованности проблемы. Проблема источников уголовно-процессуального права является частью более общей теоретической проблемы — источников права в целом.

Цель работы состоит в исследовании и всестороннем анализе источников уголовно-процессуального права России.

Задач работы: дать понятие источников уголовно-процессуального права и определить их характеристики; ·дать общую характеристику уголовно-процессуальных норм; выяснить значение постановлений Верховного и Конституционного Суда РФ, а также приказов Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства

  1. Понятие источников уголовно-процессуального права и роль Конституции РФ в их формировании

Источники уголовно-процессуального права — это внешние формы выражения уголовно-процессуальных норм, выработанные в процессе осуществления уголовного судопроизводства и закрепленные органами государственной власти при выполнении возложенных на них функций в законодательной, исполнительной и судебной сферах, а также сложившиеся в практике международного сотрудничества в области уголовного правосудия и защиты прав человека и гражданина.

В отличие от ряда других отраслей права, источниками уголовно-процессуального права являются только законы. Никакие иные нормативные акты не могут регулировать уголовно-процессуальные отношения. При этом в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы уголовно-процессуального права могут регулировать только федеральные законы. Субъекты Федерации принимать уголовно-процессуальные законы не вправе.

Важнейшим источником уголовно-процессуального права является Конституция РФ. Она имеет прямое действие и преимущественную юридическую силу по отношению к другим законам. Это касается и Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Конституция регламентирует целый ряд важнейших вопросов уголовно-процессуального права. В частности, в Конституции названы важнейшие принципы, нашедшие отражение в Уголовно-процессуальном кодексе: принципы законности (ст. ст. 4, 15), осуществления правосудия только судом (ст.

Тема 1. Уголовно-процессуальное право

118), уважения чести и достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 45), неприкосновенности жилища (ст. 25), тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), презумпции невиновности (ст. 49), состязательности (ст. 123), обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др. Конституция РФ предусматривает и ряд других норм, нашедших отражение в Уголовно-процессуальном кодексе.

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.1

II. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации как основной источник уголовно-процессуального права и его характеристика.

Высшую ступень в иерархии законов – источников уголовно — процессуального права – вслед за Конституцией РФ занимает УПК. При этом конституция РФ относит принятие уголовно – процессуального законодательства к ведению Российской Федерации.

Как свидетельствует исторический опыт, российский уголовно — процессуальный закон обычно не только воспроизводил конституционное положение, но развивал их, конкретизировал, детализировал, предусматривал механизм их реализации в процессе судопроизводства. В своих статьях он отражал все относящиеся к уголовному процессу конституционные нормы, поэтому вопрос о прямом действии последних не вставал.

В настоящее время сложилась иная ситуация. Во – первых, принцип прямого действия Конституции РФ провозглашен последний со всей определенностью (ч.1 ст.15). Во – вторых, Конституция РФ в отличие от ранее действовавших содержит немало решений конкретных процессуальных вопросов. Всё это обуславливает не только целесообразность, но и необходимость прямого действия ее норм. Уголовно-процессуальные нормы являются разновидностью правовых норм, они обладают всеми свойствами, присущими нормам права, но вместе с тем имеют определенные особенности, присущие нормам именно данной отрасли права.

Прежде всего, уголовно-процессуальные нормы имеют процедурный характер. Они определяют порядок деятельности определенных органов государства, порядок реализации прав участников процесса. Сами права и обязанности участников процесса формулируются в виде определенной процедуры их реализации. Эта процедура обязательна для всех участников производства по делу, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения и иных участников, не представляющих ни сторону защиты, ни сторону обвинения.2

Исходя из этого, нужно признать, что уголовно-процессуальные нормы выполняют регулятивные (правоустанавливающие) функции и порождают правоотношения, связанные с применением уголовной ответственности. Такая ответственность возникает при наличии определенных юридических фактов — преступлений, которые и порождают эти правоотношения. Но, возникнув, эти правоотношения отражают охранительные функции уголовно-процессуальных норм.

Однако любая процессуальная норма носит двусторонний характер. Предусматривая право одного участника уголовно-правового отношения, она одновременно обозначает и обязанность другого участника. Это позволяет говорить и о представительно-обязывающем характере уголовно-процессуальных норм.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Источники гражданского процессуальногоправа (2)

    Реферат >> Государство и право

    процессуальногоправа, относится и системаисточников гражданского процессуальногоправа. Система гражданского процессуальногоправа как и всякая система … иные правила судопроизводства, чем гражданским процессуальным или уголовнопроцессуальным законом РФ …

  2. Админимтративно-процессуальноеправо

    Реферат >> Государство и право

    … Предмет административно-процессуальногоправа как самостоятельной отрасли российского права. 6 3. Система административно-процессуальногоправа. 8 4. Источники административно-процессуальногоправа. 9 5. Взаимодействие административно-процессуальногоправа

  3. Понятие свидетеля в российском уголовнопроцессуальномправе. Система его прав и обязанностей

    Реферат >> История

    Понятие свидетеля в российском уголовнопроцессуальномправе. Система его прав и обязанностей. Свидетель — … показаний свидетеля в уголовном судопроизводстве России Если определять показания … на роль производного источника доказательства данного вида …

  4. Понятие, предмет, метод, источники и система административно-процессуальногоправа. Понятие и структура административного процесса

    Лекция >> Право, юриспруденция

    … и метод административно-процессуальногоправа. 2. Источники административно-процессуальногоправа. 3. Система административно–процессуальногоправа. 4. Понятие, … источников административно-процессуальногоправа, отражающих полномочия Президента России

  5. Изучение и анализ источников арбитражно-процессуальногоправа

    Закон >> Государство и право

    … 2. Виды источников арбитражно-процессуальногоправа. 2.1. Законы как источники арбитражного процессуальногоправа: 2.1.1. Конституция … основы судебной системыРоссии, второй определяет … отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 2 2 января …

Хочу больше похожих работ…

Источники уголовно-процессуального права.

Вопрос 4. Источники уголовно-процессуального права.

Понятие уголовно-процессуального закона.

Исходя из буквального толкованияст. 1 УПКпорядок производства по уголовным делам определяется только законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. К числу законов, устанавливающих порядок уголовного судопроизводства, относятся Конституция РФ, основанный на ней УПК и некоторые другие федеральные законы.

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15), поэтому и в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативные акты высшей юридической силы.

2. УПК состоит из 6 частей, 19 разделов, 477 статей. В части 1 «Общие положения» изложены нормы, действующие на всех стадиях процесса. Это нормы, в которых выражены назначение, принципы уголовного судопроизводства, указаны основные права участников процесса, правила о доказательствах и доказывании, определены основания избрания мер пресечения и выбора конкретного вида этих мер. Часть вторая регламентирует досудебное производство, а часть третья — судебное производство. В части четвертой содержатся нормы, регулирующие особый порядок уголовного судопроизводства. Часть пятая устанавливает порядок международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В шестой части регламентируется порядок применения бланков процессуальных документов.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.

4. Другие законы в системе источников уголовно-процессуального права (о прокуратуре, о милиции) также регулируют уголовно- процессуальные отношения, но в значительно меньшем объеме. В основном им присущ свой предмет правового регулирования, например правовое положение судьи.

Подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, не содержат уголовно-процессуальных норм. Приказы, указания, инструкции руководителей министерств и ведомств могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, использования криминалистической техники, кадровых вопросов, но не могут изменять, дополнять уголовно-процессуальный закон.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способствуют правильному применению закона, по которому дано разъяснение, всеми органами государства и должностными лицами. Однако они могут лишь разъяснять нормы, но не создавать их.

Несколько иначе решается вопрос о том, содержат ли уголовно-процессуальные нормы постановления Конституционного Суда. В соответствии со ст. 6 ФКЗ о Конституционном Суде РФ решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ.

Иными словами, органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, при разрешении дел должны руководствоваться не положениями статей закона, по которым было принято решение о признании их не соответствующими Конституции РФ, а предписаниями, установленными в постановлении Конституционного Суда РФ.

Уголовно-процессуальный закон — это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, регулирующий порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, деятельность участников уголовного судопроизводства и складывающиеся в сфере этой деятельности общественные отношения, направленные на осуществление задач уголовного судопроизводства.

Таким образом, источником уголовно-процессуального права является закон.

Закон, однако, понятие неоднородное. В соответствии со ст. 4,5 и 76 Конституции РФ, как известно, необходимо различать Конституцию РФ и федеральные законы, а также конституции республик, уставы и законодательство других субъектов Федерации. Конституция РФ и федеральные законы действуют на всей территории России. Регламентация уголовного судопроизводства допускается только актами этого уровня. Издаваемые в субъектах Федерации законодательные акты делать этого не должны.

Из всей суммы федеральных законов по вопросам уголовного судопроизводства следует, разумеется, выделить особо Конституцию РФ, ибо она имеет высшую юридическую силу и, как принято говорить, занимает вершину иерархической лестницы нормативных актов. Она имеет прямое действие. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.

Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в главах 2 и 7, которые посвящены правам и свободам человека и гражданина, а также судебной власти. Эти предписания содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом.

Основные свойства уголовно-процессуального закона суть следующие:

1) уголовно-процессуальный закон — это обладающий высшей юридической силой акт законодательной власти российского государства;

2) он регулирует процедуру уголовного судопроизводств, т.е. порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях;

3) этот акт регламентирует также деятельность участников уголовного судопроизводства, равно как и соответствующие этой деятельности общественные отношения между субъектами уголовно-процессуальных прав и обязанностей;

4) уголовно-процессуальный закон направлен на осуществление задач уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальными законами установлен единый порядок судопроизводства, обязательный по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 199;

Исходя из буквального толкования ст. 1 УПК поря–док производства по уголовным делам определяется только законами, общепризнанными принци–пами и нормами международного права и меж–дународными договорами. К числу законов, уста–навливающих порядок уголовного судопроизводства, относятся Конституция РФ, основанный на ней УПК и некоторые другие федеральные законы.

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри–тории Российской Федерации (ст.

Понятие, значение и виды источников уголовно-процессуального права

15), поэтому и в уго–ловном процессе конституционные нормы могут при–меняться непосредственно как нормативные акты высшей юридической силы.

2. УПК состоит из 6 частей, 19 разделов, 477 ста–тей. В части 1 «Общие положения» изложены нормы, действующие на всех стадиях процесса. Это нормы, в которых выражены назначение, принципы уголов–ного судопроизводства, указаны основные права участников процесса, правила о доказательствах и доказывании, определены основания избрания мер пресечения и выбора конкретного вида этих мер. Часть вторая регламентирует досудебное производ–ство, а часть третья – судебное производство. В ча–сти четвертой содержатся нормы, регулирующие осо–бый порядок уголовного судопроизводства. Часть пятая устанавливает порядок международного сотруд–ничества в сфере уголовного судопроизводства. В шестой части регламентируется порядок примене–ния бланков процессуальных документов.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до–говоры РФ являются составной частью ее право–вой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Применительно к уголовному судопроизводству это означа–ет, что если международным договором РФ уста–новлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного дого–вора.

4. Другие законы в системе источников уголов–но-процессуального права (о прокуратуре, о милиции) также регулируют уголовно-процессуальные отноше–ния, но в значительно меньшем объеме. В основном им присущ свой предмет правового регулирования, например правовое положение судьи.

Подзаконные нормативные акты, в том числе ве–домственные, не содержат уголовно-процессуальных норм. Приказы, указания, инструкции руководителей министерств и ведомств могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, исполь–зования криминалистической техники, кадровых во–просов, но не могут изменять, дополнять уголовно-процессуальный закон.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способ–ствуют правильному применению закона, по которому дано разъяснение, всеми органами государства и должностными лицами. Однако они могут лишь разъяснять нормы, но не создавать их.

Несколько иначе решается вопрос о том, содер–жат ли уголовно-процессуальные нормы постанов–ления Конституционного Суда. В соответствии со ст. 6 ФКЗ о Конституционном Суде РФ решения Кон–ституционного Суда РФ обязательны на всей тер–ритории РФ.

Иными словами, органы и должностные лица, осу–ществляющие уголовное судопроизводство, при раз–решении дел должны руководствоваться не положе–ниями статей закона, по которым было принято решение о признании их не соответствующими Кон–ституции РФ, а предписаниями, установленными в по–становлении Конституционного Суда РФ.

В отличие от ряда других отраслей права, источниками уголовно-процессуального права являются только законы. Никакие иные нормативные акты не могут регулировать уголовно-процессуальные отношения. При этом в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы уголовно-процессуального права могут регулировать только федеральные законы. Субъекты Федерации принимать уголовно-процессуальные законы не вправе.

Важнейшим источником уголовно-процессуального права является Конституция РФ. Она имеет прямое действие и преимущественную юридическую силу по отношению к другим законам. Это касается и Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Конституция регламентирует целый ряд важнейших вопросов уголовно-процессуального права. В частности, в Конституции названы важнейшие принципы, нашедшие отражение в Уголовно-процессуальном кодексе: принципы законности (ст. ст. 4, 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), уважения чести и достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 45), неприкосновенности жилища (ст. 25), тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), презумпции невиновности (ст. 49), состязательности (ст. 123), обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др. Конституция РФ предусматривает и ряд других норм, нашедших отражение в Уголовно-процессуальном кодексе.

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.

Вторым по значению источником уголовно-процессуального права является Уголовно-процессуальный кодекс РФ — основной законодательный акт, комплексно регламентирующий уголовно-процессуальные отношения.

Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Впервые в уголовно-процессуальном законодательстве появилась норма, регулирующая соотношение приоритетности внутреннего уголовно-процессуального законодательства России и международных актов. Прежде всего установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Однако следует иметь в виду, что речь идет не о всякой норме международного права, а лишь об общепризнанных принципах и нормах международного права, а также о международных договорах Российской Федерации. Такой договор должен быть подписан полномочным представителем Российской Федерации, а затем ратифицирован Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

В этом случае при противоречии между нормами международного договора РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ применяются правила международного договора.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Специального рассмотрения заслуживает вопрос о правовой природе постановлений и определений Конституционного Суда РФ.

Обязательность решений Конституционного Суда несколько сближает их с законами, которые также обязательны для исполнения всеми на всей территории РФ.

Прежде всего компетенция Конституционного Суда, как видно из ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, распространяется на толкование законов и установление их соответствия Конституции, а не на издание самих законов или иных нормативных актов.

Издавая общеобязательные постановления, Конституционный Суд определяет судьбу актов или их отдельных положений, признанных им неконституционными. В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции эти акты или их части утрачивают силу.

Не будучи вправе принять позитивное решение и создать новую норму взамен признанной не соответствующей Конституции, Конституционный Суд признавал в ряде случаев необходимым, чтобы этот вопрос был решен Федеральным Собранием РФ.

Сказанное выше дает основание для вывода о том, что решения Конституционного Суда РФ не могут быть признаны источниками права вообще и уголовно-процессуального права в частности.

Уголовно-процессуальные нормы являются разновидностью правовых норм, они обладают всеми свойствами, присущими нормам права, но вместе с тем имеют определенные особенности, присущие нормам именно данной отрасли права.

Прежде всего уголовно-процессуальные нормы имеют процедурный характер. Они определяют порядок деятельности определенных органов государства, порядок реализации прав участников процесса. Сами права и обязанности участников процесса формулируются в виде определенной процедуры их реализации. Эта процедура обязательна для всех участников производства по делу как со стороны защиты, так и со стороны обвинения и иных участников, не представляющих ни сторону защиты, ни сторону обвинения.

Исходя из этого, нужно признать, что уголовно-процессуальные нормы выполняют регулятивные (правоустанавливающие) функции и порождают правоотношения, связанные с применением уголовной ответственности. Такая ответственность возникает при наличии определенных юридических фактов — преступлений, которые и порождают эти правоотношения. Но, возникнув, эти правоотношения отражают охранительные функции уголовно-процессуальных норм.

Однако любая процессуальная норма носит двусторонний характер. Предусматривая право одного участника уголовно-правового отношения, она одновременно обозначает и обязанность другого участника. Это позволяет говорить и о представительно-обязывающем характере уголовно-процессуальных норм.

По методу правового регулирования уголовно-процессуальные нормы можно подразделить на три вида.

Нормы, предоставляющие участникам уголовного судопроизводства определенные права, которыми они могут воспользоваться (но могут и не воспользоваться, в зависимости от их усмотрения), называются управомочивающими. К их числу относятся, в частности, право на обжалование приговора, право на отвод судей, право на заявление ходатайств и т.д.

Нормы, предусматривающие обязательный определенный вид поведения, называются обязывающими. К их числу относятся обязанность обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде подписки о невыезде, находиться в том населенном пункте, в котором ему предписано, обязанность судьи подписать приговор, обязанность сторон выполнять указания председательствующего и т.д.

Нормы, обязывающие не совершать каких-либо действий, называются запрещающими. К их числу относятся запрещение свидетелю давать ложные показания, запрещение задавать наводящие вопросы при допросе, запрещение одновременной проверки на месте показаний нескольких лиц и др.

Как и все нормы права, уголовно-процессуальные нормы имеют трехчленную структуру.

Источники уголовно-процессуального права

Они включают гипотезу, т.е. условия применения нормы, диспозицию, в которой сформулировано содержание нормы, и санкцию, предусматривающую последствия неисполнения предписания, содержащегося в диспозиции.

Гипотезой может быть юридический факт, который порождает правоотношение. Например, совершение преступления обязывает соответствующие органы возбудить уголовное дело.

Санкции в уголовном процессе достаточно разнообразны. Они могут выражаться в принуждении (изменение меры пресечения в связи с попыткой обвиняемого скрыться), в денежном взыскании (денежное взыскание за нарушение порядка в судебном заседании).

Действие настоящего Кодекса распространяется на всю территорию РФ. Если деяние является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом РФ и досудебное или судебное производство проводится надлежащими органами Российской Федерации, то такое производство осуществляется по нормам УПК РФ.

Если виновный осужден иностранным судом, но в соответствии с международным договором передается для отбывания наказания в Российской Федерации, то передача его осуществляется на основе раздела XVIII УПК РФ.

Сложнее решается вопрос о действии Уголовно-процессуального кодекса во времени.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

На практике часто дата введения в действие закона определяется самим законодателем индивидуально для каждого закона. Дата введения в действие небольших по объему законов указывается в специальной статье в конце закона. При принятии крупных законов и кодексов издается самостоятельный закон, например Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

fibradecor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *